Духовная музыка рахманинова сообщение

Обновлено: 02.07.2024

145 лет в этом году исполнится со дня рождения Гения. Есть люди, на которых Время не имеет власти. Как часто летом я бываю у памятника в Великом Новгороде!
Когда звучит музыка великого композитора, невольно ощущаешь космическое влияние.

Благодарю, уважаемый Геннадий, за интереснейший материал о земляке моих детей!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

История создания, содержание и структура "Литургии Святого Иоанна Златоуста" и "Всенощного бдения", воплощение сакрально-религиозной темы в духовном творчестве С.В. Рахманинова, воплощение оригинальной формы церковного пения русской православной церкви.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.01.2012
Размер файла 33,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Следующим этапом в развертывании духовных основ в музыке Рахманинова стала Литургия ор.31, написанная в 1910 г. Первые исполнения ее были предоставлены Синодальному хору и прошли с выдающимся успехом.

Известно, что воплощая свой замысел, Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к Кастальскому как к специалисту в культовой сфере, работал с аналогичными партитурами Чайковского и Гречанинова. В отличие от предшественников, он ввел в свое произведение почти полный текст Литургии св. Иоанна Златоуста, восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Все это говорит о стремлении автора услышать Литургию в храмовом богослужении.

Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве С.В Рахманинова.

1. Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1.1 История создания

Литургия - главное православное богослужение, аналог католической Мессы. Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. Ныне этот вариант Литургии служится лишь по большим церковным праздникам. Ежедневно же проводится богослужение по другому, сокращенному чину, введенному в том же столетии святителем Иоанном Златоустом (350 - 407). Центр и средоточие всей православной службы, Литургия традиционно раскрывала основные идеи христианской веры: идеи света и радости, спасения рода людского от греха, проклятия и смерти.

Как главная церковная служба Литургия несет в себе особый сакральный смысл. Она состоит из двух частей: Литургии оглашенных и Литургии верных. Главным ее событием является совершение таинства Евхаристии - причащения, знаменующее духовное единение верующих между собой и с христианской церковью. Рахманинов, глубоко проникая в сакрально-мистические и высокие религиозно-этические смыслы обряда, создает произведение, в котором придает христианским идеям масштабную форму. Религиозное чувство выражается и в лирических откровениях, и в эпически монументальном художественном видении.

Обряд Евхаристии продолжается в таинстве пресуществления - поднятия над престолом Святых Даров для последующего причащения. Сакрально-мистическим смыслом этого таинства объединены следующие 11-13-й номера Литургии. Пение чередуется с анафорами - читаемыми в алтаре молитвами. Основной темой становится Благодарение и прославление Господа как творца всего сущего. В музыке она получает различное жанрово-стилистическое претворение.

рахманинов духовная музыка литургия

2.1 История создания

С тех пор как в конце I тысячелетия нашей эры Древняя Русь приняла христианское вероучение, музыкальное оформление Всенощного бдения, как и других богослужений, претерпело немало изменений. Восприняв новую религию из рук греческих священников, Русь переняла и их культовую музыку- песнопения Восточной православной церкви.

На пересечении византийских певческих традиций и русской народной песни возник знаменный распев - исторически наиболее ранняя и оригинальная форма церковного пения русской православной церкви. Древнерусские песнопения записывались аналогично древневизантийским: с помощью нелинейных знаков - "крюков" или "знамен", каждый из которых обладал символическим духовным смыслом.

Обобщив все лучшее, что было найдено его современниками, Рахманинов явился основателем нового направления в православной духовной музыке. К сожалению, этому направлению не суждено было развиться в связи с известными историческими событиями, происшедшими в России в 1917 году. Высочайшей вершиной Рахманинова стало Всенощное бдение(1915), посвященное композитором памяти Смоленского.

Всенощное бдение - это композиция из 15 песнопений. Мелодической основой десяти, согласно законам православной церкви, являются подлинные образцы знаменного и других старинных церковных распевов (греческого, киевского); пять (номера 1, 3, 6, 10, 11) написаны композитором на собственные темы. Однако слушатель, не знакомый с традицией знаменного пения, вряд ли отличит темы, сочиненные Рахманиновым, от заимствованных.

В рассматриваемом произведении мы встречаемся с высокохудожественным воплощением сакрально-религиозной темы. Обратившись к древней сокровищнице русского духовного творчества - подлинным знаменным распевам, композитор при их разработке достигает высшего и блистательного результата, проявляя себя Мастером, сочетающим в сложнейшем художественном мире Всенощной разные времена и пространства, сплавляющим в своем неповторимом композиторском стиле песенностъ русского народа, каноническую знаменность церковного богослужения, партесность и кантовость, классические традиции композиторов-кучкистов и Чайковского. Нити от его великого творения тянутся не только в прошлое, но и в будущее.

Древние обиходные напевы, оплетаясь выразительными приемами и средствами современного музыкального искусства, образуют целостную музыкальную ткань произведения, в которой древний напев не только рельефно выделяется, но выявляет, проясняет мелодическое, интонационное богатство и красоту первоисточника.

Гений композитора открыл скрытую в древних напевах бесконечную глубину содержания, духовных смыслов и символов. Вместе с тем, автор раскрывает стилистическое своеобразие, заложенное в первоисточнике, обогащает эпическую основу древнего распева подлинным симфонизмом, оперным богатством образов и напряженностью драматургического развития.

1. Бобров В. Вершины музыкального православия - Музыкальная жизнь-1998 №12- с. 27-29

2. Брянцева В. С.В. Рахманинов - М,1962. - с .135

4. Келдыш Ю.Рахманинов и его время -М,1973.-с. 412-420

6. Чернушенко В. Придите, поклонимся. - Музыкальная жизнь 1988 №24- с.20-22

Подобные документы

Развитие духовной музыки. Творческий портрет композитора С.В. Рахманинова в сфере духовной музыки. История создания "Литургии святого Иоанна Златоута" С.В. Рахманинова. Проведение музыкально-теоретического анализа литургического цикла композитора.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 28.04.2014

Комплексный анализ историко-культурных, мелодико-гармонических и исполнительских аспектов хоровых духовных сочинений С.В. Рахманинова – "Литургия св. Иоанна Златоуста" и "Всенощное Бдение". Переплетение образов глубокого раздумья с богатырским шествием.

научная работа [23,6 K], добавлен 08.10.2013

Киномузыка в творчестве Д.Д. Шостаковича. Трагедия У. Шекспира. История создания и жизнь в искусстве. История создания музыки к фильму Г. Козинцева. Музыкальное воплощение основных образов кинофильма. Роль музыки в драматургии фильма "Гамлет".

курсовая работа [1,3 M], добавлен 23.06.2016

Воплощение темы любви в творчестве Чайковского. Симфоническая музыка, увертюра "Ромео и Джульетта", ее гармоническое содержание, контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Композиционные особенности увертюры.

реферат [23,7 K], добавлен 28.12.2010

Основные черты гармонического стиля С. Рахманинова, его специфика. Использование композитором аккордов с побочными тонами. Теория натуральных, альтерационных и производных ладов. Роль и значение побочных ступеней (шестой, третьей, второй) у Рахманинова.

доклад [20,0 K], добавлен 20.06.2015

Общие сведения о произведении "Тебе поем" П.И. Чайковского, входящем в состав сочинения "Литургии святого Иоанна Златоуста". Анализ поэтического текста "Литургии". Музыкально-выразительные средства произведения "Тебе поем". Его вокально-хоровой анализ.

реферат [28,9 K], добавлен 22.05.2010

История становления канонов православного церковно-певческого искусства. Жанр, стиль и особенности духовной музыки; указания Русского Церковного Устава. Специфические музыкальные формы богослужебного пения. Характеристика церковных хоров, роль регентов.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тивина Елена Георгиевна

Эта статья повествует о творчестве великого русского композитора прошлого века Сергее Васильевиче Рахманинове. Поистине национальный композитор, безгранично влюбленный во все русское красоту родной природы, поэзию народной жизни, героическое прошлое своей родины , Рахманинов явился продолжателем традиций великих мастеров русской классической музыки. Творчество Рахманинова и сегодня радует миллионы слушателей, покоряя своей глубокой правдивостью, неугасимой верой в человека, теплотой и поэтичностью образов, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Глубокое понимание веры, православной службы было заложено в нем с самого детства и продолжалось всю жизнь. Познакомить читателя с образцами духовной музыки С. В. Рахманинова вот основная цель работы.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тивина Елена Георгиевна

Некоторые жанровые особенности хорового цикла Всенощного бдения в творчестве П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова

Духовные произведения отечественных композиторов в хоровом классе как основа профессионального развития хормейстеров

С. В. РАХМАНИНОВ И ЕГО ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Тивина Елена Георгиевна / Tivina Elena Georgievna - преподаватель истории и теории музыки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Рыльская детская школа искусств, г. Рыльск, Курская область

Аннотация: эта статья повествует о творчестве великого русского композитора прошлого века Сергее Васильевиче Рахманинове. Поистине национальный композитор, безгранично влюбленный во все русское - красоту родной природы, поэзию народной жизни, героическое прошлое своей родины, Рахманинов явился продолжателем традиций великих мастеров русской классической музыки. Творчество Рахманинова и сегодня радует миллионы слушателей, покоряя своей глубокой правдивостью, неугасимой верой в человека, теплотой и поэтичностью образов, красотой и подлинно русской широтой мелодий. Глубокое понимание веры, православной службы было заложено в нем с самого детства и продолжалось всю жизнь. Познакомить читателя с образцами духовной музыки С. В. Рахманинова -вот основная цель работы.

Ключевые слова: храм, родина, эпоха, духовность, молитва, дар.

Каждый человек, даже если он не знает о Боге или отрицает Его, - в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать,

так свойственно им и верить в идеал.

Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать.

Поистине национальный композитор, безгранично влюбленный во все русское - в красоту родной природы, поэзию народной жизни, героическое прошлое своей родины, Рахманинов явился достойным наследником и продолжателем традиций великих мастеров русской классической музыки. Нити, соединяющие Рахманинова с русским искусством, чрезвычайно разнообразны. Они тянутся к творчеству Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского -Корсакова, а через них - к Глинке и Даргомыжскому.

Рахманинов был убежден, что подлинно великое и долговечное искусство может быть создано только на почве народной жизни, художником, любящим страну, живущим ее насущными коренными интересами. О себе самом он всегда говорил как о русском художнике, всеми корнями творчества связанном с жизнью России.

Одной из черт, роднящей произведения Рахманинова с великими предшественниками, является связь его творчества с русским народно-песенным искусством, с интонациями древнерусского церковного пения, а также в широком претворении в музыке колокольных звучаний: торжественного перезвона, набата.

Глубинное понимание природы песни, тончайшее проникновение в стиль и характер народно-песенного творчества, были, по словам Рахманинова, отличительной чертой

Искусство С. В. Рахманинова наполнено жизненной правдивостью, непосредственностью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного высказывания. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы и тихое созерцание, непримиримый протест и трепетная настороженность, мрачный трагизм и волевая решимость.

самосознания, поисков русской идеи; время бурного движения за провозглашение демократического во всех сферах искусства.

В Литургии Рахманинов дает новую жизнь хоровым жанрам русской музыки. Композитор ввел в свое произведение практически полный текст Литургии св. Иоанна Златоуста, восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую), использует элементы фольклора, интонации знаменного пения, а так же имитацию колокольного звона, что придает музыке неповторимый и истинно национальный характер. Все это говорит о стремлении автора услышать Литургию в храмовом богослужении. В начале 20-х годов она была исполнена в Москве на Большой Грузинской улице в церкви Великомученика Георгия силами церковного хора так же под управлением Н. Данилина. Но по-настоящему широкий и теплый отклик Литургия Рахманинова нашла, прежде всего, как художественное произведение. В дореволюционной России она неоднократно с успехом звучала в концертном исполнении. В советское время ее исполнение было возрождено лишь в 80-е годы и тоже на концертной эстраде. На сегодняшний день Литургия входит в репертуар многих певческих коллективов. Среди них: Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова, академическая хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Государственная академическая певческая капелла Санкт-Петербурга и ряд других.

Необычайный дар композитора раскрывает бесконечную глубину духовных смыслов и символов, заложенное в первоисточнике, насыщая мелодическую ткань древнего распева богатством образов, напряжённостью драматургического развития и подлинным симфонизмом, делая единым целым Литургическое слово и музыку. Соединение современных музыкальных приемов с архаическими древнерусскими распевами выявляет заложенное в них интонационное богатство и неповторимую мелодическую красоту, заставляя слушателей в покаянии склонить голову перед величием Творца.

1. Антошков Д. (студент 1-го курса Минской Духовной Семинарии). Воскресение -

малая Пасха. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Храма Петра и Павла.

2. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2. Академия наук СССР, 1952. С.301.

4. КелдышЮ. Рахманинов и его время. М., 1973. С. 5, 16, 413.

6. Рахманинов С. В. Биографии и мемуары. М., 2010. С. 59.

7. Рахманинов С. В. Письма. М., 1955. С. 556-557.

8. Райзе Е. С. О музыке и музыкантах: афоризмы, мысли, изречения, высказывания. М., 1969. С. 167.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧЕШСКОГО ФОТОХУДОЖНИКА ЙОЗЕФА СУДЕКА Пашук М. А.

Пашук Мария Александровна /Pashuk Maria Alexandrovna - студент-магистр, факультет международных отношений и зарубежного регионоведения, профиль: восточноевропейские исследования, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье нарисован психологический портрет чешского фотохудожника Йозефа Судека. С помощью трудов видных психологов и психиатров выделены главные этапы жизненного пути, которые ключевым образом повлияли не только на психологический и психиатрический портрет фотохудожника, но и на всю его творческую манеру. С помощью работ Зигмунда Фрейда делается попытка проанализировать ключевые моменты психологии Йозефа Судека, а также мотивы его творчества. В статье был использован огромный массив источников личного происхождения, которые дают возможность наиболее четко и ясно понять черты психологии фотохудожника.

Ключевые слова: Йозеф Судек, Прага, Чехословакия, Чехия, фотография, фотохудожник, Собор Святого Вита, Первая мировая война, Вторая мировая война, искусство, архитектура.

События детства, юности, ошибки прошлого и настоящего несомненно, влияют на психологию человека. По мнению многих психологов и психиатров, проблемы природы художественного творчества скрываются именно в детстве и юности. Именно тогда формируются яркие детали психологического портрета каждого человека, а также под воздействием значительных исторических событий (войны, эмиграции, экономических кризисов), общественных настроений, морали, религии. В таком ракурсе фотографическое творчество Судека представляет интерес не только с точки зрения искусствоведения, но и как специфический источник для изучения истории и культуры Европы в наиболее драматические периоды ХХ века.

Необходимо отметить, что Судек был ампутантом. Он никогда не жаловался на свою инвалидность. Вернее даже сказать, он неохотно говорил про нее. Но его потеря и жизненные обстоятельства сильно влияют на его творчество. Возможно, Судек пытался скрыть психологическую травму вследствие своей ампутации, однако,

Цель реферата:
Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве
С.В Рахманинова.
Задачи реферата:
Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Истиный реферат Рахманинов.rtf

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра хорового дирижирования

Реферат на тему:

студент ИЗО гр. 410ДАХ

Шевцова Полина Геннадьевна

Селезнева Ольга Петровна, доцент

Следующим этапом в развертывании духовных основ в музыке Рахманинова стала Литургия ор.31, написанная в 1910 г. Первые исполнения ее были предоставлены Синодальному хору и прошли с выдающимся успехом.

Известно, что воплощая свой замысел, Рахманинов внимательно изучил жанр литургии, ее гимнографические тексты, строение и ход церковного действа. Он обращался к Кастальскому как к специалисту в культовой сфере, работал с аналогичными партитурами Чайковского и Гречанинова. В отличие от предшественников, он ввел в свое произведение почти полный текст Литургии св. Иоанна Златоуста, восстановил ектиньи (великую, сугубую, просительную и малую). Все это говорит о стремлении автора услышать Литургию в храмовом богослужении.

Наиболее полно раскрыть особенности духовной музыки в творчестве

Проанализировать особенности церковных обрядов, используемых в духовных сочинениях С.В Рахманинова

Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1.1 История создания.

Литургия - главное православное богослужение, аналог католической Мессы. Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. Ныне этот вариант Литургии служится лишь по большим церковным праздникам. Ежедневно же проводится богослужение по другому, сокращенному чину, введенному в том же столетии святителем Иоанном Златоустом (350 - 407). Центр и средоточие всей православной службы, Литургия традиционно раскрывала основные идеи христианской веры: идеи света и радости, спасения рода людского от греха, проклятия и смерти.

Как главная церковная служба Литургия несет в себе особый сакральный смысл. Она состоит из двух частей: Литургии оглашенных и Литургии верных. Главным ее событием является совершение таинства Евхаристии - причащения, знаменующее духовное единение верующих между собой и с христианской церковью. Рахманинов, глубоко проникая в сакрально-мистические и высокие религиозно-этические смыслы обряда, создает произведение, в котором придает христианским идеям масштабную форму. Религиозное чувство выражается и в лирических откровениях, и в эпически монументальном художественном видении.

Обряд Евхаристии продолжается в таинстве пресуществления - поднятия над престолом Святых Даров для последующего причащения. Сакрально-мистическим смыслом этого таинства объединены следующие 11-13-й номера Литургии. Пение чередуется с анафорами - читаемыми в алтаре молитвами. Основной темой становится Благодарение и прославление Господа как творца всего сущего. В музыке она получает различное жанрово-стилистическое претворение.

Читайте также: