Сообщение о профессии штурман

Обновлено: 03.07.2024

Штурман — специальность, связанная с управлением воздушным, наземным, подводным или надводным транспортом.

Заработная плата

Место работы

Штурман может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах, компаниях морского и речного флота, на предприятиях автомобильного транспорта.

Обязанности

Штурман осуществляет контроль движения транспорта по заданному курсу. Обеспечивает процесс управления движением судна на основе непрерывного визуального или инструментального контроля за условиями передвижения, курсом, скоростью, местоположением и состоянием судна.

Основные решаемые задачи профессии:

  • управление воздушным, наземным, подводным или надводным транспортом;
  • прокладывание курса, счисление пути, отметка передвижения на карте;
  • выбор оптимального пути следование;
  • контроль исправности работы навигационных приборов.

Важные качества

Аналитический ум, стрессоустойчивость, дисциплинированность, внимательность, ответственность, организаторские способности, умение быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии


Из интервью со штурманом морского судна.

Стереотипы, юмор

Еврей приходит на корабль устраиваться матросом. Ему показывают членов экипажа:
— Это боцман, это штурман, это мичман…
— Ба! Да тут же все свои! Моя фамилия Кацман!

Обучение

Для работы штурманом необходимо высшее образование. Определитесь с направлением – воздух, земля, вода – и затем выберите подходящий вуз.




Бюджетное учреждение Омской области
"Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"

ТРЕНИНГИ. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ШТУРМАН


Штурман (нидерл. stuurman, от stuur– "руль" и man– "человек") – профессия, связанная с управлением воздушным (самолёт, дирижабль), наземным (вездеход, гоночная машина), подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом.

Возникновение профессии связано с началом географических открытий, однако в то время не было специальных школ штурманов.

В 1701 году Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, то есть "мореходных хитростных искусств учений". Петр I издал также Устав, описывающий основные правила для штурманов. Многие великие флотоводцы начинали карьеру со службы штурмана корабля. Благодаря штурманам были сделаны величайшие географические открытия. А в 1715 году в Петербурге открылась Академия морской гвардии. Заложенные тогда принципы пригодились позже и при подготовке воздушных штурманов. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне, а на военных кораблях — офицера, специалиста по кораблевождению. До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был упразднён.

В авиации штурманы появились в начале 20 века, когда Николай Второй выделил авиацию в самостоятельный род вооруженных сил. Пилоту стал необходим надежный партнер-наблюдатель, который бы вел разведку и обстрел противника. Именно тогда при штабе ВВС был создан специальный отдел штурманской службы.

В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов.

Профессионально важные качества:


высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;

аналитическое мышление (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации);


оперативность мышления (высокая скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность);


стратегическое мышление;


техническое мышление;


хорошее общее физическое развитие (выносливость, хорошая координация, сила, быстрота реакции);


работоспособность (в некомфортных температурных условиях, при воздействии вибрации, перемены давления и др.);


способность рационально действовать в экстремальных условиях;


дисциплинированность;


организованность;


ответственность;


наблюдательность;


эмоциональная устойчивость.

Медицинские ограничения

Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для ее получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много. Штурманы регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем, таких как:


заболевания сердца, нарушение артериального давления;


нервно-психические расстройства, судороги, потеря сознания;


употребление наркотиков, проблемы с алкоголем;


некорректируемое снижение остроты зрения, нарушение цветоразличения;


расстройства слуха;


вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия, расстройства координации движения, дрожание рук;


расстройства речи;


боязнь высоты;


заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;


хронические инфекционные заболевания;


аллергия, кожные заболевания;


заболевания органов дыхания;


заболевания органов пищеварительной и мочевыделительной систем;


сахарный диабет;


геморроидальные расстройства;


выраженные физические недостатки.

Содержание деятельности

Штурман изучает будущий маршрут, прокладывает курс, составляет и тщательно выверяет карты движения, знакомится с уровнем обеспеченности маршрута наземными радиотехническими средствами, особенностями рельефа местности, по которой проходит маршрут, следит за исправной работой навигационных приборов, осуществляет контроль за ходом движения транспорта по заданному курсу.

Проблема ориентировки в пространстве сложна и в большой степени осуществляется опосредованно через разнообразные приборы (измерители скорости сноса, автоматические радиокомпасы, радиолокаторы, высотомеры и др.). Профессия требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно-психических затрат.

Образовательные организации

Профессию штурман можно получить в государственных технических университетах гражданской авиации, государственных авиационных институтах, академиях водного транспорта, технических университетах водного транспорта городов России (Москва, Челябинск и др.).

Профессиональная деятельность

Штурман может работать в авиакомпаниях различных форм собственности, ВВС, МЧС, летных школах, компаниях морского и речного флота, на предприятиях автомобильного транспорта.

Карьера

Штурман в авиации может сделать карьеру командира воздушного судна или перейти на административные должности в авиапредприятии, может стать инструктором-наставником для молодых пилотов. Во флоте штурман может стать главным штурманом флота или пойти по командирской линии (помощник капитана, капитан).

4126312_31 (275x332, 31Kb)

На заре океанского мореплавания, когда знания и опыт по судовождению передавались от отца к сыну или особо доверенному ученику и многое в штурманской службе зависело от индивидуального мастерства, к штурманам относились с должным почтением. Но по мере того, как печатные руководства и инструкции размножались в типографиях Европы, а навигационные приборы совершенствовались, штурманская служба теряла свой престиж. Точнее говоря, представители "благородного" сословия, не желая корпеть над математикой, астрономией и прочими премудростями штурманской науки, сочли возможным уступить их лицам "низкого" происхождения".

Все это порождало некую стену отчужденности между военнослужащими и штурманами.

Константин Михайлович Станюкович так описывал положение штурмана на кораблях русского флота: "Для привилегированных патрициев, флотских офицеров отличия и почести, так сказать, сливки службы, а для плебея штурмана — вечное подчиненное положение, труженическая ответственная работа и ничего впереди. Флотские офицеры гнушались "подлым" недворянским цифирным делом (недаром и штурманов презрительно называли "цифирники"). Ни один из моряков не подумал бы выдать дочь за штурманского офицера. Начальство третировало штурмана с презрительной грубостью, сослуживцы — с небрежным превосходством. В старину про штурмана даже была сложена песенка:

Штурман! Дальше от комода!

Штурман! Чашку разобьешь!

Это был обыкновенно молчаливый, загнанный человек, зачастую выпивавший, с грубыми манерами, вечный труженик, педантичный морской служака, молча и, по-видимому, без ропота тянувший лямку и переносивший грубости капитанов старого закала, но в глубине души оскорбленный и нередко ожесточенный, питавший глухую и непримиримую вражду ко всем флотским, только потому, что они флотские."

Неслучайно госпожа Простакова из фонвизинской комедии "Недоросль" полагала, что география не дворянская наука. Изучение ее она считала обязанностью извозчиков.

Первоначально на кораблях русского флота в плавании существовало три штурманских вахты. В ш к анечном журнале каждый штурман делал свои записи и отмечал результаты своих обсерваций . Такая практика порождала зачастую весьма существенный разброс данных, так как штурманы вели наблюдения и расчеты независимо друг от друга. В начале XIX века была введена должность старшего штурмана, который руководил работой трех своих помощников. Были также приняты некоторые меры по смягчению дискриминации штурманской профессии. Штурманам прибавили оклад, а командирам кораблей предоставили право переводить особо отличившихся штурманов в категорию флотских офицеров (военнослужащих). И, наконец, штурманов вместе с другими "художественными" офицерами допустили в офицерскую кают-компанию .

25 января — День штурмана и Штурманской службы ВМФ. Этот праздник был введен в 1966 году, а его дата тесно связана с созданием регулярного флота. На рубеже XVII и XVIII веков в России было еще очень мало кораблей, но уже тогда возникла острая потребность в морских специалистах. И вот, указом Петра I от 14 (25) января 1701 года в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук. В ней впервые в нашей стране стали на научной основе преподавать и разрабатывать теорию кораблевождения. Этот день и стал датой основания Штурманской службы Российского флота.

Прогресс цивилизации и экономики в Европе вызвал бурное развитие судоходства. К XV веку в Португалии создаются каравеллы, способные совершать многомесячные плавания. Начинается эпоха Великих географических открытий. В это время резко возрастает роль штурмана, от мастерства которого зависела безопасность, своевременное прибытие судна в назначенный порт, а значит и успех каждой заморской экспедиции.

На фоне этой огромной ответственности вопиющим парадоксом выглядело положение штурманов в корабельной иерархии. Их кропотливая, повседневная работа считалась неблагородной и недостойной знатных людей. С 1745 года Адмиралтейств-коллегия запретила дворянам проходить службу в штурманах. Вплоть до 1757 года они относились к унтер-офицерам, питались из общего котла с командой и подвергались телесным наказаниям. И только в 1885 году произошла коренная реорганизация штурманской службы, в результате которой на должности штурманов стали назначать морских офицеров.

Периплии

Наибольший интерес для нас представляет перипл Понта Евксинского. Его автор Флавий Арриан в первой половине 130-х годов совершил плавание вдоль берегов Чёрного моря и составил их описание. Он привел названия прибрежных городов и расстояния между ними указал опасности морского пути и места удобных стоянок. Среди этих фактических данных появляются и фрагменты известных мифов, например, о корабле Арго, о вершине, к которой был прикован Прометей или рассказ об острове Змеиный, где находилось святилище Ахилла. Приводятся сведения о народах Восточного Причерноморья и имена их правителей.

Портуланы, вагенеры и морские атласы

Карта (1375 года), выполненная на основе стандартного портулана

В XVI столетии портуланы стали уходить в историю. В 1569 году фламандский математик и картограф Меркатор составил свою первую карту в равноугольной цилиндрической проекции, а голландский картограф и мореплаватель Лука Вагенер, издававший карты, которые стали во всем мире называть вагенерами, ввëл в обиход морской атлас. Это был крупный шаг в науке навигации и картографии, который не утратил своего значения и до наших дней. Интересно, что в изданный в 1592 году атлас Вагенара была включена крупномасштабная карта берегов Белого моря и Ледовитого океана.

Карта — вагенер устья Темзы

Первые гидрографические исследования и морская культура поморов

Надпись на Тмутараканском камне с результатами промеров Керченского пролива

Первые гидрографические работы у нас начались в 1696 году при создании Азовского флота. Составление карт тогда считалось делом государственной важности, им занимались выпускники Навигацкой школы и Морской академии. Они же заложили основы развития в России морской навигации и мореходной астрономии, а также прославили русскую науку беспримерными подвигами и выдающимися открытиями. Среди них грандиозное по масштабу и значению картографирование северного и восточного побережья России от Архангельска до устья Амура.

Вклад русских моряков и ученых в развитие мореплавания

К разработке теоретических вопросов мореплавания были привлечены многие известные ученые Петербургской академии наук. Например, работы Л. Эйлера позволили существенно повысить точность определения долготы места. Неоценимый вклад в развитие штурманской науки внес М.В. Ломоносов. В 1759 году он впервые указал на необходимость создания теории Земного магнетизма, изучения морских течений, научного предсказания погоды. Для накопления мореходного опыта он предлагал издавать книги с описанием всех плаваний. Таким образом, к концу XVIII века кораблевождение получило серьезную научную основу.

Памятник П.К. Пахтусову

В начале XIX века для повышения точности морских обсерваций стали указывать вероятные пределы погрешности измерений. Впервые это сделал подпоручик корпуса флотских штурманов Петр Кузьмич Пахтусов. Трудности и лишения во время полярных исследований оборвали его жизнь в 36 лет. Но и за этот короткий срок он успел составить точное описание Новой Земли и собрать огромный материал для лоции Карского моря. Отдавая должное заслугам П.К. Пахтусова, штурмана Российского Военно-Морского флота собрали средства, на которые в 1886 году ему был установлен памятник в Кронштадте.

Отечеству, Флоту и Науке

Возникновение новых фундаментальных знаний и стремительное развитие вычислительной техники привели к существенным изменениям и в прикладных науках кораблевождения. Неизменными остаются только общие принципы и традиции российской штурманской службы. Важнейшим из них и актуальным для всех эпох мореплавания стало положение о том, что первым штурманом на корабле является его командир. Этот принцип был закреплен еще в Морском уставе 1720 года. А благороднейшей традицией российских морских офицеров является беззаветное служение Отечеству, Флоту и Науке!


Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.

В бытовом языке понятие штурман является более широким: капитан корабля или другого плавсредства, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблём. Слово штурман употребляется и в переносном значении: вожак, ведущий за собой, человек, знающий путь к цели и ведущий других к ней.

Содержание

История

В России обязанность штурмана впервые введена в 1768 году на флоте. Штурманом также называли помощника капитана (шкипера) на коммерческом судне (см. Шкипер), а на военных кораблях — офицера, специалиста по кораблевождению.

До 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров, после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был назначен к упразднению, то есть прекращён выпуск офицеров в этот корпус.

Примечания

См. также

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Профессии
  • Авиационные профессии
  • Навигация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Штурман" в других словарях:

ШТУРМАН — (гол. и англ., от stuur руль, и mann человек). Лицо, руководящее ходом корабля кораблевожатый, на обязанности которого вести дневник корабля, определять место его нахождения по морским картам, наблюдать за действием рулевых и т. Д. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

ШТУРМАН — ШТУРМАН, штурмана, муж. (голланд. stuurman). На больших, а также военных судах специалист по кораблевождению. Старший штурман. Младший штурман. 1) На малых судах помощник капитана. || В авиации специалист по вождению летательных аппаратов.… … Толковый словарь Ушакова

ШТУРМАН — (Navigator, navigating officer) в военном флоте специалист командного состава, ведающий вопросами кораблевождения и маневрирования: в торговом флоте помощник капитана, специалист по кораблевождению. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.:… … Морской словарь

штурман — нивелировщик Словарь русских синонимов. штурман сущ., кол во синонимов: 9 • автоштурман (2) • … Словарь синонимов

ШТУРМАН — ШТУРМАН, а, мн. ы, овразг.) а, ов, муж. Специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов. • Подземный штурман (разг.) нивелировщик на подземных работах. | прил. штурманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ШТУРМАН — мор. вообще, кто ведет дневник пути корабля, делает счисленье, наблюдает и вычисляет широту и долготу, определяет место корабля на карте и пр. Корпус штурманов, штурмансках чинов. Штурманская должность, каюта. Штурвал муж. ворот с рукоятими, коим … Толковый словарь Даля

штурман — 1) член гоночной команды, отвечающий за ориентацию на местности и предупреждающий пилота о поворотах и других неприятностях на дороге; 2) вообще – любой человек, знающий местность и управляющий водителем. EdwART. Словарь автомобильного жаргона,… … Автомобильный словарь

штурман — штурман, род. штурмана; мн. штурманы, род. штурманов и в речи моряков штурмана, штурманов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

штурман — должностное лицо на флоте и в авиации, имеющее специальную подготовку и обеспечивающее точное и безопасное плавание и боевое маневрирование кораблей (судов) или вождение пилотируемых летательных аппаратов … Морской биографический словарь

Читайте также: