Сообщение о притчах 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс Данилова С.ф..doc

Данилова Сагида Фалахутдиновна

Учитель начальных классов

Мастер - класс по теме:

Задачи: овладение навыками смыслового осознанного чтения, построение речевых высказываний;

использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Вступительная часть

Важным опорным материалом, на котором строится духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников могут стать притчи. С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это не просто история, занимательный рассказ обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч понятен детям.

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

− Формулирование вопросов или ответы на поставленные вопросы.

− Придумывание названия притчи.

− Выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием.

− Разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).

− Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

− Подбор пословиц, поговорок.

− Сравнение с басней (определить).

− Поиск и вставка пропущенных слов.

− Рассматривание притчи с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

− Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

− Определение ценностей, которые отражает притча.

Эффективным средством достижения личностных результатов является притча. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Основная часть

Как помочь ребёнку ответить на жизненные вопросы, в которых заложен нравственный смысл?

Предлагаю решение этого вопроса на основе проблемного диалога по содержанию притчи.

И я начну с базового метода работы – ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.

Состарился отец, ослабел . Жизнь в нем еле теплится . Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться .

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы . Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-На что она мне?

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

фронтальная работа: отражает взаимодействие учителя и учеников и ожидаемый результат деятельности обучающихся.

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

Читает выразительно притчу.

выявляет, как обучающиеся поняли смысл притчи.

Воссоздают образ в своём воображении;

создают картинку, которая вызывает переживание, вопросы, мысли;

думают, анализируют, высказывают мнения.

Выявляют смысл притчи:

предлагаю вам ответить на мои вопросы:

О чем эта притча?

В чём заключается ответственность родителей и детей друг перед другом?

Молодцы, вы правильно поняли смысл притчи.

Предлагаю поработать в парах. У каждой пары своё задание в конверте.

Задание для 1 группы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Я предлагаю вам работать сразу у доски.

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Приём учителя

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

Даёт задания для групповой деятельности

диагностирует, как работает группа.

Соотносят качества характера человека с персонажем притчи

соотносят пословицы со смыслом притчи

соотносят личный опыт со смыслом притчи

Соотносят смысл притчи с конкретными образами из жизни.

Выступление групп.

1 группе - Вы верно определили и качества юноши и старика.

2 группе – Я согласна с вашим выбором. А другие пословицы подходят к смыслу притчи?

3 группе – Молодцы, вы хорошо поработали. Интересная история .

этап 3 - групповая работа

Приём учителя

Ожидаемые результаты деятельности обучающихся

Организует выступления обучающихся;

диагностирует, что и как понял либо не понял ученик.

Доказывают свои умозаключения.

Знакомятся на примере конкретной притчи с нормой и множеством её проявления в разных средах.

ИТОГ: Мы сейчас работали над соотнесением смысла притчи с конкретными образами из жизни.

ВЫВОД МАСТЕР-КЛАССА.

Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, НО! только при правильном педагогическом воздействии.

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.

Что имеется в виду? Как и когда возник этот жанр, и какие особенности помогают отличить его от множества других? Поищем ответ вместе.

Старик рассказывает внуку притчу

Притча — это.

Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.

Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути. Понять его каждый может на том уровне, который ему доступен.

Что такое притча

Основные признаки притчи:

  1. малый объём;
  2. обыденность сюжета;
  3. обращённость к главным нравственным вопросам жизни;
  4. иносказательность;
  5. философский подтекст;
  6. наличие нескольких уровней смысла.

Из всех литературных жанров притча более всего напоминает басню, от которой она отличается отсутствием открытой морали в конце.

Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому, поэтому можно сказать, что притчевые произведения сложнее и богаче басенных.

Из истории жанра

Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.

Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Известно, например, собрание бесед поэтов Руми, Джами, Навои.

Поэт Навои

Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи царя Соломона. На рубеже XIII-XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.

При анализе многих литературных произведений 18, 19 и 20-го столетий обращение к евангельским притчам становится обязательным. На их сюжете и содержании построено большинство романов Ф.М.Достоевского.

Примеров использования материала древних притч в художественной литературе множество, но немногие авторы решались определять этим термином собственные произведения.

Притчи Сумарокова

Современные притчи

Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но он встречается как вставной элемент в структуре постмодернистских произведений.

В первозданном состоянии притчу можно встретить в творчестве православных авторов.

Стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) представляют собой образец глубоких поэтических притч, по высоте исполнения приближающихся к молитве, исповедальному рыданию, плачу по русской земле.

Ярким исполнителем музыкальных переложений многих общеправославных и собственно авторских притч можно назвать Светлану Копылову.

Если вы ищете притчи о жизни с моралью, короткие и ёмкие, обратитесь к любому из следующих ресурсов:

Также любопытно будет познакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим притчевые истории на современном материале:

Заключение

Чтение поучительных историй детьми и взрослыми в былые времена являлось делом привычным. Сборники притч имелись в каждой семейной библиотечке.

Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важнейшие вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Многие даже сейчас используют притчи для нравоучений, но поскольку все сюжеты придуманы давно, их мораль безнадежно устарела.

Возможно, когда-то эти поучительные рассказы и были полезны, но контекст, обстоятельства, да и сами люди настолько изменились, что сейчас это совершенно не актуально. Теперь это просто переоцененные развлекательные истории.

Вряд ли в притчах можно найти ответы хоть на какие-то современные вопросы, тем более, что человеческая жизнь более прозаична и людей интересуют совершенно приземлённые вопросы, где бы выгоднее что-то купить или где бы заработать деньжат. Притча же учит нравственности, а она сейчас не в почёте.

Что такое притча, определение

Что называется притчей

Приятная слуху, притча легко запоминается, поэтому может быть использована в качестве нравоучений, в воспитательных целях педагогами и родителями. Она открывает простор для размышлений, философии. Чаще всего бывает короткой, чтобы не отвлекаться от основного хода мысли. Очень удобно использовать на уроках русского языка для увлечения новыми знаниями.

Младшим школьникам сложно понять, что такое притча, определение для 4 класса должно доноситься проще. Можно привести пример со времён Эзопа, где отец, устав повторять сыновьям, чтобы жили дружно, предложил сломать несколько веточек, связанных вместе. Никому не удалось это сделать. По одной каждый брат с лёгкостью переломал их. Здесь можно выделить мысль, что сплочение ведёт к успеху.

Определение, что такое притча в литературе одинаковое у всех народов, но описано на разных языках, сейчас – в современном варианте. В далёкие века каждую мысль старались перевести в образ, любое высказывание могло быть притчей. Поэтому притча не имела границ в жанре, а в произведениях поэтов современности нередко можно встретить стихотворение или прозу притчевого содержания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:



Подготовительный этап Что такое притча? В чём особенности притчи, как жанра.

Подготовительный этап Что такое притча? В чём особенности притчи, как жанра? Какие нравственные уроки можно извлечь работая с произведениями этого жанра?

Основной этап Притча `Словарь синонимов` См. намек, пример, сказка Притча `То.

Основной этап Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме.

Основной этап Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Основной этап Особенности притчи: Строится на сравнении, подобии, противопост.

 Три сита

Вывод: В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жи.

Вывод: В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни. Притча учит смотреть на вещи трезво и поступать мудро, без излишней эмоциональности. В притчах скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 432 человека из 74 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 603 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.08.2015 2000
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Беговатова Надежда Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: