Сообщение про эстетику 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

  1. Относиться к людям доброжелательно, быть вежливым и тактичным;
  2. Всегда выполнять свои обещания;
  3. Говорить людям комплименты (но в меру, иначе это будет лесть);
  4. В диалоге не перебивать собеседника;
  5. Не разговаривать во время еды;
  6. Показывать пальцем – дурной тон;
  7. Кашлять и чихать в обществе можно, прикрывая рот рукой. Зевать вообще нельзя, так человек показывает неуважение к обществу, что ему скучно с людьми;
  8. Нельзя опаздывать;

В качестве примера, были перечислены 8 правил этикета, которые знает большинство людей с раннего детства, но, стоит задуматься, все ли правила соблюдаются в реальной жизни?

На самом деле, правил этикета значительно больше, их подразделяют на несколько крупных групп – это виды этикета.

Виды этикета

Существуют и другие разновидности этикета, такие, как свадебный, воинский, дипломатический.

Доклад №2

Понятие "этикет" заимствовано из французского языка и включает в себя все допустимые установки относительно поведения и внешнего вида. Этих негласных правил следует придерживаться не только в общественных местах, но и повседневной жизни в целом. В зависимости от ситуации этикет имеет свои виды:

Речевой этикет - это требования предъявляемые к речи человека. Они включают в себя: тактичность манеры общения, грамотную речь с соблюдением цензуры, вежливость в интонации, употребление слов в правильной форме, например, приветствие "здравствуйте" вместо "здрасте". Категорически недозволительно вмешиваться в разговор других людей и перебивать собеседника. Имеет особую важность донесение своей мысли до собеседника в лаконичной форме.

Столовый этикет включает нормы поведения за столом. Присаживаться за стол можно только после приглашения хозяев. Мужчинам следует женщину пропустить вперёд. Не допускается вести разговор пережевывая пищу. Не разрешается вносить личную критику в отношении поданных блюд. Сидя за столом вилку следует держать в левой руке, а нож в правой.

Повседневный этикет включает ряд правил, их следует соблюдать в ситуациях, в которые мы попадаем практически ежедневно. В общественном транспорте необходимо уступать места беременным женщинам, людям преклонного возраста, детям и инвалидам. Не разговаривать громко на улице, мужчине при входе в помещение следует снимать головой убор. В гости идти только предварительно согласовав день и время. При посещении заведения мужчина вперёд пропускает женщину предварительно открыв перед ней двери. Данный вид предполагает вежливое обращение ко всем, без исключения, участникам диалога. Это необходимо для достижения взаимопонимания между незнакомыми людьми, например, в случае, когда необходимо узнать дорогу или время.

Этикет (виды и правила)

Этикет (виды и правила)

Одной из важнейших разновидностей природных ресурсов Земли являются биологические ресурсы. Без них невозможна жизнедеятельность все живых существ на планете. Но в современном мире начинается сокращение ресурсов,

Камбала – это рыба, которая относится к семейству камбаловых. Камбала обитает на дне. Днем она зарывается в песок, чтобы спрятаться от врагов.

Программа начального курса “Эстетика” разработана для младших школьников гимназических классов, рассчитана на 4 года обучения (один час в неделю).

Целью уроков эстетики является систематизация эстетических знаний детей об отдельных областях жизни.

  • закрепить и расширить эстетические представления учащихся, полученные в семье, в детском саду о красивом и безобразном в жизни, природе и искусстве;
  • познакомить детей с различными видами и жанрами искусства, с творчеством известных деятелей культуры и искусства;
  • возбудить у них потребность в общении с красотой;
  • вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
  • развивать у детей стремление вносить красоту в повседневную жизнь;
  • развивать общую эмоциональную культуру и эстетическую восприимчивость у учащихся начальных классов.

Источниками и средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа. Поэтому на протяжении всех четырех лет обучения в начальных классах на уроках эстетики этим средствам уделяется большое внимание.

Предлагаемый курс “Эстетика” содержит пять разделов:

1. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.).

2. Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т.п.).

3. Природа (красота времен года, их звуки, краски и запахи; охрана природы, небесная и подводная красота и др.).

4. Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность).

5. Культура и искусство удмуртского народа.

При составлении программы уроков эстетики учитывались календарные даты: Международные дни театра и музеев, Всемирный день охраны окружающей среды, День радио, дни рождения выдающихся деятелей искусства и культуры.

Значительное место на уроках эстетики мы рекомендуем отводить заданиям творческого характера: придумать рифму, короткое стихотворение на заданную рифму или тему, сочинить или закончить сказку, с помощью пантомимы изобразить то или иное действие, нарисовать под грустную музыку осенний пейзаж, оформить книжку-малютку с загадками о цветах и т.п.

У младших школьников нет еще обобщенных представлений о красоте человека, они обычно связываются с образом какого-то конкретного человека. Идеалы совершенства дети ищут прежде всего среди своих близких и своих сверстников, поэтому предметом анализа лучше выбирать жизнь и деятельность самих детей и окружающих их людей.

Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов. На уроках должны широко использоваться различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также диафильмы, грамзаписи с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.

При разработке тематики уроков "Эстетики" учитывались те возможности эстетического воспитания, которые заложены в программу таких учебных курсов, как "Изобразительное искусство и художественный труд", 'Музыка", "Естествознание", "Развитие речи", "Театр" и другие, причем чтобы содержание уроков не дублировало друг друга.

Примерная тематика уроков эстетики в начальных гимназических классах

1 класс

1 четверть

  1. Вводное занятие “Что такое красота?”.
  2. Мы видим красоту в окружающем нас мире.
  3. Мы слышим красивые звуки.
  4. Можно ли отличить красивое от безобразного?
  5. Вспоминая красное лето. За что мы любим лето?
  6. Бал цветов (песни, стихи, сказки, легенды, загадки о цветах).
  7. Золотая осень – очей очарованье!
  8. О чем рассказывают наши имена?
  9. Самая любимая игрушка.
  1. Свет мой зеркальце, скажи…(зачем нам нужно зеркало?).
  2. Красота внешнего вида (рисуем свой портрет).
  3. Мы умеем красиво вести себя в школе.
  4. О красоте поведения в общественном транспорте, на улице.
  5. Игры: “Мы пришли в театр”, “Мы в музее”.
  6. Живи добрее, будешь всем милее. Красота и доброта.
  7. Идет Волшебница – Зима!
  1. Как мы говорим? Речевой этикет.
  2. Красивые слова нам приятно слышать и произносить.
  3. “У меня зазвонил телефон…”.
  4. Игра “Разговоры по телефону”.
  5. Путешествие в удивительную страну Поэзию.
  6. Легко ли быть поэтом?
  7. Мои первые стихи.
  8. Любимые поэты.
  9. К.И.Чуковский – детям (викторина).
  1. Здоровье и красота человека.
  2. Уроки Мойдодыра. Что мы должны знать о своем здоровье?
  3. В гостях у Мойдодыра. Что мы должны уметь, чтобы быть здоровыми?
  4. Весна-Красна. Пробуждение природы в искусстве.
  5. Путешествие в страну Мульти-Пультию.
  6. Кукольный театр имени Сергея Образцова.
  7. Игра “В кукольном театре”.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

2 класс

  1. Вводное занятие. Как мы провели лето?
  2. Повторение материала за 1 класс.
  3. Какие бывают букеты? Искусство составления букетов.
  4. Кто такие коллекционеры?
  5. Расскажи о своей коллекции.
  6. Гостевой этикет. Как пригласить гостей?
  7. Что и как лучше дарить? Все о подарке.
  8. Если ты – хозяин…
  9. Если ты – гость…
  1. Сервировка стола. Столовые приборы. Как ими пользоваться?
  2. Сервировка стола. Посуда.
  3. Как вести себя за столом?
  4. Поздравительная открытка: как ее оформить?
  5. Игры и развлечения для гостей.
  6. Отчего зависит мое настроение? Когда мне весело или грустно…
  7. Зимние игры и забавы.
  1. Общее представление о киноискусстве.
  2. Мой любимый кинофильм.
  3. Сказка живет в кинофильме. Сказки Александра Роу.
  4. Артисты и поклонники.
  5. Песня в кинофильме и мультфильме.
  6. Кто такой бард? Бардовские фестивали.
  7. Композиторы – детям.
  8. Музыка Владимира Шаинского.
  9. История создания детских песен.
  1. Игра “ Какие бывают музыкальные инструменты?”.
  2. Моя любимая песня. Мой любимый исполнитель.
  3. Наш зеленый друг. Лес – красота и наслаждение!
  4. Голоса весеннего леса. Слушаем пение птиц.
  5. Белая красавица – березка.
  6. Знакомство с невидимым театром. Радиотеатр для детей и его рубрики.
  7. Мои любимые радиопередачи и их ведущие.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

3 класс

  1. Вводное занятие. Чудеса лета.
  2. Повторение материала за 2 класс.
  3. Общее понятие о видах изобразительного искусства.
  4. Живопись и графика.
  5. Скульптура и архитектура.
  6. Декоративно-прикладное искусство.
  7. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
  8. Сказочный жанр. Сказочник Виктор Васнецов.
  9. Где работают художники? Работа в творческих мастерских.
  1. Книжная графика.
  2. Художники – иллюстраторы: Е.Чарушин, В.Сутеев, В.Чижиков и другие.
  3. Исторический жанр в изобразительном искусстве.
  4. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
  5. Художники – пейзажисты: И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан и другие.
  6. Художники – портретисты: И.Репин, В.Серов, И.Крамской и другие.
  7. Художники – анималисты.
  1. Главные театры мира.
  2. Главные театры России. Заочное путешествие в Большой театр.
  3. Кто такой драматург? Современная драматургия для детей.
  4. Театральные жанры: драма, комедия, трагедия.
  5. Театры Удмуртии.
  6. Глазов – театральный город. Фестиваль “Театральные ладушки”.
  7. Какие бывают музеи? Музеи мира.
  8. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.
  9. Музеи в Удмуртии и нашем городе. Музей “Иднакар”.
  1. Небесная красота.
  2. Звездное небо.
  3. Подводная красота: растительный мир подводного царства.
  4. Животный мир подводного царства.
  5. Военная тематика в искусстве.
  6. Телевидение и его рубрики. Телепередачи для детей.
  7. Кинорежиссеры – детям. Ролан Быков и его фильмы.
  8. Итоговое занятие. Задание на лето.

4 класс

  1. Вводное занятие. Красота лета.
  2. Повторение материала за 3 класс.
  3. Самое красивое место в моем городе. С днем рождения, любимый город!
  4. Традиции и обычаи народов России.
  5. Традиции удмуртского народа (устный журнал).
  6. Архитектура моего города.
  7. Известные скульпторы и архитекторы Удмуртии и города Глазова.
  8. Художники Удмуртии.
  9. Экскурсия в Выставочный зал “Художники города Глазова”
  1. Землю солнце красит, а человека – труд. Красота труда.
  2. Диспут “Какая профессия самая красивая?”.
  3. Диспут “Спорт или искусство?” Художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плаванье.
  4. Диспут “Нужны ли сегодня рыцари?”
  5. Я Вам письмо пишу… Этикет письма.
  6. Писатели и поэты Удмуртии.
  7. Поэтический Глазов. Поэтические сборники стихов глазовских поэтов.
  8. Расскажи о своей любимой книге, писателе.
  1. Удмуртские народные инструменты.
  2. Композиторы Удмуртии и города Глазова.
  3. Музыкальные коллективы Удмуртии.
  4. Оперное искусство.
  5. Оперетта.
  6. Балетное искусство.
  7. Современный мюзикл.
  8. Развлечения в будущем. Фантазии детей.
  9. Дизайн помещения.
  1. Мода и красота.
  2. Известные модельеры в мире и в России.
  3. Юмор в нашей жизни.
  4. Цирковое искусство.
  5. Великие клоуны.
  6. Диспут “Как уживаются сила, красота и доброта?”
  7. Диспут “Красота спасет мир?”
  8. Заключительное занятие. Сочинение “Эстетика – это…”

Данная программа была апробирована автором в начальных (гимназических) классах МОУ СОШ № 15 г. Глазова (республика Удмуртия).

Приведем пример одного вводного занятия по эстетике с учащимися 1-го класса.

Тема: "Что такое красота?"

  • выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве;
  • способствовать формированию нового понятия "чувство красоты";
  • дать доступные сведения о людях, создающих красоту.

Ход беседы

Учитель сообщает, что на уроках по эстетике они будут беседовать о красоте, которая их окружает, а затем спрашивает, что бы ребята могли назвать красивым.

– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.

Обобщив ответы учащихся, учитель говорит, что красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыка плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

Далее учитель рассказывает детям, что одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Учитель дает возможность детям вспомнить русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Пусть ребята попробуют представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно, она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злым волшебником у нее отнят дар удивляться всему смешному и веселому. Пусть дети представят себя на ее месте и почувствуют себя душевно беднее, чем все остальные, обыкновенные ребята.

После этого детям сообщается, что есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить еще труднее, чем Несмеяне, ведь та не понимала только смешного, а эти вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта.

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы дети посоветовали таким людям?

Дети отвечают, что в такой беде людям помочь обязательно нужно, а для этого необходимо как можно больше читать, узнавать новое, неизвестное, учиться слушать и понимать людей, природу и искусство, учиться наблюдать.

Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что всем нам очень жаль тех людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других. И здесь учитель рассказывает детям о людях, создающих красоту. Учащиеся тоже называют людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение. Это дворники, которые делают улицы чистыми, это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города, это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека, это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

В конце беседы учитель призывает детей быть активными создателями красоты, быть настоящими друзьями ее и обсуждает с учащимися, какие красивые дела они могут сделать в школе, классе, дома, на улице. Например, оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

Эстетика (от греч. aisthetikos — "чувствующий", "чувственный") — это наука о вкусе и красоте.

В философии эстетика изучает то, как человек с помощью творчества переживает реальность и познаёт её, что вызывает у него чувства удовлетворения и блаженства, а также чувство единения с миром или Богом.

В этом более узком плане эстетика — это то, как человек чувственно понимает реальность через музыку, технологии (например, фотографию), природу или еду.

То как эти вещи влияют на человека и, наоборот, как человек относится к ним. То как они формируют новое сознание — эстетическое. Оно построено на чувственном отношении человека, на его способности видеть и переживать красоту, совершенство, элегантность, безобразие больше, чем внутреннее содержание предмета.

Эстет — это человек, который 1) поддерживает идеи эстетизма; 2) ценит красоту и изысканность искусства и вещей в целом.

Эстетика в философии

Термин ввёл немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) в своей работе "Эстетика" 1750 г. Под эстетикой философ понимал науку о восприятии повседневной жизни с помощью чувств.

Эстетика изучает определённые категории (прекрасное и безобразное, комичное и трагическое) и каковы их пределы. Наука отвечает на вопросы, где начинаются и заканчиваются эти понятия, что такое вкус и чувство меры, что такое искусство и в чём его значимость.

Категории эстетики

Чтобы познать реальность с точки зрения эстетики, нужно понимать основные понятия, которые помогают чувственно определить предметы. Эти понятия формируют категории, которые эстетика изучает.

Философы расходятся во мнении, какие понятия наиболее важны. По одной из классификаций (Бычков В. В.) категорий пять:

  • эстетическое,
  • вкус,
  • прекрасное (красота),
  • безобразное,
  • трагическое, комическое, ирония.

Эстетическое

Это то, что вызывает у человека удовлетворенность и наслаждение от предмета познания. Это познавательный опыт, в результате которого человек достигает блаженства, катарсиса и получает радость.

Катарсис — это избавление от негативных эмоций с помощью искусства.

Умение, которое помогает выявлять красоту, критиковать её. Вкус определяет эстетическую ценность произведения искусства.

Прекрасное, красота

Одна из задач этики — определить, что такое прекрасное в искусстве и какие характеристики оно имеет. Красота входит в понятие прекрасного, но не равнозначно ему. Философы определяют прекрасное как нечто, что доставляет человеку удовольствие и вызывает чувство гармонии. А красота — это отличительная черта какого-то определённого объекта.

Эстетически прекрасными могут быть формы, линии, цвета.

Возвышенное

Категория эстетики, которая ответственна за эмоции не только удовлетворения. Возвышенное вызывает не только удовольствие, но и глубокое волнение, благоговение. Это одновременно чувство радости и ужаса. Человек понимает, насколько он мал; возвышенное потрясает его.

Безобразное

Категория противоположная прекрасному. Значит и чувства она должна вызывать противоположные: неудовольствие, отталкивание, антипатию.

В 19 веке безобразным считался авангард.

С искусством эту категорию связывает игра нашего воображения. Это способность представлять, которая приносит наслаждение и приводит к творческому результату.

Она является неотъемлемой частью эстетического опыта. А, по мнению некоторых философов, — даже составляет его основу.

Трагическое

В искусстве трагическое выражается через такой жанр, как трагедия. Тоже способно приводить к катарсису.

Комическое

Способность человека смеяться над искусством и жизненными обстоятельствами. Когда человек при этом получает наслаждение и радость, комическое становится предметом изучения эстетики. Получается, что человек с помощью комического в игровой форме выявляет суть реальности, обнажает её.

В искусстве комическое может быть представлено анекдотами, шутками, карикатурами, юмористическими рассказами, сатирическими картинами и т.д.

Ирония

Ирония убирает завесы, разоблачает. По мнению некоторых философов, она является причиной, почему искусство вообще существует, и содержится в каждом произведении.

Наиболее яркие примеры иронии в искусстве — это поп-арт и перформанс.

Читайте более подробно про Катарсис и Иронию.

Эстетические чувства и эстетические нормы

Категории эстетики вызывают в человеке эстетические чувства. То есть эмоции и переживания при созерцании произведений искусства. Например, чувство прекрасного и безобразного, чувство вкуса, чувство трагического и т. д.

А наше отношение к этим категориям контролируют эстетические нормы. Эти неписанные законы, которые формируют в нас представление об идеальном (или прекрасном, трагическом, безобразном). Выход за эти нормы приведёт к отсутствию эстетического феномена.

Эстетика в других сферах

Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.

Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).

Эстетика повседневности

Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.

Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.

Пример произведения эпохи поп-арта: ярко-голубой велосипед на ярко-оранжевом фоне с зелёно-фиолетовыми цветами в корзине

Пример произведения эпохи поп-арта

Эстетика природы

Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.

Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.

Розовые розы с зелёными лепестками, сфотографированные против солнца

Эстетика природы: красота и совершенство роз. Фотография приносит истинное удовольствие

Эстетика еды

Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.

Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.

Пицца на белой тарелке, стоящей на деревянном столе, окружённая соусами и овощами с бело-красной скатертью в стороне

Эстетика еды: когда блюдо приносит не только чувство насыщения,
но и эстетическое удовольствие — от формы, ярких красок и красоты оформления

В разных странах существуют интересные правила этикета, способные вызвать недоумение у зарубежного туриста. Но придерживаться их нужно, иначе местные жители сочтут приезжего невежей. В эпоху цифровизации появились новые правила приличия, например для пользователей соцсетей.

Интересные правила этикета

Интересные факты об этикете в разных странах

Правила поведения формируются под влиянием ряда факторов, в т.ч. местных поверий. Иногда результат может показаться постороннему человеку странным. Хорошим примером являются следующие факты:

  1. В Гане (Африка) и Южной Индии левая рука считается грязной, и если человек подаст ею что-нибудь другому, тот сочтет это оскорблением. Переехавшие туда на ПМЖ русские настолько свыкаются с этим обычаем, что даже в России берут еду и передают что-либо другому человеку только правой рукой.
  2. Зато в той же Гане считается правильным, если таможенник или полицейский выпрашивает у белого иностранца подарок. Всех европейцев здесь считают богатыми людьми, а значит им ничего не стоит поделиться деньгами или какой-нибудь вещью.
  3. В Южной Корее не принято самостоятельно наполнять свой бокал — это делает кто-то из соседей по столу. Держа бутылку в одной руке, второй он берется за ее запястье. Так делали во времена ношения корейского национального костюма с широкими рукавами, чтобы напиток не намочил одежду. Жест стал традиционным и служит знаком уважения. Сейчас его выполняют даже те, кто надел футболку.
  4. В этой же стране нельзя приступать к еде, пока не начнет есть самый старший за столом.
  5. Во Франции признаком дурного воспитания считается быстрое поглощение пищи. В стране гурманов принято растягивать удовольствие, наслаждаясь каждым кусочком.
  6. В Казахстане гостю подают только полчашки чая. В заполненном до краев виде она здесь воспринимается как знак со стороны хозяина, что визитеру пора собираться домой.
  7. В некоторых районах Китая, на Филиппинских островах и в Северной Африке хозяин обидится, увидев у гостя пустую тарелку. Тот, наоборот, должен оставить немного еды, как бы показывая: все было так вкусно и он так наелся, что физически не может проглотить порцию.
  8. В Японии мужчину посчитают некультурным, если он во время приветствия не приподнял головной убор. Если он похлопает встреченного по плечу, это тоже вызовет негативную реакцию. Аналогично отреагируют финны.
  9. Также в Стране восходящего солнца не понимают европейского обычая оставлять официанту чаевые. Если посетитель хочет отблагодарить за хороший сервис, нужно вручить подарок или деньги в конверте.
  10. В Таиланде человека нельзя гладить по голове, даже ребенка. Эта часть тела считается священной.
  11. В Китае непристойным считается показывать на кого-нибудь палочками для еды. В Японии эту принадлежность нельзя втыкать в содержимое тарелки — так делают только на похоронах. Закончив прием пищи, палочки кладут на стол параллельно его краю.

Есть интересные сведения и о других странах.

Мексиканские опоздания

Странные правила этикета действуют в Мексике. Человека, вовремя приехавшего на встречу, здесь сочтут невежей.

Мексиканские опоздания

Русское застолье

Собираясь за столом по случаю праздника или торжественного события, русские после произнесения тоста чокаются бокалами.

Мало кто сейчас знает, для чего это делается. Так в старину пращуры отгоняли злых духов.

Яйца и воровство

В Нигерии из рациона маленьких детей исключают яичницу и вареные яйца. Считается, что эти блюда развивают склонность к воровству.

Яйца и воровство

Высунутый язык

В Тибете демонстрация языка во время беседы не порицается, а, наоборот, приветствуется. Местные жители убеждены, что у демонов эта часть тела имеет черный цвет. Высовывая язык как можно дальше, оба собеседника убедительно доказывают свою непричастность к темным силам, поэтому разговор проходит в доверительной, дружеской атмосфере.

Куры и немота

Необычные правила в отношении детского питания действуют и на Ямайке. Здесь малышам не дают куриного мяса до тех пор, пока они не научатся хорошо говорить. В противном случае, уверены местные жители, ребенок останется немым.

Куры и немота

Чавканье

В Китае и многих других странах Азии принято чавкать и хлюпать носом во время еды. Такое поведение считается естественным и не вызывает раздражения у окружающих, а повар даже порадуется ему.

Значит посетителю блюдо показалось таким вкусным, что он не в состоянии дождаться, пока оно остынет.

Комплименты как зависть

Придя в дом к кому-нибудь из жителей стран Среднего Востока, не стоит вслух восхищаться мебелью, картинами, одеждой и другими предметами. В соответствии с местным этикетом, хозяин вынужден будет отдать гостю понравившуюся вещь. Но это накладывает обязательства и на посетителя: ему положено ответить более дорогим подарком.

Комплименты как зависть

Этикет диких племен

Бушмены, туареги и другие оторванные от цивилизации народы ничего не знают об этикете. В основном их правила поведения просты и понятны. Они не стесняются любых естественных проявлений, например спокойно ходят на людях нагишом. Неприличным считается только то, что вредит или причиняет неудобство окружающим. Но и здесь имеются традиции, кажущиеся европейцам странными и необъяснимыми.

Дружественные плевки

Члены племени Масаи, проживающие в восточной части Центральной Африки, при встрече плюют друг в друга в знак приветствия. Можно обойтись рукопожатием — это здесь тоже распространено. Но и на ладонь придется предварительно плюнуть.

Интересные правила этикета в России

С основными правилами поведения, действующими в нашей стране, каждый россиянин знаком с детства. Но некоторые нормы остаются вне поля зрения большинства граждан.

Не зная о них, оказавшийся в обществе воспитанных людей человек рискует произвести неприятное впечатление на окружающих.

Не есть, пока за столом все не обслужены

Воспитанный человек не должен приступать к еде, пока хозяйка или официант не расставит порции перед всеми участниками застолья. Прием пищи начинают только тогда, когда последний из сидящих за столом будет к этому готов. Исключением являются случаи, когда заказаны разные блюда и их одновременная подача невозможна по причине сильного разнобоя в продолжительности кулинарного процесса. Тогда приступают к обеду, но перед этим нужно вежливо поинтересоваться у соседей по столу, не возражают ли они против этого.

Не есть, пока за столом все не обслужены

Не отказываться от выпивки прямо

Не приветствуется в обществе и попытка закрыть бокал ладонью, препятствуя его наполнению. Посуда не должна стоять пустой, даже если человек не собирается пить — это бросается в глаза. Если некоторое количество алкоголя допустимо, попросите налить слабый напиток, например сухое вино, и для вида слегка пригубите его.

Также нельзя отказаться от блюда, сославшись на диету.

Нужно дождаться, пока наполнят тарелку, и затем похвалить кулинарные способности хозяйки. К пище можно не притрагиваться.

Нельзя приходить в гости без предупреждения

Неожиданный визит может застать хозяев врасплох. Например, они не успели привести себя в надлежащий вид, в квартире не убрано и т.д. Поэтому перед походом в гости нужно спросить у принимающей стороны разрешения. В эпоху мобильных телефонов это нетрудно сделать.

Приходить в гости без предупреждения

Нельзя просить снять обувь

В России не принято заходить в дом в уличной обуви. Гость должен надеть тапочки либо идти босиком. Но неприлично и напоминать ему об этом. Если гость все-таки прошел в квартиру обутым, воспитанный хозяин сделает следующее:

  • промолчит;
  • после визита займется уборкой;
  • позже обратится к общим знакомым с просьбой корректно намекнуть невежде о принятых правилах.

Снимать солнечные очки и наушники при разговоре

Правила хорошего тона предписывают снимать во время личного общения темные очки, чтобы второй участник разговора мог смотреть собеседнику в глаза. В противном случае он будет ощущать дискомфорт. Исключения составляют ситуации, когда оба остаются в очках по взаимному согласию.

Снимать солнечные очки

Также на время разговора положено снять наушники.

Дверь открывает ближний к ней человек

Со времен пышных юбок в этикете действовало правило, предписывающее мужчине открывать перед дамой дверь. Оно сохранялось до недавних пор, но теперь отменено. Дверь открывает тот, кто ближе к ней находится.

Не сушить зонт открытым

В гостях и в офисе не принято раскрывать зонт для просушки. Его располагают в специальной подставке, а если ее нет — аккуратно вешают в стороне в приоткрытом виде. Сушка дома в раскрытом состоянии при наличии посторонних тоже не допускается.

Не сушить зонт открытым

Не ставить сумку на колени или стул

В хороших ресторанах возле столика ставят специальный стульчик для сумок. Если его нет, поступают следующим образом:

  • маленькое декоративное изделие кладут на стол;
  • крупное, в т.ч. рюкзак, вешают на спинку стула или ставят на пол;
  • портфель — только на пол, даже при наличии специального стульчика.

Класть аксессуар на колени или стул не принято.

Мужчина не должен носить женскую сумочку

Часто наблюдаемая ситуация, когда мужчина несет за даму ее сумочку, противоречит этикету. Ходить с женским пальто в руках тоже неправильно. Можно только отнести его в гардероб и обратно.

Женская сумочка

Неприличная домашняя одежда

Неподобающим считается ходить дома в халате или пижаме. Эта одежда предназначена только для ванной и спальни. В других помещениях мужчина носит удобные брюки, рубашку и свитер, женщина — свободное платье. Вещи должны быть в хорошем состоянии.

Количество украшений на одном человеке

Обилие украшений тоже считается нарушением этикета. Их может быть не более 13, включая ювелирные пуговицы.

Количество украшений

Самый дорогой декор принято носить вечером.

Правило, разрешающее украшать себя бриллиантами только замужним дамам, недавно пересмотрели. Теперь и девушки могут позволить себе камни размером до 0,25 карат в кольце или сережках.

Браслет можно надеть поверх перчатки. Носить таким образом кольца не принято.

Что еще

В дополнение к сказанному нужно помнить о следующем:

Использование телефона

В эпоху цифровизации появились новые правила этикета:

Какими правилами российского этикета можно удивить и заинтересовать детей

Чтобы ребенок захотел учиться правилам этикета, его нужно заинтересовать. Родители устраивают для детей небольшие представления, разыгрывая ситуации и объясняя, как в них принято поступать. Затем закрепляют пройденный материал в играх. Можно начать со следующих норм:

Чтобы ребенок со всей серьезностью относился к этикету, родители тоже должны соблюдать его. В противном случае нормы будут дискредитированы в глазах малыша. Убедив его, например, что нельзя входить в комнату родителей без стука, нужно и самим стучаться при посещении его комнаты.

Нужно прививать ребенку и речевой этикет, поясняя ему поговорки, метафоры, правила общения и т.д.

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

что такое светская этика

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья – исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники – форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь – образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

светская этика 4 класс

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

культура светской этики

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

урок светской этики

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

религиозные культуры и светская этика

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика – это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой – обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль – ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

программа основы светской этики

Вопрос нравственности

светская этика программа 4 класс

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Читайте также: