Сообщение о русской романтической поэзии начала xix века

Обновлено: 02.07.2024

Жанровая специфика русского романтизма. Жуковский В.А. как основоположник русского романтизма. Традиции жанра басни в русской литературе, его художественное своеобразие. Гражданская лирика в русском романтизме: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2012
Размер файла 29,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Эстетика романтизма. Жанровая специфика русского романтизма

Эстетика романтизма (расцвет приходится на конец XVIII - начало XIX в.) явилась своеобразной реакцией на классицизм и особенно на Просвещение, существенно приземлившее, в понимании романтиков, искусство, наделившее его утилитарными, не присущими его природе социальными функциями. Главные теоретики и практики романтизма (Вакенродер, братья Шлегели (особенно Фридрих), Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Жан Поль (Рихтер), Э.Т.А. Гофман, Кольридж, Шелли и др.)

Художественные миры романтиков вроде бы знакомы нам по внешним признакам (это пейзажи или события почти обыденной жизни) и одновременно предстают какими-то странными, отчужденным, необычными, чем и притягивают к себе с особой силой. Игра смыслов, чувств, переживаний, возникающая при восприятии таких полуреальных миров, доставляет особо утонченное эстетическое наслаждение. В этом Новалис, Шлегель и другие романтики видели одну из характерных черт романтической поэтики.

В эстетике романтиков художественный образ - уникальный феномен в единстве формы и содержания, которые не могут быть разделены, не существуют порознь. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества (или восприятия). Более того, многие романтики наделяли художника, поэта, музыканта (композитора) пророческим даром. В своем творчестве они пытаются выразить языками искусства то, что открывается только их внутреннему зрению.

В целом же для эстетики романтизма характерны культ художественного гения как духовного провидца и пророка, устремленность к бесконечному, сокровенному, возвышенной духовности; обостренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным; ироническое дистанцирование.

Основными принципами романтической эстетики стали субъективизм и историзм художественного мышления.

увлечение средневековым искусством как национальной классикой (для каждого народа своей). Христианское и романтическое стали синонимами, поскольку в христианской религии "все ориентировано на внутреннего человека".

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А. Жуковский), революционный (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбеккер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений.

Синтетическим характером отличается творчество А.С. Пушкина, которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю. Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г. Белинский).

Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф. Одоевский, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А. Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.

2. В.А. Жуковский как основоположник русского романтизма. Своеобразие стиля В.А. Жуковского

Васимлий Андремевич Жукомвский (29 января [1783, Тульская губерния -- 12 апреля1852, Баден-Баден, Германский союз)

Очень рано в творчестве поэта проявились его основные черты, ставшие потом доминирующими -- мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний.

Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют "пейзажами души". "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии поэта. Он использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев.

Жуковский был признанным мастером баллад. В большинстве своем они отличались остросюжетным повествованием, стремительно и очень напряженно идущим к трагическому концу. Этот вид литературы соответствовал мрачным переживаниям и раздумьям Жуковского о жизни и судьбах человека.

Трагедию своей любви Жуковский понял как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты и его мечты рушатся.

Поэзия Жуковского поражала современников своей музыкальностью, мелодичностью.

Цель поэта Жуковский видит в воспевании “творца, друзей, любви и счастья”. Поэт счастлив своим талантом и возможностью выразить переполняющие его чувства стихами. Лирический герой -- еще и певец, поэтому в лирике Жуковского так много упоминаний музыкальных инструментов: свирель, лира, цевница.

Основная особенность стиля Жуковского - эмоциональность, или, точнее, экспрессивность, т. е. стремление выразить средствами слова чувство, настроение, переживание. Эта задача для Жуковского становится главной, подчиняя себе изобразительную функцию слова - задачу отображения посредством слова объективной действительности. Но поэт-романтик не ограничивается тем, чтобы выразить чувство. Он хочет передать, внушить его другим. Слово должно воздействовать на читателя, волновать его, заражать его тем же чувством. Выразительность слова должна переходить в его впечатляемость. Этого Жуковский достигает различными средствами и приемами.

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Звезда знакомая там есть;

Она к нему приносит весть.

Не знаю, светлых вдохновений

Когда воротится чреда

Но ты знаком мне, чистый Гений!

И светит мне твоя звезда

3. Творчество И.А. Крылова-баснописца (традиции жанра басни в русской литературе, проблематика и художественное своеобразие)

Одним их первых русских писателей стоящих у реализма был Крылов. Басни Крылова. 1809 - 1 сборник басен. Крылов так же оказался под влиянием французской революции - осмысление событий. Крылов - сын эпохи Просвещения, которое воспитывало царство разума. Жизнь не подчиняется воображению, есть законы независимые от человека. И Крылов решает написать законы жизни - что является нашей реальностью. Выбор жанра басни Крылов связывал с проблемой народности. Этот жанр, по его мнению, самый адекватный, с помощью которого можно ясно выразить общественное мнение. Одной из задач было преодоление сословной разграниченности. Здесь понятие народности - как понятность народу, чтобы подходило под их интеллект. Пол мнению Крылова басня стала оптимальным жанром, который смог отразить русскую действительность, стереть сословные грани. Реализм больше проявился в языке. Языковая реформа басни подготовила язык русского реализма. Крылов 1-ый, кто в басенном языке увидел необходимость нравственно-психологического разделения речей героев.

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) в своих произведениях настаивает на том, что он прежде всего гражданин, ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух. Рылеев считает, что художник должен отрешится от тем узких и личных. Лишь то, что способствует счастью отечества, может стать предметом вдохновения поэта. Любовная тематика чужда ему. В дни, когда “отчизна страждет”, только тревоги боевые могут дать отраду борцу-поэту.

Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении “К Временщику” (1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: “надменный”, “подлый и коварный” временщик, “неистовый” тиран, “хитрый льстец”, наконец - подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по тому, что он сделал для народа. Гражданское мужество Рылеева проявилось в его гневных словах, обращенных к тирану:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических “Дум”, Рылеева , написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 - 1823 годах. В печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами: “напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти”.Исторический диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века, от подвигов Олега Вещего до смерти Державина. Так была создана своеобразная русская история в стихах - ряд картин, восстанавливающих героические дела минувших веков. Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества. И в его думах воссоздаются образы Вадима, Ольги, Дмитрия Донского, Ермака, Сусанина, Богдана Хмельницкого, борцов против внутренних тиранов, попирающих права и свободы личности (образы Курбского и Волынского), патриотов, ознаменовавших себя военными подвигами ради величия своего отечества (образы Святослава и Вещего Олега. Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболее прогрессивных людей его времени опираются на лучшие традиции народа в его битвах за национальную независимость и свободу. Ради этой цели он сознательно пренебрегал исторической достоверностью и сознательно преображал своих героев, наделяя их чертами своего времени. Воскресить историю, для того чтобы возбудить доблесть современников славными делами предков - таково основное намерение Рылеева.

Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма “Войнаровский” - произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тирано ненавистником, привыкшим с детства “чтить Брута”, душою “истинно свободного” и благородного “защитника Рима”. Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности.

4. Гражданская лирика в русском романтизме (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты-декабристы)

Русский романтизм окончательно сложился на полях Отечественной войны 1812 г., где сошлись Батюшков, будущие декабристы, Чаадаев, Жуковский, Вяземский и русские мужики., одетые в солдатские и ополченские мундиры..В процессе становления декабризма вырастали литераторы: поэты, писатели, критики -- они в русской литературе 1816-1825 гг. представляют направление гражданского романтизма.

Своим романтическим творчеством декабристы утверждали активного героя, болеющего проблемами страны и народа. Их внимание к национальной истории, этнографии, фольклору обогащало содержание литературы. Менее удачными были их опыты создания новых жанровых форм.

Подобные документы

Идея ценности личности как философская основа европейского и русского романтизма. Разновидности этого течения в историческом осмыслении. Художественное своеобразие романтизма, его эстетические принципы, художественные приемы, жанровая специфика.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 18.03.2014

Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 03.10.2009

Антологию русской поэзии. Василий Андреевич Жуковский - один из корифеев русского сентиментализма и основоположник романтизма в отечественной поэзии, его жизненный и творческий путь. Появление новых метрических размеров, жанр романтической баллады.

реферат [19,6 K], добавлен 28.12.2009

Истоки русского романтизма. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Отражение в поэме "Демон" принципиально новой авторской мысли о жизненных ценностях.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 01.04.2011

Истоки романтизма. Романтизм как направление в литературе. Возникновение романтизма в России. Романтические традиции в творчестве писателей. Поэма "Цыганы" как романтическое произведение А.С. Пушкина. "Мцыри" - романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 23.04.2005

Жизненный и творческий путь выдающего русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Основные вехи биографии Жуковского. Создание поэтических и прозаических произведений, многочисленных литературных заметок и переводов, увлечение русской стариной.

презентация [895,2 K], добавлен 25.02.2014

Особенности восприятия природы в литературе романтизма. Смысловое наполнение морской стихии у В.А. Жуковского. Идейно-художественное своеобразие образа моря в лирике А.С. Пушкина. Особенности художественного его воспевания в стихотворениях Н.М. Языкова.


Раскрывается понятие Русская романтическая поэзия первой половины XIX века.

Цель данной работы — сопоставить трактовку темы поэта и поэзии у Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Такое сопоставление поможет глубже выявить своеобразие индивидуальной художественной системы каждого из поэтов, глубже осмыслить их преемственные отношения, те традиции, на которые они опирались, вырабатывая каждый свою новаторскую эстетическую систему.

Ключевые слова: романтизм, романтики, значение лермонтовской поэзии.

В вопросе о романтизме мы не можем ничего решать окончательно — ибо мы имеем дело с историческим явлением, заведомо не решенным, не сведенным к единым или даже к однозначным началам.

Жуковский занимал особое место среди дружеских привязанностей А. С. Пушкина. Глубокий и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и другой одаренностью: это был, бесспорно, самый добрый человек в русской литературе. Доброта, мягкость, отзывчивость тоже требуют таланта, и Жуковский обладал этим талантом в высшем мире.

После Жуковского в лирике все становится личным переживанием — не только любовь, дружба и т. п., но и политика, и религия, и философия, и само искусство.

Эта смелость отрицания Жуковскому недоступна.

Поэзия Пушкина, в отличие от поэзии Жуковского, была не в целом романтической, но лишь на одном своем этапе. Этапе, однако, очень важном и существенном и для Пушкина, и для истории русской литературы.

Романтический период в творчестве Пушкина относился в основном к первой половине 20 –х годов. Это была пора расцвета русского романтизма, причем расцвет этот в значительной мере и связывался с именем Пушкина. Наряду с Жуковским, хотя по-иному, нежели Жуковский, Пушкин в 20-е годы не только воспринимался как романтический поэт, но и служил своеобразным эталоном романтизма: ему подражали, за ним следовали, у него учились.

Основная часть [1]

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского (1783–1852 г.г.). В. А. Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха.

Василий Андреевич был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшему несравненным даром переводчика, сделать доступным для русского читателя многие лучшие образцы немецкой и английской поэзии. В то время это имело особенное значение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы с французского. Жуковский перевел Шиллера, Байрона и многих других поэтов.

Жуковский — создатель романтического пейзажа

В настоящее время накоплен огромный материал, охватывающий едва ли не все стороны биографии и творчества Жуковского и Пушкина [2]. Материал этот касается самостоятельной разработки темы или попутных, хотя и весьма важных, соображений, высказанных в пушкиноведческих трудах. Его изучение шло под знаком проникновения в поэтическую и жизненную судьбу Пушкина.

Со времени их личного знакомства судьбы Жуковского и Пушкина столь часто пересекаются, что утвердительно можно сказать: среди крупных поэтов старшего поколения у Пушкина не было более преданного друга. Отныне самые ответственные периоды жизни Пушкина, самые кризисные моменты его творчества находятся в поле зрения Жуковского, а события в жизни и творчестве Жуковского будут постоянно волновать Пушкина. И хотя до нас, вероятно, дошли далеко не все документы, свидетельствующие об этом, частые упоминания Пушкина о Жуковском в письмах к общим друзьям и знакомым — верная тому порука.

Жуковский считал своим долгом внушать Пушкину возвышенное представление о нравственном достоинстве поэтического дара, но — главное, Жуковский стремился привить ему высокие нравственные чувства и понятия в духе своих представлений о сущности человека, предостерегая от ложных путей. Это, однако, не мешало ему предпринимать обдуманные и напряженные усилия, которые не раз спасали Пушкина от тяжелых последствий. Жуковский редко соглашался со способами, избираемыми Пушкиным, но его посредническая миссия проводилась достаточно деятельно.

В творчестве Пушкина находим образ поэта-борца, глашатая народных мнений. Античные имена и обстановка древнего Рима не мешали современникам понимать глубокую злободневность стихов Пушкина.

Иначе обстоит дело с Лермонтовым.

В своих статьях В. Г. Белинский дал совершенное толкование Лермонтова — поэта и прозаика, увидев, в том и другом огромное и принципиально новое явление русской литературы.

Наследник и продолжатель традиций Пушкина, Лермонтов — гениальный выразитель новой, последекабристской эпохи. Поэт прожил необычно короткую даже по меркам XIX в. жизнь. Он был убит, когда ему не исполнилось и 27 лет. Всего четыре года, с 1837-го по 1841-й, на глазах изумленных современников развивалось зрелое творчество Лермонтова. Однако эти годы ознаменовали особый, лермонтовский период русской литературы. И мало кто знал, что этому предшествовало: с 1828 по 1837 г., поэтом было создано свыше 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, 3 романа — и, по сути, ничего не опубликовано: требовательность к себе беспримерная.

Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Поэтический мир Лермонтова — это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

Лирический герой Лермонтова наделен приметами, которые в равной мере характеризуют его как личность, как представителя человечества, как человека определенного времени. Он — яркая индивидуальность, и вместе с тем он в своей характерности неотделим от людей, от эпохи. Эти качества героя в значительной степени и определяют своеобразие лирики Лермонтова.

В результате проведенного анализа стихотворений трех русских поэтов первой трети ХIХ века мы пришли к следующим выводам:

Высшее, небесное, божественное начало поэзии акцентировано в равной степени у всех трех романтических поэтов.

Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова (1814–1841), отразившее трудное время — погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г., разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер.

Заключение

В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей.

Основные термины (генерируются автоматически): Жуковский, пушкин, Лермонтов, поэт, русская литература, лермонтовская поэзия, творчество, романтический пейзаж, русская поэзия, русский романтизм.

романтический сюжет

О таких литературных направлениях как классицизм и сентиментализм я уже рассказывала. Теперь пришло время остановиться на романтизме, который пришел им на смену в первой половине 19 века. Я расскажу о появлении романтизма вообще и в русской литературе в частности. Назову представителей этого направления, приведу примеры произведений. Вы узнаете об основных особенностях (чертах) романтического произведения, а также романтического героя.

Что такое романтизм, где и когда появился

Романтизм – это художественное направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 века и достигло апогея в первой трети 19 столетия.


Напомню, что литературным направлением мы называем совокупность идейно-художественных принципов, характерных для произведений многих авторов какой-либо эпохи.

Зарождаться романтизм начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы перешли в искусство и литературу. Так появился романтизм (от фр. romantisme) – направление в литературе и искусстве, поставившее во главу угла духовно-нравственную жизнь человека, свободу и творчество.


Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь личности, свободу и независимость.

Как художественное явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился по Западной Европе и постепенно дошел до России.

В русской литературе романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.


Романтизму в русской литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью цельной, гармоничной.

Ф. Гойа

Ф. Гойа "Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде "

Основные черты романтизма в литературе, характеристика романтического героя

Для того чтобы понять, относится ли то или иное произведение к романтизму, нужно знать основные черты романтического произведения.


  • Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в двух мирах.
  • Мистицизм. Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.
  • Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.
  • Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.
  • Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.
  • Фольклор. Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.
  • Природа. В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.
  • Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.
  • Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).

Высшими ценностями для писателя-романтика являлись:

В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:

  • он противопоставлен обществу, реальному миру, вступает в конфликт с ним;
  • он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной, противоречивой;
  • нередко одинок;
  • зачастую исключителен, необычен, неординарен;
  • стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;
  • рассуждает о бытии, старается познать тайное, понять смысл жизни.


Если в произведении изображен исключительный герой в исключительных обстоятельствах, то оно, скорее всего, относится к романтизму.

Дополнительно нужно сказать, что романтизм, по сути, субъективен, поэтому романтические произведения часто имеют исповедальный характер, а писатели-романтики отождествляют себя со своими героями.

К. Брюллов

К. Брюллов "Последний день Помпеи "

Жанры романтических произведений, примеры

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

  • роман (в том числе исторический);
  • повесть (в том числе фантастическая);
  • новелла;
  • сказка;
  • идиллия;
  • баллада;
  • лиро-эпическая поэма;
  • элегия;
  • лирическое стихотворение.

И. Айвазовский

И. Айвазовский "Девятый вал "

Своеобразие романтизма в русской литературе, представители

Одной из особенностей романтизма именно в русской литературе является социальная острота конфликта героя и общества, окружающего мира.

Тема социальной несправедливости часто возникает в связи с неприятием крепостного права.

В русской литературе выделяют два основных течения романтизма:

  • консервативное, когда писатели и поэты черпали вдохновение в прошлом, философствовали, погружались в воспоминания или мечтания. В этом течении творили Батюшков, Баратынский, Тютчев, Жуковский;
  • революционное (или гражданско-героическое), когда авторы стремились к воплощению идеалов свободы и равенства. К этому течению относят творчество Рылеева, Одоевского, Вяземского, Кюхельбекера.

Подводя итоги, подчеркну, что романтизмом называют литературное направление, которое во главе угла ставило духовно-творческое начало, идеалы французской революции. Если говорить о временном периоде, то это конец 18 века – первая половина 19-го. Герой романтического произведения – это исключительная личность, действующая в исключительных обстоятельствах.

Русский романтизм имел свои особенности. В разных течениях в этом направлении творили Василий Жуковский (которого считают основоположником романтизма в русской литературе), Владимир Одоевский, Евгений Баратынский, Михаил Лермонтов. Раннее творчество Александра Пушкина и Николая Гоголя тоже относится к интересующему нас литературному направлению.

Фото Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что такое романтизм?

Романтизм - это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.

Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

В более общем смысле романтизм - это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.

Эпоха романтизма - когда он появился?

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основная черта романтизма - стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм - это культ природы, чувств и естественного в человеке.

Среди других особенностей романтизма - стремление личности к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Романтизм провозглашал ценность личности и индивидуализма. Герой-романтик - особенная и зачастую таинственная личность. Внешние события находят отражение в его внутреннем мире. В душе у него постоянно происходит борьба противоречий.

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник - не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад.

Для героя-романтика свобода дороже жизни. Если он чувствует внутреннюю правоту, то готов пойти ради нее на все. Романтический герой - цельная личность. В нем всегда четко определяется главная черта характера.


Романтизм в литературе

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Кроме того, романтизм предполагает пересмотр религии. Согласно идеям немецкого философа Фридриха Шлейермахера, истинная религия - это чувство и вкус бесконечности.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Действие начинается в необычном месте - в монастыре на Кавказе, то есть герой находится в уединении, одиночестве. Тесные стены монастыря противопоставлены величественной природе Кавказа.

Сам образ героя окутан тайной: о жизни Мцыри рассказывается очень мало, почти отсутствует описание его внешности. При этом ярко раскрыт внутренний мир персонажа. Мцыри - бунтарь, и это отражено в трех кульминационных днях, когда герой обретает желанную свободу. Героя не понимает и не принимает окружающий мир.

Романтизму также свойственно четкое разделение мира на две стороны - черное и белое. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе, поэтому, оставаясь верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.


Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Читайте также: