Сообщение сценическая судьба пьесы на дне

Обновлено: 05.07.2024

Непосредственное начало комедии — завязка: читатель видит молодую девушку Липочку, которая безумно желает стать замужней женщиной, и не без протеста соглашается на предложенную своим отцом кандидатуру — приказчика Подхалюзина. В каждой комедии присутствует так называемая движущая сила, зачастую это главный герой, который часто занимает контрапозицию к большинству действующих лиц, либо своим активным участием, способствует острому развитию сюжетной линии.

В данной пьесе кульминацией служит эпизод, в котором Липочка открыто занимает сторону своего мужа и говорит отцу о том, что они не заплатят за его кредиты ни копейки. За кульминацией следует развязка — логический исход событий. В развязке авторы подводят итоги всей комедии, разоблачают всю ее суть.

Но Александр Островский использует другой прием — Подхалюзин остается верным своим принципам о последнего, обещая вместо скидки кредитора, не обсчитывать его в будущем собственном магазине.

Сценическая судьба пьесы

Всем известно, что пьесы в отличие от других жанров литературы трансформируются в другой, не менее важный вид искусства — театр. Однако не все пьесы имеют сценическую судьбу. Существует множество факторов, которые способствуют или препятствуют постановкам пьес на подмостках театров. Главным критерием, определяющим жизнеспособность пьесы в будущем, является ее актуальность тем, освещаемых автором.

Такая редакция сохранилась до конца 1881 года. Следует отметить, что когда знаменитый режиссер А. Ф. Федотов в 1872 году позволил себе дерзость и поставил пьесу в первоначальной форме в своем Народном театре, этот театр уже через несколько дней был навсегда закрыт по указу императора.

Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных

и философских воззрений.

Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей. Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти — добрый утешитель, для Барона и Бубнова — лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща.


Оглавление

  • От автора
  • Введение. Современен ли Горький?
  • Глава первая. В поисках истины. ШКОЛА. ТЕАТР. КРИТИКА

Глава первая. В поисках истины

ШКОЛА. ТЕАТР. КРИТИКА

— Вызвать интерес к Горькому в школе трудно…

— Горький от нас уходит…

Кстати, характеристика уровня эстетического анализа горьковских произведений была критична и самокритична:

В признаниях свердловских учителей заключена значительная доля горькой правды нынешних педагогических будней, и характерна она, надо думать, не только для них. Если педагог не сможет привить любви к Горькому, возбудить к нему интерес, то его воспитанник войдет в жизнь духовно обделенным, и могут пройти годы, прежде чем он откроет для себя (если откроет) художественный мир родоначальника социалистического реализма.

Методистов, учителей, вузовских преподавателей тревожит состояние изучения творчества М. Горького в школе. По собственному почину они пытаются доискаться до первопричин, ведут опросы учащихся. Опросы эти никем не координировались, но приобрели довольно широкий

размах. Они проводились в Москве, Ленинграде, Иванове, Горьком, Ставрополе и других городах и нашли известное отражение в печати.

«Все началось с Луки… Я спросила ребят, что они о нем думают. И пошло!

— Я считаю, он утешает их, как может, вот и все. Не его вина, если при таком строе он с ними ничего больше не может сделать.

— Что же, наговорить про райскую загробную жизнь — это, по-твоему, дело?

«Недавно в нашем классе мы долго спорили по одному вопросу, но так ни к чему и не пришли.

Интерес педагогов к суждениям своих воспитанников, хотя бы о том же Луке, можно только приветствовать. Он совпал с рождением в нашем литературоведении нового направления — так называемого функционального изучения литературы. Анкетирование, опросы и прочие приемы этого метода помогут выявить разные уровни эстетического сознания тех или иных социальных и возрастных групп населения, в том числе и школьников. Располагать такими данными полезно, даже необходимо, так как они характеризуют обыденное, неискушенное эстетическое сознание. Сложившееся под влиянием окружающей среды, семьи, школы, массовых средств эстетического воспитания, собственного жизненного опыта, оно служит педагогу, литературоведу, критику как бы отправным пунктом в деле дальнейшего развития художественного вкуса людей.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТКР №2. Литература начала 20 века. Писатели-реалисты начала 20 века.

А) Новаторство Горького-драматурга

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

А) Новаторство Горького-драматурга

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей. Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М. Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримеров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького – грубоватость.

Г) Концепция человека в раннем творчестве М. Горького

Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой” явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.

Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический характер. В этих рассказах противопоставляется серая обыденная жизнь яркой, экзотической, героической. Контраст связан с противостоянием отдельной личности толпе — жизнь как подвиг и жизнь как произвол.

Для Горького человек — гордый и свободный властелин земли. “В жизни всегда есть место подвигу”, — говорит Горький устами героини романтического рассказа “Старуха Изергиль”.

Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными, вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить “души живых мертвецов”. Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви, счастья, если ради этого надо пожертвовать свободой, и своей гибелью утверждают другое — высшее — счастье: бесценное благо свободы. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей”.

Среди этих гордых и свободолюбивых горьковских героев умудренная жизнью старая Изергиль убежденно выражает мысль Горького об ответственности за себя, свои действия и поступки. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни — апофеоз свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека. Поэтому так убедителен ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко, будто это не поэтическая легенда, а реальная история, свидетельницей которой была она сама.

Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит людям, утратившим свои идеалы. А кто же те, ради которых альтруист Данко пожертвовал жизнью, кого он вывел из тьмы леса и смрада, болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? “Были это веселые, сильные и смелые люди”, но вот пришла “тяжелая пора” и они разуверились в борьбе, ибо считали, что прежний их опыт борьбы ведет лишь к гибели и уничтожению, а “они не могли умереть”, потому что вместе с ними исчезли бы из жизни и “заветы".

Спасая людей, Данко отдает самое дорогое и единственное, что имеет — свое сердце — “факел великой любви к людям”. Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. К самопожертвованию во имя людей и призывал Горький. Основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг, — это настоящий человек.

Старуха Изергиль помимо передачи мнения автора является еще и связующим звеном. История ее жизни помещена посередине рассказа. Она жила среди людей, но для себя. Первой от Изергиль мы слышим легенду о гордом, свободолюбивом Ларре, сыне женщины и орла, который жил для себя, и последней — о Данко, жившем среди людей и для людей.

В “Песне о Соколе”, которая похожа по своей форме — рассказ в рассказе — на два предыдущих произведения, также стоит проблема смысла жизни. Горький строит рассказ на контрасте — люди-соколы и люди-ужи. Автор рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными птицами, другие — с ужами, обреченными всю жизнь “ползать”. Горький, говоря о последних: “Рожденный ползать — летать не может”, — восхваляет людей, подобных соколу: “Безумству храбрых поем мы песню!” Основной природный символ, как в “Песне о Соколе”, так и в других произведениях Горького — это море. Море, передающее состояние умирающей птицы, — “волны с печальным ревом о камень бились. ”; “В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни”; “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Основную тему автобиографического рассказа “Рождение человека” можно определить уже по самому названию — появление на свет нового человека. По Горькому, рождение ребенка — это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил человек в этот, еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное для продолжения его жизни.

Ребенок, появляясь на свет, заявляет о себе буйным криком. При его рождении улыбается мать, “удивительно расцветают, горят ее бездонные глаза синим огнем”. И, читая эти строки, забываешь страшное, нечеловеческое лицо, с одичалыми, налитыми кровью глазами, какое было у женщины во время родов. На свет в нечеловеческих муках появился долгожданный ребенок, а значит, свершился тот великий подвиг, на который способна женщина.

И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние счастливой женщины: “Где-то далеко журчит ручей — точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем”. “Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце”.

Лет тридцать-сорок назад сам по себе вопрос – современен ли Горький? – мог бы показаться, по меньшей мере, странным, кощунственным. Отношение к Горькому было суеверно-языческим. На него смотрели как на литературного бога, беспрекословно следовали его советам, подражали ему, учились у него. А сегодня это уже – проблема, которую мы открыто и откровенно обсуждаем.

Однако, отдав должное нынешним горьковедам, нельзя не подчеркнуть и другого, а именно: наличия некоторого нежелательного несоответствия между словом о Горьком и живым восприятием слова самого Горького сегодняшним зрителем, слушателем или читателем, особенно молодым. Случается, и нередко, что слово о Горьком, произнесенное с университетской кафедры, в школьном классе или опубликованное в печати, само того не подозревая, становится между писателем и читателем (или слушателем) и не только сближает, но, случается, и отдаляет их друг от друга.

В чем или в ком причина, в нас или в Горьком?

Спор между сторонниками устойчивых взглядов и ревнителями обновления (назовем их так) в конечном счете сводится к вопросу о соотношении истории и современности, к проблеме современного прочтения классиков. Классики же, как правило, связаны с прошлым. Не исключение среди них и Горький, ибо подавляющее большинство его произведений, в том числе и драматических, написано о дореволюционной России.

Наше горьковедение сложилось и даже пережило свой расцвет в те годы, когда в критике господствовал идейно-тематический подход к анализу произведений искусства, но явно недооценивались специфические художественные средства их создания. Горьковеды в свое время неплохо раскрыли идейно-тематическую основу творчества великого пролетарского писателя, но недостаточно глубоко охарактеризовали эстетическое и нравственное содержание его произведений, не высветили перед читателем все богатство и разнообразие красок его художнической палитры. В результате был осознан лишь самый первый, поверхностный слой горьковского наследства, но его глубинное содержание осталось в значительной мере как бы скрытым от нас. За последние десятилетия существенно усовершенствовался аналитический инструментарий нашей литературной науки. Мы стали глубже вникать в эстетическую сущность искусства, в природу прекрасного, возвышенного, трагического, комического и т. д. Это существенно продвинуло нашу эстетическую мысль и позволило нам заново перечитать и Чехова, и Достоевского, и Толстого, и других классиков отечественной и зарубежной литературы. Но этот благотворный процесс, к сожалению, мало коснулся Горького. Горьковеды перестраиваются на новый лад крайне медленно и весьма неохотно идут на новое прочтение его произведений.

Где же истина? Есть ли действительная необходимость в новом подходе к Горькому? Или это всего лишь преходящая мода, своего рода критическая болезнь, поветрие, ничем не обоснованное дилетантское желание отдельных деятелей забежать вперед? Чтобы ответить на этот жизненно важный вопрос, надобно изучить функциональную роль художественных произведений Горького для современности. Задача эта столь же сложна, сколь интересна и захватывающа, и может быть по плечу только коллективу, так как реальное влияние Горького на исторический процесс всегда носило универсальный и всеобъемлющий характер.

Книга состоит из трех глав.


начальное представление о социально - философской драме как жанре драматургии; познакомить со смыслом названия пьесы "На дне", со сценической судьбой пьесы; выявить новаторство Горького - драматурга; развивать навык анализа драматического произведения, совершенствуя монологическую речь учащихся; навык самостоятельной работы и работы в группах; воспитывать уважение к человеку.

Содержимое разработки

Баранова Людмила Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №6

г.Новотроицка Оренбургской области"

Русская литература 20 века, 11 класс, под редакцией В.П. Журавлёва, 2005г.

"На дне" как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького - драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Дать начальное представление о социально - философской драме как жанре драматургии; познакомить со смыслом названия пьесы "На дне", со сценической судьбой пьесы; выявить новаторство Горького - драматурга; развивать навык анализа драматического произведения, совершенствуя монологическую речь учащихся; навык самостоятельной работы и работы в группах; воспитывать уважение к человеку.

Определить философский смысл названия пьесы Горького "На дне"; выяснить авторские приёмы передачи атмосферы духовного разобщения людей, раскрытия проблемы мнимого и реального преодоления унизительного положения, сна и пробуждения души.

Техническое обеспечение урока:

ПК, мультимедиа проектор

Страдай! Умри! Но будь тем,

кем ты должен быть: человеком!

Работа с эпиграфом к уроку. Выявление задач урока(учащиеся сами формулируют задачи урока).

Вступительное слово учителя Удивительно возросла сейчас тяга к произведениям Максима Горького, и, прежде всего, к его пьесе "На дне". Изображенная в пьесе жизнь во многом напоминает сегодняшнюю, когда страна, как нерадивый ученик, занята "повторением" прошлого, исправлением ошибок, допущенных за многие годы тоталитарного режима. Вот почему спор о человеке и его месте в жизни в пьесе "На дне" актуален и в сегодняшние дни. Пьеса ставилась, экранизировалась в России и заграницей многократно, ей посвящены десятки критических, научных работ, но вряд ли кто - нибудь рискнёт утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все.

В архиве МХАТа хранится альбом, содержащий свыше сорока фотографий, сделанных художником М.Дмитриевым в нижегородских ночлежках. Они служили наглядным материалом для актеров, гримёров и костюмеров при постановке пьесы в МХТ Станиславским.

На фотографиях рукой Горького написано, что многие из персонажей "На дне" имели реальных прототипов в среде нижегородского босячества. Все это говорит о том, что и автор, и режиссер для достижения максимального сценического эффекта стремились, прежде всего, к жизненной достоверности.

Премьера "На дне", состоявшаяся 18 декабря 1902г., имела феноменальный успех. Роли в пьесе исполняли: Сатин - Станиславский, Лука - Москвин, Барон - Качалов, Наташа - Андреева, Настя - Книппер.

Слава "На дне" сама по себе является своеобразным культурно - общественным феноменом начала XX века и не имеет себе равных во всей истории мирового театра.

"Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - писала М.Ф. Андреева. - Публика неистовствовала. Вызывали автора несчетное число раз. Он упирался, не хотел выходить, его буквально вытолкнули на сцену".

21 декабря Горький писал Пятницкому: "Успех пьесы - исключительный, я ничего подобного не ожидал. " "На дне" высоко оценил А.Чехов, который писал автору: "Она нова и несомненно хороша. Второй акт очень хорош, это самый сильный, и когда я читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия"

"На дне" - первое произведение М.Горького, которое принесло автору мировую славу. В январе 1903г. премьера пьесы состоялась в Берлине в театре Макса Рейнгардта в постановке режиссера Рихарда Валлетина, исполнившего роль Сатина. В Берлине пьеса выдержала300 спектаклей подряд, а весной 1905г. отметили ее 500 - е представление.

Многие из современников отмечали в пьесе характерную черту раннего Горького - грубоватость.

Одни называли ее недостатком, другие видели в том проявлении недюжинной цельной личности, пришедшей из народных низов и как бы "взорвавшей"традиционные представления о русском писателе. Пьеса имела огромный успех. Доказательство тому множество газетных публикаций. Вот одна из них: "Овация приняла небывалые размеры. Горький был вызван более 15 раз. Нечто не поддающееся описанию". Сам писатель был чрезвычайно удивлён: "Успех пьесы исключительный, я ничего подобного не ожидал".

Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под названием "Ночлежка"), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж 1905, 1922 - исполнитель роли Барона Ж.Питоев), Токио (1924,1925) Нью - Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.

VII. Кто же эти люди, попавшие в ночлежку Костылева?

Диалоговое общение: "Узнай героя. "

. заявляет, что у него, "кажется, нет характера"? (Барон)

. не хочет примириться с жизнью на "дне" и заявляет: "Ярабочий человек и с малых лет работаю. Вылезу. Кожу сдеру, а вылезу"? (Клещ.)

. мечтал о такой жизни, "чтобы самому себя можно было уважать"? (Пепел.)

. живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя)

. верит, что на том свете ей будет лучше, а всеже хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить? (Анна)

. "лег среди улицы, играет на гармошке и орет: "Ничего не хочу, ничего не желаю"? (Сапожник Алешка)

. говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: ". замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубьпрыгнуть"?(Квашня)

. прикрываясь служением богу, грабит людей ". и я на тебя полтинку накину, маслица в лампадку куплю. и будет перед святой иконой жертва моя гореть. " (Костылев)

. возмущается: "И зачемразнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно. стали бы меньше драться, потому побон - то помнили бы дольше . "? (Полицейский Медведев)

. очутился в начлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому? (Бубнов)

. всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту "исчез от полиции. яко дым от огня. "? (Странник Лука)

. избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее забрали в тюрьму? (Наташа)

. утверждал: "Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!"? (Сатин)

VIII.Какие обстоятельства, привели в ночлежку каждого из них?

Михаил Иванович Костылев - 54 года, содержатель ночлежки

Василиса Карповна - его жена, 26 лет

Наташа - ее сестра, 20 лет

Медведев - их дядя, полицейский, 50 лет

Васька Пепел - вор, 28 лет. Родился в тюрьме. Мечтает жениться на Наташе, уйти из - под власти Василисы (жены хозяина ночлежки), которая подбивает его убийство мужа.

Клещ, Андрей Митрич - слесарь, 40 лет. Попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он отделяет себя от остальных: "Какие они люди? Рвань, золотая рота. люди! Я - рабочий человек. мне глядеть на них стыдно. мне глядеть на них стыдно. я с малых лет работаю. Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу. кожу сдеру, а вылезу. Вот, погоди. умрёт жена. "

Анна - его жена, 30 лет

Настя - девица, 24 года. Мечтает о большой, чистой любви.

Квашня - торговка пельменями, под 40 лет

Бубнов - картузник, 45 лет. Ушел из дома в ночлежку "от греха подальше", после того как жена нашла другого. Признается, что ленив пьяница.

Барон - 33 года, разорившийся дворянин

Сатин, Актер - персонажи приблизительно одного возраста: лет под 40. Сатин - шулер, в молодости был телеграфистом. Попал на "дно", после того как четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за убийство (вступился за честь сестры). Актер - некогда играл на сцене под псевдонимом Сверчков - Заволжский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. От всех обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. Признается, что потерял свое имя.

Лука - странник, 60 лет. О себе Лука практически ничего не сообщает. Говорит лишь: "Мяли много, оттого и мягок. "

Алешка - сапожник, 20 лет

Кривой Зоб, Татарин - крючники

несколько босяков без имён и речей

Эти люди вынуждены жить в одном помещении, что только тяготит их: они не готовы хоть чем - то помочь друг другу.

В отдельных репликах выделяются слова, имеющие символическое звучание. Слова Бубнова "а ниточки - то гнилые"намекают на отсутствие связей между ночлежками. Бубнов замечает о положении Насти: "Ты везде лишняя". Это еще раз указывает на то, что жильцы Костылева с трудом "терпят" друг друга.

Изгои общества отвергают многие общепринятые истины. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: "На что совесть? Я - не богатый", а Васька Пепел приведет слова Сатина: "Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь - то ее".

Выводом ко всему сказанному об обитателях ночлежки могут служить слова немецкого философа Артура Шопенгауера: "Обстоятельства не творят человека, они просто раскрывают его самому себе".

Записываем в тетради и используем при написании сочинений по пьесе.

Название пьесы "На дне" - это не только "пещера", в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Что является предметом изображения в пьесе? (Предметом изображения в драме "На дне" становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на "дно" жизни).

XI. - Каков конфликт драмы?

(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном - содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом - по существу бесправные ночлежки. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)

- Конфликт, в котором участвуют все герои, - другого рода. Горький изображает сознание людей "дна". Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии - в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во вне событийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы. Итак, жанр пьесы можно определить как социально - философскую драму.

- В пьесе "На дне" автор не ограничился только изображением характерных социально - бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально - философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.

XII. Работа в группах, работа с текстом.

Пьеса "На дне" заставляет спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу.

Работа над четвертым актом пьесы. Мы должны выяснить его значение для пьесы в целом.

Ночлежники задаются последними философскими вопросами о человеке - правде - свободе.

1 группа. Правда философия правды Луки по отношению к человеку.

2 группа. Бубнов и его правда о жизни человека.

3 группа. Какова позиция Сатина в пьесе?

4 группа. В чем смысл финала пьесы "На дне".

XIII. Выступления учащихся, рефлексия.

XIV. Домашнее задание:

Тезисный план по теме "Новаторство Горького - драматурга" с привлечением текста пьесы и цитатами к тезисам.


-75%

Читайте также: