Сообщение о реке преголя калининградской области

Обновлено: 05.07.2024

Река Преголя

Длина: 123 км, река протекает с востока на запад по территориям Черняховского, Гвардейского, Гурьевского районов и города Калининграда.

Площадь бассейна: общая – 15 500 км²

Расход воды: 90 м³/с

Средний уклон русла реки (м/км): 1,4

Исток: слияние рек Инструч и Анграпы у г. Черняховска,
координаты: 54°38'52'' с. ш. 21°47'27'' в. д.

Устье: Преголя впадает в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря на западной окраине Калининграда,
координаты: 54°41'20'' с. ш. 20°22'40'' в. д.

Река Преголя протекает по Калининградской области и относится к типу равнинных рек. Преголя образуется от слияния рек Инструча (бывшая Инстер) и Анграппы (бывшая Ангерапп). Длина Преголи составляет 123 километра. Длина Инструча - 101 километр, длина Анграппы - 169 километров . Таким образом, общая длина системы рек Инструч-Преголя, которая находится в пределах Калининградской области, равна (101+123)=224 километра. Если принять за исток Преголи реку Анграппу, берущую начало в Польше, то длина системы Анграппы-Преголи составит (169+123)=291 километр. Крупнейшим притоком Преголи является река Лава (бывшая Алле), берущая начало в Польше. Лава впадает в Преголю в 37-ми километрах от устья, её длина - 289 километров . Следовательно, линейная протяжённость речного пути системы Лава-Преголя составит (37+289)=326 километров.

Река Преголя (бывшее название - Прегель) образовалась после ухода последних ледников из Прибалтики около 15 000 лет назад. В начале своего существования река представляла широкую протоку от реки Немана. От тех давних времён местами, особенно к устью, сохранилась пойма шириной от 3-х до 5-ти километров.

Ниже города Гвардейска, в 15-ти километрах от Калининграда, Преголя разделяется на два рукава, Северный (правый) рукав - Новая Преголя (бывший Новый Прегель, ранее - Замландский Прегель). Южный (левый) рукав - Старая Преголя (бывший Старый Прегель, ранее - Натангский Прегель). Между рукавами находится остров, пересечённый несколькими водяными канавами. Остров называется Ломзе. В Калининграде оба рукава Преголи соединяются, образуя небольшой остров Кнайпхоф.

В сравнительно недавнем прошлом, возможно, до середины 13 века, окончательное слияние рукавов Прегеля находилось западнее нынешнего, у впадения ручья Паркового (б. Хуфенграбен). Следовательно, в нынешней городской черте раньше существовал ещё один остров. Этот древний рукав Прегеля со временем заилился, засыпался песком и исчез.

К 14-му веку Прегель значительно обмелел, корабли едва доходили от устья до Тапиау (Гвардейск). Поэтому постоянно проводились работы по чистке, углублению и шлюзованию реки. Соединение Прегеля с рекой Деймой, впадающей в Куршский залив, привело к естественному регулированию уровня воды в этих реках. Первое соединение Прегеля с Деймой сделано в 1350 году, значительные работы проведены в 1770-х годах.

При нагоне воды со стороны Калининградского залива, часть излишней воды сбрасывается через Дейму в Куршский залив. При нагоне воды со стороны Куршского залива, река Дейма подпитывает Преголю. По течению реки Преголи (Прегеля) сооружено пять гидроузлов, состоящих из шлюзов и плотин. Это позволило к началу 20-го века довести глубины судоходной части реки от ранних 0,6-0,7 метров до 1,5 метров. В пределах Калининграда глубина Преголи достигает 2-3- х и более метров.

Характерное явление для Преголи - нагон воды при западных штормовых ветрах, приводящее к наводнениям.

Название реки

Географические характеристики

Скорость течения - около Гвардейска - 0,5 метров в секунду, около Калининграда - 0,1 метров в секунду.

Площадь водосбора (по разным оценкам) от 13 600 кв. километров до 15 500 квадратных километров.

Водное питание - снеговое 48%, дождевое - 35%, грунтовое -25%.

Направление стока - Калининградский залив - 60%, Куршский залив - 40%.

Среднее обычное состояние воды в реке (у старого железнодорожного моста) - плюс 0,5 метра над уровнем моря.

Речная хронология

1322-1323 - Сильнейшие морозы, вымерзли фруктовые деревья.

1392 - Суровая зима, вымерзли виноград и тутовые деревья.

1467 -Великая сушь. Реки можно переходить вброд.

1479 - В результате бури прорван участок косы у селения Пилен (Пиллау - Балтийск). Образовался пролив, существовавший несколько лет.

1510 - 10 сентября сильнейший шторм прорвал косу южнее Пилена (Пиллау - Балтийск). Образовался пролив, существующий по сей день.

1556-1557 - Очень суровая зима, долгий ледостав.

1620 - Большое наводнение снесло мост Кёттель (южнее Кафедрального собора). В Кафедральном соборе вода стояла по щиколотку. По Альтштадтскому рынку плавали на лодках.

1702 - Сильный ураган в Пиллау создал угрозу прорыва косы.

1709 - В январе очень сильные морозы. В начале мая Балтийское море было покрыто льдом. Замковый пруд в Кенигсберге промёрз до дна.

1718 - 18 марта случилась сильнейшая буря с наводнением.

1739-1740 - Суровая зима. Балтийское море очистилось ото льда только к середине мая.

1740 - 7 мая случился сильнейший снегопад.

1771 - Холодная зима. Залив Фриш (Калининградский залив) освободился ото льда только в мае.

1794-1795 - Зимой были сильные холода.

1798 - 24 ноября отмечен самый низкий уровень воды в Прегеле по наблюдениям до этого года.

1801 - 3 ноября был сильный ураган с подъёмом воды. Много кораблей выброшено на луга. Самый высокий уровень воды в Прегеле по наблюдениям до этого года. В знак этого шторма в Кенигсберге выпустили медаль.

1825 - Большой подъём воды на Прегеле. На низменных участках пригородов Кенигсберга плавали на лодках.

1829 - 7-14 апреля сильный западный ветер, наводнения и ледяные заторы. Подтопление подвалов на острове Кнайпхоф.

1832 - Холодное лето. В июле по ночам выпадал иней и случались заморозки. Частые шторма.

1849 - Холода в январе. Температура падала до 28 градусов мороза и даже до минус 35 градусов.

1858 - В январе зафиксирована температура минус 33,5 градусов.

1867 - 13 августа отмечена жара в плюс 36,8 градусов.

1869 - 9 ноября во время шторма произошло сильное наводнение.

1871 - 1 июня выпал снег.

1874 - 26 января были сильный шторм и наводнение.

1875 - 4 октября отмечен очень низкий уровень воды в Прегеле из-за сильного северо­- восточного ветра.

1894 - 12 февраля на Прегеле нагонная волна прорвала дамбы на прудах в районе Нассер Гартен (около современных портов).

1898 - 20 сентября отмечен самый низкий уровень воды на Прегеле по наблюдениям до этого года - минус 375 сантиметров под нулём графика или минус 1,39 метров БС.

1905 - В этом году в Кенигсберге зафиксировано семь наводнений.

1911-1912 - Очень суровая зима. Ручей Ландграбен (Питьевой) промёрз до дна.

1913 - Зафиксирован подъём воды на Прегеле к отметке 163 сантиметров выше ординара.

1914 - Долгий осенний ледоход на Прегеле.

1915 - Осенний ледоход на Прегеле продолжался 47 дней.

1919-1920 - Самое раннее появление льда на Балтийском море - 4 ноября.

1934 - Сильнейшие снегопады. В начале мая выпал снег. 1936 - 24 декабря буря вызвала наводнение.

1940-1941-1942 - Самые суровые зимы столетия. Балтийское море полностью покрылось льдом.

1955-1956 - Суровая зима.

1959 - Тёплое лето. 12 июля температура достигла 34,7 градусов тепла.

1959-1960 - Суровая зима.

1965 - От ледяных заторов в устье рек на Преголе произошёл подъём воды до 83-х сантиметров.

1967 - В октябре сильная буря вызвала подъём воды на 160 сантиметров выше ординара.

1969 - 9 ноября вода во время шторма уровень воды в Прегеле поднялся до отметки 1,44 метра от нулевого уровня.

1974 - 26 января во время шторма уровень воды в Преголе поднялся до отметки 1,44 метра от нулевого уровня.

1978 - 30-31 декабря морозы достигли 35-ти градусов ниже нуля.

1982 - Буря в феврале вызвала на Преголе нагон воды до Черняховска. Берега Балтийского
моря разрушились почти на метр.

1983 - 12 января сильная буря вызвала подъём воды в Преголе до отметки 183 сантиметра
выше ординара. 22 января сильная буря разрушила часть авандюн на Куршской косе. 29 января
отмечена максимальная продолжительность наводнения - 72 часа. 2 февраля на Калининград
обрушился ураган со скоростью ветра 40 метров в секунду.

1997 - В ночь с 3 на 4 декабря ураган достиг скорости ветра 38 метров в секунду. Подъём воды в реке вышел на отметку 188 сантиметров выше ординара (при критическом уровне 156 сантиметров ).

Река Преголя (прусск. Preigara, Preigile, нем. Pregel) является крупнейшей водной артерией в Калининградской области, полностью протекающей по ее территории. Она берет начало от слияния Анграпы и Инструча вблизи Черняховска и впадает в Калининградский залив.

Преголя относится к типу равнинных рек. По мнению ученых, она образовалась около 15 тысяч лет назад — после ухода ледников из Прибалтики. Ее длина составляет около 123 километров; ширина в районе Гвардейска, в месте ответвления Деймы — 40-60 метров, в месте слияния Старой и Новой Преголи (за островом Канта) — около 70 метров, в районе двухъярусного моста — около 130 метров; в районе острова Коссе ширина Преголи достигает 370 метров, в месте впадения в Калининградский залив — около 250 метров. Крупнейший приток — Лава, впадающая в нее в 37 километрах от устья. Кроме Лавы, в Преголю впадают малые реки Байдуковка, Бобровая, Гвардейская, Большая, Голубая, Лаковка, Гурьевка, Глубокая, Гремячья. Дейма фактически является рукавом Преголи и впадает в Куршский залив. Кроме того, Преголя соединяется каналом с рекой Неман.

В 30 километрах от устья, в районе поселка Озерки, Преголя разделяется на два рукава — северный (Новая Преголя) и южный (Старая Преголя). Рукава соединяются множеством проток и образуют большое количество островов, в основном заболоченных, поросших камышом и тростником и служащих местом обитания различных видов водоплавающих птиц. В черте Калининграда находятся два острова —Октябрьский (быв. Ломзе), крупнейший из островов, с жилой застройкой в западной части, и остров Канта (быв. Кнайпхоф), ближайший к устью.

Крупнейшие населенные пункты, расположенные на берегах Преголи — Черняховск (быв. Инстербург), Знаменск (быв. Велау), Гвардейск (быв. Тапиау) и Калининград (быв. Кенигберг). На территории Калининградской области через Преголю переброшено 15 мостов, 9 из них — в областном центре: мост на Южном обходе (рядом с бывшим Пальмбургским, или Берлинским, мостом, демонтированным в 2015 году), Восточная эстакада, Второй эстакадный, Высокий, Деревянный, Юбилейный, Медовый, Эстакадный, Двухъярусный.

Преголя и ее притоки богаты рыбой — здесь обитает около сорока ее видов, в том числе сом, сазан, щука, судак, толстолобик, налим, лещ, окунь, плотва, чехонь, густера, хариус, краснопёрка, ерш, жерех, уклея, бычок, вьюн. В значительных количествах водятся раки, при нагонных ветрах из Калининградского залива в реку попадает китайский мохнаторукий краб. В 2016 году в районе музея Мирового океана был выловлен экземпляр большого северного краба. В том же году при проведении подводных работ во время реконструкции Высокого моста водолазы обнаружили гигантского сома, вес которого, по слухам, мог достигать 200-220 килограммов. В честь этого события в августе 2018 года на Набережной ветеранов была установлена скульптура в виде сома, обвивающего хвостом дом смотрителя Высокого моста.

В 90-х годах, при чистке русла Преголи, со дна были подняты многочисленные артефакты различных эпох — несколько образцов старинного оружия, монеты, ювелирные украшения, а также предметы быта, религиозного культа и декора зданий, остатки мебели, фрагменты одежды, осколки посуды. Часть находок в настоящее время хранится в фондах Калининградского областного историко-художественного музея.


Преголя является главной рекой Калининградской области. Когда заходит речь о Калининграде, то на ум приходят такие исторические места, как Королевские ворота, или Кафедральный собор, или могила философа Канта. Но главным свидетелем всей истории на протяжении 7 веков города Кенигсберга, а ныне Калининграда, является именно река Преголя.

История названия реки

Река не сразу стала называться Преголя. Считается, что впервые упомянул о реке Плиний Старший, римский историк, который побывал в этих местах в 1 веке н.э. Он называл реку Гутталус. История продолжилась во 11 веке н.э. Ученый их Греции Птолемей в своих трудах по географии очертил контуры Балтийского моря, в древности Сарматского океана, с впадающими в него реками. Очертания получились не очень соответствующими реальности, но вместе с другими реками была указана река Хрон или Кронус, ее современные географы отождествляют с Преголей.

Географические сведения

Преголя самая протяженная из рек, которые находятся в Калининградской области. Ее началом считается место слияния Инструча и Анграпы. Недалеко от этого места находится город Черняховск. Река в итоге получается в длине в 123 км, а если считать вместе с Анграпой, то 292 км.

reka-pregolya

Река Преголя (кликабельно)

Около местечка Озерки река разъединяется на два рукава. На север уходит Новая Преголя, на юг – Старая Преголя. Между двумя рукавами существует множество протоков, образующие острова и маленькие участки суши. Самым известным является остров Канта в г. Калининград. Далее рукава соединяются в одну реку.

ostrov-kanta-na-reke-pregolya

Остров Канта на реке Преголя (кликабельно)

На Преголе находятся города Черняховск, Знаменск, Гвардейск и Калининград. Каналом река соединяется с р. Неман.

Обитатели речной фауны

В водах реки обитают до 40 разновидностей рыб, такие как форель, хариус, судак и многие другие. К сожалению, из-за загрязнения воды, популяция отдельных разновидностей рыбы сильно упала. Но иногда рыбакам удается поймать громадных сомов или, если будет способствовать удача, мохнаторукого японского краба. Некоторые его экземпляры могут весить до 1,5 кг.

Судоходство

Река приобрела статус судоходной после проведения работ по углублению и очистке дна. В начале ХХ века она была соединена с Балтикой каналом для судоходства. Кроме того, прокладка железнодорожных путей от Калининграда до Черняховска, повысило значение судоходства по реке и придало ей статус значимой судоходной артерии, которое сохраняется и по сию пору.

Мосты на Преголе

Достопримечательностями реки можно считать ее мосты. Одним из мостов, который не имеет аналогов в России, является многоярусный разводной мост. По нему осуществляется железнодорожное движение, пропуск автотранспорта и проход пешеходов. Вертикальный подъем между пролетами позволяет пропускать суда.

Читайте также: