Бросок одной рукой от плеча в прыжке сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Данный урок посвящен изучению технике броска одной и двумя руками в прыжке в баскетболе.

Бросок в прыжке – одно из нападающих действий в баскетболе, при котором игрок совершает прыжок для забрасывания мяча в корзину.

Спортивные игры – вид подвижных игр, в которых для победы применяются тактические и технические приемы. Популярными спортивными играми являются футбол, баскетбол и волейбол.

Тактические действия – выполнение приема или комбинации, основанного на закономерностях игры, возможностях своей команды и команды противника.

Технический прием – наиболее эффективный, изученный прием, работающий на практике.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

В баскетболе существует много действий для нападения. Конечно же, основное действие – это бросок. Для забрасывания мяча в корзину необходимо уметь совершать броски в прыжке.

Броски в прыжке могут выполняться двумя руками сверху или одной рукой. Как правило, бросок выполняется той рукой, которая у игрока ведущая, поскольку она обладает большей силой, и он ее может лучше контролировать.

Различают прыжки на один счет, на два и на три счета.

Бросок в прыжке на один счет выполняют, если необходимо забросить мяч в корзину издалека и при этом соперник не сильно мешает игроку. При таком прыжке бросок совершается до достижения высшей точки.

Бросок в прыжке на два счета выполняют, если натиск соперника достаточно велик. Мяч бросают, достигнув высшей точки прыжка.

Бросок в прыжке на три счета применяют на небольших расстояниях при жестком сопротивлении соперника. При таком броске мяч выпускают из рук уже после незначительного спуска вниз от высшей точки прыжка.

Рассмотрим технику выполнения бросков в прыжке одной рукой.

Броски одной рукой разделяются в зависимости от высоты, с которой они совершаются. Бывают броски в прыжке одной рукой от плеча, от головы и над головой.

В броске можно выделить 3 фазы:

  • Подготовительная фаза: остановка движения с мячом в руках, принятие устойчивого положения, согнув ноги и выставив вперед одну ногу и руку с той же стороны. Вес тела распределен равномерно на обе ноги, при этом носок стопы впереди направлен на корзину, а носок стопы сзади развернут наружу. Мяч удерживается двумя руками на уровне плеча. Далее мяч перекладывают в бросающую руку, но еще придерживают, при этом кисть максимально согнута назад, а пальцы широко расставлены.
  • Основная фаза: совершается толчок двумя ногами и выпрыгивание вертикально вверх. Мяч фиксируют на необходимой высоте: у плеча, у головы или над головой. Если совершают бросок одной рукой, то локоть бросающей руки должен находиться под мячом и направлен на корзину. Локоть другой руки не должен мешать обзору, если игрок придерживает мяч. Когда игрок достигает высоты, на которой ему не мешают соперники, то он совершает бросок: выпрямляет бросающую руку и направляет мяч кистью в корзину. Для задания направления используют указательный и средний пальцы.
  • Завершающая фаза: игрок приземляется на две ноги, сгибая их для амортизации, и принимает стойку для дальнейших действий.

Техника выполнения бросков в прыжке двумя руками очень похожа на рассмотренную последовательность действий.

Как было упомянуто ранее, броски различаются по высоте. Бросок двумя руками в прыжке можно выполнить от головы и над головой.

Бросок двумя руками выполняется аналогично броску одной рукой, однако в основной фазе оба локтя отводят в стороны, направляя их на корзину.

Следует соблюдать следующие рекомендации для грамотного выполнения броска в прыжке:

  • Перед началом отталкивания необходимо вынести мяч для броска;
  • Разгибать бросающую руку нужно одновременно с отталкиванием, задержки будут давать возможность соперникам перехватить мяч;
  • Мяч выпускать из рук на начальных этапах обучения лучше на восходящей траектории, чтобы придать ему необходимую инерцию; Смотреть на цель при прицеливании и броске;
  • Делать своевременный замах: до отталкивания;
  • Толчок мяча выполнять кистями, иначе мяч может полететь не туда, куда нужно;
  • Руки при броске нужно выпрямлять до конца, чтобы завершить бросок и придать мячу правильное направление;
  • Не сгибать ноги в прыжке.

Для совершенствования техники бросков одной и двумя руками в прыжке рекомендуется выполнить упражнения:

Баскетбол, как спортивная атлетическая игра, достиг очень высокого уровня развития. Современный баскетбол находится в стадии, направлен- ного на активизацию действий как в нападении, так и в защите. Победа достигается в борьбе. Это заставляет спортсменов и тренеров искать новые

средства ведения борьбы и непрерывно совершенствовать эффективность

учебно-тренировочного процесса. Одной из главных задач тренировки является техническая подготовка, роль которой возрастает с повышением спортивной квалификации. Как правило, в центре внимания оказываются завершающие броски: именно они приносят желанные очки.

Основным средством нападения в современном баскетболе является

бросок одной рукой в прыжке. В состязаниях сильнейших команд мира до 90% всех бросков выполняется именно этим способом с различных дистанций. Успешное выполнение бросков в корзину требует самой большой точности. В последнее время обращает на себя тот факт, что процент попаданий бросков баскетболистами в игре, намного ниже результатов, достигаемых при реализации бросков в тренировочных условиях.

В современном баскетболе проблема достижения высокой точности попаданий из-за шестиметровой линии приобретает все большую остроту.

Это становится тем более важным, что если раньше такое умение требовалось только от игроков задней линии, то теперь это необходимо практически всем игрокам.

В то же время, методике начального обучения юных баскетболистов броскам в прыжке с дистанции уделено явно недостаточное внимание. Бросок в прыжке с дистанции начинают изучать последним или одним из последних. Практически к этому времени отдельные элементы броска уже освоены. К основным методам совершенствования следует отнести также, как усложнение внешней обстановки, упражнения при различных состояниях организма и метод сопряженных воздействий (А.Я. Гомельский, 1965).

Несмотря на пристальное внимание специалистов баскетбола к разработке методики совершенствования техники бросков, в настоящее время, в связи с всемерной активизации игры, этот вопрос получил новое, более широкое значение и настоятельно требует действенных рекомендаций. Необходимость рационализации методов изучения и совершенствования техники вытекает также из того, что большинство из низ связано с максимальной по объему и интенсивности физическими и психологическими нагрузками ( В.Ф. Луничкин, 1968). Игрок выполняет бросок на основе выработанного динамического стереотипа, т.е. заранее обусловленной программы действий (С.В. Голомазов, 1968).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – выявление методических приемов обучения, совершенствование технической подготовки у школьников старших классов путем разработки средств обучения броску в прыжке в баскетболе.

  1. На основе анализа литературных данных охарактеризовать технику броска в прыжке одной рукой.
  2. Раскрыть основные средства совершенствования броска в прыжке одной рукой.
  3. Дать некоторые методические рекомендации по использованию приведенных упражнений.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА В ПРЫЖКЕ

Современные представления о технике выполнения броска в прыжке предусматривает три важных положения, которые следует принимать во внимание при обучении и совершенствовании бросков в прыжке. Эти три положения являются достаточно общими и их нужно придерживаться каждому игроку, невзирая на индивидуальные особенности техники выполнения броска.

Бросок в прыжке может выполняться как с места, так и после ведения. В движении игрок может приблизиться к корзине справа и слева. Учитывая то, что абсолютное большинство игроков не может использовать обе руки при выполнении бросков в прыжке, техника работы ног, во всех трех случаях будет разной, поскольку следует обеспечить удобное положение тела для броска правой рукой. Какое же положение тела при броске одной рукой в прыжке следует считать удобным? Прежде всего, в воздухе, игрок должен находиться в состоянии равновесия, что обеспечит необходимое сосредоточение при выполнении броскового движения. Во-вторых, с целью устранения ненужных мышечных напряжений, тело игрока должно быть слегка повернуто боком со стороны бросающей руки в направлении корзины.

Для соблюдения этих положений, выполняя бросок в прыжке правой рукой с места, достаточно перед отталкиванием правую ногу выдвинуть немного вперед. Такое положение ног при вертикальном отталкивании придает телу необходимый поворот, обеспечивающий удобные условия для броска.

Таким образом, работа ног сводится к следующему: после получения мяча в движении делается стопорящий шаг одной ногой, приставляется другая нога, сгибая локти, мяч выносится на правой руке над головой, поддерживая его левой рукой спереди сверху. В основной фазе: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к корзине, ноги слегка согнуты. После достижения высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину. После окончания броска, приземляется очень мягко на согнутые ноги. Такое положение тела выгодно, т.к. позволяет игроку без промедления продолжать активные действия. Игрок, например, может сразу вступить в борьбу за отскочивший от кольца мяч, или же, препятствуя зарождению контратаки, взять под плотную опеку защитника.

Основное усилие при броске мяча в корзину должно исходить от предплечья при разгибании руки в локтевом суставе. Иногда игроки пытаются послать мяч в корзину за счет кисти заранее выпрямленной руки. За счет предплечья можно приложить более длинные, мощные усилия к мячу. Не следует забывать о том, что кисть является инструментом тонкой регулировки точности движения, и поэтому вряд ли целесообразно, особенно, при бросках со средних и дальних дистанций, перегружать ее излишними напряжениями. Работа руки сводится к следующему: после стопорящего шага и приставления ноги, сгибаются локти, мяч выносится на правой руке над головой, поддерживая его левой рукой спереди сверху. После достижения высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левая рука снимается с мяча в момент начала движения кисти правой. Если игрок начинает выполнять бросок в прыжке при отсутствии плотной опеки защитника, то выносить мяч над головой можно не до прыжка, а одновременно с прыжком. Тогда маховое движение рук помогает игроку выпрыгнуть выше.

В завершающей фазе броска кисть выполняет сгибание в лучезапястном суставе. При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибательного движения руки с мячом. Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому игрок повышает уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точку выпуска мяча, чтобы успешно преодолеть сопротивление противника. Для броска с дальнего расстояния характерна большая амплитуда замаха и разгибательного движения руки с мячом. Необходимая дальность полета мяча обеспечивается согласованными разгибательными движениями рук, кисти и отчасти туловища.

От начала до конца движения взгляд должен быть направлен на корзину. Игроки допускают ошибку, если они наблюдают за полетом мяча, вместо того, чтобы смотреть на цель. При прицеливании игрок удерживает в поле зрения всю корзину в целом. Как бы то ни было, игрок должен смотреть на цель, а не сопровождать взглядом движение мяча.

Мощность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью и управляемостью движений, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кисти рук, ее заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бросок одной рукой от плеча часто используется для атаки корзины с места, а также при выполнении штрафных бросков. Нога, одноименная бросающей руке, впереди, ступни параллельны, колени несколько согнуты. Мяч над плечом на кисти правой, левая поддерживает мяч впереди сбоку, туловище развернуто правым плечом по направлению к корзине. Мяч направляется в корзину равноускоренным выпрямлением ног, руки, во время которого последовательно скатывается с ладони к к онечным фалангам пальцев. Большой, указательный и средний пальцы выполняют определенное давление на мяч в момент его выпуска. Рука как бы сопровождает мяч и далее опускается вниз.

Ошибки: а) неправильное исходное положение; б) малая траектория броска; в) отсутствие заключительного движения кисти; г) отсутствие фиксации конечного положения руки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Теоретические предпосылки.

Бросок одной рукой сверху в движении — наиболее эффективный прием для завершения атаки корзины с близкого расстояния. Бросок выполняется от плеча или от головы правой рукой справа от корзины, а левой — слева после овладения мячом в движении. Как правило, броску предшествует удобная для ловли передача партнера (рис. 24).

hello_html_56a8f127.jpg

В и. п. игрок находится в движении.

Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча на удлиненном шаге одноименной с бросающей рукой ноги. Она ставится упруго на всю стопу, туловище незначительно подается вперед, а руки тянутся к мячу и обхватывают его пальцами.

Последующий (второй) шаг с постановкой ноги перекатом с пятки на всю стопу — стопорящий. Его длина и направление определяются оставшимся расстоянием до корзины и месторасположением соперников. Игрок стремится максимально приблизиться к щиту и выйти на удобную для завершающего броскового движения позицию, одновременно затрудняющую противодействие. Мяч при этом кратчайшим путем подносится к туловищу.

Активным выпрямлением и отталкиванием разноименной с бросающей рукой ногой и резким выносом вперед-вверх маховой (одноименной), согнутой под прямым углом в коленном суставе, осуществляется выпрыгивание вверх. Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников и самого нападающего относительно корзины. Одновременно с отталкиванием мяч перекладывают на кисть бросающей руки и выносят кратчайшим путем вдоль туловища в положение замаха над плечом (головой). Свободной рукой мяч поддерживается сбоку или снизу. Высота поднимания локтя бросающей руки индивидуальна. Неизменным должно быть расположение его под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной. Туловище приводится в вертикальное положение.

Основная фаза — это само бросковое движение, которое начинается в высшей точке прыжка выпрямлением бросающей руки вверх для максимального приближения мяча к кольцу и выполняется согласно общим положениям о броске одной рукой с места: мяч направляется в кольцо мягкими движениями пальцев и ему придается необходимое вращение.

В завершающей фазе происходит приземление игрока под щитом на обе согнутые ноги (или толчковую) и восстановление равновесия для участия в следующей игровой ситуации.

Изучению броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении должно предшествовать овладение техникой остановки двумя шагами с ловлей мяча, одноименной передачи и дистанционного броска мяча с места.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.

Объяснение и показ.

Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места — имитация броска без мяча.

То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом.

Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.

Выполнение броска в корзину после одного шага с места.

То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.

То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.

То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.

Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).

Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи партнера с отскоком от пола.

То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.

То же, но варьируя скорость движения игрока.

То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.

Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.

Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.

Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

18. То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.

Организационно-методические указания.

1.Предварительно изучить передачу и бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.

2. Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины — стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева — левая сзади.

3.Упражнения выполнять поточно (один за другим) группой занимающихся или серийно по 4—5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами.

4. Чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины.

5.Подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30—45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции.

8. Своевременно и точно снабжать мячом атакующего игрока: избегать преждевременных, запоздалых и неудобных для обработки передач.

9. В соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу попаданий после выполнения заданного количества бросков или за определенный отрезок времени; по быстроте достижения указанного результата, по наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по числу многократных попаданий (двойных, тройных, четверных) и т.п.

10. При выполнении приема: ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера;

-- останавливая мяч вытянутой вперед-вверх дальней от направления его полета рукой, мгновенно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя соответственно согнута) при передаче сбоку;

--длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины так, чтобы максимально приближаться к ней, но не проходить при этом щит;

--на втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим путем, укрывая его в сторону бросающей руки;

--толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°;

полностью выпрямлять толчковую;

--толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине; вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием;

--проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки; кисть бросающей руки максимально сгибать назад;

--локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально;

--поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону высоко не поднимать, с рабочей рукой не сближать;

--в безопорной фазе сохранять рациональное положение ног: толчковая — прямая, маховая — согнутая; вертикальное расположение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги;

--мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного выпрямления бросающей руки, мягко направляя его через указательный палец в точку прицеливания на щите или через переднюю дужку кольца в зависимости от направления движения к нему;

--скатывать мяч с конечных фаланг пальцев (указательного, среднего или мизинца), придавая ему соответствующее вращение; сопровождать полет мяча расслабленной кистью;

--приземляться прямо под кольцом на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;

--приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему добиванию мяча.

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.

1. Снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу.

2. Нет удлиненного шага при встрече с мячом, или воспроизводятся типичные ошибки, связанные с его ловлей.

3. Рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги.

4. Несоответствие направления или длины двухшажного разбега в момент овладения мячом исходному расположению игрока и его расстоянию до корзины: игрок не доходит до щита или проходит его.

5. Поперечные движения мячом после ловли (из стороны в сторону): возрастает вероятность выбивания или вырывания мяча соперником.

6. Вялое, неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок.

7. Нерациональное расположение звеньев тела в безопорном положении: сгибание толчковой ноги и разгибание маховой; отклонение головы или туловища от вертикали; скручивание туловища — отведение плеча и локтя бросающей руки в сторону.

8. Неправильный вынос мяча при замахе:

- мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову;

- локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону;

- локоть поддерживающей руки сильно поднят, и ее кисть накладывается на мяч сверху, а не сбоку или снизу.

9. Преждевременное или запаздывающее отведение в сторону поддерживающей руки: потеря контроля над мячом в воздухе или выпуск мяча двумя кистями.

10. Несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка; рывковое (чрезмерно резкое) вы прямление бросающей руки.

11. Неэффективное завершающее движение бросающей рукой: нет скатывания мяча с конечных фаланг пальцев, или направление сообщающегося мячу вращения не соответствует расположению игрока относительно щита и корзины (например, выпуск мяча через мизинец или с ладони при выходе игрока прямо на корзину); не полностью выпрямляется бросающая рука; кисть расслабленно не сопровождает полет мяча.

12. Потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги — невозможность быстро включиться в игру.

Подготовительная игра к баскетболу.

Частные задачи.

1.Совершенствовать передачу мяча двумя руками от груди.

2. Способствовать развитию ловкости, быстроты, смекалки.

Содержание

Учитель в центре площадки подбрасывает мяч , а капитаны стараются отби т ь его
своим игрокам. Игроки команды , овладевшей мячом , передают мяч друг д руг у, а
игроки противоположной команды стараются его перехватить. Игроки, которые владеют мячом могут сделать только 3 шага. Команда ,
сделавшая 10 передач подряд , получает очко. Затем игра продолжается: либо вновь разыгрывается мяч. Побеждает команда, которая наберет за установленное время большее количество очков.

Дозировка

Организационно - методические указания

Ученики делятся на две команды и расходятся на противоположные стороны зала. Каждая выбирает капитана.

Читайте также: