Сообщение о кукарском кружеве

Обновлено: 07.07.2024

Кука́рское (вятское) кру́жево, кировское кружево - один из русских народных художественных промыслов.

История

Возник в слободе Кукарка Вятской губернии (ныне г.Советск Кировской области) в начале XVIII века. В 1888 в Кукарской волости было 2 тыс. кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетеные платья (позже такие подарки с теми же искренними помыслами отправляли Крупской). Кукарские кружева вышли на международный рынок и получали медали на выставках в Атланте, Париже, Брюсселе.

20 июня ст. стиля (1 августа) 1893 губернским земством в Кукарке открыта школа кружевниц, в советское время Профессиональное училище №28, сейчас Индустриально-педагогический колледж.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Загадка кукарских кружев…

Административный центр Советского района, образует городское поселение. Население - 15 172 человек (по информации 2020 года).

Город расположен в 137 км к югу от Кирова, по берегам рек в районе узкого перешейка, разделяющего реки Пижму и Вятку, в устье реки Кукарки (народное название местности: Трёхречье - прим. авт.). И стоит он на высоком правом берегу реки Пижмы, в пяти километрах от впадения ее в Вятку! К границам города также примыкают реки Немда и Чернушка. Советск по словам местных жителей называют еще и Трёхречьем потому, что он расположен на трёх реках: Вятке, Пижме(правый приток Вятки), Немде (правый приток Пижмы).



Большую роль в создании музея в Кукарке сыграли члены комиссии по истории, археологии и этнографии при Казанском университете, членов Саратовской архивной комиссии и поддержке местных жителей. С 1919 по 1922 год существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединяются в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 году музей называется краеведческим.


Ольга Вячеславовна заметила, что здесь в музее оборудован и выставочный зал, в котором оформлены выставки (с продажей) самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства: живописных и гобеленовых картин, матрёшек нолинской фабрики, керамической скульптуры, мукосолов, сувениров, разнообразных изделий из соломки, кукол ручной работы, фотокартин и магнитов с изображением Советска, украшений из поделочных камней, детского рисунка художественного отделения школы искусств. Огромным спросом в городе, по словам Ольги, стали пользоваться местные мастера-камнерезы, которые могут из опоки вырезать как львов, так и диковинных птиц!



Сегодня, когда все больше размываются нравственные ценности общества, краеведение остается одним из слагаемых воспитания на добрых традициях прошлого, - отметила директор Светлана Попова, -это ядро, вокруг которого сосредотачивается воспитание таких чувств, как патриотизм, любовь к родному краю, уважение традиций. Именно в музее его сотрудниками ведется закрепление у учащихся знаний, полученных на уроках по истории, природоведению, эстетике. В результате исследовательской работы краеведов и сотрудников музея выпущено 11 изданий, которые можно приобрести в музее.

Сотрудники работают над повышением уровня проводимых мероприятий, над поиском новых форм научно-просветительной работы, что позволяет успешно справляться с планами (ежегодно музей посещает свыше 17 тысяч человек – население района -25,1 тысяч человек), - продолжила свой рассказ директор Светлана Попова.- В результате издательской работы активизировалась научно-исследовательская и собирательская работа, в фондах нашего музея сосредоточено более 15 тысяч экспонатов основного фонда, свыше 10 тысяч – научно-вспомогательного. Музей активно сотрудничает с местными газетами, поддерживает постоянную связь с детскими учреждениями и учебными заведениями города, района и области. Говоря о значении музея, нельзя не сказать, что на сегодня он является единственным сосредоточением культуры прошлого. Пройдут годы, но история, собранная по крупицам, зафиксированная в экспозиционных залах музея, останется единственным зрительным образом прошлого кукарской земли. Он всегда будет иметь такое же значение, как и сегодня, музей останется центром исторического прошлого района, сосредоточением памяти. Наш коллектив стремится к тому, чтобы каждый житель района знал его историю.

- Увидел их Чумбылат и крикнул им:

- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!

Опустил Чумбылат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.

Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.

Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбылат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее…


А так полный сборник историй Лидии Сентябовой можно купить в музее. Наша встреча сейчас с Лидией Васильевной в Советске, к моему сожалению, не состоялась, у нее были уроки в школе, а нашей команде надо было двигаться далее.

P.S. В краеведческом музее Советска за день я побывала дважды. Просто невозможно было сразу за один раз рассмотреть все экспонаты, во второй раз днем я вновь, не спеша, прошлась по залам, чтобы зафиксировать в памяти свои впечатления. А их было очень много, так же, как и от знакомства с городом, достопримечательностями, храмом.

Значит, продолжение истории обязательно будет!



Биография любителя-краеведа Лебедева Александра Сергеевича (1888 -1937гг)

- Родился в слободе Кукарке Вятской губернии 8 (20) апреля 1888 года в семье почетного гражданина слободы Сергея Лебедева. Учился в гимназии в Вятке и Казани на общественном отделении Казанского университета. В 1917 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Увлекаясь археологией, Александр Лебедев начал с 1903 года собирать коллекции, составившие впоследствии его небольшой домашний музей. Благодаря неутомимой энергии Лебедева, его заботам о просвещении и культурном пробуждении родного края, при поддержке местных жителей 1 января 1910 года было создано Кукарское образовательное общество, одним из отделов которого стал музей, открытый для посещения 3 (16) июня 1910 года. Он передал в фонды музея личные коллекции. В 1917 году Александр Лебедев — заведующий отделом народного образования губернского земства, занимался организацией музейного дела в губернии, подготовкой музейных работников, с 1918 года председатель совета Вятской публичной библиотеки и директор Губернского музея. В 1922 году уехал в Пермь, был директором музея, работал в Свердловске — создал ботанический сад. В 1935 году был консультантом Челябинского городского совета.

16 октября 1937 года был арестован. Его изобличали в проведении активной контрреволюционной пропаганде и высказывании контрреволюционной клеветы на партию и советскую власть. Все предъявленные обвинения Александр Сергеевич отрицал.

29 ноября 1937 года в 24 часа приговор был приведен в исполнение.



Кружево на вятской земле стали плести в XVIII веке. Существует несколько версий того, как появился этот промысел на вятской земле. По первой версии, кружевоплетение попало на Вятку из Великого Устюга, а стало быть, имеет вологодские корни. Считается, что вятские мастерицы сумели его воспроизвести. В первый раз встретившись со сколками и сканью, освоившись понемногу, стали сами варьировать рисунки.

Другая же версия говорит о том, что кружево на Вятке стали плести благодаря Петру Первому. Рассказывают, отправил Пётр в Голландию умелых да сметливых мужичков для обучения плотницкому делу. А один из них, будто, взял да и влюбился в голландскую жительницу. Ну, что ж, с кем не бывает, на чужбине-то?! Да и женился на ней там, в Голландии. К слову сказать, в Голландии ещё и не то может произойти. Но мы отвлеклись. Обучившись, вернулся плотник на родину, да что-то незаладилось у него с хозяевами на петровских верфях в Воронеже и бежал он вместе с молодой женой в глухие вятские леса. Осел мужичок в старинной слободе Кукарке. А жена его молодая возьми да и окажись мастерицей-рукодельницей - сама знаменитые голландские кружева плела да и местных жительниц научила обращаться с коклюшками. С той поры и повёлся на земле Вятской этот удивительный промысел. Вскоре уже во многих семьях завелись коклюшки - всё подспорье хозяйству!

Как бы там ни было, а промысел прижился - во второй половине XIX в. плетением кружев занималось многочисленное крестьянское население. И был развит этот промысел не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа и заказы поступали из Петербурга. В 1880-х годах кружевоплетением занялись и в Слободском уезде.


Распространение кукарское кружево получало через скупщиц. Собственных традиций в местном кружевоплетении ещё было мало: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной какой- либо традиции - то это был ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий.

К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объёму обогнало вологодское, и заработки кукарянок были выше, чем у мастериц Вологды. Воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплёты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево — всё освоили кружевницы. Плели из льняной и чёрной шёлковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.

В 1893 году в Кукарке была открыта школа кружевниц. Эту школу на свои средства открыла жена земского врача Афанасьева. Поначалу плетению кружев обучались 12 девочек в возрасте от 7 до 14 лет. Постепенно школа набирала силу, многие изделия её воспитанниц сразу же пришлись по вкусу местным модницам. А уж верхом признания кукарского кружева стал заказ от великой княгини Ольги. Так рукодельные творения получили всеобщую известность.


С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу семь отделений школы. Кукарская школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.

Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже завоевало мировую известность, его охотно закупают в Англию, Голландию, Швейцарию, США.


Новый век принёс Кукарскому кружеву новый успех. Кружевом заинтересовался мэтр российской моды Вячеслав Зайцев. Покорённый красотой кукарского кружева, модельер подсказал идею цветного кружева.

Чем же отличается кукарское кружево от вологодского? Мастерицы говорят. что кукарское кружево сложнее. И за сотни лет практически не изменилось. В Вологде узор более однотипный и основной узор у них состоит из полотняного переплетения. А в кукарском есть и "полотнянка", и "сетка", и различные декоративные тесёмки: "крестик с разрывом", "восьмёрка", "крыжовник", "с дыркой", "с корчёнкой" и ещё несколько. Кукарский узор украшается различными видами сканей. Но есть и ещё одна "изюминка": в Вологде идёт просто "сцеп", а у нас - "сцеп с пересцепом". То есть, по одному сцепу нитей у нас идёт ещё несколько сцепов - это даёт плотность, и рисунок не раздваивается. И ещё мы отличаемся количеством коклюшечек - у нас их до двенадцати пар, а всего - двадцать четыре. Нигде нет такого количества.


Да и сами коклюшки здесь особенные - "вересовые". Во всей России эти палочки делаются из берёзы и только здесь - из можжевельника (на Вятке он зовётся вересом).


В настоящее время промысел переживает сложные времена, но есть надежда, что кукарское кружево можно будет встретить не только на прилавках областного центра.

Читайте также: