Сообщение теория локальных цивилизаций

Обновлено: 14.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А. Дж. Тойнби рассматривает 21 развивающуюся цивилизацию:

  • западную,
  • русскую,
  • византийскую,
  • иранскую,
  • арабскую,
  • индийскую,
  • две дальневосточные,
  • античную,
  • сирийскую,
  • цивилизацию Инда,
  • китайскую,
  • минойскую,
  • шумерскую,
  • хеттскую,
  • вавилонскую,
  • андскую,
  • мексиканскую,
  • юкатанскую,
  • майя,
  • египетскую.

Кроме этого, существуют еще пять цивилизаций, которые остановились в своем развитии:

  • полинезийская,
  • эскимосская,
  • момадическая (кочевая),
  • оттоманская
  • спартанская,
    четыре мертворожденные цивилизации –
  • дальнезападная христианская (ирландская),
  • дальневосточная христианская (несторианская в Средней Азии),
  • скандинавская
  • сирийская.

Макс Вебер и идеальные типы как метод исследования культуры.

Важнейшей заслугой немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920гг.) было понимание конкретного-исторического характера ценностей и создание учения об идеальном типе. Идеальный тип – это м етодоло гический инструмент социального познания, построенный на основе наблюдений и исследовательского воображения; это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность.

Понятие идеального типа, с точки зрения Вебера, позволяет исследователю верно ориентироваться в многообразии культурных феноменов, а не исходить из предвзятых схем, созданных собственными ценностными суждениями. Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Вебер отмечает, что большинство используемых в социальной науке категорий фактически являются идеальными типами.

рациональный – предполагает существование правового государства и основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им, а не личности или авторитету должностного лица;

традиционный - в основе которого лежит вера в законность и святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией;

харизматический , основанный на харизме (от греч. charisma – дар, подарок) определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью, особыми силами и свойст вами, недоступными для других, и, в силу этого, обладающих властью.

· традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида;

Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Изучая, например, европейский капитализм Нового времени, мы сталкиваемся с фактом повышенной экономической активности, работоспособности массы людей, готовностью ограничить личное потребление ради расширения производства. Невозможно объяснить этот факт только устранением феодальной системы. Отнюдь не очевидно, что человек, освобожденный от феодальной зависимости, начнет трудиться по 10—12 часов в день ради увеличения капитала, а не предпочтет, заработав немного, заняться рыбной ловлей или обустройством быта.


Заключение.
Никакое общество, никакое событие в истории, никакая схема социального поведения не может быть объяснена или осмыслена, если не будет выражена с помощью гипотезы, или модели, или “идеального типа”, которые объясняют мотивацию, лежащую за причинными процессами.
Общие принципы общества : получение прибыли как единственного мотива производства, наличие частной собственности, системы заработной платы, капиталовложений. Мы можем представить себе, каким образом они принимают форму специфических экономических процедур, законов, экономических институтов капиталистического общества.
Понятие действия является исходным, отправным для социологического анализа, а цель всегда предшествует любому действию. Вебер подчеркивал центральную роль намерений для всякого социологического исследования. Такие намерения отсутствуют в естественнонаучном исследовании. Характерная особенность человеческих действий состоит в том, что они должны быть осуществлены “на основе целей”. Здесь должно иметь место целевое основание, на котором возвышается структура действия и которому оно должно соответствовать.

Взгляды О.Шпенглера на развитии культуры и культурологии

Идейные истоки теории культуры Шпенглера следует искать в трудах Гете, Ницше и Данилевского. Главной своей задачей немецкий философ видел создание философии судьбы культуры, благодаря чему можно будет постичь смысл всей человеческой истории.

Шпенглер вводит понятие мира как истории, имея в виду противоположность последнего миру как природе. Он считает, что история, а, следовательно, и культура, суть целостность. В одно и то же историческое время совершается множество событий, но все они самым тесным образом связаны друг с другом. При этом в каждую историческую эпоху и культуру существуют свои понятия о времени, пространстве, о целях человеческого бытия.

Касается Шпенглер и проблемы души русской культуры. Ее прасимволом он называет бесконечную равнину. Этот прасимвол находит свое яркое выражение в церковной архитектуре. Но при этом душа русской культуры еще окончательно не оформилась и находится в мучительном поиске себя.

С точки зрения Шпенглера, только символ является ключом к пониманию каждой культуры. Если мы хотим постичь ее сущность, то должны погрузиться в мир символов, рожденных данной культурой. Немецкий философ стоит на позиции признания равноправности и равнозначности культур.

Шпенглер пишет, что история культур – это величественная и трагическая история человеческих попыток одолеть враждебный жизни хаос, преодолеть сопротивление материи духу. Подобно цветку, который приносит в мир свою особую красоту, всякая культура несет в себе свою особую идею, свой особый вариант борьбы жизни со смертью, духа с материей. Культура – это тело, в которое облекается душа.

У каждой культуры есть своя собственная цивилизация, то есть свойственная именно ей форма ее смерти. Но есть и общие черты, характеризующие все цивилизации, поскольку эти черты выступают как признаки вырождения и смерти культуры.

Главный недостаток концепции Шпенглера – пророчество гибели западной культуры. Этот пессимистичный прогноз оказался ошибочным.

Цивилизацией принято называть межэтническую культурно-историческую группу людей, которая является чем-то большим, нежели нация, но меньшим, чем человечество (определение согласно А. Тойнби).

Изучение в сфере локальных цивилизаций принято связывать с именами таких исследователей как:

  • Освальд Шпенглер;
  • Николай Яковлевич Данилевский;
  • Арнольд Тойнби.

Более подробно о видении каждого из них будет подробно описано далее в данной статье.

Теория цивилизации Шпенглера

Теория цивилизации Шпенглера

Рис. 1 – О. Шпенглер

Можно сказать, что каждая из них преодолела некие этапы возникновения, становления и упадка. После культура трансформируется в цивилизацию.

Шпенглер разделяет определения культуры и цивилизации, аргументируя это тем, что период цивилизации наступает лишь в том случае, когда в развитии культуры появляется фаза превалирования материального над духовным компонентом культуры.

Современники во многом подвергали критике точку зрения О. Шпенглера за то, что он отказывал культурам во взаимном действии друг с другом и чрезмерно изолировал их.

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Рис.2 – Н.Я. Данилевский

Отечественный ученый придерживался мнения, что специалисты в сфере культурологии должны определять и изучать культурно-исторические типы социума. Фундаментом выделения, с точки зрения Н.Я. Данилевского, должны быть особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, общественная, бытовая, научная, художественная.

Ученый придерживался того мнения, что каждый культурно-исторический тип обладает своей неповторимой культурой жизнедеятельности, не характерной и непередаваемой иным типам, так как они формируются автономно друг от друга, а также важны и понимаемы лишь в пределах данной народности либо группы народов.

Н.Я. Данилевским были выделены этапы развития некой локальной цивилизационной культуры:

  • роста;
  • культурное и политическое самоопределение;
  • расцвет;
  • исчерпание сил;
  • накопление неразрешимых противоречий;
  • утрата веры. Замечание 1

Культурологом также были выделены двенадцать культурно-исторических типов, часть из которых преодолела все этапы жизнедеятельности, а часть из них так и не прошла в связи с их уничтожением.

Теория А. Тойнби

Теория А. Тойнби

Рис. 3 – А. Тойнби

  • западную,
  • православно-христианскую,
  • исламскую,
  • индуистскую,
  • дальневосточную.

Попадая под влияние природно-географической среды и иных факторов, цивилизация приобретает сугубо свой собственный и неповторимый облик.

Арнольд Тойнби придерживался той точки зрения, что цивилизация есть единый организм со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Принципы локально-цивилизационного подхода до сих пор используются современными учеными. К примеру, С. Хантингтон также под цивилизацией трактует культурные социумы, обладающие своими языком, историческим наследием, традициями и, в своем преимуществе, религией. Этот автор также определил восемь ключевых цивилизаций, отношения между которыми можно назвать конфликтными. Это можно объяснить тем, что даже если политические и экономические расхождения можно нивелировать для достижения некого консенсуса, то примирить различные ценности и убеждения почти не представляется возможным.

Согласно данной теории, историю развития человечества составляет совокупность историй развития локальных культур, не поддающихся оценке и сравнению. Это означает, что любая культура имеет право на жизнь.

Когда культура становится цивилизацией

Термины цивилизации и культуры часто называют синонимами. Неудивительно, ведь данные понятия имеют широкое поле для интерпретации. Однако чаще всего говорят, что культура — это все духовные и материальные ценности, созданные человеком, а цивилизация — это высокоразвитое культурное общество.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Культура становится цивилизацией, когда:

  • появляется упорядоченный общественный строй;
  • возникает государство;
  • появляется классовое деление и частная собственность.

Таким образом, культура — это вопрос нравственности, а цивилизация — практичности.

Авторы теории

Три самые известные концепции были разработаны О. Шпенглером, Н. Данилевским и А. Тойнби.

Теория Шпенглера

Теория Шпенглера заключалась в том, что существование многообразия культур — это единство проявления культуры, а не единство мировой истории.

Кратко о труде автора

Основные положения

Основные положения из теории Шпенглера:

Книга была раскритикована современниками из-за подхода, который исключал воздействие диалога культур на развитие цивилизаций.

Теория Данилевского

Данилевский утверждал, что каждая цивилизация имеет свою непередаваемую культуру жизнедеятельности, которая формируется самостоятельно.

Основные элементы работы

Этапы развития локальной культуры

Социолог вывел шесть этапов развития локальной культуры:

  1. Рост.
  2. Культурное и политическое самоопределение.
  3. Расцвет.
  4. Исчерпание сил.
  5. Накопление неразрешимых противоречий.
  6. Утрата веры.

Также он выделил двенадцать культурно-исторических типов, которые уже прошли все стадии или были уничтожены раньше.

Теория Тойнби

Теория гласит, что цивилизация — это историко-культурная целостность, связанная с территорией.

В отличие от Шпенглера, Тойнби допускает возможность взаимосвязи между цивилизациями, а также считает, что цивилизация — это лишь один из этапов развития культуры, а не ее крах.

Описание труда автора

В своем монументальном труде Тойнби определяет около двадцати цивилизаций, из которых живы только пять: западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная.

Основные положения работы автора

Можно выделить несколько основных элементов:

  • циклическая схема развития цивилизации (генезис, рост, надлом, упадок, разложение);
  • надлом — это прямое следствие нарастания общественных противоречий;
  • цивилизация становится уникальной под влиянием своей географической среды.

Принцип локальных цивилизаций в работах современных ученых

Современные ученые считают, что не существует строгого цикла развития локальных культур и цивилизаций. Бывают подъемы и спады, но они нерегулярны. К тому же, в связи с ростом глобализации и появлением массовой культуры уже нельзя утверждать об изолированном развитии отдельных культур, поэтому сегодня эти теоремы претерпевают значительные изменения.

Гост

ГОСТ

Общие положения

Основное понятие этой теории – цивилизация.

Цивилизация – межэтническая культурно-историческая общность людей, больше, чем нация, но меньше, чем человечество (по А. Тойнби).

Исследования в области локальных цивилизаций связывают с именами Освальда Шпенглера, Николая Яковлевича Данилевского и Арнольда Тойнби.

О. Шпенглер о локальных цивилизациях

Современники критиковали О. Шпенглера за то, что он отказывал культурам во взаимодействии, слишком изолируя их.

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского

Ученый считал, что культурологи должны заниматься определением и изучением культурно-исторических типов общества. В основу выделения, по мысли Н.Я. Данилевского, должны быть положены особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, социальная, бытовая, научная, художественная. Ученый считал, что каждый культурно-исторический тип имеет свою особенную культуру жизнедеятельности, которая не передается другим типам, так как формируются самостоятельно и важны и понимаемы только в рамках этой группы народов. Н.Я. Данилевский выделил в развитии одной локальной культуры этапы:

  1. роста;
  2. культурного и политического самоопределения;
  3. расцвета;
  4. исчерпания сил;
  5. накопления неразрешимых противоречий;
  6. утраты веры.

Готовые работы на аналогичную тему

Ученый выделил 12 культурно-исторических типов, часть из которых прошла все стадии жизнедеятельности, некоторые их не прошли, так как были уничтожены.

Теория А. Тойнби

Арнольд Тойнби считал цивилизацию единым организмом со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Принципы локально-цивилизационного подхода используют современные ученые. Например, С. Хантингтон также под цивилизацией понимает культурные социумы, которые отличает язык, история, традиции и больше всего религия. Этот автор выделил восемь основных цивилизаций, отношения между которыми конфликтные, потому что если по политически и экономическим расхождениям можно прийти консенсусу, то примирить различные ценности и убеждения практически невозможно.

Согласно теориям локальных цивилизаций мир состоит из многообразия уникальных культур. Каждая культура имеет свой путь развития, уникальна и неповторима, развивается своим путем, вносит свой вклад в историю мировой культуры, не существует единой лестницы культур. При таком подходе происходит отказ от метода сравнения и оценки разных культур. Мир рассматривается как совокупность локальных культур.

Безусловно, важнейшими факторами, вызвавшими пессимистический тон появляющихся работ, были Первая мировая война, волна революционного движения первой четверти ХХ в., повлекшая за собой огромные социальные катаклизмы, крушение многовековых монархий и смену политических режимов в Европе, трагедия русского исхода в эмиграцию. В 20-е гг. XX в. в среде русской эмиграции первой волны (после 1917 г.) оформилось новое общественно-политическое движение — Евразийство. Движение охватывало такие центры эмиграции, как София, Прага, Харбин, Брюссель, Белград, Париж. К новому движению примыкали П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский, Г. В. Вернадский и др.

Утверждая самобытность русской культуры в своем неприятии западного мира, евразийцы воспринимали романо-германский мир с его культурой как путь культурного упадка. В этом пессимизм Н. С. Трубецкого во многом совпадал с трагичной оценкой перспектив европейской цивилизации немецким культурологом О. Шпенглером.

Концепция культурно-исторических типов получила свое развитие в культурологии XX в.

В отличие от концепции Шпенглера, Тойнби допускает возможность культурного взаимодействия между цивилизациями. Всемирная история для

Тойнби это история различных цивилизации, сосуществующих друг с другом. В своей концепции он исходит из идеи многообразия, равноценности и уникальности каждой цивилизации. По такому критерию, как происхождение, он делит цивилизации на первичные, возникающие на основе примитивных обществ, вторичные, выросшие из первичных, и третичные. Так, из минойской цивилизации вышла эллинская, а из эллинской — западно-христианская и восточно-христианская. В истории культуры он выделяет всего 21 цивилизацию:

Египетская + андская; китайская + минойская + шумерская + майянская; сирийская; индская + хеттская + эллинская; западная; православная христианская (в России) + дальневосточная (в Корее и Японии); православная христианская (основная) + дальневосточная (основная); иранская; арабская + индуистская; мексиканская; юкатанская; вавилонская.

Рассматривая стадии жизненного цикла цивилизации, А. Тойнби выделяет фазы генезиса, роста, надлома, упадка и разложения. Но не всем цивилизациям суждено пройти эти этапы развития, рост многих цивилизаций останавливается на одном из этапов, другие погибают, не успев расцвести. Особую роль Тойнби отводит духовной элите общества, или творческому меньшинству (политики, пророки, полководцы, мыслители и др.), ее предназначению в поиске ответа на вызов истории. Удел остальных, по его мнению, быть инертным большинством.

К современным тенденциям в науке можно отнести попытку сочетания идеи единства мировой истории и культуры с идеей полилинейности историко-культурного процесса. Так под влиянием идей синергетики появились исследования, в которых история культуры рассматривается в контексте новых тенденций в науке. В концепции М. С. Кагана предпринимается попытка сочетания идеи исторического прогресса и полилинейности развития культуры.[35]

Культура рассматривается им как система, включенная в систему большего порядка — Бытия. Соответственно, им выделяется три формы бытия — природа, общество и бытие человека. Культура же это четвертое бытие, порожденное деятельностью человека. Применяя идеи синергетики[36]

Читайте также: