Композитор ц кюи написать сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, но остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.
Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке. Впрочем, как сказать – с юности, скорее — с младенческих лет: ему и пяти-то не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши. Когда ему исполнилось десять, его стала обучать музыке старшая сестра.
В 1851-м году, когда будущему композитору было всего шестнадцать, Цезарь поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив в 1857-м году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. Именно в Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, а также и с остальными членами русской пятерки.
19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года. Она скончалась в 1899.
Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу.
Продолжение краткой истории жизни и творчества Ц.А. Кюи.
Влияние
В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.
Портрет Ц.А. Кюи
Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.
Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.
Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.
Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.
Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.
Талантливая личность, как правило, талантлива не только в одной сфере человеческой деятельности. Цезарь Антонович Кюи сочинял прекрасную музыку, писал критические статьи, развивавшие музыкальную теорию. Работы генерала по фортификации обогатили военно-инженерную науку.
Музыкальное детство
Ц. А. Кюи появился на свет в 1835 году 18 января. Отец Антон Леонардович в 1812 г. воевал против России. При отступлении наполеоновских войск офицер остался в Вильно, где впоследствии преподавал в гимназии французский язык и играл на органе в костёле во время богослужения. Мать Юлия Гуцевич была дочерью знаменитого в Литве архитектора Лаврентия Гуцевича.
При рождении будущего композитора окрестили по-католически Cesarius—Benjaminus. Младенец стал 5 ребёнком Антона и Юлии. Кроме Цезаря в семье росли ещё 3 брата и сестра.
Начальные уроки фортепианной игры Кюи получил от сестры в десятилетнем возрасте. Затем последовали занятия с музыкантами Дио и Германом. Первое произведение – мазурку в тональности соль минор – подросток написал в 14 лет. Но серьёзное музыкальное образование Цезарь обрёл под кураторством Станислава Монюшко. В течение семи месяцев польский композитор учил юношу теории музыки и законам гармонии. К 15 годам Цезарь написал 6 песен, мазурку, увертюру, несколько ноктюрнов и романсов без слов.
Цезарь Кюи в молодости
Даты и события
Антон Кюи одобрял увлечение сына музыкой, но настаивал на получении профессии, дающей финансовое благополучие и обеспечивающей солидное общественное положение. Цезарь уезжает в столицу, чтобы получить специальность военного инженера.
Основные события жизни:
Семья и дети
В доме композитора А. С. Даргомыжского Кюи познакомился с Мальвиной Бамберг. Девушка, обладая хорошим голосом, брала уроки пения у Александра Сергеевича и мечтала о выступлениях на сцене императорских театров.
Жена — Мальвина Рафаиловна
Молодые люди полюбили друг друга. Бракосочетание состоялось 19 октября 1958 г. в санкт-петербургской лютеранской церкви святой Анны. Венчание прошло скромно в присутствии немногочисленных друзей. Вместе супруги прожили 41 год. В 1899 г. Мальвина Рафаиловна скончалась.
В семье родилось двое детей – мальчик и девочка. Сын появился на свет 24 мая 1870 г. Александр Цезаревич служил в распорядительном департаменте Правительствующего Сената, произведён в чин действительного статского советника. Дочь Лидия родилась 19 мая 1872 г. Девушка вышла замуж 13 апреля 1903 г. за губернского секретаря Бориса Викторовича Аморетти, служившего в Кабинете Его Императорского Величества помощником делопроизводителя.
Творческое наследие Кюи
Композитор Цезарь Кюи
Цезарь Антонович Кюи
18 января (6-го по ст. ст.) 1835 года в семье офицера наполеоновской армии, оставшегося навсегда в России, и виленской дворянки родился младший сын Cesarius-Benjaminus, в будущем – его высокопревосходительство Цезарь Антонович Кюи, генерал инженерных войск, кавалер трех орденов Св. Станислава, трех орденов Св. Анны, трех орденов Св. Владимира, орденов Белого Орла и Св. Александра Невского.
Цезарь Антонович Кюи
Цезарь Кюи не был боевым офицером русской армии. Но в сражениях на полях отечественного музыкального искусства он неоднократно проявлял себя как неукротимый боец, рыцарь, если и не всегда без упрека, то без страха точно.
На премьеры своих сочинений, а тем более на концерты, которым он затем посвящал газетные заметки, нередко весьма острые, Кюи являлся в военной форме, что лишь усиливало когнитивный диссонанс, и без того существовавший между участниками кружка с одной стороны и консерваторией, дирекцией императорских театров и Российским музыкальным обществом с другой.
Не случайно в одной из газет того времени появилась пародирующая картину Жан-Леона Жерома карикатура, изображавшая Кюи в виде римского императора, с надписью:
Карикатура на Кюи
Творческая плодовитость Кюи потрясает воображение: его перу принадлежит более шестисот музыкальных произведений (из которых четырнадцать – оперы), не говоря уже о рецензиях и статьях о музыке, числом около восьмисот, опубликованных с 1864 по 1900 год.
Невероятно! Как он мог успевать все это? Одно из двух: либо в XIX веке в сутках было вдвое больше часов, либо… что-то не так с нашими представлениями о том, что технический и социально-экономический прогресс высвобождает время, которым человек может более рационально распорядиться на благо общества и своего таланта. Представьте себе неимоверное количество бумаг, какое пришлось бы сегодня регулярно заполнять заведующему трех вузовских кафедр: боюсь, ему было бы не до творчества…
Цезарь Кюи в молодости. Фото из книги Ц. А. Кюи, “Избранные статьи”
Возможно, кому-то, глядящему издалека на славное прошлое нашей музыкальной культуры, кажется, что гениальных русских композиторов записывали в классики чуть ли не с пеленок.
Между тем, когда в 1856 году Цезарь Антонович Кюи, в ту пору слушатель Николаевской инженерной академии, познакомился с недавним вольнослушателем математического факультета Казанского университета, Милием Алексеевичем Балакиревым, первому шел двадцать первый год, а второму и вовсе было девятнадцать.
Встреча будущих столпов русской музыкальной классики состоялась на одном из популярных тогда вечеров камерной музыки. Между Балакиревым и Кюи произошел такой диалог (ну или примерно такой):
Балакирев: – Никогда не слыхал про такую. Может быть, у вас есть клавираусцуг?
Кюи: – Чего нет, того нет. Но я имею честь быть знакомым с самим паном Монюшко. В Вильно я целых полгода брал у него уроки гармонии.
Балакирев: – О, так вы композитор?
Кюи: – Как вам сказать… Учусь-то я на военного инженера, но очень люблю музыку. А вы случайно не сочиняете?
Балакирев: – О да! Михаил Иванович перед своим отъездом на жительство за границу очень мне советовал развивать в творчестве все наше, национальное.
Кюи: Что вы говорите! Как бы я хотел послушать, что у вас получается. Я вот тоже… мазурку сочинил.
В. В. Стасов на портрете кисти Ильи Репина: таким он стал в 80-х годах
Цезарь Антонович Кюи
За период своей активной критической деятельности он написал несметное количество статей, посвященных участникам балакиревского кружка и вообще композиторам, чье творчество он считал прогрессивным.
И действительно добивался поставленной цели – признания, в том числе официального, значимости этих фигур, исполнения их музыки, постановки опер.
Это письмо произвело на русскую музыкально-театральную общественность впечатление столь сильное, что посыпались частные пожертвования и необходимая сумма была очень быстро собрана. Согласитесь: поступок, достойный глубокого уважения.
После консерваторцев следующей любимой мишенью Цезаря Антоновича была итальянская опера.
Занятно, что этот взгляд на итальянскую оперу был впоследствии усвоен советским музыкознанием, и что греха таить – до сих пор находит своих приверженцев.
Не щадил Кюи и немцев:
Классиков тоже не жаловал:
Ц. А. Кюи, с портрета К. Маковского
Доставалось от него и французам:
Впрочем, подобная необъективность критики являлась одной из примет того времени: отечественная культура росла как на дрожжах, вскипала и пенилась то преувеличенными восторгами, то непримиримой полемикой.
Теперь самое время поговорить о том, что представлял собой Кюи как композитор. И здесь нас ожидает ряд сюрпризов. Первый из них заключается в том, что того легко опознаваемого русского национального начала, за которое Кюи так страстно ратовал в своих критических статьях, в его музыке гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Очень мало в ней и признаков дилетантизма. В собственном творчестве Кюи – музыкант-европеец, причем весьма мастеровитый.
К сожалению, записи этой оперы Кюи я не нашел, только клавир. Что ж, можно сыграть и на рояле.
Это впоследствии стало Мусоргским:
А это – и вовсе их совместным мальчиком для битья Чайковским:
Таковы парадоксы композиторской фортуны. Многих из тех, кто вносит заметный вклад в развитие музыкального языка, она определяет во второй и третий ряд, отводя их творчеству роль музыкального фона эпохи. Но разве возможна без этого фона реализация других – тех, кому история предоставляет место в первом ряду?
Кюи, Прелюдия gis-moll. Op.64 Исполняет Джеффри Бигль:
Жаль, кстати, что эти 25 прелюдий 1903 года, по музыке очень живые и выразительные, редко привлекают внимание пианистов. А могли бы украсить их репертуар.
А из всего обширного оперного наследия Кюи самыми востребованным, причем не только в России, материалом станут его детские оперы, написанные подчеркнуто простым, но милым языком.
Уход с исторической сцены больших оперных полотен Кюи вполне объясним особенностями его дарования, по преимуществу камерно-лирического.
Неудивительно поэтому, что в музыкальной практике сохранились, в основном, его фортепианные и скрипичные миниатюры, несколько хоров и, конечно же, романсы, среди которых встречаются настоящие шедевры.
Цезарь Антонович Кюи пережил всех своих сверстников – музыкальных друзей и противников.
Он застал события, наступлению которых – тоже парадокс, но уже не композиторской фортуны, а несентиментальной истории – в немалой степени способствовала страстная романтическая проповедь русской интеллигенции.
82-летний, практически ослепший генерал Кюи в ноябре 1917 года пишет М. С. Керзиной, основательнице Кружка любителей русской музыки в Москве:
Через 4 месяца Кюи скончался. От кровоизлияния в мозг. Что ж, все могло закончиться намного хуже, например, вот так:
Борис Кустодиев, “Октябрь в Петрограде”, 1927 год, холст, масло
Андрей Тихомиров
Композитор и музыкальный эссеист.
В своих статьях предлагает оригинальный взгляд на творчество различных композиторов прошлого и нашего времени, а также отстаивает собственную концепцию современности музыкального языка.
Имя при рождении | Цезарий-Вениамин Кюи |
Дата рождения | 6 (18) января 1835 |
Место рождения | Вильна, Российская империя |
Дата смерти | 26 марта 1918 (83 года) |
Место смерти | Петроград |
Похоронен | · Тихвинское кладбище |
Страна | Российская империя |
Профессии | инженер-генерал композитор |
Инструменты | фортепиано |
Жанры | опера |
Коллективы | Могучая кучка, Беляевский кружок |
Биография
Родился 6 января 1835 года в городе Вильна (современный Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненный в 1812 году под Смоленском во время Отечественной войны 1812 года, обмороженный, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России. В Вильне Антон Кюи, женившийся на Юлии Гуцевич, дочери знаменитого литовского архитектора Лауринаса Гуцявичюса, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Цезарь Кюи общался на французском, с другими членами семьи на литовском либо на польском, а с братьями-гимназистами с 5 лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824—1909), стал впоследствии известным архитектором.
В возрасте 5 лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильне Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся всего семь месяцев.
В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в прапорщики. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.
Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1906 году Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала.
Ученики профессора Кюи
- Цесаревич Николай, будущий император Николай II
- Великие князья: Сергей Александрович, Александр Александрович, Николай, Михаил, Георгий и Сергей Михайловичи, Пётр Николаевич
- герцоги Г. Г. Макленбург-Стрелицкий и М. М. Макленбург-Стрелицкий
- Принц Сиама Чакрабон и его адъютант Найпум
- Яблочков П. Н, русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель
Цезарь Кюи участвовал в Беляевском кружке. В 1896—1904 годах Кюи — председатель Дирекции Санкт-петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества, а в 1904 г. — его почётный член.
Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 г. его прах перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
В Харькове именем Цезаря Кюи названа улица.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
- 1867—1868 — доходный дом Синебрюховой — Гагаринская набережная (ныне — набережная Кутузова), 16, кв. 11
- 1891 — 26.03.1918 года — доходный дом Степанова — набережная реки Фонтанки, 38.
Музыка
И. Е. Репин. Портрет Ц. А. Кюи
В отдельную рубрику следует выделить музыкальные произведения для детей. Композитор создал ряд разнообразных и разнохарактерных произведений для детей, в которых проявил много простоты, нежности, грации и остроумия:
После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепианной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические — область, самая близкая таланту Кюи; он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи даёт целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические. В позднейший период творчества Кюи стремится выпускать в свет романсы в виде сборников на стихотворения одного и того же поэта (Ришпена, Пушкина, Некрасова, графа А. К. Толстого).
Талант Кюи — более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма; особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Всё грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен он в ритмике, редко обращается к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полёта мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.
Музыкальный критик
Могила Ц. А. Кюи и его супруги Мальвины Рафаиловны на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре(Санкт-Петербург)
Труды по фортификации
Кюи — автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генерального штаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.
Читайте также: