Сообщение о народных музыкантов
Обновлено: 05.07.2024
В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета — песни-плача. Подобную картину можно нарисовать, говоря о фольклоре любого народа.
Богатейшим многоголосием отличается пение казаков — донских, терских, оренбургских. Сибирь, Поволжье, Подмосковье — везде свой оригинальный стиль, свое неповторимое звучание.
Грузинские народные песни исполняются большей частью трехголосными мужскими хорами, в которых особенно выделяется верхний голос, так называемый криманчули, выводящий сложные импровизационные вокальные украшения.
Среди различных стилей совместного пения особенно выделяется многоголосие русских протяжных песен, которое представляет собой высокоразвитую полифонию, получившую в науке название подголосочной. Основной напев свободно разветвляется на самостоятельные голоса — подголоски.
В импровизации — жизнь народного искусства, поэтому никакая письменная запись или исполнение по нотам не может отразить специфику фольклора.
Особую ветвь фольклора составляют эпические песни.
Часто эпические песни исполнялись в сопровождении музыкального инструмента; у многих народов эта традиция жива и поныне. Сказитель — всегда импровизатор. Он и поэт, и певец, и инструменталист, и актер.
В эпической песне повествование неторопливо, обстоятельно, упоминаются многие подробности.
Талантливый певец — это художник, владеющий традицией настолько, что она не сковывает его. Имена лучших мастеров фольклора становятся все более известными, особенно в наше время. Ежегодно из городов в деревни и села отправляются собиратели народной музыки — фольклористы. Их задача — найти людей, которые знают и поют песни, созданные в разные времена: от глубокой древности до наших дней.
Наиболее интересных, талантливых народных музыкантов приглашают выступать на фольклорно-этнографических концертах, которые проводятся в Москве, Ленинграде, Смоленске, Суздале.
Неоднократно в Москве и других городах выступал ансамбль села Афанасьевка Белгородской области. Руководит им выдающийся певец, мастер традиционного пения Ефим Тарасович Сапелкин.
В северной Белоруссии, на Витебщине, есть небольшая деревня Ляховки. Там сохранилась уникальная фольклорная традиция — унисонное обрядовое пение. Специалисты считают, что сложилось оно еще во времена язычества. Записано это пение от четырех женщин-колхозниц: в деревне до сих пор поют древние обрядовые песни. Заводит песню замечательная певица Елена Павловна Пискунова — самый старший член ансамбля.
Еще одна фольклорная традиция — тувинское горловое пение — своеобразная манера пения, когда один певец исполняет мелодию сразу на два голоса. Это так называемое горловое пение распространено у бурят, тувинцев, башкир, алтайцев, а за пределами СССР — у монголов. Мастера этого стиля неоднократно выступали в Москве. Один из них — Дмитрий Очур — владеет всеми приемами этого труднейшего искусства. Учился он у своих сестер и у деда — известного в Туве певца.
Жизнь фольклора продолжается. Молодое поколение участвует в фольклорных коллективах своего села. В городах возникают фольклорные ансамбли, основное ядро которых составляет студенческая молодежь и интеллигенция. Такие ансамбли есть в Прибалтике, в Москве и Ленинграде, в Калинине, Смоленске. В этом — залог сохранения фольклора как живого искусства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.
М. И. Глинка (1804-1857 гг.)
Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.
Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.
А. П. Бородин (1833—1887 гг.)
Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.
Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.
М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)
И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)
Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)
Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.
П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)
Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
Рубрики
Наша Среда online
Вы можете следить за материалами в соц.сетях либо получать их по почте.
О нас
Российское народное инструментальное исполнительство
Состав народных инструментов очень широк и разнообразен, он имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Не раз народные музыкальные инструменты становились объектом глубокого изучения и анализа.
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. В современном инструментоведении в качестве основы получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Согласно данной системе, музыкальные народные инструменты систематизированы в четыре большие группы – духовые, струнные, клавишно-духовые и язычковые и ударные.
Группа духовых инструментов также подразделяется на три подгруппы:
1. Флейтовая, к которой относятся свирель, сопель, кувиклы или кувички.
2. Язычковая, включающая жалейку, брелку, волынку.
3. Мундштучные, в которую входят разновидности рога и рожка.
Группа струнных народных инструментов включает также три подгруппы:
1. Щипковая, которая включает гусли, домру, балалайку, бандурку и семиструнную гитару.
2. Смычковая, в которую входит гудок (в некоторых регионах скрипка).
3. Фрикционная, включающая лиру колесную.
Группу клавишно-духовых и язычковых инструментов формируют три подгруппы:
1. Гармонь с ее разновидностями.
2. Баян и его модификации.
3. Аккордеон.
Группа ударных инструментов состоит из двух подгрупп:
1. Мембранная, к которой относятся бубен, барабан, набат, накры, тулумбас.
2. Самозвучащая, включающая всевозможные виды ложек, трещоток, а также рубель, косточки, ухваты, коса, рогач, колокол, барабанка, пастуший барабан).
Первые упоминания о народных инструментах относятся к догосударственной эпохе и упоминаются в работах античных историков. В летописях эпохи Киевской Руси также имеются свидетельства об использовании традиционных инструментов в княжеских дружинах, на пирах, народных праздниках. Изображения музыкантов, играющих на народных инструментах, находим и на стенах Софийского собора в Киеве.
В повествованиях о военных походах русичей также есть описания народных инструментов. В ратных дружинах применялись всевозможные духовые инструменты: различные виды труб, рог, сурна, свирель и др. Сигнальные функции в дружинах воинов выполняли множества ударных инструментов, среди которых било (деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком), колокол, варган (инструмент, близкий по конструкции к металлофону), всевозможные ратные бубны, накры, набат и др.
Николай Иванович Привалов
У В.В. Андреева были не менее выдающиеся последователи. Особое место среди его сподвижников занимает Николай Иванович Привалов (1868–1928), деятельность которого чрезвычайно разнообразна и многогранна. Он известен как музыкант-этнограф, инструментовед, дирижер и композитор. В 1896–1913 гг. был музыкантом-исполнителем на гуслях звончатых, балалайке приме в Великорусском оркестре под руководством В.В. Андреева, разыскивал старинные русские народные инструменты, занимался их реставрацией и изучением. Им собрана и описана коллекция музыкальных народных инструментов, большая часть которой хранится в музеях Петербурга. В 1908–1919 гг. Н.И. Привалов – доцент Археологического института по музыкальному фольклору. После Октябрьской революции вел многогранную преподавательскую работу. Им опубликован ряд историко-этнографических исследований о музыкальных инструментах и написаны самоучители игры на гуслях звончатых (в 1903 г.) и на балалайке (в 1927 г.). Исследователи-инструментоведы проанализировали труды Н.И. Привалова по истории русского инструментария. Критикуется некоторый дилетантизм его работ, они высоко ценят разделы его трудов, посвященные бытованию русских народных инструментов и этнографические наблюдения автора.
Привалов Н.И. – организатор и руководитель одного из самых крупных в Петербурге того времени любительского оркестра народных инструментов (1896–1914). Любительский оркестр под его управлением открыл новое направление в оркестровом исполнительстве, выразившееся в пропаганде музыкального народного творчества и фольклорных инструментов и нашедшее широкое применение в различных театральных формах – от сопровождения оперных спектаклей и театральных постановок до участия в лекциях и театральных представлениях, обрядах и игрищах. Тяготение к пропаганде народной песни, инструментальных наигрышей ясно прослеживается в репертуарной политике, проводимой в оркестре под руководством Н.И. Привалова.
Пятнадцать лет (1902–1917) отдал Н.И. Привалов работе в Народном доме в Петербурге. Он был одним из инициаторов и авторов проекта организации бесплатных музыкально-хоровых классов попечительства о народной трезвости при Петербургском Народном доме. Его вера в силу воспитательного воздействия народной музыки послужила основой тому, что в классах популяризировались именно русские музыкальные инструменты – балалайка, домра, гусли. Им были созданы различные коллективы: великорусский оркестр; хоры – смешанный, женский, мужской; струнный оркестр; ансамбль рожечников; хор (ансамбль) гусляров и жалейщиков. Силами учащихся давались концерты, в наиболее крупных из них участвовало до 300 человек. Своей деятельностью в музыкально-хоровых классах Н.И. Привалов решал задачу широкого музыкального просвещения, популяризации русской народной музыки. В прессе отмечалось, что в том музыкальном развитии, которое дают ученикам Приваловские музыкальные классы, – отнюдь не цель, а только средство поднять, облагородить темные массы, среди которых проходит сейчас деятельность этой народной консерватории. О массовости и популярности музыкальных классов в Петербурге свидетельствует тот факт, что с 1902 по 1917 гг. через классы прошло около 10 тысяч учащихся.
Осип Устинович Смоленский
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью и хорошим качеством, внешне они были привлекательны, но имели существенный изъян – в них отсутствовал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гармоник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Оркестр гармонистов Белобородова
Впервые в России в Московском государственном университете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат всероссийских и международных конкурсов, ныне заслуженный артист РФ Г. Калмыков.
Современными, известными во всем мире исполнителями на гармониках являются лауреат всероссийских и международных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ педагог, член Союза композиторов РФ Е. Дербенко, лауреаты всероссийских конкурсов С. Сметанин и С. Привалов. Выдающимися баянистами также являются народный артист СССР Ю. Казаков, народный артист СССР, профессор А. Полетаев, лауреат всероссийских и международных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф. Липс, лауреат всероссийских и международных конкурсов, заслуженный артист РФ Ю. Вострелов и др.
Самыми древними этническими инструментами являются ударные. По принципу звукообразования они подразделяются на две группы – мембранные (х – бубны, барабаны и другие) и самозвучащие – било, ложки, рубель, колокола и др. Еще одной структурой, возможной для классификации ударных инструментов, являются три группы:
1. Инструменты, созданные как сигнальные, но затем используемые в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту в качестве шумового орудия или сигнального приспособления.
2. Собственно музыкальные ритмизирующие сопровождения пения или танца.
3. Предметы быта, используемые в качестве музыкальных ударных инструментов.
Бубен ратный – металлический котел с натянутой кожаной мембраной. Удар по мембране производился с помощью вощяги-колотушки в виде кнута с плетеным шаром на конце. Использовались разновидности ратных бубнов – тулумпас и набат, перевозили их на лошадях. Применялись бубны для звуковой связи и подачи команд в древнем русском войске для устрашения врага.
Пастуший барабан – цельная деревянная доска со слегка скошенными или закругленными верхними углами. Материалом для изготовления служит ель, сосна. Размеры инструмента достаточно свободны: длина – 50–100 см, ширина – 25–40 см, толщина – 1,5–6 см. Инструмент подвешен на шее при помощи ремешка или веревки и располагается горизонтально на уровне пояса. Играют на барабане двумя деревянными колотушками длиной 20–35 см. Звуками барабана пастух извещал людей о том или ином моменте процесса пастьбы стада. Нередко инструмент сопровождал пляску и пение. Широкое распространение он получил у пастухов в средней полосе России.
Трещотка – ударный инструмент, имитирующий хлопки в ладоши. Вероятно, был создан специально как музыкальный инструмент. Первое упоминание о трещотке в письменных источниках встречается в ХVIII в. Районы бытования инструмента – преимущественно южные области России. Существует предположение, что на Руси она использовалась как шумовое приспособление; представляет собой набор деревянных пластин в количестве от 14 до 22 штук, нанизанных на две веревки. Пластины изготавливаются из твердых древесных пород: дуба, клена, ореха. Длина пластины – 14–17 см, ширина – 5–9 см, толщина – 0,5–0,6 см. Приемы игры на ней весьма разнообразны.
Существует круговая трещотка (Raganella), широко используемая в симфонической музыке. Эпизодически применяют её и в народных оркестрах, и ансамблях.
Ложки – для музыкальных целей их изготавливают из твердых пород дерева (дуб, ясень, клен, бук). Музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки, иногда вдоль рукоятки привешивают бубенцы. Игровой комплект состоит из двух – четырех ложек. Приемы игры достаточно разнообразны. В русских печатных изданиях ХVIII в. появляются первые сведения о них.
Рубель – изогнутая доска длиной около полуметра с ручкой. На выпуклой стороне нарезано множество поперечных ребринок. В быту рубель использовали для разглаживания белья. Одной рукой держат инструмент за ручку, другой рукой – ложку либо деревянную полочку, которой быстро проводят по ребристой стороне. Возможны отдельные удары по различным местам инструмента. Этот музыкальный инструмент в настоящее время несколько отошел от своего прообраза – он не имеет изгиба, для улучшения акустических характеристик в одном из торцов по длине вырезается резонаторная щель.
Ухват – приспособление, при помощи которого ставили и вытаскивали из русской печи чугуны и горшки. Торцами ухватов отбивали об пол плясовые ритмы. На верхнем конце каждого древка приспосабливают по две тарелочки от бубна. Сочетание глухих ударов об пол с позвякиванием напоминают танец в сапогах со шпорами. Отсюда – второе название этого инструмента – шпоры.
Рогач – приспособление для сушки кухонной посуды, применяется в деревнях Орловщины в качестве ударного инструмента.
Коса – на ней играют, предварительно сняв с древка. Одной рукой держат косу за основание острием вниз, другой рукой – большой гвоздь и выбивают о косу различные ритмы. Инструмент бытовал в селах Воронежской, Курской и Белгородской областей.
Возросший интерес к песенному и инструментальному фольклору вызвал к жизни многочисленные исследования, связанные с собиранием песенного фольклора, инструментальных наигрышей и инструментария. Аккумуляция этих данных позволит более активно вести работу по возрождению народных музыкальных традиций и их дальнейшему развитию.
Юрий Александрович Толмачев, Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор
Литература
1. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М., 1977.
2. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки и детский фольклор / В.П. Аникин. – М., 1957.
3. Аничкин, В.П. Русский богатырский эпос / В.П. Аничкин. – М., 1964.
4. Былины. – М., 1969.
5. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи. – М., 1991.
6. Жанровая специфика фольклора. – М., 1984.
7. Исенко, С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение / С.П. Исенко. – М., 1999.
8. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – М., 1994.
9. Кравцов, К.Н. Русское устное народное творчество / К.Н. Кравцов, С.Г. Лазутин. – М., 1983.
10. Мельников, М.Н. Детский музыкальный фольклор / М.Н. Мельников. – М., 1987.
11. Науменко, Г. Русское народное музыкальное творчество / Г. Науменко. – М., 1988.
12. Попова, Т. Основы русской народной музыки / Т. Попова. – М., 1977.
13. Попова, Т. Русское народное музыкальное творчество / Т. Попова. – М., 1968. – Вып. 1, 2.
14. Руднева, А.В. Русское народное музыкальное творчество / А.В. Руднева. – М., 1994.
15. Савушкина, Н.И. Русский народный театр / Н.И. Савушкина. – М., 1976.
16. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера / И.В. Смирнов. – М., 1986.
17. Терещенко, А. Быт русского народа / А. Терещенко. – М., 2000.
18. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы / П.И. Уткин, Н.С. Королева. – М., 1992.
19. Фольклорный театр. – М., 1988,
20. Христиансен, Л. Уральские песни / Л. Христиансен. – М., 1981.
21. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. – М.,
1979.
22. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М. Щуров. – М., 1998.
Народное музыкальное творчество : учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006
Почему музыка фольклорных коллективов действует на человека воодушевляюще? Использование национальных традиций, душевное исполнение и возврат к корням позволяют слушателям и зрителям со всей глубиной проникнуться творчеством таких народных коллективов. Предлагаем краткий обзор самых известных и наиболее интересных ансамблей.
Характеристика фольклорного коллектива
От любой другой музыкальной группы фолк-ансамбль отличается внедрением творческих традиций своего коренного народа, но бывают и исключения. Основными характерными чертами является использование в репертуаре произведений народного (или авторского, стилизованного под такое) творчества, включение редких национальных инструментов, а также традиционных костюмов и других элементов.
В данной статье мы расскажем о самых известных фольклорных коллективах России. Также проведем краткий обзор наиболее заметных и значимых фолк-групп других стран.
Кубанский казачий хор
Фольклорный коллектив, с которого хотелось бы начать повествование, это знаменитейший Кубанский казачий хор. Это поистине уникальный ансамбль, ведь его непрерывное творчество ведется с 1811 года. Разумеется, множество поколений участников сменилось за более чем 200 лет существования хора, но традициям казачьих песен и плясок коллектив верен до сих пор.
Художественным руководителем и главным дирижером ансамбля, состав которого включает 130 профессиональных танцоров и певцов, с 1974 года является народный артист России Виктор Гаврилович Захарченко.
"Калевала"
Этот коллектив был образован в Москве в 2007 году. Репертуар самой известной фольклорной группы России, играющей в стиле рок, состоит из народных казачьих песен, переработанных славянских мотивов, композиций, созданных на основе перевода национального карело-финского эпоса "Калевала", в честь которого музыканты и назвали свой коллектив. Постоянный инструментальный состав группы включает гитару, клавиши, барабаны, варган, бас-гитару и кнопочный аккордеон, а периодический - волынку, флейту, колесную лиру и виолончель.
Выше можно увидеть клип группы на композицию "Лучшую спою вам песню", которая как раз и была составлена из отрывков эпоса "Калевала".
"Бурановские бабушки"
Фольклорный ансамбль "Бурановские бабушки" был основан в 2000 году обычными талантливыми пожилыми женщинами, коренными удмуртками из села Бураново. В их репертуар входят народные вокальные произведения, а также переведенные (чаще всего вольно) на удмуртский язык классические рок и поп-композиции мировой эстрады. Всемирную известность "Бурановским бабушкам" принесло выступление фольклорного коллектива на конкурсе "Евровидение 2012" в городе Баку, где представительницы России заняли второе место. Увидеть знаменитое выступление можно ниже.
"Гайги Вайгель"
Еще один исторический, славящийся многолетней историей фольклорный коллектив - ансамбль "Гайги Вайгель", что в переводе с мордовского эрзянского означает "Звонкий голос". Этот акапельный музыкальный женский хор был основан еще в 1953 году. До наших дней он сохраняет национальную культуру мордовской этнической группы, которая называется эрзяне. Любопытный факт: в составе "Гайги Вайгеля" принимают участие две певицы из самого первого состава.
"Золотое кольцо"
Один из самых известных современных фольклорных коллективов, выступающих в поп-жанре - это ансамбль Надежды Кадышевой "Золотое кольцо", существующий с 1988 года. Репертуар включает как народные композиции, так и авторские, созданные в псевдонародном стиле. В 2001 году коллектив получил приз в номинации "Фолк-группа года" на российской музыкальной премии "Овация".
"Иван Купала"
Одной из самых первых нео-фольклорных групп в России стал коллектив "Иван Купала", сочетающий в себе электронную танцевальную музыку и настоящие народные тексты и напевы, взятые из материалов этнографических экспедиций 70-80-х годов. Массовую популярность приобрели композиции группы "Кострома", "Коляда", "Брови", "Сваточки". Родиной коллектива является город Санкт-Петербург.
Ансамбль Дмитрия Покровского
Фольклорный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом-экспериментатором Дмитрием Покровским, и в наше время остается уникальным проектом, равным которому по уровню профессионализма и глубине проникновения в исконно-русские музыкальные традиции просто не существует. Российский композитор Антон Батагов так описал творческое наследие коллектива:
Если кому-то из другой страны, кто здесь никогда не был, нужно объяснить, что такое Россия (не про выборы и колбасу, демократов и коммунистов, а по существу), можно просто дать послушать диск ансамбля Покровского и говорить больше ничего не нужно.
Сам Дмитрий Викторович Покровский, являвшийся главным идейным вдохновителем, художественным руководителем и дирижером, ушел из жизни в 1996 году, но его ансамбль продолжает существовать под управлением Марии Нефедовой и Ольги Юкечевой.
"Криница"
Из 20 талантливых артистов, каждый из которых является одновременно музыкантом, вокалистом и танцором, состоит относительно молодой ансамбль казачьей музыки "Криница", основанный в Краснодаре в 1994 году. В репертуар группы входят исключительно аутентичные народные кубанские и казачьи песни, а также сопутствующие танцы и элементы игрового шоу. Инструментальная составляющая "Криницы": две соло-балалайки, балалайка-контрабас, два баяна и различные ударные и перкуссионные инструменты.
"Вопли Видоплясова"
Еще одним фольклорным коллективом в жанре рок, без которого данный список был бы неполным, является советско-украинская группа "Вопли Видоплясова", существующая с 1987 года. Под управлением и творческим началом бессменного лидера группы Олега Скрипки этот ансамбль стал первым из исполняющих рок-музыку на украинском языке. В репертуар "Воплей Видоплясова" входят как народные украинские композиции, так и авторские, стилизованные под фольклорное звучание.
"Русская песня"
Еще один популярный фольклорный ансамбль рассматриваемого жанра - музыкальный театр "Русская песня", солисткой, лидером и руководителем которого является народная артистка Надежда Бабкина. Коллектив был основан в 1974 году. Творческое направление "Русской песни" - вокальное, зачастую акапельное исполнение народных и стилизованных композиций, сопровождающееся несложными танцевальными зарисовками и театрализованными элементами.
Выше представлено видео с исполнением Надеждой Бабкиной и ансамблем "Русская песня" композиции "То не ветер ветку клонит".
"Лазоревый цвет"
Среди детских фольклорных коллективов России особняком стоит этот уникальный ансамбль, созданный в Воронеже в 1999 году.
Сибирский народный хор
Основанный в 1945 году в Новосибирском районе фольклорный коллектив Сибирский народный хор является самым старым из основанных в России (после Кубанского казачьего). В состав ансамбля входят 80 человек. Это профессиональные музыканты, вокалисты и танцоры, исполняющие исключительно народные русские песни как в аутентичной, так и в авторской оркестровой обработке. Сами участники и руководители Сибирского народного хора описывают свою деятельность так:
Сохранение вековой гармонии посредством развития русского традиционного искусства и трансляция его лучших образцов в современном сообществе.
Посмотреть блестяще исполненную музыкально-хореографическую композицию "Сартланская перевить" в исполнении Сибирского хора можно на видео ниже.
Baba Yaga
Не просто народным фольклорным коллективом, исполняющим русскую народную музыку в рок-обработке, а международным является ансамбль Baba Yaga. Он был основан русскими, ирландскими и венгерскими музыкантами на острове Сицилия в 1989 году. Гармоничное использование самых необычных этнических инструментов, а также ирландский и венгерский взгляд на привычные русские мелодии делают ансамбль Baba Yaga уникальным явлением в мире международной фолк-культуры.
Волжский народный хор
Наравне с Кубанским казачьим и Сибирским, Волжский народный хор занимает важную позицию в территориальном ответвлении общего понятия русского народного фольклора. Коллектив был основан в Самаре в 1952 году. Репертуар Волжского хора включает в себя полноценные театрализованные программы, включающие сюжетное соединение различных народных песен, исконного поволжского творчества и аутентичных танцев.
Zdob și Zdub
Еще один фольклорный коллектив, играющий в жанре рок, это группа Zdob si Zdub, основанная в Кишиневе (Молдова) в 1994 году. Исполняя авторские, народные и смешанного типа песни в сочетании румынского, русского, украинского и английского языков, этот коллектив являет собой прекрасный образец уместного мультикультурного хитросплетения. Это подобно тому, как само народное творчество, передаваясь из уст в уста, видоизменяется, передается с одного языка на другой и становится элементом не национального, а международного фольклора.
The No Smoking Orchestra
Сербский коллектив The No Smoking Orchestra, завершающий данный список самых интересных фолк-ансамблей, интересен активным участием в нем Эмира Кустурицы - знаменитого югославского режиссера. Группа была основана в 1980 году. В репертуар The No Smoking Orchestra входят фольклорные и оригинальные композиции, аранжированные исключительно в стиле балканской и югославской народной музыки. Песни исполняются на сербском и английском языках, но с периодическими включениями русского.
Читайте также: