Сообщение о прививках биология 8 класс

Обновлено: 09.05.2024

Сегодня мы узнаём о том, что такое вакцина, история создание первой вакцины и об успехах вакцинации.

Слайд 3: Что такое вакцина?

Вакцина – это особое вещество, получаемое из жизнеспособных, но ослабленных или неактивных микроорганизмов, а также выделяемых ими ядов и антигенов.

Цель введения вакцины (вакцинации) – стимулирование организма на выработку антител и формирование устойчивого иммунитета человека относительно конкретного вида вирусов или бактерий.

Слайд 4: История создания вакцины (1)

14 мая 1796 года произошло знаменательное для медицины, да и всей биологической науки событие: английский медик Эдуард Дженнер в присутствии врачебной комиссии внес восьмилетнему мальчику в надрезы кожи на руке (привил) жидкость, взятую им из пузырьков, имевшихся на кистях рук женщины, заразившейся при дойке больной коровы, так называемой оспой коров. Через несколько дней на месте надрезов на руке образовались язвочки, у мальчика повысилась температура, появился озноб. Спустя некоторое время язвочки подсохли и покрылись сухими корочками, которые затем отпали, обнажив небольшие рубцы на коже. Ребенок полностью выздоровел. Через месяц Дженнер сделал весьма рискованный шаг – он заразил этого мальчика тем же способом, но уже гноем из накожных пузырьков от больного страшным заболеванием – натуральной оспой.

Слайд 5: История создания вакцины (2)

Человек в таком случае должен был непременно тяжело заболеть, кожа его покрыться множеством пузырьков, и он мог в итоге с вероятностью 20 – 30 % (один человек из 3 –5 заболевших) умереть. Однако гениальность Дженнера как раз в том и состояла, что он был уверен: его пациент от натуральной оспы не умрет и даже не заболеет в той форме, какая обычно встречается. Так и случилось: мальчик не заболел. Впервые было доказано, что человека можно заразить легкой формой схожего заболевания (оспой коров) и после выздоровления он приобретает надежную защиту от такого грозного заболевания, как натуральная оспа.

Слайд 6: История создания вакцины (3)

Слайд 7: Интересный факт

Однако наука, изучающая механизмы формирования иммунитета, - иммунология возникла лишь в конце XIX века после открытия бактерий. Большой импульс зарождению и развитию иммунологии дали работы великого французского микробиолога Луи Пастера, который первым доказал, что микроб убивающий может стать микробом, защищающим от инфекции, если в лаборатории ослабить его патогенные свойства. В 1880 году он доказал возможность профилактической иммунизации против куриной холеры ослабленным возбудителем, в 1881 году провел свой сенсационный опыт по иммунизации коров против сибирской язвы.

Слайд 8: Типы вакцин

На данный момент существует 4 вида вакцин:

- содержащие ослабленный живой микроорганизм: например вакцина полиомиелита, кори, свинки и краснухи.

- содержащие убитый микроорганизм: например вакцина коклюша.

- содержащие анатоксин: например, дифтерия и вакцины столбняка - фактически анатоксины.

Слайд 9: Успехи вакцинации. Оспа.

Оспа - острозаразная болезнь, сопровождающаяся гнойной сыпью на коже и слизистых оболочках. Натуральная оспа от которой ежегодно погибало более 5 млн человек во всём мире, благодаря вакцинации была полностью ликвидирована в 1978 году, и сегодня об этой болезни уже почти не вспоминают.

Слайд 10: Успехи вакцинации. Полиомиелит.

Полиомиелит - острозаразное заболевание нервной системы Поражает детей до 5-ти лет. Исход болезни – паралич ног. Единственное действенное средство с ним прививка. Но до настоящего времени сохраняются очаги инфекции в 4-х странах мира: Индия, Пакистан, Афганистан, Нигерия.

Слайд 11: Успехи вакцинации. Грипп.

Грипп - заразная болезнь, характеризующаяся воспалением дыхательных путей и лихорадочным состоянием. На сегодняшний день существуют более десятка разновидностей вакцин против гриппа, которые производятся как в России, так и в Германии, Бельгии, Франции, Италии и других странах. Делать ежегодную прививку от гриппа особенно рекомендуется детям и пожилым людям, а также людям с некоторыми хроническими заболеваниями. Также в силу возрастного фактора пожилые люди чаще других умирают от гриппа или его осложнений. Взрослым людям рекомендуется делать прививку с целью минимизации возможных осложнений.

Слайд 12: Итоги урока

Вакцинированные люди переносят болезнь в более легкой форме или не заболевают вообще. Поголовная организованная вакцинация позволяет сформировать не только индивидуальный, но и групповой иммунитет. Благодаря прививкам удалось остановить эпидемии серьезных болезней. Вакцинация позволяет предупредить возникновение тяжелых заболеваний: столбняк, коклюш, полиомиелит, гепатит, корь, паротит, краснуха, туберкулез, дифтерия. Некоторые из них могут спровоцировать не только инвалидность, но и смерть. Дети имеют слабый, не до конца сформированный иммунитет, поэтому защитить их от болезней можно лишь с помощью вакцин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по физике 8 класс по теме "История изобретения паровых машин

в презентации рассказывается о паровых машинах , истории изобретения и применении.


Учебный проект "Необычная история китайских изобретений"

Учебный проект, подготовленный учащейся 5 класса Бекташовой Жипаргуль, содержит материалы о появлении 10 величайших изобретений, появившихся в древнем Китае и которыми пользуются жители всех стран мир.


Специальный курс: "ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ"

Специальный курс "Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней" расширяет содержание профильного курса "Общая биология". Содержание курса направлено на развитие у учащихся интереса к вирусологии.


История изобретения паровых машин.

Презентация даст ответ на вопрос "Когда и кто создал паровую машину?".


Вакцины просят результат!

Каждый человек подвержен различным инфекционным заболеваниям, которые ведут к ослаблению иммунной системы, дорогостоящему лечению и серьезным осложнениям. Особого внимания безусловно требует здоровье .


Данный материал содержит интересные факты из истории открытий и изобретений русских ученых в области электротехники.

Методическая разработка. История изобретения. Лук и стрелы.

Данная презентация дает ответы на следующие вопросы: что заставило человечество изобрести лук и стрелы, как развивалась история этого изобретения. А так же сообщаются интересные факты о таком виде спо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всё о прививках

Описание презентации по отдельным слайдам:

Всё о прививках

Всё о прививках

Что такое вакцинация? Прививка (или вакцинация) – это введение в организм чел.

Что такое вакцинация? Прививка (или вакцинация) – это введение в организм человека ослабленного или убитого штамма вируса (или искусственно синтезированный белок, который идентичен белку агента) или готовых антител к болезнетворным микроорганизмам для формирования специфического иммунитета к заболеваниям. В зависимо­сти от вида прививки, антитела к возбудителю инфекции сохраняются от нескольких месяцев до нескольких лет, а иногда и пожизненно.

Вакцинация и ревакцинация Вакцинация бывает: однократной (корь, паротит, тубе.

Вакцинация и ревакцинация Вакцинация бывает: однократной (корь, паротит, туберкулез) многократной (полиомиелит, АКДС). Кратность говорит о том, сколько раз необходимо получить вакцину для образования иммунитета. Ревакцинация - мероприятие, направленное на поддержание иммунитета. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации.

Как действует прививка? 1.В организм человека вводят ослабленного или убитого.

Возбудители заболеваний Среди микроорганизмов, против которых успешно борются.

Возбудители заболеваний Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции). Вот перечень наиболее опасных заболеваний, которых можно избежать с помощью вакцинации: грипп, гепатиты А и В, менингит, корь, краснуха, полиомиелит, коклюш, дифтерия, столбняк, клещевой энцефалит.

Типы вакцин. В настоящее время имеются четыре различных типа вакцин: содержащ.

Типы вакцин. В настоящее время имеются четыре различных типа вакцин: содержащие ослабленный живой микроорганизм, например вакцина полиомиелита, кори, свинки и краснухи. содержащие убитый микроорганизм, например вакцина коклюша. содержащие анатоксин; это токсин, произведенный бактерией или вирусом. Например, дифтерия и вакцины столбняка - фактически анатоксины. биосинтетические вакцины; они содержат вещества, полученные генно-инженерными методами и вызывающими реакцию иммунной системы.

Из истории вакцинации В 1796 году, во время практики в деревне, английский ап.

В защиту вакцинации В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых.

В защиту вакцинации В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века - СПИД. Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней • Оспа (более 300 млн.человек) • Холера (более 5 млн.человек) • Чума (более 75 млн.человек) • Грипп (более 50 млн.человек) • СПИД (более 20 млн.человек)

Успехи вакцинации. Оспа. Натуральная оспа от которой ежегодно погибало более.

Успехи вакцинации. Оспа. Натуральная оспа от которой ежегодно погибало более 5 млн человек во всём мире, благодаря вакцинации была полностью ликвидирована в 1978 году, и сегодня об этой болезни уже почти не вспоминают.

В условиях низкой заболеваемости некоторые люди считают, что вакцинация более.

Слово оппонентам Хотя вакцины и защищают организм от определенных патогенных.

В каждой стране существует Национальный календарь профилактических прививок.

Российский календарь включает вакцинацию от 10-ти наиболее актуальных в насто.

Российский календарь включает вакцинацию от 10-ти наиболее актуальных в настоящее время инфекций. Вирусный гепатит В Туберкулез Коклюш Дифтерия Столбняк Полиомиелит Корь Эпидемический паротит (свинка) Краснуха Грипп

Самые важные в школьном возрасте

Самые важные в школьном возрасте

Успехи вакцинации. Полиомиелит Поражает детей до 5-ти лет. Исход болезни – па.

Успехи вакцинации. Полиомиелит Поражает детей до 5-ти лет. Исход болезни – паралич ног. Единственное действенное средство с ним прививка. Но до настоящего времени сохраняются очаги инфекции в 4-х странах мира: Индия, Пакистан, Афганистан, Нигерия.

Дифтерия. Опасное для жизни инфекционное воспалительное заболевание верхних д.

Дифтерия. Опасное для жизни инфекционное воспалительное заболевание верхних дыхательных путей. Дифтерия страшна поражением сердечно-сосудистой и нервной систем. Особенно тяжело протекает у не привитых людей. В итоге быстро наступает смерть от удушья паралича сердечной мышцы. Широкое использование АКДС вакцины практически свело на нет случаи дифтерии.

Туберкулез Прививка БЦЖ нужна для профилактики туберкулеза у детей. Прививка.

Туберкулез Прививка БЦЖ нужна для профилактики туберкулеза у детей. Прививка БЦЖ не защищает от заражения возбудителем туберкулеза, но предохраняет от перехода скрытой инфекции в явную болезнь (примерно у 70% привитых). Именно применение вакцины БЦЖ позволило добиться значительного снижения заболеваемости детей туберкулезом.

Прививка от столбняка защитит ребенка от инфекции, причиной которой может ста.

Прививка от столбняка защитит ребенка от инфекции, причиной которой может стать любая не промытая вовремя ранка. Отметим, что столбняк — серьезная угроза для нервной системы. Эпидемический паротит (свинка) распространен во всех странах мира. Им болеют в любом возрасте, но наиболее подвержены инфекции дети от 5 до 15 лет. Инфекция распространяется воздушно-капельным путем или при непосредственном контакте с больным и предметами, на которые попала его слюна. Для мальчиков эпидемический паротит особенно опасен: есть данные, что он может приводить к бесплодию. Прививка против краснухи особенно важна для девочек. Известно, что если беременная женщина перенесет это заболевание, на развитии плода это скажется самым неблагоприятным образом. Поэтому об иммунитете к краснухе надо позаботиться еще в подростковом возрасте.

Гепатит В. Вирус может попасть в человека при: переливании крови от больного.

Вакцинация против гриппа. На сегодняшний день существуют более десятка разнов.

Вакцинация против гриппа. На сегодняшний день существуют более десятка разновидностей вакцин против гриппа, которые производятся как в России, так и в Германии, Бельгии, Франции, Италии и других странах. Делать ежегодную прививку от гриппа особенно рекомендуется детям и пожилым людям, а также людям с некоторыми хроническими заболеваниями. Также в силу возрастного фактора пожилые люди чаще других умирают от гриппа или его осложнений. Взрослым людям рекомендуется делать прививку с целью минимизации возможных осложнений. Также прививка показана беременным женщинам, так как грипп может сказаться на развитии плода и на здоровье самой женщины.

Накануне Специальной подготовки к прививке не требуется. Нужно просто вечером.

Накануне Специальной подготовки к прививке не требуется. Нужно просто вечером и утром накануне вакцинации померить ребенку температуру. Если ребенок склонен к аллергическим реакциям, утром, перед прививкой, дайте ему любой антигистаминный препарат последнего поколения. Обратите внимание на самочувствие школьника. Если все в порядке (нет температуры, боли в животе, жидкого стула, сыпи) – значит, можно смело отправляться на вакцинацию.

После прививки После прививки в течение 15–20 минут ребенок должен находиться.

После прививки После прививки в течение 15–20 минут ребенок должен находиться под присмотром медперсонала на случай, если у него возникнет анафилактический шок или другая аллергическая реакция. Вечером после прививки может подняться температура. На этот случай в домашней аптечке должны быть детские жаропонижающие средства. Также не лишним будет дать школьнику одну таблетку антигистаминного препарата последнего поколения. Обратите внимание на самочувствие ребенка через 5–12 дней после прививки. Вакцины против дифтерии и коклюша могут дать о себе знать именно в этот период. Проверьте, нет ли у ребенка высыпаний, не жалуется ли он на быструю утомляемость, снижение аппетита, нет ли у него температуры.

В группе риска Конечно, к прививкам, как и к любым медицинским манипуляциям.

В группе риска Конечно, к прививкам, как и к любым медицинским манипуляциям, имеются противопоказания: эпилепсия, сахарный диабет, заболевания крови, онкология, инфекционное заболевание в острой форме, тяжелые формы аллергии, аллергия на яичный белок. Детям, имеющим такие заболевания, вакцинацию проводят по индивидуальному плану, который должен составить лечащий врач.

Когда о прививках все-таки стоит подумать Если был контакт с заболевшим, а Вы.

Когда о прививках все-таки стоит подумать Если был контакт с заболевшим, а Вы не хотите заболеть. Тогда Вам потребуется экстренная профилактика (введение вакцины). Для этого необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Если в Вашем регионе объявлена эпидемия опасного заболевания (например, дифтерии). Если Вы собираетесь посетить места, где какое-либо заболевание особенно распространено (например, клещевой энцефалит в некоторых регионах). Если в семье есть взрослые лица, которые не болели такими заболеваниями, как корь, паротит, краснуха. У взрослых эти болезни протекают гораздо тяжелее, чем у ребенка, а не привитый ребенок запросто может принести заболевание из школы. Если кто-либо из членов семьи планирует беременность, а ребенок не привит против краснухи. Тогда прививку желательно сделать женщине, планирующей беременность (не позднее 3-х месяцев до начала беременности), если она не болела краснухой и не была привита против нее. Если в семье есть больные онкологическими заболеваниями, а также страдающие иммунодефицитом. Заболевание, которое Ваш ребенок, возможно, перенесет легко, может вызвать очень тяжелые последствия (вплоть до летального исхода) у больного члена семьи. При травмах (особенно загрязненных) - необходима срочная экстренная профилактика против столбняка. Обязательно сообщите врачу, что ребенку не были сделаны прививки. При укусе или близком контакте с животным, у которого подозревается бешенство.

Вывод: Вакцинированные люди переносят болезнь в более легкой форме или не заб.

Вывод: Вакцинированные люди переносят болезнь в более легкой форме или не заболевают вообще. Поголовная организованная вакцинация позволяет сформировать не только индивидуальный, но и групповой иммунитет. Благодаря прививкам удалось остановить эпидемии серьезных болезней. Вакцинация позволяет предупредить возникновение тяжелых заболеваний: столбняк, коклюш, полиомиелит, гепатит, корь, паротит, краснуха, туберкулез, дифтерия. Некоторые из них могут спровоцировать не только инвалидность, но и смерть. Дети имеют слабый, не до конца сформированный иммунитет, поэтому защитить их от болезней можно лишь с помощью вакцин.

Нельзя сказать, что в каком-то возрасте прививки важнее, а в каком-то их можн.

Нельзя сказать, что в каком-то возрасте прививки важнее, а в каком-то их можно избежать. Важно следить за календарем прививок с самого рождения вашего ребенка. Вакцина за вакциной — и со временем иммунитет сформируется, окрепнет и сможет противостоять любым инфекциям


Первые прообразы вакцин появились еще в древности. Тогда люди не знали ни о бактериях, ни о вирусах, а основывали свои профилактические мероприятия на наблюдениях. Вакцины появились только три столетия назад, а создал их английский врач Эдвард Дженнер. На тот момент в Европе бушевала натуральная оспа, но простые доярки зачастую ей не болели. Все дело в коровьей оспе, которая передавалась им во время доения коров. Доярки болели в легкой форме и к натуральной оспе были уже не восприимчивы. Дженнер создал препарат на основе выделений из гнойничков на руках доярок и вколол его мальчику Джеймсу Фиппсу. Спустя некоторое время он использовал препарат на основе натуральной оспы, но мальчик не заболел. Так началась история профилактических прививок. Само слово вакцина происходит от латинского vaccinus — коровий.

Конечно, не все с радостью побежали делать себе прививки на основе гнойников доярок. Также нередки были случаи ошибок при приготовлении препаратов. Поэтому со временем были разработаны методики позволяющие подтвердить безопасность вакцин и вообще всех лекарств перед тем как они попадут в больницы и аптеки.

Вакцинация сегодня



Современные вакцины, в отличие от вакцины Дженнера, проходят несколько стадий проверки. Сначала их испытывают на животных, обычно это мыши или крысы: не убьет ли состав препарата, достаточна ли дозировка антигенов и тд. После того как пройден этап с животными лекарство доводят до ума и начинаются проверки на людях. К этому моменту вакцина на 99% безопасна и испытания проводят для выявления побочных реакций именно у людей, так как обмен веществ у мышей и людей отличается.

Если опасных побочных реакций для человека не выявлено начинают проверять эффективность прививки. Испытания проводят на многотысячной группе людей, которых делят на две группы: контрольную и экспериментальную. Первая группа получает вместо вакцины пустышку-плацебо. Вторая получает уже саму прививку. О том в какой группе находится испытуемый знает только организатор. Это нужно для того, чтоб сравнить насколько хорошо работает препарат и избежать подтасовок. Например, если в контрольной группе заболело гриппом столько же людей, сколько и в экспериментальной, испытываемую вакцину можно считать бесполезной.

В конечном итоге все вакцины, которые используются для профилактики, эффективны и безопасны. А вот эффективность вакцин от одного заболевания относительно друг друга может отличаться. Вакцина, которая содержит четыре антигена называется четырехвалентной и она гораздо более эффективная, чем трехвалентная, просто потому что может защитить от большего количества штаммов.

Для того чтобы люди знали от чего и когда вакцинироваться был составлен Национальный календарь профилактических прививок. В нем указан возраст, заболевание от которого нужно привиться и количество нужных инъекций.

Аргументы против



Конечно и во времена Дженнера и сегодня есть люди, которых научное сообщество не смогло убедить в безопасности вакцинации.

Так как большую часть вакцин вводят в детском возрасте появилось мнение, что организм не способен выдержать такое вторжение. На самом же деле организм в реальном времени сражается с тысячами вирусов и вакцинация не мешает работе иммунной системы.

Другой не менее редкий тезис — у вакцин много опасных побочных эффектов. Это тоже неверно. Изменения которые происходят после вакцинации можно разделить на два типа: поствакцинальные реакции и поствакцинальные осложнения. Поствакцинальные реакции это покраснение в месте укола, небольшой зуд, легкое повышение температуры. Они проходят через 2-3 дня без какого либо вмешательства и совершенно не опасны для жизни. Поствакцинальные осложнения это судороги, анафилактический шок или паралич, которые возникают крайне редко. И вероятность получить осложнение гораздо ниже, чем вероятность летального исхода от самого заболевания.

Многие антивакцинаторы считают, что эти самые осложнения вызываются консервантами, которые содержатся во всех вакцинах. Они нужны для того, чтобы вакцина доехала до своего потенциального получателя и не потеряла своих свойств. В качестве консервантов используют алюминий или тиомерсал. Но содержание консервантов в вакцинах ничтожно мало, например алюминия с грудным молоком ребенок может получать гораздо больше, чем из прививки.

К чему приводит массовый отказ от вакцинации

Когда вакцинация происходит массово, некоторые болезни исчезают из поля зрения простых людей и больше не кажутся чем то опасным. Это заставляет людей думать, что прививки не так уж и важны.

Например в России и странах СНГ в 90-е годы произошла вспышка дифтерии, в результате погибло около 5 тысяч человек, а всего заболело 150-200 тысяч. Связано это с общим развалом системы здравоохранения и общей незаинтересованностью государства в массовой вакцинации на тот момент.

В 2000 году в Нидерландах в религиозной общине, которая не приемлет вакцинацию в целом произошла вспышка кори. Это событие можно назвать экспериментом в реальных условиях: большинство населения Нидерландов было привито и это позволило сохранить множество жизней и показать эффективность вакцинации.

Тоже самое произошло и в 2005 году в США в штате Индиана. В сообществе антивакцинаторов произошла вспышка кори, которая не распространилась за пределы этого общества, благодаря всеобщей иммунизации.

Массовая иммунизация позволяет обезопасить не только самого себя, но защитить тех людей, которые не могут быть привиты по медицинским показаниям. Всеобщая вакцинация формирует социальный иммунитет и дает шанс однажды избавить мир от самых страшных болезней.

Прививки и вакцины: в чем разница

Давайте разбираться в терминологии. На бытовом уровне многие не ощущают разницы между сывороткой, вакциной и прививкой, вакцинацией и иммунизацией – мы попытаемся разъяснить вам основные термины, используемые в вакцинопрофилактике. Данная статья не претендует на фундаментальность – это лишь краткий справочник.

В качестве первичного источника терминов мы использовали запросы, которые чаще всего набирают в поисковых системах по теме вакцинации: в поиске люди обычно пишут на обыденном, разговором языке. Здесь мы постараемся избегать сложной медицинской терминологии, ведь статья написана для людей, далеких от медицины.

Терминология

Вакцинопрофилактика – это, пожалуй, основной метод предотвращения множества тяжелых инфекционных заболеваний. Суть метода в искусственном воспроизведении иммунного ответа организма человека, чтобы в будущем выработанные антитела сами боролись с инфекцией (его еще называют активным иммунитетом).

Иммунопрофилактика – более широкое понятие, чем вакцинопрофилактика: она бывает "специфической" и "неспецифической". Первое означает меры против конкретной инфекции – это, по сути, и есть вакцинопрофилактика. Второе же подразумевает значительно более широкий набор способов повышения иммунитета организма в целом, а не только создание барьера для конкретных заболеваний: закаливание, качественное питание, правильный режим отдыха и труда, минимизация стрессов – короче, всё, что помогает организму оставаться здоровым. Кроме того, иммунопрофилактика допускает создание пассивного иммунитета вводом готовых антител в составе сывороток.

Вакцинация – это, по сути, то же самое, что и вакцинопрофилактика, разница чисто семантическая: слово "вакцинация" короче, его проще произносить, хотя второй термин более правильный с точки зрения медицинской науки.

Иммунизация – то же, что и иммунопрофилактика.

Вакцина – это медицинский препарат, который вводится человеку для выработки его организмом активного иммунитета к одному или нескольким конкретным заболеваниям. Обратите внимание: речь идет именно о "препарате", а не о процедуре его использования. Иногда под вакцинацией понимают процедуру ввода вакцины, но мы для этого будем использовать слово "прививка".

Сыворотка и вакцина решают одни и те же задачи – способствуют выработки организмов приобретенного иммунитета. Но между ними есть и принципиальная разница: вакцина содержит ослабленные или умертвленные агенты инфекции, а сыворотка – уже готовые антитела против конкретного заболевания. Сыворотка обычно используется для борьбы с уже начавшимся заболеванием, то есть она, по сути, является лекарством, а не профилактическим средством.

Прививка – это процедура ввода препарата с антигенным материалом, то есть, вакцины или сыворотки. Еще раз: "вакцина" и "сыворотка" – это препараты, "прививка" – это процесс их ввода в организм человека. Мы будем придерживаться такого разделения понятий, но иногда возможны и отступления.

Ревакцинация – способ поддержки поствакцинального иммунитета с помощью повторных вакцинаций. Многие прививки действуют ограниченный срок, после которого приобретенный иммунитет ослабевает. Предполагается, что первичная вакцинация уже была проведена, и, исходя из этого, составляется график ревакцинации.

Повторная вакцинация – то же, что и ревакцинация.

Повторная прививка – процедура ввода прививок при повторной вакцинации, то есть, при ревакцинации.

Обязательная вакцинация – перечень прививок, которые государство считает необходимыми: их набор и сроки регламентируются Национальным календарем прививок. Строго говоря, в России нет обязательных прививок, даже дети без них принимаются в детские сады, но только, если их родители официально подтвердили отказ от прививок.

Календарь прививок – перечень и график проведения вакцинации. Обычно ассоциируется с понятием обязательных прививок и Национальным календарем прививок, но может применять везде, где требуется описать набор и сроки прививок, например, при ревакцинации.

График вакцинации – то же, что и календарь прививок.

График прививок – то же, что и график прививок.

Вакцинация 2020 – сочетание, часто встречающееся в поисковых запросах: люди хотят знать, какие прививки в текущем году являются обязательными, и какие появились изменения в календаре прививок.

Введение прививки – то же, что и "прививка". Так обычно пишут в поисковых запросах те, кто не знает разницу между вакциной и прививкой.

Сделать прививку или поставить прививку – "ставить" – более медицинский термин, пример профессионального арго. В быту обычно используют слово "делать" или "сделать". В большинстве случаем мы будем использовать бытовой вариант, но в некоторых более "медицинских" статьях не исключены и профессиональные термины.

Схема вакцинации – обычно используется как синоним графика вакцинации.

Расшифровка прививок – в отличие от анализов, где под расшифровкой понимают интерпретацию их результатов, в вакцинации – это расшифровка аббревиатур вакцин, например, АКДС.

Прививочный кабинет – место (помещение), где делают профилактические и диагностические прививки. Не путать с процедурным кабинетом, в котором могут выполняться и другие процедуры, например, ставить капельницы.

Живые вакцины – один из видов вакцин, предполагающий содержание в препарате ослабленных или убитых агентов инфекции. Классификация вакцин подразделяет их на живые, химические, синтетические, инактивированные (единой классификации нет), но "живые вакцины" – наиболее известные из них.

Иммунные механизмы обеспечивают защиту от болезнетворных вирусов и бактерий, уничтожают погибшие и переродившиеся клетки.

Иммунные реакции могут оказывать и отрицательное влияние. Так, они могут быть причиной осложнений при переливании крови и трансплантации органов.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет тимус, или вилочковая железа. Эта железа находится за грудиной и хорошо функционирует только у детей.

Защитные механизмы различаются по происхождению, способам воздействия на антиген и продолжительности действия.

2.jpg

У людей есть врождённый иммунитет ко многим заболеваниям. Врождённый иммунитет передаётся по наследству от родителей.

Если человека перенес инфекционную болезнь, то в его организме тоже формируется иммунитет (сохраняются клетки памяти, способные распознавать возбудителя болезни). Такой иммунитет получил название приобретённого. Если этот же микроб через некоторое время снова окажется в организме, он тут же уничтожается.

Естественным является также иммунитет, полученный новорожденным ребёнком от матери. Через плаценту во время беременности, а после рождения с грудным молоком к ребёнку попадают антитела, которые защищают его в первый год жизни от инфекционных заболеваний.

Для защиты от многих инфекционных заболеваний (оспы, коклюша, полиомиелита, дифтерии, гриппа и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.

При введении вакцины у человека возникает лёгкая реакция на возбудителя болезни и вырабатываются клетки памяти. При следующем попадании этого возбудителя клетки памяти быстро распознают его и выделяют антитела, которые препятствуют развитию заболевания. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Если человек уже заболел, то используют лечебные сыворотки, содержащие готовые антитела. Для получения лечебной сыворотки берут плазму крови переболевших людей или животных. В этом случае говорят о пассивном иммунитете.

лечебные сыворотки используют для спасения людей от смертельно опасных болезней, например ботулизма, дифтерии. Их используют также при укусах змей (кобры, гюрзы, эфы).

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Неспецифический иммунитет практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.

Специфический иммунитет основан на распознавании конкретного антигена лимфоцитами и его уничтожении. У каждого человека этот тип иммунитета индивидуален. Он формируется постепенно в результате реакции иммунной системы на различные антигены, с которыми контактирует организм.

Специфический иммунитет обеспечивается клетками памяти (особыми лимфоцитами), которые сохраняются в организме после перенесённой инфекции или после прививки на долгое время. Эти клетки распознают возбудителя болезни при его повторном попадании в организм и быстро начинают вырабатывать антитела, препятствуя развитию болезни.

Читайте также: