Сообщение о памятнике архитектуры москвы или петербурга построенном в период правления петра 1

Обновлено: 04.07.2024

История русского зодчества времени Петра – крайне интересна и поучительна и заслуживает огромного внимания. Вся эпоха еще ждет своего исследователя и, во всяком случае, пора снять тот незаслуженный упрек этому времени, какой так часто слышится при оценке культурных новшеств Петра.

Архитектура Москвы при Петре I - конец 17 начало 18 века

Обвинение в исключительном западном подражании, поверхностном и ненужном, - такое обвинение несправедливо. В реформах Петра нет внезапного, нет ни скачков, как и вообще не может быть скачков в историческом развитии культуры. И реформы Петра только способствовали неотвратимому шествию к нам западноевропейской культуры.

Уже при Алексее Михайловиче ясно сказывается западное влияние в произведениях искусства, особенно заметно оно на орнаментальных формах, где при схеме рисунка еще русской, уже лежит отпечаток ренессанса.

Возникает вопрос – откуда это влияние? Может быть ближе всего из Польши, имевшей тогда постоянные отношения с Русью; при дворе Осодора Алексеевича бывали польские люди и, без сомнения, привозили они с собой предметы роскоши, заносили и вкусы культурные.

Старая Русь дряхлела, доживала последние дни. Исчез облеченный в пурпур и золото царский византизм и стрельцы не сдержали нашествия Запада. Петр явился, когда уже частица этой западной культуры скромно приютилась на тенистых берегах Яузы, там, в немецкой слободе – этой первой школе для Петра.

С этого времени Россия приобщается к общему течению европейской архитектуры.

Если нельзя считать наше Российское западничество чем-то обособленным, то, во всяком случае, оно крайне интересно и, отражая характер доминирующих течений европейской архитектуры, новые постройки при Петре были уже новшествами, хотя и скрывали пока какой-то внутренний, чисто русский прием. Даже в том случае, когда Петр лично составлял планы, он давал архитектурному облику здания тот тип, какой создавал зодчий, которому поручалась постройка; а зодчие эти были почти все пришлыми, иноземными: выписанный из Голландии Франс де-Вааль, из Парижа Ж. Б. Леблон, из Италии А. Трезини и др. Они то и принесли с собой господствующий в Европе стиль.

На Западе в конце ΧVΙΙ века стиль барокко из своей колыбели Италии проникал всюду.

Наследие католической реакции после шумного времени ренессанса стиль барокко стал придворным стилем иезуитов и рассчитан был на то, чтобы, прежде всего, произвести эффект, удивить и поразить.
Происходя из форм итальянского ренессанса, барокко утрировал, изламывал эти формы; искривленные, изуродованные колонны, изогнутые фронтоны с вычурным орнаментом из фигур, перевитых листьями и гроздьями винограда. Какая-то болезнь прямых линий и даже в формах окон применялся восьмигранник или круг. Все нагромождено и величественно вместе с тем.

Этот стиль барокко занесен был к нам и в Россию в конце ΧVΙΙ и начале ΧVΙΙΙ века.

Появляются в Москве храмы с выражением барокко не только в орнаментации и деталях, но даже и в плане. Веками освещенный крестообразный или квадратный тип плана, тип еще византийский, - теперь стал нарушаться смелыми кривыми линиями. – Полукружия стали излюбленными.

Весь русский барокко пока скромен, местами даже скуп, не смотря на обилие деталей. В нем нет тех полетов экстаза, того вычурного, огромного, богато блестящего, что дал католический запад, особенно в Вене, Праге, Баварии и даже Польше. Но в нашем барокко много живописности, много художественной компоновки масс, много обдуманности в сочетании частей и красиво нарисованное, без сомнения иностранной рукой, орнаменты, наличники, выгибы парапетов, впервые появившихся на русских зданиях, - все это необыкновенно прикрашивает весь тип такого здания.

Зданий этого характера в Москве осталось немного, но все они очень интересны.

Нарышкины. Родственники Петра, первые начавшие строить в этом барокко, - отчего часто и называется русский барокко Нарышкинским стилем – оставили нам интересную повесть о том, с какой любовью создавали они эти храмы, как шли навстречу западным мечтам и как щедро они давали возможность выразиться западноевропейским художникам над созданием православного храма. Остались неведомы нам имена зодчих, но это были незаурядные силы.

Нарышкинским стилем завершается период старой Руси, и русские формы затем уступают свое место всецело западным.

Из Нарышкинских зданий в Москве уцелели:

Время Петра не могло быть столь богато произведениями зодчества для Москвы, как например время Елизаветы и особенно Екатерины ΙΙ.

Годами строительная деятельность Москвы совсем затихала, благодаря отсутствию рабочего люда и запрещению продажи кирпича в силу необходимости скорейшей застройки Петербурга.

Но первые годы Петра принадлежат Москве, и если в его царствование не было основано ни одного монастыря, то все же Петр дал Москве много порядка и много построек. Он заботится о Москве, вводит деревянные на каменном фундаменте строения, издает закон о постройке фасадов на улице, вводит вместо русских двускатных покрытий, четырехскатные голландские, причем некоторые крыши уже кроются не дранью, а железом; разводятся сады и знаменитый в то время Аптекарский сад (на Балкане).

Много построек воздвигалось по плану самого Петра, но осталось нетронутыми и не искалеченными очень немногие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адмиралтейство - это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Золотой кораблик на его шпиле - один из символов города. К зданию Адмиралтейства лучами сходятся три важные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Место для строительства выбрали не случайно. В 1732-1738 годах Адмиралтейство было перестроено в камне, под руководством архитектора И.К.Коробова. Прежний план здания был сохранен.

В 1806-1823 годах Адмиралтейство перестраивали еще раз, работы проводил архитектор А.Д.Захаров. Причиной нового строительства стало несоответствие архитектуры Адмиралтейства званию "центрального" здания города. К 1823 году здание, за исключением башни со шпилем, было полностью перестроено в классическом стиле.

Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Кикины Палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером).

В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя . K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года .

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы . На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого , будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским .

Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами. Большие сени — парадный вестибюль — отличаются своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие князя . Второй этаж занимала княжеская семья. Помимо роскошных покоев, на этаже располагались парадные залы, галереи и анфилады .Рассказывают что в перилах главной лестницы Меньшиков соединил две монограммы свою и Петра первого за что получил от Петра кулаком по лицу.

Здание Двенадцати Коллегий Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

Здание Двенадцати Коллегий

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

Петропавловская Крепость крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.

Меншиковский дворец

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

Летний дворец Петра I

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петропавловский собор

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь — в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Монплезир

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра — Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем.

На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Марли

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей.

В Марли приезжали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Павильон Эрмитаж

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения — чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте — подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Примеры зданий петровского барокко

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Фасад здания Главного Адмиралтейства. Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства. Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I. Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Фотография Александро-Невской лавры в наше время. Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук. Фасад Кунсткамеры. Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Петропавловский собор

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города. Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фрагмент фасада Меншиковского дворца. Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

Читайте также: