Сообщение о творчестве в моцарта подобрать стихотворения о музыке и музыкантах

Обновлено: 05.07.2024

Этюд – (от франц. etude - букв. учение, изучение, - музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков. В творчестве Ф. Шопена этюд становится художественным произведением, концертной пьесой.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком…

Будь то язык звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино (например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка вдохновляет поэтов, да и сама жизнь великих мастеров отражается в литературе, скульптуре, танце и кинематографе…

Гармонии задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей.

Фридерик Шопен – очень тонкий, лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры.

В звуках этого инструмента раскрылась чуткая многогранная натура композитора, а жанр фортепианной миниатюры приобрёл законченность формы и глубину содержания. Всего в двух-трёх строках есть всё: настроение, чувство, состояние, развитие, кульминация и эпилог, и не нужны более никакие постскриптумы, дополнения или разъяснения. Например, потрясающую ёмкость музыкального языка Фридерика Шопена можно наблюдать в Прелюдии № 7 ля мажор.

Судьба композитора сложилась так, что, покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно. Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана его музыка…

Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в костёле Святого креста.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Этюд в творчестве Шопена – это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный шедевр.

Среди произведений Фридерика Шопена есть мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки любимой польской народной музыки.

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Поэт использовал легенду о смерти великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть, гений и злодейство.

Моцарт чувствовал приближение смерти. Когда к нему в дом пришёл незнакомец в чёрных одеждах и заказал написать реквием – траурную заупокойную мессу, Моцарт воспринял это событие как знак судьбы: ему казалось, что он пишет произведение для собственных похорон.

Содержание реквиема – это напоминанием о неизбежности Страшного суда и о милосердии Бога, дарующего мир и покой.

Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания.

Композитор Антонио Сальери (1750–1825) был одним из самых известных музыкантов и педагогов своего времени. Однако его имя долгие годы было омрачено легендой об отравлении из-за зависти гениального В. А. Моцарта, но эта информация была опровергнута. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.

Тренировочные задания

На уроке было указано, что реквием пишется на традиционный латинский текст.

Правильный ответ: латинский.

№ 2. Выберите и зачеркните жанры, которые Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

На уроке говорилось, что Ф. Шопен большую часть своих произведений написал для фортепиано, давались определения прелюдии, вальса, этюда и соответствующие музыкальные примеры.

Правильный ответ: опера; балет; кантата – эти жанры Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подумаешь, тоже работа - Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подумаешь, тоже работа - Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И в.

Подумаешь, тоже работа - Беспечное это житьё: Подслушать у музыки что-то И выдать шутя за своё. (А. А. Ахматова)

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне.

С тайной связано имя следующего великого австрийского композитора. Много леге.

вундеркинд чудо - ребенок

вундеркинд чудо - ребенок

Детство. Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал.

Детство. Моцарт, как известно, был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда любящий отец отнял у малыша неоконченную нотную запись, он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть! - Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например я.

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет - первую.

В семь лет Вольфганг написал свою первую симфонию, в двенадцать лет - первую оперу "Бастьен и Бастьена". В Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в четырнадцать лет. Когда отец поздравлял его, он сказал: - Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинен.

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского. Узнав о "похищении", Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры.

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта-это большая тайна, которая остаётся не разга.

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери. - Я написал такую вещицу для к.

Как-то раз Моцарт решил подшутить над Сальери. - Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме. меня! - сообщил он приятелю. Посмотрев ноты, Сальери воскликнул: - Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый темп. Моцарт, весьма довольный, рассмеялся, сел за клавир и. исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложный аккорд посередине клавиатуры он взял. носом!

Но некоторые обстоятельства смерти и, самое главное, похорон Моцарта, ещё бо.

Но некоторые обстоятельства смерти и, самое главное, похорон Моцарта, ещё более настораживают. От жителей Вены был скрыт сам факт смерти. В последний путь Моцарта провожало несколько человек. Хоронили Моцарта по низшему разряду. Все, кто шёл за гробом, по различным оговоркам до кладбища не дошли. В качестве главной причины этого указывается плохое состояние погоды. Гроб с телом Моцарта был оставлен без присмотра до утра. На другой день могильщик равнодушно сбросил гроб в общую могилу для бродяг и нищих. Сторож таинственным образом исчез. Новый сторож ничего не знал о таинственном захоронении. Могила оказалась затерянной. Тайны Моцарта. Смерть.

многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в соп.



Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 093 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Стихи о Моцарте

Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает —
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые: миг —
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Моцарт! Моцарт! Царь и Бог!
Хлынут звуки… и до нитки
Я от музыки промок.
Ухо — домик для улитки.
Скрипки, флейта и фагот
По зелёной глади мира
Вязь плетут который год
От клавира до клавира.
И щекочет душу свет,
И елей прозрачный льётся.
В ливне звука смерти нет,
И живой смеётся Моцарт!

Два свободных удара смычком,
Отворение вены алмазной,
Это — Моцарт! И сердце — волчком,
Это — Моцарт! И крылья торчком,
Это — Моцарт! И чудным толчком
Жизнь случайно подарена. Празднуй,
Мальчик с бархатным воротничком
Это-Моцарт! В дележке лабазной,
Попрекающей каждым клочком
Тряпки, каждым куском и глотком,
В этом свинстве и бытности грязной,
Где старуха грозит кулачком,
Чтобы сын не прослыл дурачком,
Ради первенца с рожей колбасной
Приволок ковырялку с крючком
Потрошить плодоносное лоно, —
Только чудом, звездою, пучком
Вифлеемским с небесного склона
Порази этот мрак безобразный,
Мальчик с бархатным воротничком.
Это — Моцарт! И солнечный ком
С неба в горло смородиной красной
Провалился. И привкус прекрасный
Детства, сада и раннего лета
Целиком овладел языком.
Я — на даче, я чудно раздета
До трусов и до майки. Скелета
Мне не стыдно. И ослик за это
Оставляет шнурок со звонком
У калитки на кустике роз.
Где-то музыка, музыка где-то…
Ободок неизвестного света
Опустился над басмой волос.
Это — Моцарт! И к небу воздета
Золотая олива квартета.
Это — обморок. Это — наркоз.

О как же беден был бы мир,
Если бы нам Бог
Моцарта не подарил!
Прошли века —
А он всё так же юн,
И свеж, и лёгок — как всегда!

Мелодии алмазами сверкают.
И воды моря их часто напевают.
А облака нам иногда
Реквием поют.
Звуки Моцарта в горных ручейках
Играют!
Ноты Моцарта в долинах Альп
Гуляют.
А Папагена с Фигаро им подпевают.
И музыка волшебная нас восхищает!

Не знаю, как бы я жила,
Когда бы не было тебя!

Беспечность райской птицы,
Порхающей в цветах —
Такое лишь присниться
Нам может в редких снах!

Весёлый, беззаботный
Мир кружев и бантов,
Игривый мир кокеток,
Крахмальных париков…

И там бывают тучи.
Нахлынет вдруг печаль…
Но снова яркий лучик!
Тоска умчалась вдаль.

Музыка Моцарта —
Вечность ожившая,
Льется, играет, летит!
Музыка Моцарта,
Миру служившая,
Время она победит!
Музыка Моцарта
В сердце у каждого
Чистой струною звенит!
В музыке Моцарта,
В звуках волшебных,
Солнечный лучик блестит!

У двери четыре руки
Играли Моцарта арс, —
Пылом золотой муки
Грелись лев, лань и барс.)
И ласково оскаливая пыл,
Пила воздушную пыль пила.
И лай ласковый стали пел
И музыка стоокрас была.
Бела, как горозный зор
И розовый и жолтый лик
Колебал бал — и лебедь зари
Отплескивал перья великие.
И Моцарт, оцарённый пилой,
Переливался в лязг, в язвы стали —
Пел так впервой
Из зияющей дали.

Слово о Моцарте

Как Моцарта усвоить нам,
Чтоб жизнь играла лёгким светом?
Не веря тягостным приметам,
Узреть проникновенный храм…
Как лёгок Моцарт, как глубок, —
Он весь от ясного начала,
В нём слово — то, что было Бог,
А в нас так мало слова, мало.

Клавесин звучит, музыка летит,
Бабочкой серебряной летит.
Музыка звучит, и Моцарт ворожит,
Бабочка — куда она летит?
Моцарт тягот, Моцарт темноты,
Зальцбургское загнуто пространство.
С детства Моцарта так часто слушал ты —
Серебрилось время, как богатство.
Чёрный человек к нему пришёл.
Был тяжёл пришедшего глагол.
Моцарта ли дело покоряться…
Реквием — как сад садов — расцвёл.

Зальцбурга мощёный двор —
Город будто двор. Кругла монета.
Зальцбурга с пространством разговор,
Будет вам сколь интересно это?
Моцарт жив по собственным часам.
Вечно жить — насколь оно уютно?
Моцарт вверен звуку абсолютно,
Для чего уже не знает сам.
Сам не знает, ибо человек
Чёрный ворожит ему смертельно.
Реквием — он сам по сути век,
Даже если жили беззатейно.
Поднимаясь выше башен, крыш,
Моцарт нам обогатит пространство.
Небо — слушая его — услышь,
И лиши себя пустого чванства.

Толпа на улице и слушает, как диво,
Артистов-побродяг. Звучит кларнет пискливо;
Играющий на нем, качая головой,
Бьет оземь мерный такт широкою ногой;
Треща, визжит труба; тромбон самодовольный
Гудит безжалостно и как-то невпопад,
И громко все они играют на разлад,
Так что становится ушам до смерти больно.

Так что ж? Вся наша жизнь проходит точно так!
В семье ль, в народах ли — весь люд земного шара,
Все это сборище артистов-побродяг
Играет на разлад под действием угара…
Иные, все почти, уверены, что хор
Так слажен хорошо, как будто на подбор,
И ловят дикий звук довольными ушами,
И удивляются, когда страдают сами.
А те немногие, которых тонкий слух
Не может вынести напор фальшивой ноты,
Болезненно спешат, всё учащая дух,
Уйти куда-нибудь от пытки и зевоты,
Проклятьем наградя играющих и их
Всех капельмейстеров, небесных и земных.

Люблю я Моцарта; умел он забавляться,
Дурного скрипача и слушать и смеяться;
Он даже сочинил чудеснейший квартет,
Где все — фальшивый звук и ладу вовсе нет;
Над этим, как дитя, он хохотал безмерно,
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный!
Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,
Который в хаосе встречает ряд утех,
Затем, что на сердце — дорогою привольной —
Так просто весело и внутренно не больно!

Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
Тара-тара, тили-тики, —
Думал он.

Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд, —
Сколько требуется, столько
И отдаст…

Oх, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю —
Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,

За вино и за ошибки —
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Моцарт и Сальери

Вот люди: Моцарт и Сальери.
Один, восторженный, парил.
Другой безумца
к высшей мере,
Продумав всё,
приговорил.

— Нет правды на земле! Тем — много,
А этим — искры не дано… —
И в правой злобе против бога
Сальери сыплет яд в вино.

Уж полночь в городе пробило.
Сальери крадется во мглу…

А в грешном мире всё как было,
Лишь гений мёртвый на полу.

— Я буду, Моцарт, обвинён… — А в чём?
— Что отравил тебя. — Ты, друг Сальери?
— Да, я… Что будет каждому по вере
Мы знаем — что последует потом
За смертью — не представим… — Чепуха,
Сальери, мы друзья — откуда ж сплетне
Подобной взяться, стать витком стиха?
— Ах, Моцарт, как узнать свой день последний?
Живёшь, живёшь, а дальше — темнота.
— Не темнота, а музыки мерцанье.
— Ну, выпьем, Моцарт, ибо пустота
В бокале хуже предзнаменованья.
Я знаю, Моцарт, силу твоего
Благого дара, зависти не иму.
Я слушаю тебя — и торжество
Небесное я представляю… Имя
Твоё по сути псевдоним, когда
Сам Ангел шлёт подобную музыку.
— Та сам талант, Сальери… — Да, да, да,
Мелодии ловлю порою рыбку.
С тобою не сравнюсь… И оттого
Пойдёт и слух, что отравил тебя я.
И будет сплетни злое торжество,
И не спасёт музыка никакая.
— Ну полно, друг Сальери, пустяки,
Не верю я в возможность этой сплетни.
— А отчего ты, Моцарт, трёшь виски?
Скажи — быть может, день живёшь последний?
— Ха-ха… кто знает, я давно устал.
Я вымотан, ветвисты лабиринты,
Какими шёл, и самый путь не мал.
Во мне лишь музыкальные инстинкты.
— Мне, Моцарт, даже в голову тебя
Травить и не пришло бы. — Знаю, знаю.
— Но мне дана уродская судьба,
Я долго жил — и много понимаю.
— Да, друг Сальери, я иду домой.
— Прощай, мой Моцарт…
Ночь течёт над бездной.
Небесный мир едва ли на земной
Походит — бесконечно бедный, бедный…

Соната Моцарта

Когда в концертном белом зале
Японец Моцарта играл,
Раскаты сильного рояля,
Как солнце, освещали зал.
Внезапно в зале, озарённом
Игрою звуков и лучей,
Запахло летом и озоном,
Запели птицы и ручей.
И вместе с ними сердцу пелось,
Дышалось, думалось легко
И жить хотелось, жить хотелось,
Шагать хотелось далеко.
Земля щедра, земля богата!
Да будет свет! Да сгинет мрак!
От всей души клялась соната,
Что будет так и только так.

Своей судьбой жила соната,
Проста, как добрый человек,
Как человечья мысль крылата,
Бессмертна уж который век.
Жила в неколебимой вере
С неколебимой жаждой жить.
Жила! И никакой Сальери
Уже не мог её убить.

Когда в концертном белом зале
Японец Моцарта играл,
Светились утренние дали
И грохотал девятый вал.
Как будто волны океана
Накатывали на песок…
Воспоминание нежданно
Меня ударило, как ток.
Японский юноша, чьё имя
Газеты мира затвердят,
Он мог погибнуть в Хиросиме
Тринадцать лет тому назад.
Американские моторы…
Уродливый зловещий гриб…
А как играл бы тот, который
В то утро всё-таки погиб!
…Живого слушали живые,
И славу жизни пел живой
В столице ленинской России
Московской раннею весной.

Когда в концертном белом зале
Японец Моцарта играл,
Мы все японца понимали,
И нас японец понимал.
Гремел торжественно и свято
Единства нашего язык,
Как эта добрая соната —
Международен и велик.
Спокойно спорила соната
С неправдой, злобой и бедой.
Японца слушал, словно брата,
Американец молодой.
Он слушал трепетно и пылко,
Как может слушать только друг,
И каждым нервом, каждой жилкой
Он отвечал на каждый звук.
Соната Моцарта звучала,
Твердя уверенно о том,
Что этот славный рыжий малый
Не хочет быть моим врагом.
Соната Моцарта летела,
Весну на свете берегла,
Со злом мириться не хотела,
Не верить людям не могла.

Но стройность музыкальной фразы
Не каждый принимал в расчёт.
…С одной американской базы
Взмывал ракетный самолёт.
Красноречивые министры
Густую взбалтывали муть.
А в синем небе росчерк быстрый
Указывал опасный путь.
Спеши, крылатая соната!
Не разреши! Не допусти!
Всей силой своего раската
Встань поперёк его пути!
Страшнее грома и набата,
Как всенародный приговор,
Греми, бессмертная соната,
Расти, соната до-мажор!
Плыви на всех волнах эфира
Защитой жизни и весны
И властно требуй:
Люди мира,
Спасите Землю от войны!

Один чудак — знаток у новых русских,
Уверен был, как Моцарт что есть сил,
Всю музыку писал из очень узких,
Коротеньких мотивов для мобил.

Да, это тоже Моцарт — гений,
Но лишь для очень сереньких умов,
А для грядущих, новых поколений,
Он исполин! Основа всех основ!

Спустился он на Землю верно, с неба!
Седьмой ребенок, чудо-карапуз,
Восторженный посланник бога Феба,
Любимец всех его прекрасных Муз.

В натуре Моцарта звучали диссонансом
Великодушие, отчаяние, сарказм,
Мажорный взгляд с минорным резонансом,
Терпенье, лень… еще любви соблазн…

Объездил Моцарт чуть не всю Европу,
Не мог сидеть на месте он когда,
Подобно непокорному потоку,
Неслись неукротимые года.

Словно дитя гнал череду событий,
Стремглав меняя кадры, как в кино,
Как будто знал, что время для открытий,
Ничтожно мало в жизни у него.

Казалась жизнь вокруг такой прекрасной,
Но изменить судьбу никак нельзя,
И как бы участь не была ужасной,
Пришлось смириться с данью бытия.

Был час ночной, когда он отвернулся
К стене холодной, перестав дышать,
И умер. Мир не содрогнулся.
Не стал никто терзаться и страдать.

На кладбище святого Марка божья сень
Навек сокрыла холм могильный.
Исполнен слез его был ссудный день,
И даровал покой Господь всесильный.

Случилось, что желало провиденье,
И погребальной песни отзвучал мотив.
Врагам отправлено напрасное прощенье,
Как в тайну исповеди — злой речитатив.

Но только лишь в двадцатом веке,
Осмыслил Мир душевный драматизм,
Что все творенья солнечного света,
Скрывали его внутренний трагизм.

И двадцать первый век еще, быть может,
Раскроет тайных преступлений след.
Лишь только музыка понять его поможет,
И только музыка нам даст на все ответ.


Сегодня мы вспомним троих композиторов - людей, близко прикасавшихся к этой тайне.

Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1998),


в своём творчестве постоянно обращался к вокальным жанрам, удивительно чутко относился к тексту, подчёркивая значение каждого слова ритмом, интонациями, тембром. Даже инструментальную музыку композитора часто сравнивают с песней.

Послушайте "Романс" Г. В. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель". О чём могли бы быть слова в этом произведении?


В. Астафьев в своём рассказе "Слово о Мастере", посвящённом Г. В. Свиридову, так отзывался об истоках его музыки: "Будучи золотой осенью на Курщине (на родине композитора в Курской области), я открыл для себя - отсюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности тот нежный и непреклонный зук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимой тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский народ: выстоять!"
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Следующего композитора называли "гением фортепиано", он был прекрасным пианистом и свои произведения создавал только для любимого инструмента.


Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849).
Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли . Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен. Тело Шопена покоится в Париже, сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве . Гений композитора принадлежит всему миру.
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
(Лев Озеров)
Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке польского композитора. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7. Перейдя по ссылке, послушайте, как исполняет Вальс ваш ровесник.
Вот фрагмент поэтического текста. Совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг
,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С тайной связано имя следующего композитора. Много легенд сложено о его жизни и смерти, о творчестве - от первых сочинений маленького вундеркинда до загадочной истории написания последнего произведения - траурного "Реквиема" . Перейдя по ссылке, вы сможете побольше узнать об этой истории.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - великий австрийский композитор.


Я жил недолго с вами на земле.
Но погребенья моего не видел
Никто. Друзья простились у ворот,
Мой гроб не проводили до могилы.
Я не был похоронен. Снова жажду
Живую душу в музыке излить!
Но реквием дописывать не стану -
Прощаться с жизнью больше не хочу.
Ведь столько в ней любви! Я понял, понял:
Печальна мудрость и мудра печаль,
Но высшая на свете мудрость - Радость!
Ах, к радости вернёмся! Наконец
Вернёмся же к себе самим, какими
По замыслу природы быть должны.
Я понял, я постиг: жизнь - это повод
Для радости. Как сладко добывать
Из каждого мгновенья свет, и нежность,
И музыку! Всё дышит и звучит!
Очистите от шума землю эту -
И музыку услышите везде.
Всё - музыка! Всё - радость!
(Лев Болеславский. Фрагмент из поэмы "Моцарт").
Какое произведение гениального композитора вдохновило поэта? Возможно, "Маленькая ночная серенада"? Послушайте фрагмент первой части этого шедевра. Наверное, тому, кто внимательно вслушался в волшебные звуки, не нужно объяснять, почему чешский композитор Антонин Дворжак как-то сказал: "Моцарт - это солнце!"

"В ней что-то чудотворное горит" - написала о музыке Анна Андреевна Ахматова. Разгадали мы с вами тайну звуков? Вряд ли. Нужна ли нам эта разгадка? Каждый пусть решает сам. А теперь вам предстоит ответить на вопросы домашнего задания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. О чём могли бы быть слова в "Романсе" Г. В. Свиридова? Сколько в нём куплетов?
2. Армянский поэт Ашот Граши написал о Шопене:
"Гармонии задумчивый поэт.
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах".
Почему в стихах композитор Ф. Шопен назван поэтом?
3. Дописал ли В. А. Моцарт до конца "Реквием"? Если нет - кто закончил произведение?
4*.Какие ещё произведения Г. В. Свиридова. Ф. Шопена, В. А. Моцарта вы можете назвать?

Читайте также: