Сообщение о русском народном инструменте свистулька

Обновлено: 04.07.2024

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.

Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.

Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.

Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины.

Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.

Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто:
в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.

Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.

В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.

В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Музыкальный инструмент свистулька

Маленький, незатейливый предмет нашел широкое применение в жизни людей. Это музыкальный инструмент, детская игрушка, сигнальное приспособление, привлекательный сувенир. Звучащая неимоверно красиво, свистулька привлекает все больше меломанов. Заниматься на ней очень интересно и приятно, музыканты с большим удовольствием обучаются игре на этой миниатюрной флейте.

Что такое свистулька

Духовой инструмент окарина имеет мягкое, успокаивающее звучание. Ее звук обладает холодным тембральным окрасом, а высота, яркость исполняемой мелодии зависит от размера инструмента. Чем больше объем звуковой камеры, тем ниже и глуше звук. И наоборот, маленькие изделия звучат громче, ярче, резче.

Музыкальный инструмент свистулька

Звуковая волна возникает за счет пульсации воздушной струи. Попадая в камеру с пониженным давлением из зоны нормального давления, она начинает пульсировать. Разрежение создается при соприкосновении с язычком, рассекающим воздух и заставляющим его вибрировать. Вибрации передаются на корпус, возникает резонанс.

Существуют творения мастеров, которые свистят, гудят, дудят. Несколько веков назад народные умельцы изготавливали инструмент, который даже гремел. Его так и называли – грематуха. Однако особое внимание заслуживает свистулька-соловей. Перед началом игры внутрь заливают немного воды. Звук получается вибрирующим, волшебным, сказочным, напоминает пение соловья.

Строение свистульки

Конструкция окарины очень проста – это обычная закрытая камера, дополненная свистковым устройством, отверстиями для изменения тона. Существуют изделия, обладающие самыми различными формами. Классическое устройство выглядит как яйцо, другие разновидности могут быть сферической, сигарообразной формы. Также встречаются изделия в виде птиц, ракушек, рыбок.

Количество отверстий для пальцев также может быть разным. Маленькие дудочки без отверстий или с одним отверстием называются свистками, их используют на охоте, как устройство, подающее сигнал. Благодаря небольшим размерам их подвешивают на шею.

В классической окарине проделано 10 отверстий, в других инструментах их число может варьировать от 4 до 13. Чем их больше, тем шире диапазон. Нужно отметить, что каждый мастер владеет индивидуальной манерой проделывания отверстий: сечение бывает продолговатой, овальной, прямоугольной, круглой формы.

При игре музыкант для вдувания воздуха используют мундштук. Свистковая конструкция дополнена каналом воздуховода, окном, рассекателем воздушной струи, называемым язычком.

Игра на окарине

История

Предшественники современной окарины использовались по всему миру, они встречались в Европе, Африке, Латинской Америке, Индии, Китае. В классической музыке ее начали использовать около 150 лет назад благодаря знаменитому итальянцу Джузеппе Донати. Мастер не только изобрел свистульку, настраивающуюся под европейский музыкальный лад, но и создал оркестр, гастролировавший по многим странам. Участниками коллектива были музыканты, играющие на окаринах.

Русский народный старинный инструмент обладал нешироким диапазоном, играл декоративную роль. Народные умельцы делали окарины, которые выглядят как барыня, медведь, петух, корова, всадник. Знамениты и особенно ценятся работы филимоновских, карачунских, дымковских, жбанниковских, хлудневских мастеров.

Что такое окарина?

Виды свистульки

Существует большое разнообразие вариантов исполнения окарин. Они различаются по форме, высоте звучания, строению, диапазону, размерам. В качестве материала для изготовления используется дерево, глина, стекло, металл, пластик. Помимо однокамерных изделий, обладающих ограниченными музыкальными возможностями, существуют двух или трехкамерные свистульки, диапазон которых охватывает до трех октав. Также изготавливаются инструменты со специальным механизмом, позволяющим изменять его строй.

Окарины используются во многих оркестрах: народных, симфонических, струнных, эстрадных. Они прекрасно сочетаются с другими инструментами, добавляя неповторимый шарм каждому произведению независимо от жанра. По строю окарины могут быть хроматическими или диатоническими. Их регистр изменяется от сопрано до контрабаса.

Использование

Наряду с применением в музыке, свистулька имеет ряд других назначений. Издревле она участвовала в различных торжествах, религиозных обрядах, помогала зазывать покупателей на ярмарках. В языческие времена люди верили, что свист отпугивает нечистую силу, а также способен вызвать дожди, ветер. Их носили как оберег: силуэт коровы – приносил здоровье в семью, пирамидка – достаток, а утка – была символом плодородия.

Во многих русских селах свистульку использовали для зазыва весны. Люди верили, что свист, имитирующий пение птиц, отпугивает холода, привлекает теплое время года. Сегодня декоративная окарина – это оригинальный сувенир, увлекательная игрушка, которая позабавит своим неповторимым веселым звучанием.

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство


Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Остановите сейчас любого молодого человека [1] и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже об игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

У детей в ладошах птички,

С виду птички — невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят.

Милые свистульки это,

Выкрашены ярким цветом,

Деревянные, из глины,

Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель,

На звенящий ручеек

И на солнечный денек. [2]

Увидев однажды такую птичку, мне стало интересно, как же она появилась? Что необходимо, чтобы эта птичка запела? Могу ли я сама сделать такую чудо-птичку?

Перед началом работы, мы поставили цель: познакомиться с народным инструментом – свистулька, выяснить, почему она поет.

1. познакомиться с происхождением свистульки;

2. Узнать о значении свистульки в жизни русского народа

3. Выяснить какие свистульки изготавливают в России

4. Узнать, почему поет свистулька

5. Рассмотреть варианты создания свистульки из подручных средств

6. создать свистульку из глины;

Мы предполагаем, что выяснив причину извлечения звука в свистульке, мы можем создать свой неповторимый музыкальный инструмент.

Объект исследования : культура русского народа.

Предмет исследования: свистулька

Для того чтобы проверить эти предположения, использовались метод изучения литературы, опрос и эксперимент.

Глава 1. Свистулька - народный музыкальный инструмент

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой [4] свистулька трактуется как небольшой свисток или детский свисток.

Для изготовления свистулек используют глину [6] . Глина — мелкозернистая осадочная горная порода. В состав глины входят различные минералы:

а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;

б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;

В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось древнему человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать духовые музыкальные инструменты из дерева и глины.

Итак, можно сделать вывод, что свистулька – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Глиняная свистулька появилась в глубокой древности. Сначала их трудно было распознать – сохранились только комочки глины. Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички. С языческих времен их использовали для вызывания в летнюю жару ветра и дождя . Изготовляли их, чтобы задобрить духов-хранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. Свистулька переманивала на себя хворь, а в обычное время разнообразные свистульки стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Свистулькой изгоняли злые силы и призывали добрые, и было это не так давно.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

У каждой свистульки свой звук. На Руси знали эту хитрость. Молодежь использовала свистульки для знакомств на расстоянии. как мобильные телефоны. Незамужние девушки и молодые люди выходили на берег озера и насвистывали мелодию, то есть приглашали на свидание.

Наши предки хорошо знали целебные свойства глины. Глина содержит все необходимые организму микро- и макроэлементы и минеральные соли. Лечебные свойства глины, в первую очередь, основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. Мастера глиняной игрушки считают свою продукцию лучшим средством от депрессии. Посвистишь - поднимается настроение и для здоровья полезно. Взрослым свистулька поможет поставить голос, а детей вылечит от бронхита.

Возникнув столетия назад, свистульки пережили ряд трансформаций: из обрядового предмета в детскую игрушку, а в настоящее время – в сувенир и объект коллекционирования. В последнее время они стали широко использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.

Свистулька развивалась как духовой музыкальный инструмент (окарина) и как народная игрушка.

Окарина [7] — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, что означает гусёнок.

Народная игрушка - свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька и частью образа .

Каждая область или промысел имели свои отличительные черты, настолько индивидуальные, что место производства можно было определить с первого взгляда. Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная свистулька.

Абашевская игрушка [10] родом из приволжских селений (село Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области). В Абашево игрушечным промыслом занимались мужчины. Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Основа изделия покрывается яркими масляными красками ( красный, синий, голубой,зеленый и черный), затем добавляется серебряная или золотая "оживка", которая придает игрушкам эффектный, индивидуальный характер.

Игрушкииз Тверской области [11] , а точнее из г. Торжка узнаешь сразу: птички, петушки, жар – птицы, царь - рыбы, медведи и другие игрушки - свистульки покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно – коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

Свистульки изготавливаются не только из глины, но и из дерева. [12] Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.

Свистульки встречаются в самых разных концах земли. В каждом регионе они имеют свои особенности, однако некоторые повторяющиеся мотивы и, конечно же, любовь к свисту являются свидетельством некоего отдаленного родства всех народов. Неудивительно поэтому, что многие люди нашли свое призвание в коллекционировании свистулек, а в итальянском городе Чезена, в здании бывшей школы находится Музей свистульки [13] . Директор музея вот уже 40 лет собирает свою коллекцию. В экспозиции представлены традиционные и авторские глиняные свистульки со всего мира. Музей проводит международный фестиваль-конкурс свистулек из глины, постоянными участниками и, часто, победителями были многие любители свистулек из России.

Читайте также: