Сообщение про орден францисканцев

Обновлено: 19.05.2024

Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 и утвержден папой в 1223. Вскоре получил распространение и в других странах Западной Европы.

Уставное требование бедности относилось у францисканцев не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции.

В 1256 они получили право преподавания в университетах. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью. В XVI-XVIII вв. они были изгнаны из некоторых стран.

В настоящее время является одним из влиятельных католических орденов. В его ведении находится ряд высших учебных заведений, в том числе университетов, миссионерские организации и проч. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 6 лет.


Содержание

История

В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона мирян: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.



Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.



Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)


В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока.


Convent of the Grey Franciscan Sisters in Roeselare, gothic 16th century stepped gable

В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.


Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

Орден меньших братьев, O.F.M.
Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2015 году Орден меньших братьев насчитывал 13 632 монаха, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 233, Орден меньших братьев капуцинов — 10 598.Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.


Franciscano Autor: Guido Mondin Técnica: óleo sobre tela Dimensões


Santa Maria degli Angeli: Capella del Transito - Fresco (1520) by Lo Spagna showing beatified franciscans

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.


Attributed to José de Páez - The Destruction of the Saint Sabá Mission in the Province of Texas and the Martyrdom of the Priests

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.


Франциск Ассизский. 1224–1228
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио


Assisi San Francesco

Теперь – о францисканцах как заказчиках. То, что в базилике Сан-Франческо в Ассизи работали крупнейшие мастера Проторенессанса, говорит как раз о том, что, несмотря на то, что все начиналось с бедности, францисканцы были очень чувствительны к искусству и к красоте. Многие произведения, которые мы знаем, были заказаны ими.


Св. Франциск и сцены из его жизни. 1235
Художник – Бонавентура Берлингьери (итал. Bonaventura Berlinghieri, ок. 1210–1287). Церковь Св. Франциска, Пеша

Во-первых, появляется особая иконография самого святого Франциска – это изображение в Субиако, к этому монастырю Франциск имел отношение, – 1235 год. Буквально прошло совсем немного со смерти святого Франциска, а уже появляется иконография житийных сцен Франциска, на которую потом отчасти ориентировались другие художники, потому что эти два произведения написаны по памяти людей, которые хорошо знали, как выглядел Франциск. Иконография Франциска формируется практически его современниками.


Распятие из Сан Дамиано. Ок. 1100
Неизвестный художник. Церковь Санта Кьяра, Ассизи


Молитва в Сан Дамиано. Ок. 1296–1304
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Мы можем говорить об особом францисканском искусстве. Заказчики были в то время людьми, которые формировали вкусы, а не просто давали деньги или предоставляли свое помещение. Об этом как раз свидетельствует церковь Сан-Франческо в Ассизи – базилика святого Франциска. А сам монастырь называется Сакро-Конвенто. Это был главный храм францисканцев.


Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

Сам город Ассизи, где родился и провел бо́льшую часть своей жизни святой Франциск, хотя путешествовал по Италии, бродил со своей общиной. Это провинция Перуджа, регион Умбрия. Это средняя Италия, с очень красивым пейзажем. Когда я в первый раз попала в Ассизи, то поняла, что только тут мог родиться такой замечательный поэт и мистик. Он же еще и прекрасный поэт. Его молитвы, его гимн Солнцу – это первые произведения, написанные на итальянском просторечии.


Епископ Понтано и св. Руфин. Ок. 1308
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Капелла Марии Магдалины, Ассизи

Свою истории Ассизи ведет от небольшого поселения, которое было основано в 1000 г. до н.э., а в V в. Умбрия населяется этрусками. Это очень древнее место. Здесь большой археологический слой и находят много чего интересного. Спустя век, господство этрусков сменилось римской властью, и именно в период господства римлян место и было названо Асиссио, превратившееся потом в Ассизи.


Бюст-реликварий Фридриха I Гогенштауфена. 1155–1171
Сокровищница церкви Иоанна Евангелиста, Каппенберг

К III в., то есть достаточно рано, жители Ассизи приняли христианство благодаря усилиям Руфина Ассизского, впоследствии ставшего епископом города. Один из главных храмов как раз и называется Сан-Руфино – посвященный святому Руфину. Кстати, сохранились античные постройки в этом городе, что тоже очень интересно. То есть, античность была для них реальностью – они видели ее, и снова к ней вернулись.


Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XII в. Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном в ходе второго итальянского похода. Он очень многое сделал для города, не просто его покорил. Он развивал его. Появление здесь в XIII веке удивительного святого, который перекроил сознание многих людей, тоже симптоматично.


Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

Монастырь Сакро-Конвенто основан на скалистом обрыве между реками Тешо, протекающей с севера, и Сполето с юга за пределы средневекового города. Франциск сам не хотел жить в городе, он все время уходил в окрестные селения и далее. И орден тоже после его смерти стал обосновываться за пределами города. Франциск завещал себя похоронить тоже не в пределах города. Строительство базилики началось благодаря тому, что там должно было быть захоронено тело основателя ордена.


Церковь Сан Франческо и памятник св. Франциску
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

В XIII в. монастырь основывается, а в XV в., в правление папы Сикста VI, монастырь значительно расширяется. Он стал использоваться как летняя резиденция понтификов. Вот так высоко ценили этот монастырь уже через два века.


Церковь Сан Франческо
Монастырь Сакро-Конвенто, Ассизи

Строительство храма началось в 1228 году, вскоре после смерти святого Франциска и его канонизации. Франциск умер в 1223 году, то есть строить начали буквально через 5 лет после смерти Франциска. Основной храм является двухэтажным. Верхний ярус, или верхняя церковь – это видимая часть здания, она возвышается над холмом. А нижняя церковь, скрытая рядовой постройкой монастыря, видна только тогда, когда вы заходите со стороны площади.


Перед монастырем поставлена уже современная статуя, но она очень характерная – статуя Франциска, как он вернулся из военного похода, израненный и истерзанный мирской жизнью. Это поставило точку его мирской жизни, и после этого он отдал себя на служение Христу. Франциск приходит, поникший на лошади, в полном вооружении, и преклоняется перед Церковью, перед Христом. С этого времени начинается его новая жизнь.


Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи

С нижней площади – вход в нижнюю базилику. Даже сама по себе конструкция такого сложного ансамбля очень интересна. Она тоже показывает новое развитие архитектуры этого времени. Внешне фасады выглядят очень по-романски, а внутри конструкция ближе к готической. Вот эта скрытая готика часто встречается в это время в Италии. В этой церкви это особенно хорошо видно.


Гробница св. Франциска
Крипта Нижней церкви Сан-Франческо, Ассизи


Внутренний дворик церкви Сан-Франческо, Ассизи

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году, и на Троицу 25 мая сюда было перенесено, как говорят современники, нетленное тело основателя ордена и здесь было похоронено. До этого оно было похоронено в церкви св. Георгия. Теперь – это базилика св. Клары. Несколько лет пролежало там. Потом мощи обрели, и они были положены в специальной капелле.


Св. Франциск. 1285–1288
Фрагмент фрески. Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, ок. 1240–1302). Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи


Св. Франциск и св. Клара. Ок. 1290–1300
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337) и его мастерская. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи

Это целая идеологическая конструкция. То есть в основание монастыря, двухэтажной базилики, в самом нижнем ярусе лежит тело основателя. Мы знаем, что храмы строились на мощах мучеников. Здесь лежит тело основателя, и вот на нем начинает строиться многоплановая, многоуровневая постройка. Это был символ самого францисканского ордена, потому что он тоже разнообразный, многоплановый, у него есть несколько ответвлений, три ветви: мужская, женская и мирянская. Еще внутри есть ответвления на капуцинов, на миноритов, на конвентуалов и т.д. То есть это очень сложноорганизованный орден.


Св. Антоний и св. Франциск. 1313–1318
Фреска. Художник – Симоне Мартини (итал. Simone Martini, ок. 1284–1344). Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь Сан-Франческо, Ассизи

Внутри есть несколько еще средневековых, но интересных и ренессансно оформленных внутренних двориков, которые предназначены для уединенных молитв.


Интерьер Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи

Как вы думаете, что объединяет Америго Веспуччи и Данте Алигьери; Кристофоро Коломбо, Васко да Гама и Микеланджело с Рафаэлем; Франческо Петрарку и Ференца Листа; Мигеля де Сервантеса и Лопе де Вега с Алессандро Вольта, Андре-Мари Ампером и Луи Пастером?

Все они — члены третьего ордена францисканцев . Как такое может быть, ведь францисканцы — католические монахи, а все перечисленные монахами не были?

Монахами не были, а францисканцами были. Но обо всём по порядку. Ну насколько это слово вообще применимо к францисканцам.

5 июля 1182 года в итальянском городе Ассиза родился человек, который не только сам изменил мир, но и оставил простую и короткую инструкцию как это сделать, для всех желающих.

„Начни делать необходимое, затем возможное, и внезапно увидишь, что уже делаешь невозможное“.

При рождении получил имя Джованни , но вернувшийся из поездки во Францию отец назвал его Франциск (француз).

Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако

Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако

Отец Франциска занимался торговлей шёлком, по нынешним временам это как продавать Бентли и Майбах. Учитывая немалый достаток семьи, постоянные длительные отлучки отца и тот факт, что у Франциско было шесть сестёр и ни одного брата, воспитание мальчик получал своеобразное. Избалован семью женщинами, имеющими возможность баловать, и практически не знающий ограничений в своих желаниях. Имел все задатки для того, чтобы вырасти в изрядную скотину, но что-то пошло не так.

Он начинает сопереживать за нищих, заботится о прокажённых, тратит деньги на ремонт разрушенных храмов. По поводу последнего происходит конфликт с отцом: ладно бы на шаловливых девчонок, но на никому не нужные развалины. Однако наш герой не пожелал отступать и в 1207 году (ему 25 лет) на суде снял с себя всю одежду и, заявив, что отныне он сын отца небесного, навсегда порвал с семьёй.

Последующие два года он, питаясь подаянием, ремонтировал заброшенные храмы и часовни. Особо полюбилась ему Часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил для себя шалаш возле неё.

С 1679 года эта часовня находится внутри папской Базилики Санта-Мария-дельи-Анджели — этакий маленький храм, дающий смысл существования огромному храму, в котором он находится, что весьма символично.

Франциск повсеместно обращается к людям с проповедями о мире, покаянии и свободе, и 16 апреля 1208 года к нему присоединяются, раздав все своё состояние, Бернард Квинтавальский (доктор гражданского и церковного права) и Пьетро Каттани (юрист), ас 23 апреля к ним присоеденился Эгидио (крестьянин).

В 1209 Франциск услышал фразу из Евангелия:

Эти слова произвели на него огромное впечатление. Он отбросил посох, сандалии, запасную одежду и перепоясался верёвкой. Денег же у него давно не было. С этого времени и навсегда францисканцы — проповедники .

Пусть каждый человек пребывает в том искусстве или занятии, к которому он был призван. И за свой труд они могут получить всё необходимое, кроме денег … Пусть никто из братьев, где бы он ни был и куда бы он ни шёл, пусть не носит и не принимает деньги или монету каким-либо образом и не заставляет их получать ни за одежду, ни за книги, ни в качестве цены какого-либо труда, или даже по какой-либо причине, кроме как по причине явной нужды больных братьев. Ибо мы не должны иметь больше пользы и уважения к деньгам и монетам, чем к камням. И дьявол стремится ослепить тех, кто желает или ценит его больше, чем камни. Итак, позаботимся, чтобы, оставив всё, не утратить Царства Небесного из-за такого пустяка. И если нам случится где-нибудь найти деньги, не будем обращать на них внимания больше, чем на пыль, которую топчем под ногами.

Первое правило братьев миноритов.

В том же году Франциск приходит с одиннадцатью учениками (что опять же символично) в Рим, просить Римского Папу ( Инноке́нтий III) утвердить устав. И хотя это было невозможно, был Папой принят.

Картина маслом: двенадцать молодых людей, босых, чумазых, но с сияющими физиономиями предстали перед Папой Римским — потомственным графом, принадлежащим к роду, из которого уже вышло немало Пап.

Что-то вы недостаточно грязными пришли ко мне, — сказал он, — вам сначала надо к свиньям сходить .

И словно ветерок прошёл по залу, мгновенье и молодых людей нет, только топот босых ног в коридоре.

— Куда это они? — спросил он своего духовника Джованни ди Сан-Паоло, который и привел этих людей.

Как вы велели, ваше святейшество, побежали к свиньям.

В этот момент, они вновь услышали топот босых ног в коридоре, и через мгновенье перед ним те же одиннадцать. Только сильно чумазее, и физиономии сияют ещё больше.

— И что вас так радует? — поинтересовался Папа.

— Мы рады, что исполнили вашу волю, ваше святейшество, и надеемся, что вы исполните то, о чём мы Вас молим…

По одной из версий примерно так всё и было. По другой: Папа вначале отказал, но ночью ему приснилось, как Франциск подпирает плечом наклонившийся Латеранский сбор (тогдашнюю резиденцию Пап).

Так или иначе устав был одобрен, а Франциск и его спутники, получив тонзуру , обрели права священников.

После официального признания число последователей Франциско начало неудержимо расти. Формируется первый орден — мужской. Франциск даёт его членам имя — минориты (братья меньшие). Возникают миссии-общины (не монастыри, Франциску всегда был категорически против монастырей, поскольку наличие монастыря предполагало и наличие пусть коллективной, но собственности у монахов, что в его понимании было недопустимо). Административные функции в таких миссиях выполняли министры (от лат. minister — слуга), выбираемые на ограниченный срок или назначаемые за провинности.

В 1212 году две девчонки из очень знатной дворянской семьи решают примкнуть к францисканцам. Старшая из них — Кларисса станет первой настоятельницей клариссинок и основателем второго ордена францисканцев — женского.

История второго ордена — это история борьбы, в которой Кларисса показала себя настолько достойно, что её предок Карл Великий гордился бы родством с ней. Она —автор первого монастырского устава, написанного женщиной для женщин. Первая женщина, публично не согласившаяся с решением Папы, и перед которой он отступил. И, если кому интересно, покровительница телевидения.

В 1221 году после проповеди в Циннаро к Франциску обращаются семейные пары и люди разных социальных слоев с вопросом, как им жить в соответствии с его проповедями, не становясь монахами. Франциск обещал вскоре дать им ответ и обещание исполнил. Он создал третий орден францисканцев терциариев — орден мирян . Регула для третьего ордена “Мемориал братьев и сестер от покаяния" в том же году была утверждена папским престолом.

Третий орден объединяет людей, соединяющих францисканский стиль жизни с жизнью в миру. В настоящий момент в мире насчитывается 450 тысяч терциариев – францисканцев.

Читайте также: