Сообщение растения в живописи

Обновлено: 04.07.2024

С древнейших времен цветы вдохновляют художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. Цветы, букеты, растительные орнаменты отливали в бронзе, гипсе, стекле, вырезали из дерева, мрамора.

Цветы в литературе: С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы. В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн. А теперь давайте немного послушаем, как писатели описывают цветы в своих стихах.

Цветы в ювелирном искусстве: Хорошо известно, что цветы являются самым стабильным сюжетом в ювелирном искусстве — это связано с тем, что ювелиры исключительно благодарно копируют природу. Цветы всегда были твердо конвертируемой ювелирной валютой, поскольку такие драгоценные слепки природы в любую эпоху можно выполнить в совершенно разных стилях, из разных металлов, с различными драгоценными, полудрагоценными, поделочными камнями или же без них. В середине XIX века, во времена французской Второй империи, когда была изобретена формула "savoir vivre", цветы вообще стали структурообразующим ювелирным сюжетом. Именно на изготовлении украшений в виде золотых венков или бриллиантовых букетов проверялось мастерство ювелира. Не случайно, что последующий стиль — модерн — не только не уничтожил предыдущие раскатистые цветочные ювелирные рулады, но и взял их на вооружение, разумеется, придав им новые модернистские формы.

Топиарное искусство – изменение естественной формы растений путем стрижки, формовки. Стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой. Для этого искусства не помеха наш суровый климат, нужно только правильно подобрать ассортимент растений для стрижки.

История топиарного искусства уходит корнями в древность. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из вечнозеленых растений садовники создавали не только строгие живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Искусство стрижки растений римляне привезли в Англию, где поначалу живые изгороди использовались в качестве ограды владений.

Стрижка растений вновь стала очень популярна в эпоху Возрождения, это был золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений. В XVII веке право быть законодателем ландшафтных мод перешло от Италии на север, прежде всего во Францию. И в России эта мода нашла свое отражение. Самые яркие барочные сады можно увидеть в окрестностях Санкт-Петербурга.

В настоящее время старые парки восстанавливаются, бережно поддерживаются и доступны для всех людей, а не только особ королевской крови. Каждый может посетить замки Шенонсо и Во-ле-Виконт, Версаль, Хемптон Корт, Вилянув, Петергоф и другие исторические места, полюбоваться прекрасными видами, увидеть разнообразие форм, созданных с помощью стрижки растений, и у вас непременно родятся идеи по оформлению своего сада.

О выращивании комнатных и садовых растений; обсуждение видов, сортов, болезней, вредителей.

Растения в произведениях художников

Растения в произведениях художников

Растения в произведениях художников

Живописцы не одного поколения работали в тесном сотрудничестве с великим художником-природой, стараясь увековечить живую красоту и совершенство ее чудесных творений - растений, находя в них свой источник вдохновения и свою "музу".
И очень интересно, на мой взгляд, создать своеобразную галерею наиболее понравившихся форумчанам картин, созданных художниками разных стран и веков, на которых запечатлены растения: полевые, садовые или комнатные, цветущие или лиственно-декоративные, в букетах или на клумбе.
При размещении репродукций картин в этой теме, необходимо указывать их название и имя художника-автора. Неплохо, если будет еще добавлена и какая-то дополнительная информация о произведении.
Приглашаю к участию в создании нашей галереи всех любителей прекрасного.

Растения в произведениях художников

"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей." (Левитан И.И.)

Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Удивительно романтичный художник, широко известный как великолепный пейзажист, написавший десятки картин, на которых мастерски и проникновенно показана красота природы средней полосы России. Не оставили равнодушным Левитана-живописца и любимые дети природы - цветы.

Изображение

Колеус. 1894 год.

Изображение

Белая сирень. 1895.

Изображение

Васильки. 1894.

Растения в произведениях художников

Растения в произведениях художников

Nimfea писал(а): Подскажите, пожалуйста, где эти картины Левитана сейчас хранятся? В Русском музее не встретила их.

С удовольствием удовлетворю Ваше любопытство.
"Колеус" - Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа (картон, пастель).
"Белая сирень" - Омский областной музей изобразительных искусств (бумага, пастель).
"Васильки" - частное собрание (картон, пастель).

Растения в произведениях художников

Спасибо! Как поедем в Башкирию, обязательно пойду в музей ради того, чтоб увидеть картину. Люблю работы Левитана.

Растения в произведениях художников

А картины "Сныть-трава. Парголово" и "Травки" И. Шишкин можно?

Эти картины мне понравились очень, как хорошо прописаны каждая веточка, каждый листочек. Шишкин замечательно писал картины.

"Травки"
Русский музей. Петербург.

Изображение

"Сныть-трава. Парголово". 1884(5) год

Изображение

Изображение

Растения в произведениях художников

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в семье русского общественного деятеля Э. И. Грабаря. В 1876 году его родители переезжают в Россию.
Талантливейший художник, архитектор, он осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах, пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о Валентине Серове и Исааке Левитане, руководит Третьяковской галереей, является одним из основателей музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В 1918 году художник создает Центральную реставрационную мастерскую.

"В утренней росе" 1907 год.
Манера написания картины мазками меня очень впечатлила. Я даже сфотографировала ее сбоку. Очень объемная картина.

Изображение

Изображение

Изображение

И еще, та самая картина, ради которой я шла в тот зал в музее.
"Дельфиниум" 1908 год

Изображение

Изображение

Растения в произведениях художников

Отдельно покажу еще картины Грабаря. Фото уже не мои.
В разных музеях, но наиболее мне любимые.
Художник, видимо, очень любил дельфиниумы, которые мог много видеть в Европе на учебе во времена молодости.

"Хризантемы" 1905 год, Государственная Третьяковская галерея.

Изображение

"Сирень и незабудки" 1905 года. Ярославль.

Изображение

Изображение

"В саду. Грядка дельфиниумов" 1947 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Изображение

"Дельфинии в саду" 1952 год Худ. Муз. Ужгород

Изображение

Растения в произведениях художников

Жан-Батист Роби (1821-1910) - бельгийский художник, писатель и путешественник. В течение многих лет он писал прекрасные натюрморты, найдя, по оценке специалистов, тонкую грань между романтизмом и реализмом.

Изображение

Натюрморт с цветами. 1852. Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Изображение

Букет астр в вазе. Частное собрание.

Изображение

Букет роз. Частное собрание.

Изображение

Сирень, гортензии и хризантемы.

Изображение

Розы, пионы и незабудки в японской вазе. 1870. Частное собрание

Растения в произведениях художников

Винсент Ван Гог (1853-1890). Голландский художник-постимпрессионист, творчество которого получило широкое признание лишь после его смерти.

Изображение

Колеус в цветочном горшке. 1886, Музей Ван Гога, Нидерланды.

Изображение

Цинерария. 1986. Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам.

Растения в произведениях художников

Винсент Ван Гог.

Изображение

Ваза с маками, васильками, пионами и хризантемами. 1886. Музей Кроллер - Мюллер, Нидерланды.

Изображение

Натюрморт с подсолнухами. 1888. Национальная галерея, Лондон.

Изображение

Натюрморт с олеандром. 1888. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Изображение

Натюрморт с ирисами. 1890. Музей Ван Гога, Нидерланды.

Растения в произведениях художников

Впечатлили зимние сады на картинах русских художников. Очень захотелось попасть туда и поближе познакомиться с выращиваемыми там растениями. К сожалению, "машины времени" не существует.

Изображение

М.И.Антонов. Зимний сад в Зимнем дворце. 1840. Третьяковская галерея, Москва. За эту картину художник в 1841 году был удостоен малой серебряной медали.

Изображение

В.С.Садовников. Зимний сад Юсуповского дворца. 1852. Русский музей, Санкт-Петербург.

Изображение

А.А.Редковский. Зимний сад Юсуповского дворца. 1862.

Растения в произведениях художников

С интересом открыла для себя картины современного испанского художника Хосе Эскофе (Jose Escofet), родившегося в 1930 году. С 1979 года проживает в Англии. По его работам, удивительно точным, тщательно выписанным, можно бесконечно изучать хорошо известные растения, находя в них не замеченные ранее нюансы.

Изображение

Pink and white geranium, 1990.

Изображение

White Azalea in terracotta pot, 1990.

Изображение

Hydrangeas on brick path, 1991.

Растения в произведениях художников

Изображение

Peony shrubs in mixed colors, 1996.

Изображение

Summer flowers, 1998.

Изображение

Symphony of Blues fnd Whites, 1997.

Изображение

Cape primroses, 1998.

Изображение

Orchids, 2000.

Растения в произведениях художников

Еще несколько картин художника Jose Escofet.

Изображение

Fig tree in terracota pot. 1989.

Изображение

Pale pink camelia. 1988.

Изображение

Edged amaryllis. 1991.

Изображение

Vision of Irises. 1997.

Изображение

Flower border. 2000.

Растения в произведениях художников

Современный художник Олег Тимошин. Родился в 1959 году. Основная тема творчества - единство человека и природы. В ноябре текущего года в Центральном Доме художника проходила выставка его картин.

Изображение

Букет с ромашками, 2001.

Изображение

Дачные цветы, 2005.

Изображение

Высокое небо, 2009.

Изображение

Сияющие подсолнухи, 2010.

Изображение

Запах лета, 2010.

Растения в произведениях художников

Изображение

Прохладный день, 2009.

Изображение

Белые розы, 2010.

Изображение

Ирисы в траве, 2011.

Изображение

Бабье лето, 2011.

Изображение

Румяное утро, 2012.

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид , но и открыть тайный смысл , передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий , изучая таинственный сад цветочных символов.

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И , несмотря на аскетизм ранних сюжетов , роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием.

Сандро Боттичелли. Алтарь Барди

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепестка

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.

Альбрехт Дюрер. Праздник четок (Праздник венков из роз)

Ирис — белый символизирует чистоту, синий — материнскую скорбь.

Ирис — белый символизирует чистоту , синий — материнскую скорбь.

Ян Давидс де Хем. Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп

Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так , красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания , ассоциирующийся с кровью , пролитой Христом , уже все чаще в портрете вв., особенно в парном , сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым , и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги , революции , причем , не только Октябрьской , но , прежде всего , Французской.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет купца Георга Гиссе

Ян ван Эйк. Мужской портрет

Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой

Андреа Соларио. Мужчина с розовой гвоздикой

Дирк Якобс. Портрет Помпеюса Окко

Отто Дикс. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и ве

С помощью растений художники исследуют связь между человеком и природой, пытаются обозначить границу между человеком и растением, поднимают экологические и общественные проблемы. Мы попытались взглянуть на то, как художники используют растения в своих работах и дополнили материал несколькими примерами.

Что такое лес? Лес — это скопление растений; среда, из которой мы вышли, отстаивая свою человеческую субъективность, и, вместе с тем, необходимое подспорье для построения человеческой культуры. То, без чего человек не появится — не только как субъект, но и как организм.





Кроме того, природа частично определила и то, чем стало само искусство — одним из первых это продемонстрировал в конце XIX века немецкий фотограф и скульптор Карл Блоссфельдт. Он фотографировал тысячи растений на самодельный фотоаппарат, помогавший добиться 30-кратного увеличения. Сейчас эти работы принято относить к искусству в той же степени, как и к ботанике. Дело в том, что растения при настолько близком рассмотрении демонстрируют ряд абстрактных форм — в том числе и форм, используемых художниками. Растительный мир в работах Блоссфельдта предстает архетипом человеческого искусства, человеческого понимания прекрасного.

Эти и другие идеи находят отражение в проектах художников — конкретные примеры мы разберем ниже.

Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.

Программа Современная теория

Проект просуществовал четыре года, после чего растения были пересажены в землю.

Читайте также: