Сообщение о рыцаре роланде

Обновлено: 02.07.2024

Список литературы

I. La chanson de Roland, texte critique, traduction et commentaire par Léon Gautier, 6-e éd., Tours, 1876

La chanson de Roland, Oxford version, ed. by T. A. Jenkins, L., s. a. (фактически 1924)

La chanson de Roland, texte et commentaires par J. Bédier, P., 1927

Песнь о Роланде, перев. Б. Алмазова, M., 1868 (свободное стихотворное переложение)

Песнь о Роланде, перев. Ф. Г. Де-Ла-Барта, с предисл. А. Н. Веселовского, СПБ, 1897 (белый пятистопный ямб)

Gautier L., Les épopées françaises, tt. II—III, P., 1880—1892

Tavernier W., Zur Vorgeschichte des altfranzösischen Rolandsliedes, Berlin, 1903

Bédier J., Les légendes épiques, v. III, P., 1912

Winkler E., Das Rolandslied, Hdlb., 1919

Boissonade P., Du nouveau sur la Chanson de Roland, P., 1923

Fawtier R., La chanson de Roland, étude historique, P., 1933

La chanson de Roland, Reprod. phototypique du manuscrit Digby 23 de la Bodleian Library d’Oxford, Étude historique et paléographique de Ch. Samaran, P., 1933

Faral E., La chanson de Roland, P., s. a., (1934).

III. Baquière J., Bibliographie de la chanson de Roland, Heilbronn, 1877

Seelmann W., Bibliographie des altfranzösischen Rolandsliedes, Heilbronn, 1888

Смерть Роланда: наиболее яркий эпизод его жизни, известный истории. Однако реальность и легенда существенно различаются. В эпосе баски превращаются в сарацинов и тем самым Роланд становится, согласно рыцарской традиции Средневековья, защитником христианской веры, а его враги из язычников превращаются в традиционных врагов европейского рыцарства, мусульман.

В исторической действительности арьергард войска Карла Великого, возвращавшегося из Испании, столкнулся в Пиренеях с басками. В этой битве 15 августа 778 года и погиб исторический Роланд.

Однако вернёмся в город Рим под Рождество 800 года, когда папа Лев III короновал императорским венцом короля франков Карла, к тому времени заслужившего прочную репутацию отличного полководца и справедливого правителя, сумевшего объединить под своей рукой многие германские племена и земли. С политической точки зрения это было поворотное событие в западноевропейской истории – усиливающееся папство, нуждавшееся в защите мирских владык, отныне становится непререкаемым духовным авторитетом, поскольку лишь папа имел право короновать новых императоров. Карл Великий же получил зримое подтверждение божественного происхождения своей власти. Византийцы, разумеется, остались недовольны, поскольку претендовали на единственность и уникальность императорского титула и считали коронацию Карла незаконной, однако Константинополь был далеко, и франки не особо обращали внимание на мнение тамошних кесарей.

​Карл Великий (миниатюра XIV века) - Карл Великий и рыцарь Роланд | Военно-исторический портал Warspot.ru

Карл Великий (миниатюра XIV века)

Саксонское направление

Воевал Карл Великий много, упорно и практически без перерывов – можно сказать, что всю сознательную жизнь, начиная с четырнадцати лет, он провёл в седле. Королевству франков неприятель угрожал с многих направлений, но главная опасность исходила с востока, из-за Рейна, где были расселены многочисленные и агрессивные племена саксов. Часть их в компании с другими древними германцами – англами, ютами и фризами – ещё в V веке отправились завоёвывать Британию, в чём саксы преуспели. Однако ядро саксонского народа, состоявшего из нескольких крупных племён (вестфалы, остфалы, энгры), осталось на материке, и, в отличие от обосновавшихся в Британии сородичей, категорически отказывалось принимать христианство, как многие другие варвары. Неудача миссионерской деятельности в Саксонии отчасти объясняется тем, что сюда не распространялась романизация, и саксы не получили свою часть античного наследия, подобно франкам или лангобардам, а также расстояниями и почти непроходимыми лесами – данные территории для Европы эпохи раннего Средневековья были настоящей Terra Incognita.

Карл являлся христианским государем и человеком глубоко верующим, а потому соседство с язычниками было не только военно-политической проблемой, но и религиозной – король франков был глубоко убеждён, что ему как помазаннику Божьему необходимо нести евангельский свет многобожникам. Следует добавить, что и саксы с франками не особо церемонились – пограничные конфликты и набеги на королевство не прекращались, подданных Карла брали в плен и продавали в рабство, страдали монастыри и церкви. Саксонским безобразиям следовало положить конец, чем Карл Великий и занялся, начиная с 772 года.

Первый рейд в глубину языческих земель был нацелен на крупное саксонское поселение Эресбург (ныне Обермарсберг, к югу от Падерборна). Это деревянное и земляное укрепление находилось на плато четырёхсотметровой высоты с отвесными склонами – только с южной стороны армия могла подойти к крепости. Кстати, эта скала осталась практически неизменной до наших дней. Карл молниеносно взял Эресбург штурмом и низверг находившийся неподалёку в священной роще Ирминсул – объект поклонения язычников в виде Мирового древа. В Эресбурге был оставлен солидный гарнизон и основан христианский храм, но три года спустя саксы отбили крепость обратно, уничтожив всех её защитников и, конечно же, клириков. Карл Великий пришёл в ярость и твёрдо решил довести саксонскую кампанию до логического конца – то есть, покорить и христианизировать все племена саксов и включить их земли в состав своего королевства.

Империя Карла Великого на начало его правления (коричневый) и с завоёванными территориями (зелёно-голубой)

В течении 775–777 годов Саксония была повержена – Карл, припомнив древнеримскую тактику, основывал на отвоёванных землях крепости, обязанные служить опорными точками обороны и центрами распространения христианства. Один из саксонских вождей, Видукинд из племени вестфалов, бежал на север, к данам, откуда подготовил крупное восстание против власти короля – армия франков потерпела сокрушительное поражение от язычников в битве при Зюнтеле в 782 году, но Карл Великий был человеком до крайности упорным. Вновь набранное войско ураганом прошло через Саксонию до реки Везер – это была показательная акция устрашения, франки сжигали и разрушали деревни и бурги, не испытывая ни малейших угрызений совести: язычники ранее притворно крестились и поклялись в верности королю, но затем изменили и новой вере, и Карлу. За это должно было последовать самое суровое наказание – 4500 мятежников племенные вожди выдали франкам и, по одной из версий, все они были обезглавлены (decollabat), а по другой – переселены (delocabat). Компромиссная интерпретация этих событий такова: казнили только зачинщиков, а основную массу пленных действительно отправили на постоянное жительство в королевство франков, где они были ассимилированы.

Ещё десятилетие ушло на частичное умиротворение Саксонии, земли которой были распределены между приближёнными Карла Великого и преобразованы в герцогство, которое унаследовал третий сын императора Людовик II Немецкий, ставшее затем одной из важнейших частей королевства Германия. Окончательно Саксония покорилась в 797 году, когда Карл Великий признал политическое и юридическое равноправие франков и саксов.

Роланд и Карл Великий

​Битва Роланда с басками (миниатюра XIV века) - Карл Великий и рыцарь Роланд | Военно-исторический портал Warspot.ru

Битва Роланда с басками (миниатюра XIV века)

Итак, давайте взглянем на эпос с другой стороны – а что, собственно, сообщают нам летописцы об Испанском походе Карла Великого? Перво-наперво требуется напомнить, что в V–VI веках германские племена вестготов завоевали и колонизировали Испанию, создав там Толедское королевство, просуществовавшее до начала VIII века. Арабская экспансия из Северной Африки привела к разгрому государства вестготов – лишь на севере полуострова упорно держалась Астурия, впоследствии королевство Леон, ставшее основным плацдармом для будущей Реконкисты.

В 777 году, как раз в разгар саксонской кампании, ко двору Карла Великого, находившегося в Падерборне, прибывает посольство мавров от правителя Сарагосы Сулеймана Аль-А’рабия. Дело в том, что мусульманские феодалы Испании были весьма недовольны правлением эмира Кордовы Абд ар-Рахмана из династии Омейядов – эмир стремился присоединить Испанию к халифату и старательно подавлял вольницу окрестных эмиров, не желавших подчиняться Кордове. Сулейман Аль-А’рабий решил просить помощи у неверных, благо был осведомлён, что Карл Великий обладает могучим войском. Карл соглашается, несмотря на продолжающиеся волнения в Саксонии.

По дороге на север армия проходит через герцогство Васкония, формально признававшее сюзеренитет короля франков, но в действительности независимое – это было государство воинственных и строптивых басков, чей национальный характер не изменился и поныне. Попутно Карл берёт Памплону и продолжает двигаться дальше. Почему именно разладились отношения между христианами-басками и христианами-франками – мы, наверное, уже никогда не узнаем, но факт остаётся фактом – баски приняли решение напасть на арьергард королевского воинства.

​Ронсевальская битва (средневековая миниатюра). Противника Роланда изображены сарацинами - Карл Великий и рыцарь Роланд | Военно-исторический портал Warspot.ru

Ронсевальская битва (средневековая миниатюра). Противника Роланда изображены сарацинами

Как говорил философ Вильгельм Оккам, самое простое объяснение обычно является самым верным – арьергард прикрывал обоз армии, нагруженный взятой в Испании добычей, то есть, скорее всего, события в Ронсевальском ущелье оказались банальным грабительским набегом. Командовал франками граф Бретани Хруодланд, о котором достоверно известно лишь то, что к моменту битвы, состоявшейся 15 августа 778 года, Хруодланду/Роланду было 42 года и он являлся родственником Карла Великого – по легенде, племянником.

Предположительно, засада была устроена басками на старой римской дороге, ведущей из Астурии через Памплону в Бордо и проходящей через Ронсевальский перевал в северной части Пиренейских гор. Современными исследователями численность франков под руководством Хруодланда оценивается 10–15 тысяч человек – практически все они погибли, чем и объясняется шок, испытанный франками после поражения от рук басков, которых тогда считали едва ли не дикарями. Так или иначе, после внезапного нападения франки не сумели дать отпор и были перебиты, обоз разграблен, а горцы безнаказанно скрылись с добычей. Среди жертв резни был не только граф Бретонский, но и другие приближённые Карла Великого – первый стольник короля Эггард и пфальцграф Ансельм.

​Карл Великий оплакивает погибшего Роланда (средневековая миниатюра) - Карл Великий и рыцарь Роланд | Военно-исторический портал Warspot.ru

Карл Великий оплакивает погибшего Роланда (средневековая миниатюра)

Напоследок стоит отметить, что никакого наказания баскам от Карла Великого не последовало – он слишком торопился вернуться в Саксонию. Имя Роланда со временем стало неотъемлемой частью мифологии пиренейских народов, включая и басков, что нашло отражение в топонимике – Па-де-Роланд, Сальто-де-Роланд, Бреча Роландо и так далее. Судя по всему, Ронсевальская битва в своё время оказалась очень громким событием – в основном, из-за устрашающего числа погибших франков, – что и послужило причиной возникновения красивой, но не слишком достоверной легенды…



Ронсевальская битва, средневековая миниатюра

Кстати, давайте сразу определимся с этим непривычно звучащим титулом – маркграф.

Имя нашего героя было широко известно в Европе уже в XI столетии. В одной из хроник говорится, что до начала битвы при Гастингсе (1066 г.) какой-то жонглёр, чтобы поднять боевой дух воинов Вильгельма Завоевателя, пел перед их строем cantilena Rollando. А в 1085 году о Роланде вспоминал умирающий Роберт Гвискар – тоже нормандец, изгнавший византийцев из Италии и прославившийся захватом Рима в 1084 году.

La Chanson de Roland

Как и романы Бретонского (Артуровского) цикла, легенда о Роланде оказала огромное влияние на формирование рыцарских идеалов и европейской художественной литературы. А сам Роланд на долгие годы стал образцом христианского рыцаря. В 1404 году перед ратушей Бремена герою была поставлена пятиметровая статуя, которую можно увидеть и в наши дни.


Но особенно большое влияние образ Роланда оказал на дворян во Франции.


В этом романе автор соединил сюжеты и традиции преданий о Роланде и романов Артуровского цикла.



Ludoviko Ariosto. Неистовый Орландо, Венеция, 1551 г.



Рыцарь Орландо, марионетка сицилийского театра Opera dei Pupi

Но, пожалуй, не будем сейчас отвлекаться на рассказ о фэнтезийной литературе средневековой Европы. Лучше поговорим о первоисточнике. Сначала проведем анализ его текста, сделав вид, что верим каждому слову. И уже потом перейдем к доступным нам историческим документам.

Два посольства



Послы Марсилия перед Карлом Великим. Manuscrito de Bonn, Lapiz a Color, año 1450



Король Карл Великий получает подарки от Марсилия. Biblioteca Nacional de Oester, Viena

Напомним, кстати, что в XI столетии знаменитый Родриго Диас Кампеадор вначале сражался против мавританской Сарагосы, потом защищал ее в составе Кастильской армии от христианского Арагона, а затем, будучи изгнан из Кастилии новым королем, служил местному эмиру. В Сарагосе он и получил от своих подчинённых прозвище Эль Сид (Господин).

Карл собрал совет баронов, на котором мнения разошлись. Молодые рыцари, в том числе Роланд (племянник Карла, по одной из версий – его внебрачный сын, рожденный сестрой монарха), требовали продолжения войны.



Карл Великий, Роланд и его друг Оливье, рисунок пером 1180–1190, Университетская библиотека Гейдельберга

А такими мы видим Карла, Роланда и Оливье на витраже кафедрального собора Страсбурга (1200 г.):


Люди пожилые и более опытные, представителем которых являлся Ганелон (Гвенилон), отчим героя (и муж сестры Карла), предлагали вступить в переговоры.



Карл отправляет Ганелона в Сарагосу, Роланд стоит сзади. Рисунок пером 1180–1190, Университетская библиотека Гейдельберга

Ганелон был вовсе не рад, поскольку боялся быть убитым маврами. И опасения его не напрасны, поскольку в поэме утверждается, что мавры уже убили двух французских послов. Придворные Карла также понимают опасность миссии Ганелона и даже угрожают отомстить Роланду в случае смерти отчима:

Ганелон отправляется в Сарагосу и во дворце Марсилия демонстрирует поразительную отвагу и презрение к смерти. Он ведет себя настолько дерзко, что король мавров замахивается на него дротом. А господин посол в ответ на два пальца вынимает меч из ножен:

Дипломатом Ганелон оказался весьма успешным: к Карлу он возвращается с ключами от Сарагосы, данью и 20 заложниками.



Ганелон вручает Карлу ключи от Сарагосы


Вернувшись к королю, Ганелон предлагает ему при отводе армии назначить Роланда командиром арьергарда. Так сказать, любезность за любезность: пасынок рекомендовал отчима на пост главы дипломатической миссии, а тот его – на командную должность.



Ганелон предлагает Карлу назначить Роланда командиром арьергарда

С героем остаются архиепископ Реймский Турпин и 12 пэров Франции, в том числе и его лучший друг Оливье. Об этой паре в поэме говорится:



Пэры Франции



Роланд и Оливье в бою



Архиепископ Турпин благословляет рыцарей перед боем

В Chanson d'Aspremont говорится, что у Турпина мускулистые бедра, широкая грудь, длинная и прямая шея, мощные плечи, большие и белые руки, ясные глаза, лицо раскрашено (?) и ни у кого в армии Карла нет такой красивой прически.

В Ронсевальском ущелье этот щеголь-архиепископ будет сражаться, как Пересвет и Ослябя вместе взятые, и один убьет 400 мавров, в том числе и берберийского короля Корсаблиса.



Лихой архиепископ Турпин геройствует в Ронсевальском сражении

Все должно быть хорошо: мудрые Турпин и Оливье могут что-то подсказать храброму герою в случае необходимости.

Об этом мы поговорим следующей статье. А также попытаемся разобраться, что произошло на самом деле.

Читайте также: