Земли южной руси сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗЕМЛИ ЮЖНОЙ РУСИ Урок для 6 классов Составитель: учитель истории и обществозн.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗЕМЛИ ЮЖНОЙ РУСИ Урок для 6 классов Составитель: учитель истории и обществозн.

1. КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ Несмотря на раздробленность Киев продолжал считаться главн.

1. КИЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ Несмотря на раздробленность Киев продолжал считаться главным городом Руси Борьба между удельными князьями за киевский престол

Управление в Киеве в 13-14 вв.: Значительная роль боярства в управлении княже.

Управление в Киеве в 13-14 вв.: Значительная роль боярства в управлении княжеством Развитая традиция вечевых собраний Непосредственное управление осуществляется князем Сильное влияние боярской знати и вече на княжескую власть. Какой вывод мы можем сделать об устройстве власти в Киеве? Подумайте! Каковы причины этого влияния? Плодородная почва – богатые и независимые вотчины Старый город - Развитая вечевая традиция

Ольговичи – потомки Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого. Мономашичи –.

Ольговичи – потомки Олега Святославича, внука Ярослава Мудрого. Мономашичи – потомки Владимира Мономаха.

2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И ПОЛОВЕЦКАЯ СТЕПЬ Отношение русских княжеств к половцам был.

2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И ПОЛОВЕЦКАЯ СТЕПЬ Отношение русских княжеств к половцам было воинственным, но многие князья заключали с кочевниками союз, используя их отряды в междоусобных войнах. Княжества вели с половцами торговлю Русские воины перенимали у половцев военные навыки Как русские княжества относились к половецкому миру? С. 107

Домашнее задание Параграф 17 Работа с историческим источником на стр. 109 (во.

Домашнее задание Параграф 17 Работа с историческим источником на стр. 109 (вопросы 1,2)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 352 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2017 4958
  • PPTX 5.8 мбайт
  • 262 скачивания
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чемарова Евгения Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Галицкое княжество занимало территорию Приднестровья и граничило с Карпатскими горами. Волынское располагалось к северо-востоку от него. С одной стороны оба княжества граничили с католическими Венгрией и Польшей. С другой стороны их соседями являлись русские княжества, лидирующее место из которых занимала Киевская земля.

Географическое положение сказывалось на характере ведения политики князьями этих земель. В период раздробленности Руси волынские и галицкие князья стремились завладеть киевским престолом, чтобы усилить свои позиции. С другой стороны они активно принимали участие в европейских событиях.

Хозяйственная деятельность

Основой хозяйственной деятельности было земледелие. Оба княжества обладали просторными сельхозугодьями. Было широко распространено боярское земледелие. Что стало причиной усиления позиций бояр.

Расположение земель способствовало развитию торговли. Через княжества пролегали основные торговые пути между русскими землями и Европой. Торговля приносила немалый доход в казну обоих княжеств.

Политика галицких и волынских князей

Характерной чертой внутренней политики было противостояние бояр и княжеской власти. Боярская группировка периодически поднимала восстания, начинала междоусобные войны, чтобы ограничить власть князя.

В период правления Ярослава Осмомысла влияние Галицкого княжества значительно усилилось. Ярослав успешно занимался внутренней политикой, развивал ремесла, торговлю, земледелие. Ему удалось наладить торговые связи с Болгарией и Византией, временно установить контроль над дунайскими торговыми путями, приносившими в казну значительный доход.

Идея объединить оба княжества в единое сильное государство зародилась довольно давно, но осуществить ее удалось Роману Мстиславичу, потомку Владимира Мономаха. Ему также удалось захватить Киев и провести несколько успешных походов в польские земли. Роман Мстиславич неоднократно предпринимал попытки посадить на польский престол одного из своих родственников, чтобы укрепить свое влияние в соседнем государстве и обеспечить приоритет интересов своих земель. В одном из походов в Польшу князь погиб.

После его смерти вспыли наружу внутренние противоречия между различными силами Галицко-Волынских земель. Подняли голову бояре, недовольные политикой князя и стремившиеся захватить власть и влияние. Разразившаяся междоусобица угрожала распадом объединенного государства. Остановить войну и вновь собрать земли воедино удалось сыну Романа Даниилу Галицкому. Даниил сумел противостоять боярской оппозиции. Ему потребовалось на полное их усмирение много лет. Даниил не раз изгонялся боярской верхушкой из родных земель. Усилив свои позиции, Даниил вновь собрал галицкие и волынские земли воедино, завоевал Киевское княжество и продолжил походы отца в западные земли. Но нашествие монголо-татар свело на нет его усилия. Киев был потерян.

Для борьбы с ними Даниил обратился за помощью к европейским государствам и Папе Римскому. Князь согласился сменить веру, была принята уния, устанавливающая подчинение верующих Риму. Даниил принял из рук Папы Римского корону в обмен на обещание организовать крестовый поход против монголо-татар. Но союзники так и не собрали войска и не оказали обещанной помощи.

Со смертью Даниила Галицко-Волынское княжество утратило лидирующие позиции. Его преемники оказались не способны вести самостоятельную политику и укрепить свою власть. Земли оказались под влиянием усилившегося княжества Литовского.

1. Киевское княжество. Одна за другой отпадали русские земли от Киевского княжества. В результате его территория сильно сократилась. Но князья продолжали упорно бороться за киевский престол, желая быть первыми среди Рюриковичей.

Из далёкой Ростово-Суздальской земли на Киев нацеливался младший сын Владимира Мономаха — Юрий Долгорукий. Он трижды захватывал Киев, при этом не гнушался просить помощи у половцев.

После третьего восшествия на киевский стол Юрия отравили на боярском пиру. Вновь начались мятежи и усобицы.

Вражда Ольговичей (потомков сына Святослава Ярославича — Олега) и Мономашичей (потомков Владимира Мономаха) привела к тому, что киевляне создали интересную систему княжеского управления в городе. Правили сразу двое князей из разных ветвей Рюрикова рода. Один князь, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой — в Вышгороде или Белгороде, неподалёку от столицы. В военные походы князья ходили вместе, вместе вели и внешнюю политику.


1. Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском.

2. Киев. Х-Х III вв. Реконструкция

Таким образом, возникало пусть недолгое, но всё же прочное равновесие. И усобицы прекращались.

Князь Святослав Всеволодович (1180-1194), из рода Ольговичей, остался в памяти народа как мудрый и справедливый правитель, стремившийся объединить силы князей для защиты от половецких набегов.

Совсем другим рисует летопись князя Рюрика Ростиславича — потомка Владимира Мономаха. Шесть раз изгоняли его из Киева. Однажды неугомонный Рюрик с огромным половецким войском захватил город.

В начале XIII века князья в Киеве менялись с невероятной быстротой. Город так притягивал к себе взоры Рюриковичей, что даже угроза монгольского нашествия не остановила борьбу за него.

1. Почему в удельный период Киевская земля превратилась в арену борьбы между князьями? Вспомните, какими правами и привилегиями по решению Любечского съезда обладал киевский князь.

2. На карте (с. 93) покажите территорию Киевского княжества в удельный период. Сравните положение Киева в Древнерусском государстве в IX-XI веках (карта на с. 40) и в XII-XIII веках.


Половецкая каменная баба. Фотография

2. Древняя Русь и Половецкая степь. В середине XI века бескрайние просторы от Прута и Днестра на западе до Поволжья на востоке заняли половцы (см. с. 102).

От частых половецких нападений страдали сопредельные страны. Половцы захватывали богатую добычу, а пленников или оставляли у себя, или продавали на невольничьих рынках.

На Русь половцы устремлялись летом, в земледельческую страдную пору. А зимой или ранней весной, в самое тяжёлое для половцев время года, русские князья шли на них войной.


Половецкий всадник

Войны с половцами велись с переменным успехом. Половцы наголову разгромили войска Ярославичей. А Владимир Мономах, напротив, успешно воевал со степняками. Ему удалось на несколько десятилетий прекратить их опустошительные набеги.

Случалось, что русские князья женились на половчанках. Например, первой женой Юрия Долгорукого была дочь половецкого хана.

Половцы торговали с русскими княжествами. Продавали скот, покупали хлеб и ремесленные изделия. Своё ремесло у половцев было развито слабо. Русские воины перенимали у половцев военные навыки, приёмы конного боя.

Соседство с половцами существенно влияло на политическое развитие и хозяйственную жизнь Древней Руси. Отношения с половцами были то враждебными, то мирными.

2. Как вы думаете, почему зима и ранняя весна были для половцев самым тяжёлым временем?

3. Вспомните, какой князь заключил союз с половцами, чтобы отвоевать для себя киевский престол. Как к таким соглашениям относились жители русских земель? Как об этом писали летописцы?


После побоища Игоря Святославича с половцами. Художник В.М. Васнецов. 1880 г.


На карте (с. 93) найдите город, в котором княжил Игорь Святославич, и покажите поход его дружины против половцев в 1185 году.

Подготовьте рассказ о Киевском княжестве в удельный период по примерному плану:

1) Географическое и политическое положение княжества.

2) Соседи и внешняя политика князей.

3) Особенности управления княжеством.

4) Особенности хозяйства и основные занятия жителей.

5) Яркие исторические личности.

6) Памятники истории и культуры.

Сделайте вывод о развитии княжества во второй половине XI — начале XIII века.

И стали князья про малое спорить, как о великом, и сами на себя крамолу ковать, а неверные со всех сторон набежали с победами на землю Русскую!

И застонал, друзья, Киев печалию, Чернигов — напастию, тоска разлилась по Русской земле.

Обильна печаль потекла среди земли Русской. Князья сами на себя крамолу ковали, а неверные сами с победами набегали на Русскую землю, в дань сбирая по белке со двора.

Основой половецкого общества была семья — кош. В неё входили не только ближайшие родственники, но и челядь — рабы. Во главе семьи стоял кошевой, на Руси их также именовали кощеями. От этого слова, вероятно, и произошло имя известного сказочного персонажа — Кощея Бессмертного.

Отдельные семьи объединялись в роды — курени. Несколько куреней составляли орду. Обычно в одной орде могло быть от 20 до 40 тысяч человек. Во главе орды стоял хан.

Половцы придерживались языческих верований, поэтому русские летописцы называли их погаными, то есть язычниками. Шаманы занимались не только ритуальными жертвоприношениями, но и гаданием и врачеванием. У половцев был сильно развит культ предков. В святилищах они ставили каменные изваяния прародителей — каменные бабы. Некоторые из них сохранились до наших дней. Среди них встречаются статуи не только мужчин, но и женщин, ведь женщина играла очень значительную роль в жизни половецкого общества — она вела хозяйство, воспитывала детей. Основным занятием мужчин было военное дело. С двухлетнего возраста мальчиков обучали верховой езде и стрельбе из лука. Так вырастали бесстрашные воины.

На время военных походов всё мужское население и даже молодые женщины становились в строй.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с территорией Южной Руси и определить ее положение в период феодальной раздробленности.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представления о территории Южной Руси (Киевском княжестве);

Продолжить формирование умения работать с картой;

развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой;

умения высказывать своё мнение;

развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.

Воспитательные:

воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому русского народа.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: доска, карта, учебник, дополнительный материал, компьютер, проектор

2.Древняя Русь и Половецкая степь.

Технологическая карта

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест.

1.Прошу выйти к доске 3 уч-ся.

1) Работа с картой. На доске прикреплены фрагменты контурной карты с изображением одного из княжеств Древней Руси. Необходимо узнать княжество и прикрепить фрагмент контурной карты к настенной карте в месте расположения данного княжества. (Приложение1)

2) Разгадать кроссворд. (Приложение 2)

3) На доске прикреплены даты и события, их надо привести их в соответствие. (Приложение 3)

Пока ребята работают у доски, я хочу обратиться с вопросами к остальным учащимся.

Когда распалось древнерусское государство? Объясните причины превращения отдельных волостей в самостоятельные княжества.

Что оставалось общим для русских земель в эпоху раздробленности?

Объясните, как изменилось положение князей и бояр с распадом Руси на отдельные княжества.

Работают у доски.

Отвечают на вопросы учителя

3.Изучение новой темы

Спасибо ребята, вы молодцы!

Вот мы и подошли к главному моменту нашего урока, мы приступаем к изучению новой темы. Записываем число, тему и план урока. Вы знаете, что в период раздробленности образовались удельные княжества.

Одним из таких удельных княжеств было Киевское княжество. Посмотрите на карту.

Оно было одним из самым главных, ему подчинялись другие княжества. За киевский престол шла ожесточенная борьба среди князей. Юрий Долгорукий трижды захватывал престол и после третьего восшествия его отравили. Начались усобицы между потомками Святослава Ярославича и Владимира Мономаха. Это привело к созданию новой системы управления - правили сразу двое князей.

Половцы были язычниками - приносили жертвоприношения и гадали. В святилищах они ставили каменные изваяния прародителей - каменные бабы. У половцев женщина считалась символом быта, она вела хозяйство, воспитывала детей и играла значительную роль в жизни половецкого общества. Изображение на слайде, (слайд 4) посмотрите внимательно на этот архитектурный памятник. Кто попытается его описать?

А скажите мне, почему памятник, посвящен именно женщине?

А теперь, ребята прежде, чем мы приступим к добыче новых знаний, мы с вами немножко отдохнем.

Читайте также: