Воздействие на дестабилизацию общественной безопасности сообщение

Обновлено: 17.05.2024

В статье исследуется проблема экстремизма . Рассматриваются его социальная база, цель, факторы, причины, порождающие данное явление. Предлагаются пути совершенствования законодательства по разрешению указанных вопросов.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сенякин Иван Николаевич

EXTREMISM AS A THREAT TO PUBLIC SAFETY FACTOR: THE THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The paper investigates the problem of extremism . We consider it from the socio base, target factors, the causes of this phenomenon. Suggests ways to improve legislation to resolve these issues.

ЭКСТРЕМИЗМ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье исследуется проблема экстремизма. Рассматриваются его социальная база, цель, факторы, причины, порождающие данное явление. Предлагаются пути совершенствования законодательства по разрешению указанных вопросов.

Ключевые слова: экстремизм, общественная безопасность, терроризм, правовой нигилизм, преступность, законодательство.

EXTREMISM AS A THREAT TO PUBLIC SAFETY FACTOR: THE THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The paper investigates the problem of extremism. We consider it from the socio base, target factors, the causes of this phenomenon. Suggests ways to improve legislation to resolve these issues. Key words: extremism, public safety, terrorism, legal nihilism, crime, law.

Современный этап развития российского общества характеризуется сложными и противоречивыми процессами: резкое социальное расслоение, вынужденная миграция, безработица, уголовный беспредел, коррупция и терроризм — основные предпосылки противостояния личности, общества и государства. Особое значение приобрела проблема экстремизма как явная угроза государственному и общественному строю, безопасности граждан России. Его социальную базу составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью. Для него характерны насилие или его угроза. Цель экстремизма — дестабилизация, разрушение существующих общественных ценностей1. Порождают данное явление различные факторы: обнищание большинства населения, экономический и социальный кризис, ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов, многочисленные антисоциальные факторы, распад прежней системы ценностей и т.д.

Имеется также целый ряд противоречий, лежащих в основе экстремистских проявлений в современной России. Они могут носить экономический характер в виде несоответствия результатов экономической реформы ожиданиям различных групп населения, падения производства, растущей безработицы и т. п. Среди социальных противоречий можно назвать усиления имущественного неравенства; замедление темпов формирования среднего слоя, который в состоянии обеспечить социальную стабильность в обществе; расширение криминальных кругов за счет маргинальных групп.

Социально-экономические и политические настроения используются экстремистскими организациями в целях дестабилизации сложившихся общественных отношений. Свои акции они проводят вопреки действующему законодательству2.

Ведущая роль в сдерживании этих негативных процессов отводится государству. Обеспечивая общественную безопасность, оно призвано вести непримири-

© Сенякин Иван Николаевич, 2012

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская го-26 сударственная юридическая академия).

мую борьбу с коррупцией, взяточничеством, произволом властей, терроризмом и т.д. Принимаемые политические решения должны быть направлены на улучшение материального благосостояния российских граждан, а не идти вразрез с интересами населения, т. к. это создает благоприятную почву для экстремизма.

Важную роль в решении указанных проблем играет, прежде всего, правильно выстроенная юридическая доктрина разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. Нельзя допускать излишне ревностного отношения к прерогативам самостоятельности субъектов РФ, равно как и гипертрофии национального суверенитета3.

Активизировалась деятельность радикально настроенных партий, движений, организаций независимо от их политической ориентации. Это организации, проповедующие безвластие; общественные объединения и религиозные движения, призывающие к неприятию религиозной политики государства, возвращению к первоначальным истокам насильственными способами4.

Причины экстремизма, как уже отмечалось, носят социально-экономический, политический, психологический характер, в связи с чем разнообразны и его виды: националистический, религиозный, внутригосударственный, международный, политический, экономический и т.д. Однако при всем разнообразии экстремизма суть его остается неизменной — гражданское неповиновение, провокация беспорядков, дестабилизация, терроризм и т.д.

В соответствии с поправками указанный нормативно-правовой акт к экстремистской деятельности относит:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнение своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в т. ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

а) отсутствуют четкие критерии отнесения тех или иных деяний к экстремизму;

в) в число экстремистских включены деяния, не обладающие экстремистским характером;

г) описание некоторых форм экстремизма не соответствует УК РФ.

Под экстремизмом следует понимать не простую приверженность к крайним взглядам и мерам, а определенную деятельность. Только при таком подходе он может рассматриваться как объект правового воздействия. В противном случае борьба с экстремизмом означала бы борьбу с убеждениями, инакомыслием. Нельзя разделять идеологию и практику экстремизма.

Экстремизм причиняет существенный вред объектам уголовно-правовой охраны или создает угрозу причинения такого вреда.

Весьма важно разграничить понятия террористической и экстремистской деятельности, ибо террористическая деятельность представляет собой самостоятельное явление. Смешение этих понятий на практике привело к возникновению ряда проблем, связанных с привлечением к ответственности за участие в террористических и экстремистских организациях. Именно их четкое разграничение позволит избежать дублирования в правоприменительной деятельности, которое имеет место в настоящее время.

Думается, экстремизм можно определить как деяние, направленное на незаконный захват власти или низвержение конституционного строя государства, посягающее на общественную безопасность путем применения или угрозой применения насилия.

Любые проявления экстремизма представляют повышенную опасность для государства, личности и общества в целом. Проблема безопасности человека в современной России настолько важна и актуальна, что превратилась в предмет тревоги не только ученых и практиков, представителей высших органов власти, но и всех россиян. Ее нельзя связывать только с физическим воздействием на личность, а следует понимать более широко, в плане всесторонней защищенности и гарантированности гражданско-правового состояния человека в обществе.

В Концепции национальной безопасности РФ сформулированы важнейшие направления государственной политики России в области защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Согласно данной Концепции современная правовая политика Российского государства направлена на урегулирование рыночных отношений, демократизацию политической жизни, реализацию во взаимоотношениях людей принципа социальной справедливости, повышение правовой культуры граждан, регламентирование законными средствами национальных отношений, обеспечение твердого правопорядка, непримиримую борьбу с экстремизмом.

циональную, военную, биологическую, экологическую безопасность и т.д. Особое т

место в этой системе принадлежит правовой (юридической) безопасности лично- к

сти и вот почему. о'

Во-первых, государство и право взаимообусловлены в своем функциониро- | вании. Правотворчество — одно из центральных направлений государствен- |

ной деятельности. С помощью права Российское государство решает социально- нн

экономические и политические задачи, проводит национальную, культурную, Ю международную политику и т.д. и

Во-вторых, в действующем законодательстве закреплены основные политиче- с

ские права и свободы граждан, указаны гарантии их реализации. а

В-третьих, правовые дефекты не имеют границ своего негативного воздействия Л

и проникают во все сферы социальных отношений. |

мерного воздействия государства на личность, а это прямой путь к произволу и 8

-пятых, нуждаются во всесторонней защищенности само право и правовая 2 система в целом как важнейшие элементы построения фундамента правового государства в Российской Федерации.

Правовая безопасность личности во многом детерминирована таким явлением социальной действительности, как правовой нигилизм, т.е. всестороннее отрицание установленных государством правовых предписаний, препятствующих прогрессивному развитию общества и способное стать источником для противоправ- 29

ных деяний7. Суть правового нигилизма заключается в неуважительном, отрицательном отношении личности к праву, действующему законодательству, их отторжении. Основной формой проявления правового нигилизма как раз и выступает экстремизм. В совокупности эти два явления представляют реальную угрозу правовой безопасности общества.

Четко выстроенная теория правовой безопасности придает правоохранительным структурам, должностным лицам, общественным объединениям, гражданам уверенность в правильности, законности, оправданности предпринимаемых действий в направлении ее обеспечения9.

Низкий уровень правовой безопасности в обществе зависит от многих факторов, среди которых особо можно выделить следующие: несовершенство законодательства, его противоречивость и нестабильность; низкая правовая культура власти; безответственность государства перед личностью; злоупотребление правом и т.д.

Многочисленные опасности, ставящие под угрозу жизнедеятельность человека, обычно сводят в три основные группы: 1) природно-экологические опасности, вызванные возможностью вредного воздействия на людей со стороны природной среды; 2) техногенно-производственные опасности, связанные с накоплением 2 человеком энергии в созданных им технологических объектах; 3) антропогенно? социальные опасности, обусловленные спецификой восприятия человеком ин-2. формации10.

| Можно выделить и четвертую группу, представляющую собой социально-

1 психологические факторы опасности, ядро которой составляет экстремизм с раз-| личными формами его проявления, среди которых особую угрозу представляет | терроризм.

§ «Терроризм (вследствие развития средств связи и быстрых технологических из-

| менений в области вооружений, военной техники и взрывчатых веществ, увели-

2 чения географической мобильности и интернационализации современной жиз-° ни) становится в один ряд с другими глобальными проблемами мира третьего ты-« сячелетия. Успешная борьба с ним во многом зависит не только от политической

| воли и способности лидеров государств к эффективному противодействию, но и

° рии человечества. Во второй половине ХХ столетия он превратился в средство то-¿5 тальной войны против существующих режимов власти, достижения террориста-

1 ми поставленных целей. В полной мере проявилась его античеловеческая приро-I да, нашедшая свое выражение в массовых убийствах людей. Нет такой страны

Все больше приобретая международный характер, терроризм становится осо-30 бенно опасным и непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов.

От совершенных террористических актов пострадали тысячи людей, разрушаются материальные и духовные ценности. Угрозы повторения терактов постоянно держат общество в напряжении. В России в последние десятилетия количество террористических актов значительно увеличилось, а 2004 г. стал поистине трагическим. Террористические акции были совершены в г. Буденновске — 1995 г., Пятигорске — 1997-2000 гг., Невинномысске — 2000 г., Ессентуках, Минводах и Ставрополе — 2001 г. В результате террористических акций погибли 184 чел., 2950 чел. получили ранения. В Республике Северная Осетия (Алания) в 1999-2002 гг. совершено 6 террористических акций, жертвами которых стали 72 чел., пострадали 328 чел. В результате террористических акций в Москве пострадали 746 чел., из них — 60 детей. В Театральном центре на Дубровке погибли 129 чел., более 700 получили отравление газом и морально-психологический шок13.

Борьба с терроризмом как одной из наиболее опасных форм преступности должна стать приоритетным направлением деятельности всего мирового сообщества.

Помимо прочего, для успешного решения задачи обеспечения безопасности российских граждан требуется, во-первых, создать надежную и эффективную правовую базу проводимых в стране преобразований; во-вторых, разработать широкомасштабную долгосрочную общефедеральную программу борьбы с преступностью; в-третьих, ввести в действие кардинальную систему жест-

В противном случае игнорирование указанных вопросов приведет к возобновлению негативных последствий: правовому нигилизму, отчуждению граждан от государства и власти, появлению синдрома незащищенности личности, что, в конечном счете, становится причиной возникновения деструктивных тенденций в обществе, одной из которых и является экстремизм.

1 См. : Сенин И.Н. Экстремизм как форма правового нигилизма в современной России (теоретико-правовой аспект): дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2011. С. 77.

2 Подробнее об этом см.: Коновалов В.Н. Политология: словарь. М., 2010.

3 См.: Эбзеев Б.С. Российский Федерализм: историческое развитие и современность // Россия и ее субъекты: право и политика. 2000. № 1. С. 13.

4 См.: Сенин И.Н. Указ. соч. С. 97.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2008. № 18, ст. 1939.

6 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15, ст. 769.

7 См.: Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления. Саратов, 2009. С. 57.

8 См.: Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. № 2. С. 11-12.

9 См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов, 2005. С. 58.

10 См.: Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2003. С. 9.

11 Доклад на 46-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предупреждению преступности // Документы ООН. 144/7. С. 7.

12 См.: Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века. М., 2001. С. 17.

14 Обращение Президента России Владимира Путина // Независимая газета. 2004. 6 сент.

15 См.: Стукалов А. Борьба с преступлениями террористической направленности // Закон. 2001. № 6.

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3808.

17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 38, ст. 3779.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ТИПА СЛУЖБЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

В статье освещаются вопросы становления государственности на Руси, организации социально обособленных образований — дружин. Рассматриваются ключевые предпосылки формирования в Древней Руси догосударственного типа службы, связанного именно с феноменом дружины. Анализируются внутриорганизационные связи дружинного сообщества, перетекающие в русло социальной стратификации дружинников.

Ключевые слова: княжеская дружина, княжеский двор, стратификация дружины, княжеские служащие.


Терроризм — наиболее опасный способ дестабилизации общества, сущность преступлений террористической направленности — применение насилия в отношении граждан с целью устрашения.

В статье автором даётся понимание террористического акта, исследуется сущность преступления террористической направленности, приведена характеристика особой опасности для общества.

Ключевые слова: террористический акт, преступление, общественная безопасность, терроризм, борьба с терроризмом.

Terrorism is the most dangerous way to destabilize society, the essence of terrorist crimes is the use of violence against citizens in order to intimidate.

In the article, the author gives an understanding of the terrorist act, examines the essence of the crime of terrorist orientation, describes the special danger to society.

Keywords: terrorist act, crime, public security, terrorism, fight against terrorism.

Актуальность темы исследования обосновано высокой степенью общественной опасности терроризма.

При написании статьи были использованы труды таких авторов, как: Р. С. Джинджолия, М. М. Хачидоговой и О. Б. Шендоровой, а также нормы действующего законодательства Российской Федерации.

В настоящее время в мире наблюдается всплеск преступлений террористического характера, при этом первопричиной терроризма явились вопросы политического, этнического и социального характера. Современный терроризм сформировался под влиянием комплекса идеологических, криминальных, военных, а также экономико-политических, религиозных и националистических процессов.

Терроризм как социальное явление в последнее время вышел на первое место как глобальная проблема, которую необходимо решать всем государствам сообща. Меры по нейтрализации этой угрозы требуют адекватных и оперативных решений, при этом следует отметить, что от терроризма ещё не найдены оптимальные защитные механизмы.

К сожалению, наша страна Россия испытала на себе череду террористических актов, которые нанесли обществу серьёзный вред. Следует вспомнить захват школы в Беслане 1 сентября 2004 года, теракт в театре на Дубровке в 2002 году, взрывы жилых домов в Буйнакске и Волгодонске и Москве.

В результате общественно-опасных деяний, совершёнными группами террористов, наступили общественно-опасные последствия, которые выразились в сотнях погибших наших граждан, большое количество граждан было ранено.

Под актом терроризма необходимо понимать совершение взрыва или поджога, которые привели к наступлению общественно-опасных последствий в виде смерти и травмированию людей, а также действий, целью которых является устрашение населения и воздействие на принятия решения органами власти нужных преступникам каких-либо действий. [4]

Необходимо отметить, что с помощью преступлений террористического характера: взрывов и поджогов, отравления питьевой воды и воздуха, террористы побуждают органы власти принимать те управленческие решения, которые необходимы преступникам.

На сегодняшний момент терроризм и преступления террористического характера являются, самыми масштабными по своим последствиям и результатам, так как они затрагивают как людей, которые напрямую пострадали от преступлений террористического характера, но и психику иных граждан, которые стали свидетелями событий, либо получили информацию о совершении преступления и его жертвах из средств массовой информации. [5, 25–28]

Террористические акты вызывают после их совершения появление так называемых первичных и вторичных жертв, в частности к первичным жертвам следует отнести людей, которые погибли или стали инвалидами вследствие нахождения в месте совершения террористического акта. Под первичными жертвами также понимаются родственники погибших лиц, а к вторичным жертвам относятся люди, узнавшие о происшествии и из средств массовой информации. [3]

Отметим, что именно высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, так как связан с культом насилия, это в свою очередь порождает в обществе атмосферу страха и недоверия, беспокойства граждан за свою безопасность и безопасность близких.

В современных условиях опасность терроризма возрастает также потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: это ядерное и химическое, а также биологическое, ущерб, от применения которого трудно оценить.

Следует подчеркнуть, что для эффективного противодействия преступлениям террористической направленности необходима разработка и реализация комплексной программы, которая будет состоять из социально-политического, экономико-правового и идеологического аспектов.

Также в такой программе следует учитывать интересы населения, а также проблемы и конфликтный потенциал терроризма в различных регионах планеты. Для надлежащей борьбы с терроризмом следует скоординировать все силы мирового сообщества, которые заинтересованы в решении этой острейшей проблемы.

Основные термины (генерируются автоматически): террористический характер, Террористический акт, преступление, терроризм, террористическая направленность, массовая информация, общественная безопасность, общественная опасность терроризма, орган власти, российская Федерация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕРРОРИЗМ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исследование происходящих социальных, политических, экономических, социокультурных преобразований послужили катализатором в обращении к практике террора как одного из наиболее доступных и эффективных методов политического давления. Довольно значимым является исследование, условий и возможных причин терроризма, способствующих его распространению в различных регионах: конфликтогенные факторы, экономическая неустойчивость, нестабильность в политическом правлении, маргинализация и существование значительной части населения в нищенском состоянии, довольно высокий уровень безработицы, нарушения прав и свобод индивида, разногласия конфессионального, этнического характера, неуважение к религиозным ценностям и др. Наглядным представлением обоснованности тезиса, является пример массовых выступлений в Марокко, Тунисе, Сирии, Египте, повлекших за собой цепную реакцию политического и социального протеста в Ливии, Бахрейне, Турции, Ираке, Йемене, Иордании.

Следует отметить, что Россия не в достаточной мере компетентна, в вопросах правовой квалификации мер насильственного разрешения конфликтов, в аспектах функционально-организационных сложностей борьбы с террором. Не остались исключением и намеренные провокации противостоящей стороны, которые поддерживали иностранные наемники, консультанты, осуществлялась поставка оружия, финансовых и других средств.

На рубеже XXI века данная проблема современности трансформируется в необходимость мобилизации ресурсов в международном сотрудничестве, совершенствовании глобальной стратегии борьбы с международным терроризмом, разработке, использовании новых форм и средств защиты свобод и прав человека и гражданина, укреплении демократических устоев социума.

На основание анализа масштабных террористических актов (атака небоскребов в США 2001 г., взрывы в Испании 2004 г., Великобритании 2005 г., многочисленные акты в Российской Федерации), выявлены, составляющие международного современного терроризма: аспект политической ориентированности; угроза безопасности мирового порядка; идеологии, имеющие связь как с экстремизмом и сепаратизмом, так и с причинно-следственными связями радикального исламизма; циничность в отношении общепринятых норм права, морали; совершая теракты, используются (авиационные атаки, взрывы станций метро, в транспортной инфраструктуре); психологически-моральная деструктивность террористических актов, приводящих все цивилизованное человечество в шок; нанесения ущерба в сфере экономики, уничтожения материальных ценностей; порождение хаоса и страха (психологического, социально-экономического и др.), приводящих к общественному недовольству; совершения террористических актов отдельными террористами, отрядами группировками; структурировано-институциональное оформление террористических групп, ячеек в гибких международных сетях; дисперсное расположение террористических баз в нескольких странах; финансирование и координирование организаций, преимущественно из-за рубежа.

В настоящее время наблюдается тенденция, распространения терроризма с Северного Кавказа, так его деструктивные действия с массовым характером преобладали в Волгограде, в результате можно прийти к выдвижению гипотезы, что террористическая паутина может разрастись и в другие периферийные города, регионы Российской Федерации.

В свете усложнения геополитических отношений с Украиной их открытыми угрозами, транслируемыми в СМИ, о применение вооруженных действий в отношении России [3, с. 69]. Возможно, что от украинцев будут исходить локальные террористические акты в виде ударов экстремистско-террористического характера.

При анализе конкретного теракта приходится рассматривать не весь набор признаков, а тот или иной вариант воздействий террористических международных группировок. В данном контексте отличительный признак участия террористических международных организаций — определение их роли, степени влияния и участия, объектов воздействий, как в ряде западных стран, так и в мусульманском мире.

Политикой государства в противодействии террористической направленности, как правило, предусмотрено два взаимодополняющих и взаимосвязанных аспекта — превентивный (меры по не силовому противостоянию террористической деятельности) и вооруженный отпор.

В современных условиях важно отметить ключевую роль демократического государства, правовых методов противодействий террористической деятельности. Особое значение отводится контртеррористическому законодательству, призванному обеспечивать защиту общества, интересов государства и ввести систему уголовного преследования действий террористической направленности радикалов, позиционирующих себя не как преступников, а как борцов за справедливость и свободу.

Другая важная мера в пресечении — это контроль продажи и распространения оружия, взрывчатых веществ. Преимущественно во время террористических актов применяются взрывные самодельные устройства. С одной стороны, в большинстве стран произошло ужесточение контроля за находящимися в свободном обороте всеми видами взрывчатых веществ и вооружений. С другой стороны, в сетях Интернета распространены сайты, позволяющие свободно получать рекомендации по изготовлению различных взрывных устройств.

Многочисленные исследования подтверждают, что комплекс мер по противодействию террористической деятельности необходимо расширить и включить информационные, идеологические, организационные меры, призванные формировать антитеррористические установки у граждан, заниматься укреплением в социуме устойчивого мнения о недопустимости террористических методов борьбы и исключать какие-либо уступки террористам. Следовательно, меры по противодействию террористической деятельности могут применяться комплексно: в правовых, административных и оперативных аспектах и должны становиться заслоном на пути созданий экстремистских, террористических организаций и групп, их финансовых потоков, приобретений оружия и иных средств противоправных действий.

Современное международное право предусматривает как достаточно эффективные меры контроля, воздействия, применение норм и стандартов в отношении государств или организаций, не соблюдающих общепризнанные международно-правовые принципы, так и меры защиты и борьбы государств, для ликвидации террористической опасности, чтобы сохранить устои общества и жизни своих граждан, обеспечить их права и свободы.

Исходя из практики вооруженных конфликтов, международное право различает формы мотивированного насилия со стороны организаций или движений, такие как антиправительственные выступления, путчи, движения национально-освободительного характера, партизанские войны, при которых соблюдаются международно-правовые нормы. В подобных случаях организации, ведущие вооруженную борьбу, классифицируются как политические противники, а не как террористы. Как только эти принципы нарушаются, и вооруженные действия превращаются в массовые атаки против гражданского населения или в тактику устрашения людей, эти действия квалифицируются как терроризм. Их участники рассматриваются как подпадающие под действие статей Уголовного кодекса, с которыми не ведутся никакие политические переговоры.

В реальных условиях, применение государствами двойных стандартов при оценке характера, действий конкретных радикальных и экстремистских движений, групп, организаций, создает трудности на пути формирования единых позиций, форм и механизмов борьбы с терроризмом, урегулирования конфликтов и миротворчества для разноплановых групп конфликтов (республиками бывшей Югославии), (Афганистаном и Пакистаном), (Великобританией и Северной Ирландией), (Израилем и Палестиной), (США и Колумбией), (Чеченской республикой и Россией) и др. Становится значимым выстраивание новой системы международных отношений, между государствами и институтами гражданского общества в реализации глобальной антитеррористической политики. В этой связи, требуется корректировка принципов международного права с упором на суверенность государств и одновременно в сторону совершенствования международных правовых стандартов и гарантий соблюдения прав человека, признания легитимности введения равных для всех санкций против нарушителей этих прав, формирования транснациональных юридических норм против, например, глобальной угрозы кибертерроризма.

Дифференциация отдельных граней конфликтов требует тесного диалога великих держав, более налаженного международного переговорного процесса по разделению и взаимодополнению действий направленных на урегулирование конфликтов с региональными и международными организациями, выполняющими разные функции в сфере безопасности. Приоритетным направлением в антитеррористической борьбе становится соединение концептуально-стратегических разработок и усилий под эгидой ООН, тесного регионального сотрудничества и международного взаимодействия антитеррористических структур.

Таким образом, современный терроризм отличается своей непредсказуемостью и тяжестью социально-политических и социально-психологических последствий. В центре внимания должны находиться потенциально наиболее уязвимые регионы России, в которых тяжелая социально-экономическая, политическая ситуация усугубляется сложной этноконфессиональной обстановкой.

Список литературы:

1. Терроризм и организованная преступность: монография / под ред. С.А. Солодовникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 247 с.

2. Цыганкова Т.А. Социальные последствия терроризма в контексте глобализации // Молодежь. Наука. Будущее: материалы регион. студ. науч.-практ. конф. Оренбург: ОГПУ, — 2012. — Т. 2. — С. 87—89.

3. Цыганкова Т.А. Проблемы и риски антитеррористической профилактики молодежи Оренбургской области // Молодежь. Наука. Будущее: материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. Оренбург: ОГПУ, 2014. — С. 68—72.

Терроризм является дестабилизирующим фактором современного общественно-политического развития общества. К терроризму можно отнести ряд дестабилизирующих характеристик, как нелегитимность, публичный характер исполнения действий, преднамеренное создание напряженности и страха в обществе, а также порождение общей опасности в обществе.
Терроризм не возникает на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, которые способствуют возникновению такого явления. Выявление и исследование причин и условий раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Терроризм как фактор политической дестабилизации.docx

1.2 Терроризм как фактор политической дестабилизации

Терроризм является дестабилизирующим фактором современного общественно-политического развития общества. К терроризму можно отнести ряд дестабилизирующих характеристик, как нелегитимность, публичный характер исполнения действий, преднамеренное создание напряженности и страха в обществе, а также порождение общей опасности в обществе.

Терроризм не возникает на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, которые способствуют возникновению такого явления. Выявление и исследование причин и условий раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Кроме того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом.

Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные, - для которых становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношений и социальных связей. Это лишь способствует появлению насилия и агрессивности в обществе и приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие.

Проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов, которые являются провоцирующим фактором террористического поведения. В свою очередь, причиной возникновения конфликтных ситуаций является переходный период, коренное изменение социально-политического и экономического устройства общества. Конфликты отличаются длительностью, степенью остроты противоречий, методами разрешения.

Наиболее существенными причинами, которые способствуют развитию терроризма являются тяжелые экономические кризисы, которые создают условия социального противостояния, сформировывают особое состояние массового сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, настроение неуверенности, не оправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности. В этих условиях легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям протеста. Нищета, безработица, безысходность, крайняя дифференциация населения по уровню доходов, слабость государственной власти, ее неспособность обеспечить безопасность личности и ее имущества приводят к тому, что культ насилия начинает стремительно прокладывать себе дорогу, и экстремизм в этих условиях становится неотъемлемой частью менталитета общества. Утрата людьми уверенности в своем настоящем и будущем, разрушение всех идеалов бывшего стабильного общества, царящая везде атмосфера насилия и жестокости, культивируемая средствами массовой информации, создают весьма благоприятные условия для роста преступности, а терроризм приобретает масштабы национального бедствия.

Особого внимания заслуживают и психологические аспекты проблемы терроризма. Их анализ нужен для объяснения не только конкретного террористического акта и его причин, но и всего явления терроризма в целом. Знание психологии терроризма позволяет понять, от кого можно ожидать соответствующих действий, что представляет собой террорист как личность, как предупреждать и расследовать преступления, связанные с террором, как наказывать виновных. Основу психологического познания терроризма составляет анализ мотивов этого преступления.

Подводя итоги, можно сделать вывод, если остановиться на вопросе о непосредственных причинах обращения к террористической деятельности, то это:

причины психопатологического характера. Среди ученых-психологов ведутся дискуссии относительно того, кто преобладает среди террористов - нормальные люди или люди с психическими отклонениями. Большинство исследователей склоняются все же к первому;

мотивы самоутверждения, молодежной романтики и героики, придания своей деятельности особой значимости, преодоления отчуждения, обезличивания, стандартизации;

корыстные мотивы, которые могут вытеснять идейные или переплетаться с ними. Кроме того, кого-то просто нанимают для совершения террористических актов;

Читайте также: