Сообщение о профессии реставратора

Обновлено: 02.07.2024

В википедии можно прочитать, что реставратор — это специально обученный человек, деятельность которого связана с восстановлением утраченных свойств винтажных и старинных предметов

Немного фактов

Свою историю дело реставратора начало еще в Средних веках.

Люди осознали насколько важно сберечь ценные старинные вещи в первозданном состоянии. Современный реставратор — это творческая личность, от тонкой работы которого зависит возрождение настоящих произведений искусства прошлых лет и веков. Мастер обладает не только отличной техникой, но и владеет огромным объемом знаний из истории и культуры прошлого. При этом его задача стоит не только в восстановлении, но и в сохранении полученного результата.

Тонкости профессии

Реставратор, как и любая другая профессия, имеет определенные специализации, от которых напрямую зависит круг его обязанностей. Реставрацией одной вещи или объекта обычно занимаются одновременно несколько мастеров.

Перед началом работ обязательно проводятся исследования, на которых предстоит выяснить следующее:

  • период, когда появилась вещь на свет;
  • степень имеющихся повреждений;
  • материал, из которого изготовлена вещь;
  • имеются ли следы прошлых реставраций.

Только после получения необходимой информации и ее анализа определяется тип реставрационных работ. Во время всего периода работ, специалист постоянно советуется со знатоками истории, искусствоведами, физиками и другими экспертами.

Виды реставрации

Выделяют два основных вида реставрации:

  1. научная;
  2. коммерческая.
  • К научному типу относят работы, включающие максимальный комплекс действий для возвращения объекту первоначального вида.
  • Суть коммерческой реставрации в придании вещи внешней привлекательности и восстановления его функций.

Научная реставрация имеет большую историческую ценность, чем коммерческая.

Требования к личным качествам реставратора

Перед тем, как принять окончательное решение посвятить себя реставрационному делу, важно оценить не столько свои физические способности, сколько особенности характера.

Будущий реставратор должен обладать следующими качествами:

  • уважение и любовь к предметам старины, включая памятники и архитектурные объекты;
  • стремление сохранить историческое наследие;
  • бережность и усердие;
  • высокая концентрация;
  • стремление к постоянной учебе
  • усидчивость.

Как стать реставратором

Эта информация будет особенно полезна для детей, которые стоят перед выбором будущей профессии. Однако профессию можно получить не только после окончания школы.

Реставратором можно стать в любом возрасте, получив соответствующее образование. Чтобы стать реставратором высшее образование не потребуется. Нужно лишь пройти курсы, которые обычно преподают в строительных вузах.

Однако , чтобы стать действительно стоящим реставратором, на протяжении всей карьеры нужно постоянно совершенствовать как свои знания, так и практические навыки. Начинают свою карьеру молодые специалисты обычно в музеях или научных институтах искусств.

Преимущества и недостатки профессии

Опытный реставратор имеющий репутацию в определенных кругах очень хорошо зарабатывает. Однако и у этой профессии есть свои недостатки.

Но сначала продолжим рассказ о преимуществах:

  • работа абсолютно лишена рутинности;
  • масса возможностей для самовыражения творческих людей;
  • личное участие в воссоздании исторически ценных предметов;
  • интересные знакомства;
  • очень хорошая зарплата при достижении определенного уровня мастерства.

Что касается минусов, то отметить можно следующее

  • очень большая ответственность;
  • наличие противопоказаний по состоянию здоровья (аллергии, проблемы с легкими и суставами рук)
  • длительный период стажировки под присмотром наставника;
  • кропотливая работа и отсутствие гарантии стать известным реставратором.

Заключение

Из вышеизложенного можно более четко сформировать мнение о профессии и иметь более ясное представление о том, чем занимается реставратор. Данная должность отлично подойдет творческим людям, обладающим определенными чертами характера.

Однако, чтобы получить возможность во всей красе продемонстрировать свои способности, заработать признание как профессионала придется немало потрудиться.

Реставратор кто это

Среди различных профессий творческого характера, стоит выделить специальность реставратор кто это, какие особенности данного вида работ и что должен уметь – читайте далее.

Особенности специальности

Профессия реставратор подразумевает, что придется работать с хрупкими и имеющими историческую ценность предметами. Именно по этой причине ее выбирают те, кто хочет лучше узнать историю, культуру и искусство .

Сама профессия появилась в Средние века, когда начали возникать потребности сохранить ценности древности, в их первоначальной красоте, сберегая свежесть и первозданный вид произведениям искусства.

  • В основном реставратору придется работать с историческими реликвиями различной степени сохранности и даже с такими, которые готовы рассыпаться от неосторожного действия. В качестве главной награды реставратор получает возможность лицезреть готовое изделие в музее. В отдельных случаях они могут работать по заказу частных лиц, и тогда к зарплате прибавится весьма солидная сумма.

Требования к специальности

Это касается не только зданий, но и отдельных реликвий, которые следует даже не столько восстановить, сколько не дать им развалиться полностью. По этой причине реставраторы могут входить в состав археологических экспедиций, так как после раскопок, предмет может быстро заржаветь или разрушиться под воздействием света и воздуха.

Особенности специалиста

Кроме того необходимо:

  1. детально знать о предмете реставрации;
  2. историю происхождения и способы изготовления;
  3. уметь работать с различными видами оборудования и материалами для восстановления и консервации;
  4. хорошо знать культуру и быт народа, оставившего исторические памятники;
  5. уметь хорошо рисовать;
  6. уметь работать руками, мастерить;
  7. обладать большим терпением;
  8. не бояться монотонной и кропотливой работы.

Если все эти качества и набор знаний будут в наличие, то стоит смело отправляться учиться на реставратора.

С чем работают специалисты?

В основном реставраторы ориентируются на определенные виды предметов, имеющих культурную или историческую ценность.

Это могут быть:

  • картины;
  • скульптуры;
  • предметы мебели;
  • одежда;
  • различные изделия, выполненные из текстиля или металла.

Могут объединяться в команды, для выполнения сложного заказа, требующего специальных знаний и умений.

Основные плюсы и минусы профессии

Среди положительных свойств профессии стоит назвать:

  • возможность подержать в руках образцы старинных и очень ценных предметов;
  • позволяет проявить творческие таланты.

К недостаткам относят:

  • наличие жестких сроков, отводимых на восстановительные работы;
  • требуется длительное время работать стажером или помощником, прежде чем доверят что-то действительно ценное;
  • очень сложно попасть в команду профессиональных реставраторов.

Вывод

Как и любые профессии, связанные с изучением древностей, имеет строгие правила и специальность реставратор кто это, что должен знать и уметь, мы рассмотрели в этой статье.

Все о профессии реставратор

Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью правильно выбрать профессию. Специалист, который отвечает за сохранность и восстановление памятников культуры, называется реставратором.

Особенности

Такие люди появились еще в Средние века. Со временем специалисты в рассматриваемой области стали заниматься сохранением первоначального облика объектов культуры.

Согласно современному описанию профессии, основная деятельность реставратора – консервация, после того как предмет искусства будет восстановлен. Человек описываемой профессии должен уметь убирать трещины, сколы и повреждения иного рода.

Чтобы сохранить объект в первоначальном виде, используются различные методы, в том числе проводится химическая обработка, определяется уровень оптимальной влажности в помещении, где хранится предмет искусства, подбирается тщательно освещение. Перед тем как начать работу, реставратор сначала производит осмотр предмета, оценку его состояния, определяет сложность повреждений и материал, с которым придется работать. На плечи специалиста ложится большая ответственность, поскольку ему приходится работать со старинными книгами, картинами, представляющими большое значение. Порой приходится работать совместно с историками, консультироваться с археологами и химиками.


Консерватор-реставратор – это профессионал, который сохраняет и восстанавливает объекты, имеющие значительную культурную или историческую ценность. Такой специалист высоко предан своему делу, он внимателен и осторожен, поскольку занимается сохранением объектов, представляющих ценность в художественном, эстетическом, культурном, научном и историческом плане. Консерватор-реставратор должен обладать как теоретическими знаниями (теория изобразительного искусства, культурно-технологическая история, химия, биология), так и практическими техническими навыками.

Его роль заключается в оценке материального состояния объекта, поиске стратегий и применении научных методов для поддержания его целостности, предотвращения разрушения объекта и его восстановления. Чтобы сделать свою работу хорошо, специалист знакомится с историей и способом изготовления объекта искусства. Он также оценивает возможные причины ухудшения состояния предмета, в том числе:

  • коррозия из-за света, неправильного уровня температуры или влажности;
  • перевозка;
  • паразиты;
  • загрязнение атмосферы.


Иногда лучше всего создать копию объекта и выставить ее, а не оригинал, поскольку тот требует создания особых условий хранения.

У реставратора несколько специализаций, не только консерватор. Есть следующие направления:

  • музейный;
  • строительный;
  • поновитель.


Музейный специалист отвечает не за конкретное восстановление предметов искусства, а за их сохранение в рамках музея. Это люди, которые обязаны постоянно осматривать произведения искусства и предотвращать их разрушение. В рассматриваемом направлении тоже множество ответвлений:

  • художник;
  • ювелирный мастер;
  • реставратор оружия;
  • специалист по книгам;
  • специалист по иконам.

За восстановление и сохранность архитектурных объектов отвечает строительный реставратор. Он должен устранять трещины и разломы, которые нередко являются причиной обрушения зданий. Использовать во время работы можно только те материалы, которые соответствуют рассматриваемой эпохе. Реставратор-поновитель обычно не просто восстанавливает объекты, но и добавляет утраченные элементы. К сожалению, такая работа всегда приводит к снижению стоимости объекта.


Плюсы и минусы профессии

Должность реставратора дает возможность работать с историческими ценностями. Востребованность реставрации в России обусловлена большим количеством культурных памятников и произведений искусства. Рассматриваемая специальность дает человеку шанс внести свой вклад в наследие и изучить культурное достояние. Это всегда большая ответственность и интересные задачи, которые становятся перед специалистом.


Если человек обладает большим опытом, его всегда примут на хорошее место работы в галерею или музей. Есть возможность развить свою карьеру и работать в разных направлениях. Однако тем, кто мечтает реализоваться творчески, эта профессия не подойдет, поскольку приходится пренебрегать своими идеями и отдавать предпочтение исторической правдоподобности.

Очень часто представителям профессии приходится сталкиваться с решением сложных задач, поскольку воссоздать первичный материал не так просто. Хороших успехов достигают только те реставраторы, которые постоянно совершенствуют свое искусство и навыки.

Любая реставрационная техника – сложный процесс, требующий от человека не только внимательности, но и таланта.


Что входит в обязанности?

В зависимости от направления, которое выбрано мастером реставрации, его обязанности будут отличаться. Реставратор-художник работает над картинами, он восстанавливает потерянные слои краски, как и реставратор икон. Реставратор-ювелир делает старые украшения как новые. Он не только заменяет потерянные элементы, но и чистит металл.

Строительный специалист отвечает за сохранение архитектурных памятников. Есть и такие представители профессии, которые занимаются исключительно произведениями из дерева, другие работают по лепнине, третьи любят живопись. У каждого из описанных специалистов имеется свой профстандарт. Эта профессия, которую не может освоить каждый человек. Для успешной деятельности необходимо обладать следующими качествами:

  • настойчивость и терпение;
  • внимательность и умение концентрироваться;
  • уважение к предметам искусства;
  • желание работать своими руками.



Кроме всего прочего, в обязанности представителей описываемой профессии входит:

  • мониторинг, перечисление и фотографирование объектов культурного наследия;
  • восстановление поврежденных объектов до их первоначального состояния;
  • создание наиболее подходящих условий для сохранения хрупких объектов;
  • выявление рисков ухудшения состояния объектов и сооружений;
  • консультирование местных органов власти, природоохранных органов и других клиентов относительно мер по защите культурного наследия;
  • обработка отчетов, которые включают описание местоположения, размеров, структуры и состояния объекта, а также составление планов и смет, необходимых для восстановления объекта;
  • организация выставок и показов;
  • создание копий хрупких предметов;
  • документирование процессов и методов, используемых для сохранения и реставрации;
  • осуществлять контроль за обработкой и транспортировкой объектов культурного наследия;
  • придерживаться кодекса профессионального поведения и конфиденциальности;
  • знать законы об интеллектуальной собственности;
  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
  • посещать архивы для проведения исследований.


Как можно стать?

Стать реставратором можно несколькими способами. Как правило, такие специалисты специализируются на ремонте одного определенного объекта. Для получения специальности нужно сдавать различные предметы при поступлении, в том числе историю, химию.

Несомненным плюсом становится наличие законченного образования исторического факультета.

После того как прошла аттестация специалиста, он может устроиться на повышение квалификации. Стажировка проходит в музеях и галереях, где учат правильно использовать изученные в теории методики. Пока молодой специалист не получит необходимый багаж знаний и не пройдет практику, его не допускают к работе.

Одними из лучших российских ВУЗов, которые готовят востребованных специалистов, стали:

  • СПбГУ;
  • РГУ имени Косыгина;
  • Дальневосточный федеральный университет.



В зависимости от направления, срок обучения составляет от 2 до 6 лет. Обязательно каждый будущий абитуриент проходит дополнительно творческое испытание. Некоторые студенты после пройденного курса идут в аспирантуру, чтобы узнать больше. Пожалуй, самый распространенный способ стать хорошим специалистом – учиться у опытного мастера. Люди, которые работают в профессии давно, являются самыми опытными учителями. Порой такое дополнительное обучение отнимает годы.

Навыки, полученные в столярной школе, могут быть полезны при восстановлении старых домов, не только при строительстве новых. Программы по сохранению объектов искусства – еще один способ стать специалистом в области реставрации. Студенты узнают немного о различных методиках, используемых в работе, а затем выбирают область специализации.

Эти программы требуют от студентов, наличия опыта в области искусства, химии, поэтому не подходят для новичков.


Чтобы хорошо сделать свою работу, студент должен изучить историю того объекта, которому он планирует посвятить свое время. Например, реставратор мебели должен знать историю и стили разных периодов, чтобы точно реконструировать или отремонтировать любой предмет. Сохранить первозданный вид очень важно.

Человек может специализироваться на реставрации стульев в стиле XVIII века или картин маслом. Эта очень узкая область. Обучение всегда зависит от выбранной области: изобразительное искусство, археология и архитектура, но в некоторых случаях приходится изучать ремесло. Это касается восстановления металлоконструкций, текстиля, витражей, скульптур, мебели.


Дальнейшее трудоустройство

Молодые выпускники начинают обычно свою деятельность в музеях и разного рода хранилищах. Это идеальное место, чтобы набраться опыта, повысить разряд. Сначала сотруднику дают разрешение на самостоятельную работу, затем он может курировать других работников. Даже у реставратора есть возможность карьерного роста. На высшей ступени он становится руководителем исследовательского института или музея.

Многие молодые специалисты выбирают для себя работу в коммерческих организациях. Хороший мастер всегда востребован в антикварном магазине или историческом бутике. Когда в списке положительных качеств еще и организаторские способности, тогда можно с успехом открыть собственное дело. Такие люди покупают предметы искусства, приводят их в порядок, а затем продают.


Зарплата

Некоторые думают, что на должности реставратора нельзя много заработать, но это не совсем так, поскольку оклад будет напрямую зависеть от опыта и навыков специалиста. Также стоит принимать во внимание, в какой стране или даже городе приходится устраиваться на работу. Если там средний уровень заработка для представителей этой профессии не достигает и 30 тысяч рублей, тогда рассчитывать на большие заработки не приходится.

Для примера – специалисты в Москве получают до 100 тысяч рублей, в то время как в среднем по стране заработная плата для человека, занимающегося реставрацией, составляет 45 000 рублей. Молодым мастерам без опыта платят не более 25 000 рублей в музеях, в коммерческих организациях эта сумма может быть выше, но незначительно.

Если перейти на самостоятельную деятельность, то возможно увеличить свой заработок до 50 000 рублей, а иногда и выше.


Некоторые зарабатывают огромные деньги, но это уже вопрос авторитета мастера. Есть также очень узкие специализации. Найти специалиста в такой области не просто, соответственно, его уровень заработка всегда выше.


Юрий Дергачёв – реставратор по дереву с 40-летним стажем, работал более 30 лет во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, сейчас – в Государственном музее архитектуры имени В.А. Щусева.

Почему вы выбрали эту профессию? Как пришли к этому? Реставратор: путь был осознанным или так получилось?

Я получил художественное образование (Прим. автора – Калининское художественное училище, теперь это Колледж дизайна и декоративного искусства им. С. Г. Строганова), а оно наиболее близко к этой профессии. Однако эта специальность менее творческая, чем художник. Возможно, я пошел по упрощенному пути. Стал реставратором совершенно случайно. Позвонили, предложили, в то время была проблема с поиском работы, и я согласился. Думал, что это на время, а оказалось, что практически на всю жизнь.

Какое образование необходимо реставратору? Должен ли реставратор уметь рисовать?

В советское время такого профильного образования не было, да и сейчас тоже. До сих пор обучение реставраторов очень неорганизованно. Конечно, важно иметь художественное и/или искусствоведческое образование. Всё зависит от материала, с которым работаешь. Если живопись, то, конечно, человек обязательно должен быть живописцем.

В России, к сожалению, плохие условия хранения экспонатов даже сейчас: не соблюдается температурно-влажностный режим, не хватает места.

С чего начинается процесс реставрации? Как определяют, что именно нужно восстанавливать?

Сколько времени уходит на реставрацию? От чего это зависит?

Всё зависит от сложности экспоната и поставленной задачи. Реставрация может длиться годами, с перерывом или без. Но бывает и очень быстро: тогда это не реставрация, а консервация. Такой вид наиболее характерен для западных реставрационных школ. Они получают предмет не разрушенным, в хорошем состоянии и могут действовать в соответствии с Венецианской хартией реставраторов, принятой в 1964 г. У нас другая ситуация: нередко мы получаем предметы в ужасном состоянии из-за определенных исторических событий: революции, войны. В России, к сожалению, плохие условия хранения экспонатов даже сейчас: не соблюдается температурно-влажностный режим, не хватает места.


Приходилось ли реставрировать то, что не нравилось?

Чаще всего так и бывает, потому что дается задание. Как правило, реставрируют те экспонаты, которые идут на выставку. Поэтому не всегда это бывает интересно.

Часто ли во время реставрации портят предметы? Приходилось ли вам исправлять чужие ошибки?

Чужие ошибки приходится исправлять часто. Экспонаты нередко побывали в руках у каких-то умельцев. Это самые сложные вещи: чужие ошибки очень трудно исправлять, особенно если это была не реставрация, а ремонт, по сути.

Если картина (икона) включает несколько слоёв, как решают, какой оставить?

Картины очень редко бывают многослойными, иконы – чаще. Тогда проводят экспертизу и смотрят. Раньше была технология, когда слои снимали и сохраняли. Но при таком подходе происходит деформация изображения. Сейчас снятие слоев делают очень деликатно. Если это шедевр, то устраняют более поздние слои. Раньше было принято поновлять, переписывать церковные иконы, и каждый последующий слой менее ценный. Если экспертиза показывает, что за 2-3 слоями находится что-то раннее и выдающееся, слои убирают. Но это решается не сразу, постепенно, расчищают сначала небольшие фрагменты. Это очень непростое решение.

Какой самый дорогой предмет, который вам довелось реставрировать?

Сложно вспомнить и оценить… Был у меня западноевропейский шкаф XVIII века времен барокко из частной коллекции. Наверно, это самый старинный предмет, с которым я работал. Интересно, что во время его жизни постоянно что-то доделывали, и отпечатки переделки сохранились – такое в мебели встречается достаточно часто.

Есть ли новаторские подходы в реставрации или в основном классическая школа доминирует?

В Росси доминирует классическая школа. Она более самодеятельная, каждый реставратор имеет свои приоритеты, привычные методы. Мы несколько закрыты от остального мира. Возможно, только в некоторых музеях, таких как Эрмитаж, приветствуются новаторские подходы. Для этого нужны современные мастерские и оборудование. Для сравнения можно открыть немецкий реставрационный каталог, и всё становится понятно, какие материалы, инструменты и методы они используют. Мы далеко от них. Возможно, мы хорошие ремесленники, но ещё недостаточно развитые реставраторы. Реставрация – это наука, а наука требует всегда передовых методов. Пока мы наблюдаем за этим со стороны. Наши специалисты не проходят стажировки за границей, а было бы очень полезно. Для этого нужны и деньги, и воля руководителей, чтобы отпустить людей учиться, а потом приобретать всё необходимое для работы.

Расскажите про самый известный и самый интересный экспонат в вашей жизни.

На самом деле, каждый предмет по-своему интересен.

Вы можете определить подделку?

Подделку в живописи – нет, для этого нужна другая квалификация, определяют не только визуально, но производится и химический анализ. Подделок очень много, даже эксперты иногда ошибаются. В США, например, многие подделки таковыми и не считаются, их выставляют даже в крупных музеях и частных коллекциях. Да и в Европе часто встречаются подделки, все знают, но доказать и сознаться не могут.

Что касается мебели, определить подделку тоже непросто. Часто это даже не подделка, а повтор. Например, предметы XVIII века повторяются в XIX и XX веках. Можно сказать, что это качественная подделка. Но, конечно, цена у таких экспонатов разная.

Никогда не было обидно, что имена реставраторов, как правило, остаются неизвестны для посетителей музеев?

Кстати, сейчас ситуация меняется. Рядом с описанием предмета дается информация о реставраторе. Лично для меня это совершенно не важно. Я не страдаю от болезненного честолюбия.

В Росси доминирует классическая школа. Она более самодеятельная, каждый реставратор имеет свои приоритеты, привычные методы. Мы несколько закрыты от остального мира.

Хотелось ли создавать что-то своё?

Постоянно. И хотелось, и хочется. Редко, но получается заняться творчеством.

Какие эпохи, стили нравятся? Где черпаете вдохновение?

Я очень люблю современный стиль, авангардные веяния, начиная с модерна, ар-деко. Люблю наш русский модерн, где больше простоты, ясности. Очень нравится русская работа, возможно, не такая аккуратная, как у немцев, зато душевная.

Ещё вдохновляет крестьянское искусство, северная роспись. И отдельно – иконопись. Русская икона – это высочайшее достижение духа и мастерства.

Вдохновение черпаю в музеях, посещаю выставки, альбомы. Вокруг очень много всего интересного. Природа – неизменный источник сил и вдохновения.


Каким принципом вы пользуетесь в своей работе? Профессиональное кредо?

Стараюсь, хоть это и не всегда получатся, минимально внедряться в экспонат. Ведь он прожил долгую жизнь, пусть он сильно поврежден, но это должно остаться на его внешнем облике. В России искусство уничтожалось, а то, что чудом уцелело, надо сохранять так, чтобы остался налет времени. Сделаешь конфетку – удалишь историю.

Могли бы вы посоветовать подрастающему поколению вашу профессию? Плюсы и минусы такой работы.

Советовать что-то никому не могу, это дело каждого – решать свою судьбу. Мне кажется, реставрация – это научная работа. Здесь важен интерес. Нельзя посоветовать какую-то конкретную деятельность: кому-то это близко, тогда стоит этим заниматься.

Минусы… В этой профессии не так много творческого, больше технического. И, конечно, постоянная работа в пыли с красками, растворителями – это приводит к профессиональным болезням. Особенно токсичная работа с иконами, так как там применяются растворители, которые накапливаются в организме. Реставраторы страдают во многом из-за отсутствия технического оснащения, хороших вытяжек и респираторов. Такие требования к технике безопасности в работе должны быть жесткими.

Плюсы в том, что я вижу предметы вживую, могу потрогать их руками, соприкасаюсь с историей.

Читайте также: