Сообщение о происхождении религии и искусства эпохи палеолита

Обновлено: 06.07.2024

Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:
-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.
-Рассмотреть виды палеолитического искусства.
-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧФИНАЛЛАСТ2.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 4
  2. ЗАЧЕТКИ ИСКУССТВА 6
  3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА 11
  4. ВИДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА 16
  5. ИСКУССТВО РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА 19
  6. ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ПАЛЕОЛИТА 22
  7. ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА 24
  8. ИСКУССТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о возникновении искусства и его значении в жизни человека это одна из тех проблем, над которыми человечество ломает голову не одну сотню лет. Начало становления изобразительного творчества, отдаленное от нас десятками тысячелетий, видится всем по-разному, и на сегодняшний день существует большое количество теорий, часто противоречащих друг другу. Первобытное искусство всегда вызывало большой интерес. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного творчества и архитектуры. Современная история искусства не может пренебрегать исследованием его состояния у простых, примитивных народов и у доисторических первобытных племен.

Обращение первобытных людей к новому виду деятельности, искусству, одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности [10 стр. 362].


Цель: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества. Задачи:

-Рассмотреть основные теории возникновения искусства.

-Рассмотреть виды палеолитического искусства.

-Раскрыть особенности палеолитического искусства.

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

Отсчет первобытной эпохи начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Большая часть этого периода приходится на палеолит, который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов. [12 стр. 34]

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество. [12 стр. 34]

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. [12 стр. 35]

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго- Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. [12 стр. 35]

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. [12 стр. 35]

2. ЗАЧАТКИ ИСКУССТВА

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Образ человека в искусстве палеолита оказывается на втором месте по количеству памятников, уступая образам зверей. Для территории Испании и Франции, по данным А. Леруа-Гуруна, этот перевес выражается в соотношении: 1404 изображения животного к 118 изображениям человека [8].

До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки [10 стр. 229]. Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Любое развитое искусство является одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства в привычном для нас смысле. Первоначальный, слитный, комплекс разветвлялся, одной из ее ветвей было искусство. Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция - общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она поступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов [6].

3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА

Вопрос возникновения искусства волновал лучшие философские умы на протяжении многих столетий, вследствие чего возникло множество различных теорий, однако общей принятой теории, объясняющей возникновение первобытного искусства нет.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на 6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

Первобытные люди много знали о мире. Они разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить гран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции отрезали поврежденную руку или ногу

Первобытная религия значительно отличалась от религии последующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплощались во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, животных. Богами были и предки рода. Эти предки часто также считались какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. Поэтому они считали, что могут воздействовать на 6огов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более легкой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема происхождения которого до сих пор является предметом научной дискуссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало одним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолита является, пещерная живопись. В ряде пещер обнаружены сотни великолепных цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерена. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всего в России, в районе Воронежа. Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, тайны.

ПАЛЕОЛИТА ИСКУССТВО – первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens sapiens, появляющиеся в верхнем палеолите (Ориньяк) около 40–30 тысячелетий назад. Памятники палеолитического искусства – пещерная настенная живопись и рисунок, а также различные виды скульптуры сохранились преимущественно на юго-западе Франции и в прилегающей части Пиренейского полуострова. Спорадически они встречаются в Северной и Восточной Европе, Альпах, на территории Украины, на Южном Урале и в Сибири.

ЖЕНСКАЯ СТАТУЭТКА из Виллендорфа
ОЛЕНИ И РЫБЫ (гравировка на кости). Лорте, Франция
РАНЕНЫЙ БИЗОН и человеческие фигуры

Этот последний делится на две группы: абстрактную и фигуративную. Абстрактные делятся на два типа: аморфные и структурные. Фигуративные изображения охватывают широкий спектр форм, от натуралистических и умеренно стилизованных до схематических.

Типология палеолитического искусства может быть представлена в виде следующей схемы, показывающей типы первичных изобразительных форм и их соотношение:

Как следует из их определения, субкультурные формы – это формы полностью или частично природного происхождения: отпечатки и трафареты, фигурные камни, кости, раковины, клыки и иные частично обработанные натуральные предметы, использовавшиеся как украшения, имевшие сакральный характер.

Близкое к субкультурным положение занимают насечки на кости, имитировавшие царапины, оставленные на кости режущим орудием в процессе практической деятельности.

В промежуточном положении находятся артефакты, которые лишены структуры, однако включают элемент организации. Пример – известняковая плита с восемью парными углублениями из детского захоронения периода Мустье в Ля Ферраси. Такой же частичной организацией отмечены некоторые графические артефакты в пещерах Альтамира, Труа Фрер, Кастильо, Нио, Буксу, Пиндаль, Сантиана и др.

Абстрактные структурные формы существуют как простые (единичные) и сложные (композитные). Единичная абстрактная структура – это знак или символ, сложная – орнамент.

Абстрактные композитные формы палеолитического искусства образуют широкий спектр – от едва организованных до крайне стилизованных. Они чаще всего украшают различные изделия из кости, рога и камня.

Что касается человеческих изображений, то здесь – при относительной реалистичности в изображении фигуры – фактура волос изначально и повсеместно имеет условный, орнаментальный характер, образуя то шашечный рельефный рисунок, то рельефные концентрические круги. Таким же простым способом – ритмически повторяющимися поясами нарезок – передается и фактура одежды, и иногда воспроизводятся украшения. И все же чаще всего эти орнаментальные формы, по-видимому, имеют самостоятельное, в большей мере сакральное, нежели декоративное значение.

Копьевидные костяные изделия из Истюрица, сплошь покрыты резным орнаментом в виде причудливо изгибающихся спиралей, концентрических кругов; причем среди этих геометрических форм угадываются стилизованные изображения человеческой руки и головы животного. Иногда копьеметалку или иной костяной предмет украшает растительная форма в виде прямой линии, от которой елочкой расходятся ветви, реже – листья (копьеметалка из Ле Вейрие). Существуют переходные формы: крайне стилизованные фигурки рыб, образующие ритмическую орнаментальную структуру (кость из Ла Мадлен), стилизованные головы оленей (кость из Тейжа), ряд лошадиных голов (кость из Истюрица), серн (Гурдан) и т.д., обладают всеми особенностями орнамента. В то же время, сравнивая эти изображения с такими, как стада оленей из Ла Мери (Тейжа) или вереница лошадей, или фриз из оленьих голов в Ласко, можно прийти к заключению, что эти изображения следует рассматривать как сюжетные композиции.

Фигуративные изображения; здесь также существуют переходные формы. Некоторыми орнаментальными свойствами обладают умеренно стилизованные фигуры животных, вписанные в прямоугольник или круг (фигурка серны на маленьком костяном диске из Ложери Ба и др.). Декоративная функция таких изображений выражена яснее в организации двухфигурных композиций, например на копьеметалке из Труа Фрер.

Мера условности женских статуэток колеблется от образов почти реалистических (статуэтки из Костенок, фрагмент торса из Брассемпуи) до крайне стилизованной (Трезимено) и почти знаковой формы (две подвески из Дольни Вестонице).

Немногочисленные фигурки животных, найденные во Франции (Истюриц, Ложери Бас), в Чехословакии (Дольни Вестонице, Пржедмости), на Украине и в России (Костенки, Авдеево, Мальта и др.), умеренно стилизованы или предельно обобщены.

Скульптура представлена также выразительными рельефами. Один из наиболее известных – женщина с рогом из Лосселя – по стилю идентичен реалистическим статуэткам. Три женских торса из Англь Сюр Англен и две лежащие фигуры из Ла Мадлен – высшая точка реализма, которой достигла палеолитическая скульптура.

Переход от гравировки к рельефу, с одной стороны, и к рисунку и живописи – с другой, совершается столь же неприметно, как и переходы между формами абстрактными, схематическими и фигуративными.

Развитие гравированных и тоновых рисунков, полихромной живописи, рельефа, форм натуральных и искусственных, комбинированных – совмещающих технику скульптуры и живописи, живописи и гравировки и т.д. – прослеживается и в настенном пещерном палеолитическом и – позднее – в наскальном мезолитическом искусстве. При этом если в круглой скульптуре первое место среди сюжетов принадлежит женскому образу, то в настенной живописи это место занимает животное.

В диахроническом плане выделяют несколько стилистически обособленных групп живописных и скульптурных изображений.

Первая группа, включающая древнейшие фигуративные изображения, датируется приблизительно от XXX до XXV тысячелетия (ориньякский – начало граветтского периода). В нее входят преимущественно изображения животных. Самые ранние выбиты на обломках плоских камней; образы суммарны, выполнены в примитивной контурной технике. Типичны фрагментарные изображения: головы лошадей (Истюриц), голова животного и вульва (Селье), вульвы (Ла Ферраси). Среди настенных врезанных рисунков по стилю к ним ближе всего неполные контурные изображения передней части фигуры или головы животного – такие, как головы быка (Альтамира) и безрогого оленя (Ньо), прочерченные в глине, обобщенные фигуры мамонта, лошади, бизона и другие петроглифы из Пер-нон-Пер и др.

В этой группе нередко встречаются петроглифы, переходящие в плоский рельеф (вульва и лосось из Горж д'Анфер, рельефы из Лосселя и др.). Лоссельские рельефы принадлежат к числу самых ранних антропоморфных изображений. По стилю, технике, сюжетам они могли бы быть отнесены к следующей группе.

Изображения первой группы не равноценны по техническому исполнению, точности и выразительности рисунка. При этом у них много общего: профильные фигуры животных статичны, суммарны и не всегда могут быть идентифицированы. Конечности сдвоены, рога даются в профиль или анфас. Силуэт, как правило, без какой-либо проработки; нижняя часть ног чаще всего не прорисована. В качестве символов используются некоторые фрагментарные примитивно- натуралистические изображения – в частности, вульва. Абстрактные формы отсутствуют.

Вторая группа датируется от XXV до XV тысячелетия. Это одиночные, статичные фигуры или группы фигур, иногда перекрывающие друг друга. Визуально композиционная связь между сопредельными фигурами не обнаруживается (что не исключает возможности семантической связи между ними).

Для изобразительного языка всей первой и отчасти второй группы характерно отсутствие читаемой связи между образами. В сравнении с этим перемены, отмечаемые во второй группе, имеют второстепенное значение.

Оставаясь разрозненными, фигуры обрастают деталями, добавляются новые сюжеты, возникают не существовавшие ранее виды художественных изделий, совершенствуется прежняя и возникает новая техника.

Показательно, что памятники второй группы найдены на значительно более широкой территории, охватывающей Западную, Центральную и Восточную Европу.

При некоторых отступлениях эти фигурки имеют общие стилистические особенности: статичная фронтальная композиция, обобщенные формы, гипертрофированная средняя часть фигуры (грудь, бедра, живот, ягодицы), суммарно трактованные конечности, руки сложены на животе или на груди, ноги лишены стоп; отсутствуют черты лица. Эти качества, распространяющиеся на все без исключения статуэтки, могут быть выражены умеренно (Костенки) или доведены до гротеска (Виллендор).

Несмотря на то что европейская фауна верхнего палеолита представлена едва ли не исчерпывающе, семантика палеолитических изображений раскрывается в процессе анализа не столько сюжетов (образы женщины и зверя проходят через всю историю искусств), сколько стиля, который, являясь медиатором между структурой и функцией, формирует и формулирует концепцию образа. Сюжет его только называет.

Изменение стиля свидетельствует о трансформации концепции. Стиль, о котором идет речь (А.Леруа-Гуран называет его архаическим), достигает всей полноты воплощения в третьей группе. В это время создаются рельефы Рок де Сер, среди которых особенно выразительны тучные фигуры лошадей и бизонов. Очень близки к ним по стилю живописные коровы, лошади, быки и бизоны Ласко. Этим вторым периодом датируется большая и лучшая часть палеолитической скульптуры, которая, как было сказано, характеризуется теми же стилистическими особенностями.

В живописи третьей группы намечается тенденция к некоторой детализации и передаче движения, обогащается цветовая палитра И все же значимые стилистические изменения, свидетельствующие о меняющемся видении модели, происходят в следующей – четвертой группе, которую принято делить на две подгруппы – два стиля: ранний и поздний.

Последняя группа изображений включает большую часть всего палеолитического материала. Стиль этот с его особенностями, которые, как считает Леруа-Гуран, напоминают пиктографический код, распространяется почти на всю территорию Западной Европы.

В отличие от предыдущих групп, где изменение сюжетов выражается главным образом в количественных показателях, регистрирующих появление и исчезновение различных видов животных, сюжетные изменения четвертой группы представляются значимыми с точки зрения концептуального анализа. Наиболее содержательным в этом плане является исчезновение более или менее реалистических статичных женских изображений (они уступают место схематическим рисункам, символам и знакам) и увеличивающееся количество мужских фигур. Последние в отличие от женских, как правило, активны.

В редких для палеолита сценах столкновения человека и животного человек часто безоружен. Но и в тех случаях, когда присутствует оружие, верх одерживает, как правило, животное. Уже осознание этой коллизии природного и культурного указывает, что соответствовало жизненным принципам в той борьбе за выживание, которую вели охотники, населявшие территорию Европы в конце верхнего палеолита, и что должно было вскоре оказаться в центре их внимания. Условный рубеж, отделяющий палеолитического охотника от неолитического земледельца (между Х и V тысячелетиями до н.э.), в последнее время видится более размытым, чем прежде. Известные климатические изменения и технические инновации, по-видимому, не вели к резким переменам. Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства, а также новые типы погребений. О функциях палеолитического искусства дает представление анализ дописьменных форм искусства: мезолитической наскальной живописи, неолитических петроглифов и скульптуры, наскальных изображений и особенно реликтов первобытной культуры – архаических форм традиционного искусства Африки, Океании, Австралии.

Можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху верхнего палеолита существовали достаточно оформленные религиозные представления. Об этом можно судить по достаточно многочисленным памятникам наскальной живописи. Впервые она была обнаружена в 1879 году в пещере Альтамира в провинции Сантадер (Северная Испания) археологом Марсельино де Саутуола. Но его открытие было встречено с недоверием. Отношение к нему несколько изменилось, когда подобные изображения бизонов и других животных были найдены в нескольких пещерах Франции: Ла-Мут (долина Везеры; 1895), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи; 1896) Марсула (северный склон Пиренеев; 1897). И наконец перелом во взглядах на наскальную живопись наступил в 1901 - 1902 годах, когда были открыты памятники пещерной живописи в гротах комбарель и Фон-де-Гом (Везера), Мак д’Азиль (верхняя Гарона) и когда тщательное исследование Альтамирской пещеры показало неопровержимую подлинность и глубокую древность изображений. После этого было открыто ещё немалое количество пещер, на сводах и стенах которых были найдены древние рисунки, но всё же важнейшую роль в изучении палеолитического искусства сыграли именно эти, открытые первыми, стоянки.

Что же такое несли в себе эти рисунки, что убедило учёных в том, что в это время религия была уже достаточно развита?

Для начала достаточно показательным примером может служить то, что изображения животных в большинстве своём весьма реалистичны, изображения же человека, наоборот, очень условны и схематичны, а ещё чаще представляют собой либо фигуры фантастичных зооантропоморфных существ, либо людей, наряженных в звериные маски. Нельзя сказать, что первобытные художники не умели изображать натуру, так как фигуры животных нарисованы весьма реалистично, значит отступление от натуры было преднамеренным и, вероятно, подобное изображение человека связано с религиозными представлениями и обрядами.

Относительно значения этих замаскированных фигур наиболее проработанными являются две версии: вряд ли можно считать их охотничьей маскировкой: против этого говорят ритуальные позы и достаточно чёткие изображения танцев. Скорее всего, это исполнители каких-то обрядов, наиболее вероятно, что тотемических. Зооантропоморфные же существа, наверное, изображают тотемических предков, так как они аналогичны австралийским мифологическим предкам, что очень хорошо показал в своей работе Люсьен Леви-Брюль 3 .

Не так давно памятники верхнепалеолитической живописи исследовал крупный французский учёный Андре Леруа-Гуран 4 . Он изучил и систематизировал рисунки из более чем 60-ти пещер, классифицировал их по месту расположения, по эпохам, по сюжетам. По его мнению в этих рисунках отражена первобытная мифология, ассоциирующая, например, лошадь с мужским началом, бизона - с женским.

Несколько особняком стоит вопрос о женских статуэтках палеолитического периода. Найдены они в Виллендорфе (Австрия), в Гримальди (Италия), в Брассемпуи (Франция), в Гагрино, Костенках, Мальте, Бурети (территория бывшего СССР) и на некоторых других стоянках. Почти все они изображают обнажённых женщин с сильно выраженными половыми признаками, с большими грудями и часто с большим животом. Мужские же фигуры практически не встречаются 5 .

Относительно значения этих фигурок существуют разные версии. Эти гипотезы можно разделить на две группы: первая - не религиозная, представленная версиями об эстетическом или эротическом значении статуэток; и вторая группа к которой относятся гипотезы, связанные с религиозными верованиями первобытных людей. Из этих предположений наиболее известными являются три. Одни учёные считают, что эти скульптуры изображают жриц, которые исполняли семейно-родовые обряды. Другие говорят о том, что это - изображения матерей прародительниц, при этом их основным аргументом является то, что большинство женских фигурок найдены в непосредственной близости от очага. Этой точки зрения придерживается П. П. Ефименко 6

. Однако с этим не согласен С. А. Токарев 7 , который аргументирует свою точку зрения этнографическим материалом: у ныне существующих народов подобного культа обнаружено не было (правда за некоторыми исключениями). Сам же С. А. Токарев считает статуэтки изображениями хозяйки огня (или хозяйки очага), ссылаясь, опять же на этнографию (подобный образ имеет место в семейно-родовом культе многих современных народов, в частности у сибирских народов).

Судя по археологическим находкам в конце палеолита изображения людей и животных практически исчезают, но появляются схематические рисунки. Возможно, они как-то связаны с религиозными верованиями. В этом ракурсе наиболее интересна раскрашенная галька, найденная Эдуардом Пьеттом в пещере Мас д’Азиль. Таких галек было найдено более двухсот. Выглядят они так: Их поверхность (только с одной стороны) покрыта знаками в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен и знаками, напоминающими буквы; нанесены эти символы красной краской. Сам Пьетт считал их либо бирками со счётными знаками, либо даже алфавитными буквами. С. А. Токарев же считает более вероятной гипотезу, проводящую аналогию этих галек с чурингами современных австралийцев, которые представляют каменные или деревянные священные таблички, поверхность которых покрыта символическими рисунками, чем-то напоминающими описанную гальку. Если согласиться с этой версией, то можно предположить, что в палеолите существовали тотемистические верования.

Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 67315
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: