Подготовьте устное сообщение по теме народ саков в мировой истории

Обновлено: 05.07.2024

Саков в древние времена называли по-разному. К примеру, греческие учёные именовали их скифами, а в последние столетия широко используется термин “арии”, что относился к их племенам. Большинство историков сходятся в том, что саки представляли собой индоевропейский этнос, хотя некоторые источники прошлого приравнивают их к тюркским народностям.

Сакские общины и их культура оказали значительное влияние на становление новых народов земель, что находились под властью этих кочевников. Несмотря на то, что о саках сохранилось немало сведений, многие неясности и тайны по-прежнему окутывают эти загадочные племена. Как и когда появился этот народ? Чем отличались саки от соседей-кочевников? Каким был их образ жизни?

Появление саков

В I тысячелетии до нашей эры за счёт слияния различных племён эпохи бронз образовался новый этнос — саки. К предкам саков относили представителей андроновской культуры. Именно поэтому у саков был ярко выраженный андроновский антропологический тип внешности.

Подтверждения этому встречаются в трудах Е. Е. Кузьминой, где отмечается:

“Материальная культура саков сложилась в VIII-VII в. до н. э. на основе более древней местной культуры, известной под названием андроновской”.

Саки принадлежали к ираноязычным кочевым племенам, однако единства в используемом наречии среди них не было. Известно, что на землях саков существовало множество диалектов. Более того, учитывая масштабность расселения племён, учёные склоняются к версии, что часть саков переняла принципы оседлого образа жизни, создавая поселения, и в дальнейшем подготовив основу для возникновения многих европейских народов.

Особенности этноса

Важнейшим этапом перехода от первобытного общества к новой культуре стало появление ранее неизвестных форм деятельности, в частности, кочевого скотоводства. Оно позволяло сакам продвигаться на значительные территории, увеличивая свою численность и укрепляя положение своего народа. За счёт этого появляется возможность создать крупные племенные объединения.

Примечательно, что саки не были однородным этносом. Напротив, они представляли собой огромный племенной союз. В VIII-I веках до нашей эры их территории простирались от сегодняшних Тувы до Украины. Всех кочевников, обитавших на этой территории, персы называли саками, а европейцы (к примеру, древнегреческий историк Геродот) — скифами.

В VI-V веках до нашей эры происходит становление двух групп сакского народа. Они занимали земли Средней Азии и Тянь-Шаня. Персидские учёные называли их саки-тиграхауда и саки-хаумаварга.

Оба этих крупных племени отличались воинственностью и суровым нравом. В сакском обществе было принято по первому же приказу военачальника бросаться в противостояние с подошедшим к границам врагам. Далеко не все древние народы решались бросить вызов этим кочевникам.

Успехи саков

Значительная часть саков производит успешное вторжение в Дрангиану, после чего создаёт собственное государство — Сакастан. Оно занимало земли нынешнего Ирана и Афганистана. Конечно, владения других сакских общин простирались и за пределами Сакастана.

Британский офицер Роберт Сандеман отмечал в своих записях:

“Быстро уменьшающиеся племена Саджидов (Sajittae) и Сака (Sacac) являются другими из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии”.

Несмотря на эти сведения, саков не стоит приравнивать к народу белуджей. Более того, они представляли лишь незначительную часть этого этноса, что было обусловлено миграциями древних кочевников на землях Белуджистана.

Одно только название этих племён раскрывает нам особенности их быта и жизненный уклад. По мнению исследователей, слово “сакь” связано с определением собаки, лисы, волка и прочих производных.

Нельзя исключать, что такое “имя” саки получили из-за специфического вида их боевых шлемов. Они предпочитали создавать эту часть военного облачения с определённым “украшением”, например, изображением собаки или волка с разинутой клыкастой пастью. В дальнейшем такая деталь стала отличительным символом рода.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Саки в Индии

Несмотря на то, что саков историки часто называют кочевниками, это не совсем верно. Образ жизни племён мог быть как кочевым, так и оседлым — в зависимости от региона проживания.

Древние записи, таблички, найденные на сакских территориях, указывают, что этот народ имел строгую социальную иерархию. В сведениях авторов далёкого прошлого также значится, что в сакских общинах были цари, вельможи и их подданные.

Сакские всадники

Сакские всадники

В конце II — начале I веков до нашей эры отряды саков появляются в Северо-Западной Индии. Это стало началом образования индо-сакских государств. Местные цари стремились расширять границы своих владений. Со временем сакские территории стали охватывать Гандхару, долину Свата, большую часть Кашмира, доходя на востоке до Паталипутры.

Власть саков в Индии продлилась всего пару столетий. В I веке нашей эры их начинают теснить кушаны, племена, двигавшиеся с севера и в дальнейшем создавшие Кушанское царство. Последним сакским царём стал Рудрасимха III, что был повержен индийским правителем.

Рудрасимха III

Рудрасимха III

Саки так и не смогли установить своё владычество на землях Индии. Поражение племён в этой части их территорий стало началом падения могущества сакских общин и в других частях Азии. Саки действительно были превосходными воинами, однако они не смогли создать по-настоящему крепкое государство, что могло бы противостоять натиску могущественных соседей.

Сегодня саки упоминаются как древний народ, однако они стали предками для многих этносов современности. Генетические исследования последних лет показали, что сакские примеси есть во многих племенах Средней Азии, французах, литовцах, румынах, даже славянах. Конечно, саки стали лишь частью нашего прошлого, но неизвестно, каким было бы настоящее, если бы этот народ в далёком прошлом не установил свою власть на большей части земель Азии и Европы.

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Нет у этих ученых своей строго научной, выверенной на фактах, истории саков, и все это потому, что они все, и ученые мужи, и не мужи, пытаются затащить ту самую девку к себе в постель. Спали бы уж мужчины со своими женушками, а женщины бы не занимались лесбиянством, все было бы в порядке. А то ведь что получается: как только хотят обозвать какой-нибудь народ, обвинить его в невежестве и дикости, так сразу - они кочевники, дескать, пьют кровь и запивают это кумысом, скачут по степи с дикими воплями и жгут города, нанося тем самым своим близким и неблизким соседям непоправимый ущерб. И все это в угоду сиюминутным притязаниям могущественных в данный момент империй, при этом забывая, что завтра все может вернуться назад. Ну, да ладно уж, продолжим дальше свое повествование.

260111fenix

Так кто же были саки на самом деле?

Ну, а почему же кыргызы присутствуют и среди древних жителей Турана, и среди не менее древнего, а не сегодняшнего, Ирана, возможно, спросите вы. А на этот вопрос я вам отвечу в следующий раз.



Ираноязычные племена, которые имели образ кочевой и полукочевой жизни. Обитали в основном среднюю Азию. Среди скифских народов исходят из восточных ветвей, наряду с массагетами. В некоторых источниках саки усматриваются как тюркские племена, так же есть версия того что, саки причисляются восточными скифам. Вид правления – военная демократия

Предками саков являются носителями культуры андроновцев. Поэтому андроновский антропологический тип считается основой формирования сакского населения.
Смотря на андроновский антропологические внешние данные саков, выходит заключение, что культуры скифов и саков-савроматов схожи, которые также были приверженцами андроновских культур. Племена саков часто упоминаются в летописях Геродата.

Образ жизни саков

Источниками информаций являются памятники, в которых закреплены письменности древних среднеазиатских сакских племен.

Образ жизни саков был оседлым и кочевым, зависело это от их местонахождения.
В степных краях Запада Казахстана были найдены следы кочевого скотоводство. В основном разводили верблюд. Использовалось это животное в виде транспорта.

Scythia-Parthia 100 BC.jpg

Са́ки (др.-перс. Sakā , др.-греч. Σάκαι , лат. Sacae ) — собирательное название группы ираноязычных [1] [2] [3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.

Содержание

Группы саков

Упоминаются у Геродота [4] . в древнеперсидских надписях четыре группы саков [5] :



Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан [8]

Общие сведения

Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.

В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.

Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий [17] . Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй.

Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия [18] .

Читайте также: