Сообщение о планетах солнечной системы 4 класс окружающий мир план сообщения

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.

Цель урока: формирование представлений у учащихся о планетах Солнечной системы.

Задачи:

  • познакомить с планетами Солнечной системы и их отличительными особенностями;
  • выявить отличительные особенности планет и звёзд;
  • формировать представления об естественных спутниках и планетарных кольцах;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
  • расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Оборудование: на столах учебники Плешакова А.А. Окружающий мир, 4 кл., Ч. 1, тетради, ручки, карандаши, кроссворды на каждого ребёнка (Приложение 1), листы самооценки (Приложение 2), маршрутные карты (Приложение 3).

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ планеты солнечной системы.docx

Тема: Планеты Солнечной системы

Тип урока урок усвоения новых знаний

Образовательные ресурсы : учебники, презентация

Цели: познакомить с планетами Солнечной системы; сформировать представление о том, отчего на Земле происходит смена пни и ночи, времен года.

Формы и методы обучения : индивидуальная, групповая.

Основные термины и понятия : созвездия

Планируемые образовательные результаты .

Планируемые результаты:

Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения ; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Оформление доски частью работ с моделями Солнечной системы

2. Работа в группах

— Обозначьте кодовым знаком каждое мое высказывание, согласившись со мной или не согласившись. Кодовые знаки: О — да, □ — нет, — не знаю.

1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.

2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.

4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

5. Земля движется вокруг Солнца.

6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

(Проверка: 1 - О; 2 - О; 3 - □; 4 - □; 5 - О; 6 - □.)

III . Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (Астероид, так как это не планета.)

Продолжите ряд названий планет. (Ученики говорят названия планет.)

О чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о планетах.) Тогда вперед, к загадочным и далеким планетам системы!

IV . Открытие нового знания

1. Работа в группах

На карточке записана мнемофраза. Ваша задача - найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?

Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.

Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)

Мнемофраза – это предложение или фраза, которая позволяет быстрее запомнить правило или последовательность чего-либо.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую пове рхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Давайте поближе познакомимся с планетами.

Венера - вторая планета от Солнца. По своим размерам Венера схожа с Землей, а ее поверхность покрывают горы и пустыни. Атмосфера Венеры почти целиком состоит из ядовитого углекислого газа и отличается большой плотностью, что помогает удерживать тепло, а потому на Венере постоянно высокая температура. Венера – самая яркая из девяти планет Солнечной системы и вращается она не так, как остальные планеты, а наоборот: Солнце на Венере всходит на западе и заходит на востоке. Планета Венера носит имя богини красоты.

Земля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует, по меньшей мере, полтора миллиона видов растений и животных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до —85 "С.

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Он так велик, что внутри него могли бы уместиться остальные восемь планет. У Юпитера небольшое твердое ядро, окруженное бурлящей массой жидкого водорода. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, из-за чего его средняя часть как бы выпячивается и планета напоминает приплюснутый шар. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы, его легко узнать по окружающим его красивым светящимся кольцам, состоящим из миллиардов твердых частичек (лед и камень). Сатурн состоит из водорода и гелия и является наименее плотной из всех девяти планет Солнечной системы. Как это ни удивительно, Сатурн вполне мог бы плавать, если бы существовал такой большой океан, в который его можно было бы опустить. Планета Сатурн названа в честь римского бога земледелия.

Уран был впервые замечен в 1781 году астрономом-любителем Вильямом Гершелем. От солнца он удален на расстояние 2 миллиардов 735 миллионов километров, и поэтому там очень холодно. Уран в основном состоит из гелия и водорода, а содержащийся в его атмосфере газ метан придает ему зеленый цвет.

Нептун очень похож на Уран, только размером поменьше. От Нептуна до Солнца 4 миллиарда 345 миллионов километров, поэтому там стоят лютые морозы. Температура на поверхности Нептуна – минус 200 градусов. Планета Нептун носит имя римского бога морей.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму.Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

V . Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Используя текст учебника, выполним задание 2 на с. 8 рабочей тетради.

(Ученики выполняют задание.)

VI . Физкультминутка

VII . Работа по новой теме

I . Работа в группах

- Откройте учебник на с. 12. Прочитайте вопрос, на который нужно ответить. (Отчего на Земле сменяются день и ночь и времена года?) Проанализируйте схемы, постарайтесь ответить на эти вопросы.

(После работы в группах выслушать предположения детей.) Как мы можем проверить, кто оказался прав? (Воспользоваться текстом учебника.)

2. Работа по учебнику (Ученики читают текст на с. 13 по цепочке.)

- Итак, отчего на Земле сменяются день и ночь? (Это происходит оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.)

- Отчего на Земле сменяются времена года? (Это происходит из-за того, что земная ось расположена наклонно, и из-за вращения Земли вокруг Солнца.)

- Какие выводы о природных явлениях, связанных с движением Земли в космическом пространстве, можете сделать? (Смена дня и ночи — вращение Земли вокруг своей оси (сутки).Смена времен года — вращение Земли вокруг Солнца (год).)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Выполним задание 5 на с. 10 рабочей тетради. Что изображено на первой схеме? (Смена дня и ночи.)

- Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Солнце.)

— Дорисуйте и подпишите схему.

— Что изображено на второй схеме? (Смена времен года.)

— Что необходимо дорисовать на этой схеме? (Половину Солнца и планету Земля, освещенную им с другой стороны.)

— Дорисуйте и подпишите схему.

VIII . Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

IX . Рефлексия

— Какое задание было интересным?

— Какое задание было трудным?

— С каким настроением вы уходите с урока? (Самооценка.Комментарий учителя.)

Планета Венера
1. Почему планета Венера так называется? Происхождение названия.
2. Размер планеты, сравнение с размером Земли.
3. Ось вращения Венеры.
4. Сколько длится 1 астрономический год на Венере?
5. Ученые, занимавшиеся исследованием Венеры.
6. Когда можно увидеть Венеру с Земли?
7. Атмосфера Венеры, ее химический состав.
8. Ландшафт Венеры, его основные особенности.
9. Есть ли у Венеры спутники?
10. Самые распространенные атмосферные явления на Венере, их основные особенности и отличия от земных осадков.

Солнечная система (доклад, 4 класс)

В безоблачную ночь на небосводе можно наблюдать множество сияющих звезд. Но самую близкую к нам звезду мы видим в светлое время суток. Имя этой звезды – Солнце и оно является центром Солнечной системы. Вокруг солнца по кругу вращаются 8 планет и другие небесные тела: астероиды, кометы и осколки.

Путь, по которому планеты облетают солнце, называют орбитой. У каждой из 8 планет своя орбита и скорость, они никогда не сталкиваются.

Солнце

Солнце является раскалённым скоплением газа. Размеры солнца просто огромны по сравнению с другими небесными телами, входящими в Солнечную систему. Газ, из которого состоит светило, излучает ослепительный свет и выделяет тепло, поэтому изучать солнце очень сложно. Однако ученые установили, что внутри солнца есть особо горячее ядро, а его поверхность похожа на бушующие языки пламени или ослепительную солнечную корону.

Тепло солнца достигает Земли несмотря на большие расстояния между нашей планетой и звездой. Энергия солнечного света составляет основу всего живого на Земле.

Планеты солнечной системы

Имена планет Солнечной системы всем хорошо известны: это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Эти планеты очень отличаются по виду и размеру, но 3 из них чем-то напоминают Землю, а остальные имеют с ней мало сходства.

Марс, Венера, Земля и Меркурий имеют твердую почву. Это планеты, орбиты которых расположены ближе всего к солнцу.

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – это удивительная смесь газа, льда, пыли и осколков камней. На такую планету совершенно невозможно посадить исследовательский космический корабль. Каждая из этих планет окружена поясом из астероидов.

Часть планет имеют собственные спутники. Например, у Земли есть Луна. Спутники Марса носят греческие имена Фобос и Деймос.

Меркурий

Меркурий – сосед солнца. Именно поэтому на нем очень жарко днем и крайне холодно ночью. Сутки на Меркурии длятся как 59 земных дней. Поверхность Меркурия изрыта кратерами от падающих метеоритов.

Венера

Сутки Венеры еще длиннее, чем на Меркурии и составляют 243 земных дня. Температура на поверхности настолько высока, что все покрыто лавой.

На Венере есть атмосфера, но она состоит из таких газов, дышать которыми человеку нельзя

Земля

Земля – планета на которой мы живем. Она уникальна своими зелеными лесами, синими морями, разнообразием живых существ и атмосферой. В настоящее время люди продолжают поиски внеземной жизни, но доказать ее существование пока не удалось.

Марс

Марс называют красной планетой, хотя последние снимки с исследовательских зондов показывают, что почва на Марсе по цвету скорее рыжеватая, чем красная.

Считается, что очень давно на Марсе была жизнь, похожая на земную.

Газовые гиганты

Газовые гиганты Юпитер, Сатурн. Уран. Нептун расположены на удалении от солнца. Тепло звезды почти не согревает их, поэтому на газовых гигантах всегда очень холодно.

Из их названия ясно, что они отличаются необычайно большими размерами. Юпитер настолько огромен, что его можно увидеть в ясном ночном небе без телескопа.

У каждой из газовых планет множество спутников. У Юпитера их 67, у Сатурна 65, у Урана 27, а Нептун окружают 14 спутников.

Еще совсем недавно ученые называли планетой Плутон, который также вращается вокруг солнца по своей орбите. В наши дни Плутон считают одной из множества планет-карликов, входящих в Солнечную систему.

Астероиды

Астероиды иногда называют малыми планетами. Они похожи на обычные планеты и также двигаются по собственной орбите, но они значительно меньше размером и часто неправильной формы. В Солнечной системе обнаружен почти миллион астероидов размером больше 30 метров в ширину.

Кометы

Кометы - небольшие небесные тела, огибающие солнце по очень вытянутой, овальной орбите. Тело кометы содержит много льда, который тает при приближении к солнцу и нарастает вновь при удалее от солнца. Когда лед кометы начинает таять, у кометы появляется "хвост" из испаренных частичек льда.

Читайте также: