Сообщение о патриархе иове
Обновлено: 05.07.2024
(Иван; † 19.06.1607, старицкий Успенский мон-рь), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси.
Биография
После того как в 1566 г. Иоанн Грозный выменял Старицу у кн. Владимира Андреевича, монастырь сразу же получил во владение от царя с. Ильинское в Старицком у. В 1567 г. Старица была взята в опричнину, последовали новые пожалования мон-рю (одно из таких владений, с. Губин Угол, принадлежало казненному И. П. Фёдорову). Мон-рь имел тарханную грамоту, освобождавшую его владения от уплаты главных гос. налогов. Когда она сгорела, царь по ходатайству И. выдал в мае 1569 г. новую грамоту такого же характера на все владения мон-ря в разных уездах. Одной из статей документа настоятель и братия освобождались от суда Тверского епископа, они подчинялись только суду тверского дворецкого (Там же. С. 146). Все это говорит об особом благоволении царя к обители и ее настоятелю. Характерно, что, после того как И. был переведен из старицкого Успенского мон-ря, пожалования обители от царя прекратились.
В 1581 г. состоялась хиротония И. во епископа Коломенского, которую возглавил митр. Дионисий. Подпись И. стоит под решением Собора 1580 г. о запрете приобретать земли церковным учреждениям, в 1584 г. архиерей подписал соборный приговор об отмене тарханов. В 1586 г. И. был переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, что означало значительное продвижение по иерархической лестнице, поскольку Ростовские архиереи традиционно были близки к рус. правителям.
Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III)
Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Миниатюра из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III)
В 1593 г. в К-поле в присутствии московского посла Г. Афанасьева состоялся новый Собор вост. иерархов, в к-ром участвовали патриархи К-польский, Александрийский (временно управлявший также Антиохийской кафедрой) и Иерусалимский. Собор, согласившись с возведением предстоятеля Русской Церкви в патриарший сан, подтвердил 5-е место Русской Церкви в диптихе правосл. Церквей. Помимо соборного деяния в Москву были отправлены грамоты Александрийского патриарха Мелетия Пигаса царю, царице, И., Годунову и дьяку А. Щелкалову. Вместе с посланием И. получил в подарок посох Александрийского патриарха Иоакима I (1486 или 1487-1565/67, с перерывами), к-рому еще при его жизни приписывали совершение чудес. В 1619 г. об утверждении Патриаршества на Руси Собором вост. правосл. иерархов говорил Иерусалимский патриарх Феофан IV при поставлении Московского и всея Руси патриарха Филарета .
Во время похода крымских татар на Москву в 1591 г. по распоряжению И. вокруг столицы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери, к-рая затем была помещена в походной ц. во имя прп. Сергия Радонежского в рус. войске. После ухода крымцев на месте, где стояла церковь с чудотворным образом, был устроен Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь, к к-рому ежегодно 3 янв. совершался крестный ход. И. способствовал распространению общерус. почитания чудотворной Казанской иконы Божией Матери, явление которой произошло за 10 лет до его поставления в патриархи. При нем вышло в свет 2 издания службы этому образу. Перед кончиной И. в его келейной казне значилось 2 списка Казанской иконы.
На рубеже XVI и XVII вв. в патриаршем Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре на основе домакариевских Четьих-Миней были созданы Чудовские Четьи-Минеи, дополненные житиями и сказаниями о чудесах рус. святых, к-рые были написаны в основном в XV-XVI вв. (Ранее высказывалось мнение, что Чудовские Четьи-Минеи представляют копию ВМЧ, в к-рую не включены стишной и нестишной Прологи и некалендарные сборники и сочинения - Шульгина Э. В. Предварительный анализ состава майских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней Четьих // Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologishe, miszellanologishe und textologishe Untersuch. Freiburg i. Br., 2006. Bd. 2. S. 359-378. (MLS; 49). Эту т. зр. следует считать ошибочной.) Одновременно с Чудовскими Четьими-Минеями, написанными полууставом, еще один комплект Миней, обстоятельства создания к-рого неизвестны, был переписан в 1600 г. каллиграфической скорописью (сохр. тома на авг. и дек.- НБ Саратовского ун-та. № 2671, 2658).
И. способствовал строительству храмов в Сибири, посылал туда священников, диаконов, отправлял книги, колокола, церковную утварь и проч. В Тобольске, основанном в 1587 г., были сооружены Вознесенская и Троицкая церкви, немного позднее - Спасская ц. Храмы появлялись и в других сибирских селениях (преимущественно по царским грамотам). По благословению И. в 1599 г. на Вятке был основан Богоявленский мон-рь. В возвращенных в 1591 г. из-под власти шведов городах Ям, Копорье, Ивангород по царскому указу строились правосл. храмы. Казанский митр. Ермоген сообщал царю Феодору Иоанновичу об упадке христианства в Казани, Казанском и Свияжском уездах. В ответной грамоте 1593 г. царь указал поселить новокрещеных татар в отдельной слободе, прекратить строительство мечетей и разрушить недавно сооруженные, запретил православным вступать в браки с иноверцами и поступать к ним в услужение (ААЭ. Т. 1. С. 436-439, № 358).
15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сводный брат царя св. Димитрий Иоаннович. По указу Феодора Иоанновича для расследования обстоятельств смерти царевича была назначена комиссия во главе с кн. В. И. Шуйским (см. Василий Иоаннович), к-рая по возвращении в Москву представила материалы расследования И. Состоялся Собор, на котором были зачитаны выводы комиссии. На основании представленных материалов было сделано заключение, что Димитрий погиб в результате приступа болезни. Мать Димитрия царицу Марию Феодоровну постригли в монашество с именем Марфа, ее родственники были обвинены в убийстве 12 чел. и сосланы в разные города. Мн. угличан казнили или выслали в сибирский г. Пелым; колокол, возвестивший о смерти царевича, был лишен языка и увезен в Тобольск.
7 янв. 1598 г. скончался Феодор Иоаннович. И. соборовал и причастил царя перед кончиной, участвовал в отпевании и погребении его в приделе прп. Иоанна Лествичника в Архангельском соборе Московского Кремля. По указу вдовствующей царицы Ирины Феодоровны бояре докладывали патриарху о местнических спорах воевод в Пскове и Смоленске, после чего последовали грамоты И. в эти города и Боярская дума приняла необходимые решения с собором духовенства.
Во время голода в России в 1601-1603 гг. Церковь, поддерживая усилия царя по преодолению бедствия, открыла монастырские житницы.
Известны более ранние вклады И. в кремлевский Успенский собор: Требник, данный по новоспасскому архим. Закхею (15 дек. 1602; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 227), лицевой Служебник (1 мая 1604; ГИМ. Син. № 1074). На листах Служебника написано только по 9 строк. По мнению М. В. Щепкиной, организация текста в рукописи обусловлена тем, что кодекс был создан по заказу слабовидящего И. Рукопись является памятником книжного искусства (см.: Кондрашкина Е. С. Кодикология лицевых литургических рукописей Москвы рубежа XVI-XVII вв.: АКД. М., 1996. С. 14-16).
Литературные труды
В 1594 г. в связи с кончиной царевны Феодосии патриарх обратился с утешительным посланием к царице Ирине Феодоровне. С И. связано составление 2-й редакции лит. предисловия к синодику-помяннику, сохранившейся в 4 списках. Данная редакция синодика во 2-й пол. XVII-XVIII в. легла в основу обширной старообрядческой традиции. В 1604 г. И. написал духовную (прощальную) грамоту (в издании: ДРВ. 1788. Ч. 6. С. 107-125 сочинение ошибочно датировано 1597 г.). В завещании святитель писал о своем жизненном пути, отмечал благоволение к нему царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Бориса Феодоровича, выразившееся, в частности, в многочисленных пожалованиях от них первосвятительской кафедре. И. особо писал о том, что он расходовал патриаршую келейную казну на украшение кремлевского Успенского собора, устроение храмов и помощь жителям патриарших вотчин. Царю Борису Феодоровичу и царевичу Феодору И. завещал быть верными Православию.
Почитание
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571–1572 годах он – настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575–1580 годах – Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.
Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор. Прославлен святитель в 1989 г.
Полное житие святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
Первый российский патриарх, святитель Иов Московский (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице в семье благочестивых горожан. В детстве Иоанн обучался грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа. Отрок любил читать Священное Писание и знал некоторые тексты Библии наизусть. Монастырское воспитание возбудило в нем желание служить Богу в иноческом образе. По окончании обучения (около 1553 года) отец захотел его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.
Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Святой Иов отличался глубоким смирением, кротостью и милосердием. Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а будучи настоятелем, не столько словом, сколько самой жизнью воодушевлял братию к духовному деланию.
В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполняя возложенное на него послушание, святой Иов как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Церкви, а нередко и государства. С 1575 года в течение шести лет святой возглавлял Новоспасский монастырь.
16 апреля 1581 года митрополитом Московским Дионисием в сослужении других русских архиереев архимандрит Иов был рукоположен во епископа Коломенского. 9 января 1586 года святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви – митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом Московским и всея России. Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе патриархов – после Иерусалимского.
Святитель Иов был ревностным служителем Церкви и мудрым пастырем. Святитель с усердием благоустраивал церковную жизнь, заботился о нравственном состоянии клириков, поддержании благочиния в храмах. Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. Семена православия, посеянные патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.
В трудные времена государственной смуты начала XVII века святитель Иов сохранил истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он всеми силами пытался пресечь действия Лжедмитрия. Однако не все поддержали святителя, поэтому через некоторое время Лжедмитрий захватил Москву. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ, святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в Церковь Божию. Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия схватили святителя, бесчестили, били, а затем отвезли в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начинал когда-то свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. После свержения Лжедмитрия святитель Иов не мог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.
Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.
Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова.
В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен святейший патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению святейшего патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.
Патриарх Иов (мирское имя – Иван) родился около 1525 года в семье посадских людей города Старицы. Получил образование в Старицком Успенском монастыре, где впоследствии принял монашеский постриг с именем Иова.
В 1566-1571 годах Иов был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Привлек внимание Ивана IV Грозного и в 1571 году был переведен в Симонов монастырь в Москве. В 1575 году Иов стал архимандритом царского Новоспасского монастыря.
В 1581-1586 годах Иов был епископом Коломенским, в 1586 году стал архиепископом Ростовским.
С середины 1580-х годов Иов являлся близким сподвижником Бориса Годунова, в 1587 году при его содействии был возведен в митрополиты Московские.
В 1588 году Борису Годунову удалось добиться согласия Константинопольского патриарха Иеремии II на установление патриаршества в России, что укрепило положение русской церкви.
23 января (2 февраля) 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января (5 февраля) - торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Из важных церковных событий его патриаршества следует отметить канонизацию Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение православия в Поволжье и Сибири.
После смерти Бориса Годунова в 1605 году отказался признавать Лжедмитрия I сыном Ивана IV Грозного, требовал от москвичей верности царю Федору II Борисовичу. После убийства Федора Годунова патриарх Иов был арестован за богослужением в Успенском соборе Московского Кремля. С него сорвали патриаршье облачение и отправили в изгнание как простого монаха.
После изгнания Иова церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, примкнувшего к сторонникам Лжедмитрия I. Однако смена патриархов не была законной: Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана.
В 1605-1607 годах патриарх Иов жил в Старицком Успенском монастыре. При Василии IV Шуйском он был реабилитирован и в 1607 году посетил Москву, но по состоянию здоровья (к этому времени Иов совершенно ослеп) отказался от возвращения на патриарший престол и вернулся в Старицу. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Патриарх Иов скончался 19 (29) июня 1607 года и был похоронен в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
В 1989 году патриарх Иов был канонизирован Русской православной церковью в лике святителей.
Имеет отношение к населенным пунктам:
Родился в Старице около 1525 года. Получил образование в Старицком Успенском монастыре, где впоследствии принял монашеский постриг. В 1566-1571 годах Иов был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Жил в ссылке в Старице в 1605-1607 годах. Скончался 19 (29) июня 1607 года и был погребен в Старицком Успенском монастыре (покоился там до 1652 года).
Был митрополитом Московским в 1587-1589 годах. Провел в Москве годы своего патриаршества. Последний раз посетил город в 1607 году. С 1652 года его останки покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.
При упоминании Смуты обычно речь заходит о лицах, занимавших первые светские посты в государстве. Вспоминаются Борис и Федор Годуновы, самозванцы начиная с Лжедмитрия Первого, Петр Басманов и другие.
Немалую роль в истории того времени сыграл человек, тоже бывший представителем верхушки власти – но не светской, а духовной.
Патриарх Иов был одним из тех, кто нашел в себе силы воспротивиться самозванцу и влекомой им на Русь орде интервентов. Святитель Иов мог бы ограничиться пассивным протестом, а то и вовсе признать незаконного властителя, чтобы сохранить собственную жизнь и привилегии, но он этого не сделал.
Годы взросления
Будущий святой Иов, первый патриарх московский и всея Руси, родился в городке Старицы в 1525 году. Его родители были посадскими людьми, не имели никаких родственных связей с представителями знатных боярских родов. Маленького Ивана (это имя было дано ребенку при крещении) отдали в обитель для обучения грамоте.
Карьерный рост
Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины. Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.
Спустя некоторое время Иов становится архимандритом. 1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие.
Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.
Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.
В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.
Деятельность
В истории России годы пребывания Иова у вершины духовной власти были отмечены активным распространением христианской веры в Поволжье и Сибири, канонизацией Василия Блаженного, распространением грамотности.
Иов занимался книгопечатанием, стремился к тому, чтобы как можно больше людей познакомилось с заветами Христа, всеми доступными ему способами старался укрепить на Руси православие. Поскольку выполнение этой задачи облегчалось при условии обучения людей грамоте, патриарх выступал за просвещение.
Иов успевал и оказывать помощь частным лицам, и заниматься важными для государства делами. По его инициативе появились на Руси 4 митрополии: Казанская, Новгородская, Крутицкая, Ростовская. Это облегчало высшей духовной власти задачу наблюдения за подвластными ей территориями. Везде строились каменные храмы. Сам Иов вкладывал в строительство личные средства, пожалованные ему царями.
Понимая, что единство церковной и светской властей могут обеспечить целостность и относительную стабильность государства, Иов оказывал всяческую помощь и поддержку Годуновым – сначала Борису, затем его сыну Федору.
Судьба первого патриарха всея Руси
Когда после смерти Бориса Годунова стало ясно, что Россию ожидают страшные времена, когда к границам ее двинулись полки интервентов во главе с беглым монахом Григорием Отрепьевым (кстати, по одной из версий, Григорий некоторое время якобы подвизался монахом там же, где нес службу Иов), патриарх первым начал распространять грамоты с призывом к русским людям не поддаваться панике и защищать свою землю и веру.
Он отказался присягнуть Лжедмитрию Первому. Приспешники самозванца ворвались к патриарху, когда тот творил молитву. Не дав ему закончить беседу с Богом, они сорвали со священнослужителя ризы и поволокли его на Лобное место, по пути избивая и всячески понося старца. Иов держался стойко, вынес побои и издевательства, но слову своему не изменил.
Его низложили, отправили в ссылку в Старицкую обитель, откуда он начинал путь. В течение двух лет Иов оставался там. Он вел смиренную жизнь простого инока, по-прежнему оставаясь верным сброшенным с трона Годуновым.
Через 2 года ссылка закончилась, однако Иов не смог вернуться к прежней должности: его здоровье было подорвано. Он практически ослеп, с трудом передвигался. Вскоре Иов скончался.
Похоронили первого патриарха в Старицком монастыре. Затем его нетленные мощи перенесли в Москву. В 1989 году был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви.
Патриарх Иов стал одним из первых, кто оказал интервентам активное сопротивление. Он пытался сделать все возможное для предотвращения Смуты. Будь на Руси побольше таких людей, возможно, история пошла бы по иному пути, без смертей и страшных кровопролитий.
Читайте также: