Сообщение речевые нормы мси

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 578/365

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н.Зиничев

Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.Шадаев

в Министерстве юстиции

26 октября 2020 года,

регистрационный N 60567

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 578/365

Положение о системах оповещения населения

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895; 2020, N 15, ст.2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014; 2020, N 29, ст.4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 29, ст.4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 30, ст.4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2011, N 30, ст.4596.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,1992, N 7, ст.300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1134.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 27, ст.4185.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2020, N 15, ст.2275.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6165; 2019, N 40, ст.5570.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст.2274.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5749.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст.7431; 2019, N 22, ст.2829.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4239.

2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Белова Татьяна Юрьевна

в рамках районного конкурса учебно- исследовательских работ на тему:

Руководитель: Белова Татьяна Юрьевна.

С Выльгорт, 2019

исследовательская работа может способствовать более глубокому изучению речевых жанров.

Могу предположить, что если у письма нет будущего, и его в скором времени вытеснит sms, то мы можем sms считать, как новый речевой жанр. Но данное утверждение требует доказательств.

новый речевой жанр.

Я начал своё исследование с изучения литературы. Вот что говорят различные источники по данной теме.

Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. Нашёл его только в Интернете.

С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое.

2.2. История развития SMS

2.3 Определение речевого жанра.

Попробуем разобраться, что такое речевой жанр? Обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова. С.И.

Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.

Речевые жанры по теории разделения Бахтина М. М.

Я представлю характеристику лишь некоторых речевых жанров:

1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.

3. Спор - это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.

- возможность редактировать, исправлять, дописывать.

Привет! Как жизнь? Ты что не пишешь? Я соскучился! Позвони.

Поздравляю с 23 февраля! Мужества, силы духа и счастья.

За окном опять дождь! Как мне грустно! Очень хочется к тебе.

Хочешь похудеть. (через минуту продолжение) Меньше жри.

  1. Узнать о местонахождении и планах адресата или сообщить своё местонахождение.

Привет! Как прошли праздники?

Я еще в парикмахерской скоро буду!

Все это предполагает передачу не только информации, но и эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.

Для помощи есть специальные значки, создаваемые небуквенными символами клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, создавая эффект присутствия.

Неслучайно в SMS нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам. Они служат одновременно знаком конца предложения и выражением эмоции:

Спасибо за поздравление : )

Почему не отвечаешь, я жду : (

Жанров SMS множество. Представляю наиболее популярные:

С точки зрения культуры, главное, что смайлики служат выражением дружелюбия. Многие не ставят пробелов и других символов, чтобы сберечь место для смайликов.

Также для передачи интонации используют вопросительные и восклицательные знаки, многоточие и заглавные буквы:

Таким образом, SMS-орфография стала особым способом самовыражения.

Нами было предложено анкеты для ребят нашей школы, их родителей и преподавателей нашей школы.

Анкета для учащихся.

Было опрошено 20 человек, все они являются учащимися 3,4 классов.

Результаты получили следующие.

Нам удалось выяснить, что все, из опрошенных, пользуются SMS-общением;

- удобным общением, с помощью SMS, считают большая часть опрошенных: 16 человек;

- 18 человек признались, что допускают ошибки при написании текстов SMS;

- смайлики используют 20 человек.

Анкета для преподавателей.

А еще один немаловажный вопрос мы задали нашим преподавателям: засоряют ли SMS русский язык и как SMS влияет на грамотность ребят?

Анкета для родителей наших обучающихся.

И вот какие ответы мы получили:

Отсюда видно, что положительных моментов больше, чем отрицательных. Может быть, иногда благодаря какому-нибудь приему, используемому в SMS, мы сможем быстро, но кратко и ёмко передать какую-либо информацию. Ведь это не такое уж и ненужное умение.


В настоящее время мы очень зависим от современных технологий не только на научном, но и на бытовом уровне. Сотовый телефон, скайп, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.

До изобретения телефона и вхождения Интернета в нашу повседневную жизнь переписка занимала большое место в жизни человека. Это были письма родным, друзьям. Одним словом, единственное средство общения на расстоянии. Вспомните времена, когда люди обменивались письмами на бумаге, с почтовыми марками и штампами. Их писали часами, днями, неделями, ведь в них человек вкладывал свою душу, думал над каждым написанным словом и фразой. Сейчас люди переписываются в социальных сетях и совсем забыли про эти конверты с душой, грамотность, короткие твиты и посты заменили листы бумаги с подписью и пожеланиями. Психологи бьют тревогу, что у нас остаётся мало времени на непосредственное общение в реальности, и чаще мы связываемся друг с другом либо по Интернету, либо по телефону. XXI век считается веком виртуального общения. Электронные виды общения обеспечивают быструю и надёжную передачу информации, успешно вытесняя присутствие обычных писем в нашей жизни, общение с людьми, а главное понижается наша грамотность. Хорошо ли это? И что будет с нашим языком?

Объектом исследования является процесс общения школьников посредством мобильной связи

Цель исследования представляет собой попытку выявить влияние SMS сленгов на грамотность школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить по данной теме лингвистические источники информации: статьи, справочники, словари, учебники.

4. Провести опрос о влиянии SMS на грамотность письменной речи.

5. Составить словарь SMS–cленгов.

6. Разработать рекомендации школьникам и родителям по решению данной проблемы.

Работая над данной темой, мы пользовались следующими методами:

 изучение публицистики и научно-популярной литературы;

 изучение, наблюдение и анализ исследований по данной теме;

 наблюдение за процессом общения школьников;

 социологический опрос (проведение анкетирования среди одноклассников).

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу целенаправленной работы школьников над своей грамотностью. В своей исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в заглавии, и найти наилучший способ передачи информации, не искажая орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Язык, как средство общения постоянно ищет наилучшую форму передачи мысли, чутко реагирует на малейшие изменения во всех сферах жизни. Средства массовой информации, реклама, деловое общение, наука, литература являются основными источниками обновления языка.

В последнее время лексика русского языка имеет все шансы пополниться словами, которые возникли в результате использование – SMS-языка. Обогащение ее происходит за счет словообразования. Современный русский язык располагает сравнительно новым и отличающимся высокой продуктивностью способом словообразованием – сокращением (аббревиацией).

Прогнозы учёных о широком распространении SMS – языка не подтвердились, он получил своё развитие в социально – бытовой сфере, но не был принят в деловых кругах. Несколько лет назад, выдвигались предположения, что SMS – язык может стать языком делового общения, так как в деловом языке очень много аббревиатур:

 сокращения, принятые в документации;

 сокращения, используемые в деловой переписке.

SMS уже можно рассматривать как один из основных видов коммуникации для целого поколения людей. Но возникает масса поводов для беспокойства. В СМИ неоднократно говорилось о возникновении у людей (по большей части подростков) самой настоящей SMS-зависимости. Этот недуг может поражать целые нации! Например, японцы, и раньше не отличавшиеся особой общительностью, теперь и вовсе дошли до абсурда: посредством SMS общаются люди, находящиеся в одном помещении.

Использование сокращенного варианта общения – способствует нарушению правил в русском языке:

 мыца (мыться) – фонетическая орфография;

 я тя лю (я тебя люблю) – отсечение не нужных частей слова;

 изза (из-за) – отпущение дефисов;

 сдесь (здесь) – замена парных согласных;

 (харашо) – замена гласных;

 отсутствие мягкого знака, знаков препинания, которые в основном используются для выражения эмоций.

Таким образом, смс – язык проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на нашу развитие личности и нашей культуру.

Очень часто от наших учителей можно услышать, что с каждым годом дети становятся всё безграмотней и безграмотней. Русский язык – наше национальное достояние и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством – хранить и приумножать.

 разработка предложений по основам государственной политики в области русского языка;

 внесение предложений и рекомендаций по поддержке русского языка, как государственного языка Российской Федерации;

 расширение использования русского языка в межнациональном и международном общении;

 повышение культуры владения русским языком;

 выработка предложений по улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка;

 подготовка рекомендаций по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований в области русского языка;

 содействие созданию действенной системы популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации и путем издательской деятельности в области русского языка.

Опасения возникают у лингвистов, которые считают, что основными пользователями SMS-языка являются школьники, у которых языковая культура ещё не сформировалась. Следовательно, нынешнее поколение, которое выражает себя при помощи SMS-языка, станет – неграмотными специалистами.

В тоже время существует и другая точка зрения на эту проблему.


- цырке ржунимагу

Проанализировав SMS – диалог и отредактировав его:


- В зоопарке. Очень смешно!

Исследуя данную проблему, я выявила, что основными причинами безграмотного SMS- письма можно считать следующие:

- многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие;

 попытаться сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятной окружающим;

 разъяснить школьникам особенности языка, показывать красоту слов и недопустимость их искажения;

 убедить подростков разграничивать SMS-общение с общением в реальном мире;

 создали памятку с советами ученикам и родителям по данной теме.


ВНИИПО ведет работу по гармонизации положений ГОСТ Р 53325 с требованиями Европейского стандарта EN 54 "Системы пожарной сигнализации". Одной из характерных особенностей стандарта EN 54 являются требования по организации различных уровней доступа персонала к аппаратуре управления и контроля систем речевого оповещения. Подробнее рассмотрим европейские нормы, которые представляются новыми для отечественной практики

Д.В. Якунькин
Технический директор ООО "Статус-Связь"

В современных противопожарных нормах предусматривается два акустических способа доведения до людей информации о пожаре. Первый из этих способов (звуковой сигнал) обеспечивается в системах СОУЭ 1-го и 2-го типов. Второй способ (речевой сигнал) – в системах СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов. У каждого из этих способов есть как характерные преимущества, так и недостатки.

Звуковое оповещение: требует обучения людей

Звуковой способ оповещения эффективно применять в тех зданиях, где основная доля обитателей состоит из обучаемого контингента. Например, это сотрудники компании, арендующей помещение в данном здании. Собственник здания и/или арендатор должны позаботиться о том, чтобы эти люди знали звуковой сигнал оповещения о пожаре и умели по нему действовать. Иными словами, люди должны быть обучены.

4 преимущества
Можно выделить 4 ключевых преимущества звукового способа оповещения:

  1. обученным людям требуется небольшое время (порядка 4–12 с), чтобы распознать сигнал о пожаре после его подачи и начать реагировать;
  2. качество передачи звукового сигнала не зависит от психофизического состояния кого-либо из людей;
  3. звуковые сигналы могут относительно эффективно передаваться даже на фоне высоких окружающих шумов;
  4. строить и эксплуатировать технические системы со звуковым способом оповещения относительно просто.

3 недостатка
Среди недостатков звукового способа оповещения можно упомянуть 3 основных:

  1. малая информативность – как правило, в системах со звуковым способом оповещения обеспечивается передача одного сигнала – "Пожар". Передача других сигналов обычно не предусматривается;
  2. необходимость обучения людей сигналу оповещения, применяемому в конкретном здании;
  3. отсутствие в отечественных противопожарных нормах четких требований к виду звукового сигнала оповещения о пожаре и необходимости немедленной эвакуации из здания.

Особенно неприятным представляется 3-й пункт. Нередко в одном и том же здании могут звучать совершенно разные звуковые сигналы оповещения о пожаре – в зависимости от того, кто и когда оснащал системами противопожарной автоматики различные этажи. Прибавьте к этому отсутствие должного обучения контингента действиям по сигналам оповещения и вы получите совершенно бесполезные (в смысле эффективности) системы оповещения.

С 1 января 2008 г. в России действует стандарт ГОСТ Р ИСО 7731–2007 "Эргономика. Сигналы опасности для административных и рабочих помещений. Звуковые сигналы опасности". В терминологию этого стандарта введено понятие "звуковой сигнал аварийной эвакуации" (Auditory Emergency Evacuation Signal). Под ним понимается сигнал, обозначающий возникновение или фактическое наступление критического положения, приводящего к вероятности причинения травм и требующий от людей немедленно покинуть опасную зону в установленном порядке. Сам вид звукового сигнала аварийной эвакуации в стандарте не рассматривается, но дается ссылка-примечание на то, что данный сигнал описан в международном стандарте ИСО 8201. Сигнал имеет характерную последовательность: 0,5 с – включен, 0,5 с – выключен, 0,5 с – включен, 0,5 с – выключен, 0,5 с – включен и 1,5 с – выключен. Его запрещается использовать под какие-либо другие цели, кроме немедленной эвакуации. Например, на территории США этот стандарт адаптирован в виде национального стандарта ANSI S3.41

Речевое оповещение: оптимально для ТЦ и гостиниц

Когда есть вероятность того, что на объекте может присутствовать контингент, не знакомый с принятыми на объекте сигналами оповещения о пожаре и порядком необходимых действий, эффективным представляется речевое оповещение. Примером подобных объектов могут служить любые современные торговые комплексы, гостиницы и т.д., где люди в основном находятся в течение незначительного времени. Речевой способ оповещения позволяет передавать различную информацию (на одном или нескольких языках) – и это одно из его главных преимуществ.

Однако при речевом способе оповещения нужно помнить о нескольких подводных камнях:

В соответствии с СП 3.13130– 2009 (примечание 4 к табл. 2), в помещениях и зданиях, где находятся люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности. В России уже 10 лет действует ГОСТ Р 51671–2000 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности", в котором описаны технические средства для оповещения маломобильных групп населения

В чем различия между типами СОУЭ

1. Для систем СОУЭ 3-го типа в соответствии с СП 3.13130–2009 обязательными являются требования по наличию речевого способа оповещения и световых оповещателей "ВЫХОД".
2. Для систем СОУЭ 4-го типа должны быть удовлетворены еще 3 требования (дополнительно к СОУЭ 3):

2.1. наличие эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения;
2.2. разделение здания на зоны оповещения;
2.3. наличие обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

3. Для системы СОУЭ 5-го типа требуется (дополнительно к СОУЭ 4) обеспечить:

3.1. наличие световых оповещателей, указывающих направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением;
3.2. возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения;
3.3. координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.

Видно, что сложность системы растет вместе с ее типом.

СОУЭ + Public Address = ?

Практически любая современная СОУЭ способна выполнять в той или иной мере функции системы Public Address (PA). Это могут быть:

  • широковещательные информационные объявления (в том числе рекламного характера);
  • трансляция фоновых музыкальных программ;
  • поисковая связь и т.д.

В таких случаях экономически целесообразно строить одну единую систему, не распыляясь отдельно на СОУЭ и отдельно на PA. Безусловно, применяемые аппаратура и технические средства должны в полной мере соответствовать требованиям противопожарных норм.

С другой стороны, существуют ситуации, когда, например, технически невозможно или нецелесообразно объединять функции двух систем в одной. Например, такая ситуация может возникнуть, если, например, требуется оснастить спортивную арену и концертно-музыкальной системой звукообеспечения, и системой оповещения о пожаре. Это не абсолютное утверждение, но может оказаться, что экономически целесообразнее в таком случае создавать две отдельные системы.

В любом случае приоритетом должны обладать сигналы оповещения о пожаре. В случае их активации должна быть автоматически прекращена трансляция всех других неаварийных сигналов.

Как распределяются приоритеты

В отечественных нормах не говорится о том, какой из сигналов должен обладать большим приоритетом: сигнал пожарного оповещения или сигнал оповещения ГО и ЧС. В нормах НПБ 104-03 делалась попытка использования комплекса технических средств СОУЭ для ретрансляции сигналов ГО и ЧС. В современной редакции норм (свода правил) подобных попыток уже не заметно.

Для сравнения, например, в США вовсю идет развитие так называемых MNS-систем, которые выполняют функции оповещения населения и о пожаре, и о техногенных катастрофах, и о природных катаклизмах, и о других видах опасности. Там давно и довольно "красиво" выполнено распределение приоритетов для сигналов пожарной тревоги и сигналов ГО и ЧС.

EN 54: ориентир для ГОСТ Р 53325

В настоящее время ВНИИПО ведет работу по гармонизации положений ГОСТ Р 53325 с требованиями Европейского стандарта EN 54. В связи с этим довольно интересно рассмотреть европейские нормы, и особенно те их положения, которые представляются новыми для отечественной практики.

Стандарт EN 54 был утвержден Европейским комитетом по стандартизации (CEN) 20 января 2008 г. Члены CEN обязаны соблюдать внутренние правила CEN/CENELEC (Европейский комитет
по стандартизации в электротехнике), которыми предусматриваются условия для предоставления этому европейскому стандарту статуса национального стандарта без каких-либо изменений. Самые новые списки и библиографические ссылки относительно таких стандартов можно получить при обращении к администрации CEN (CEN Management Centre) или к любому члену CEN.

Членами CEN являются национальные организации по стандартизации в следующих странах: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Эстония.


Так, стандарт EN 54-16 был введен в 2008 г. Начиная с 1 апреля 2011 г. нормы EN 54 стали обязательны в Европейском союзе. В любых новых инсталляциях систем пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре должно использоваться только оборудование и аппаратура, которые сертифицированы на соответствие требованиям EN 54. Отметим, что нормативные документы, гармонизированные с EN 54, действуют уже не только в странах Евросоюза, но и в некоторых странах СНГ (например, на Украине и в Белоруссии).

Стандарт EN 54 существует в трех официальных версиях (на английском, французском и немецком языках). Версия на любом другом языке получается путем перевода официальной версии под руководством члена CEN на его собственный язык и уведомления администрации CEN о том, что переведенная версия имеет такой же статус, как и официальные версии.

Одной из характерных особенностей стандарта EN 54 являются требования по организации различных уровней доступа персонала к аппаратуре управления и контроля. Рассмотрим эти требования на базе 16-й части стандарта (EN 54-16), которая предъявляет требования к аппаратуре речевого оповещения.

Европейские требования к уровню доступа

Стандарт EN 54 требует, чтобы в аппаратуре оповещения было предусмотрено 4 уровня доступа к ее органам управления и индикации в отношении так называемых обязательных функций. Каждый уровень доступа предназначен для определенной группы пользователей, которые могут работать с данной аппаратурой. Стандарт EN 54-16 предусматривает для аппаратуры два вида функций:

  • обязательные (Mandatory) – функции, соответственно набор требований к ним, которые должны быть предусмотрены в любой аппаратуре;
  • дополнительные (Optional) – функции, наличие которых в аппаратуре не является обязательным, но эти функции и требования к ним описаны в стандарте. Если аппаратура обладает теми или иными дополнительными функциями, тогда требования к ним следует рассматривать как обязательные.

В аппаратуре управления оповещением должны быть предусмотрены 4 уровня доступа: от наиболее доступного уровня 1 до наименее доступного уровня 4. Органы ручного управления аппаратурой, доступ к которым предоставляется на данном уровне, не должны быть доступны на более раннем уровне.

Существуют и определенные правила по доступу к органам управления и индикации:

  • все обязательные индикации должны быть видимы на уровне доступа 1 без какого-либо предварительного ручного вмешательства (например, без необходимости открывать дверь);
  • органы ручного управления на уровне 1 должны быть доступны без каких-либо специальных процедур;
  • индикация и органы ручного управления, которые являются обязательными для уровня доступа 1, также должны быть доступны и на уровне 2;
  • вход на уровень доступа 2 должен быть ограничен с помощью специальной процедуры;
  • вход на уровень доступа 3 должен быть ограничен с помощью специальной процедуры, отличной от процедуры входа на уровень доступа 2;
  • вход на уровень доступа 4 должен быть ограничен специальными средствами, которые не являются составной частью аппаратуры оповещения.

Стандарт EN 54-16 не описывает цели, которые преследуются такой организацией уровней доступа (см. таблицу). Однако в целом предполагается, что они будут использоваться, как описано ниже.

Стандарт EN 54-16 допускает, что в некоторых случаях может быть признано целесообразным, чтобы аппаратура имела дополнительные уровни доступа внутри уровня доступа 2 или внутри уровня доступа 3 (например, 2А и 2B). Это позволило бы организовывать различные классы авторизации пользователя для доступа к выбранной группе элементов управления или функций. Дополнительные уровни доступа разрешено иметь при условии, что данные уровни будут отличаться от уровней доступа 1–4, описанных в стандарте.

Строгую иерархию имеют только уровни доступа 1 и 2. Примерами специальных процедур входа на уровень доступа 2 и/или 3 являются:

  • механические ключи;
  • инструмент;
  • внешнее устройство программирования.

Это может быть приемлемо, когда для входа на уровень доступа 4 требуется только простой инструмент (например, отвертка), после того как получен доступ к уровню 2 или 3. Например, производитель может заявить в своей документации, какие части аппаратуры оповещения не обслуживаются пользователем, и вход на уровень доступа 4 может далее контролироваться организационными мероприятиями пользователя. Может быть также признано пригодным использовать внешние инструментальные средства, чтобы выполнить некоторые функции на уровне доступа 3, скажем, чтобы запрограммировать системные данные.

Читайте также: