За веру царя и отечество сообщение

Обновлено: 04.07.2024

23 февраля в России отмечается День защитника Отечества. В советское время он был установлен в качестве праздника в честь созданной после революции Красной армии.

В допетровские времена военным сословием были стрельцы, которые всю жизнь проводили на государственной службе. Они были наиболее обученными и почти профессиональными войсками. В мирное время они жили на земле, которая была пожалована им за службу (но лишались её, если по какой-то причине покидали службу и не передавали её по наследству), и выполняли массу других обязанностей. Стрельцам надлежало следить за порядком и участвовать в тушении пожаров.

В случае серьёзной войны, когда требовалась большая армия, проводился ограниченный набор из числа податных сословий.

Служба стрельцов была пожизненной и передавалась по наследству. Теоретически существовала возможность уйти в отставку, но для этого нужно было либо найти кого-то себе на замену, либо заслужить её прилежной службой.

Кандалы для призывника

Регулярная армия появилась в России при Петре I. Желая создать регулярную армию по европейскому образцу, царь издал указ о рекрутской повинности. Отныне в армию вербовали не на отдельные войны, а на постоянную службу. Рекрутская повинность была всеобщей, то есть ей подлежали абсолютно все сословия.

При этом в самом невыгодном положении оказались дворяне. Для них была предусмотрена поголовная служба, правда, почти всегда они служили на офицерских должностях.

Офицер, бомбардир и фузилёр артиллерийского полка (1700–1720 годы), фузилёр драгунского полка. Фото © Wikipedia

Офицер, бомбардир и фузилёр артиллерийского полка (1700–1720 годы), фузилёр драгунского полка. Фото © Wikipedia

Крестьяне и мещане отдавали в рекруты лишь по несколько человек от общины. В среднем в рекруты забирали лишь одного мужчину из ста. Уже в XIX веке вся территория страны была поделена на две географические полосы, с каждой из которых раз в два года набирали по пять рекрутов на тысячу мужчин. В форс-мажорных ситуациях мог быть объявлен чрезвычайный набор — десять и более человек на тысячу мужчин.

Кого отдать в рекруты, определяла община. А в случае если речь шла о крепостных крестьянах, как правило, решал помещик. Много позднее, уже к концу существования рекрутской системы, было решено устраивать между кандидатами в рекруты жеребьёвку.

Как такового призывного возраста не существовало, но, как правило, рекрутами становились мужчины в возрастном промежутке 20–30 лет.

Весьма любопытно, что первые полки в регулярной армии именовались по фамилиям их командиров. В случае если командир погибал или уходил, название полка должно было меняться в соответствии с фамилией нового. Однако, испугавшись путаницы, которую неизменно порождала подобная система, было решено заменить названия полков в соответствии с российскими местностями.

Попадание в рекруты было для человека, пожалуй, наиболее значительным событием в жизни. Ведь это практически гарантировало, что он навсегда покинет родной дом и больше никогда не увидит родных.

В первые годы существования рекрутской системы при Петре побеги рекрутов были столь частым и распространённым явлением, что по пути на "рекрутные станции", одновременно игравшие роль сборных пунктов и "учебки", рекрутов сопровождали конвойные команды, а их самих на ночь заковывали в кандалы. Позднее вместо кандалов рекрутам стали делать татуировку — маленький крестик на тыльной стороне ладони.

А.Ф. Зубов. Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года, работа 1711 года. Фото © Wikipedia

А.Ф. Зубов. Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года, работа 1711 года. Фото © Wikipedia

Любопытной особенностью петровской армии было существование т.н. полонных денег — компенсации, выплачиваемой офицерам и солдатам за лишения, которые они претерпели, находясь во вражеском плену. Вознаграждение отличалось в зависимости от страны-противника. За пребывание в плену в европейских государствах компенсация была вдвое ниже, чем за плен в нехристианской Османской империи. В 60-е годы XVIII века эта практика была отменена, поскольку возникли опасения в том, что солдаты не будут проявлять должного усердия на поле боя, а будут чаще сдаваться в плен.

Начиная с петровских времён в армии широко практиковались выплаты премиальных не только за отдельные подвиги в бою, но и за победы в важных сражениях. Пётр распорядился наградить каждого участника Полтавской битвы. Позднее, во время Семилетней войны, за победу в сражении под Кунерсдорфом все участвовавшие в нём нижние чины получили премию в виде полугодового жалованья. После изгнания армии Наполеона с российской территории в Отечественной войне 1812 года все без исключения армейские чины получили премию также в размере полугодового жалованья.

Никакого блата

На протяжении всего XVIII века постепенно смягчались условия службы как для солдат, так и для офицеров. Перед Петром стояла чрезвычайно сложная задача — буквально с нуля создать боеспособную регулярную армию. Действовать приходилось методом проб и ошибок. Царь стремился лично контролировать многие вещи: в частности, практически до самой своей смерти он лично утверждал каждое офицерское назначение в армии и зорко следил, чтобы при этом не использовались связи — как родственные, так и дружеские. Звание можно было получить исключительно за свои собственные заслуги.

Кроме того, петровская армия стала настоящим социальным лифтом. Примерно треть офицерского состава армии петровских времён составляли выслужившиеся из простых солдат. Все они получили потомственное дворянство.

Фото © histrf.ru

После смерти Петра началось постепенное смягчение условий службы. Дворяне получили право освобождения от службы одного человека из семьи, чтобы было кому управлять имением. Затем им сократили срок обязательной службы до 25 лет.

При императрице Екатерине II дворяне получили право вообще не служить. Однако дворянство по большей части было беспоместным или малопоместным и продолжало службу, которая была для этих дворян основным источником дохода.

Ряд категорий населения был освобождён от рекрутской повинности. В частности, ей не подлежали почётные граждане — городская прослойка где-то между простыми мещанами и дворянами. Также от рекрутской повинности были освобождены представители духовенства и купцы.

Все желающие (даже крепостные крестьяне) могли вполне законно откупиться от службы, даже если подлежали ей. Вместо этого им надо было либо приобрести весьма недешёвый рекрутский билет, выдававшийся в обмен на внесение в казну существенной суммы, либо найти вместо себя другого рекрута, например посулив любому желающему вознаграждение.

"Тыловые крысы"

После того как пожизненная служба была отменена, возник вопрос, как найти место в обществе людям, которые большую часть сознательной жизни провели вдали от общества, в закрытой армейской системе.

В петровские времена такого вопроса не возникало. Если солдат был ещё способен хоть к какой-то работе, ему находили применение где-нибудь в тылу: как правило, его отправляли для обучения рекрутов-новобранцев, на худой конец он становился сторожем. Он по-прежнему числился в армии и получал жалованье. В случае дряхлости или тяжёлых увечий солдаты отправлялись на попечение монастырей, где получали от государства определённое содержание. В начале XVIII века Пётр I издал специальный указ, согласно которому все монастыри должны были обустроить у себя богадельни для солдат.

Фото © cyrillitsa.ru

Во времена Екатерины II заботу о нуждающихся, в том числе и о старых солдатах, вместо церкви взяло на себя государство. Все монастырские богадельни были распущены, взамен церковь платила государству определённые суммы, к которым добавлялись и казённые средства, на которые существовал Приказ общественного призрения, ведавший всеми социальными заботами.

Все солдаты, получившие на службе увечье, получили право на пенсионное содержание независимо от срока их службы. При увольнении из армии им предоставлялась единовременная крупная выплата на строительство дома и небольшая пенсия.

Сокращение срока службы до 25-летнего привело к резкому росту числа инвалидов. В современном русском языке это слово означает человека с ограниченными возможностями, но в те времена инвалидами назывались любые отставные солдаты — независимо от того, имели они увечья или нет.

При Павле были сформированы специальные инвалидные роты. Современное воображение при этих словах рисует сборище несчастных калек и дряхлых стариков, но на самом деле в таких ротах служили только здоровые люди. Комплектовались они либо ветеранами строевой службы, которые были близки к окончанию срока службы, но при этом здоровы, либо теми, кто по причине какой-то болезни стал негоден к строевой службе, либо переведёнными из действующей армии за какие-либо дисциплинарные проступки.

Рядовой Инвалидной роты. Фото © 1812db.simvolika.org

Такие роты дежурили на городских заставах, охраняли тюрьмы и другие важные объекты, конвоировали каторжников. Позднее на базе некоторых инвалидных рот возникли конвойные.

Солдат, отслуживший весь срок службы, после ухода из армии мог заниматься чем угодно. Он мог сам выбирать любое место жительства, заниматься любыми видами деятельности. Даже если он был призван крепостным крестьянином, после службы становился свободным человеком. В качестве поощрения отставные солдаты полностью освобождались от налогов.

Почти все отставные солдаты селились в городах. Там им было значительно легче найти работу. Как правило, они становились сторожами, урядниками или "дядьками" у мальчиков из дворянских семей.

В деревню возвращались редко. За четверть века солдата успевали забыть в родных краях, а ему было очень трудно вновь приспособиться к крестьянскому труду и ритму жизни. А кроме этого делать в селе было практически нечего.

Начиная с екатерининских времён в губернских городах начинают появляться специальные дома инвалидов, где не способные к самообеспечению отставные солдаты могли жить на полном пансионе и получать уход. Первый такой дом, получивший название Каменноостровский, появился в 1778 году по инициативе цесаревича Павла.

Павел I Петрович. Фото © Wikipedia

Павел I Петрович. Фото © Wikipedia

Павел вообще очень любил солдат и армию, поэтому, уже став императором, распорядился переоборудовать в дом инвалидов Чесменский дворец — один из императорских путевых дворцов. Однако при жизни Павла этого сделать не удалось из-за проблем с водоснабжением, и только через два десятилетия он всё же открыл свои двери для ветеранов Отечественной войны 1812 года.

Отставные солдаты стали одной из первых категорий людей, получивших право на государственную пенсию. Право на неё также получали солдатские вдовы и малолетние дети, если глава семьи умер во время службы.

"Солдатки" и их дети

Солдатам не возбранялось жениться, в том числе и во время службы, с разрешения командира. Жёны солдат и их будущие дети входили в особую категорию солдатских детей и солдатских жён. Как правило, большая часть солдатских жён выходили замуж ещё до того, как их избранники попадали в армию.

"Солдатки" после призыва мужа на службу автоматически становились лично свободными даже в том случае, если до этого были крепостными. Поначалу рекрутам разрешено было брать с собой на службу и семью, но позднее это правило отменили и семьям рекрутов разрешалось присоединяться к ним только после того, как они прослужат некоторое время.

Солдатка, жена солдата в Российской империи. Фото © pantikapei.ru

Все дети мужского пола автоматически попадали в особую категорию солдатских детей. Фактически они с рождения находились в ведении военного ведомства. Они были единственной в Российской империи категорией детей, которые законодательно обязывались учиться. После обучения в полковых школах "солдатские дети" (с XIX века их стали звать кантонистами) служили в военном ведомстве. Благодаря полученному образованию они не очень часто становились простыми солдатами, как правило, имея унтер-офицерские должности либо служа на нестроевых специальностях.

В первые годы существования регулярная армия летом обычно жила в полевых лагерях, а в холодное время года уходила на зимние квартиры, размещаясь на постой в сёлах и деревнях. Избы для жилья солдатам предоставляли местные жители в рамках квартирной повинности. Такая система вела к частым конфликтам. Поэтому с середины XVIII века в городах стали возникать специальные районы — солдатские слободы.

В каждой слободе были лазарет, церковь и баня. Возведение таких слобод было достаточно затратным, поэтому не все полки получили себе отдельные слободы. Параллельно с этой системой продолжала функционировать и старая, постойная, которая применялась во время военных походов.

Привычные нам казармы появились на рубеже XVIII–XIX веков и поначалу только в крупных городах.

По призыву

На протяжении XIX века срок службы рекрутов неоднократно сокращался: сначала до 20 лет, затем до 15 и, наконец, до 10. Император Александр II в 70-е годы провёл масштабную военную реформу: на смену рекрутской повинности пришла всеобщая воинская повинность.

Александр II Николаевич. Фото © Wikipedia

Александр II Николаевич. Фото © Wikipedia

Впрочем, слово "всеобщая" не должно вводить в заблуждение. Всеобщей она была в СССР и является в современной России, а тогда служил далеко не каждый. С переходом на новую систему выяснилось, что потенциальных призывников в несколько раз больше, чем того требуют нужды армии, поэтому служил не каждый годный по состоянию здоровья молодой человек, а только тот, который вытянул жребий.

Происходило это так: призывники бросали жребий (тянули из ящика бумажки с номерами). По его итогам часть призывников отправлялась в действующую армию, а те, кто жребий не вытянул, зачислялись в ополчение. Это означало, что они не будут служить в армии, но могут быть мобилизованы в случае войны.

Призывной возраст несколько отличался от современного: в армию нельзя было призвать ранее 21 года и позже 43 лет. Призывная кампания проходила раз в год, после окончания полевых работ, с 1 октября по 1 ноября.

Фото © Wikipedia

Призыву подлежали все сословия, за исключением духовенства и казаков. Срок службы составлял шесть лет, но позднее, в начале ХХ века, был сокращён до трёх лет для пехоты и артиллерии (в остальных родах войск служили четыре года, на флоте — пять лет). При этом совсем неграмотные служили полный срок, закончившие простенькую сельскую церковно-приходскую или земскую школу служили четыре года, а имевшие высшее образование — полтора года.

Кроме того, существовала весьма разветвлённая система отсрочек, в том числе и по имущественному положению. Вообще не подлежали призыву единственный сын в семье, внук при дедушке и бабушке, у которых не осталось других трудоспособных потомков, брат, у которого были младшие братья и сёстры без родителей (то есть старший в семье сирот), а также преподаватели университетов.

Отсрочка по имущественному положению на несколько лет предоставлялась владельцам бизнеса и крестьянам-переселенцам для устройства дел, а также студентам учебных заведений. Не подлежала призыву часть инородческого (т.е. нехристианского) населения Кавказа, Средней Азии и Сибири, а также русское население Камчатки и Сахалина.

Полки старались комплектовать по территориальному принципу, чтобы призывники из одного региона служили вместе. Считалось, что совместная служба земляков будет укреплять сплочённость и боевое братство.

Армия петровского времени стала непростым испытанием для общества. Невиданные прежде условия службы, пожизненный срок службы, отрыв от родной земли — всё это было непривычно и тяжело для рекрутов. Впрочем, в петровские времена это отчасти компенсировалось отлично работавшими социальными лифтами. Некоторые из первых петровских рекрутов положили начало дворянским военным династиям. В дальнейшем, с сокращением срока службы, армия стала главным инструментом освобождения крестьян от крепостной зависимости. С переходом на призывную систему армия превратилась в настоящую школу жизни. Срок службы теперь был уже не таким значительным, а призывники возвращались из армии грамотными людьми.

Трудно остановить народ, ожесточённый всем тем, что он видел, народ, который в продолжение двухсот лет не видел войн на своей земле, народ, готовый жертвовать собою для родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных…

Трудно остановить народ, ожесточённый всем тем, что он видел, народ, который в продолжение двухсот лет не видел войн на своей земле, народ, готовый жертвовать собою для родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных…

За веру, царя и Отечество

Двести лет назад началась Отечественная война 1812 года. Представляем вашему вниманию очередную статью историка Арсения Замостьянова из цикла об этой войне.

Михаил Кутузов

«Трудно остановить народ, ожесточённый всем тем, что он видел, народ, который в продолжение двухсот лет не видел войн на своей земле, народ, готовый жертвовать собою для родины и который не делает различий между тем, что принято и что не принято в войнах обыкновенных.

Как известно, даже, заняв Москву (крупный, богатый город), Наполеон не решил проблему снабжения армии. Даже благодатной осенью интервенты страдали от недоедания. Зима предвещала Великой армии истребительный голод. Такие условия создали захватчикам эти несносные русские – ожесточённый народ. Но ожесточение пришло не само собой. Оно было ответом на поругание святынь.

Враг строптивый мещет громы,
Храмов Божьих не щадит.
Топчет нивы, палит домы,
Змеем лютым в Русь летит!
Русь святую разоряет! –
Писал в июле 1812 года Фёдор Глинка.

Москва изумила незваных гостей обилием монастырских крепостей и куполов с крестями… Обезлюдивший город – и сорок сороков храмов. Зачем русским столько храмов? Наверное, там, за каменными стенами, запрятаны несметные сокровища!

Захватчики оставили о себе недобрую память по всех московских монастырях… О старых счётах к русским вспомнили поляки, опьянённые мнимой победой. Да и во французах проснулся звериный инстинкт: уничтожить вражеское племя, растоптать, унизить. Там, где прошла Великая армия – множились грабежи и убийства.

Убили священника Георгиевского монастыря, о. Иоанна Алексеева, иеромонаха Знаменского монастыря Павла. Ограбили и подожгли Спасо-Андроников монастырь. Пытали наместника Новоспасского монастыря о. Никодима – под гогот войск. Избили, изранили наместника Донского монастыря Вассиана, казначея Богоявленского монастыря… в поиске кладов (чаще всего – мифических) прибегали к изощрённым пыткам. Запрягали монахов в телеги… Напяливали митры и в таком виде на лошадях гарцевали по монастырям…

Есть в Москве храм Сорока мучеников Севастийских, что в Спасской слободе. Современный адрес – Динамовская улица, 28, неподалёку от Новоспасского монастыря. Этот храм тоже разграбили лихие оккупанты. Настоятелю – отцу Петру Вельяминову – было 66 лет, по тем временам – глубокий старик. Вся его жизнь прошла в этом храме. Когда после эпидемии этот приход хотели ликвидировать – отец Пётр отстоял его, и вскоре храм стал известен на всю Москву.

В первый же день оккупации он спрятал всё самое ценное – старинные кресты со святыми мощами, утварь… Всё, что осталось в храме, иноземцы распотрошили, разворовали, не боясь Бога. Отца Петра схватили. Унижения он принял стоически, с тихой молитвой. Его истязали, требовали выдать ценности.

Солдаты вошли в раж: несколько раз взвизгнула сабля, старец упал, но не святынь не выдал. Его несколько раз ударили штыком. Так и остался старик возле церковных стен – в луже крови, израненный, но ещё живой. Ранним утром французский офицер прострелил ему голову. Похоронили его в Новоспасском монастыре, в спешке, без отпевания.

Иноземцы трижды раскапывали его могилу — им всё сокровища мерещились и, увидев свежую землю, они думали, наверное, что здесь зарыли клад. Алчность полностью овладела душами завоевателей. Только в декабре, после изгнания французов из России, отца Петра отпели. Его тело к тому времени пролежало в земле, без гроба, более трёх месяцев, но оставалось нетленным.

Фёдор Ростопчин

Но нельзя не признать: он был убеждённым патриотом с продуманной позицией, энергичным пропагандистом и к тому же едва ли не первым острословом Европы. Его вклад в победу неоспорим. В сегодняшней российской политической элите Ростопчиных не видать. В те недели вокруг всех московских монастырей он прошёл с крестными ходами, формируя ополчение.

Не лгал Ростопчин, не преувеличивал. Если бы не знали люди о злодействах захватчиков – неужто было бы легче одолеть врага?

Вдумаемся: и после этого Россия не стала мстить Франции, не растоптала покорённую страну, напротив, отстояла в дипломатических боях независимость возрождённого Французского королевства. Сегодня многие народы выторговывают себе коврижки за то, что в истории кто-то когда-то их обидел. Россия не позволяет себе нытья, не роняет воинскую честь. Если враг пришёл в дом – его бьют, если разбили – не помнят зла.

Русскую армию прошлых веков часто называют православным воинством. Нет ли в этом образе преувеличения, нет ли похвальбы? В Российской империи Церковь и государство переплелись тесно. Симфония не всегда звучала гармонично, но именно она задавала тон русской жизни.

XVIII век во взаимоотношениях Церкви и государства не был идиллическим. Не были редкостью несправедливые репрессии и гонения на священников. Значительная часть элиты, увы, отпала от Православия. Заметным (хотя, конечно, по сравнению с бурлящей Францией – слабым) было влияние антиклерикальной идеологии европейского Просвещения. С другой стороны, озападнивание подчас приводило к увлечению католичеством.

И всё-таки мы не преувеличим, если скажем, что в те годы русский народ был воспитан Православной Церковью. Это бросается в глаза не только при сравнении с нашим временем или с советскими временами, но и при сопоставлении с ситуацией конца XIX – начала ХХ века, когда школа, несмотря на формальную связку с Церковью, проводила пропаганду материализма.

Именно церковный колокол в 1812-м году поднимал народ и армию на сопротивление.

Здесь – тот случай, когда место красит человека. Царь воспринимался как своего рода нецерковный глава церкви, первый из мирян, помазанник Божий. Вспомним прописную истину: даже на бунт русский крестьянин поднимался только под знамёнами некоего истинного царя. Только – поверив самозванцу.

Наполеон не сумел преподнести себя в облике истинного православного монарха. Да, он подумывал об антикрепостнической пропаганде, даже изучал историю пугачёвского бунта. Подумывал поднять крестьян с вилами супротив помещиков, а значит – и супротив русского офицерства. За что? За вольности, за землю.

На этот рискованный шаг Наполеон не решился. Понял, что безбрежная русская смута не поможет, а скорее навредит Великой армии. Считается, что якобинец, артиллерийский офицер Бонапарт непременно поднял бы угнетённое крестьянство против крепостников, но у императора Наполеона уже были иные классовые интересы, иные принципы… Упрощение!

Наполеон Бонапарт

Но Наполеон уж точно не был заинтересован в новой пугачёвщине. Ему был необходим надёжный русский земледельческий тыл: чтобы русские крестьяне снабжали Великую армию. В Германии патриоты тоже считали Наполеона захватчиком. Французы наголову разбили несколько немецких армий. И всё-таки в германских государствах Французской армии не угрожал голод.

А многие оставались в лесах, чтобы тревожить французов набегами. Партизанское движение не было стихийным, его организовали офицеры и священники, но без народного воодушевления оно не состоялось бы. Крестьяне-добровольцы готовы были умереть, но подчиниться антихристу не желали.

В 1941-м народ сплачивали сводки Совинформбюро, голос Левитана из радиоточки. В 1812-м только батюшки рассказывали людям, что на нашей земле враг, что Россия сражается. Это понимал А.С.Шишков, главные формулировки пропаганды нашел именно он. Это понимали митрополиты, понимал тот же Ростопчин. А транслировали – по епархиям.

Духовенство в первые же дни войны пожертвовало армии десятки тысяч рублей, подавая пример более состоятельным сословиям. Вспоминая подвиг духовных чад Преподобного Сергия Радонежского, священники, монахи, семинаристы стремились в армию, стремились защищать Родину, не щадя живота своего. А враг был отважен и силён, как никогда.

Александр Первый исправил многие перегибы отца, при нём, как известно, усилилась артиллерия, но на уровень 1790-х годов русская армия не вернулась. В столкновении с непобедимыми французами вдохновить русского солдата могли только батюшки…

За веру царя и Отечество

Шёл вместе с полком опалённый в боях скромный обоз с походной церковью – а значит, солдаты не оставались без окормления и знали, что их подвиг благословляет Церковь. 240 – совсем немного, если представить себе, какую роль сыграл в судьбах России этот славный отряд, рассредоточенный по воинским частям. Их героическое служение сопоставимо с подвигом трёхсот спартанцев.

Вспомним некоторых из них – с упоминанием наград, за которыми стоят воинские подвиги.

Лейб-Гвардии Литовского полка священник Василий Андрианов. Прошёл главными маршрутами войны, сражался в Смоленске, при Бородине, при Малоярославце… Награжден камилавкой, золотым наперсным крестом, орденом Святой Анны 2-й степени.

Священник Московского гренадерского полка Мирон Арлеанский. Участник Смоленского сражения и Бородинской битвы. В Бородинской битве получил ранение ядром в левую ногу, был контужен. Вёл солдат за собою, благословлял на подвиги. В 1813-м году, когда война перенеслась в Германию, заболел и был вынужден остаться в госпитале, вблизи крепости Майнц, что на Рейне.

Протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Окончил Александро-Невскую духовную академию.Участвовал с полком во всех походах и сражениях с 1806 по 1822-й. Истинный священник-воин. Бородино, Кульм, Фершемпенуаз… Участвовал в боях под Парижем и с триумфом вошёл во французскую столицу вместе с кавалергардами. Награжден золотым напресным крестом (1806 г.), камилавкой (1808 г.), крестом на Георгиевской ленте, орденом Святой Анны 2-й степени (1813 г.).

Во время своих пастырских трудов Васильковский был ранен в левую щеку. Рана получилась от рикошета ядра, ударившегося около священника в землю, которая, с осколками камней, засыпала его лицо. Не обращая внимания на кровоточащую рану, отец Василий по-прежнему находился в гуще боя, повторяя солдатам, что, осеняемые святым Крестом, они обязательно сломят неприятеля.

Внезапно батюшка вздрогнул от сильного удара в грудь. Французская пуля попала в самую сердцевину нагрудного креста. Крест спас его от гибели, но все же сильная контузия заставила его покинуть поле сражения. Этот подвиг принес отцу Василию в награду камилавку, и вскоре, еще не излечившись окончательно, он вернулся в свой полк, деля с ним тяготы и славу.

Генерал Д.С.Дохтуров

Ранение в голову – и храброго пастыря его духовные сыны выносят с поля боя. По представлению М.И.Кутузова, император Александр I пожаловал Василию Васильковскому орден Святого Георгия 4-го класса. Вот так сражались полковые священники…

Витебск и Малоярославец — наиболее яркие эпизоды пастырского и ратного служения Васильковского. Он был отцом для солдат. В любой переделке сохранял дух подвижника. Израненный герой оставил этот мир 24 ноября 1813 года, во Франции, во время славного победного похода. Он не дожил до взятия Парижа, не дожил до капитуляция Наполеона, до великой Победы русского оружия в многолетней войне… Но сколько он сделал для победы, отец Василий – воин и пастырь!

Победа не приходит к тем, кто ленив и лицемерен в молитве, кто трусоват и корыстен на войне. Слава и вечная память тем, кто выстоял, потому что укрепил дух и не щадил живота своего за веру, царя и отечество.



ПикНик - Королевство Кривых 01.07.2016 --> Смотрели: 15 (2) Не уходи из сна моего - Эдуард Асадов 29.12.2015 --> Смотрели: 15 (2) Дорожите Счастьем! 29.09.2015 --> Смотрели: 11 (5) Слово о Любви - Эдуард Асадов 28.09.2015 --> Смотрели: 15 (3) Je T'Aime - Lara Fabian 28.12.2014 --> Смотрели: 33 (0)

-Музыка

-Ссылки

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 08:47 31.03.2016 Фотографий: 5

-Метки

-Цитатник

Коллекция онлайн генераторов Picture to People (P2P) — проект предлагающий большую коллекцию он.

Сайт для чтения и скачивания книг Всем здравствуйте. Когда-то было время, когда СССР .

Онлайн генератор текста создать свой красивый текст и открытки, баннеры с красивыми эффектами и шриф.

Онлайн сканер текста Ссылки по теме: ⇒ Копируем защищенный текст ⇒ .

Фотохостинги картинок Всем здравствуйте. Сегодня в моём Сообществе выставили вопрос - .

-Поиск по дневнику

-Статистика

За Веру, Царя и Отечество! - История знаменитого воинского девиза

3996605_Kazaki2 (250x250, 39Kb)

Дореволюционный воинский девиз, - "За Веру, Царя и Отечество!", хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию.


3996605_Kazaki (250x250, 23Kb)


За Веру, Царя и Отечество (За Бога, Царя и Отечество) — русский девиз, распространённый во времена Российской Империи. Традиционно обозначал основные заповеди, которые должен был знать русский солдат, павший на войне: душу – Богу, сердце – людям (в другом определении — женщине или даме), жизнь – Отечеству, честь – никому [источник не указан 433 дня] . Также появился короткий вариант девиза, распространённый, в основном, в среде казаков — За веру и верность [источник не указан 433 дня] .

Девиз появился в конце XVII — начале XVIII века [источник не указан 433 дня] . Авторство неизвестно (некоторыми приписывается кому-то из рода дворян Юрьевских), но считается, что распространением и популярности его послужило введение в регулярные войска должности полкового священника. В 1812 году он был введён на знак Государственного ополчения Императора Александра I - Ополченский крест [1] . Девиз геральдически был отражён принятом в 1882 году Большом Государственном Гербе Российской Империи [2] .

Впоследствии девиз стал использоваться повсеместно, включая черносотенские и монархические круги [3] .

В настоящее время он используется у праворадикальных русских националистов и современных монархистов [5] .

Примечания

  1. ↑Награды армии Российской Империи: Ополченский крест. Русская Цивилизация
  2. ↑Большой, Средний и Малый гербы Российской империи
  3. ↑Черносотенцы и их борьба с беззаконием и смутой
  4. ↑Сергей Уваров. Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I
  5. ↑Самодержавность – не история, а политическое будущее

В литературе

  • Государственные символы Российской империи
  • Девизы
  • Политические лозунги

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "За Веру, Царя и Отечество" в других словарях:

за веру, царя и отечество — нареч, кол во синонимов: 1 • девиз (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Байкалец — Байкалец, Андрей Андрей Байкалец странствующий певец гусляр Андрей Байкалец … Википедия

Байкалец, Андрей — Андрей Байкалец странствующий певец гусляр Андрей Байкалец Основная информация … Википедия

Андрей Байкалец — Андрей Байкалец … Википедия

Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Российская империя — Координаты: 58° с. ш. 70° в. д. / 58° с. ш. 70° в. д. … Википедия

Читайте также: