Особенности нравственного воспитания народов россии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель, МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида", г. Саранск
Воспитатель, МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида", г. Саранск
Старший воспитатель, МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание, т.к. именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по данному направлению включают целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважение к труду людей;
  • развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх, в труде, в быту, и т.д., т.к воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно нравственных ценностей; знакомств с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Таким образом, этнокультурное воспитание детей связана с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

  • введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
  • использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
  • применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность музейная среда).

В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения методов, содержания, форм и средств приобщения к действительности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к культурному национальному наследию и отечественной истории.

В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, играх, его песнях, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, обычаях людей, нравах. Воспитывать патриота и гражданина, знающего и любящего свою родину, задача в настоящее время особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (устно-поэтического и музыкального фольклора, народных подвижных игр, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) – в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания. Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию.

В последнее время в нашем детском саду ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, обычаями, традициями, мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей знакомим с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (сказками, песнями, прибаутками, загадками, с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми, с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются природоведческие и историко-географические знания. Они обучаются одному из мордовских языков в кружке.

Эта работа начинается, прежде всего, с оформления предметами декоративно-прикладного искусства, создания уголков национальной культуры в группах, музея быта в детском учреждении.

Кроме того, в доступной форме знакомим детей с другими элементами мордовской культуры (народная одежда, вышивка, резьба по дереву и др.).

Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо, прежде всего, самому знать культуру, историю, традиции народов нашей республики. А для этого надо много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах народной музыки. Одним словом, надо просто любить этим заниматься.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, труд, их быт, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желание быть сильными, выносливыми, ловкими, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, выдержкой, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, обладающим великой воспитательной силой, источником радостных эмоций.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и духовные богатства. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, притопывания, ритмические пляски. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением.

Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, быте и труде, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения устно-поэтического творчества воспитывают чувство прекрасного, отличаются большим художественным мастерством. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, гордостью за свой народ, любовью к Родине. Произведения народного творчества несут в себе конкретные краски, образы, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, справедливости и верности, красоте и правде. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, развлекает, учит, приобщая к труду и красоте, мудрости и честности.

Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об глупости и уме, о прямодушии и хитрости, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают тунеядство, лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, обычаев, быта.

Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида, в частности, духовно-нравственного воспитания поколений.

Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс – этот важнейший источник народной педагогики.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям: родителями, воспитателями детских садов, учителями в школе и преподавателями в ВУЗах. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей будущей жизнью.

Особенностью дошкольного возраста является то, что по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению разнообразных обязанностей в окружающем его мире. Каждая из таких ролей, в которые играют дети, имеет большое значение в формировании их будущей общественной направленности и предполагает развитие собственных нравственных качеств: любви, доброты, нежности, отзывчивости, заботы и справедливости. В результате ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения как важного правила в отношениях между людьми. В процессе реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию детей-дошкольников нами представлены различные традиции, посредством которых происходит духовно-нравственное воспитание детей : русская народная сказка и сказки народов России (в частности адыгские сказки, народные игры и песни, национальные костюмы и символика (флаги и гербы России и Адыгеи, а также русская народная тряпичная кукла. Воспитание детей в духе народных и духовно-нравственных традиций предоставляет значительные возможности для формирования собственной картины мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности; развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума.

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

Актуальность темы проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

В наш век интернета и глобализации человечества проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения как никогда остро стоит перед родителями и педагогами.

В связи с этим в нашем детском саду одной из ключевых целей воспитания и развития дошкольников является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение психолого-педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях нашей страны и родного края – России и Республики Адыгея.

Дошкольное воспитание – важнейший период в духовно-нравственном становлении личности человека. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. В этом периоде закладываются основы личности, происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. За эти первые 7 лет жизни человек приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и если что-то упустить в этом возрасте, то это нельзя наверстать впоследствии. Именно этот возраст является самым благоприятным для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений между людьми.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют их гармоничному и духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться попросту бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость будущего гражданина и члена общества.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями и обычаями народов России, помогает воспитывать любовь к истории, культуре нашего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует его общую духовную культуру.

Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого широко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве и спустя века сохраняются особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения народов России являются богатейшим источником духовного и нравственного развития дошкольников.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к духовности, культуре и общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, а также формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особенность нашего проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами культуры народов России в целом и нашей республики в частности. Нами предлагается:

– познакомить детей с культурой русского народа и культурой народов, проживающих на территории нашей республики (адыгов);

– развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

– возрождение истинных духовных ценностей нашего народа;

– упрочнение единства и дружбы народов, проживающих на территории Российской Федерации;

– способствовать всестороннему развитию личности.

Цели и задачи проекта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Целью нашего проекта является разработка и апробация модели воспитания дошкольников через приобщение детей к русской и адыгейской национальной культурам, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Цель воспитания :

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

• Воспитывать в детях сострадание, милосердие, желание помогать нуждающимся, умение прощать обиды и быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также патриотизм и любовь к Родине.

• Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю и народным играм.

• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

• Вызвать интерес у воспитателей и родителей к дальнейшему изучению народных и культурных традиций народов России, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи воспитания :

• Изучить литературу по данной теме.

• Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей.

• Создавать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

• Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родной республики.

• Развивать правовую базу духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта и деятельности детского сада.

• Воспитывать патриотические чувства к Родине и малой родине, связывающие разные поколения.

• Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

• Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми, раскрывая значение культуры и нравственности в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами народной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада у русского и адыгского народов.

• Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные и календарные праздники.

• Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам собственного труда и труда других людей.

Роль дошкольного учреждения и семьи в воспитании духовной нравственности дошкольников

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Особое внимание предполагается уделять деятельности по укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей может способствовать единению педагогов, родителей и детей, что может благотворно сказаться на формировании положительного отношения друг к другу как членов одной семьи, так и людей в коллективе (педагогов – к детям и их родителям, детей – к другим детям, родителей – к детям).

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, особенно связанные с семейными ценностями. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной и семейной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, познакомить их с различными традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные нравственные и духовные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности и уважения к другим народам путем изучения их традиций, обрядов, национальных особенностей их быта и семейного уклада.

Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами, инсценировками русских и адыгских народных сказок стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным и семейным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности, прививает любовь к своей семье, своему народу и своей стране.

Формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников

Методы формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников, используемые при реализации проекта

Для реализации нашего проекта мы используем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный и практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок и сказаний (педагогами, детьми);

• рассматривания картин, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем;

• чтения сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовать продуктивную деятельность: ИЗО (впечатления после занятия-утренника, прочитанной народной сказки или сказания, ручной труд (изготовление аппликаций на тему символики нашей страны и республики, национального костюма, изготовление русской традиционной тряпичной куклы и т. д.);

Формы работы, используемые при реализации проекта по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников

Методы, применяемые в духовно-нравственной воспитательной деятельности дошкольного учреждения, реализуются в виде следующих форм:

• творческих работ – изготовление портретов мам или всей семьи из различных материалов; заучивание стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек к праздникам День матери и 8 Марта;

• чтение народных и авторских сказок;

• тематические выставки детского творчества;

• знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы как часть занятия по ознакомлению с окружающим миром перед Днем защитника Отечества, Днем Победы;

• экскурсии в Национальный музей Республики Адыгея и другие музеи с целью ознакомления с особенностями быта и жизни народов нашей республики;

• экскурсии на природу (красота окружающего мира);

• слушание музыки и песен на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

• постановки сценок на нравственные темы (о трудолюбии, об уважении старших, о дружбе, о доброте и любви).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, героев родной страны или республики мы можем показать, каким должен быть человек, являющийся патриотом своей страны, своей Родины, испытывающий к ней любовь и сострадание. Русская и адыгейская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности (Илья Муромец, Саусрыко, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет музыка и народное пение. Слушая их, дети проходят путь от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику до вершин творчества русских композиторов.

В течение года также обязательно ведётся работа по народным и православным праздникам, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Пасха, Курбан Байрам и другие.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства и народного декоративно-прикладного творчества, мы вводим детей в мир духовно-нравственных образов.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу детей-дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, различные варианты возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании его личности, о духовно-нравственном воспитании.

Таким образом, в игре у дошкольника формируется ряд важнейших психологических качеств. В первую очередь – это способность ориентироваться на позиции других людей. Ребенок обнаруживает, что любое действие вплетено в сложную систему человеческих отношений, так или иначе адресуемых другому человеку.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным – таким его делает воспитание. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями они его обогатят.

В результате нашей работы по проекту духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы уже достигли и продолжаем достигать следующих результатов:

• у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;

• развились фантазия и воображение, реализуемые в процессе индивидуального и коллективного творчества;

• у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата в семье для полноценного развития ребенка;

• расширились представления о влиянии народного творчества на развитие ребёнка;

• дошкольники стали обращать внимание на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости;

• поддержание в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок;

• забота о том, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, к взрослым.

Итак, в формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям и воспитателям. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий, неразрывности сказанного слова и сделанного дела.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого его участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет полную оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Описание опыта по инновационной работе Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников Описание опыта по инновационной работе в МДОУ Детский сад по теме «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка, о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести и совести. Это поистине наше национальное богатство. Формированию народной философии духовности посвящена политика правительства.

ВложениеРазмер
churakova8_2.docx 21.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО г. Хабаровска

Народная культура и традиции – основа нравственного воспитания личности

Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души, это когда душа отдаёт свой свет людям.

 повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний .

 расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительских комитетов.  совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников,

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей духовно-нравственного воспитания в России, осмыслению традиций, современных реалий и ключевых проблем духовно-нравственного воспитания. Авторами обосновывается определяющее влияние воспитания на формирование личностной идентичности. Определяются сущность и специфика отечественных традиций воспитания и педагогики.

Отечественные традициидуховнонравственного воспитания(историкотеоретический аспект)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрениюособенностейдуховнонравственного воспитанияв России, осмыслениютрадиций,современныхреалийи ключевых проблемдуховнонравственного воспитания.Авторами обосновывается определяющее влияние воспитанияна формирование личностной идентичности. Определяетсясущность и специфика отечественных традиций воспитанияи педагогики.Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, образование, традиции воспитания,культура, ученичество.

Думается, что размышления о русском, о русской культуре ведут к плодотворной постановке вопроса о ее самобытности. Давайте зададимся вопросом:почему, в самом деле, в силу каких причин, для каких целей мы вообще размышляем о своеобразии отечественной педагогикив целом и подходах к воспитаниюв частности.Мы должны признать, что подоплека этогоразговора ‬этот глубинное рассогласование той имманентной сущности воспитания, которая была свойственна отечественной традиции и тех тенденций, в силу которых сегодня воспитание и воспитательная деятельность в школе уходят на второй план.

Первостепенно важно, что развитиеобразованияи воспитания в отечественной традиции происходило в русле фундаментальной гуманитарной традиции, включающей образование в общее пространство культурноисторического существования. Это порождало, хотя и не без издержек, определенное соответствие образования философскомировоззренческой парадигме эпохи, что и выражалось в различных педагогических концепциях и практиках.

Обращаясь к современнымреалиям,отметим, что сегодня обострились трудноразрешимые, порой, тупиковые противоречия в политической, экономической, социальной сферах общества. По нашему мнению, в основекризисалежат те глубинные трансформации, которыепереживают сегодня культура ичеловеческое измерение в целом. Утрата идентичности личности, виртуализация мира, крушение целостности, демонтаж образных структур в культуре приводят к исчерпанию жизненной силы социума и потере личностных ориентиров. Зачастую человек современной культуры идет путем отказа от своей личности, а то и путем распада, теряет себя. В многополярном, поливариантном мире идентичность становится роскошью.

Программа сталапобедителем в городском конкурсе программ, проектов и методических разработок в области воспитания толерантности, гражданской идентичности, патриотизма у младших школьников среди образовательных учрежденийСанктПетербурга, участвующих в реализации Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в СанктПетербурге на 2011 ‬2015 годы.

Важно отметить, чтомиссия проектавиделась в разработкеи реализациимероприятий, нацеленныхна духовнонравственное становление личности через изучение Олимпийского движения и культуры регионов Российской Федерации. Безусловно, это лишь один из ракурсов представления отечественной культуры.

Усилия авторского коллективаконцентрировались вокруг трудной и интересной задачи по формированию цельной модели национальной культуры, которую удалось выстроить через призму олимпийского движения, что, безусловно, актуализировано проведением ЗимнихОлимпийских Игр 2014.Наиболее продуктивной, с нашей точки зрения, является такая модель национальной культуры, которая становится механизмом для достижения единства всего общества. Условием понимания и сопричастности в ней выступает сфера культуры ‬прежде всего, национальные традиции, язык,общая история, единые символы и ориентиры развития, искусство,спорт.

Ссылки на источники1. Панарин А.С. Реванш истории. М., 2005. С. 92. 2. Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XXIII‬начале XXвв. Под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. ‬Автореферат дисс…доктора пед. наук. М., 2001. С. 34. 3. Панарин А.С.Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003. С. 7. 4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. С. 3550.

Domestic Traditionsof SpiritualEthical Upbringing(HistoricalTheoretical Aspect)

Abstract. The article is dedicated to the special features of spiritualethical upbringing in Russia examination; to the comprehension of traditions, contemporary realities and spiritualethical upbringing crucial problems. The determining influence of upbringing on the personal identity formation is substantiated by the authors. The essence and the specific character of the domestic upbringing traditions and pedagogy is determined. Keywords: spiritualethical upbringing, education, upbringing traditions, culture, apprenticeship.

Читайте также: