Что такое сообщение по русскому языку 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.
Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.
В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.
В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения.

Рассуждение имеет своей целью выяснить какое-либо понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-либо мысль. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.
Рассуждение может быть развёрнутым – с использованием большого количества доводов, риторических приёмов сопоставления, противопоставления и т.д., а может быть кратким, лаконичным. Но в любом случае текст-рассуждение должен содержать разъяснение, доказательство или опровержение какой-либо мысли с помощью определённой системы доказательств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний

Обозначаемая проблема : сохранение и защита окружающей среды.

Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация ( c оздание условий для воспитания социально активной личности, способной к осознанному нравственному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями).

Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации$ содействие развитию речи, умений анализировать, сравнивать, систематизировать

- развивать пунктуационные и орфографические навыки;

- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов,

- проконтролировать степень усвоения знаний учащимися, овладение умениями, определенными в целях урока,

- создать условия для формирования гражданской ответственности и социальной активности средствами образования в интересах устойчивого развития.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, индивидуально-коллективная, парная.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, частично-поисковый, практический, устный.

Прогнозируемый результат :

- учащиеся должны получить представление о том, что такое глобальное изменение климата;

Охранять родную природу –

значит охранять Родину

Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной и продуктивной образовательной среды на уроке.

2) На фоне музыки звучат слова академика И.В.Петрянова о воде (приложение1)

Слушают учителя и настраиваются на продуктивную работу .

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Постановка учебной задачи, целей урока.

2.Учитель предлагает перед началом важного дела – урока - учащимся выпить стакан воды, стоящий на парте, и спрашивает учащихся, зачем он это предлагает.

. Что произойдёт, если иссякнут источники воды? если люди перестанут охранять родную природу?

4.СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

Гл О бальная пр О блема, и З м Е нение климата, нау ЧН ые наблюдения, м И н Е ральные в Е щ Е ства , по ЧВ а, бытовые нужды , пр Е сн О в О дный, пр И рода, п ЕЙ за Ж , пл А нета, среда О б И тания, водные р Е сурсы .

Учитель предлагает найти смысловую общность всех словосочетаний и высказать своё понимание данной темы.

Лексическое значение слов:

*глобальная проблема – проблема, охватывающая весь земной шар, всемирная; всеобъемлющая;

*климат – многолетний режим погоды, типичный для данной местности;

* глобальное изменение климата – изменение климата, охватывающее весь земной шар;

*пресноводный – водящийся в пресной воде (пресный – без соли или с недостаточным её количеством) – значение слова выводится из значения его корней после словообразовательного разбора: пресн О вод Н ый ←пресный, вода (сложение и суффиксация)

*пейзаж – вид местности (= ландшафт).

Через актуализацию знаний учащиеся определяют тему урока и ставят перед собой цель.

Слова записаны на доске и доступны учащимся становятся после отгадки.

Запись словосочетаний (один ученик у доски, остальные в тетрадях).

Самопроверка слов (производится по слайду с этими словосочетаниями).

Обобщение и систематизация

• Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

• Реализация выбранного проекта.

• Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Контроль и самоконтроль.

Формулировка выводов по изученному материалу

1. АНАЛИЗ ТЕКСТА:

Таким образом, охрана воды – это охрана здоровья и жизни людей, здоровья и жизни нашей планеты.

Без воды невозможна жизнь. Без неё гибнут растения, так как их корни высасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. Всё живое на Земле потребляет воду. К тому же сама жизнь на нашей планете зародилась в воде. Бурный рост городов увеличил потребление воды. Значительная часть воды расходуется на бытовые нужды. Люди потребляют для своих нужд только пресную воду. Пресная вода годится на орошение, для приготовления разнообразной продукции, питья. Поэтому очень важно сохранить воды суши.

Климат на Земле меняется – и это становится глобальной проблемой для всего человечества. Факт глобального изменения климата подтвержден научными наблюдениями. И развитие человечества невозможно представить без потребления вод Земли.

Вода… Это океан, по которому плавают огромные корабли, это речушка, которая в жаркий день одарит прохладой, это живительный дождик, которого ждут иссохшие от зноя поля, это грозное наводнение, уносящее людские жизни.

Вода может быть доброй и злой. Она может спасти и погубить. Но жизнь без неё существовать не может. На Земле – она главная. Да и сама жизнь появилась из воды.

Вся жизнь из воды происходит,

Вода всё хранит, производит…

Основная угроза водам планеты – их загрязнение.

Во-первых, из-за аварий на нефтепромыслах и при крушениях танкеров в морскую воду попадает нефть, которая губит икринки рыб, отравляет рыбу и птиц. Китов и других животных. Во-вторых, ядовитые вещества содержатся в стоках фабрик и заводов. В-третьих, с полей дождевые и талые воды вымывают и сносят в реки удобрения.

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

? Сформулируйте тему, цель и задачи выступления.

? Составьте план выступления (сначала устно, а затем письменно). Что вам поможет восстановить последовательность частей в тексте? (Слова-подсказки –› их выписать)

. Выписать понравившийся фрагмент текста и выразить своё отношение к проблеме

Учитель проверяет и комментирует работу учащихся.

Значение воды сохранилось и в многочисленных фразеологизмах – устойчивых выражениях.

Из истории фразеологизмов о воде

(приложение 3,4)

1. КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ

2. ВЫХОДИТЬ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

3. КАК С ГУСЯ ВОДА

4. ВРЕМЯ ИСТЕКЛО

Сформулировать вывод помогут,

высказывания о бережливости и бережливом отношении к окружающей среде (дом. задание к уроку).

На слайде высвечивается текст с использованием данных словосочетаний и слов.

Учащиеся знакомятся с текстом, отвечают на вопросы по тексту.

Учащиеся отвечают на вопросы, составляют план в тетрадях.

I. Климат на Земле меняется – и это

становится глобальной проблемой для всего человечества. Факт глобального изменения климата подтвержден научными наблюдениями. И развитие человечества невозможно представить без потребления вод Земли.

II. Без воды невозможна жизнь. Без неё гибнут растения, так как их корни высасывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. Всё живое на Земле потребляет воду. К тому же сама жизнь на нашей планете зародилась в воде. Бурный рост городов увеличил потребление воды. Значительная часть воды расходуется на бытовые нужды. Люди потребляют для своих нужд только пресную воду. Пресная вода годится на орошение, для приготовления разнообразной продукции, питья.

Основная угроза водам планеты – их загрязнение.

Во-первых, из-за аварий на нефтепромыслах и при крушениях танкеров в морскую воду попадает нефть, которая губит икринки рыб, отравляет рыбу и птиц. Китов и других животных. Во-вторых, ядовитые вещества содержатся в стоках фабрик и заводов. В-третьих, с полей дождевые и талые воды вымывают и сносят в реки удобрения.

III. Таким образом, охрана воды –

это охрана здоровья и жизни людей, здоровья и жизни нашей планеты.

Поэтому очень важно сохранить воды суши.

На доске несколько учащихся записывают высказывания, правильно оформляя прямую речь.

3) Она – великий дар Природы,

Богатство, данное нам всем.

Блаженны страны и народы,

Где с нею нет больших проблем.

Учащиеся зачитывают высказывания и выражают своё отношение к проблеме.

Понравившееся высказывание (-ия) записывается в тетрадь.

Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы учащихся.

Домашнее задание (на выбор):

Задание выбирается учащимися самостоятельно.

Подведение итогов урока. Выставление отметок

Подводит итоги урока совместно с учащимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока.

Участвуют в подведении итогов урока.

Благодарит за сотрудничество на уроке.

Характеризуют своё состояние, осуществив выбор:

1. Тише воды , ниже травы

2. Толочь в ступе воду

3. Носить воду в решете

4. Как в воду глядел

5. Как с гуся вода

6. Как рыба в воде

7. другое

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОД МУЗЫКУ ПРИРОДЫ

Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, – это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, – и это вода.
Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе Солнца. Эта необыкновенная симфония света обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Это великий художник природы – вода.
Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них создано величайшим строителем природы – водой. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды (Академик И.В. Петрянов).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В Австралии поднялся ветер (учитель трет ладони).

Начинает капать дождь (клацание пальцами).

Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря (топот ногами).

Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам).

Дождь утихает (хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю (клацание пальцами).

Тихий шелест ветра (потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЭТО ИНТЕРЕСНО: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

1. КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ

2. ВЫХОДИТЬ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

Избегать заслуженного наказания; оставаться безнаказанным (о хитрых, ловких людях).

3. КАК С ГУСЯ ВОДА

Оперение любой водо­плавающей птицы покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру…

4. ВРЕМЯ ИСТЕКЛО

Текстовые особенности

Главное требование – лаконичность. Никогда произведение такого формата не бывает больших размеров. Предложения короткие и точные. Не допускается использование долгих и насыщенных описаний.

Правила написания

Рекомендации по написанию:

  1. Нужно информативно передать предмет рассказа. Поэтому разрешается использовать рисунки, схемы и прочий графический материал.
  2. Во всем тексе прослеживается определенная идея. Главную мысль выделяют.
  3. Сложные термины и слова применять не рекомендуется. Каждый должен понимать суть написанного.

Автор обязан отлично ориентироваться в содержании. Важно предварительно подготовиться, обратиться к надежным источникам, книгам, интернет ресурсам. Для полноценности и полноты нужно опираться на несколько материалов.

Последовательность работы

Чтобы быстро и качество создать произведение, рекомендуется придерживаться определенного порядка. Это поможет включить всю необходимую информацию.

Если возникают трудности с материалами, обращаются к знающим людям. Ими выступают преподаватели, учителя, родители. Когда предусматривается публичное выступление, то подготавливаются более тщательно. Осмысленно вникают в текст, чтобы потом не читать с листка. Суть пересказывают основными фразами. Важные данные указывают на доске. Их пишут заранее, а во время выступления подчеркивают их, обращаясь к статистической информации.

Структура

Краткое повествование имеет и соответствующий план. Сочинение начинается со вступительной части. Идея звучит сразу, чтобы было понятно, о чем пойдет речь дальше. Здесь читателя знакомят с темой. Его плавно подводят к основе. Она может состоять из рассуждений, статистических данных, схем, рисунков, полезной информации. Ссылаются на официальные ресурсы. В заключительной части делают короткие и понятные выводы. Итог является достойным завершением.

Русский язык включает в себя несколько стилей речи это разговорный, публицистический, официально- деловой, художественный, научный.

Также, можно провести грань между стилями и разделить в две обширные подгруппы. Ведь стиль речи создан для того, чтобы речь была уместна в том или иной ситуации. Для этого нужно определить место и направленность разговора.

Опираясь на базовые различия, можно сказать, что в основном выделяют две группы. В первую входит публицистический, научный, официально- деловой и художественный, а во вторую разговорный.

Разговорный стиль речи, предназначен для бытовых условий, когда нужно выразить свою мысль, впечатление или сообщить новость. Также, этот стиль используется и в неофициальном профессиональном обращении.

В бытовых условиях, разговорный стиль речи, также может носить разделение. Это происходит в зависимости от того, с кем происходит общение с родителями, братом или сестрой. Также может быть разделение и по признакам вероисповедания.

В разговорные стили речи базовыми словами являются те же слова, как и в других стилях: часы, родственник, работа и тому подобные.

В дополнение к построению мысли приходятся разговорные слова (взболтнуть, привалил и другие), просторечия (давнишние, нынче), а также жаргон, (бабло, тачка и прочие).

Главная черта построения текста является неполное предложение. Так происходит потому, что при совершении данного разговора существует возможность обратиться к жестам, указать на предмет в ту или иную сторону.

К разговорной речи прикладывается также мимика, тон голоса жесты и условия данной ситуации. Реже встречаются сложные предложения, но даже если они и используются, то в них нет союзов.

Разговорный стиль отличает некоторые характерные черты, такие как автоматизированные ответы, неподготовленность к ответу, диалог, монолог, беседа без принуждения, неофициальная беседа, устная форма разговора.

Разговорный стиль отличается также подачей. Подача может побудить к каким-либо действием, уточнить ситуацию через вопрос или же быть обычным обращением. Также применяются слова где есть уменьшительно- ласкательный суффикс, сокращение слов и имён собственных, а также присутствуют междометия.

Доклад №2

Жизнь в обществе предполагает постоянное взаимодействие человека с окружающими его людьми. Контакт происходит независимо от того, где находится – на работе или дома. Однако существует определенная грань между тем, какой стиль речи используется в том или ином случае, какие задействованы языковые средства и термины в официальной сфере или иной непринужденной обстановке.

Среди известных стилей речи разговорный стиль имеет ряд своеобразных отличительных признаков, которые делают его легко узнаваемым.

Используя разговорную речь в процессе собеседования, человек нередко без предупреждения меняет поведение в плане повышенной выразительности своих мыслей, чувств. Это сказывается внешне на мимике, увеличении количества движений, на изменении голоса. Также по желанию говорящего может меняться интонация в зависимости от текста.

Употребление неязыковых средств (мимики, жестов) в речи, как правило, помогают во время беседы более полно раскрыть мысли, способствуют более точному донесению информации до собеседника. Неожиданное изменение в ходе беседы интонационного рисунка порой приводит к выделению голосом определенного смыслового отрывка в зависимости от желания, цели говорящего. Некоторые фразы становятся ударными, получая большее выражение. Подобная характеристика данного стиля незаменима в любой неофициальной обстановке: дома, во время отдыха, в кругу друзей, там, где преобладает непринужденная атмосфера.

Более детальный подход к рассмотрению признаков данного стиля может осуществляться благодаря отдельным разделам, существующим в русском языке. Например, в области словообразования возможны усечения слов (слышишь - слышь), повтор слов (еле-еле), замена словосочетаний одним словом (сгущенное молоко - сгущенка). Разговорный стиль имеет огромные возможности, связанные с оперированием общеупотребительных слов настолько, чтобы любому было понятно, о чем идет речь.

Зависимость от ситуации, в которой оказался собеседник – еще один признак стиля речи, который под влиянием поворота мысли, внешних факторов приводит к самопроизвольному изменению направления беседы, непроизвольного вмешательства общеупотребительных слов.

Таким образом, разговорный стиль имеет место в общении людей ежедневно. При этом обмен информацией может происходить как в устной речи, так и среди письменных источников. Подобная форма неформального общения доступна всем и позволяет легко решить наболевшие вопросы.

Разговорный стиль речи

Разговорный стиль речи

Сегодня я хочу рассказать вам о фикусе. Вернее, о роде растений под названием Фикус. Это очень красивое и интересное растение с плотными глянцевыми листочками. Оно распространено во многих странах нашей планеты. Фикус считается не только красивым,

Билибин Иван Яковлевич был рожден в поселке Тарховка вблизи Петербурга в 1876 г. в интеллигентной семье. С 1888 г. проходил обучение в гимназии. В 1896 г. он окончил ее, став серебряным медалистом

Северное сияние представляет собой прекраснейшее световое явление. Оно уже не первое столетие привлекает взор людей. Это, действительно, поразительный феномен нашего мира, который, как правило, появляется в северных широтах, однако в Лондоне,

Текст - это предложения, связанные между собой по смыслу. С помощью текста мы может передавать содержание чего-либо. Тексты бывают : повествовательные, научные, текст-рассуждения, текст-описания. Стандартные тексты состоят из вступления, основной мысли/аргументов и заключительной части. С помощью текста мы можем опысывать события, рассказывать о содержании книг, давать характеристику или приводить какие-либо научные факты. Мы встречаемся с текстами ежедневно. В школе нас учат верно их составлять, на примере изложений и сочинений.
Очень важно уметь правильно с помощью текста представлять информацию, чтобы быть грамотным человеком.

Читайте также: