Сообщение о российской федерации правовой аспект

Обновлено: 30.06.2024

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586), центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года, определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00 – 18:00; обед: 12:00 – 13:00.

Личный прием граждан специалистами Департамента осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2 в рабочее время.

Прием специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребенком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждений, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые Вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

История работ по правовой информатизации берет начало в середине 1970-х годов, когда в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт этому направлению работ. Головная роль в решении поставленных задач была отведена Министерству юстиции СССР, при этом министерстве целевым назначением был создан Научный центр правовой информации. До начала 1990-х гг. именно это ведомство занималось проблематикой правовой информатизации.

К началу 1990-х гг. Министерству юстиции удалось создать заслуживающие внимания информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако существующая в то время идеология развития и ведомственная принадлежность систем связи и телекоммуникаций не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества.

Изменение в начале 1990-х годов социально-экономических условий, образование суверенного государства - Российская Федерация - потребовали дальнейшего развития работ по правовой информатизации на более высоком уровне.

Инициатором придания нового импульса работам по правовой информатизации выступило подразделение Администрации Президента Российской Федерации - Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. 28 июня 1993 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 966, утвердивший Концепцию правовой информатизации России.

В Концепции было определено, что построение общенациональной системы правовой информации необходимо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, поэтому функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации. Такой организацией в то время являлось Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из копий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы было признано целесообразным возложить на центральный узел правовой информации, функции которого выполняет научно-технический центр правовой информации "Система" (далее - НТЦ "Система").

НТЦ "Система", имеющий статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, был передан в ведение ФАПСИ, чтобы на его базе организовать центральный узел системы правовой информации (далее - ЦУПИ), включая ядро эталонного банка данных правовой информации.

В мае 1994 года проблематика работ по правовой информатизации России была включена в составе основных задач ФАПСИ в утвержденное Президентом Российской Федерации Положение о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В эталонный банк включены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральные законы и федеральные конституционные законы Российской Федерации, правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации (с 1992 г. по н.в.).

Основными задачами, которые ФАПСИ решало в первоочередном порядке в рамках координации работ и проведения государственной политики в области правовой информатизации России, являлись:

  • организация проведения и сопровождение НИОКР в рамках правовой информатизации России;
  • проведение практических мероприятий по построению Государственной системы распространения правовых актов в электронном виде (далее - ГСРПА).

С 1997 года НТЦ "Система" как головной исполнитель начал реализацию президентской программы "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации" в рамках обеспеченного финансирования (около 13,6% от запланированного). Создание организационных и технических возможностей информационно-правового взаимодействия с региональными узлами правовой информации и субъектами Российской Федерации включало реализацию проектов по созданию и развитию центрального узла правовой информации (ЦУПИ) как информационно-коммуникационного ядра общенациональной системы правовой информации. В дальнейшем это позволило приступить к созданию практически во всех субъектах Российской Федерации основы единой ГСРПА с использованием системы передачи данных "Атлас" (далее - СПД "Атлас").

По образу и подобию президентской программы в субъектах Российской Федерации были приняты в ряде регионов собственные программы правовой информатизации. Непременными участниками реализации этих программ были территориальные органы ФАПСИ, которым отводилась головная роль.

В 1998 году был получен первый опыт использования ГСРПА для организации и проведения широких обсуждений наиболее значимых для страны и общества законопроектов. Совместно с профильными комитетами и аппаратами Государственной Думы успешно было проведено обсуждение проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Несколько позже по аналогичной схеме будет организовано обсуждение проектов Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Среди национальных интересов во внутриполитической сфере были определены интересы в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, единства правового пространства и правопорядка.

Концепция правовой информатизации России, головная роль ФАПСИ в её реализации полностью оказались соответствующими национальным интересам государства в области безопасности.

К этому времени помимо государственного сектора правовой информатизации эффективно работали коммерческие организации, оказывающие информационно-правовые услуги, в первую очередь, НПП "Гарант", "АО "Консультант Плюс", ИПК "Кодекс".

В государственном секторе правовой информатизации чётко обозначилось неоспоримое лидерство ФАПСИ. Информационно-правовые системы (ИПС) ФАПСИ несколько уступали по сервисным возможности коммерческим системам, но за счёт безвозмездности предоставления и надежности имели свое достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

С 1 июля 2003 года функции и задачи ФАПСИ в части правовой информатизации России были переданы созданной Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. № 329 были внесены изменения в правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам правовой информатизации России, головная роль в реализации работ по правовой информатизации была возложена на ФСО России.

Можно констатировать, что к настоящему времени завершен условный первый этап работ по правовой информатизации России, начатый ФАПСИ в 1994 году с "нулевого цикла". Создание ГСРПА на практике реализовало основные теоретические положения Концепции правовой информатизации России, что позволяет в настоящее время реально приступить к дальнейшему решению задач, определённых Концепцией.

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Процесс формирования новой российской государственности, начало которому послужили политические преобразования 90-х годов прошедшего столетия, сопровождается правовым закреплением перемен в государственных формах, механизмах государственной власти, ее функциях и подходах. Официально закрепляется политический плюрализм, находят юридическое оформление принципы разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и приоритета прав человека, в правовую систему России вводятся общепризнанные принципы и нормы международного права.

- региональные правовые системы, которые придерживались принципа федерализма;

- региональные правовые системы, которые допускали возможность отклонения от принципа федерализма в пользу собственной законодательной политики (в 2000 году четверть всех законодательных актов субъектов федерации находилось в противоречии с федеральным законодательством);

- региональные правовые системы, в которых провозглашалось юридическое верховенство законодательства субъекта федерации, что отражало остроту проблемы национально-государственного сепаратизма.

Современные тенденции, проявляющиеся в процессах унификации правового статуса регионов, обеспечении верховенства федеральной Конституции, учреждении институтов федерального принуждения, активизации контрольно-надзорной функции федеральных органов, способствуют определенному прогрессу в обеспечении приоритета федерального права.

В последние годы в правовой системе России наметились позитивные сдвиги, в том числе:

- проведена конституционная реформа с созданием единого конституционного пространства страны, основу которого положили Конституция 1993 года, 3 закона РФ о поправках к Конституции и более 50 федеральных конституционных законов, принятых в ее развитие и конкретизацию конституционных положений;

- получила законодательное оформление федеративная реформа, в процессе которой установлена сложная система взаимосвязей асимметричных субъектов федерации в отношениях между собой и центром, определены полномочия федеральной правовой системы и правовых систем регионов, конституционное разграничение их предметов ведения, создано федеральное коллизионное право;

- происходит значительная перестройка законодательства, в рамках которой приняты и действуют свыше четырех тысяч новых федеральных законов;

- завершается всеобщая кодификация, охватившая как все основные отрасли постсоветского права, начиная с конституционной, так и многие комплексные отрасли. В течение полутора десятилетий получили юридическую силу порядка 20 кодексов, некоторые из которых уже полностью или значительно обновлены;

- активизировалась судебная реформа, приведшая к созданию конституционной, арбитражной и мировой юстиции, судов присяжных, института судебных приставов, и в развитие которой необходимо формировать ювенальную юстицию, патентные суды, систему административного судопроизводства и т.п.;

- функционирует, хотя и не в полную силу, общероссийская правозащитная система, основанная на внутригосударственных гарантиях прав человека и гражданина (политических, идеологических, юридических, судебных, организационных);

- получил закрепление и развитие механизм международной защиты прав человека, как результат выполнения Российской Федерацией взятых на себя международных обя­зательств в отношении осуществления общих цивилизационных принципов права.

Среди негативных факторов, тормозящих развитие российской правовой системы, обратим внимание на:

- несовершенство законодательства, связанное с недостаточной степенью профессионализма и компетентности тех, кто призван осуществлять правотворческую деятельность, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях;

- преобладание авторитарных методов в управленческой деятельности, подавляющих региональную и местную инициативу;

- низкий уровень правовой культуры общества в целом, подкрепляемый возрастающей распространенностью правового нигилизма среди всех слоев населения;

- коррумпированность правоприменительных и правоохранительных органов, превратившаяся в общенациональную проблему.

Читайте также: