Сообщение о ростовских колоколах

Обновлено: 06.07.2024

Исключение — колокола Ростова Великого, но это особый случай: их уникальный звон признан лучшим и в наши дни. В свое время этот город тоже был столицей — Ростовского княжества.

Ростовский кремль — это удивительный памятник русского зодчества, народного искусства и промыслов. Здесь собраны самые лучшие образцы иконописи, фресковой живописи, резьбы по камню и дереву, художественной лепки и керамики, литейного искусства и кузнечного дела. Славу Ростову Великому принесли и неповторимые колокольные звоны. Самые знаменитые звоны были слышны за восемнадцать верст, в далеких окрестностях Ростова Великого.

В 1164 году в Ростове были обретены мощи святителя Леонтия Ростовского — впервые в Северо-Восточной Руси. Первый белокаменный храм строится здесь при Андрее Боголюбском.

Центральную часть города составили вечевая площадь, куда по звону колокола собирался народ, епископский двор, Иоанновский и Григорьевский монастыри, а позже и Успенский собор, Борисоглебская церковь. В XIII веке это городское ядро, расположившееся на берегу озера Неро, обносят деревянными укреплениями, рвом с водой.

Современный Успенский собор был построен в 1502–1512 годах, но службы на этом месте велись намного раньше, с 991 года, в самом первом храме. А всего их было пять, и с ними связано много легенд. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей — Сергий Радонежский.

В летописях и документах XIV века часто упоминается ростовский архиепископ Феодор, и не случайно. Племянник преподобного Сергия Радонежского Иоанн в двенадцать лет принял постриг с именем Феодор у своего дяди и впоследствии с его благословления основал в Москве Симонов монастырь, стал его игуменом и духовником великого князя Дмитрия Донского.

Прекрасно владея греческим языком, будучи образованным, эрудированным человеком и тонким дипломатом, святитель в 80-х годах XIV века выполнял самые ответственные поручения князя в Византийской столице — Царьграде. После последнего посещения патриарх Антоний возвел его в сан архиепископа Ростовского, и святитель Феодор стал вторым архиепископом на Руси (первым это высокое звание получил владыка Великого Новгорода). У себя на родине, в Ростове, он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы. В 1394 году он был погребен в Успенском соборе Ростова.

В 1609 году в соборе оборонялись горожане, не признавшие Лжедмитрия, и многие погибли под его сводами; в этом храме поляки и предатели схватили митрополита Филарета — будущего патриарха, и увели его в плен почти на десять лет. В соборе служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году молился последний российский царь Николай II.

Самый яркий памятник архитектуры ростовского кремля — звонница Успенского собора. Трехпролетную звонницу начали воздвигать недалеко от собора в 1682 году, и уже скоро митрополит Иона решает отлить колокол весом 2 тысячи пудов и для этого приглашает в Ростов известного московского мастера-колокололитейщика Флора Терентьева, который великолепно справился с поставленной перед ним задачей.

Флор Терентьев лил колокола в конце XVII — начале XVIII века. В 1689 году мастер изготовил 2000-пудовый гигант, сохранившийся до наших дней. Его колокола звучали в Москве (Покровский собор на Рву), Ярославле (церковь Святого Дмитрия), в псковском Благовещенском соборе их было два, это храмы, о которых сохранились сведения. Так как в документах Пушкарского приказа его имя никогда не упоминалось, можно предположить, что мастер работал самостоятельно, брался за конкретную работу и выполнял ее блестяще.

В 1689 году полностью были закончены все работы на звоннице, и тринадцать колоколов заняли определенные им места на балках из лиственницы, заняли надолго — висят и сейчас, только к ним в XIX веке добавили еще два колокола; теперь их пятнадцать.

Вот как описывает набор колоколов Успенского собора известный исследователь М. Н. Тюнина:

«"Сысой" — 2000 пудов (32 тонны), отлит Флором Терентьевым в 1688 г. и водружен на специально для этого пристроенной высокой части звонницы;

— "Полиелейный", или "Полиелей", — 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 г. московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном;

— "Лебедь" — 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 г. также Филиппом Андреевым. Назван так за красивый трубный звук;

— "Голодарь" — 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит, последний раз в 1856 г.; назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам;

— "Баран" — 80 пудов (1,28 тонны) отлит в 1654 г. в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым, умершим в этом же году от моровой язвы.

Следующие колокола меньшего веса имеют названия "Красный", "Козел", остальные без названия, кроме двух небольших "зазвонных", первого и второго.

Историческая звонница и сегодня является одной из самых больших в России по своим размерам: длина ее 32 метра, ширина почти 11 метров и высота 17 метров. Ее пропорции, удачное размещение рядом со старшим по возрасту Успенским собором, традиционно строгое оформление делают ее гармоничным и очень привлекательным сооружением русской архитектуры конца XVII века. Проемы для колоколов, обрамленные белыми рамами, сразу же привлекают внимание. Спокойной мощью веет от огромных, в то же время изящной формы, темных колоколов. А внизу каждый пролет подчеркнут горизонталью — легкой ажурной металлической решеткой. Взгляд скользит выше, поднимается на кровлю, а на ней над каждым пролетом — изящные главки с крестами, устремленными в небо. Эта выстроенная талантливыми зодчими композиция совершенна по своим формам, и любоваться ею можно бесконечно. Однако рассмотрим основной объем звонницы. Он так же прост и изящен, несмотря на свои размеры, — шесть вертикальных лопаток-выступов в виде колонн и три горизонтальных карниза. На белом фоне совсем не лишние, функционально необходимые двери в цокольном этаже, узкие окна-бойницы на втором и третьем этажах и еле заметные оконца, освещающие проложенную внутри массива стены лестницу.

Специалисты, исследователи, занимающиеся изучением редчайшего феномена колокольного звона, считают, что красота звучания ростовских колоколов во многом определяется конструкцией звонницы. Дело в том, что внутри тела звонницы от верхней площадки пролетов прямо под колоколами оставлены каналы — пустоты в кладке, идущие до самой земли, которые резонируют и усиливают звучание (прием, используемый в органах). И еще один маленький секрет строителей ростовской звонницы: она поставлена вблизи озера, водная поверхность которого также усиливает акустический эффект.

Не так просто сложилась судьба ростовских колоколов, бывало, что только чудо их спасало и они оставались жить, а значит — звонить.

Колокола со звонницы Успенского собора избежали участи сотен своих звонкоголосых собратьев, которые по указу Петра I после поражения под Нарвой были перелиты в пушки, необходимые царю для будущих баталий.

Тогда было переплавлено около четвертой части всех колоколов России, среди них были и бесценные. Но звонницы Успенского собора указ царя об изъятии колоколов не коснулся. Дело в том, что в самые первые годы своего правления, начиная с 1691 года, царь обращался к ростовской митрополии с просьбой дать ему серебра, чтобы отчеканить монеты. Царю шли навстречу, сумма была предоставлена весьма солидная по тем временам — пятнадцать тысяч рублей; это-то через десять лет и спасло колокола. Не раз колокола были близко от гибели во время пожаров, этого страшного бедствия деревянных построек в России. Особенно сильными были пожары в 1730 и 1758 годах, но звонница уцелела, только копоть и чуть обгоревшие брусья напоминают об этой угрозе. После пожара 1758 года в ростовском кремле все деревянные, крытые тесом, лемехом, дранкой крыши и главки заменили металлом.

В начале ноября 1941 года, когда враг был рядом, было принято решение снять колокола и эвакуировать их в тыл, но после разгрома немцев под Москвой необходимость в этом отпала.

В августе 1953 года невиданный в этих местах смерч снес кровлю и повредил главы звонницы. Вскоре реставраторы восстановили утраченное и пострадавшее.

Сорок лет прошло с тех пор. Сегодня услышать звон ростовских колоколов едут туристы из самых дальних уголков России и зарубежья. И звучат колокола во время службы в храмах и в дни фестивалей, когда показать свое мастерство съезжаются лучшие звонари — мастера удивительного искусства звона.

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ Не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн IМы живем в парадоксальное время: XXI в. и третье тысячелетие еще не наступили, а вот тысячелетие второе и век XX уже кончились. И не потому, что средневековый монах, переписывавший

Колокола

Оборона Ростова

Оборона Ростова Германское командование, потерпев неудачу 5–8 ноября в сражении с 9-й армией и лишившись тем самым возможности нанести удар на Ростов со стороны северного фланга и тыла, предприняло фронтальный удар на ростовском направлении. Используя преимущество в

Освобождение Ростова

Освобождение Ростова 24 ноября Ставка директивой № 005128 поставила следующую ближайшую задачу войскам Южного фронта с общим названием «Разгром бронетанковой группы Клейста и овладение районом Ростов, Таганрог с выходом на фронт Ново-Павловка, Куйбышево, Матвеев Курган,

От Харькова до Ростова

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Колокола льют

Колокола Самгиных

Колокола Самгиных В 1783 году купец 1-й гильдии Афанасий Никитич Самгин оставляет свое дело и средства сыну Николаю, который был увлечен промышленными нововведениями и в них видел свое будущее. Николай Афанасьевич основывает в Москве небольшой колокололитейный завод. В 1813

Казнь колокола

Казнь колокола Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал

Глава V Развал От Харькова до Ростова

Глава V Развал От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба.

Казнь колокола

Казнь колокола Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост. Ударили в колокол у святой Софии — и пал

Р. Гуль [115] С ФРОНТА ДО РОСТОВА [116]

Р. Гуль [115] С ФРОНТА ДО РОСТОВА [116] Была осень 1917 года. Мы стояли в Бессарабии… Голубые, морозные, душистые бессарабские дни. Желто–красно–зеленые деревья. Высокое, золотое, негреющее солнце. Красивый народ в кожаных, с рисунками безрукавках. Белые хаты, внутри увешанные

Последние бои у Ростова

Последние бои у Ростова 7 февраля Донской атаман генерал Назаров сообщил генералу Корнилову, что он более не задерживает Добровольческую армию. Генерал Корнилов теперь был свободен в своих решениях и решил оставить Ростов в ночь с 9–го на 10 февраля, дав своей армии два

От Харькова до Ростова

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23 ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная, и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Глава 21 РАЗГРОМ РОСТОВА

Глава 21 РАЗГРОМ РОСТОВА В августе 1919 г. казаки заняли Одессу, Киев, а в сентябре — Курск, Воронеж, Орел[10], до Москвы оставалось 320 км. Но положение осложняла война на нескольких фронтах. РККА перебросила к Курску Латышскую стрелковую дивизию, бригаду Червонных казаков, а к

В газете "Возрождение" мы продолжаем публиковать статью о традициях церковного звона в России. Заключительная четвёртая часть статьи посвящена Ростовским колоколам и звонам.

Уникальный ансамбль колоколов сохранился на звоннице Успенского собора города Ростов Великий Ярославской области. Ростовские колокола и звоны считались лучшими в Российской Империи. Их возникновение связано с Ростовским митрополитом Ионой, который любил колокола и отливал их в своей резиденции. "На своём дворишке лью колоколишки, удивляются людишки", - говорил Иона. Он привлёк лучших мастеров колокольного дела. Большинство из 15 колоколов звонницы было отлито в конце XVII века. Самый большой колокол - "Сысой", названный в честь отца митрополита, отлил мастер Фрол Терентьев в 1688 году. Он весит 2000 пуд. (32 тонны). Высота и диаметр основания колокола составляет соответственно 3 и 3,63 м. Язык весом 1,5 тонны при раскачке производит 42 удара в минуту. Звук "Сысоя" отличается бархатистым тоном и звучит в тоне "до" малой октавы. Второй колокол - "Полиелейный" -1000 пуд. (16 тонн) был отлит в 1683 году мастером Филиппом Андреевым и звучит в тоне "ми" малой октавы. Третий - "Лебедь", отлитый в 1682 году этим же мастером, имеет 500 пуд. веса и звучит в тоне "соль" малой октавы. Эти три колокола создают большой мажорный аккорд ростовской звонницы, очень красивый по тону.
Средние колокола - "Голодарь" (171 пуд.), "Баран" (80 пуд.), "Красный" (30 пуд.), "Козёл" (20 пуд.) отлиты в разное время, также тонально подобраны. Малые колокола представлены четырьмя безымянными и двумя зазвонными, отлитыми в XVII веке. Наконец, 14-й колокол "Ясак", отлитый в XVII веке, и 15-й - в конце XIX века относятся к малым. Они были использованы для исполнения нового Ионафановского звона. Особенность ростовской звонницы в том, что почти все колокола висят в ряд. Из них составляются различные группы, и звонари при воспроизведении звука не только видят друг друга, но и по особому чувствуют ритм звона. Побывав несколько раз на этой удивительной звоннице, я не перестаю восхищаться этим огромным колокольным ансамблем, а познакомившись ещё в 1970-е годы с одним из звонарей -Николаем Григорьевичем Королёвым, начавшим звонить ещё до революции, я понял великую духовную силу ростовских звонов и величавое мастерство звонарей-умельцев.
На колоколах исполнялось 17 ростовских звонов. Самым старинным был Ионинский, названный в честь митрополита. Он торжественный и строгий при простоте ритмического рисунка. Георгиевский звон является самым мощным по звучанию, с одновременными ударами во все колокола в такт "Сысою", удары в который производятся только в один край. Иоакимовский звон, созданный в 1731 году, наиболее праздничный трезвон, благодаря самостоятельным партиям безымянных и зазвон-ных колоколов. Ионафановский звон, составленный священником Аристархом Израилевым в 1894 году в память об архиепископе Ярославском и Ростовском Ионафане, называют "музыкально правильным звоном". При простоте ритмического рисунка он очень красив. В нём участвуют 7 главных колоколов, создающих правильное до-мажорное звучание. Кстати, А. Израилев в 1884 году выпустил специальную книгу о ростовских колоколах и звонах. Он же изготовил специальные камертоны на все колокола звонницы, которые демонстрировались на всемирной выставке в Париже в 1900 году и получили золотую медаль. Послушать знаменитые звоны приезжали музыканты и композиторы, включавшие их в свои произведения. Фёдор Иванович Шаляпин, имея дачу недалеко от Ростова, часто появлялся у звонницы, слушал её звоны.
Для исполнения ростовского красного звона требуется присутствие на звоннице не менее 5 звонарей. За сотни лет мастерство звонарей переходило из поколения в поколение. В 1913 году ростовские звонари продемонстрировали своё искусство перед Государем Императором Николаем II и его семьёй. Как рассказывал мне Н. Г. Королёв, ему, 9-ти-летнему мальчишке, за помощь звонарям досталась из рук Государя 5-ти рублёвая золотая монета. Звон на соборной звоннице был прекращён в 1928 году. С тех пор колокола звучали лишь при съёмках художественных фильмов "Пётр Первый" (1930-е годы), "Война и мир" (1963 год) Звонари А. С. Бутылин, Н. Г. Королёв, М. С. Урановский, П. А. Шумилин, В. М. Чушкин исполнили для киностудии "Мосфильм" все 17 звонов. В 1966 году фирма "Мелодия" выпустила специальные пластинки с записью нескольких звонов. В советские времена звонили очень редко. Но старые звонари успели передать свои навыки новому поколению во второй половине 80-х годов XX века. Вспоминая мою встречу в Ростове с Н. Г. Королёвым, почти глухим (он звонил в "Сысой"), оживает масса интересных фактов о колоколах и звонах Ростова Великого. Сегодня эти звоны исполняет группа звонарей под руководством регента-звонаря С. А. Мальцева. Их можно услышать не только в Ростове, но и в записи на кассетах и дисках. Ростовские колокола и звоны по праву являются символом колокольной России.

Сергей Валентинович СТАРИКОВ,
доктор исторических наук,
профессор кафедры
Отечественной истории МарГУ

Город монастырей и церквей Ростов Великий По соборной площади к Успенскому собору Ростова Устройство звонницы и звучащий Ростов Колокольные звоны, колокола и бубенцы 2015-03-27 --> 27 марта 2015 --> Daria Vlasova Россия

знаменитая звонница ростова великого

Ростов Соборная площадь

Ростов ничем не хуже других городов: как и в любом городе, в нем всегда имелась центральная площадь. Когда-то тут собиралось народное вече, решались и обсуждались все жизненно важные городские вопросы, творили суд, на ней гуляли, сюда приходили ростовчане и жители окрестностей торговать.

план соборной площади ростов

Ростов – город монастырей, храмов и русской святости

А в конце XVII или начале XVIII века кусок площади вместе с собором обнесли кирпичной стеной, так она стала частью кремля. Теперь, когда говорят о Соборной площади Ростова, подразумевают именно ее кремлевскую составляющую. Чтобы попасть на нее, нужно пройти через какой-либо из четырех входов:

В северной части Соборной площади Ростова, вблизи кремлевской стены, затмевая и подавляя все вокруг своим величием, сияет пятью куполами Успенский собор. За ним возвышается звонница собора, очень жаль, что в этот торжественный миг знакомства не звонят колокола Ростова.

ростов соборная площадь один из входов

Может быть, я и не открою Америку, но скажу только – зимой холодно и ветер пронизывает. У входа в Кремль замечаем симпатичную палатку, торгующую горячим глинтвейном. Возле нее кучками толпится и согревается любознательный туристический народ, а также прогуливающиеся горожане. А своевременная порция правильного напитка – вещь реально крутая. Молча и блаженно выпиваем горячую и ароматную жидкость. Хорошо… Да, несомненно, денек сегодня выдался чудесный!

Какие первые впечатления от города? Мы почувствовали сразу, что он нас принял и нам рад! А еще сразу почувствовалось, что Ростов – великий город русской святости.

В 2012 году городу исполнилось 1150 лет. За время своего продолжительного существования довелось ему быть столицей и самым многочисленным городом княжества на северо-востоке, центром политической, культурно-просветительной и духовной жизни. Из этого древнего русского города начало распространяться христианство по всей Северо-Восточной Руси. Впрочем, крупным религиозным центром ему суждено оставаться многие столетья.

Жизнь и деяния множества святых связаны с этим городом. Здесь родился заступник земли русской Сергий Радонежский , жил святитель Димитрий митрополит Ростовский, в честь которого был поименована крепость, ставшая впоследствии Ростовом-на-Дону. К лику святых будет причислено семь епископов Ростова. Двое из них, в том числе Филарет, приходившийся родителем Михаилу Романову, будут патриархами.

из соборной площади на митрополичий двор

Монастыри Ростова Великого

За годы в Ростове Великом было возведено огромное количество монастырей и церквей. Сейчас на Тридцать ТЫСЯЧ ростовских жителей Приходится Пять действующих обителей иноков.

  1. Вот уже почти тысячу лет в восточной части города стоит Богоявленский монастырь на месте разрушенного преподобным Авраамием языческого капища Велеса.
  2. Основанный святым Иаковом Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Скоро, скоро уже можно будет прочитать о нем.
  3. Рождественский монастырь, что заложил святитель Феодор, приходившийся племянником Сергию Радонежскому.
  4. Борисоглебский монастырь, который основали преподобные Павел и Феодор. Находится в поселке Борисоглебском – об этом готовится отдельный рассказ!
  5. На месте, где жили родители преподобного Сергия стоит Троице-Сергиев монастырь (п.Варницы).
  6. Есть еще один – Петровский, основанный святым Петром, бывшим ордынским царевичем и почти полностью уничтоженный в советское время.

Следующий день нашего путешествия планируем посвятить осмотру монастырей.

где находятся монастыри ростова великого

Церкви Ростова Великого

Не все храмы, созданные руками предков ростовчан, дошли до наших дней. Пожирали их беспощадные частые городские пожары, сокрушали в чужеземных нашествиях орды Батыя и польско-литовские интервенты. Но в кремле сохранился возвышающий душу к небесам Успенский собор и еще прекрасные, построенные Ионой Сысоевичем церкви…

Успенский собор Ростов Великий

Высота главного ростовского храма – 60 метров. Он – пятый по счету, что стоит на этом месте. Предыдущие губил то огонь, то вражеские набеги.

Первый, деревянный, возвели после памятного лета 989 ​​года, когда великий князь Владимир обратил в христианство жителей-язычников и создал Ростовскую епархию. Тогда по всей земле русской воздвигались монастыри и храмы, как солнце сияла вера православная.

Андрей Боголюбский, сын ростовского князя Юрия, вошедшего в историю с прозвищем Долгорукий, приняв титул великого князя, не отправился в Киев, а остался княжить на земле Ростово-Суздальской. Выдающийся правитель и неординарная личность, он разворачивает здесь грандиозное строительство. В 1116 году строится по его повелению первый каменный храм на месте собора. И его разрушил страшный пожар 1204 года.

Построили новый храм. И в XIII веке у одного из здешний батюшек появился сын Александр, ставший удалым героем русских былин – Алешей Поповичем. В июне 1314 года здесь крестили очередного младенца, который спустя годы станет преподобным Сергием. Своды этого храма рухнули в 1408 году после очередного огненного бедствия.

успенский собор ростов великий фрагмент

Тот, что красуется сейчас на площади, освятили примерно в 1512 году. Примерно потому, что точных сведений не сохранилось. Зато достоверно известно, что в 1553 году в дар Успенскому собору Ростова первая супруга Ивана Грозного кроткая царица Анастасия своими руками вышила покров.

После Кижей я всегда смотрю на купола церквей – из чего они сделаны. У ростовского Успенского собора маковки крыты луженым железом, украшены сверху сияющими золотом крестами, а понизу резными подзорами.

купола успенского собора ростов

Справа от алтаря идут вниз каменные ступеньки. Там, в хорошей компании почивших князей и митрополитов, находится гробница святителя Леонтия, епископа Ростовского. Грек из Царьграда, ставший одним из наиболее почитаемых русских святых, которому молятся об обретении мудрости и терпения. В день обретения его мощей 23 мая по старому стилю ежегодно проходит крестный ход от кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

успенский собор ростов великий общий вид

История и колокола

В чем красота православного храма? В лицах молящихся людей, торжественных богослужениях, в замечательной архитектуре. Но ведь православный храм немыслим без колоколов. Поэтому мастера всегда их украшали: нарядной резьбой, орнаментами, священными изображениями, их серебрили, золотили, или делали бронзовое напыление. И отношение к колоколам на Руси было особенное, их считали гласом Божьим, любили и очеловечивали.

Но пришло время печали: Петр I, как известно, изымал церковные колокола и переплавлял их для насущных нужд армии. Еще одним темным пятном на, в общем-то, благополучную историю колокололитейного производство, легло время власти большевиков.

В начале 30-х годов замолчали все церкви, страна стала быстро терять свое колокольное богатство. Здесь я рассказывала об истории уничтожения знаменитых Колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К счастью, колокола Успенского собора миновала печальная участь, провидение сберегло их во время войн, разрухи и целенаправленного уничтожения.

По церковным праздникам и по воскресным дням разносятся мощные колокольные звоны Ростова Великого по окрестностям чуть не на двадцать километров…

украшенные колокола ростова

Колокольни и звонницы

Представьте себе, вот перед нами новенький, только что отлитый колокол. Что теперь с ним делать? Подвесить, конечно. В давние времена проблема решалась просто – на церковном дворе устраивали перекладину, на которую и определяли колокол. Позднее появились звонницы.

Сначала это были звонницы в виде простой стены с арочными окнами, в каждое окно подвешивали колокол. Звонницы совершенствовались и появились их разновидности в виде галереи. Возводили специальное строение или использовали для этой цели верхние этажи церквей, где к верхним балкам крепили много колоколов. Иногда такие потолочные балки шли в несколько рядов. Но существенным было то, что в звонницах горизонтальное расположение колоколов. Именно такое нужно для создания чудесных звонов.

Иное решение предлагало устройство колокольни. В ней колокола располагались по вертикали, поэтому все сооружение старались сделать повыше, чтобы звук разносился дальше.

По традиции, в Новгороде и Пскове строили звонницы, а в Москве и окрестностях возводили колокольни.

колокольные звоны ростова великого

Звонница Ростов Великий

звучащий ростов вход на звонницу

Над нами квадрат света, еще пара ступенек и Саня, за ним Катя, и я – последняя, ​​поднимаемся на самый верх. После тесноты подъема – простор, воздух и свобода. Народу почти нет, только на противоположной стороне площадки фотограф щелкает девушку. Звонница Ростова молчит. Колокола висят на уровне груди. Хоть и предупреждали, но удержаться невозможно: легонько хлопаю по одному колоколу и он отвечает мне мелодичным гулом старины. Хорошо-то как…

стоим на звоннице ростова

На белоснежной ростовской звоннице, украшенной четырьмя главами, в четырех пролетах в один ряд висят 15 колоколов. Длина-ширина-высота ее указаны в литературе в саженях: 15-5-10, но перевести размеры в метры я не смогла. Оказывается, существуют три сажени: казенная, равная 2133 метра, маховая – 1,76 и косая – 2,48. И какую из них надо брать?

колокольные звоны ростова великого колокол сысой

Сколько весит танк

Для наглядности, сравните вес колокола с весом танка времени Второй мировой войны:

  • Т-34 – (. Образец 1940г) 26,3т
  • Т-34 – (. Образец 1941г) 28,0т
  • Т-34 – (. Образец 1942г) 28,5т
  • Т-34 – (. Образец 1943г) 30,9т

В звоннице важно все: ее величина, форма, число проемов, вес колоколов, их количество. Главный колокол – он же самый большой – Благовест. У него самый низкий голос, он задает ритм колокольной мелодии. Обычно Благовест один, а вот колоколов-малышей чем больше, тем богаче и музыкальней звоны.

Интересно, что крепятся колокола только на деревянные балки. И еще одна тонкость – близкие по размеру колокола рядом не навешиваются, чтобы звуки не забивали друг друга. А языки колоколов крепятся лентами моржовой кожи, их раскачивают прирожденные музыканты – звонари, и колокол выпевает мелодии и мотивы.

И еще для хорошего звука нужно пустое пространство на звоннице.

Колокольные звоны Ростова Великого слушать…

Звоны – так называют музыкальные композиции, исполняемые с помощью уникального инструмента – набора колоколов. Они неповторимы: манера звона определяется разными местными традициями, да и каждый колокол уникален.

Однако специалисты из этого многообразия обычно выделяют только два – ростовский и московский звоны, их считают достоянием русской и мировой культуры.

колокольные звоны ростова великого слушать

Какой голос у города и звучащий Ростов

Голосом города на Руси всегда был звон колоколов…

Знаменитый ростовский звон мы услышали на следующий день. Хотя надо бы сказать: нам посчастливилось услышать. Что живших столетия назад простых крестьян, купцов и князей, так и нас, людей XXI века, потрясла древняя музыка многотонных колоколов.

Басовитый, сиплый, напористый, веселый, величавый, звонкий, рассыпчатый, трелеобразный, с пересечками, праздничный, трезвонный – такими эпитетами описывают ростовские звоны.

церкви ростова великого рядом с кремлем

Серебристые и веселые

Забегая вперед, скажу, что в кремле мы побывали в крошечном музейчике личных коллекций, посвященном бубенцам и колокольчикам. После больших колоколов интересно было посмотреть и послушать их маленьких собратьев, очаровательных и звонких. Малышей здесь больше двух тысяч. Кому разрешалось повесить на дугу своей тройки колокольчик? Когда появились бубенцы? Сколько штук их может быть на одной лошадке? Сюда стоит зайти даже для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы.

Эту коллекцию собрал бывший директор музея В. А. Ким. Когда я услышала эту фамилию, то удивилась: фамилия вроде корейская? Какие ветры судьбы занесли сюда ее обладателя? Сразу померещилась история, достойная романа, с какими-то невероятными обстоятельствами, вызванными коловращениями жизни во время революции. Оказалось все было гораздо проще, хотя действительно, имело некоторое отношение к революции. Юные родители Вячеслава Александровича, местные уроженцы, поменяли свою сугубо русскую фамилию на популярную в те годы аббревиатуру Ким.

колокольчик из коллекции кима

Пора идти дальше

Катя и Саня разбредаются в поисках правильных ракурсов, я тоже брожу, поедая глазами необъятное, ибо за два дня все осмотреть и потрогать невозможно. Вдалеке виднеются купола двух монастырей: Спасо-Яковлевского и Богоявленского Авраамиева монастыря.

Фотограф, кончил фотографировать девушку и теперь беседует с Саней. Он – местный, и рекомендует нам именно Спасо-Яковлевский. Но это уже завтра, а сейчас Кремль. Озеро Неро, колыбель Ростова, все в снегу. Хорошо бы летом глянуть на него…

По всей Руси были знамениты звоны Ростова Великого. Колокола его главного Успенского собора сохранились до сего дня вместе с Ростовской звонницей. Ростовские колокола были отлиты в XVII в. по определенному плану, задуманному митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем). Он правил ростовской епархией без малого 40 лет (1652—1691 гг.) и за годы своего правления сделал немало полезного. Память о митрополите Ионе III сохранилась в колокольном звоне (так называемом Ионинском), а самый большой колокол получил имя Сысой в честь отца митрополита — схимонаха Сысоя.

Кроме того существовали и другие праздничные звоны в Ростове Великом — Акимовский, Егорьевский (по имени правивших митрополитов), особые пасхальные местные звоны, будничные и другие.

В XIX в. в Ростове служил священник Аристарх Израилев, который увлекался музыкальной акустикой и сумел записать ростовские звоны обычными нотами. Изучив акустические свойства ростовских колоколов, в своем очерке, посвященном ростовским звонам, он дает физические и музыкальные характеристики всем колоколам, имеющимся в наборе, указывает способы разных звонов и расстановку колоколов1.

Ростовские колокола отливались по определенному плану, пропорционально по отношению друг к другу: Сысой — 2000 пудов (1689 г.), Полиелейный — 1000 пудов (1683 г.), Лебедь — 500 пудов (1682 г.), Баран — 80 пудов (1654 г.), Красный — 30 пудов, Козел — 20 пудов. Из всего строя данного набора существенно выделялся Голодарь — колокол, которым звонили в Великий Пост, откуда и пошло его название. Он весил 171 пуд и 5 фунтов и был отлит намного позже — в 1856 г. Этот колокол издает звук ля-бемоль большой октавы, в то время как все остальные (кроме Козла) звучат в рамках обертонового ряда звука до большой октавы (этот основной для всех нижний тон имеет Сысой).

Анализ музыкальных и акустических данных инструментов этого набора обобщен А. Израилевым в таблице размеров колоколов, их веса, числа колебаний в секунду и тонов звучания. Строение колокольного ансамбля было подчинено одной гармонии и одному обертоновому звукоряду с исходным нижним до. Из этой системы явно выпадают два колокола — Голодарь и Козел.

Ростовская соборная звонница находится на юго-востоке от алтаря главного храма Ростовского Кремля. Она представляет собой одноярусное сооружение вышиной в 10 сажен, а шириной — в 5. Такие вытянутые по горизонтали пропорции колокольни (больше в длину, чем в высоту) позволили расположить все большие колокола на одном ярусе в один ряд: Сысой, Полиелейный, Лебедь, Красный, Козел, Голодарь, Зазвонный первый, Баран, Зазвонный второй. Четыре маленьких безымянных колокола также расположены в один ряд вдоль более узкой стены в 5 саженей.

На ростовской звоннице по воскресеньям и большим праздникам в звоне участвовали 5 человек. А. Израилев описал способ расположения звонарей и порядок их действий при звоне:

Ионинский звон производится пятью звонарями следующим образом: первый и второй звонарь звонят в один самый большой колокол "Сысой" (С). Оба они, ставши под сим колоколом, качают язык его в две противоположные стороны и ударяют им в оба края колокола, так что у них выходит 42 удара в минуту. Третий звонарь звонит в один "Полиелейный" колокол (Е). Он ударяет языком также в оба края колокола и наносит удары одновременно с ударами, наносимыми первыми двумя звонарями в "Сысой". Четвертый звонарь прежде звонил в 7 колоколов, а теперь он звонит только в 6 колоколов: в "Лебедь" (G), "Красный" (g) и в четыре безымянных колокола. "Козел" же как разбитый выпускается2.

На четвертого и пятого звонарей приходится основная нагрузка, они должны скоординировать звучание больших колоколов с маленькими, они же вызванивают и мелодию с разными ритмами. Как описывает В. Даль, "встарь хорошие звонари ценились и упражнялись красным звоном, распетливались по рукам и ногам, качались на зыбке и звонили согласно в дюжину колоколов"3.

Как же справлялись со своей задачей 4-й и 5-й звонари? Ведь собственно они и вызванивали ростовский Ионинский звон. У Израилева читаем:

В "Лебедь" он звонил так: язык "Лебедя" притянут близко к одному его краю веревкой, которая другим концом своим привязана к верху железных перил колокольни; у этой веревки, находящейся в натянутом положении, имеется в середине ее довольно длинная петля; в эту петлю вложен одним концом длинный деревянный брус, лежащий другим концом своим на полу колокольни; на этот брус, недалеко от петли, звонарь ставит левую ногу и, прижимая его к низу, ударяет в колокол так, что удары его совпадают с ударами в колокола "Сысой" и "Полиелейный". Далее он "берет в правую руку соединенные веревки от четырех Безымянных колоколов, а в левую — веревку от языка "Красного" колокола: "Красный" (g) и первый Безымянный (g), потом во второй Безымянный (f) без "Красного", после сего опять в два колокола: "Красный" (g) и третий Безымянный (с1) и еще в один последний Безымянный (d); и таким образом, вместе с ударами в "Лебедь", он ударяет попеременно то в два, то в один колокол в течение всего Ионинского звона.

Пятый звонарь звонит в четыре колокола: "Голодарь" (As), "Баран" (е) и два "Зазвонных". Методика звона у пятого приблизительно та же, что и у четвертого звонаря.

А. Израилев, записавший Ионинский звон, предлагает наряду с традиционным звоном, где используется "Голодарь", выходящий за рамки обертонового звукоряда, свой "исправленный" вариант, как это было задумано еще при митрополите Ионе, "красным звоном" в одну гармонию (без As). В старину "красным" назывался согласный подбор колоколов погласицей, гаммой.

Про "Акимовский" звон говорят, что он исполняется "с пересечкой". Действительно, ритм "Акимовского" звона значительно сложнее, чем "Ионинского": здесь четвертый звонарь дробит первую и четвертую доли, а пятый звонарь играет на "Зазвонных" колоколах в два раза быстрее (то есть более мелкими длительностями), чем в "Ионинском" звоне.

В "Егорьевском" звоне главная роль принадлежит пятому звонарю, который из двух "Зазвонных" колоколов вызванивает различно ритмизованные мелодии, интонационно зеркально расположенные по отношению друг к другу: первый мотив с опорой на верхний звук, второй — на нижний. Его поддерживает четвертый звонарь, который вызванивает маршевый ритм (у звонарей он часто называется "пересечным").

Один из распространенных будничных звонов производится одним исполнителем в шесть колоколов, другой (тоже будничный), употребляемый от Фоминой недели до отдания Пасхи, производится пятью колоколами.

Предложенные А. Израилевым исправленные звоны, конечно, с точки зрения гармонии более естественны, однако, они не так колоритны. Небольшая дисгармоничность не ухудшает звоны, а придает им своеобразие. М. П. Мусоргский, возможно, от ростовских звонов заимствовал великолепие звучания колоколов во второй картине "Бориса Годунова" в сцене венчания на царство.

Используя пример Ростовских звонов, так подробно описанных и переложенных на ноты А. Израилевым, можно подвести некоторые итоги.

На русских звонницах и больших колокольнях звонили по определенным правилам. Прежде всего колокола распределялись по функциям: низкие — средние — высокие. Низкие — самые большие, тяжелые, медленные — задают темп звона. Например, два человека, управляющиеся с "Сысоем", вызванивают 42 удара в минуту (при этом ударяют в оба края колокола), а в "Егорьевском" звоне они бьют языком лишь в один из его краев. Следовательно, один удар каждый раз пропускается, в результате чего низкие звуки раздаются в два раза реже (то есть звучит 21 удар в минуту). Низкие колокола создают ритмическую и гармоническую основу всего звучания. В них заключена вся специфика русских колокольных звонов [напомним, что только в России после перехода к языковому способу звукоизвлечения могли быть созданы инструменты-гиганты: на Успенской звоннице Московского Кремля сохранились колокола XVII в. "Реут" (1622 г.) весом в 1200 пудов (32 тонны) и "Вседневный" (1652 г., отлитый Емельяном Даниловым) в 998 пудов (13 тонн)].

Средние колокола в Ростовских звонах поручаются четвертому звонарю. Его роль в общем ансамбле двояка: в средних регистрах он поддерживает основной ритм низких инструментов, а Безымянными колоколами вызванивает сложную мелодико-ритмическую фигуру из нескольких звуков.

Верхнему регистру колоколов поручена самая звонкая "рассыпчатая" мелодия, которая принадлежит зазвонным колоколам, и она звучит непрерывной трелеобразной линией иногда медленней (как в "Ионинском" звоне), а иногда быстрее и более фигурационно (как в "Егорьевском"). Вместе с тем пятый звонарь, который и создает эту праздничную атмосферу трезвона, поддерживает основную метрическую сетку двумя более низкими колоколами ( "Баран" и "Голодарь").

Судьба была благосклонна к ростовским колоколам, их не тронули ни войны, ни разруха, ни намеренное истребление церковных ценностей. Иной путь, к сожалению, был уготован прочим шедеврам колокололитейного искусства. Многие из них пострадали уже в Петровскую эпоху.

Петр I объявил об изъятии церковных колоколов во время войны со шведами. Под Нарвой в 1700 г. русские войска утратили большую часть артиллерии. Чтобы возместить потерянные орудия, государь приказал издать указ, в соответствии с которым каждая епархия должна была выделить четвертую часть всех своих колоколов для пополнения запаса металла. Мирные колокола должны были послужить военным целям. Это был один из первых и значительных уронов колокольного дела в России, который впоследствии отозвался тяжелым эхом в годы советской власти, когда колокольни рушились вместе с церквами, а иконы сжигались.

Апофеозом колокололитейного дела в России стал самый большой колокол в ее истории —Царь-колокол, отлитый мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1735 г. Но из-за повреждений во время пожара он никогда не звонил. Его вес составляет 202 т, высота 6,14 м, диаметр 6,6 м. Вес отколовшегося куска 11,5 т. Русские всегда любили низкие колокола, как они любили и низкие голоса — басы, воплощавшие силу и мужество. При этом они не забывали и о маленьких звонких — колокольчиках зазвонных, поддужных, которые звучали так серебристо и весело, что радовали душу. Объединенные вместе в один подбор, эти колокола способны были выразить все богатство чувств души.

Читайте также: