Сообщение на тему дон кихот в живописи кратко

Обновлено: 03.07.2024

Дон Кихот (Don Quijote) – главный герой романа Мигеля де Сервантеса (1547-1616) "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha). Сей роман является одним из популярно-раскрученных произведений мировой литературы.
Санчо Панса (Sancho Panza) – второй главный герой вышеуказанного романа, оруженосец Дон Кихота. При прочтении романа, читатель вынужден поглощать в речи этого персонажа различные пословицы, которые являются санчизмами – т.е. монологами, выдаваемыми Санчо. На испанском языке фамилия Панса (Panza) звучит как "брюхо". Испанские литературоведы считают Санчо Панса символом, который олицетворяет испанский народ (Унамуно).
Известно, что знаменитый на весь мир роман "Дон Кихот", испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра написал сидя в тюрьме. Считается, что в этом произведении, Сервантес в лице полоумного Дон Кихота, создал самый светлый литературный образ всех времён и народов.
Дон Кихот является сказочным мечтателем, верящим в чудеса, добро и справедливость.
Дон Кихот и Санчо Панса – частые сюжетные персонажи в работах художников-живописцев всего мира. Многие музеи, картинные галереи и частные собрания мира хранят картины с изображением Дон Кихота и Санчо Пансы в своих экспозициях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве

Образы Дон Кихота и Санчо Панса в изобразительном искусстве

Начинаем путешествие с того, что в эпоху рококо французский живописец и декор.

Начинаем путешествие с того, что в эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель написал серию картин о Дон Кихоте .

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказ.

Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить.

Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить за нее

В 1855 году Доре отправился в Испанию, «на родину этого славного рыцаря, чтоб.

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и п.

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую композицию: сражения, любовные приключения, вызовы на поединок, фантастические выдумки и нелепости…

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от дейс.

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные, как и герой романа! Дон Кихот после сражения с котом Дон Кихот и Санчо Пансе с пастухами

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к о.

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста.

Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте, и рыцарь продолжает путь.

Серов делает ставку… на коня В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса полу.

Серов делает ставку… на коня В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились какие-то маловыразительные и безликие, а вот лошадь Дон Кихота — Росинант, приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Дон Кихот и Санчо Панса: рисунок Пикассо А самая интересная история о появлен.

Дали, отважный рыцарь! Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали 1946

Дали, отважный рыцарь! Иллюстрация к роману "Дон Кихот" Сальвадор Дали 1946

Далее с иллюстрированием романа Сервантеса происходят невероятные метаморфозы.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Анатолий Зверев и его Дон Кихот Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева.

Анатолий Зверев и его Дон Кихот Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном Эту рыжеволосую де.

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах, она станет его музой, его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота, либо сцены карнавала.

Иллюзии Октавио Окампо: голова кругом! Современный мексиканский художник и де.

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех и.

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех или улыбку. Но главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию.

Путешествуем вместе с героями романа и самыми известными и интересными художниками, от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.

Автор бессмертного романа Мигель Сервантес (1537−1616) мог бы сам стать героем захватывающего романа. Он родился в небогатой семье. Служил на флоте, участвовал в морском сражении между Испанией и Османской империей и был ранен — его левая рука навсегда осталась неподвижной. Сервантес несколько лет служил при дворе в Неаполе. Возвращаясь в Барселону, корабль, на котором плыл Сервантес, захватили пираты, и будущий писатель пять лет провел в плену в Алжире, ожидая пока его семья соберет огромную сумму для выкупа. Четыре раза он пытался бежать и каждый раз кто-то из заговорщиков выдавал план побега. Чудом его корсары не казнили.

Старый солдат знает слова любви!

Начинаем путешествие с неожиданного художественного прочтения: гламур и рыцарство, видали? В эпоху рококо французский живописец и декоратор Шарль-Антуан Куапель создал куртуазный цикл на эту тему.

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского, получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца, был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

Роскошные гобелены тогда ценились куда больше, чем в наши дни. Они, например, использовались в качестве дипломатических даров и порой даже играли решающую роль в принятии судьбоносного решения — заключении мира или начале войны.

Вот так неожиданность: привыкнув к монохромной графике Доре, мы искренне удивляемся его цветным работам. Тем ярче образы!

Доре не только высмеивает рыцарство, рисуя тип идеалиста, оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные, как и герой романа!

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота, но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями, терзаниями и разочарованиями.

Начало и расцвет его творчества — это реалистические картины или карикатуры, в которых он высмеивает политиков и буржуа, а в конце жизни работы Домье принимают философское направление. Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста, стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один, даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте, и рыцарь продолжает путь.

Серов делает ставку… на коня

Дон Кихот, Шаляпин и Бенуа.

Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

В 1910 году на сцене королевского театра-казино в Монако Шаляпин сыграл Дон-Кихота. Опера прошла с триумфом! Исключительная история произошла после, когда на следующий год Шаляпина пригласили участвовать в новом спектакле. Между импресарио и певцом произошла сцена. Гюнсбург кроме выдающихся организаторских способностей, еще писал музыку, пел и танцевал, его оперы ставили в театре. Как-то на репетиции он сравнил себя с Моцартом и заявил, что его произведения бессмертны. Шаляпин назвал это неслыханным нахальством. Гейнсбург вызвал Шаляпина на дуэль, но секунданты к актеру так и не явились, а спустя две недели они помирились.

Дон Кихот и Санчо Панса: рисунок Пикассо

Дали, отважный рыцарь!

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений, которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году, когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями, начиненными литографской краской, подаренную друзьями аркебузу XV века и в присутствии толпы поклонниц стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы, которые Дали пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением, превратил в подвиги Дон Кихота.

Анатолий Зверев и его Дон Кихот: необыкновенный диалог

Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда, а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

В 1957 году в Москве прошел международный молодежный фестиваль абстрактного искусства. В рамках фестиваля провели художественный конкурс, в нем победил Зверев. А между тем, художник только два года проучился в художественном училище и был исключен, он зарабатывал на жизнь, работая маляром в парке в Сокольниках и красил заборы! На конкурсе золотую медаль Анатолию вручил председатель жюри — знаменитый мексиканский художник Сикейрос.

Наваждения Марселя Пажо: бедный рыцарь и женщина в красном

Дон Кихот, который возник в воображении французского художника Марселя Пажо — персонаж извечной человеческой комедии, в которой присутствует капелька безумия. Эти картины похожи на театральные сцены некой карнавальной постановки — рыцарь полуобнаженный, то скачет на своей кляче, то становится объектом сексуальных домогательств полуобнаженных прелестниц, то лежит в кровати, рядом с кипой романов в ночном колпаке и, прикрыв глаза, мечтает о походах, женщинах и подвигах. Забавно, смело, и все равно очень трогательно!

Марсель Пажо родился в 1945 году во французской деревушке. Немного проучившись в художественной школе в Анже, он ее бросил — не хотел надолго расставаться со своей возлюбленной Ману. Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах, она станет его музой, его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота, либо сцены карнавала. Сейчас он иллюстрирует современные французские романы.

Иллюзии Октавио Окампо: голова кругом!

Дон-Кихот, созданный разными художниками, вызывает жалость, удивление, смех или улыбку. Но главное — то, что этот безрассудный и благородный идальго, искренний и изящный, готовый бороться за справедливость и истину, заслужил всеобщее глубокое уважение и искреннюю симпатию.

Путешествуем вместе с героями романа и самыми известными и интересными художниками , от Домье и Доре до Бенуа и Пикассо.


Мраморная статуя Мигеля Сервантеса у входа в Национальную библиотеку в Мадриде (1892 г.). Испанцы (и

Мраморная статуя Мигеля Сервантеса у входа в Национальную библиотеку в Мадриде ( 1892 г.). Испанцы ( и не только) посвящали тематические арт-события своему кумиру еще и в 2016 году: дата последнего путешествия писателя по лестнице в Небо — 22 апреля 1616 года.

Автор бессмертного романа Мигель Сервантес ( 1537−1616) мог бы сам стать героем захватывающего романа. Он родился в небогатой семье. Служил на флоте , участвовал в морском сражении между Испанией и Османской империей и был ранен — его левая рука навсегда осталась неподвижной. Сервантес несколько лет служил при дворе в Неаполе. Возвращаясь в Барселону , корабль , на котором плыл Сервантес , захватили пираты , и будущий писатель пять лет провел в плену в Алжире , ожидая пока его семья соберет огромную сумму для выкупа. Четыре раза он пытался бежать и каждый раз кто-то из заговорщиков выдавал план побега. Чудом его корсары не казнили.

Вернувшись в Испанию, Сервантес должен был много работать, чтобы вернуть деньги за выкуп. Он занялся

Начинаем путешествие с неожиданного художественного прочтения: гламур и рыцарство , видали? В эпоху рококо

Шарль-Антуан Куапель. Дон Кихот в трактире

Шарль-Антуан Куапель был первым живописцем герцога Орлеанского , получал заказы от фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур, — на дизайн и украшение Версальского дворца , был директором Королевской Академии и даже имел личные апартаменты в Лувре.

Шарль-Антуан Куапель. Расстроенная графиня Трифальди появлением бороды просит Дон Кихота отомстить за нее

Роскошные гобелены тогда ценились куда больше , чем в наши дни. Они , например , использовались в качестве дипломатических даров и порой даже играли решающую роль в принятии судьбоносного решения — заключении мира или начале войны.

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Приключение с ветряными мельницами

Первый рисунок, фронтиспис, изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую

Первый рисунок , фронтиспис , изображает безумного Дон-Кихота среди видений и представляет сложнейшую композицию: сражения , любовные приключения , вызовы на поединок , фантастические выдумки и нелепости…

Вот так неожиданность: привыкнув к монохромной графике Доре , мы искренне удивляемся его цветным работам. Тем ярче образы!

Поль Гюстав Доре. Базиль и Китерия принимают Дон Кихота и Санчо Панса

Доре не только высмеивает рыцарство , рисуя тип идеалиста , оторванного от действительности: его рисунки остроумные и изобретательные , как и герой романа!

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к роману Сервантеса

Старший современник Доре — Оноре Домье, — с 1850-х годов также обращается к образу Дон-Кихота , но его не интересуют походы и приключения доблестного рыцаря. Художник исследует его внутренний мир со всеми сомнениями , терзаниями и разочарованиями.

Оноре Домье. Дон Кихот и Санчо Панса

У читающего рыцарский роман Дон Кихота не чувствуется вдохновения и порыва, у героя нет желания отпр

Начало и расцвет его творчества — это реалистические картины или карикатуры , в которых он высмеивает политиков и буржуа , а в конце жизни работы Домье принимают философское направление. Художник выбирает своего героя — Дон-Кихота, — как символ одинокого идеалиста , стойкого борца с Непобедимым. В последней работе из серии Дон Кихот остался один , даже без своего верного спутника Санчо Панса. Однако копье его - на высоте , и рыцарь продолжает путь.

В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились какие-то маловыразительные и безликие, а вот

В рисунке Валентина Серова герои Сервантеса получились какие-то маловыразительные и безликие , а вот лошадь Дон Кихота — Росинант , приковывает взгляд. Причем Серов отходит от истинного описания внешнего вида боевого друга.

Дон Кихот стал близким образом эксцентричному и невероятно талантливому Федору Шаляпину. В 1909 году импресарио королевского театра-казино в Монако Рауль Гюнсбург предложил Шаляпину сыграть Дон Кихота в его постановке.

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман, пересмотрел множество иллюс

Очень долго Шаляпин готовился к опере: он несколько раз перечитал роман , пересмотрел множество иллюстраций в поисках нужного образа , актер даже взялся за карандаш и собственноручно запечатлел своего трогательного героя. Он обращался за советом ко всем знакомым и собирал впечатления. К Александру Бенуа, как знатоку эпохи , он обратился с просьбой нарисовать его костюм и внешность.

Л. Арбель - Дульцинея, Ф. Шаляпин - Дон Кихот. Сцена из спектакля "Дон Кихот". Театр-казино Монте-Карло. 1910

В 1910 году на сцене королевского театра-казино в Монако Шаляпин сыграл Дон-Кихота. Опера прошла с триумфом! Исключительная история произошла после , когда на следующий год Шаляпина пригласили участвовать в новом спектакле. Между импресарио и певцом произошла сцена. Гюнсбург кроме выдающихся организаторских способностей , еще писал музыку , пел и танцевал , его оперы ставили в театре. Как-то на репетиции он сравнил себя с Моцартом и заявил , что его произведения бессмертны. Шаляпин назвал это неслыханным нахальством. Гейнсбург вызвал Шаляпина на дуэль , но секунданты к актеру так и не явились , а спустя две недели они помирились.

Александр Евгеньевич Яковлев. Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне

…Пока друзья разговаривали, Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через н

…Пока друзья разговаривали , Пикассо сделал свой знаменитый рисунок Дон-Кихота и Санчо Пансы. Через неделю он был опубликован в праздничном номере издания , а позже Пикассо пожелал отпечатать тираж своего Дон Кихота и до 1961 года его рисунки разного формата успешно продавались. Пикассо со школьных лет любил Сервантеса , он с особенным удовольствием рисовал все , что было связано с испанской традицией и напоминало о родине.

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Дон Кихот и Санчо Панса

Дали очень дорожил этими рисунками и хранил их в числе наиболее любимых своих произведений , которыми чаще всего любовался в одиночестве. Эти рисунки впервые были изданы в 2004 году и малоизвестны публике. После этого Дали нарисует еще 3 цикла к роману.

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Иллюстрация к роману

Второй раз Дали обратился к Дон Кихоту в 1956 году , когда парижский издатель Жозеф Форе задумал иллюстрировать роман Сервантеса и единственным художником для своего необыкновенное издание видел только Дали. Форе принес тому литографские камни и убедил художника принять его предложение. Дали со всей своей фантазией подошел к новому заданию и… изобрел новый метод литографии — булетизм!

Сальвадор Дали. Дон Кихот. Золотой век (Иллюстрация к роману

Дали отправился на набережную Сену и принялся за дело. Он зарядил пулями , начиненными литографской краской , подаренную друзьями аркебузу XV века и в присутствии толпы поклонниц стал палить с палубы баржи по литографским камням. В результате появились кляксы , которые Дали пользуясь своим талантом рисовальщика и гениальным воображением , превратил в подвиги Дон Кихота.

Сальвадор Дали. Мадонна (Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Дон Кихот (Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Дон Кихот. Рассвет (Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Видения Дон Кихота (Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Дон Кихот. Сражение с мельницей (Иллюстрация к роману

Сальвадор Дали. Ночные кошмары Дон Кихота (Иллюстрация к роману

Дон Кихот русского художника Анатолия Зверева не менее оригинален. Этого мастера называют легендой второго русского авангарда , а сам Пикассо считал его лучшим рисовальщиком в Советском Союзе.

Художник-виртуоз создавал шедевр за 40 минут, он писал портреты на заказ, чтобы выжить. «Садись, дет

Анатолий Тимофеевич Зверев. Дон Кихот и Санчо Панса

В 1957 году в Москве прошел международный молодежный фестиваль абстрактного искусства. В рамках фест

В 1957 году в Москве прошел международный молодежный фестиваль абстрактного искусства. В рамках фестиваля провели художественный конкурс , в нем победил Зверев. А между тем , художник только два года проучился в художественном училище и был исключен , он зарабатывал на жизнь , работая маляром в парке в Сокольниках и красил заборы! На конкурсе золотую медаль Анатолию вручил председатель жюри — знаменитый мексиканский художник Сикейрос.

Анатолий Тимофеевич Зверев. Дон Кихот

Дон Кихот , который возник в воображении французского художника Марселя Пажо — персонаж извечной человеческой комедии , в которой присутствует капелька безумия. Эти картины похожи на театральные сцены некой карнавальной постановки — рыцарь полуобнаженный , то скачет на своей кляче , то становится объектом сексуальных домогательств полуобнаженных прелестниц , то лежит в кровати , рядом с кипой романов в ночном колпаке и , прикрыв глаза , мечтает о походах , женщинах и подвигах. Забавно , смело , и все равно очень трогательно!

Марсель Пажо. Черное солнце Дон Кихота

Марсель Пажо родился в 1945 году во французской деревушке. Немного проучившись в художественной школе в Анже , он ее бросил — не хотел надолго расставаться со своей возлюбленной Ману. Эту рыжеволосую девушку мы видим почти на всех его картинах , она станет его музой , его Дульсинеей. Пажо рисует либо Дон Кихота , либо сцены карнавала. Сейчас он иллюстрирует современные французские романы.

Марсель Пажо. Кошмар Дон Кихота

Образы Дон Кихота и его верного оруженосца вдохновляли самых разных художников. Многие испанские мастера старались воплотить в искусстве своего национального литературного героя. Франсиско Гойя (1746-1828) начал работу над образом странствующего рыцаря как иллюстратор, однако от этого замысла сохранился всего один офорт. Знаменитый рисунок Пабло Пикассо сделался хрестоматийным. Изображали Дон Кихота Сальвадор Дали и Игнасио Сулоага.

Организация лекции-беседы

Целевая аудитория: участники театрального коллектива (от 15 до 30 лет).

Краткий план проведения лекции-беседы:

Сюжет оДон Кихоте.

Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте.

Дон Кихот в изобразительном искусстве.

Подведение итогов. Донкихотство.

Также в организацию вечера входит подготовка раздаточных материалов, подбор иллюстраций и прочего материала.

Сценарий вечера

Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; в Антее воплощена неистощимая сила, которую даёт человеку неразрывная связь с его родной землёй, с его народом; в Фаусте - неукротимое стремление человека к познанию мира. Это определяет значение образов Прометея, Антея и Фауста и обращение к ним передовых представителей общественной мысли. Образ Прометея, например, чрезвычайно высоко ценил К. Маркс.

Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI - XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI - начало XVII в.), - нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. Тартюф, Хлестаков, Плюшкин, Дон-Жуан и подобные им образы живут долгие годы в сознании ряда человеческих поколений, так как в них обобщены типичные недостатки человека прошлого, устойчивые черты человеческого характера, воспитанные феодальным и капиталистическим обществом.

Сюжет о Дон Кихоте.

Небольшой экскурс в сюжет истории о Дон Кихоте.

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской. В оруженосцы идальго берёт хлебопашца СанчоПансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

Объясняем цитаты великих о Дон Кихоте.

Ученики выбирают цитаты и объясняют мысль ее автора остальным

Дон Кихот в изобразительном искусстве

Задача группам от 1 до 4 человек:

Рассмотреть иллюстрации (см. задачи-иллюстрации для групп см. в Приложении).

Объяснить, какие черты героя хотел подчеркнуть художник.

Высказать свое впечатление от иллюстрации.

Подведение итогов. Донкихотство

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой.

Заключение

В трагедии Шекспира про датского принца мы находим совсем другой вечный образ. Это - глубоко трагический образ Гамлета. Он хорошо понимает действительность и непоколебимо стоит на стороне добра. Он непримирим ко злу, смелый и решительный, но как быть, если зло - в его семье? Как дать достойный отпор воровству, если для того, чтобы наказать убийцу отца, следует разрушить жизнь матери? Гамлет глубоко задумывается над природой зла, он считает, что месть - это тоже зло. Потому убийство - это убийство, даже если убиваешь негодяя. Образ Гамлета - это образ ответственного, мыслящего человека, который осознает, что переход к решительным действиям в конфликте добра со злом может породить новое зло.

Фауст притягивает своей порочностью, загадочностью, причастностью волшебству. Мне кажется, что бы ни происходило, люди будут продолжать верить в волшебство.

Имя Дон Жуана крепко связан с активным героем-любовником, разбивающим сердца.

Можно, пожалуй, привести еще много примеров вечных образов в литературе. Но общее у них одно: все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления, пытаются решить вечные проблемы, которые мучают людей любого поколения.

Список использованной литературы

1. Справочник литературных терминов

. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.

. Блог Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменск - Уральский.

. Онлайн-ресурс Волгоградский Музей Изобразительных Искусств имени И.И. Машкова.

. Веб-энциклопедия, посвященная У. Шекспиру

. Веб-портал, посвященный классической музыке

. Бачелис Т.И. Образ Гамлета в искусстве 20 века // Современное западное искусство. 20 век. Сб. статей. - М.: Наука, 1988. - С. 112-143.

. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисловие А.Н. Леонтьева; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; общ. Ред. В.В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

. Козинцев Г. Наш современник В. Шекспир. - Л. - М.: Искусство, 1966.

. Слонимский С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. - СПб.: Композитор, 2000. - 152 с.

. Соллертинский И.И. Шекспир и мировая музыка. - М.: Гос. муз. издательство, 1962.

. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. - М.: Искусство, 1975. - 464 с.

. Шекспировская энциклопедия / Под ред. Уэллса С. - М.: Радуга, 2002. - 272 с.

. Журнал любителей искусства

. Борхес Х.Л. Притча о Сервантесе и Дон Кихоте // Борхес Х.Л. Сочинения: В 3 т.: Т. 2: Пер. с исп. - Рига: Полярис, 1994. - С. 181.

. Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. - М.-Л.: Гослитиздат, 1958. - 740 с.

. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СПб.: Азбука, 2005. - 464 с. - (Классика).

. Красноглазов А.Б. Сервантес. - М.: Мол. гвардия, 2003. - 304 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей).

Читайте также: