Сообщение о постановке проблемы возможных путях ее решения о ходе исследования его результатах

Обновлено: 19.05.2024

Проблема как теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Обеспечение качественного планирования исследования, и его организацию с помощью методологии работы. Использование математические и статистические методы в экономической теории.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.09.2014
Размер файла 435,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема (от греч. problema - задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике. проблема планирование статистический

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

В данной работе рассмотрены следующие вопросы:

ь изучение постановки проблемы;

ь уровни постановки проблемы;

ь в результате чего возникла проблема;

ь нахождение главного метода решения проблемы;

ь рассмотрим цикл процесса решения проблем;

ь оформление результатов решения проблемы.

1. Постановка проблемы

Главная задача этапа определение проблемы - четко сформулировать сущность проблемы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы.

Вот несколько уровней постановки проблем:

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Другой уровень постановки проблемы -- ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.

Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Ведь принципы -- это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничивают, а с другой -- поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.

Методология работы с проблемой обеспечивает и качественное планирование исследования, и его организацию.

Важным фактором является также формирование психологической готовности и "созревание" исследователя к работе по этой проблеме.

1.1 Выяснение проблемы

Наиболее общими путями достижения этого является:

1. Сравнение существующего положения дел с предшествующим.

Упали ли продажи? Повысились ли издержки? Как много рабочих покинули предприятие за прошедшие недели? Возросла ли производительность?

2. Сравнение существующего положения с планируемым. Это является функцией контроля.

3. Нахождение в курсе того, что говорится вне стен вашего предприятия. Это наилучший способ выяснения проблем, с которыми сталкивается предприятие. Именно поэтому лучшие менеджеры проводят так много времени в общении с потребителями. Другой причиной для большего внимания к происходящему вне стен предприятия является тот факт, что не всегда подчиненные передадут вам плохие известия.

4. Необходимость постоянного наблюдения за конкурентами.

1.2 Нахождение главного метода решения

Метод - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология, как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа:

Во-первых, - это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин.

Во-вторых, - аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия, как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего, это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т. д.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, т. е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели. Шевчук Д.А. Экономика организации: Конспект лекций. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007.

В экономическом анализе широко используется на различных этапах исследования ряд специальных способов и приемов, которые условно можно подразделить на группы:

- традиционные и нетрадиционные;

- количественные и качественные;

Остановимся более подробно на каждой из этих групп. Традиционные:

1. Использование аналитических показателей.

3. Выделение узких мест.

5. Разработка аналитических формул.

7. Методы цепных подстановок.

8. Интегральный метод.

9. Индексный метод.

В свою очередь все традиционные приемы, кроме первого, являются также логическими и количественными. Нетрадиционные:

4. Математическая статистика и теория вероятности.

6. Математическое программирование.

7. Имитационное моделирование.

8. Исследование операций.

9. Классический математический анализ.

Кроме первого, все приемы относятся к количественным, эвристический прием является также качественным. Приемы 4-9 - экономико-математические.

Качественные приемы применяются в анализе тогда, когда нельзя показатели выразить количественно или когда необходимо учесть влияние некоторых качественных факторов.

Вот, например, балансовый способ служит отражением пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования.

Графические методы используются для быстрого нахождения значения функциональных зависимостей с помощью геометрического изображения на плоскости.

Количественные методы факторного анализа позволяют определить влияние факторов на изменение результативного показателя.

К наиболее эффективным методам хозяйственной деятельности с целью выявления резервов экономии затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов на производство продукции относится функционально-стоимостный анализ (ФСА). Шадрина Г.В.. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Учебное пособие- 229 с., 2007

В чем же заключается сущность данного метода? Если рассматривать последовательность поиска резервов сокращения затрат, то она очевидна для аналитика: сравнение фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными. Положительные отклонения и считаются резервами.

ФСА - это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций.

Математические методы ускоряют проведение экономического анализа, способствуют более полному учету влияния факторов на результаты деятельности, повышению точности вычислений. Кивачук В.С. Оздоровление предприятия: экономический анализ.

В управленческой практике для решения экономических задач прибегают к различным методам:

Методы элементарной математики используются в традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, разработке плана, проектов и т. п.

Классические методы математического анализа используются самостоятельно (дифференцирование и интегрирование) и в рамках других методов (математической статистики, математического программирования).

Статистические методы - основное средство исследования массовых повторяющихся явлений. Они применяются при возможности представления изменения анализируемых показателей как случайного процесса. Если связь между анализируемыми характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то статистические и вероятностные методы становятся практически единственным инструментом исследования. В экономическом анализе наиболее известны методы множественного и парного корреляционного анализа.

Для изучения одновременных статистических совокупностей служат закон распределения, вариационный ряд, выборочный метод. Для многомерных статистических совокупностей применяются корреляции, регрессии, дисперсионный, ковариационный, спектральный, компонентный, факторный виды анализа.

Экономические методы базируются на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Основа эконометрии - экономическая модель, т.е. схематическое представление экономического явления или процессов, отражение их характерных черт с помощью научной абстракции.

Методы математического программирования -- основное средство решения задач оптимизации производственно -хозяйственной деятельности. По сути, методы - средства плановых расчетов, и они позволяют оценивать напряженность плановых заданий, дефицитность результатов, определять лимитирующие виды сырья, группы оборудования.

Под исследованием операций понимаются разработки методов целенаправленных действий (операций), количественная оценка решений и выбор наилучшего из них. Цель исследования операций сочетание структурных взаимосвязанных элементов системы, в наибольшей степени обеспечивающее лучший экономический показатель.

Теория игр как раздел исследования операций представляет собой теорию математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

1.3 Решение проблем

Решение проблем - основное звено в цепи, состоящей из выяснения проблем, их решения и нахождения альтернативных решений (рис. 1).

Основные правила решения проблем заключаются в следующем:

2. Анализируйте проблему. Определите, как проблема соотносится с целями организации. Определите размер проблемы.

Рис. 1 Цикл процесса решения проблем

3. Определите альтернативные решения. Помните, первая идея не всегда бывает самой лучшей.

4. Оцените и проверьте возможные решения. Как отнесутся конкуренты к вашему решению? Снижение цен, например, вряд ли будет восприниматься отрицательно потребителями, в то же время антитрестовское законодательство в некоторых случаях может отнести снижение цен к незаконным действиям. Как увязано решение с коллективным договором?

5. Оцените оставшиеся альтернативы. Удостоверьтесь, что стандарты соответствуют вашим целям.

6. Решайте, выполняйте и доводите до конца. Приняв решение, действуйте. Если выбранный вами подход не решил проблему, начинайте сначала, с другой альтернативы.

2. Нахождение альтернатив

Нахождение альтернатив - самое сложное звено в процессе обнаружения имеющихся проблем и их решения. Способность находить альтернативные решения отличает просто результативный менеджмент от эффективного. Для нахождения альтернатив полезно тесное общение с потребителем. Необходимо также учитывать, что могут существовать факторы, превращающие альтернативное решение в проблему. Необходимо оценивать альтернативные решения с точки зрения стратегических планов организации. Некоторые альтернативные решения могут увести в сторону от вашего бизнеса. Важно также помнить, что то, что кажется вначале проблемой, может оказаться для вас счастливой возможностью. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник. - Э.Дж.Долан, Б.И.Домненко. - М.: Лазурь, 1994.

3. Оформление результатов работы

Обобщение и оформление результатов проведенного анализа производится с учетом необходимости разработки мер по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов, а также осуществления контроля за выполнением разработанных мероприятий.

При проведении экономического анализа за длительный период его результаты оформляют в виде докладной или объяснительной записки, справки, заключения, приказа и т. п., состоящих из двух частей: выводов и предложений.

В выводах дается общая оценка степени выполнения планов и динамики хозяйствования, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе; их причины; указываются пути и возможности улучшения хозяйственной деятельности.

Предложения (рекомендации) основываются на результатах анализа и содержат комплекс конкретных мер, направленных на выявление резервов повышения эффективности хозяйствования.

Пояснительная записка составляется, если результаты анализа направляются в вышестоящую организацию. Результаты анализа, предназначенные для внутрихозяйственного использования, оформляются в виде справки. Заключение готовится, когда анализ проводят вышестоящие органы управления.

Содержание пояснительной записки должно быть достаточно полным. Кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы относительно экономического уровня предприятия, условий хозяйствования, результатов выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной и конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации Данные, графики, диаграммы и т. д. При оформлении пояснительной записки особое внимание уделяется предложениям, вносимым по результатам анализа. Они в первую очередь должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Содержание справки и заключения, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, отражающим недостатки или достижения, выявленные резервы, способы их освоения. В этих документах может быть опушена обшая характеристика предприятия и условий его деятельности.

Особое место в организации оформления результатов анализа принадлежит бестекстовой форме. Речь идет о постоянном макете типовых аналитических таблиц и отсутствии пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в приемлемой форме. Разнообразные таблицы строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели, содержащиеся в аналитических таблицах, размещаются таким образом, чтобы их можно было одновременно использовать как аналитический, так и иллюстративный материал.

Подобное оформление результатов анализа рассчитано на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разбираться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. С этим связана широкая популярность бестекстовой формы представления результатов анализа, так как разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов сокращается.

Кроме того, наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты хозяйственной деятельности в динамике, обеспечивает преемственность. Результаты итогового анализа и разработанные на их основе мероприятия целесообразно обсуждать с персоналом предприятий и их подразделений. Практическую реализацию они получают после принятия соответствующих управленческих решений.

Таблица 1- Оценка основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В основе любого научного труда, будь то курсовая работа в высшем учебном заведении, аспирантская диссертация, итоговая по повышению квалификации или дипломный проект, лежит проблема исследования, примеры и формулировки которой могут отличаться в зависимости от целей и предмета углубленного изучения. Речь идет об определенном противоречии, требующем решения и получающем его по итогам проведенного исследования.

Дипломная работа

Основные понятия предмета

В основе каждой проблемы исследования (ПИ) лежит противоречие, и в абсолютном большинстве случаев сам предмет отождествляется с вопросом, на самом деле не являясь произвольной составляющей, а имея прямое отношение к результатам, которые удается получить во время практических занятий и изучения теоретического курса. Проще говоря, она всегда возникает не на пустом месте, а лишь тогда, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, в то время как новые данные еще не обрели четкой формулировки и понимания.

В свободное от учебы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Главные вопросы

Раздумывая над тем, как сформулировать проблему исследования, необходимо отталкиваться от вопросов, которые возникают при первом ознакомлении с материалом. Важно понимать, что от их правильной постановки напрямую зависит формулировка самой проблемы, поэтому преодоление этого этапа является залогом успеха. Обычно в процессе работы используются следующие вопросы:

Постановка, примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Что не так?
  2. Почему что-то не так?
  3. Каков будет результат, если сделать так, как нужно или не нужно?
  4. Что необходимо изучить из того, что не рассматривалось ранее?

Естественно, приведенные вопросы носят общий характер. На практике они могут существенно отличаться, но сама суть их постановки обретает более понятный смысл. Между тем правильная формулировка такого обращения является лишь одной из нескольких составляющих, которые способствуют максимально точному определению проблемы научного исследования.

Главные вопросы в научной работе

Примеры и формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего нужно уяснить, что ПИ — логическое завершение анализа и описания темы или предмета исследования, по итогам чего человек, проделавший работу, приводит обоснование того, почему его труд не мог быть реализован без решения этой проблемы. Стоит помнить, что ПИ всегда возникает на своеобразном рубеже между уже обретенными знаниями и неизведанным, интерес к которым неизбежно проявляет себя по мере устаревания имеющейся базы. Кроме того, нередки ситуации, когда проблема уже была решена теоретически, но так и не получила своей практической реализации. Этот случай также может быть использован для предметного изучения со всеми сопутствующими выводами и обоснованиями.
  2. Выработка дальнейшей стратегии исследования напрямую зависит от правильности постановки проблемы исследования. Имеются в виду пути, с помощью которых можно будет реализовать уже имеющееся научное знание или сформировать другие теории и формулировки, проводя неизвестные раньше варианты исследования. В этом смысле от автора требуется научиться отделять главное от второстепенного, разграничивая уже изученный предмет от того, что требуется и еще предстоит изучить.
  3. В основе каждого научного проекта лежит ПИ, постановка которой является одной из самых важных и сложных задач. Так, для определения проблемы и ее целей рекомендуется в первую очередь привести все необходимые доводы, обосновывающие ее реальность, а также установить устойчивую взаимосвязь с другими ПИ при условии, что они являются актуальными.
  4. Чтобы правильно оценить ПИ, необходимо обозначить все существующие способы ее решения с акцентом на наиболее актуальные методики и приемы. Если же автору удастся выявить аналогичный или максимально приближенный способ решения, то это только поможет сузить исследуемую область.
  5. Для правильного построения ПИ приходится по максимуму сужать область предметного изучения, руководствуясь всеми актуальными потребностями и возможностями исследовательского процесса. Если автору удастся четко отделить уже исследованный материал от того, который только предстоит исследовать, то и с определением сути проблемы у него не должно возникнуть никаких сложностей.

Примечательно, что в плане проведения исследовательского процесса проблема методологии может определяться как до обоснования собственной актуальности, так и после нее. Актуальность нередко определяется как некий результат изучения основной проблемы процесса исследования.

Постановка и формулировки проблемы исследования

Нужно отметить, что чем сложнее область исследования, тем труднее будет сформулировать суть ПИ. К примеру, в студенческой курсовой она может быть представлена в виде вопроса о приемлемых решениях и их поиске, тогда как в научной диссертации возможным становится ее представление в качестве вывода, задачи или практического решения.

Цели и виды исследования

Обязательной частью любой работы является преследуемая цель, определить которую можно как в начале пути, так и в процессе. Само понятие подразумевает получение конкретного результата, который является логическим завершением проделанной работы. Специалисты выделяют следующие виды исследовательских проблем:

Примеры и постановка проблемы исследования

  1. Определение не изученных ранее характеристик конкретных явлений.
  2. Поиск существующих взаимосвязей между определенными явлениями.
  3. Изучение развития этих процессов.
  4. Выявление и подробное описание нового явления.
  5. Обобщение установленных и определение новых закономерностей.
  6. Создание новых классификаций на базе установленных характеристик и процессов или каких-то отдельных явлений.

Особого внимания заслуживает и формулировка самой задачи, получить представление о которой можно посредством выбора определенных средств для достижения поставленной цели. Если проще, речь идет о выборе оптимальных путей, направленных на решение проблемного вопроса, полностью соответствующих выдвинутой гипотезе. Формулировать подобные задачи проще всего в виде своеобразного утверждения, направленного на достижение всех поставленных целей.

При перечислении актуальных задач рекомендуется идти по восходящей, начиная с самых простых и заканчивая наиболее сложными.

Что касается их количества, то именно от них зависит глубина исследования и, как следствие, самого процесса познания. В то же время ПИ должна соответствовать таким современным требованиям и критериям, как объективность и значимость. В первом случае причина возникновения вопроса кроется в объективных факторах, тогда как во втором она будет обоснованной каким-то теоретическим или прикладным значением для научного процесса в целом.

Анализ и противоречия

Постановка проблемы исследования

Кроме того, существует такое определение, как степень научной разработанности темы, являющейся обязательным элементом введения любого проекта. Главная цель разработки, как правило, заключается в отражении кругозора соискателя, формировании определенного исследовательского круга, состоящего из предшественников соискателя в конкретном направлении, а также выявлении целей и вопросов, которые не были изучены ранее.

Еще одно предназначение степени разработанности темы сводится к определению места научной работы в определенной исследовательской области. То есть фактически речь идет об обозначении пробелов в уже существующих знаниях, которые нуждаются в восполнении. Именно они определяют основные задачи и цели проекта.

Анализ, который активно используется для обнаружения главной проблематики, помогает получать новые знания в исследуемой области или системе. Кроме того, проведение глубокой аналитической деятельности позволяет избежать повторов, которые являются крайне нежелательными из-за внесения своеобразной путаницы в процесс исследования. Для проведения максимально продуктивного анализа рекомендуется придерживаться следующего алгоритма действий:

Формулировки проблемы исследования

  1. Прежде всего проводится анализ актуальности темы, для чего оценивается ее теоретическое и практическое значение.
  2. Далее исследуют точность и достоверность всех приведенных данных, отталкиваясь от объективности исследуемого материала.
  3. Еще раз вычитывается весь текст научной работы с обязательным акцентом на изложение научной теории. Обычно сначала приводятся определенные факты, и только потом начинают обозначаться новые доводы, основанные на результатах проведенных ранее авторских исследований и экспериментов. Автор должен увязать между собой как уже известные науке данные, так и новую информацию, создав своеобразный эмпирический переход от старого к неизведанному.

Если в работе используются цитаты других авторов и ссылки на научные источники, то обязательно нужно убедиться в точности их передачи и уместности применения в проекте. Обязательной проверке на достоверность подлежат все размещаемые статистические данные и расчеты.

Примеры составления формулировки

Условно формат описания ПИ можно разбить на три основные части: идеал, реальность и возможные последствия. Первая часть должна описывать некую идеальную ситуацию, которая должна быть, вторая — сложившиеся в реальности условия, препятствующие реализации конкретных целей, с четким обозначением степени несоответствия, тогда как третья наглядно демонстрирует оптимальные способы решения. Для примера можно привести следующую жизненную ситуацию:

Дошкольное образование

  1. Для полноценного развития детей дошкольного возраста в детских садах необходимо иметь определенное оборудование, а также просторные залы для проведения мероприятий.
  2. Из 30 ДОУ города Н. только 18 удовлетворяют этим требованиям, тогда как оставшиеся 12 нуждаются в модернизации (ремонте актовых залов, обновлении инвентаря и частично имеющейся мебели, в том числе столов, стульев и игровых комплексов).
  3. В исследовательской работе проводится анализ имеющихся данных и предлагаются все возможные способы улучшения ситуации или полного решения существующей проблемы. В этом случае могут быть приведены такие методы, как обновление ДОУ за счет городских средств, поиск спонсорской помощи, проведение капитального ремонта с привлечением сторонних сил, приобретение бывших в употреблении предметов мебели и инвентаря и т. д.

Максимальная детализация несоответствия реальных условий требуемым усиливает целесообразность проводимого исследования и поиски вариантов улучшения сложившихся обстоятельств.

Таким способом можно обосновать не только необходимость проведения ремонта в детском саду, но и по-настоящему глобальные вопросы типа индустриализации отдельных государств, поиска новой вакцины против опасной эпидемии, модернизации градообразующих предприятий, введения новых методик для коррекции отклонений физического развития и т. д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Постановка проблемы как начало исследования

Иванов Дмитрий Валерьевич

Постановка проблемы как начало исследования

Исследование, независимо от того, какое оно — научное или учебное, отличается от повседневного опытного познания. Оно имеет целенаправленный характер и определенную систему. Так, краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование.

Определять проблему, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Во-первых, проблема всегда возникает тогда, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.

Во-вторых, проблема — это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.

Следовательно, любая проблема состоит из требований проблемы и условий проблемы. Требования проблемы — это желаемая, предполагаемая, идеальная ситуация. Условия проблемы — это реальная, имеющаяся в наличии, существующая ситуация. Разница между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным и является проблемой.

Однако в обыденной жизни проблемы формулируются только в виде определения условий проблемы, т.е. существующей ситуации.

А полная формулировка проблемы, включающая и условия проблемы, и ее требования, позволяет более четко увидеть возможные пути разрешения проблемы.

Формулировка проблемы является результатом осознания проблемной ситуация, ядром которой выступает противоречие между потребностями общества, человека и имеющимися средствами ее удовлетворения. При осмыслении проблемной ситуации происходит осознание ограниченности опыта субъекта, человек не знает, как преодолеть трудности в достижении цели и удовлетворить возникшие у него потребности. Иными словами, проблемная ситуация отражает, с одной стороны, совокупность целей субъекта, а с другой — реальное состояние субъекта, объекта и внешней среды.

На основе одной и той же проблемной ситуации могут быть сформулированы разнообразные проблемы. Различные формулировки проблемы ориентируют на далеко не тождественные пути и методы преодоления исходной проблемной ситуации. Формулирование проблемы должно фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы ее решения.

Таким образом, проблема — это не просто трудноразрешимая задача, как иногда считают, хотя в буквальном переводе с греческого это действительно так. Проблема — это несоответствие между желаемым и реальным состоянием системы.

Известный методолог (т.е. специалист в научном познании) Володар Викторович Краевский подчеркивал, что следует различать проблему для себя, т.е. субъективную проблему , и проблему для всех, т.е. объективную проблему. В первом случае — это всего лишь пробел в образованности, в личном опыте самого исследователя. Ведь вполне возможно, что уже существует решение данной проблемы, а может быть, даже и несколько. Во втором случае — решение проблемы пока не существует, его никто не знает. Следует откровенно признать, что не всякую проблему по силам исследовать и решить школьнику. Поэтому необходимо стремиться к четкому и корректному ее формулированию.

Великий физик Альберт Эйнштейн говорил о том, что сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем решить ее. Более того, иногда высказывается утверждение, что как только проблема определена, творческая часть работы исчерпана. Решение такой проблемы представляет собой чисто техническую задачу, рутинный процесс, не имеющий подлинно творческого характера. Это, разумеется, преувеличение. Но иногда бывает так, что найти проблему действительно не только труднее, но и поучительнее, чем решить ее.

Подчас проблемы столь сложны и запутанны, что требуют нетривиального решения, которое может лежать и за границами проблемной ситуации. Иллюстрацией этого может послужить одна из многочисленных восточных притч про похождения легендарного Ходжи Насреддина:

Перед смертью один шейх завещал девятнадцать верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму — четверть, а третьему — одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономично, сыновья решили пригласить мудрого и справедливого Ходжу Насреддина, прибывшего на своем верблюде.

Насреддин взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха получил половину (десять верблюдов), второй сын — четверть (пять верблюдов), а третий сын — пятую часть (четыре верблюда).

Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд Ходжи Насреддина остался лишним. Он взобрался на него и уехал восвояси.

С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования.

На сегодняшний день сложился ряд требований к выбору темы исследования.

Важно, чтобы тема была интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и будет востребована в будущем, когда Вы на практике сумеете реализовать полученные знания в выбранной отрасли человеческой деятельности. В старших классах тема должна вписываться в программу профильного обучения.

Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Бывают случаи, когда некоторые учащиеся в силу тех или иных причин выбирают тему, давно и глубоко исследованную или являющуюся открытием лишь для очень не осведомленного начинающего исследователя.

Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.

Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования.

Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (образное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.

Ну и, конечно же, было бы хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта и исследования.

Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования, хотя в последствии формулировка будет неоднократно корректироваться.

И тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев предлагает ряд практических шагов-приемов помогающих самостоятельно выбрать тему:

Профессор Александр Ильич Савенков все темы условно объединяет в три группы:

Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Поиск новой темы представляет трудность не только для начинающего исследователя, но и для зрелого ученого, крупного художника.

Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. — 5&е изд., перераб. и доп. — М.: 5 за знания, 2011.

Проблема исследования в дипломной работе + примеры

Важная часть дипломной работы, на которую обращают внимание и научный руководитель и члены комиссии — введение. Там содержится основная информация об актуальности темы диплома, его объекте и предмете, цели и задачах. Мы приведем пример проблемы исследования в дипломной работе, чтобы вам было проще написать этот пункт.

Проблема дипломного исследования

Работа над дипломом начинается с изучения литературы, формулировки темы и определения цели работы. При этом целью обычно является решение определенной научной проблемы теоретической или практической направленности.

Проблема дипломной работы — это актуальный научный вопрос, ответ на который дает дипломное исследование.

Проблема исследования в дипломе или курсовой всегда связана с формулировкой темы. В проблеме указывается, какой именно научный аспект студент будет исследовать и каких результатов собирается добиться в ходе написания работы.

Этот научный аспект станет предметом вашей дипломной работы, а планируемые результаты вы отразите в цели.

Советы, как сформулировать проблему в дипломной работе

Чтобы сформулировать проблему исследования в дипломной работе, ответьте на такие вопросы:

  1. Что известно по выбранному направлению?
  2. Какие концепции и методики активно применяются в данной сфере науки?
  3. Какие неизученные моменты и трудности этой научной отрасли наиболее актуальны?
  4. Какие инструменты понадобятся для анализа?
  5. Что это даст в теоретическом и практическом плане?

Поясним проблему дипломной работы на примере.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Примеры проблем исследования в дипломной работе можо найти в методичках

Проблема исследования: примеры формулировки в дипломной работе

Рассмотрим примеры проблем в дипломной работе в зависимости от темы исследования.

Проблема: В условиях активного развития информационных технологий и повышенной конкурентности ІТ-компаний важной проблемой для отрасли становится повышение лояльности сотрудников. Ее решение будет способствовать уменьшению текучести кадров и сокращению расходов на их обучение. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является усовершенствование системы нематериальной мотивации персонала.

Проблема: Сегодня большое значение придается не только знаниям и умениям специалиста, но и его личностным характеристикам. Важной проблемой в подготовке учеников старших классов к последующему обучению и работе является формирование у них лидерского потенциала. Одним из методов подобного формирования может стать участие старшеклассников в интеллектуальных играх.

Надеемся, эти образцы помогут вам при формулировке собственной проблемы исследования.

А еще проблему диплома поможет решить студенческий сервис. Его эксперты объяснят, как правильно оформить работу, не пропустив ни один пункт исследования.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: