Сообщение деревенская проза шукшина

Обновлено: 25.06.2024

Самобытность этого писателя объясняется не только его та­лантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о сво­их земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.

Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследо­ванием русского национального характера, характера земле­дельца. Писатель показывает, что главное в нем — влечение к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник жизни, и связь поколений; и родной дом, и паш­ня, и степь. Это та самая малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни.

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка” ) , Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни” , “Прощание с Матерой” ) , Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины” , “Я пришел дать вам волю” ) и другие.

Оглавление
Файлы: 1 файл

шукшин.doc

2. Деревенская проза В.Шукшина…………………………………….…….4- 10

4. Список используемой литературы………………………………..…..…… 12

Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе. Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают такие писатели, как Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка” ) , Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни” , “Прощание с Матерой” ) , Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины” , “Я пришел дать вам волю” ) и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и зарубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

Деревенская проза В.Шукшина.

Основной жанр, в котором работал Шукшин, — короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологически точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя.

Писал Шукшин о русском мужике, о России, русском национальном характере.

Ø Противопоставление города и деревни;

Ø Крестьянские дети;

Ø Русская женщина-крестьянка.

Приведённые темы не исчерпывают всего тематического многообразия “деревенских” рассказов В.Шукшина. Кроме того, очень многие рассказы, будучи тематически разнообразными, могут быть отнесены не к одной, не к двум, а к нескольким темам.

Первой попыткой осмысления В. Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах, стал роман “Любавины” . В нем речь шла о начале 20-х годов нашего столетия. Но главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина являлся Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина “Я пришел дать вам волю” . Когда впервые заинтересовался Шукшин личностью Разина, сказать трудно. Но уже в сборнике” Сельские жители” начинается разговор о нем. Был момент, когда писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера абсолютно современен, что он - сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это, драгоценное для себя открытие, Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как “сократилась дистанция между современностью и историей”. Писатели, обращаясь к событиям прошлого, изучают их с позиции людей ХХ столетия, ищут и находят те нравственные и духовные ценности, которые необходимы в наше время.

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.

Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе “Чудик” (1967). Главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню.

Шукшин деревню не идеализирует: у него встречается немало вполне отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения (например, в рассказах “Вечно недовольный Яковлев” (1974), “Срезал”, “Крепкий мужик” (1970) и других). Шукшин говорил, что чувствует себя человеком, “у которого одна нога на берегу, а другая - в лодке”. И добавлял: “. в этом положении есть свои “плюсы”. От сравнений, от всяческих “оттуда-сюда” и “отсюда-туда” невольно приходят мысли не только о “деревне” и о “городе” - о России”.

Русский человек в рассказах Шукшина часто подспудно не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление стандартизации всего и вся, тупой и скучной обывательской усреднённости и инстинктивно пытается выразить собственную индивидуальность - нередко странными поступками. Некий Бронька Пупков из рассказа “Миль пардон, мадам!” (1968) придумывает целую захватывающую историю о том, как во время войны он якобы получил спецзадание по убийству самого Гитлера, и о том, что из этого вышло. Пусть вся деревня смеётся и негодует, однако Бронька раз за разом преподносит этот рассказ приезжим из города - ведь тогда он хоть на миг может сам поверить в то, что является ценной персоной, из-за которой чуть не изменился ход мировой истории.

А вот Алёша Бесконвойный из одноимённого рассказа (1973) отвоёвывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы каждый раз целиком посвящать её. бане. Для него этот банный день становится главным и любимейшим на неделе - ведь тогда он принадлежит только себе, а не колхозу, не семье - и наедине с самим собой может спокойно предаваться воспоминаниям, размышлять о жизни, мечтать.

А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель (“Упорный”, 1973); кто-то - на свои кровные, добытые ценой сверхурочных работ - приобретает микроскоп и мечтает придумать средство против микробов (“Микроскоп”, 1969). Отчего же так часто сельские жители больше не видят смысла своего существования в земле, как их предки, почему либо уезжают в города (хоть там им и бывает несладко), либо направляют все свои помыслы на те же микроскопы да вечные двигатели? Шукшин, хоть и заметил однажды: “Мы “пашем” неглубоко, не понимаем значения хозяина земли, работника не по найму, а по убеждению”, - обычно не анализирует социально-исторических причин такого положения. Он, по определению того же Аннинского, просто “выкладывает своё смятение”.

Рассказы Шукшина часто строятся на противопоставлении внешнего, бытового, и внутреннего, духовного, содержания жизни.

Как правило, герои Шукшина - это неудачники. Но их неудачливость, житейская несостоятельность — это своего рода принцип, жизненная позиция.

Сколько доброты, детскости, почти юродивой незлобивости; сколько простой радости бытия в герое рассказа!

Сам Шукшин признавался: “Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа” . Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, — говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это.

Засухина Татьяна Ивановна


Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

Писатели деревенщики: Б. Можаев, В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрпмов, В. Шукшин, В. Солоухин, Е. Носов, С. Залыгин, В. Крупин - исследовали, прежде всего нравственное начало в человеке и сумели уйти от господствовавшей коммунистической идеологии.

Они писали в такое время, когда о Боге, о вере как основе бытия говорить было непозволительно. Деревенщики прослеживали традиционные устои народной жизни, которые еще сохранились в русской деревне. Следуя правде, они описали постепенное разрушение нравственного уклада жизни.

Обратимся к творчеству В. Шукшина. Народ знает и любит его не только как писателя, но и прекрасного режиссера и актера. Говорить о Шукшине – это говорить о совести, широкой душе русского человек. Шукшин изображает разные типы героев, но многие его герои похожи друг на друга, в них много общего и с самим автором. Писатель сумел выразить жизненную философию народа – земледельца, основа которой – крестьянский труд, терпение, любовь к родной земле, совестливость, доброта.

Чувство любви к родине И.А. Ильин определил как чувство, близкое религиозному, в нем выразилась внутренняя свобода человеческой личности, ее самоопределение (3, с. 221-228).

Читаешь В. Шукшина и понимаешь, что источником его произведений является раненое сердце автора, его неспокойная совесть.

Эта особенность сознания отличает героев В. Шукшина. Христианский писатель III века Тертуллиан писал, что душа человеческая по природе своей христианка.

Как быстро и далеко мы отодвинулись за сорок лет, что прошли после смерти писателя, - от его идеала!

Призыв остановить духовное нравственное разрушение звучит во всей деревенской прозе.

Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе.

К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе, ведь этот жанр стал популярным и более читаемым. Так как читателям интересны вопросы, описываемые в романах такого жанра. Это описание природы, взаимопонимание людей и многочисленные проблемы, волнующие в наши дни. Многие авторы старались писать в жанре деревенской прозы. К примеру, такие великие литераторы как Распутин, Астафьев и Шукшин. Можно отметить, что его неординарное творчество увлекает, и в 21 веке, так как многочисленное количество, как подростков, так и взрослых, не только в России, но и за границей предпочитают к чтению его творчество. Ведь это является большой редкостью, находка такого великого и известного поэта, искренне любившего свою родину, свой край и свой поселок.

Первые строки из его творческой жизнь, начались с описания его любимой деревенской жизни, которая и дала в дальнейшем толчок к развитию его творчества. Шукшин, будучи уже известным писателем не мог, сидеть без работы, он принимался за любую работу: был грузчиком, разнорабочим, строителем и многие другие профессии им были освоены.

Василия Шукшина многие считали комическим писателем, но с каждым годом убеждались в обратном утверждении. Происходившие перемены в 20 веке составили сильную творческую сторону Шукшина.

Подводя итоги, можно однозначно сказать, что Василий Маркович Шукшин всегда старался учить добру. Он с этими убеждениями жил, и в своем творчестве старался передать все свои добрые внутренние чувства.

Деревенская проза Шукшина

Несколько интересных сочинений

Что такое доброта? Доброта – это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться делать как можно больше добрых дел, ведь недаром говорят, что все в этой жизни возвращается бумерангом.

Полицейский – очень сложная профессия. Быть полицейским – это призвание, так как человек должен обладать храбростью, честностью и хорошей логикой. Все полицейские имеют хорошую физическую подготовку, даже когда принимают людей на учебу, их проверяют.

Алексей Мересьев – летчик-истребитель, настоящий пример мужества и патриотизма. С ранних лет жизнь Алексея была непростой, его отец умер, и матери пришлось одной поднимать троих детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне.

Ф. Абрамов в цикле романов подробно рисует деревенскую жизнь в Архангельской области.

В. Белов отмечает положительные особенности крестьянской общины до введения коллективизации в богатой традициями Вологодской области.

С. Залыгин обличает уничтожение деревенских традиций в Сибири.

В. Шукшин выводит в своих рассказах чудаковатых крестьян, показывая их в контрасте со слабохарактерными городскими жителями.

В. Астафьев предостерегает от опасности современной цивилизации для окружающей среды.

В. Распутин также поднимал в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле.

К деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Расширяя проблематику, авторы вводили в свои произведения новые аспекты. Говорили об истории, культуре, о социологических и нравственных вопросах.

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Одни писатели - например, В.Ф. Тендряков и Б.А. Можаев – анализировали социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства.

Другие – В.И. Белов, В.Г. Распутин – сосредоточили внимание на внутреннем мире деревенских жителей: это герои - носители нравственных ценностей, противостоящие бездуховности и меркантильности обывателя.

Сочетание обеих тенденций характерно для творчества В.М. Шукшина.

Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был комиссован из флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

Шукшин показывает своих героев в состоянии душевного дискомфорта, в кризисные моменты, когда характер раскрывается особенно ярко. Поэтому рассказы писателя остродраматичны, хотя на первый взгляд непритязательны.

Ситуации, нарисованные автором, обыденны, часто комичны. Нередко это бытовые и семейные истории, но за узнаваемыми сюжетами скрываются неразрешимые конфликты.

Василий Макарович Шукшин - советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР. В своём творчестве он рассмотрел проблему русской деревни изнутри, глазами ее коренного жителя, высказал озабоченность оттоком молодежи из села. Писатель досконально знал проблемы жителей села и сумел озвучить их на всю страну. Он создал галерею русских типов, внес новые черты в понятие русского национального характера.

Читайте также: