Сообщение о петербурге середины 19 века

Обновлено: 05.07.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

В конце XIX начале XX века Петербург был самым большим в России городом. Не только по численности населения, но и по значению экономического и культурного центра страны. В это время здесь строились крупные промышленные предприятия на которых устанавливали только передовое оборудование из Европы. Правда большинство этих предприятий принадлежало компаниям с участием европейского капитала.

С 1890 года и до 1914 года число рабочих увеличилось почти в пять раз. С 1880-х годов развивалось строительство теплоэлектростанций. Развитие промышленности Петербурга было связано с Морского порта. Морским путем в город доставлялись оборудование, английский уголь, металл и текстильное сырье для фабрик. Через порт проходило и две трети грузов внешней торговли всей России.

Петербург постепенно становится вторым после Москвы железнодорожным узлом страны. Железнодорожные пути связывают Петербург с Украиной, Уралом, Сибирью. В столицу для экспорта из разных частей страны шли древесина, зерно, нефть.

В России в 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным в Петербурге было уже 1 миллион 265 тысяч жителей. Это в два раза больше, чем в середине XIX века. Петербург вышел на третье место среди таких европейских столиц как Лондон и Париж. Население его стало вдвое больше населения Москвы.

До 1907 года главным городским транспортом была железная дорога на конной тяге. Правда с 1880-х годов зимой, по льду Невы от Английской набережной до Петроградской стороны укладывали рельсы для одновагонных трамвайчиков. Но к 1917 году трамвайное движение имело уже 39 маршрутов. Трамваи шли и по Невскому и по Каменноостровскому проспектам, по всем мостам. Это был самый удобный и дешевый транспорт. В 1906 году появиляются таксомоторы, а через восемь лет их уже около 400. Но основным видом передвижения по городу был извозчик, их было около 10 тысяч. Начиная с 1912 года Городская дума начала проектировать метрополитен и даже было намечено строительство первой линии от Нарвских ворот до Николаевского вокзала. Но с начавшейся мировой войной все работы были остановлены практически до 1940 года, а затем опять остановлены второй мировой войной.

В 1887 году была построена телефонная станция, а в 1895 году уже было 3 тысячи абонентов в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и Гатчине. В 1898 году телефонную связь протянули до Москвы.

В один из дней в начале октября 1879 года из парадной доходного дома инженера Д.В. Покотилова на Сергиевской вышла строго одетая невысокая сухощавая женщина, энергичным шагом направившаяся в сторону Литейного.

В те годы жить на Сергиевской улице, где выросли фешенебельные особняки и дома с дорогими квартирами, стало считаться престижным. Но до середины XIX века район Петербурга, называемый Литейной частью, не привлекал состоятельных квартиросъемщиков. От Литейного проспекта к Смольному тянулись прямые линии, вдоль которых, рядом с представительными корпусами гвардейских казарм, ютились неказистые деревянные домики, приземистые строения служб Кавалергардского и Преображенского полков, Саперного батальона.

Строительный бум 1860—1870-х годов преобразил Литейную часть: за 30 лет количество каменных строений здесь возросло от 600 до 1 400, причем в основном строились 4—5-этажные доходные многоквартирные дома.

…Надежда Васильевна торопилась. День сегодня предстоял хлопотный, надо было исколесить полгорода — к чему, впрочем, Стасова привыкла. В особенности важно ей было не опоздать к брату Дмитрию, в квартире которого на Малой Морской предстоял музыкальный вечер. В детстве Надежда Васильевна училась у одного из лучших фортепьянных педагогов, хотя к музыке, в отличие от братьев, была равнодушна. Но у Дмитрия она надеялась увидеть нужного человека, на помощь которого она рассчитывала в деле обустройства ее нового любимого детища. В свои 57 лет она бы легко пешком дошла до Литейного, а там уж — на конку. В Петербурге первую ветку конно-железной дороги проложили в 1863 году. Сначала — по Невскому, а через несколько лет— по всему городу зазмеились чугунные рельсы, по которым запряженные парами лошади тянули синие вагончики с империалом, куда могли подниматься только мужчины: пышные платья дам не были приспособлены для узкой лесенки. Но для скорости Надежде Васильевне пришлось потратиться на извозчика. Пролетка пересекла Литейный.

За четырехколонным портиком колокольни Сергиевского собора показался старый Арсенал, построенный Баженовым, — его фасад хранил отпечаток изысканного вкуса XVIII века, а за стенами с 1866 года находился Окружной суд, где велись самые громкие политические процессы.

На Литейном проспекте царило необычайное оживление. Многочисленные экипажи и пешеходы устремлялись в сторону только что, 1 октября, открытого моста через Неву, второго по счету после Благовещенского (ныне лейтенанта Шмидта), сооруженного еще в 1850 году. Литейный мост строили по проекту инженера А.Е. Струве без малого 6 лет.

Немного не доезжая до Фонтанки, где находилось училище правоведения, в котором когда-то учились ее братья, Владимир и Дмитрий, Надежда Васильевна остановилась у Моховой улицы. Здесь, в доме, принадлежавшем Е.А. Боткиной, всего месяц назад, 10 сентября, начались занятия Высших женских курсов.

Город, население которого перевалило в 1870-е годы за 600 тысяч, окружался плотным кольцом промышленных предприятий. За Невской заставой с 1863 года существовал сталелитейный завод, названный через 6 лет Обуховским — по имени одного из основателей, металлурга П.М. Обухова, изобретателя лучшей в мире высококачественной стали для артиллерийских орудий. За Нарвской заставой казенный чугунолитейный завод был приобретен в 1868 году Н.И. Путиловым, выдающимся инженером, наладившим здесь производство железнодорожных рельсов, потребность в которых нарастала: в стране бурно строились железные дороги. С 1874 года по проекту Путилова и на его собственные средства велось сооружение уникального 32-километрового Морского канала, проложенного по дну мелководной Невской губы, что позволяет и ныне океанским кораблям подходить к причалам Петербургского порта на Гутуевском острове. Петербург поглощал до трети всего заграничного привоза в страну: каменный уголь, кокс, чугун, свинец, хлопок, машины, краски. Экспортировались тогда из России канаты, веревки, стеарин, сальные свечи, выделанные кожи, но в основном, конечно, хлеб. Ежегодный вывоз зерна, составлявший в 1860-е годы 10 миллионов пудов, через тридцать лет достиг 40 миллионов. Между тем А.Н. Лодыгин в 1873 году демонстрировал на Одесской улице в Петербурге изобретенные им первые электрические лампы. Электрическими свечами П.Н. Яблочкова был освещен в апреле 1879 года сквер у Александринского театра, да и на Литейном мосту установили электрические фонари. Академик Н.Н. Бекетов с 1860-х годов разрабатывал методы промышленного производства алюминия, считавшегося тогда в Европе едва ли не драгоценным металлом. Н.Н. Бенардос запатентовал в 1885 году способ электросварки металлов.

До середины XIX века девушки из дворянских семей по преимуществу получали домашнее воспитание. Немногие, как сама Стасова, в дальнейшем развивались благодаря чтению и самообразованию. Лишь с 1858 года начали появляться женские гимназии. Редкие девушки отваживались слушать лекции в Университете и Медико-хирургической академии, но и они в соответствии с университетским уставом 1863 года были изгнаны из высших учебных заведений. Приходилось учиться за границей: в 1872 году из 67 студенток Цюрихского университета 60 оказались русскими. Активными поборниками идеи университетского образования для женщин, готовыми безвозмездно читать лекции, были знаменитые ученые: Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов, Ф.Ф. Петрушевский, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.С. Соловьев. Но главной движущей силой, преодолевающей многочисленные бюрократические препоны, оказались женщины. М.В. Трубникова, Н.В. Стасова, А.П. Философова подавали записки начальству, будоражили общественное мнение, находили материальные средства для осуществления своей мечты.

Первые женские Аларчинские курсы были открыты в апреле 1869 года в доме у Аларчина моста в петербургской Коломне, но они давали сведения в объеме средних учебных заведений. Министр просвещения не разрешил курсов по университетской программе, ограничившись позволением читать публичные лекции, предназначенные для слушателей обоих полов. Лекции начались в январе 1870 года, из 900 записавшихся слушателей было 767 женщин. Лишь через 8 лет идея Высших женских курсов получила воплощение. По имени своего первого директора — академика, историка К.Н. Бестужева-Рюмина — курсы получили название Бестужевских (через 4 года их возглавил ректор Университета ботаник А.Н. Бекетов). В первый год записалось 468 постоянных и 346 вольнослушательниц. На 4-летних курсах было 3 отделения, дававшие историко-филологическое, естественно-научное и математическое образование.

На первых порах у бестужевок не было ничего: помещений для аудиторий, лабораторий, необходимых приборов и оборудования, а соответственно, и денег. Надежда Васильевна встала во главе созданного одновременно с курсами Общества для доставления средств новому учебному заведению. Стасова развила бурную деятельность: приглашение популярных артистов на благотворительные концерты, устройство лотерей, сборы с публичных лекций маститых профессоров, книжные базары. Через год удалось снять второй этаж в боткинском доме. Здесь курсы находились до 1885 года, а затем перебрались в специально для них построенное и оснащенное здание на 10-й линии Васильевского острова.

Сегодня Стасовой хватило времени лишь на беглый осмотр аудиторий на втором этаже, где начинались занятия. Стрелки часов неумолимо двигались вперед, а дорога только начиналась. Сев на конку у Сергиевского собора, Надежда Васильевна двинулась по Литейному, Владимирскому и Загородному проспектам в направлении Измайловских рот.

У церкви Владимирской иконы Божией Матери, стройная колокольня которой издалека виднелась в перспективе Литейного, конка повернула вправо по Загородному.

Того самого, где 22 декабря 1849 года Достоевский с друзьями по кружку М.В. Петрашевского ждал расстрела, внезапно замененного каторгой в Сибири. Часть плаца в 1837 году была отведена под строения первой железной дороги в России, соединившей Петербург с Царским Селом. Вагон конки притормозил напротив здания станции, построенного в 1852 году (ныне Витебский, который был сооружен в начале ХХ века), и направился дальше, в сторону Технологического института.

Надежда Васильевна вышла из вагона конки на 1-й роте (ныне 1-й Красноармейской) и направилась в сторону Тарасова переулка, к дому, связанному для нее со многими воспоминаниями.

…В 1859 году она познакомилась с Марией Васильевной Трубниковой, дочерью декабриста В.И. Ивашева и Камиллы ле Дантю, уехавшей за ним в сибирскую ссылку. Родившаяся в Чите в 1835 году, Мария воспитывалась в поволжских поместьях богатой тетушки и в 19 лет вышла замуж, что было типично для юных поборниц женского равноправия, стремившихся как можно скорее избавиться от родственной опеки. В Петербурге Трубникова подружилась со своими сверстницами, Надеждой Белозерской и Анной Философовой — молодыми женщинами, судьбы которых были схожи: раннее замужество, активная жизненная позиция, желание приносить практическую пользу тем, кто в ней нуждается. Стасова, хоть и была гораздо старше, чувствовала себя в доме Трубниковой участницей общего дела. Занятая хлопотами по Высшим женским курсам, Стасова давно не наведывалась в организованный ею вместе с подругами дом дешевых квартир. Многое хотелось посмотреть и вспомнить. Ее узнали, наперебой приглашали зайти, показывали новые швейные машины, приобретенные для мастерской.

Время незаметно таяло, Стасова заторопилась и вдруг увидела, что к парадной подъезжает черная служебная карета, запряженная парой отборных рысаков. Из кареты вышла элегантная пышноволосая женщина, лицо и фигура которой в 42 года не давали усомниться, что смолоду она слыла одной из первых красавиц Петербурга. Анна Павловна Философова тоже решила взглянуть на их детище. Стасова знала, что ее старинная приятельница собирается в ближайшее время за границу, и поездка эта похожа на ссылку. Подруги, расцеловавшись, еще раз вместе обошли дом, налаженный их усилиями, и продолжили поездку вдвоем в карете. Анна Павловна возвращалась к себе на Мойку, где в гостиной огромной квартиры в служебном доме военно-судного ведомства у Поцелуева моста (набережная Мойки, 96) в течение многих лет собирался весь цвет петербургской интеллигенции.

Карета, мягко пружиня рессорами по булыжной мостовой, свернула по Измайловскому к Фонтанке, мимо сияющего золотыми звездами на синих куполах Троицкого собора, построенного отцом Надежды Васильевны.

Проехали вдоль ограды Александровской больницы для рабочего населения. Когда-то Стасова, потрясенная условиями, в которых содержались неимущие больные, написала убедительное письмо самому Александру II, и государь лично отпустил средства на сооружение больничного комплекса на Фонтанке, 132, здания которого возведены по проекту архитектора И.В. Штрома в 1864—1866 годах.

Уже стемнело, когда карета подъехала наконец к дому 8 на Малой Морской. Надежда Васильевна поднялась по широкой лестнице, устланной ковром, дернула шнурок звонка. Горничная в крахмальной наколке открыла дверь.

Увы, дальняя поездка Надежды Васильевны в итоге не достигла цели. Она рассчитывала поговорить у Дмитрия с А.Г. Рубинштейном, великим пианистом, концерт которого в зале Дворянского собрания в пользу Высших женских курсов, несомненно, дал бы хорошие сборы. Но оказалось, что Антон Григорьевич сегодня приехать не смог. Обратный путь на Сергиевскую был коротким. Философовские рысаки домчали Надежду Васильевну по торцовой мостовой Невского, освещенного газовыми фонарями. Знаменитое покрытие главной улицы столицы сосновым паркетом казалось бархатным в сравнении с каменной дробью булыжников, которыми мостили большинство проездов. В ночном мраке красавец Невский манил ярко освещенными витринами дорогих магазинов, подъездами ресторанов и гостиниц.

Парадное лицо Петербурга в холодном матовом мерцании газа заставляло на время забыть о сложностях и противоречиях крупнейшего города страны в эпоху ее капиталистического становления. Террористы-народники и железнодорожные магнаты, эмансипированные студентки, великие писатели и ученые, магия императорского балета и суровый реализм картин передвижников, мощные металлургические заводы и бесконечная толкотня в мелочных лавках и на рынках — все это было Петербургом 1870-х годов железного и жестокого Девятнадцатого века.

На службе прогресса
В самом конце 1850-х годов в Петербурге по инициативе профессора истории П.В. Павлова начали открывать воскресные школы для рабочих. Надежда Стасова активно включилась и в это движение. За год, с 1860 по 1861-й, были открыты 3 женские и 7 мужских школ. Занятия проводились в пустовавших вечером классах гимназий, солдатских казармах. Правительство, с подозрением относившееся к любой общественной инициативе, закрыло все воскресные школы после знаменитых пожаров в Петербурге в мае 1862 года. Однако Надежда Васильевна продолжала сама обучать 27 девочек в тогдашней стасовской квартире на Моховой вплоть до отъезда в 1872 году за границу на 5 лет. В 1867 году Стасова организовала лотерею в пользу Общества дешевых квартир, собравшую немалую сумму — 50 тысяч рублей. На эти деньги был построен каменный дом в Тарасовом переулке. Проект образцового дома с прачечной, сушилкой, помещениями для школы и детского сада, общественной кухней составил один из учредителей Русского технического общества П.П. Мижуев. Здесь с 1871 года действовала швейная мастерская, 20 лет выполнявшая подряды на шитье военной амуниции, что давало верный заработок поселившимся здесь женщинам.

Семья Стасовых

Отец Надежды Васильевны, любимый архитектор двух императоров, Василий Петрович Стасов в средствах не нуждался. В 1822 году, когда родилась Надя, Стасов был занят восстановлением сгоревшего за два года до того Екатерининского дворца в Царском Селе. Знаменитая Янтарная комната во время пожара уцелела, там была устроена временная церковь, в которой крестили старшую сестру Нади, Софью. Маленькую Надежду, восприемником которой был сам Александр I, крестили уже в восстановленной дворцовой церкви. Спустя 15 лет Стасову пришлось руководить восстановлением еще одного дотла сгоревшего царского дворца — Зимнего.

В соловьевском деле оказались замешаны и братья Стасовы. Дмитрия арестовали по ложному показанию, будто он следил за совершением теракта, а заодно жандармы по ошибке арестовали Александра Стасова. Недоразумение довольно быстро разрешилось. При своих либеральных взглядах Стасовы никогда не были сторонниками, а тем более соучастниками насильственных действий, но 3 недели прошли для Надежды Васильевны в тревожных хлопотах. Кстати, генерал Трепов, которому из-за скандала с Засулич пришлось подать в отставку, был ей знаком совсем с другой стороны. Когда-то он помог Надежде и ее приятельнице Анне Философовой выкупить у пьяного отчима-слесаря несчастную забитую 13-летнюю девчушку, которую увезли в деревню, определили на птичий двор, выучили грамоте, дали хорошее приданое.

Теперь уже дочка Параши выросла, стала сельской учительницей. Это было еще при крепостном праве, в конце 1850-х годов. Надежда тогда только вернулась из Венеции, привезя сестру Софью, скончавшуюся вскоре после рождения ребенка. Похоронила ее рядом с отцом в Александро-Невской лавре. Сама она отказалась от мысли о замужестве в 18 лет после того, как первый ее избранник, блестящий гвардейский офицер, предпочел жениться на богатом приданом.
Источник

Проект

В готовой исследовательской работе по литературе "Санкт-Петербург в 19 веке" ученицей была поставлена цель, получить и систематизировать информацию о жизни Петербурга в 19ом веке, найти отражение реалий того времени в литературе.

Подробнее о работе:


В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Санкт-Петербург в 19 веке" автор приводит цитаты из литературных и поэтических произведений, в которых говорится о Санкт-Петербурге в общем, или рассказывается о его жителях, улицах, домах или исторических событиях, произошедших в городе или связанных с ним. Такое изучение литературы позволяет перенести описываемые события или образы в реальную жизнь, понять и прочувствовать их.

В индивидуальном детском проекте "Санкт-Петербург в 19 веке" автор изучает, существуют ли описанные в стихотворениях улицы и дома сегодня, анализирует насколько они изменились и с чем это связано, выясняет, какие люди жили в Питере в 19ом веке и каким они видели свой город, осуществляет поиск различий прошлого и настоящего.

Введение
1. Петербург и исторические события 19го века.
2. Петербург и люди 19го века.
3. Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века.
Использованная литература


Моя работа посвящена настроению Санкт-Петербурга в 19ом веке.

Актуальность этой темы:

· в погружении в часть истории России.

· Понятие того, каким видели Питер люди того времени

· Поиск различий прошлого и настоящего.

Таким образом, мы можем открыть что-то новое, познакомиться с новооткрытыми для себя произведениями, или же освежить события того века, в частности и для литературы, повысить уровень своей осведомленности в тематике о истории нашей культурной столицы и писателях с их необычным взглядом, на всю ту же культурную столицу.

Эта тема меня заинтересовала своей обширностью, к тому же, она дает возможность узнать что-то новое о жизни, меня интересующих, писателях или о тех, на кого я не обращала внимания долгие годы, познакомиться с их комментариями о Питере, их взглядами и посмотреть на все с другой стороны. При выполнении этого задания я обращалась к разным учебным источникам от сносок в журналах до целых произведений и учебников.

Собрала и проанализировала информацию с разных онлайн-источников, и прочла множество дополнительных фактов о создании тех или иных произведений. Мой проект, цель которого заключается в анализе, предоставлении информации по межпредметной теме, включает в себе элементы исследовательской деятельности (анализ и рассмотрение изменений в культурной столице).

Петербург и исторические события 19 века

Санкт-Петербург переживал послевоенное время. Вернувшиеся из Парижа в 1814 году овеянные славой войска встречали с цветами, наградами, слезами и подарками, строили триумфальные арки в честь победы. Жизнь чрезвычайно оживилась. Героям были рады везде и ждали, ждали с нетерпением. Их рассказы были нечто запредельное и слушали их с упоением. В городе стали появляться и развиваться кружки и общества.

И они уже имели роль не только развлекательную, но и служили помощником в получении информации для размышления, формирующую общественное мнение. К Петербургу обращались десятки русских писателей и поэтов. Были среди них и гении, и поэты второго и даже третьего сорта. Но все произведения так или иначе были связаны. Питером. В этой связи каждое произведение было одним из десятков других звеньев, которые, как я уже и сказала, создавали цепочку.

Петербург влетел в русскую литературу 19 века на максимально мажорной ноте. Авторы извивались в поисках оригинальных приемов, образов, но в то же время пытались сделать произведения понятными и близкими каждому сердцу и вызвать восторг и удивление. Современному читателю бросится в глаза, в произведениях посвященных Питеру, множество исторических и мифологических отсылок, к античным богам и героям.

Петербург и люди 19го века


Перечитывая творчество живущих в Петербурге 19го века, я обнаружила, что этот город, был для всех разный, и творческие люди в нем видели все совершенно разное: В творчестве Александра Сергеевича Пушкина в образе Санкт-Петербурга подчеркиваются черты убожества и мрака. А.С любил Петра 1, поэтому в одной из своих поэм он дал памятнику силу самостоятельного бытия,а вместе с тем и пророчество о судьбе.

По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И Сам Пушкин это признал: Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье. Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.

Образ самого Петербурга в романе весьма многолик: Он является всего лишь фоном, контрастом для внутренних переживаний людей, но в то же время был важным действующим лицом. Все герои произведения так или иначе имели собственное мнение о городе.

". я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.


Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург — социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается к читателю своей “оборотной стороной”: “строгий и стройный вид “Петербурга Пушкина — “грязные улицы, лавки, мосты” Некрасова, “береговой гранит” Невы — “громадная гробница”. За долгие годы поэт сроднился с Петербургом. В его произведениях разный облик в разное время одного и того же Питера. Он показывал не только красоту, но и глухие, забытые Богом, окраины, грязные подвалы. Уже в раннем юмористическом стихотворении “Говорун” (1843) Некрасов писал:

Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам — рай.
Здесь всюду наслаждение
Для сердца и очей,
Здесь всё без исключения
Возможно для людей
При деньгах — вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть.

В его стихотворениях сравнивались два мира, богатых и беззаботных и бедных. Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 го­да, окрыленный радужными надеждами — учиться в университете и стать поэтом. Однако суровая действительность быстро развеяла эти мечты. Отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в университет, лишил сына материальной помощи. Юноша оказался в чужом для него городе один, без родных, без всяких средствк существованию.

Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
Начались тяжелые дни.

Сенная площадь (ныне площадь Мира) неузнаваемо изменилась за годы Советской власти. От некрасовского времени сохранилось только старинное здание гауптвахты (Садовая, 57).

На Сенную, тогда здесь был шумный грязный рынок, частенько при­ходили петербургские бедняки в надежде найти какой-нибудь случайный заработок. На площади иногда бывали ссоры и драки. Здесь мог видеть Некрасов сцены, описанные им позднее (1850) в стихотворении “Вор”:

Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: держите вора!
И вор был окружен и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга.
Пришел городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгий,
И вора повели торжественно в квартал.

На Сенной же Некрасов был свидетелем жестоких наказаний кре­постных крестьян: по требованию господ над провинившимися или непокорными здесь совершали публичные экзекуции:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”

Некоторое время Некрасов н жил в подвале на Васильевском острове Н. В. Успенский пере­давал рассказ Некрасова: “Нанимал я квартиру на Васильевском острову, в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки. Лежа на полу на своей шинели (т. к. пришлось продать все скудное имущество), я сделал­ся предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон.

Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я ре­шился описать одного помещика с женою. Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти”. Этот эпизод описал Некрасов в рассказе “Без вести пропавший пиита”.

И не здесь ли, рядом с Некрасовым, в таком же сыром подвале разыгралась жизненная драма целой семьи, так проникновенно расска­занная поздНесчастная мать идет на улицу великолепного Петербурга, чтобы продать себя одному из сытых, праздных, развратных хозяев жизни. Только крайняя степень нищеты довела ее до этого шага. В стихотворе­нии “Убогая и нарядная”, написанном значительно позже — в 1857 году, развивается та же тема:

Но не лучше ли, прежде чем бросим
Мы в нее приговор роковой,
Подзовем-ка ее да расспросим:
“Как дошла ты до жизни такой?”

Одним из первых в русской литературе Некрасов затронул эту ост­рую тему, о которой не принято было говорить и писать. Он показал” как несправедливый социальный строй толкает несчастных бедняков на преступление — воровство, проституцию — или обрекает их на нищенство.

нее поэтом в стихотворении “Еду ли ночью. ” (1847).

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик. Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок.
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком.

Поэт мужественно боролся с мучительным недугом. Превозмогая страдания, писал свое поэтическое завещание — “Последние песни”, работал над любимой своей поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, руководил “Отечественными записками”, явившимися, по выражению одного из пи­сателей, “продолжением запрещенного „Современника”.

И больной, работая полгода,
Я трудом смягчаю свой недуг.

Вчера в силы своего народа, в его грядущее счастье не оставляла Не­красова. Перед смертью он пишет пророческие слова:

Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою.

27 декабря 1877 года (8 января 1878 года), в 8 часов 50 минут вечера, Россия потеряла великого человека. Большая часть произведений Некрасова была посвящена не просто Санкт-Петербургу, а городу, в котором жили люди со своим проблемами, переживаниями, о которых не раз затрагивал поэт.

Отличия современного Санкт-Петербурга и 19го века


Сейчас от оригинальной Дворцовой пристани остались только львы. В 19 веке, до постройки Дворцового моста, на его месте был парадный спуск к Неве, созданный по проекту архитектора Карла Росси. В 1914 году из-за строительства моста пристань со львами была сдвинута от Зимнего дворца на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. После переноса внешний вид набережной изменился, пристань композиционно и функционально объединили с левой береговой опорой моста, а львы стали ниже уровня перил переправы.

Дом № 5 по Кузнечному переулку, на углу его с улицей Достоевского (при жизни писателя называлась Гребецкая, а затем Ямская) — доходный дом, который был построен в первой половине XIX века (точный год постройки неизвестен) по проекту архитектора С. Пономарёва, а в 1882 году был частично перестроен по проекту архитектора Василия фон Витта. Изначально (когда Достоевский короткое время прожил там в 1846 году) дом принадлежал купцам Кучиным, а затем, в последние годы жизни писателя, — купчихе Розалии-Анне Клинкстрем

Принципиальное отличие двух частей заключается в том, что мемориальная квартира в целом остаётся неизменной, а литературная экспозиция, как не призванная статично отражать какую-либо обстановку, периодически подвергается изменениям[9]. Существующая сейчас литературная экспозиция является уже третьей по счёту за время существования музея, и открылась 9 февраля 2009 года.

Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина. В комнате жены поэта можно увидеть её портрет, выполненный в 1832 году художником Брюлловым, а также принадлежавшие ей флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком, и другие памятные вещи.

1. “Литературные памятные места Ленинграда”. Лениздат, 1976.

2. Достоевская А. Г. Воспоминания. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. — М: Правда, 1987. — 544 с.

В ХIХ веке численность населения Петербурга стремительно росла. За первую половину века количество жителей увеличилось более чем в два раза, составив к 1853 г. 523 721 человек. Отмена в 1861 г. крепостного права обеспечила дополнительный приток жителей в столицу, и в начале ХХ века в Петербурге проживало 1 439 613 человек. В этот период заметным было увеличение в столичном населении выходцев из крестьянства. Причем в дореформенную эпоху в столицу приезжали в основном крестьяне-мужчины только на сезон для заработка оброка, оставляя семьи в деревне. После освобождения все чаще крестьяне целыми семьями приезжали в Петербург на постоянное место жительства. Это обстоятельство обусловило увеличение доли женщин в населении города с 35% в 1858 г. до более чем 45% к концу века. Соотношение основных городских сословий во второй половине века изменилось следующим образом:

Петербургские типы второй половины XIX века

8 часов утра на Невском проспекте.

По численности населения Петербург занимал четвертое место в мире - после Лондона, Парижа и Константинополя. Так же как и эти столичные города, российская столица привлекала к себе близостью ко двору, возможностью сделать карьеру, заработками, богатством культурной жизни, развлечениями.

Представители самых разных социальных слоев россиян стремились найти здесь решение многочисленных своих проблем.

Постоянный приток в город дворян, как знатных, так и средних и мелких, объяснялся их стремлением оказаться в центре придворной, правительственной, чиновничьей жизни России. Предприниматели, купцы и ремесленники надеялись наладить здесь свое дело, увеличить его доходность. Рабочие и крестьяне шли в Петербург на заработки. Интеллигенцию, представителей творческих профессий столица привлекала как центр культурной жизни страны.

1. Развитие внутреннего транспорта в Петербурге

Омнибусы ходили по определенным маршрутам. В 1851 г. существовало уже семь омнибусных маршрутов: по Невскому проспекту от Знаменской площади (ныне пл. Восстания) до Английской набережной; по Бассейной и Садовой улицам; от Некрасовского рынка до Покровской площади (ныне пл. Тургенева); от Введенской ул. до Царскосельского (Витебского) вокзала; от Калинкина моста до Аптекарского переулка; от 2-й Рождественской (Советской) улицы до Большого проспекта Петроградской стороны.

Омнибусы господствовали на улицах Петербурга как единственный вид общественного городского транспорта до появления конки. В 1902 г. еще существовало шесть омнибусных маршрутов, последний омнибус проехал по городу в 1914 г.

Трамваи в столице пользовались большой популярностью, и количество их маршрутов быстро разрасталось. Уже через два года существовало 13 трамвайных маршрутов, накануне первой мировой войны на линию ежедневно выходило 400 составов и в сутки перевозилось около 700 тысяч пассажиров. Плата за проезд зависела от протяженности маршрута и составляла от 5 до 20 копеек. Конка и тем более омнибусы, уходя на окраи ны, постепенно уступали свои позиции новому, более перспективному виду транспорта.

Еще в середине 1890-х гг. в столице насчитывалось до 20 тысяч извозчиков, но по мере совершенствования общественного транспорта их количество сокращалось, и к началу первой мировой войны составляло не более 15 тысяч. В конце столетия услугами легковых извозчиков пользовалась в основном зажиточная публика. Поэтому к внешнему виду экипажа и его кучера предъявлялись особые требования. Экипаж-пролетка должна была быть с подъемным верхом от дождя, с кожаным фартуком для ног седока. Извозчики одевались по форме: синий кафтан, на голове - низенький цилиндр с пряжкой спереди.

Существовали специальные стоянки извозчиков на наиболее удобных местах: у вокзалов, гостиниц, на оживленных перекрестках. Твердой оплаты проезда в экипаже не было. Стоимость определялась извозчиком и зависела от длины маршрута, от внешнего облика пассажиров, их количества, от времени суток, от погоды и многих других обстоятельств. Наиболее дорогими были услуги лихачей - извозчиков высшей категории, которые имели свои стоянки: на Исаакиевской площади, несколько - на Невском проспекте.

В 1901 г. Петербургская городская дума приняла первые в России "Правила уличного движения". В них, в том числе, устанавливалась максимальная скорость движения автомобилей - 12 километров в час. Кроме того, в Петербурге, как и в Москве, - в городах с интенсивным движением, городовые осуществляли его регулирование при помощи короткой белой деревянной палки.

В теплое время многие петербуржцы пароходами отправлялись на прогулки на Острова, за город. Существовали маршруты в Кронштадт, на Валаам, в Шлиссельбург, в Лисий Нос. Пароходы, следовавшие по пригородным маршрутам, были более крупными, чем на городских рейсах. На них каюты делились на 1-й и 2-й классы, были буфеты, где обеспеченная публика могла перекусить, а также взять горячие обеды или ужины.

Петербургские типы второй половины XIX века

2. Доходный дом . Первый ночлежный приют в Измайловском полку. Женское отделение.

Стоимость квартир в центральных районах столицы в конце века была высокой и доходила до 70-100 рублей на одного человека в год, в Адмиралтейской и Казанской частях - и более 100 рублей.

Территория здесь была наиболее благоустроенной. За чистотой во дворах и на улицах близ домов следили дворники. В крупных доходных домах число дворников доходило до нескольких десятков. Дворники не только чистили дворы и улицы, но также разносили воду и дрова по заказу жильцов, следили за порядком в доме, наблюдали за незнакомыми, сторожили по ночам, выполняли разовые поручения жильцов.

3. Благоустройство столицы

Именно в центральных районах столицы в первую очередь мостились улицы, вводилось и совершенствовалось освещение, раньше появился водопровод. В самых фешенебельных районах - на Невском проспекте, Большой и Малой Морских улицах, Дворцовой и Адмиралтейской набережных, Миллионной улице, Каменноостровском проспекте - еще в начале ХХ века сохранялись торцовые мостовые, впервые появившиеся в городе в 1820-х годах. Петербург стал первым в мире городом, где появился такой способ мощения улиц - при помощи шестигранных шашек-торцов из дерева. По очень гладким торцовым мостовым транспорт передвигался ровно и почти бесшумно. Однако число торцовых мостовых в городе постоянно сокращалось из-за необходимости их частого ремонта.

Во второй половине столетия улицы замостили булыжником, были уложены дощатые или плиточные тротуары. Началось использование и более современного способа мощения улиц - асфальтирование. Впервые был заасфальтирован участок около Тучкова моста в 1839 г. В последней четверти века асфальтом были покрыты участки на набережной реки Фонтанки у Соляного городка, на Малой Морской и Конюшенной улицах.

Городские власти беспокоились и об освещении центральных районов: к концу 60-х годов устаревшие спиртовые и масляные фонари были заменены керосиновыми или газовыми. На Петербургской и Выборгской стороне газовое освещение появилось в последней четверти ХК века, специально для чего английское акционерное общество построило на Карповке газовый завод.

Газовые фонари каждый вечер с наступлением темноты зажигали специальные фонарщики. Сначала было установлено 3649 уличных газовых фонарей, к 1914 г. их количество в городе увеличилось до 8813. В 1880-х появился электрический свет на Невском проспекте, Большой и Малой Морских улицах, на Дворцовой набережной и площади, на набережной Фонтанки, Вознесенском проспекте и на других главных улицах города. Еще раньше, в 1879 г., электричеством был освещен Дворцовый мост. Накануне первой мировой войны улицы Петербурга освещали 2900 электрических фонарей [5]. Однако на окраинах долгое время сохранялось освещение керосиновыми лампами.

4. Проблемы рабочих кварталов

Воздух в этих квартирах тяжелый, удушливый. Происходит это главным образом от того, что квартиры не только не вентилируются открытием форточки из боязни сильно охладить комнату или из-за того, что у окна помещается супружеская чета с малолетними и грудными детьми, но даже вентилятор и все щели усердно затыкаются тряпками. Одежда и постельные принадлежности самих жильцов зачастую зловонны; очень часто можно видеть целые ряды просушиваемых портянок, пеленок, мокрой одежды и т. п. Таким образом, доступ чистого воздуха возможен только через дверь, но и последняя зачастую выходит или в душную кухню, или в коридор, или же на площадку лестницы, где устроены простые отхожие места.

Городские власти занимались вопросами благоустройства окраинных территорий. Усилиями Городской Думы на протяжении Х!Х в. условия жизни в некоторых районах на периферии столицы постепенно менялись к лучшему. Примером может служить благоустройство Петербургской стороны. По описанию очевидца, в первой половине столетия эта территория оставляла печальное впечатление:

5. Водопровод, канализация

Усиленное строительство доходных домов сопровождалось повышением комфортабельности жизни в них. Водопровод длиной 108 верст в Петербурге был введен в строй в 1864 г. Сначала снабжался водой только центр города. Но водопроводная сеть постоянно расширялась и к концу века охватывала почти на всю столицу, длина ее составляла 423 версты. Подача воды увеличилась со 160 миллионов ведер в год в 1864 году до 3940 миллионов в 1890 году. Причем в начале ХХ века та вода, которая поступала в центральные районы с Центральной водопроводной станции, тщательно фильтровалась через специальные фильтры. Менее престижные части города - Васильевский остров, Петербургская и Выборгская сторона - обеспечивались водой с других станций, которые не были оборудованы фильтрами. В дешевых квартирах верхних этажей водопровод по-прежнему отсутствовал. Малообеспеченным жильцам приходилось пользоваться дворовым краном, или дворник разносил воду тем, кто ее заказывал.

Обеспеченность удобствами квартир в Петербурге в конце ХI Х века [5]

Читайте также: