Сообщение растения в живописи
Обновлено: 04.07.2024
С древнейших времен цветы вдохновляют художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. Цветы, букеты, растительные орнаменты отливали в бронзе, гипсе, стекле, вырезали из дерева, мрамора.
Цветы в литературе: С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.
Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн. А теперь давайте немного послушаем, как писатели описывают цветы в своих стихах.
Цветы в ювелирном искусстве: Хорошо известно, что цветы являются самым стабильным сюжетом в ювелирном искусстве — это связано с тем, что ювелиры исключительно благодарно копируют природу. Цветы всегда были твердо конвертируемой ювелирной валютой, поскольку такие драгоценные слепки природы в любую эпоху можно выполнить в совершенно разных стилях, из разных металлов, с различными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями или же без них. В середине XIX века, во времена французской Второй империи, когда была изобретена формула "savoir vivre", цветы вообще стали структурообразующим ювелирным сюжетом. Именно на изготовлении украшений в виде золотых венков или бриллиантовых букетов проверялось мастерство ювелира. Не случайно, что последующий стиль — модерн — не только не уничтожил предыдущие раскатистые цветочные ювелирные рулады, но и взял их на вооружение, разумеется, придав им новые модернистские формы.
Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.
История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.
Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.
В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.
О выращивании комнатных и садовых растений; обсуждение видов, сортов, болезней, вредителей.
Растения в произведениях художников
Растения в произведениях художников
Растения в произведениях художников
Живописцы не одного поколения работали в тесном сотрудничестве с великим художником-природой, стараясь увековечить живую красоту и совершенство ее чудесных творений - растений, находя в них свой источник вдохновения и свою "музу".
И очень интересно, на мой взгляд, создать своеобразную галерею наиболее понравившихся форумчанам картин, созданных художниками разных стран и веков, на которых запечатлены растения: полевые, садовые или комнатные, цветущие или лиственно-декоративные, в букетах или на клумбе.
При размещении репродукций картин в этой теме, необходимо указывать их название и имя художника-автора. Неплохо, если будет еще добавлена и какая-то дополнительная информация о произведении.
Приглашаю к участию в создании нашей галереи всех любителей прекрасного.
Растения в произведениях художников
"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей." (Левитан И.И.)
Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Удивительно романтичный художник, широко известный как великолепный пейзажист, написавший десятки картин, на которых мастерски и проникновенно показана красота природы средней полосы России. Не оставили равнодушным Левитана-живописца и любимые дети природы - цветы.
Колеус. 1894 год.
Белая сирень. 1895.
Васильки. 1894.
Растения в произведениях художников
Растения в произведениях художников
Nimfea писал(а): Подскажите, пожалуйста, где эти картины Левитана сейчас хранятся? В Русском музее не встретила их.
С удовольствием удовлетворю Ваше любопытство.
"Колеус" - Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа (картон, пастель).
"Белая сирень" - Омский областной музей изобразительных искусств (бумага, пастель).
"Васильки" - частное собрание (картон, пастель).
Растения в произведениях художников
Спасибо! Как поедем в Башкирию, обязательно пойду в музей ради того, чтоб увидеть картину. Люблю работы Левитана.
Растения в произведениях художников
А картины "Сныть-трава. Парголово" и "Травки" И. Шишкин можно?
Эти картины мне понравились очень, как хорошо прописаны каждая веточка, каждый листочек. Шишкин замечательно писал картины.
"Травки"
Русский музей. Петербург.
"Сныть-трава. Парголово". 1884(5) год
Растения в произведениях художников
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 году его родители переезжают в Россию.
Талантливейший художник, архитектор, он осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане, руководит Третьяковской галереей, является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую.
"В утренней росе" 1907 год.
Манера написания картины мазками меня очень впечатлила. Я даже сфотографировала ее сбоку. Очень объемная картина.
И еще, та самая картина, ради которой я шла в тот зал в музее.
"Дельфиниум" 1908 год
Растения в произведениях художников
Отдельно покажу еще картины Грабаря. Фото уже не мои.
В разных музеях, но наиболее мне любимые.
Художник, видимо, очень любил дельфиниумы, которые мог много видеть в Европе на учебе во времена молодости.
"Хризантемы" 1905 год, Государственная Третьяковская галерея.
"Сирень и незабудки" 1905 года. Ярославль.
"В саду. Грядка дельфиниумов" 1947 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
"Дельфинии в саду" 1952 год Худ. Муз. Ужгород
Растения в произведениях художников
Жан-Батист Роби (1821-1910) - бельгийский художник, писатель и путешественник. В течение многих лет он писал прекрасные натюрморты, найдя, по оценке специалистов, тонкую грань между романтизмом и реализмом.
Натюрморт с цветами. 1852. Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Букет астр в вазе. Частное собрание.
Букет роз. Частное собрание.
Сирень, гортензии и хризантемы.
Розы, пионы и незабудки в японской вазе. 1870. Частное собрание
Растения в произведениях художников
Винсент Ван Гог (1853-1890). Голландский художник-постимпрессионист, творчество которого получило широкое признание лишь после его смерти.
Колеус в цветочном горшке. 1886, Музей Ван Гога, Нидерланды.
Цинерария. 1986. Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам.
Растения в произведениях художников
Винсент Ван Гог.
Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемами. 1886. Музей Кроллер - Мюллер, Нидерланды.
Натюрморт с подсолнухами. 1888. Национальная галерея, Лондон.
Натюрморт с олеандром. 1888. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Натюрморт с ирисами. 1890. Музей Ван Гога, Нидерланды.
Растения в произведениях художников
Впечатлили зимние сады на картинах русских художников. Очень захотелось попасть туда и поближе познакомиться с выращиваемыми там растениями. К сожалению, "машины времени" не существует.
М.И.Антонов. Зимний сад в Зимнем дворце. 1840. Третьяковская галерея, Москва. За эту картину художник в 1841 году был удостоен малой серебряной медали.
В.С.Садовников. Зимний сад Юсуповского дворца. 1852. Русский музей, Санкт-Петербург.
А.А.Редковский. Зимний сад Юсуповского дворца. 1862.
Растения в произведениях художников
С интересом открыла для себя картины современного испанского художника Хосе Эскофе (Jose Escofet), родившегося в 1930 году. С 1979 года проживает в Англии. По его работам, удивительно точным, тщательно выписанным, можно бесконечно изучать хорошо известные растения, находя в них не замеченные ранее нюансы.
Pink and white geranium, 1990.
White Azalea in terracotta pot, 1990.
Hydrangeas on brick path, 1991.
Растения в произведениях художников
Peony shrubs in mixed colors, 1996.
Summer flowers, 1998.
Symphony of Blues fnd Whites, 1997.
Cape primroses, 1998.
Orchids, 2000.
Растения в произведениях художников
Еще несколько картин художника Jose Escofet.
Fig tree in terracota pot. 1989.
Pale pink camelia. 1988.
Edged amaryllis. 1991.
Vision of Irises. 1997.
Flower border. 2000.
Растения в произведениях художников
Современный художник Олег Тимошин. Родился в 1959 году. Основная тема творчества - единство человека и природы. В ноябре текущего года в Центральном Доме художника проходила выставка его картин.
Букет с ромашками, 2001.
Дачные цветы, 2005.
Высокое небо, 2009.
Сияющие подсолнухи, 2010.
Запах лета, 2010.
Растения в произведениях художников
Прохладный день, 2009.
Белые розы, 2010.
Ирисы в траве, 2011.
Бабье лето, 2011.
Румяное утро, 2012.
Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид , но и открыть тайный смысл , передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий , изучая таинственный сад цветочных символов.
Гимн красоте божественного творения
Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И , несмотря на аскетизм ранних сюжетов , роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.
Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.
Ирис — белый символизирует чистоту , синий — материнскую скорбь.
На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так , красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания , ассоциирующийся с кровью , пролитой Христом , уже все чаще в портрете вв., особенно в парном , сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым , и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги , революции , причем , не только Октябрьской , но , прежде всего , Французской.
С помощью растений художники исследуют связь между человеком и природой, пытаются обозначить границу между человеком и растением, поднимают экологические и общественные проблемы. Мы попытались взглянуть на то, как художники используют растения в своих работах и дополнили материал несколькими примерами.
Что такое лес? Лес — это скопление растений; среда, из которой мы вышли, отстаивая свою человеческую субъективность, и, вместе с тем, необходимое подспорье для построения человеческой культуры. То, без чего человек не появится — не только как субъект, но и как организм.
Кроме того, природа частично определила и то, чем стало само искусство — одним из первых это продемонстрировал в конце XIX века немецкий фотограф и скульптор Карл Блоссфельдт. Он фотографировал тысячи растений на самодельный фотоаппарат, помогавший добиться 30-кратного увеличения. Сейчас эти работы принято относить к искусству в той же степени, как и к ботанике. Дело в том, что растения при настолько близком рассмотрении демонстрируют ряд абстрактных форм — в том числе и форм, используемых художниками. Растительный мир в работах Блоссфельдта предстает архетипом человеческого искусства, человеческого понимания прекрасного.
Эти и другие идеи находят отражение в проектах художников — конкретные примеры мы разберем ниже.
Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.
Программа Современная теория
Проект просуществовал четыре года, после чего растения были пересажены в землю.
Читайте также: