Сообщение о писателе 18 века
Обновлено: 30.06.2024
Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление
— …может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М.В. Ломоносов
Русские писатели 18 века
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин
18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
Высокие жанры | Низкие жанры |
Трагедия | Комедия |
Ода | Басня |
Эпопея | Сатира |
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).
Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.
М.В. Ломоносов
Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов.
А.П. Сумароков
Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков. Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.
А.Д. Кантемир
Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир.
Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин, благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.
Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.
С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее), в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
Русская литература XVIII века
Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Русская литература XVIII века 410 руб.
- Реферат Русская литература XVIII века 270 руб.
- Контрольная работа Русская литература XVIII века 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части — его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.
Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.
Жанры первой половины XVIII века:
- Житие;
- Панегирик (восхваление);
- Тонические стихи.
Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.
Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.
В.К. Тредиаковский — первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.
Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.
Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.
Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:
- 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
- 1730 — 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
- Последняя четверть XVIII века — кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.
Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:
Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор Маттео Фальконе
18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка.
Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.
Художественные принципы классицизма таковы.
Высокие жанры | Низкие жанры |
Трагедия | Комедия |
Ода | Басня |
Эпопея | Сатира |
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).
Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.
Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов .
Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков . Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.
Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир .
Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин , благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.
Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.
С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм , в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
Первая русская газета "Ведомости"; номер от 18 июня 1711 года
Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.
Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.
В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности развития литературы XVIII века
В литературе этого периода различают три направления:
- Классицизм.
- Реализм.
- Сентиментализм.
Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.
Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:
- Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
- Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.
В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.
Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).
Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).
Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.
Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.
- Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
- Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
- Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).
И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.
Жанры в начале века
В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:
- Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
- Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
- Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.
Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.
Становление новой литературы в первой половине XVIII века
Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).
Приход сатиры
Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.
Жанры середины XVIII века
Драма
Проза
Жанры в России
Литература в последней четверти XVIII века
В Европе
Литература в последней четверти века в России
В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.
Кризис классицизма
Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.
Сентиментализм
Ведущие деятели литературы XVIII века
Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:
- Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
- Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
- Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).
ГОСТ
Русская литература XVIII века
Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.
Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.
Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.
Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части - его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.
Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.
Жанры первой половины XVIII века:
- Житие;
- Панегирик (восхваление);
- Тонические стихи.
Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.
Готовые работы на аналогичную тему
Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.
Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.
В.К. Тредиаковский - первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.
Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.
Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.
Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:
- 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
- 1730 - 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
- Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.
Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:
- Драма: комедия и трагедия;
- Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
- Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.
Русские писатели XVIII века
Какие же писатели творили в XVIII веке, формируя русскую литературную традицию, помимо уже упомянутых Тредиаковского и Ломоносова?
Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. Как и несколько других авторов, он является одним из основоположников русской классической литературы.
Творчество Державина называют вершиной русского классицизма.
Политика Екатерины II положительно повлияла на развитие российских науки и искусства. Во время её правления появились первые университеты, библиотеки и открытые музеи.
А.С. Пушкин и поэты пушкинского круга почитали Г.Р. Державина как своего кумира. Сам Державин очень положительно высказывался о юном Пушкине.
Произведения Г.Р. Державина:
Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.
Произведения Д.И. Фонвизина:
Сторонниками реформы Карамзина были поэты пушкинского круга, творившие в Золотой век.
Читайте также: