Сообщение о племени мурома

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня в России существует город Муром, который является центром Муромской области. Своё название он получил от древнего народа, который уже не существует . Последние упоминания об этом народе, как самостоятельном этносе относятся к 12-13 векам нашей эры.

Мурома проживали в нижнем течении реки Оки. По своему происхождению мурома относились к финно-угорской группе племен. У них был свой муромский язык. Но его изучение сегодня сложно из-за скудности источников.

Доподлинно известно, что мурома -это более поздний вариант названия. Изначально в обиходе использовалось слово " морамар ". Под таким названием народ и земли упоминаются в сагах викингов.

Жизнь муромы протекала в условиях родово-племенного строя. На более поздних стадиях началось имущественное расслоение. Тем не менее, всё население считалось свободным. Мужчины поголовно должны были нести службу.

Мурома занимались в основном охотой и животноводством. Лошадей разводили для верховой езды, но так же для пропитания.На примитивном уровне находились ремесла- гончарное дело, кожевенное, металлургия. В основном это были семейные промыслы. В то же время, мурома производили оружие высокого качества. То же касалось женских украшений- они отличались богатством и роскошью.

Мурома активно противились христианизации . Основу религии составляли языческие угорские верования. Для каждого важного случая имелись обряды и приметы. Богам приносили в жертву животных. На похоронах могли устраиваться драки .

Коней и людей хоронили вместе. Особый интерес представляет исламские атрибуты у муромы. Через Волжскую Булгарию, отголоски Ислама проникли к муроме . Полностью ознакомится с верой они не могли, но почитали Пророка Мухаммеда под именем " Моамефа".

По одной из версий, легендарный Илья Муромец происходил из этого народа. Именно народа в первую очередь, а не поселения .

Со временем мурома вошли в состав Древнерусского государства. Но принимать иную веру не хотели, оставаясь язычниками. Со временем культура мурома стала меняться под влиянием славянских этносов.



Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.

Мурома – еще один легендарный финский народ Центральной России, также несправедливо "забытый". Чтобы не быть голословными, просто приведем слова российского исследователя В.В. Бейлекчи с небольшими собственными отступлениями.



Современная наука не может твердо сказать, как именно называли себя люди этого народа на своем языке. Распространено мнение, что муромский язык был близок эрзянскому. Муромская топо - и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер. О муроме имеются краткие сведения в первых христианских летописях руси.



Муромский район, Чаадаевское городище.

Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища, Чаадаевское и другие городища. На сегодняшний день основным источником реконструкции истории муромы являются в первую очередь данные местной этнографии, топонимики и археологии. Археология дает нам хорошие представление о материальной культуре муромы. Это материалы раскопок 15 древних кладбищ, периодически производившиеся с конца прошлого века по нынешний, и результаты, полученные при исследовании трех муромских городищ.



Муромский район, Чаадаевское городище.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.



Московский судмедэксперт, представитель российской школы антропологической реконструкции Сергей Алексеевич Никитин воссоздал облик Ильи Муромца по мощам, хранящимся в Киеве.

«…Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров, которые, вероятно были почитаемыми животными в муромском языческом обществе. Уровень экономики муромы находился на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-X веках мурома являлись, ни больше, ни меньше, законодателями моды для всего мира поволжских финнов.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.

Некоторые историки считают что русская, речь была усвоена муромой достаточно поздно, и в большей мере от священников, чем от немногочисленных славянских колонистов, которые, жили в Муроме.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.



Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.



Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции " Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt



Реконструкция наряда женщины народа мурома. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья. Фестиваль исторической реконструкции " Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt

А ведь помимо муромы в русский народ почти полностью или просто полностью влились вепсы(весь), меря, эрзя, мокша, мещера, мари, чудь-заволочская, водь, ингры, значительная часть карелы, пермь, коми, волжские булгары, чуваши, половцы-казаки. Иными словами, русские европейской части России, являются прямыми потомками финно-угорских и тюркских народов.


Уникальная монография посвящена древностям раннесредневекового финно-угорского этноса - летописного племени мурома, проживавшего в VI-XI вв. в землях Нижней Оки. На основе анализа археологических источников рассмотрены в хронологическом развитии характерные черты погребального обряда, историко-географические характеристики расселения и особенности домостроительства муромы. Представлены основной погребальный инвентарь и находки поселений.

Издание предназначено для специалистов в области финно-угроведения, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, музейных работников и краеведов, а также всех читателей, изучающих историю Волго-Окского региона.

52 иллюстрации, в том числе карты и планы. Текстовое приложение на 60 страницах. Список источников и литературы.
________________________________________________
На бумажном носители см. Бейлекчи В.В. Древности Нижнего Поочья (погребальный обряд и поселения летописной муромы): учебное пособие. – Москва: Изд-во МПСИ, 2005. – 278с.
ISBN 5-89502-886

Реконструкция металлического убора костюма женщины из племени мурома IX—X вв. Владимирская обл. Экспозиция в ГИМ

Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу [2] .

Племя занималось сельским хозяйством, охотой, ремёслами. К XII веку было ассимилировано восточными славянами на начальном этапе формирования русского этноса [3] . Дискуссионным в науке является вопрос о происхождении муромы [3] . Вымерший муромский язык, судя по гидронимии нижней Клязьмы, был близок мерянскому.

Муромская топо- и гидронимия достаточно полно сохранена в названиях местностей, населённых пунктов, рек и озёр (реки Теша, Кекша, Ушна и пр.). Сохранились муромские памятники археологии — грунтовые могильники, селища-города и Чаадаевское городище.

Сегодня мы вспомним и поговорим про поволжско-финское племя Мурома, я думаю, что это будет интересно и познавательно.


Удивительно то, что название Муром сохранилось и отразилось в названии города Муром, который находиться во Владимирской области и является центральным городом Муромского района.

Племя обитало в землях Нижней Оки от устья реки Цны до устья Клязьмы в первом и начале второго тысячелетия до нашей эры, подтверждение чему археологи находят до сих пор в земле при проведении раскопок.


Муромы были оседлым племенем занимающимся скотоводством, охотой, рыболовством. Активно вели торговлю со своими ближайшими соседями.

Также у них было развито ювелирное дело, о чем свидетельствует находки украшений при раскопках.

Так как через земли племени проходил Великий Волжский торговый путь, то можно сделать вывод о том, что экономика племени была довольно высока для того времени.


Однако, несмотря на экономическую стабильность и передовое развитие со временем племя потеряло свою идентичность, постепенно возникали славяно-финские поселения.

Уже в 3 веке народ муромов не упоминался в летописях, а вошел в состав Древнерусского государства, совместно с другими племенами.


Археологи и сейчас находят упоминание об этом племени и натыкаются на старые грунтовые кладбища, которые относились к этому племени.

Надеюсь, вам понравилась данная статья! А вы считаете себя потомками финно-угорских народов?

Также рекомендую почитать следующие познавательные публикации: "5 тюркских народов принявших христианскую веру" и "Орочи - коренные жители Дальнего Востока"

Читайте также: