Сообщение о паломничестве и святыни

Обновлено: 02.07.2024

Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

Поклониться святым местам

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Паломник или турист?


Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ – здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом – на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

Несмотря на общее для всех религий стремление к возвышенному и небесному, на грешной земле остаются места, где ощущается присутствие Бога. Интересно, что дает паломничество людям именно то, что они стараются обрести. Прежде всего это потребность регулярно укрепляться в вере, напоминать себе сакральные истины, чувствовать принадлежность к большому сообществу единомышленников.


Суть паломничества

Паломничеством называют путешествие верующих людей к местам, которые являются важными и знаковыми для их религии. Места, привлекающие паломников, называют священными.

  • города, где родился или жил почитаемый в религии деятель;
  • молитвенные сооружения;
  • святые мощи;
  • бытовые предметы, ставшие святынями;
  • иконы и прочие изображения религиозного характера и т.д.

Не только любопытство является причиной подобных путешествий. Люди верят в святость посещаемых мест и надеются таким образом еще больше приблизиться к Богу, ощутить на себе его милость.

Паломничества бывают как коллективные, так и индивидуальные. Индивидуальные часто выполняются отшельниками, аскетами, давшими обет монахами, или людьми, поставившими определенную цель, которую они хотят достигнуть с Божьей помощью.

Паломничество в христианстве

В программу посещения христианами входят: храм Гроба Господня, Голгофа, Иерусалимский храм, монастырь Марии Магдалины и прочие места, где происходили библейские события, или в честь которых были установлены молитвенные сооружения.

Вторым по популярности местом паломничества христиан является Священная гора Афон, расположенная в Греции. Афонский полуостров представляет собой отдельную административную единицу, монашеское государство. На территории полуострова находятся 20 монастырей, населенных 2000 монахами. Но в этих цифрах не учтены паломники, которые не переводятся круглый год.

Попасть на Афон могут только мужчины, женщинам это строжайше запрещено. Запрет распространяется и на животных женского пола. Несмотря на столь суровые ограничения, Афон всегда заполнен приезжими. Среди них мужчины разных наций и возрастов.


  • Собор Святого Петра (расположен в Ватикане, построен на месте казни апостола);
  • Итальянский город Бари (в нем находятся мощи Николая Чудотворца);
  • Собор Святой Софии, Турция (долгое время оставался одним из главных христианских соборов, позже стал музеем. В 2020 г. было решено переделать его в мечеть, что вызвало возмущение многих христиан).
  • Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, Московская обл. (один из самых известных православных монастырей в России);
  • Валаам (остров на Онежском озере и одноименный поселок на нем, паломников привлекает Валаамский Спасо-Преображенский монастырь);
  • Дивеево, Нижегородская обл. (в монастыре хранятся мощи Серафима Саровского, на территории находятся исцеляющие святые источники);
  • Оптина пустынь, Калужская обл. (древнейший монастырь, обитель оптинских старцев, оказавших огромное влияние на русскую культуру).

Паломничество в исламе

Хадж необходимо совершить хотя бы один раз в жизни. Человек, его совершивший, называется – хаджи. Освобождаются от паломничества люди, не имеющие возможности это сделать по состоянию здоровья или по другим, ограничивающим их свободу передвижения, причинам.

Допускается не совершать хадж из-за отсутствия денег. Поскольку средства должны быть заработаны самим верующим, брать в долг нельзя.

Ежегодно Мекка принимает миллионы паломников. Происходит это с 8 по 12 день последнего месяца по исламскому календарю. Из-за разницы с григорианским календарем даты ежегодно смещаются.

  • совершение молитвы в мечети Масджид аль Харам;
  • обход Каабы (кубический дом во дворе мечети);
  • бег среди двух холмов;
  • посещение долины Арафат;
  • обрядовое побивание камнями Шайтана.

Завершается все праздником жертвоприношения – Курбан-Байрам и заключительным обходом Каабы.


Паломничество в буддизме

В буддизме паломничество не носит обязательный характер, но оно также широко распространено, как и в других религиях. В Индии и Непале сосредоточены главные центры паломничества буддистов. Присутствуют они также в Китае, Японии и даже в России.

  • Лумбини. (поселение на границе Индии и Непала, где предположительно родился и воспитывался Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой);
  • Бодх-Гая (место, где Сидхартха достиг просветления);
  • Сарнатх (здесь была произнесена первая проповедь Будды);
  • Кушинагар (именно здесь Будда достиг нирваны).

Сам Будда рекомендовал побывать в этих местах, чтобы пройти по пути просветления и, возможно, повторить его опыт.

Позже к четырем названным центрам паломничества, добавили еще 4 значимых для Будды города: Вайшали, Раджгир, Санкасия, Шравасти.

Основная часть известных центров буддийского паломничества расположена в долине Ганга.

Однако привлекают внимание паломников и центры буддизма в разных странах. В России известным центром буддизма является Иволгинский дацан. Здесь же находится библиотека и образовательное учреждение для будущих монахов. В монастыре покоится Даши-Доржо Итигэлов, который более ста лет назад ушел из жизни, находясь в позе лотоса. При этом его тело осталось не подверженным тлению.

Паломники приходят к его кубическому гробу со своими пожеланиями и верят, что будут услышаны.

Там же, в Бурятии, расположены Ацагатский Дацан и Нилова пустынь, являющиеся центрами духовного просветления.

Единственный буддийский регион в Европе – Калмыкия. Здесь находится Золотая Обитель Будды Шакьямуни, в ней – девятиметровая статуя Будды.


Паломничество буддистов во многом связано с духовными практиками, медитациями и погружением в собственный внутренний мир. Если в иных религиях верующие приходят к святыням, чтобы к ним обратиться и помолиться, то буддисты в подобных местах лишь лучше ощущают собственное единение с просветленным Буддой и стараются приблизиться к нирване.

Паломничество в других религиях

Посещение значимых религиозных мест распространено во всех религиях. В иудаизме обязанность всех мужчин трижды в год посещать храм в Иерусалиме записана в самой Торе. Правда храм был давно разрушен, но обычай совершать паломничества на Святую Землю у иудеев не изменился.

Последователи индуизма имеют свои пути паломничества . Прежде всего к ним относятся города, окутанные религиозными легендами и поверьями. Например, в городах Нашик, Харидвар, Аллахабад и Харидвар каждые три года проходит фестиваль Кумбха-мела, посвященный пролитому в данных местах эликсиру бессмертия. Это событие привлекает тысячи паломников из разных стран.

Не меньшее значение имеет город Бенарес, расположенный на берегу Ганга. По преданию, именно с него Бог Шива начал создавать вселенную. Ритуальный пеший обход города в чести у многих индуистов.

Что касается мест паломничества последователей сикхизма, то это чаще всего город Амритсар в Индии, где расположен Золотой Храм, главный храм сикхизма.

Интересные фильмы и книги о паломничестве

Тема паломничества является привлекательной для многих режиссеров и авторов и зачастую раскрывается в их творениях.


Прочитать подробнее о совершении паломничества мусульманами можно в книге А. Кротова «Медина. Мекка. Хадж. Заметки паломника", вышедшей в 2016. Автор описывает свое первое совершение хаджа после принятия ислама.


Вопросом о том, нужно ли паломничество задаются многие люди. Ответ может дать лишь сам человек, заглянув внутрь себя. Если существует потребность укрепления в вере или прикосновения к святыне, то паломничество к святым местам может ее удовлетворить.

Не любую поездку к святым местам можно назвать паломничеством. Туда нужно направляться с верой в сердце, стремлением изменить себя в лучшую сторону, преисполнившись скромности и человеколюбия, избавившись от пороков и дурных мыслей. В остальных случаях это называется туризмом и никакой духовной пользы не несет.

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Православное паломничество

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до Пришествия Христа. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже – к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество к Храму на праздники. Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по закону Моисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершить искупительную жертву за грех. Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошли в Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершал паломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

История повествует, что первые христиане тоже имели обычай паломничества по святым местам, связанных со Христом. Еще в четвертом веке Нашей эры святой Григорий Нисский свидетельствует об этом, но и предупреждает, чтобы эти путешествия не превращались в праздные времяпровождения.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

Паломничество на Руси

Паломничество на Руси было в древности делом очень опасным и потому, особо почитаемым. Дело в том, что верующие шли пешком на Святую Землю. Путь был нелегкий и опасный для жизни. Иногда провизия заканчивалась слишком рано. Многие погибали в пути от голода и холода, иногда от переутомления. Иногда они становились жертвой разбойников, злых людей.

Паломничество на Руси

Иногда иноземные церковные власти неодобрительно относились к паломникам, принимали меры на сдерживание паломничества. Но русские странники одержали победу на этот счет.

Во времена правления Екатерины Второй паломничество на Святую Землю было приостановлено из-за войн с Турцией. Но уже в девятнадцатом веке оно снова стало свободно распространяться.

Было создано даже Православное Палестинское Общество.

Паломничество в наше время

В наши дни паломничество не потеряло своей значимости. И хотя путь стал намного легче благодаря развитию транспорта, цель его осталась той же. Некоторые храмы устраивают паломнические поездки верующих на собственном транспорте, собирают группы паломников. Это происходит регулярно. По дороге верующие читают акафисты, поют тропари святым, молятся.

Паломничество в наше время

В настоящее время совершаются паломничества по святым местам России и за рубежом.

Излюбленным местом, помимо Святой Земли, являются:

  • итальянский город Бари, где покоятся мироточивые мощи святителя Николая;
  • остров Корфу, где лежат нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского и др.

Там верующие молятся, набирают и увозят с собой по благословению святое миро от мощей. Некоторые получают там исцеление от болезней.

Кроме того, многие пытаются увидеть своими глазами Туринскую Плащаницу, которая хранится в Соборе Рима.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Паломничество издавна почитаемо во всем мире. Места православного паломничества в России, наполненные источниками святости, ежегодно принимают тысячи путников, желающих обогатиться духовным ростом при соприкосновении со святыней.

Кто такие паломники и когда они появились в православии


Паломники или, как их назвали в России, богомольцы совершали путешествия пешком, в посте и молитве преодолевая тяготы пути, чтобы возрастать духовно при приближении к святыне.

Конечной целью паломничества является одна из святынь, почитаемых в православии:

  • частицы одежды Иисуса;
  • орудия Его смерти;
  • частички Креста Животворящего;
  • чудотворные иконы;
  • могилы Святых угодников;
  • источники с целительной силой воды.

Желание наполниться духовной силой двигает странниками совершать дальние переходы, чтобы прикоснуться к местам, освященным присутствием Иисуса, Девы Марии, святых. Стремление наполниться святостью и очиститься от грехов дает силы совершить подвиг паломничества.

Кто-то сам требовал духовного очищения, а на кого-то накладывалась епитимия. Главное, человек, отправляясь в хождение по местам, освященным святынями, временно отрекался от земных богатств и удобств, живя практически в нищете.

Поручая себя полностью воле Господней, человек устремлялся к святыне, чтобы помолившись в святом месте, облечься в нового человека. (Еф. 4:22-24).

В Старом Завете сказано, что евреи старались попасть в Иерусалим на празднование Пасхи, которая в то время символизировала выход из египетского рабства, для чего нанимали корабли, некоторые совершали пешие переходы.

Преодолевая пыльные дороги Анатолии, проходя через разогретые пустыни Киликии, путешествуя через горы и равнины, паломники брали с собой только необходимые вещи.


Порой паломническая жизнь, наполненная испытаниями и опасностями, длилась месяцы, и даже годы. Единственным путеводителем для странствующих богомольцев была воля Божья и вера в Его милость.


Никейский Собор 325 года благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима.

На месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе и месте Вознесения строятся храмы, ставшие обязательными при паломнических поездках в Палестину.

Особенности русского православного паломничества

Особенный бум паломничества в России начался с начала двадцатого века, который коренным образом повлиял на жизнь людей. Российские святыни, Божьи люди, старцы и подвижники привлекали паломников, желающих укрепить свою веру и очиститься от скверны.

Паломничество может быть:

В течение одного дня богомольцы могут посетить недалеко находящийся монастырь, святой источник или могилу святого. Чаще всего это происходит по приезду известного священника высоко сана или прибытию целительной иконы, остатков святых мощей или по традиции посещать святое место в определенные дни.

Ближние паломничества совершаются в пределах одной или близко лежащих епархиях. Порой богомольцы выезжают на несколько дней, живя в монастырях, поклоняясь святыне, которая стала целью паломничества. Добрая слава святого места привлекает странников с ближних и дальних селений, которые несколько раз в году совершают ближние паломничества.

Ныне, как и в древние времена, дальние паломнические поездки совершаются на Афон, к мощам Николая Угодника в Италии и другие святые места.


Первые странники взяли на себя роль оповещателей, когда в первые века для распространения новостей от Церкви или храмов нужно было передвигаться от селения к селению. Истинные странники имели обеты, посох и мешок. Они не имели денег и жили на помощь церкви, которой служили.

В восемнадцатом веке в России появляются странники, люди, ушедшие из мира. Эти богомольцы не знают, где окончится их путь. Отказавшись от благ мира, странники живут по монастырям или около святых мест, существуя за счет подаяний. Весь мир признает подвиг странничества.

XIX век стал периодом расцвета паломнического движения в России.

Если современные паломники мечтают посетить Гроб Господень, так в былые время паломники устремлялись к Киево-Печерской лавре. Богомольческим подвигом было совершить этот поход пешком или на повозке, имея с собой только воду и сухари.


После революции паломники и странники находились под гонениями, некоторые из них попали в тюрьмы за свою веру. Но разрушенные храмы, монастыри, в которых хранились святыни, не переставали привлекать верных христиан.

Цели паломничеств

Паломники выбирают свой путь, как правило, ориентируясь не на расстояние, а на особые причины жизни.

  • Истинные поклонники Христа во время хождения по святым местам ищут укрепления в вере или ждут помощи в решении какого-то сложного жизненного вопроса.
  • Отпадение от Церкви часто побуждает богомольцев отправляться в пешие походы, чтобы отмолить грех отступничества, свой или кого-то из близких.
  • Давящие грехи молодости являются причиной ухода людей в богомолье.
  • Неизлечимые болезни или отсутствие детей становятся целью православных паломничеств.
  • Очень важны обетные богомолья, когда в какой-то ситуации человек дает обет Богу при положительном исходе совершить паломничество по определенным местам.

Современное паломничество

В современном христианском мире растет поток христиан, желающих наполниться благочестием.

Паломничество дало толчок в развитии туристического бизнеса, который облегчает передвижение между городами и странами, экономя силы и время богомольцев. Если раньше паломники жертвовали временем и удобствами, то современные христиане платят средства, заработанные порой нелегким трудом.

Христиане, посетившие святые места, приобщаются к святыням сами, а потом рассказывают о них другим верующим, вызывая в них желания совершить паломничество.


Не исчезли из современного мира и странники, их стало намного меньше, но они есть. Порой муж с женой, которым Бог не дал детей, берут обет и в течение определенного времени переходят от святыни к святыне, прося у Бога прощение за совершенные грехи личные и предков, чтобы снять проклятие бездетности.

Каждый православный верующий может приобщиться к подвигу странника, пожертвовав тому определенную сумму для богомолья.

Памятка современному паломнику

Отправляясь в паломническую поездку, в первую очередь следует уяснить ее духовную важность. Поход к святыне — не экскурсия, а поклонение святым и Богу в лице Святой Троицы и Богоматери.

Выбирая поездку по святым местам, христианин должен четко определить цель своей поездки.

Многие святые закончили жизнь инвалидами в человеческом понимании. Так, святитель Лука ослеп, блаженная Матронушка свою жизнь провела в постели, а св. Пантелеимона за христианскую веру лишили головы, но все они остались верны Иисусу, Его именем исцеляли и наполняли духовной радостью души людей.

Теряя телесное, святые приобретали Господнее. Ныне развелось множество лжесвятых, которые принимают за деньги, обещая исцеления и богатство, возможно, проситель и получит желаемое, но какова цена ему, и какой силой дано.

Паломничество — это не туризм, порой достаточно совершить подвиг покаяния в своей церкви, чтобы наполниться Духом святым и найти ответ на проблему.

Устремляясь в зарубежье, некоторые христиане не удосуживаются поинтересоваться о святых места, расположенных в родном городе или селении.

Когда в Москве к поясу Божьей Матери стояли многочасовые очереди, мало кто знал, что церковь пророка Илии оберегает частичку этой же святыни.

Собираясь посетить службу в монастыре, предварительно обязательно ознакомьтесь с его правилами, чтобы не попасть в неудобное положение, когда вас не допустят к Причастию из-за отсутствия на всенощной молитве, например. Отправляясь в паломническую поездку, не стоит забывать, что духовная жизнь не состоит только из здоровья, отношений в семье и материальных благ.

Для богомольцев основной целью является укрепление веры и получение дара любви к ближнему, через любовь к Иисусу и принятие Его жертвы. Россия-матушка богата святынями, к которым едут паломники со всего мира, так что пройдемся для начала по родным местам.

Читайте также: