Мир глазами астронома 4 класс окружающий мир рабочая тетрадь сообщение
Обновлено: 27.04.2024
Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Мир с точки зрения астронома
Для астронома наш мир — это не только то, что нас окружает, а целая Вселенная. Планеты и звёзды, кометы и астероиды, чёрные дыры и пульсары, звёздные системы и галактики — всё, что можно найти на бескрайних космических просторах и есть мир астронома.
Ещё астрономы древности выяснили, что звёзды — это огромные раскалённые шары, которые находятся невероятно далеко от нашей планеты. Они научились создавать из звёзд созвездия — группы звёзд, которые на нашем небе всегда составляют один рисунок. А чуть позже выяснили, что небесные тела могут быть не только звёздами, но и планетами.
В отличие от звёзд, планеты — это холодные небесные тела, которые обращаются вокруг той или иной звёзды. Наша планета Земля обращается вокруг звезды Солнце. Как оказалось, Земля — не единственная планета Солнечной системы. У нас еть ещё 7 планет — соседок: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
А ещё у нашей Земли есть верный спутник — Луна. Это небесное тело оборачивается вокруг Земли и сильно влияет на жизнь на нашей планете. Для астрономов Луна — это один из самых интересных и изучаемых объектов. Она находится очень близко, если сравнивать с расстоянием до звёзд и других планет, так что до неё можно долететь, взять образцы грунта и получить доступ к неземным знаниям.
С каждым днём знания астрономов о Вселенной становятся всё обширнее, но всё равно любой учёный знает, что мы только только начинаем познавать наш мир. Ведь космос настолько огромен, что в его глубинах всегда можно найти что-то новое и неизведанное.
1. Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.
На самом деле, мы можем только приблизительно изобразить схему Солнечной системы на листе бумаги: в центре Солнце, а вокруг по вытянутым орбитам вращается 8 планет разной величины.
Но реального размера Солнечной системы, реальных расстояний между планетами и реальных размеров планет эта схема показать не может.
Так что чтобы нарисовать реалистичную схему Солнечной системы, в которой Земля будет 5-ти миллиметровым кружочком, придётся найти лист бумаги длиной 6 км!
2. С помощью схемы перечислите планеты:
а) в порядке их удаления от Солнца
б) в порядке их приближения к Солнцу.
3. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы. По своему усмотрению вы можете изготовить модель-аппликацию, модель с использованием пластилина, компьютерную модель. В любом случае главное — правильно передать сравнительные размеры планет и порядок их расположения.
Обсудим
Земля — наш дом потому, что мы живём на этой планете. Здесь нам уютно и хорошо. Здесь живут наши родители, бабушки и дедушки, родственники и друзья. Даже если люди откроют возможность путешествовать в другие звёздные системы, то всё равно о Земле они будут вспоминать как о своём родном доме. Они обязательно будут мечтать вернуться назад, чтобы поделиться своими впечатлениями и почувствовать себя дома.
Земля — наш космический корабль потому, что наша планета не стоит на месте, а мчится на немыслимой скорости по просторам Вселенной. Как на космическом корабле мы преодолеваем миллиарды километров: Земля летит по орбите вокруг Солнца, а Солнечная система, в свою очередь, летит по своей галактической орбите.
Проверь себя
1. Что изучает астрономия?
Астрономия — это наука о небесных (космических) телах. Астрономия изучает планеты, звёзды, звёздные системы, галактики, метеориты, астероиды, кометы, чёрные дыры и другие космические тела.
2. Что такое Вселенная?
Вселенная — это необъятное пространство между звёздами, планетами и другими космическими телами.
3. Что такое Солнечная система?
Солнечная система — это группа планет и других космических тел, которые двигаются вокруг звезды Солнце.
4. Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
Для того, чтобы изобразить Солнечную систему, надо в центре листа пометить изображение Солнца (большоё жёлтый шар), а вокруг него нарисовать 8 орбит эллиптической формы (вытянутые круги — овалы) и на них разместить планеты Солнечной системы в следующем порядке, начиная от Солнца:
- Меркурий — маленький шар, обычно изображается коричневым цветом
- Венера — шар примерно в 2 раза больше Меркурия, обычно изображается зелёным или фиолетовым цветом
- Земля — шар чуть больше Венеры, обычно изображается голубым цветом
- Марс — небольшой шар, больше чем Меркурий, но меньше чем Венера, обычно изображается красным цветом.
- Юпитер — огромный полосатый шар коричневого или оранжевого оттенка
- Сатурн — шар чуть поменьше Юпитера опоясанный широким кольцом, обычно светло-жёлтый
- Уран — шар поменьше Сатурна, обычно ледяного цвета
- Нептун — шар поменьше Урана, обычно ярко-синий.
5. Коротко расскажи о Солнце.
Солнце — это ближайшая к Земле звезда. Солнце является огромным раскалённым шаром, который излучает свет и тепло. Солнце примерно в 109 раз больше Земли. Если представить Землю бусинкой, то Солнце будет размером с большой надувной мяч для гимнастики.
Нам кажется, что Солнце небольшого размера потому, что между Землёй и Солнцем огромное расстояние — 150 миллионов километров. И всё же солнечный свет способен очень быстро преодолеть это расстояние. Всего за 8 минут и 19 секунд лучик света долетает от Солнца до Земли и даёт необходимые для всего живого на планете тепло и свет.
Температура поверхности Солнца достигает 6 000 ºС. Представить её в земных условиях очень сложно, ведь уже при 1 500 ºС плавится сталь. А в центре Солнца, в ядре звезды, температура может достигать 15 000 000 ºС — 20 000 000 ºС. Это просто невероятно!
6. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Смотреть на Солнце невооружённым взглядом строго запрещено — это может повредить глаза и нарушить зрение.
Для того чтобы смотреть и изучать солнца используют специальные защитные фильтры. Это могут быть очки с тёмным защитным стекло или специальные бинокли, телескопы и другие увеличительные приборы.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: астрономия, астроном.
Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах.
Астроном — это учёный, который занимается наукой астрономией.
2. Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы!
Пусть каждый участник игры назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет. А теперь — в путь вокруг солнышка! Двигайтесь так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто собьётся с орбиты, выходит из игры.
Выигрывает тот из участников игры, кто дольше всех останется на орбите.
- Открытие Плутона
- На поверхности Плутона
- Размеры Плутона
- Почему Плутон не планета а астероид?
- Новые загадки
Плутон — астероид, который десятилетиями считали планетой
18 февраля 1930 года 23-летний астроном из США Клайд Томбо открыл новое небесное тело, которое мировое научное сообщество определило как девятую планету Солнечной системы. Новая планета получила имя Плутон — в честь древнеримского бога подземного царства. Имя придумала 11-летняя школьница из Оксфорда Венеция Берни, которая живо интересовалась не только астрономией, но и античной мифологией.
И действительно новой планете отлично подошло имя бога подземного царства. Плутон оказался очень холодным и мрачным миром. Недра его состоят из камня и льда, а температура на поверхности составляет -230ºС. На поверхности планеты есть атмосфера, но она очень разрежена и наполнена азотом, метаном и угарным газом — газами непригодными для дыхания человека.
Более 70 лет Плутон официально считался планетой, поскольку сначала по расчётам учёных его размеры казались сравнимыми с Землей, а потом с Марсом. Но после того, как был открыт спутник Плутона под названием Харон, астрономы смогли вычислить размеры более точно. Оказалось, что диаметр Плутона на треть меньше, чем диаметр Луны — спутника Земли.
Удивительно, но даже это событие не остановило споры астрономов по поводу Плутона. Теперь некоторые ученые пытаются доказать, что Плутон и Харон составляют двойную планету. Так что возможно Плутон преподнесет землянам ещё много сюрпризов и новых открытий.
Источник (источники) информации: Интернет, книги и энциклопедии.
1. Интересно ли тебе узнать о звездах и планетах? Если да, то почему? Напиши.
Да. Для того, чтобы понимать, как устроен космос.
2. С помощью учебника запиши определения.
Астрономия - это наука о Вселенной.
Вселенная - это пространство, в котором находятся планеты, звезды и другие небесные тела.
Солнечная система - это солнце и движущиеся вокругнего небесные тела.
3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.
4. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца ( в синих квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.
5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн км . Температура на поверхности Солнца достигает 6 000 градусов , а в центре Солнца предположительно 15-20 млн градусов .
1) Что называют астероидом?
2) Опасны ли они для Земли?
Астероиды - это мелкие космические тела. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.
Существует много небесных тел. Например, планеты, солнце, звёзды, астероиды, чёрные дыры, кометы, галактики, астероиды, метеориты, спутники.
2. Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома.
Краткий рассказ о мире с точки зрения астронома для 4 класса
Мир устроен так: есть Вселенная, и мы всё живём в ней. Она состоит из множества галактик. В каждой галактике есть свои планеты и небесные тела. Одна из таких галактик называется Млечный Путь, а в ней Солнечная система, именно здесь мы и живём. В этой системе есть 8 планет, все они по-разному удалены от Солнца. Мы живём на 3 по счёту от Солнца – на Земле.
Подробный рассказ о мире с точки зрения астронома для 4 класса
Наш мир не ограничивается одной только планетой по имени Земля. Он много шире, он бесконечен.
Совсем рядом с нашей Землёй кружится по орбите наш вечный спутник — Луна. Но его близость обманчива. Космонавтам требуется несколько недель, чтобы долететь до Луны.
Ещё дальше, но всё так же близко от нас по меркам великого Космоса, находится наша звезда — Солнце. Солнце дарит нам тепло, свет, жизнь. Но тот же свет летит от Солнца восемь минут, преодолевая огромное расстояние.
Вокруг Солнца вращается не только Земля. В нашу Солнечную систему входят другие планеты и небесные тела — Марс, Венера, Юпитер, кометы и астероиды. А сама Солнечная система одна из многих звёздных систем нашей Галактики.
Весь мир вокруг нас — это бесконечный великий Космос, наша Вселенная.
3. Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него.
С помощью схемы перечислите планеты:
а) в порядке их приближения к Солнцу;
- Меркурий
- Венера
- Земля
- Марс
- Юпитер
- Сатурн
- Уран
- Нептун
б) в порядке их удаления от Солнца;
- Нептун
- Уран
- Сатурн
- Юпитер
- Марс
- Земля
- Венера
- Меркурий
4. Используя модель как опору, постройте схему Солнечной системы.
В центре схемы огромная звезда – Солнце. У каждой планеты есть своя орбита – траектория, по которой она вращается. Самая ближняя планета к Солнцу – Меркурий, а самая дальняя – Нептун. Наша планета находится на 3 месте и поэтому там сформировались все необходимые условия для обитания на ней всех живых существ.
Схему можно выполнить на листе картона, используя шарики разноцветного пластилина.
Земля наш дом, потому что мы живём на ней. Но Земля одна из планет Солнечной системы, она космическое небесное тело. А значит мы можем сказать, что Земля — наш космический дом.
Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой движется вокруг центра Галактики, то есть совершает определённое путешествие в космосе.
А значит мы можем сказать, что Земля наш космический корабль.
Проверь себя
1) Что изучает астрономия?
Астрономия изучает космос, небесные или космические тела.
2) Что такое Вселенная?
Вселенная — это космос, весь окружающий нас мир.
3) Что такое Солнечная система?
Солнечная система — это всё небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца.
4) Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
Солнечную систему можно изобразить, поместив в центр модели Солнце, а вокруг него показав планеты, в порядке их удаления от солнца. Планеты двигаются по вытянутым орбитам.
5) Коротко расскажи о Солнце.
Солнце — самая близкая к нам звезда. Это огромный раскалённый шар, который кажется нам маленьким, потому находится на огромном расстоянии от Земли, около 150 миллионов километров.
Температура поверхности Солнца примерно 7 тысяч градусов, а в его центре может равняться нескольким миллионам градусов. При таких температурах плавится все материалы и идут ядерные реакции.
6) Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Нельзя смотреть на солнце через бинокль, очки, или телескоп невооружённым глазом. Оно светит очень ярко, и может испортить зрение. Смотреть на солнце можно только через тёмные очки, и всего несколько минут.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: астрономия, астроном.
- Астрономия — наука о небесных телах
- Астроном — учёный, изучающий небесные тела
2) Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы.
Пример живой модели Солнечной системы для 4 класса
Поставим в центре живой модели нашу учительницу, Ольгу Николаевну. Она будет изображать Солнце.
Выберем ребят, которые будут изображать планеты. Ближе всех к солнцу — учительнице, будет быстро бегать Миша, он покажет Меркурий. Чуть дальше будут быстро ходить Венера-Света и Земля-Арина. Потом будет идти вокруг солнца Юрий-Марс. Дальше совсем медленно будут ходить вокруг солнца ребята, изображающие Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран.
А несколько ребят будут бегать между планет, но вокруг учителя. Они будут показывать кометы и астероиды.
Солнце — единственная звезда в нашей Солнечной системе. Оно является одной из многих звёзд в Галактике, и астрономы называют Солнце жёлтым карликом.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, а масса больше массы Земли в 333 тысячи раз.
При этом Солнце состоит в основном из водорода и гелия.
Источником излучения Солнца являются термоядерные реакции, которые в нём протекают. Солнце нагрето до огромных температур. Температура поверхности 6-7 тысяч градусов, температура короны 1.5 миллиона градусов, а температура ядра солнца оценивается в 15 миллионов градусов.
При этом на поверхности Солнца можно наблюдать более тёмные пятна — области с пониженной температурой. Когда пятен много, светимость солнца уменьшается, что может отражаться на климате Земли.
Помимо планет в Солнечной системе есть и другие небесные тела — кометы и астероиды.
Это небольшие космические тела, которые движутся по вытянутым орбитам вокруг Солнца.
Астероиды обладают неправильной формой, маленькими размерами и небольшой массой. При этом у них нет атмосферы, но могут быть более мелкие спутники.
В настоящее время в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов, а ещё большее их количество пока не обнаружено.
Кометы во многом похожи на астероиды, но их главное отличие — образование хвоста из пыли и газа, который возникает по мере приближения кометы к Солнцу. Эти частицы выбиваются с поверхности кометы солнечным ветром, поэтому хвост кометы всегда направлен от солнца, и может располагаться перед кометой по направлению её движения.
В нашей Солнечной системе обнаружено свыше 6 тысяч комет.
На следующем уроке
Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.
Земля в космосе совершает несколько движений. Она вращается вокруг своей оси, вращается вокруг солнца, вместе с Солнечной системой вращается вокруг центра Галактики. Вместе со всей Вселенной куда-то расширяется.
Потому что звезды и планеты мы видим с Земли маленькими точками. Они составляют нашу солнечную систему. Узнавать о космосе всегда интересно.
2. С помощью учебника запиши определения.
Астрономия — это наука о небесных, или космических телах.
Вселенная — это солнечная система и весь мир.
Солнечная система — это солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.
3. Используя схему учебника, подпиши планеты Солнечной системы.
4. Мудрая Черепаха предлаает тебе задание для тренировки памяти и внимания. Пронумеруй планеты в порядке их удаления от Солнца (в синих вадратиках); в порядке их приближения к Солнцу (в красных квадратиках). Проверь себя по схеме в учебнике.
5. С помощью учебника впиши вместо пропусков цифровые данные. Используй эти данные при рассказе о Солнце.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов км. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15-20 миллионов градусов.
Читайте также: