Сообщение о рылееве и гриневе

Обновлено: 04.07.2024

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769—1844)

К творчеству И. А. Крылова, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, школьники обращаются во второй раз.

Впервые в 5 классе они познакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе им предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения.

Поэтому нужно начать с повторения. На уроке может быть и викторина на основе ранее изученных басен. (Откуда слова. Какой герой и из какой басни так поступает. Какая басня начинается такими словами. Какая басня заканчивается такими словами. Как можно объяснить мораль басни. И т. д.) Повторить знание терминов: аллегория, басня, эзопов язык, иносказание.

На этом уроке можно использовать иллюстрации разных художников и по иллюстрациям предложить определить, к какой они басне.

Важной стороной урока может быть и напоминание о других баснописцах (Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве). Об этом расскажет учитель или заранее подготовленные учащиеся. Если материала окажется много, то разговор этот можно продолжить на уроке развития речи или уроке внеклассного чтения.

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
(1795—1826)

На предыдущем уроке целесообразно дать задание школьникам по группам — одни подготовят рассказ о Рылееве, другие — историческую справку о событиях XVI века, борьбе с Кучумом, третьи — об иллюстрациях, четвертые — о жанре думы, пятые — о преданиях и песнях о Ермаке.

Первый раз чтение думы берет на себя учитель, затем отрабатывают чтение учащиеся, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, проводят словарную работу. Дома школьники готовят рассказы о писателе, читают историческую справку, готовят выразительное чтение думы.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799—1837)

Поэтому есть необходимость познакомить учителя с работами, опубликованными в самые последние годы, а также вышедшими в малотиражных изданиях, педагогам практически недоступных. При этом представляется желательным преодолеть бытующее у многих авторов опасение, что их обвинят в несамостоятельности, если они используют оправдавшие себя рекомендации других авторов. На наш взгляд, это неразумная растрата накопленного опыта, который мог бы в совокупности дать типовую модель методических рекомендаций.

Естественно, что при этом многие вопросы и задания в различных методических пособиях могут совпадать, но логика изложения той или иной методической модели не позволяет в ряде случаев избежать дублирования.

2-й урок . Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

3-й урок . Многозначительные обстоятельства встречи с вожатым.

4-й урок . Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка.

5-й урок . Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

7-й урок . Изображение народной войны и ее вождя. Отношение генерала Р. и самозванца к участи девушки-сироты.

10-й урок . Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

12-й урок . Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести.

Данное пособие содержит в себе целевые установки, планы и описание хода уроков, задания учащимся различного типа и материалы лекций для учителя, темы самостоятельных письменных работ и другие полезные методические рекомендации.

1. История создания повести. Жанровое своеобразие произведения. Особенности сюжета и композиции.

2. Образ Гринева. Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века.

3. Образ Пугачева и средства его раскрытия. Изображение пугачевского восстания.

4. Позиции автора и рассказчика.

В статье подробно раскрывается система контрольных вопросов и заданий для их использования на заключительном уроке:

— Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

— Какую роль играет в повести образ Пугачева? Какие черты характера определяют его поведение? Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым?

— Насколько объективно автор показывает в повести Пугачева?

— Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

— В чем привлекательность образа Маши Мироновой? Какие черты характера Маши подчеркивает автор?

При анализе первых пяти глав предлагаются следующие вопросы:

— Как прошли детство и юность Гринева? Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

— Почему по душе пришлась ему жизнь в Белогорской крепости?

— Что же видел и рассказал Гринев о восстании Пугачева и как он отнесся к увиденному?

Вопросы к следующему уроку связаны с содержанием шестой — восьмой глав:

— Какие события и персонажи романа создают представление о размахе и закономерности восстания Пугачева?

— Почему Белогорская крепость так легко была взята Пугачевым?

— Как народ относился к Пугачеву?

На последующих уроках автор предлагает вопросы и задания по сопоставлению образов Гринева и Пугачева:

— Где и когда Гринев впервые увидел Пугачева? Какое впечатление Пугачев на него произвел?

— Выделите основные эпизоды встреч Гринева с Пугачевым, определите характер их взаимоотношений в каждом из этих эпизодов.

— Сделайте вывод о чертах характера Пугачева и Гринева, проявившихся в каждом из этих эпизодов. В чем сила и слабость Пугачева?

— Почему Пугачев после реакции Гринева на калмыцкую сказку посмотрел на него с удивлением и ничего не ответил?

Итоговые вопросы обобщающего характера могут быть такими:

— Что имел в виду Гринев, утверждая, что неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю его жизнь, дали вдруг его душе сильное и благое потрясение? О каком благом потрясении может идти речь?

— Как изменился рассказчик, соприкоснувшись с грандиозными событиями своей эпохи?

При работе над отдельными главами можно использовать вопросы и задания других методистов и учителей, например:

Как раскрываются в романе темы любви и милосердия, чести и бесчестия, историческая тема?

Этими словами можно еще раз подтвердить мысль об отношении Пушкина к родной истории, об историзме его великого творчества.

(Использованы материалы С. Алпатова, В. Аносовой, А. Архангельского, Е. Виноградовой, В. Высоцкой, Л. Гороховской, Е. Комиссаровой, Г. Красухина, Е. Маймина, В. Полухиной, Л. Росляковой, О. Селивановой, Л. Соболева, Б. Турьянской, А. Хадынской.)

— Какой мы видим Машу Миронову в начале повести?

— Почему она отказалась стать женой Швабрина и полюбила Гринева? Как это ее характеризует?

— Как поступила Маша, узнав, что родители Гринева не дали ему согласия на брак с нею?

— Какая перемена происходит в Маше Мироновой в конце повести?

— Что можно сказать об отношении Маши Мироновой к историческим событиям, которые совершаются вокруг нее?

Познакомимся с фрагментами статьи Г. К. Бочарова:

В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Она выросла в деревенской глуши и не получила ни дворянского воспитания, ни большого образования. Так же как и ее родители, Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего значения больших событий, которые совершаются вокруг нее. Восставшие крестьяне ей также кажутся злодеями и разбойниками.

Вопросы для беседы о Савельиче :

— Почему крепостной дядька Савельич вызывает у нас симпатию? Какие высокие качества характера проявляет он в своем отношении к Гриневу? Приведите примеры.

— Почему же крепостной Савельич относится к восставшим крестьянам как к разбойникам и злодеям?

— Какую мы можем дать оценку Савельичу?

Обратим внимание на речь героев: вспомните речь Пугачева, Хлопуши, Гринева, Савельича. Что хочет автор подчеркнуть в каждом герое речью? О чем говорят просторечные слова, пословицы и поговорки?

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Рылеев родился в семье обедневшего дворянина, но, несмотря на чрезвычайно стесненное материальное положение семьи, он учился в элитной военной академии, которую посещали дети высших санкт-петербургских чиновников.

Рылеев участвовал в зарубежных кампаниях 1814 и 1815 годов, во время наполеоновских войн. В 1818 году он ушел в отставку и вскоре заявил о себе в литературных кругах как придирчивый критик, высмеивающий существующие порядки.

С 1823 по 1825 год он вместе с Бестужевым издает популярный журнал "Полярная звезда", в то же время появляются его стихи, полные пафоса, патриотизма и гражданской ответственности: "Исповедь Наливайко", "Гражданское мужество", "Гражданин" и др.

В 1823 годы Иван Пущин познакомил Рылеева с "Северным обществом", члены которого, в основном ветераны наполеоновских войн, выступали за необходимость проведения социальных реформ, за отмену крепостного права и за смену режима: царское правительство планировалось заменить либо демократической республикой, либо конституционной монархией.

Рылеев понимал, что восстание, скорее всего, провалится, а участники будут казнены. Тем не менее он утверждал, что их жертва не будет напрасной, поскольку они выполнят свою главную задачу - смогут "пробудить Россию".

В "Исповеди Наливайко" он так и писал:

zGhxFZLlFP2reGVZBDcKMV2xuIkV1D.jpg

В 1824 году Рылеев становится одним из руководителей Северного общества и ему суждено было сыграть ключевую роль в злополучном восстании и погибнуть на эшафоте.

Память о подвиге этого великого борца за справедливость живет в сердцах потомков до сих пор. Вот так сегодня выглядит предположительное место казни пяти самых влиятельных участников Восстания декабристов:

Основное внимание романа обращено на события частной жизни семей Гринёвых и Мироновых, а исторические события — лишь фон, на котором развивается семейная хроника. Об этом свидетельствует и название романа.

Конечно, эти исторические события не могли не коснуться судеб простых людей.

Характеристика образа Петра Гринёва, главного героя романа, формируется в основном по результатам его поступков, так как повествование ведёт он сам. По этой же причине читателям ничего не известно о его внешности.

Происхождение и воспитание

Молодой дворянин Пётр Андреевич Гринёв — сын богатого помещика, владельца 300 душ крепостных крестьян.

Его детство было типичным для дворянских детей XVIII века, которых ещё до рождения записывали на службу. По протекции близкого родственника и Петруша был записан сержантом в Семеновский полк в Петербурге. Детство героя описано с долей добродушного и тонкого пушкинского юмора.

Характер

Сам Гринёв считает себя не злопамятным: он прощает своему обидчику Швабрину ссору и рану, им нанесённую. Не сомневается он и в своей силе и смелости.

В достижении поставленных целей проявляет упорство и даже упрямство. Молодой офицер — гордый человек, он никогда не позволяет унижать себя, но в то же время гордость не мешает ему признавать свои ошибки и сожалеть о них. Он не считает зазорным для себя просить прощения у преданного слуги Савельича, крепостного крестьянина. Во время разговора с Пугачёвым Гринёв просит не требовать от него действий, противоречащих его чести и совести. Он борется против Пугачёва в войске императрицы Екатерины II, но в то же время испытывает благодарность к самозванцу за его помощь и доброе к нему отношение.

Пётр Гринёв отличается искренностью и не боится говорить правду ни в глаза Пугачёву, ни на суде, ни в отношениях с Машей Мироновой.

Гринёв — человек сердца. Он всегда руководствуется движениями сердца, а не ума. Но от отца унаследовал он чувство долга и сознание своих обязанностей.

Лучшие черты Гринёва проявляются в сложные периоды его жизни, в минуты испытаний — это обусловлено его происхождением и воспитанием. Он наделён здоровым нравственным чутьём, которое даётся человеку от природы и которое способно ограждать его от необдуманных поступков. Оно помогает ему выходить из самых трудных ситуаций с честью. Несмотря на молодость, он вполне оценил красоту и чистоту души Маши Мироновой, её нравственную цельность, хотя Швабрин дал ей нелестную оценку. Пётр легко разобрался в подлой натуре Швабрина, хотя был младше него и не искушён в сложностях человеческих отношений.

Гринёв и Пугачёв

Впервые эти герои романа встречаются случайно в степи во время бурана. Гринёв принимает встречного за бродягу, тот провожает заблудившихся путешественников до ночлега, и в порыве благодарности Гринёв дарит ему свой заячий тулуп.

Новая их встреча произошла уже в Белогорской крепости, где служил Гринёв. Пугачёв, помня проявленную по отношению к нему доброту, отпускает Петра Гринёва из захваченной крепости. При этом дарит Гринёву лошадь и тулуп.

Но вскоре Пётр возвращается в крепость, получив письмо от Маши, в котором она сообщала о том, что Швабрин принуждает её стать его женой. В дороге его останавливают пугачёвцы и приводят к своему главарю. Пугачёв снова помогает Гринёву: отпускает его и Машу, хотя узнаёт, что она дочь капитана Миронова, не присягнувшего ему и казнённого им. Пётр Гринёв понимает, что вместо ненависти он испытывает к разбойнику Пугачёву тёплые чувства, даже сочувствие, так как осознаёт, что своими действиями он губит себя. Свой взгляд на Пугачёва и его действия Пушкин отразил через восприятие этой личности Петром Гринёвым.

Вскоре за дружбу с Пугачёвым Гринёва арестовывают. Ему грозит казнь или вечная ссылка. Екатерина II убеждается в невиновности Гринёва после ходатайства Маши Мироновой и дарит ему свободу.

Гринёв был свидетелем казни Пугачёва — тот узнал его в толпе и кивнул головой.

Вывод

Возможно, описанный с юмором детский период жизни героя мешает адекватно оценить степень его образованности и воспитания. А то, что раньше дети взрослели быстрее — это факт. Притом быстрому возмужанию Петруши способствовала обстановка — пугачёвский бунт, перешедший в настоящую войну казаков, крестьян и многочисленных народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.

Характеристика образа Петра Гринёва может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Гринев младший получил домашнее образование, обучением которого занимался крепостной Савельич. Именно он обучил Петра грамоте. В душе юнца осталось множество военных историй, которые рассказывал его наставник и они отложили огромный отпечаток на будущем парня. Гринев отлично владел французским языком.

В семнадцатилетнем возрасте Петр отправила отдавать долг Отечеству, то есть, на службу. Но ожидания Гринева младшего рухнули, как стена, когда он узнал, что вместо пышной столичной жизни его ждет небольшой город Оренбург. Главной целью отца было не развлечение сына и удовлетворение его прихотей, а то, чтобы он стал настоящим офицером.

Гринев не был ветреным и беззаботным молодым человеком, но иногда совершал странные поступки. Как, например, выпивал с Зуриным и проигрался ему по полоний. Но это послужило хорошим уроком.

В Белогорской крепости, где он служил, сразу со всеми подружился и нашел общий язык. Он даже стал своим человеком в семействе Мироновых. Служба приносила сплошное удовольствие Петру.

Когда была дуэль, читатель видит Гринева как смелого юношу, который готов отстаивать честь и достоинство девушки, к которой не равнодушен. Смелость Петра проявляется еще в том случаи, когда отказывается от присяги на верность самозванцу.

За год жизни в Оренбурге он пережил множество испытаний и трудностей. За это время он вырос, повзрослел, стал настоящим мужчиной. В общем, стал тем, кем и хотел быть, кем хотела его видеть отец. Мужественным и стойким к трудностям, Офицером с большой буквы.

Вариант 2

Сначала читатель видит молодого юношу, обладающего благородством и чувством достоинства, который сам способен принимать решения, он мужественный, отзывчивый и самостоятельный, он чист душой и верен своему классу, так как он дворянин, и конечно же верен государыне. Петр Гринев меняется на глазах читателя. Он из гвардейца, мечтающего лишь о столичных удовольствиях, из наивного юнца превращается в офицера, с умом и мудростью выходящего из затруднительных положений.

Пушкин, выбирая рассказчиком Петра Гринева, не прячется за него, на протяжении всего повествования позиция автора четко прослеживается. Мысли и размышления Гринева заложены в него писателем, и ситуации подобраны так, что Гринев ведет себя именно так, как хочет Пушкин.

В повести как бы происходит слияние мирной жизни обычного, хоть и обладающего особенными личными качествами, человека Петра Гринева и исторических событий. Пушкин хотел показать, что жизнь обычных людей и составляет основу процессов, происходящих в истории.

Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева

Юноша родился в дворянской семье, чьё поместье располагается в Симбирской губернии. Отец его преданно служил Родине и считает это долгом каждого, поэтому сын, будучи даже не рождённым, был записан в Семёновский полк. Андрей Петрович воспитывал Петра как бесстрашного, великодушного и честолюбивого дворянина.

Образованием мальчика, а впоследствии и юноши занимался крепостной Гриневых. Савельчи обучил молодого дворянина некоторым наукам, но больше Петру запомнились истории о войне, сказки. После 12-тилетия образованием мальчика занимался Французский гувернёр, не утруждавший себя в работе, но все-таки обучивший младшего Гринева французскому языку.

В 17 лет юношу отправили на службу в Оренбург, что являлось не очень хорошей перспективой. Однако отец Петра считал службу в армии именно такой - суровой, в которой нет места бездельничеству.

Путешествие в столь отдаленный край действительно изменит жизнь и характер героя, закалит его. К примеру, встретившись в трактире и проиграв солидную сумму денег, главный герой осознаёт реалии мира, стараясь не поддаться влиянию общества и волнению со стороны Савельича, он стоит на своём, отдавая долг и не позволяя принизить своё достоинство, что говорит о просыпающемся честолюбии мальчишки.

Заячий тулуп, отданный, как мы узнаем впоследствии, Пугачеву, представлял большую ценность, но Пётр проявил великодушие и доброту, забыв о жадности.

В Белогорской крепости Гринев не скучал, нашёл новое увлечение и подружился с Мироновыми. Его поведение благоприятно сказалось на отношениях со многими, исключая Швабрина. Разногласия между героями стали предвестником конфликта, дуэли. На ней Пётр вновь показал решимость, желание постоять за себя и близкого человека.

Храбрость и честолюбие герой проявит во время захвата Пугачевым крепости. Пётр откажется служить самозванцу, сохранит честь и достоинство.

Особое место в душе героя занимает Маша Миронова. Безграничная любовь, искренность и желание бескорыстно помогать ей и её семье представляет нам Гринева как чувствительного, доброго и храброго человека, способного на подвиг ради любимых.

Поступки Петра возвышают его в глазах читателя. Он - пример нравственности и чести, присущей немногим людям.

Вариант 4

Образ Петра Гринёва раскрывает главный смысл повести - невозможно стать счастливым человеком, если потерять честь и достоинство. Важно сохранить нравственные принципы в любых обстоятельствах и пронести их через всю жизнь.

Сочинение про Гринева

Главный персонаж романа А.С.Пушкина - юный офицер, которого отец послал служить в крепость. Он порядочный и высоконравственный, молодой юноша.

Детские годы Гринёв провёл в отцовском доме, под наблюдением стремянного. Также его учил и француз, учитель Бопре, какой вскоре запил.

Отец Петра, Андрей Петрович, офицер в отставке, при служении графа Минихе, пристроил его служить в Петербург. А когда наследнику исполнилось семнадцать лет, переменил своё мнение и перевёл в Белогорскую крепость. Там Пётр встретил свою настоящую любовь, простую, стеснительную, привлекательную девушку Марию, которая была дочерью коменданта. Что Гринёв честный и ответственный человек, автор показывает в происшествии, которое произошло по пути замок. Когда Гринёв проиграл у Зурина сто рублей, Гринёв заставил Савельича вернуть долг.

Когда Швабрин обидел Машу, Гринёв не подумав, рискуя потерять свою жизнь, вызывает его на поединок. Под Оренбургом во время службы Петра вспыхнул бунт во главе с Емельяном Пугачевым. Бунтовщики берут крепость и у главного героя возникает выбор, либо оказаться на стороне мятежников, либо смерть. Выбрав сторону чести, Гринёв только случайно не был убит. По пути в замок, Петр от чистой души подарил незнакомому человеку заячий тулуп. Этим человеком оказывается, Пугачев. Но и после всего этого Гринёв не дал Емельяну присягу на верность. По своей милости Пугачёв освобождает Петра с обещанием, что он не пойдёт наперекор ему. Гринев, не захотев давать обещание ответил: " не в моей воле идти против тебя, а когда прикажут делать нечего пойду". Этот ответ мог заставить Емельяна Пугачева передумать, но он отпускает Петра.

В этом произведении Пушкин смог показать изменение Петра Гринева из ветреного, безответственного парнишки в очень стойкого, храброго, мягкосердечного, благородного мужчину, который может отвечать за свои слова и поступки. Во всех непростых и критических обстоятельствах Петр Гринев остаётся преданным своим убеждениям и сумел сберечь те черты, которые привили Пете ещё в детском возрасте. Недаром в конце произведения возникла поговорка " Береги честь смолоду ".

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Петра Гринёва в повести Капитанска дочка

Популярные сегодня темы

Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главным персонажем сказки является принцесса, представленная в образе обычной девушки, оказавшейся в непогоду перед королевским дворцом, выглядевшей не самым лучшим образом.

Без денег невозможно выжить в мире. Они – основа жизни, благополучия, достатка. На деньги покупается как всё самое необходимое, так и предметы роскоши. Финансовое благополучие – часто самое главное, что ценится в людях окружающими

У каждого человека свое любимое занятие, хобби, которое подходит ему по темпераменту и состоянию души и тела. Кто-то очень любит петь, кто-то с удовольствием танцует, кто-то отлично шьет, вяжет

Яков был, действительно, верным…но, видно, не тому человеку. Всё-таки верная служба должна быть вознаграждена. А тут хозяин повел себя подло, за это и получил страшное наказание от всё ещё верного слуги.

Читайте также: