Сообщение о патриархе иове

Обновлено: 05.07.2024

(Иван; † 19.06.1607, старицкий Успенский мон-рь), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси.

Биография

После того как в 1566 г. Иоанн Грозный выменял Старицу у кн. Владимира Андреевича, монастырь сразу же получил во владение от царя с. Ильинское в Старицком у. В 1567 г. Старица была взята в опричнину, последовали новые пожалования мон-рю (одно из таких владений, с. Губин Угол, принадлежало казненному И. П. Фёдорову). Мон-рь имел тарханную грамоту, освобождавшую его владения от уплаты главных гос. налогов. Когда она сгорела, царь по ходатайству И. выдал в мае 1569 г. новую грамоту такого же характера на все владения мон-ря в разных уездах. Одной из статей документа настоятель и братия освобождались от суда Тверского епископа, они подчинялись только суду тверского дворецкого (Там же. С. 146). Все это говорит об особом благоволении царя к обители и ее настоятелю. Характерно, что, после того как И. был переведен из старицкого Успенского мон-ря, пожалования обители от царя прекратились.

В 1581 г. состоялась хиротония И. во епископа Коломенского, которую возглавил митр. Дионисий. Подпись И. стоит под решением Собора 1580 г. о запрете приобретать земли церковным учреждениям, в 1584 г. архиерей подписал соборный приговор об отмене тарханов. В 1586 г. И. был переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, что означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку Ростовские архиереи традиционно были близки к рус. правителям.

Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III)


Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III)

В 1593 г. в К-поле в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый Собор вост. иерархов, в к-ром участвовали патриархи К-польский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский. Собор, согласившись с возведением предстоятеля Русской Церкви в патриарший сан, подтвердил 5-е место Русской Церкви в диптихе правосл. Церквей. Помимо соборного деяния в Москву были отправлены грамоты Александрийского патриарха Мелетия Пигаса царю, царице, И., Годунову и дьяку А. Щелкалову. Вместе с посланием И. получил в подарок посох Александрийского патриарха Иоакима I (1486 или 1487-1565/67, с перерывами), к-рому еще при его жизни приписывали совершение чудес. В 1619 г. об утверждении Патриаршества на Руси Собором вост. правосл. иерархов говорил Иерусалимский патриарх Феофан IV при поставлении Московского и всея Руси патриарха Филарета .

Во время похода крымских татар на Москву в 1591 г. по распоряжению И. вокруг столицы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери, к-рая затем была помещена в походной ц. во имя прп. Сергия Радонежского в рус. войске. После ухода крымцев на месте, где стояла церковь с чудотворным образом, был устроен Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь, к к-рому ежегодно 3 янв. совершался крестный ход. И. способствовал распространению общерус. почитания чудотворной Казанской иконы Божией Матери, явление которой произошло за 10 лет до его поставления в патриархи. При нем вышло в свет 2 издания службы этому образу. Перед кончиной И. в его келейной казне значилось 2 списка Казанской иконы.

На рубеже XVI и XVII вв. в патриаршем Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре на основе домакариевских Четьих-Миней были созданы Чудовские Четьи-Минеи, дополненные житиями и сказаниями о чудесах рус. святых, к-рые были написаны в основном в XV-XVI вв. (Ранее высказывалось мнение, что Чудовские Четьи-Минеи представляют копию ВМЧ, в к-рую не включены стишной и нестишной Прологи и некалендарные сборники и сочинения - Шульгина Э. В. Предварительный анализ состава майских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней Четьих // Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologishe, miszellanologishe und textologishe Untersuch. Freiburg i. Br., 2006. Bd. 2. S. 359-378. (MLS; 49). Эту т. зр. следует считать ошибочной.) Одновременно с Чудовскими Четьими-Минеями, написанными полууставом, еще один комплект Миней, обстоятельства создания к-рого неизвестны, был переписан в 1600 г. каллиграфической скорописью (сохр. тома на авг. и дек.- НБ Саратовского ун-та. № 2671, 2658).

И. способствовал строительству храмов в Сибири, посылал туда священников, диаконов, отправлял книги, колокола, церковную утварь и проч. В Тобольске, основанном в 1587 г., были сооружены Вознесенская и Троицкая церкви, немного позднее - Спасская ц. Храмы появлялись и в других сибирских селениях (преимущественно по царским грамотам). По благословению И. в 1599 г. на Вятке был основан Богоявленский мон-рь. В возвращенных в 1591 г. из-под власти шведов городах Ям, Копорье, Ивангород по царскому указу строились правосл. храмы. Казанский митр. Ермоген сообщал царю Феодору Иоанновичу об упадке христианства в Казани, Казанском и Свияжском уездах. В ответной грамоте 1593 г. царь указал поселить новокрещеных татар в отдельной слободе, прекратить строительство мечетей и разрушить недавно сооруженные, запретил православным вступать в браки с иноверцами и поступать к ним в услужение (ААЭ. Т. 1. С. 436-439, № 358).

15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сводный брат царя св. Димитрий Иоаннович. По указу Феодора Иоанновича для расследования обстоятельств смерти царевича была назначена комиссия во главе с кн. В. И. Шуйским (см. Василий Иоаннович), к-рая по возвращении в Москву представила материалы расследования И. Состоялся Собор, на котором были зачитаны выводы комиссии. На основании представленных материалов было сделано заключение, что Димитрий погиб в результате приступа болезни. Мать Димитрия царицу Марию Феодоровну постригли в монашество с именем Марфа, ее родственники были обвинены в убийстве 12 чел. и сосланы в разные города. Мн. угличан казнили или выслали в сибирский г. Пелым; колокол, возвестивший о смерти царевича, был лишен языка и увезен в Тобольск.

7 янв. 1598 г. скончался Феодор Иоаннович. И. соборовал и причастил царя перед кончиной, участвовал в отпевании и погребении его в приделе прп. Иоанна Лествичника в Архангельском соборе Московского Кремля. По указу вдовствующей царицы Ирины Феодоровны бояре докладывали патриарху о местнических спорах воевод в Пскове и Смоленске, после чего последовали грамоты И. в эти города и Боярская дума приняла необходимые решения с собором духовенства.

Во время голода в России в 1601-1603 гг. Церковь, поддерживая усилия царя по преодолению бедствия, открыла монастырские житницы.

Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. № 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16).

Литературные труды

В 1594 г. в связи с кончиной царевны Феодосии патриарх обратился с утешительным посланием к царице Ирине Феодоровне. С И. связано составление 2-й редакции лит. предисловия к синодику-помяннику, сохранившейся в 4 списках. Данная редакция синодика во 2-й пол. XVII-XVIII в. легла в основу обширной старообрядческой традиции. В 1604 г. И. написал духовную (прощальную) грамоту (в издании: ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 107-125 сочинение ошибочно датировано 1597 г.). В завещании святитель писал о своем жизненном пути, отмечал благоволение к нему царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича, выразившееся, в частности, в многочисленных пожалованиях от них первосвятительской кафедре. И. особо писал о том, что он расходовал патриаршую келейную казну на украшение кремлевского Успенского собора, устроение храмов и помощь жителям патриарших вотчин. Царю Борису Феодоровичу и царевичу Феодору И. завещал быть верными Православию.

Почитание

Пат­ри­арх Иов (в ми­ру Иоанн) ро­дил­ся в 30-е го­ды ХVI в. в се­мье по­сад­ских лю­дей го­ро­да Ста­ри­цы Твер­ской гу­бер­нии. От­ро­че­ские го­ды про­шли в Ста­риц­ком Успен­ском мо­на­сты­ре, ку­да отец от­дал его на вос­пи­та­ние. В этой оби­те­ли он при­нял мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Иов. Око­ло 1569 го­да оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный, инок Иов при­влек к се­бе его бла­го­склон­ное вни­ма­ние и вско­ре был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1571–1572 го­дах он – на­сто­я­тель Си­мо­но­ва Успен­ско­го мо­на­сты­ря в Москве, в 1575–1580 го­дах – Но­воспас­ско­го. В 1581 го­ду ар­хи­манд­рит Иов был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го. В 1586 го­ду стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го и в 1587 го­ду – мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским. 23 ян­ва­ря 1589 г. при уча­стии пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Иере­мии со­сто­я­лось на­ре­че­ние, а 26 ян­ва­ря – тор­же­ствен­ное по­став­ле­ние мит­ро­по­ли­та Иова в пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си.

Со смер­тью ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча в 1598 го­ду пре­сек­лась муж­ская ли­ния ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей, на­чал­ся пе­ри­од го­судар­ствен­ных нестро­е­ний, из­вест­ный в ис­то­рии Рос­сии как Смут­ное вре­мя. Пат­ри­арх Иов, бу­дучи уже ста­рым и боль­ным, со­ста­вил об­ли­чи­тель­ные гра­мо­ты, в ко­то­рых Лже­ди­мит­рий на­зван сво­им на­сто­я­щим име­нем бег­ло­го мо­на­ха Гри­го­рия От­ре­пье­ва, об­ман­щи­ка и са­мо­зван­ца. Эти гра­мо­ты отрез­ви­ли мно­гих, но Лже­ди­мит­рий успел за­ру­чить­ся под­держ­кой Поль­ши и Ва­ти­ка­на, обе­щая вве­сти в Рос­сии унию. В ян­ва­ре 1605 го­да пат­ри­арх Иов пре­дал ана­фе­ме Лже­ди­мит­рия и под­дер­жи­ва­ю­щих его из­мен­ни­ков. 13 ап­ре­ля 1605 го­да ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся царь Бо­рис Го­ду­нов. В Москве вспых­нул бунт, го­род был сдан са­мо­зван­цу и по­ля­кам. Пат­ри­арх Иов от­ка­зал­ся при­сяг­нуть Лже­ди­мит­рию и был низ­ло­жен. Слу­ги Лже­ди­мит­рия во­рва­лись в Успен­ский со­бор Крем­ля, чтобы убить пат­ри­ар­ха. Свя­ти­тель мо­лил­ся в это вре­мя пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сто­рон­ни­ки са­мо­зван­ца со­рва­ли с пат­ри­ар­ха ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние и не да­ли окон­чить ли­тур­гию. Он пре­тер­пел мно­же­ство по­но­ше­ний и был со­слан в Ста­риц­кий Успен­ский мо­на­стырь. В кон­це дней сво­их он бла­го­сло­вил на пат­ри­ар­ше­ство мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Ер­мо­ге­на.

Через два го­да, 19 июня 1607 го­да, пат­ри­арх Иов скон­чал­ся и был по­гре­бен в Успен­ском Ста­риц­ком мо­на­сты­ре. В 1652 г. мо­щи свя­ти­те­ля пе­ре­не­се­ны в Моск­ву в Успен­ский со­бор. Про­слав­лен свя­ти­тель в 1989 г.

Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Пер­вый рос­сий­ский пат­ри­арх, свя­ти­тель Иов Мос­ков­ский (в ми­ру Иоанн) ро­дил­ся во вто­рой чет­вер­ти XVI ве­ка в древ­нем рус­ском го­ро­де Ста­ри­це в се­мье бла­го­че­сти­вых го­ро­жан. В дет­стве Иоанн обу­чал­ся гра­мо­те у на­сто­я­те­ля Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Гер­ма­на. От­рок лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние и знал неко­то­рые тек­сты Биб­лии на­изусть. Мо­на­стыр­ское вос­пи­та­ние воз­бу­ди­ло в нем же­ла­ние слу­жить Бо­гу в ино­че­ском об­ра­зе. По окон­ча­нии обу­че­ния (око­ло 1553 го­да) отец за­хо­тел его же­нить. В день вен­ча­ния юно­ша от­про­сил­ся у ро­ди­те­лей в оби­тель для бе­се­ды с ду­хов­ным стар­цем. При­дя к ар­хи­манд­ри­ту Гер­ма­ну, он упро­сил стар­ца по­стричь его в мо­на­ше­ство.

Бо­лее пят­на­дца­ти лет про­вел свя­той Иов в Ста­риц­кой оби­те­ли, прой­дя путь от по­слуш­ни­ка стар­ца Гер­ма­на до на­сто­я­те­ля. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го ду­хов­ни­ка мо­ло­дой инок вос­пи­тал в се­бе бес­ко­ры­стие и нес­тя­жа­тель­ность, по­слу­ша­ние и воз­дер­жа­ние, на­учил­ся сер­деч­ной мо­лит­ве и стро­го­му по­сту. Свя­той Иов от­ли­чал­ся глу­бо­ким сми­ре­ни­ем, кро­то­стью и ми­ло­сер­ди­ем. Он ни­ко­гда ни­ко­го не об­ли­чал и не оскорб­лял, всех ми­ло­вал и про­щал, а бу­дучи на­сто­я­те­лем, не столь­ко сло­вом, сколь­ко са­мой жиз­нью во­оду­шев­лял бра­тию к ду­хов­но­му де­ла­нию.

В 1571 го­ду свя­той Иов был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве. С усер­ди­ем ис­пол­няя воз­ло­жен­ное на него по­слу­ша­ние, свя­той Иов как на­сто­я­тель од­но­го из важ­ней­ших мо­на­сты­рей то­го вре­ме­ни при­ни­мал уча­стие в де­лах Церк­ви, а неред­ко и го­су­дар­ства. С 1575 го­да в те­че­ние ше­сти лет свя­той воз­глав­лял Но­воспас­ский мо­на­стырь.

16 ап­ре­ля 1581 го­да мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Ди­о­ни­си­ем в со­слу­же­нии дру­гих рус­ских ар­хи­ере­ев ар­хи­манд­рит Иов был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го. 9 ян­ва­ря 1586 го­да свя­ти­тель был пе­ре­ме­щен на древ­нюю Ро­стов­скую ка­фед­ру с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па, а 11 де­каб­ря 1587 го­да со­бо­ром епи­ско­пов по­став­лен пер­во­свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви – мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и всея Рос­сии. 26 ян­ва­ря 1589 го­да, по бла­го­сло­ве­нию и при лич­ном уча­стии Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Иере­мии II, мит­ро­по­лит Иов в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля был по­став­лен пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Рос­сии. Весь на­род с ра­до­стью вос­при­нял это зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и го­су­дар­ства. В 1590 го­ду на Со­бо­ре во­сточ­ных иерар­хов бы­ла утвер­жде­на и ка­но­ни­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность Рус­ской Церк­ви. Рус­ско­му пат­ри­ар­ху бы­ло опре­де­ле­но пя­тое ме­сто в ди­пти­хе пат­ри­ар­хов – по­сле Иеру­са­лим­ско­го.

Свя­ти­тель Иов был рев­ност­ным слу­жи­те­лем Церк­ви и муд­рым пас­ты­рем. Свя­ти­тель с усер­ди­ем бла­го­устра­и­вал цер­ков­ную жизнь, за­бо­тил­ся о нрав­ствен­ном со­сто­я­нии кли­ри­ков, под­дер­жа­нии бла­го­чи­ния в хра­мах. Нема­лые его тру­ды бы­ли на­прав­ле­ны на ду­хов­ное раз­ви­тие на­ро­да, рас­про­стра­не­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­то­оте­че­ских книг. Осо­бен­но важ­ным бы­ло на­ча­тое свя­ти­те­лем пе­ча­та­ние бо­го­слу­жеб­ных книг, ко­то­рых по­все­мест­но не хва­та­ло, а осо­бен­но в но­во­про­све­щен­ных зем­лях По­вол­жья и Си­би­ри. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иова впер­вые бы­ли из­да­ны: Три­одь Пост­ная (1589), Три­одь Цвет­ная (1591), Ок­то­их (1594), Ми­нея Об­щая (1600), Чи­нов­ник ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния (1600) и Слу­жеб­ник (1602). Пат­ри­арх Иов пер­вым по­ста­вил де­ло кни­го­пе­ча­та­ния на ши­ро­кую ос­но­ву.

Свои лич­ные сред­ства и бо­га­тые цар­ские по­дар­ки свя­ти­тель Иов упо­треб­лял на де­ла ми­ло­сер­дия и стро­и­тель­ство хра­мов. Толь­ко в Москве в пе­ри­од с 1592 по 1600 год бы­ли по­стро­е­ны две­на­дцать хра­мов, ос­но­ва­ны Дон­ской, За­ча­тьев­ский и Ива­нов­ский мо­на­сты­ри. Стро­и­лись хра­мы и мо­на­сты­ри в Си­би­ри и дру­гих епар­хи­ях. При свя­ти­те­ле Иове про­во­ди­лась ак­тив­ная мис­си­о­нер­ская де­я­тель­ность в от­да­лен­ных рай­о­нах го­су­дар­ства, бы­ли вновь учре­жде­ны Псков­ская, Аст­ра­хан­ская и Ка­рель­ская епар­хии. Се­ме­на пра­во­сла­вия, по­се­ян­ные пат­ри­ар­хом Иовом, при­нес­ли в даль­ней­шем свои ду­хов­ные пло­ды, бла­го­да­ря ко­то­рым со­хра­ни­лись и упро­чи­лись се­вер­ные и юж­ные пре­де­лы Рус­ско­го го­су­дар­ства.

В труд­ные вре­ме­на го­судар­ствен­ной сму­ты на­ча­ла XVII ве­ка свя­ти­тель Иов со­хра­нил ис­тин­ное хри­сти­ан­ское тер­пе­ние, бес­стра­шие и му­же­ство. Он все­ми си­ла­ми пы­тал­ся пре­сечь дей­ствия Лже­д­мит­рия. Од­на­ко не все под­дер­жа­ли свя­ти­те­ля, по­это­му через неко­то­рое вре­мя Лже­д­мит­рий за­хва­тил Моск­ву. Пер­во­свя­ти­тель и мо­лит­вен­ник за весь рус­ский на­род, свя­той Иов бес­страш­но об­ли­чал раз­ру­ши­те­лей го­судар­ствен­но­го по­ряд­ка, внес­ших нестро­е­ния и в Цер­ковь Бо­жию. Боль­шую часть вре­ме­ни он про­во­дил в мо­лит­ве в Успен­ском со­бо­ре. Од­на­жды во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии сто­рон­ни­ки Лже­д­мит­рия схва­ти­ли свя­ти­те­ля, бес­че­сти­ли, би­ли, а за­тем от­вез­ли в за­то­че­ние в Успен­ский Ста­риц­кий мо­на­стырь, где он на­чи­нал ко­гда-то свой ино­че­ский по­двиг. Свя­той Иов два го­да про­жил в оби­те­ли. Ослаб­лен­ный и утра­тив­ший зре­ние, он все вре­мя про­во­дил в мо­лит­ве. По­сле свер­же­ния Лже­д­мит­рия свя­ти­тель Иов не мог из-за немо­щи воз­вра­тить­ся на пер­во­свя­ти­тель­ский пре­стол и на свое ме­сто бла­го­сло­вил мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Ер­мо­ге­на.

Свя­ти­тель Иов мир­но скон­чал­ся 19 июня 1607 го­да и был по­гре­бен у за­пад­ных две­рей Успен­ско­го со­бо­ра Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря. Впо­след­ствии над мо­ги­лой свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. В 1652 го­ду при пат­ри­ар­хе Иоси­фе (1642–1652) нетлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи свя­ти­те­ля Иова бы­ли пе­ре­не­се­ны в Моск­ву и по­ло­же­ны око­ло гроб­ни­цы пат­ри­ар­ха Иоаса­фа (1634–1640). От мо­щей свя­ти­те­ля Иова про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния.

По­чи­та­ние пат­ри­ар­ха Иова в ли­ке свя­тых от­ме­ча­ет­ся в раз­лич­ных до­ре­во­лю­ци­он­ных ру­ко­пи­сях и агио­гра­фи­че­ских из­да­ни­ях. Во вто­рой по­ло­вине XVIII ве­ка меж­ду на­стен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми со­бо­ра Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло изо­бра­же­ние Пат­ри­ар­ха Иова.

В кон­це XIX ве­ка при ар­хи­епи­ско­пе Твер­ском Ди­мит­рии (Сам­би­кине) день кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Иова вос­по­ми­нал­ся во всех го­род­ских хра­мах Твер­ской епар­хии. То­гда же по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ди­мит­рия бы­ла на­пи­са­на ико­на Твер­ских свя­тых, на ко­то­рой был изо­бра­жен свя­тей­ший пат­ри­арх Иов. За­вер­ше­ние ка­но­ни­че­ско­го и ли­тур­ги­че­ско­го оформ­ле­ния по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иова про­изо­шло в на­ши дни. Сна­ча­ла по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Пи­ме­на и Свя­щен­но­го Си­но­да имя свя­ти­те­ля Иова бы­ло вклю­че­но в Со­бор Твер­ских свя­тых (1979), а на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 9 ок­тяб­ря 1989 го­да бы­ло уста­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­то­го.

Патриарх Иов (мирское имя – Иван) родился около 1525 года в семье посадских людей города Старицы. Получил образование в Старицком Успенском монастыре, где впоследствии принял монашеский постриг с именем Иова.

В 1566-1571 годах Иов был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Привлек внимание Ивана IV Грозного и в 1571 году был переведен в Симонов монастырь в Москве. В 1575 году Иов стал архимандритом царского Новоспасского монастыря.

В 1581-1586 годах Иов был епископом Коломенским, в 1586 году стал архиепископом Ростовским.

С середины 1580-х годов Иов являлся близким сподвижником Бориса Годунова, в 1587 году при его содействии был возведен в митрополиты Московские.

В 1588 году Борису Годунову удалось добиться согласия Константинопольского патриарха Иеремии II на установление патриаршества в России, что укрепило положение русской церкви.

23 января (2 февраля) 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января (5 февраля) - торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Из важных церковных событий его патриаршества следует отметить канонизацию Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение православия в Поволжье и Сибири.

После смерти Бориса Годунова в 1605 году отказался признавать Лжедмитрия I сыном Ивана IV Грозного, требовал от москвичей верности царю Федору II Борисовичу. После убийства Федора Годунова патриарх Иов был арестован за богослужением в Успенском соборе Московского Кремля. С него сорвали патриаршье облачение и отправили в изгнание как простого монаха.

После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия I. Однако смена патриархов не была законной: Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана.

В 1605-1607 годах патриарх Иов жил в Старицком Успенском монастыре. При Василии IV Шуйском он был реабилитирован и в 1607 году посетил Москву, но по состоянию здоровья (к этому времени Иов совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов скончался 19 (29) июня 1607 года и был похоронен в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

В 1989 году патриарх Иов был канонизирован Русской православной церковью в лике святителей.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Старице около 1525 года. Получил образование в Старицком Успенском монастыре, где впоследствии принял монашеский постриг. В 1566-1571 годах Иов был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Жил в ссылке в Старице в 1605-1607 годах. Скончался 19 (29) июня 1607 года и был погребен в Старицком Успенском монастыре (покоился там до 1652 года).

Был митрополитом Московским в 1587-1589 годах. Провел в Москве годы своего патриаршества. Последний раз посетил город в 1607 году. С 1652 года его останки покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.

Патриарх Иов

При упоминании Смуты обычно речь заходит о лицах, занимавших первые светские посты в государстве. Вспоминаются Борис и Федор Годуновы, самозванцы начиная с Лжедмитрия Первого, Петр Басманов и другие.

Немалую роль в истории того времени сыграл человек, тоже бывший представителем верхушки власти – но не светской, а духовной.

Патриарх Иов

Патриарх Иов был одним из тех, кто нашел в себе силы воспротивиться самозванцу и влекомой им на Русь орде интервентов. Святитель Иов мог бы ограничиться пассивным протестом, а то и вовсе признать незаконного властителя, чтобы сохранить собственную жизнь и привилегии, но он этого не сделал.

Годы взросления

Будущий святой Иов, первый патриарх московский и всея Руси, родился в городке Старицы в 1525 году. Его родители были посадскими людьми, не имели никаких родственных связей с представителями знатных боярских родов. Маленького Ивана (это имя было дано ребенку при крещении) отдали в обитель для обучения грамоте.

Карьерный рост

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины. Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом. 1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие.

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

Деятельность

В истории России годы пребывания Иова у вершины духовной власти были отмечены активным распространением христианской веры в Поволжье и Сибири, канонизацией Василия Блаженного, распространением грамотности.

Иов занимался книгопечатанием, стремился к тому, чтобы как можно больше людей познакомилось с заветами Христа, всеми доступными ему способами старался укрепить на Руси православие. Поскольку выполнение этой задачи облегчалось при условии обучения людей грамоте, патриарх выступал за просвещение.

Иов успевал и оказывать помощь частным лицам, и заниматься важными для государства делами. По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Это облегчало высшей духовной власти задачу наблюдения за подвластными ей территориями. Везде строились каменные храмы. Сам Иов вкладывал в строительство личные средства, пожалованные ему царями.

Понимая, что единство церковной и светской властей могут обеспечить целостность и относительную стабильность государства, Иов оказывал всяческую помощь и поддержку Годуновым – сначала Борису, затем его сыну Федору.

Судьба первого патриарха всея Руси

Когда после смерти Бориса Годунова стало ясно, что Россию ожидают страшные времена, когда к границам ее двинулись полки интервентов во главе с беглым монахом Григорием Отрепьевым (кстати, по одной из версий, Григорий некоторое время якобы подвизался монахом там же, где нес службу Иов), патриарх первым начал распространять грамоты с призывом к русским людям не поддаваться панике и защищать свою землю и веру.

Он отказался присягнуть Лжедмитрию Первому. Приспешники самозванца ворвались к патриарху, когда тот творил молитву. Не дав ему закончить беседу с Богом, они сорвали со священнослужителя ризы и поволокли его на Лобное место, по пути избивая и всячески понося старца. Иов держался стойко, вынес побои и издевательства, но слову своему не изменил.

Его низложили, отправили в ссылку в Старицкую обитель, откуда он начинал путь. В течение двух лет Иов оставался там. Он вел смиренную жизнь простого инока, по-прежнему оставаясь верным сброшенным с трона Годуновым.

Через 2 года ссылка закончилась, однако Иов не смог вернуться к прежней должности: его здоровье было подорвано. Он практически ослеп, с трудом передвигался. Вскоре Иов скончался.

Похоронили первого патриарха в Старицком монастыре. Затем его нетленные мощи перенесли в Москву. В 1989 году был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви.

Патриарх Иов стал одним из первых, кто оказал интервентам активное сопротивление. Он пытался сделать все возможное для предотвращения Смуты. Будь на Руси побольше таких людей, возможно, история пошла бы по иному пути, без смертей и страшных кровопролитий.

Читайте также: