Сообщение о парной согласной
Обновлено: 30.04.2024
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон [в] — верёвка [в’]
- долина [д] — дерево [д’]
- гомон [г] — герб [г’]
- сок [с] — село́ [с’].
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
- ж ёлудь [ж о л у т’]
- про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
- ш о́рох [ш о р а х]
- ш ёлк [ш о л к].
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
- кра б [п]
- покро в [ф]
- сапо г [к]
- горо д [т]
- молодё ж ь [ш]
- отка з [с].
Оглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
- коро б ка [п]
- колдо в ство [ф]
- коври ж ка [ш]
- дога д ка [т].
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
- про с ьба [з’]
- о т бить [д]
- с грузить [з].
Озвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
- молодё ж ь — много молодёжи;
- ерала ш — нет ералаша;
- коро б ка — много коробок;
- коври ж ка — нет коврижек.
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
- пля ж — пляжный;
- скла д ка -складывать;
- оши б ка — ошибочка, ошибочный;
- ла п ка — лапа, лапочка;
- пово з ка — возить;
- руба ш ка — рубашечный.
Видеоурок
В данной статье, предназначенной для учащихся 2 класса, рассмотрим парные согласные звуки по звонкости/глухости и по твердости/мягкости, уделим особое внимание правилам написания парных по звонкости/глухости согласных звуков в корне слова.
Определение
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости.
Парные по звонкости/глухости
Многие согласные звуки являются парными по звонкости/глухости. Это значит, что такие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. К таким согласным звукам относятся: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш].
Звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, глухие согласные звуки – только из шума.
Правило
Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков – орфограмма, требующая проверочное слово. Эта орфограмма касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова).
Парные звуки оглушаются в следующих случаях:
-
слова с парной согласной на конце
Приведенные примеры (зуб – зу[п], губки – гу[п]ки, сделать – [з]делать) помогают доказать, что звуки и буквы не всегда совпадают.
Парные по твердости/мягкости
Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости.
К таким согласным относятся: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении: при произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому небу.
Что мы узнали?
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки. Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости. Парными по звонкости/глухости являются: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове. Это правило касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова). Парные звуки оглушаются: в словах с парной согласной на конце, в словах перед глухими согласными звуками. Парные звуки озвончаются перед звонкими согласными звуками. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки. Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуков
По правилам грамматики, согласные бывают :
- Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
- Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
Виды согласных
Таблица парных согласных – звонких, глухих :
б | ж | з | г | в | д |
п | ш | с | к | ф | т |
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).
Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных
Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звук
Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].
Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква
Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
[б] | [б’] | быт – бит, быть – бить |
[п] | [п’] | пыль – пил, пан – пьян |
[в] | [в’] | выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь |
[ф] | [ф’] | фонарь – филин, эффект – факт |
[д] | [д’] | вода – води, дыра – динар |
[с] | [с’] | весы – весь, сыр – сера |
[з] | [з’] | воз – вези, заря – зеро |
[н] | [н’] | ноша – няша, кон – конь |
[г] | [г’] | горб – герб, нога – ноги |
[к] | [к’] | сорок – сороки, кот – кит |
[м] | [м’] | мол – мел, мал – мил, мат – мята |
[т] | [т’] | бит – бить, туман – темень |
[л] | [л’] | мол – моль, лось – лес |
[х] | [х’] | ухо – ухи, хороший – хитрый |
[р] | [р’] | роса – рис, рысь – ряска. |
Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.
Парные согласные звуки: правило
Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:
- В корне при написании буквы не меняются, чтобы проверить правописание той или иной буквы, надо подобрать однокоренное слово в другой форме. Если после сомнительной согласной будет стоять гласная, то вы определитесь какую букву писать звонкую или глухую.
- Легко определить какая согласная пишется в том или ином слове, когда после нее стоит сонорный согласный: й, р, м, л, н.
Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.
ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.
Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:
Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.
Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.
6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.
Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
Например: плод — плоды, травка — трава.
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: ду б (ед. ч.) — ду б ы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) сне г а (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, — кру ж ечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Карточка 1
- Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.
2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.
Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.
Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…
Карточка 2
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.
Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…
Карточка 3
- Выпиши из текста слова с парным согласным в конце или середине слова.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.
Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….
Карточка 4
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.
Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..
Карточка 5
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
У..кая доро..ка, ро..кий человек, мя..кая ко..та, сколь..кий лё. лё..кая похо..ка, ни..кий голо.. .
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.
Каранда. пейза. глу..ь, ё. ланды. бро..ь, мор. гара. камы. ду. у. сторо.. .
Карточка 6
- Раздели текст на части. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Подули студёные ветры ударил моро.. он сковал пру.. крепким льдом зя..ко м..л..дым осинкам мёрзнут берё..ки хдут они зимней ..дежды вот и выпал сне.. ша..ками лёг он на ве..ки ..еревьев укрыты сне..ком озимые хлеба не страшны им холо.. и вьюга спят они под пушистой перинкой
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.
Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.
Карточка 7
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В центре маленького горо..ка есть большой пру_. Третий год живёт там лебе..ь. Рядом плавают у..ки разных поро.. . Много бе.._ утятам от соро.._. Когда горо.._ спит, сороки утя.._ воруют. Но нашёлся сторо.. . Им оказался журавль. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили журавля. Теперь он для них самый бли..кий дру.. .
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!
Карточка 8
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!
Карточка 9
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Карточка 10
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Репорта…
Журналист Янош делал репорта… . Он забрался в глу…ь . Как хоро… пейза…! Вокруг ро…ь. Вот ланды… . Вот е… . Ползет у… . Бежит мы…ь . Летит чи…. Какая ти…ь! Ли…ь шумит камы….
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.
Карточка 11
- Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.
Наш луг
Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)
Грамматическое задание:
Зима
Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)
Грамматическое задание:
Родной край
У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)
Грамматическое задание:
Зимний наряд
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)
Грамматическое задание:
Весна пришла
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Подводная охота
Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)
Грамматическое задание:
Рыбки
В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)
Грамматическое задание:
Бурундук
Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)
Грамматическое задание:
Репка
Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
На катке
Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Тетерев
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)
Грамматическое задание:
Дом
Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)
Грамматическое задание:
Каток
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Читайте также: