Еда отражение культуры сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Само слово культура происходит из культа или поклонения высшему создателю. Понятие настоящей культуры было сознательно изменено материалистами на понимание культурного поведения или, проще говоря, при изъятии духовного содержания миру оставили лишь правила приличия. Это было своеобразным этикетом, который могут понять все. Но и от них уже мало что осталось.

Так, из классических произведений мы можем почерпнуть то, что и дамы, и девушки перед посещением гостей должны были дома покушать, а потом ещё затянуть свою талию, чтобы произвести в гостях хорошее впечатление о себе. Даже такие простые и понятные вещи сегодня кажутся смешными, потому что нынче мы как раз стараемся дома не наедаться, ведь мы собираемся в гости, где нас накормят до отвала.

В старых фильмах также можно увидеть, как хозяин, садясь во главе стола, благодарил Бога за хлеб и соль и после этого начинал трапезу первым. Только после него остальные члены семейства приступали к еде. Ели за обеденным столом все вместе в определённое время, сдержанно, спокойно, по очереди, соблюдая иерархию. Потом за столом начиналась беседа, которую обычно начинал глава семейства. Во всём чувствовалось почтение к нему и уважение к старшим со стороны детей.

А сегодня у всех распущенные животы, люди насыщаются как попало, где попало (за компьютером, телевизором и т. д.) и когда попало. Неосознанно и быстро набивая свои животы всякой едой, мы забываем об окружающих, сосредоточены сами на себе и на своих желаниях.

Если древние люди ели только то, что соответствовало сезону, не имея современных холодильников и соответствующего оборудования, причём мясо было на столе тоже редким явлением, то современные холодильники с большими морозильными камерами могут позволить употреблять его в любое время. И хотя современный большой холодильник позволяет на зиму заготовить очень много свежих ягод, овощей, фруктов, грибов и прочего, это изобилие никогда не заменит нам настоящую культуру еды. В этом плане современные технологии сослужили нам двоякую службу. Ведь во всех этих запасах и излишествах есть обратная сторона.

Еда давно стала для нас одним из удовольствий, в котором мы себе щедро потакаем, создавая болезни. А современная медицина ещё хорошо на этом зарабатывает, подбрасывая сомнительную литературу о методах питания по группам крови, диетам и прочим лекарствам, безответственно экспериментируя на нас вместо того, чтобы понять настоящую гармонию человека и природы, которую старались соблюдать древние русские люди.

При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это, прежде всего, зёрна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы или полбы и гречихи. Из зёрен обычно изготовляли крупы, из которых варили замечательные сытные каши, точнее, парили в русской печи на дровах. Кроме того, из зерна делали пиво, брагу и квас.

Из овощей наиболее широким распространением пользовались репа, горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно любили капусту. Заготовки на зиму представляли собой замоченные и засолённые огурцы, капусту и яблоки. Все эти мочёные овощи и фрукты называли ленивыми. От базара, где ими торговали, произошло, в частности, название московской улицы Ленивка.

Сахара в Древней Руси не было, его заменял мёд. Из горячих напитков использовали отвары из трав, а также сбитень — мёд, вскипячённый в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

Но одним из самых дорогих продуктов в то время была соль, поэтому её употребляли очень экономно. Люди умели поститься, воздерживаться в определённое время от пищи. Это было всеобщим явлением и входило в культуру древних традиций, хотя теперь это называют религиозными обрядами. Религии — явление сравнительно молодое. И до нашей эры существовали древние культуры, которые к религии не имели никакого отношения.
___________________________________________________________________

Для писателя и читателей той эпохи было понятно, какое большое место занимает еда в культуре. Рассмотрением этого и займемся.

Еда сопутствует всем важным, значительным событиям в жизни человека: рождениям, праздникам, проводам, встречам, свадьбам, новосельям, похоронам.

С другой стороны, даже мимолетные встречи (к соседке на минутку) и официальные события, торжества, когда, казалось бы, без еды можно обойтись (дипломатические приемы, выпускной бал и проч.) сопровождаются хотя бы символической трапезой.

Существуют тысячелетние традиции, связанные с едой. В России, например, всегда ценилось и ценится радушие, хлебосольство, умение хорошо готовить. До сих пор излюбленной темой женских разговоров является обсуждение приготовления пищи, обмен рецептами. Люди увлекаются украшением кухни, любят хорошую утварь — красивую и разнообразную.

Интерес к еде отразился и в названиях московских улиц, переулков: Поварская, Кисельный, Хлебный, Скатертный, Калашный, Столовый (здесь жили поставщики царского двора).

Зададимся вопросом: имеет ли еда какой-то особый смысл?. Давайте рассмотрим, что, как и сколько едят люди. Мы увидим из примеров, что едят очень по-разному, и что чувство голода можно удовлетворить множеством самых разнообразных способов.

Что едят?

Распространено убеждение, что мужчине, занятому физическим трудом, необходимо есть много мяса.

Между тем, существуют гигантские территории, населенные народами, которые вовсе не употребляют в пищу мяса. В Юго-Восточной Азии, например, едят в основном рис, причем, на наш взгляд, в очень скудном количестве. В Африке, на островах Океании, в Индии мяса едят крайне мало. Многие индусы — вегетарианцы.

Крестьяне на Руси раньше ели очень мало мяса: две трети дней в году — постные. Пища взрослого мужчины-работника в деревне — каша да квас с хлебом. Рацион, по нашим современным понятиям, крайне недостаточный. Тем не менее это были физически сильные, выносливые, крепкие люди, выдерживающие, как правило, большие нагрузки, нежели современный человек. Воины в Древнем Риме питались в основном фруктами, кашами и хлебом.

Национальные кухни являются важным элементом культуры. В традиционных культурах, основу которых составляют тщательно сохраняемые обычаи и традиции предков, состав, количество и способы приготовления и употребления пищи тоже входят в традицию и веками поддерживаются, переходя из поколения в поколение.

Известный европейский мыслитель, врач Альберт Швейцер, будучи в Африке, сделал интересные наблюдения. Основной пищей для местного племени служили бананы, особый их сорт. Для того чтобы их вырастить, требовалась специальная плантация, землю надо было отвоевать у джунглей. На протяжении жизней многих поколений племени не поддающиеся выкорчевке заросли выжигали, а образовавшуюся пустошь, удобренную золой, засевали. Когда после сбора нескольких урожаев почва истощалась, эту плантацию забрасывали и осваивали новую. Однажды были очень сильные затяжные дожди, нарушившие цикл сельскохозяйственных работ. В племени начался голод, люди умирали от нехватки еды. А. Швейцер обратился к туземцам с предложением переключиться на другую пищу — плоды, которые в изобилии росли в джунглях, дичь. Но туземцы ответили, что бананы растили их отцы, деды и прадеды, и они уж лучше умрут голодной смертью, чем поступят вопреки обычаям предков. Кстати, частый голод в странах Африки и в наше время объясняется во многом такой приверженностью древним традициям своей культуры.

Выбор пищи, представления о ее вкусноте и полезности формируются культурными установками.

Например, русскому человеку крайне тяжело, даже в экстремальной ситуации, заставить себя есть живых насекомых, лягушек и проч. Даже, казалось бы, пределы физических возможностей человека на самом деле определяются нормами культуры, в которой он живет. Некоторые христианские подвижники систематически употребляли немного растительной пищи не более одного-двух раз в неделю.

Сильно перченая, острая пища считается вредной для желудка (и может являться таковой для европейца), но такие блюда очень ценятся и широко распространены в Корее, Китае, на Кавказе.

Сколько едят?

Сейчас считается необходимым есть 3—4 раза в день, поощряется дробное питание (чаще, но понемногу). В древности ели обычно один раз, во второй половине дня. Такова и практика монашества, существующая кое-где и поныне (в пост). В России в старые времена с утра никогда особенно не ели (поэтому идти в церковь на литургию натощак было привычно, а у современного человека это вызывает опасения). Начинали есть в полдень, обедали в 5—6 часов вечера (читайте классику). Кроме того резко сокращали частоту приема и количество пищи в посты.

Итак, даже из немногих примеров мы видим, что понятие о вкусноте пищи, о ее составе, количестве, частоте едения не вытекает напрямую из чисто физиологических потребностей организма человека, а очень тесно связано с традициями, обычаями того народа, той культуры, в которой живет человек.

Можно сказать, что к той или иной форме едения человек привыкает с детства, что в основе всего — привычка. Но что такое привычка, навык, обычай? — Это и есть культура.

Даже физиология человека оказывается связаннной с культурой: например, если человек с детства привык к чрезвычайно острой пище (живые организмы обладают колоссальной приспособляемостью), то она не вредит его желудку, но эта пища может оказать пагубное воздействие на здоровье человека, у которого другая пищевая культура.

Тот факт, что потребности человека в еде удовлетворяются таким великим разнообразием способов, и говорит о том, что едение — это выражение культуры. Разнообразие культур неизмеримо шире, чем диапазон физиологических потребностей человека.

Если в чем-то жестко следуют традиции, то это связано с культурой.

С едением в традиционной культуре связаны очень высокие жизненные ценности. Добывание пищи, охота, земледелие, приготовление, употребление пищи связано с ритуалами, празднествами, молитвами — существует обычай ( в христианстве, например) благословения пищи, благодарения.

Вот этнографические наблюдения. На одном острове существовал варварский обычай, связанный с каннибализмом. Прибывшим на остров миссионерам-европейцам удалось его отменить. В результате туземцы постепенно перестали выращивать рис, который до сих пор служил для них основной пищей. Оказалось, что главное предназначение риса — ритуальное: совершая каннибальский обряд, поедали рис. Утратив сакральное применение, рис потерял свое значение для туземцев.

Попытка следовать традиции и увязывать продукты питания с какими-то жизненно важными ценностями мы наблюдаем сегодня в рекламе.

Аннотация. Еда как форма культурной идентификации. Статья посвящена проблеме культурной идентификации личности и коллективов через еду как социокультурный феномен.В современном массовом обществе наряду с " культом здоровья,", "культом красоты","культом процветания" стремительно распространяется культ еды. В данной статье автор вскрывает истоки и механизмы культурной идентификации индивида через соотнесенность последних с едой в ее этнонациональном, гендерном, религиозно-конфессиальном и других аспектах. Показано, каким образом еда становится способом реализации межкультурного диалога.В статье используются содержательные материалы истории, истории культуры, истории религии разных стран и народов.

Аннотация. Еда как форма культурной идентификации. Статья посвящена проблеме культурной идентификации личности и коллективов через еду как социокультурный феномен.В современном массовом обществе наряду с " культом здоровья,", "культом красоты","культом процветания" стремительно распространяется культ еды. В данной статье автор вскрывает истоки и механизмы культурной идентификации индивида через соотнесенность последних с едой в ее этнонациональном, гендерном, религиозно -конфессиальном и других аспектах. Показано, каким образом еда становится способом реализации межкультурного диалога.В статье используются содержательные материалы истории, истории культуры, истории религии разных стран и народов.
Ключевые слова: гедонизм, еда, идентификация, культ еды ,пища, "принцип удовольствия", самоидентификация.

Ныне еда превратилась в некий фетиш, настоящий предмет культа. Из объекта физиологического удовольствия она стала условием престижа и признаком социального статуса. Настоящий бум интереса к еде объясняется разными причинами, но для их выяснения надо определить её функциональное значение в контексте культуры как таковой.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова еда трактуется как синоним пищи [1; 265]. Пища - это все продукты растительного и животного происхождения , которые потребляются организмом человека. Специалисты выделяют в пище 3 ряда компонентов : строительные (белок и минеральные соли) ; энергетические ( угле -воды и жиры ) и регулирующие ( витамины , минеральные компоненты и клетчатка). Вместе с тем, лишь в последнее время еда стала привлекать большое внимание гуманитариев : культурологов , философов , социологов , психологов именно как социокультурный феномен.

Культурный потенциал еды, как процесса, способен стать основой диалога представителей различных культур и конфессий. Совместное принятие пищи (трапеза) всегда было актом консолидации и идентификации индивидов как некой общности.

Одним из проявлений демократических традиций республиканского Рима не случайно был торжественный обед, имеющий публичный характер. И недаром в обряде встречи гостя с древних времен до наших дней является поднесение "хлеба-соли".

Существует целый ряд причин того, что наша еда приобрела в наши дни всеобщий характер:

Общество потребления насаждает культ человеческого тела, используя различные средства, в том числе и пищу, для удовлетворения его потребностей. Удовольствие в эпоху постмодерна формирует человека гедонистического, для которого удовольствие стало главной ценностью и чем больше удовольствий он получает, тем выше его престиж как в собственных глазах, так и общества. Это, в свою очередь, предоставляет последнему массу, возможностей для манипулирования стремлением личности к удовольствиям гастрономического толка. В России это подогревается эйфорией от продуктового изобилия на прилавках магазинов, которое было немыслимым какие- то пятнадцать – двадцать лет тому назад.

Ссылки на источники

  1. С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка;Оникс.Мир и Образование, 2008, с.424.
  2. Георгий Гачев.Ментальности народов мира.- Москва: Эксмо. Алгорититм, 2008, с.66.
  3. М. Веллер. Все о жизни.-Санкт- Петербург: Пароль, 2003, с.265.
  4. Мишель Эйкем де Монтень. Опыты. Москва: Правда, 1991, с.607.
  5. Т.И. Глухова. Потребности как фактор изменений в социальной жизни российского общества.// OPORA-Sjzidanie /Библиотека. – [Дата обращения 19.04.2015].

1. С.И. Ожегов.Толковый словарь русского языка;Оникс.Мир и Образование, 2008, с.424.-С.736

2. Георгий Гачев.Ментальности народов мира.- Москва: Эксмо. Алгорититм, 2008, с.66.-С.541

3. М. Веллер. Все о жизни.-Санкт- Петербург: Пароль, 2003, с.265.-С.731

4. Мишель Эйкем де Монтень. Опыты. Москва: Правда, 1991, с.607.-С.653

5. Т.И. Глухова. Потребности как фактор изменений в социальной жизни российского общества.// OPORA-Sjzidanie /Библиотека. – [Дата обращения 19.04.2015].

История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом !, фото № 1

История сервировки !!
История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом уходит вглубь тысячелетий.
Первые достоверные сведения о культуре застолий исследователи получили, раскрыв тайны древнеегипетских иероглифов. Многое рассказали росписи на вазах и стенах храмов. На праздничных застольях фараонов подавали множество блюд из различных сортов мяса и фрукты. Музыканты развлекали пирующих гостей. В ходу были прекрасная посуда и бокалы, сохранившиеся до сих пор.

Совершенно особая культура застолий была у древних греков. Они прославились ею не меньше, чем своими философами и государственными мужами. Дома в Древней Греции были очень скромно обставлены, но одним из важнейших предметов меблировки являлось трапезное ложе, возлежа на котором, греки вкушали пищу. Однако правом на столь вольготное возлежание пользовались только мужчины, женщины сидели на стульях. Основное время трапез наступало вечером, завтрак и обед были скудными. Кушанья сервировали на маленьких столиках перед ложами. Миски и чаши для напитков были из глины или стекла. Ложки были редкостью, поэтому суп ели, макая в него кусок хлеба, а остальную пищу брали руками. Основными продуктами питания были хлеб и выпечка, рыба и овощи. Мясо ели редко. Вся еда обильно сдабривалась острыми приправами. Жажду, греки предпочитали утолять вином, разбавленным водой. После еды мужчины собирались на вечеринку, называвшуюся симпозиумом. Они пускали по кругу большую чашу с вином и наслаждались игрой девушек-флейтисток.

История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом !, фото № 3

История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом !, фото № 4

Варварская Европа в Средние века даже и не подозревала о правилах сервировки. У европейцев не было даже тарелок, а ели они из углублений в деревянном столе. Возрождение культуры сервировки произошло в VIII - IX веках и связано оно с именем Карла Великого (744 - 814 гг.). Культура оформления стола при этом правителе даже превзошла пиршества Древней Греции. Трапезный зал украшали коврами, а развлекали Карла Великого музыканты и чтецы. Прислуживали за столом стольник (ответственный за кушанья) и кравчий (древний сомелье). Посуда у дворян была сделана в основном из золота, а вот ели в основном ножами. Ложки были привилегией только правителей.
Свои праздники Карл Великий устраивал с большим размахом. Зал украшали коврами, еду подавали на золотых блюдах. Мясо за столом ели с помощью маленьких ножей, поскольку ложек было мало. О развлечении гостей заботились многочисленные певцы, шуты и танцовщицы. После праздника, прощаясь с гостями, Карл преподносил им богатые подарки.

История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом !, фото № 5

История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом !, фото № 6

Читайте также: