Сообщение на тему политика государства в области занятости населения
Обновлено: 25.06.2024
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
- соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
создание новых рабочих мест;
поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;
поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
содействие развитию самозанятости населения;
активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:
- разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
- разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
- помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
- защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
- организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
- разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
- содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
- разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
Мировой исторический опыт развития гражданских обществ убедительно доказывает, что профессиональные союзы являются важнейшим элементом механизма регулирования труда в условиях рыночной экономики.
Статья 30 Конституции РФ, предоставляя каждому человеку право на объединение, включает и ею право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Упоминание о профсоюзах в Основном законе свидетельствует об их особом статусе как самых массовых общественных объединениях.
В 1990 г. была создана Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — наиболее крупное среди всех профсоюзных объединений. В нее входят 43 отраслевых, 79 территориальных объединений профсоюзов, более 300 тыс. первичных профсоюзных организаций, которые действуют во всех отраслях экономики, в организациях различных форм собственности и насчитывают в своих рядах 36,2 млн членов. С учетом пяти профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на договорной основе, численность данного профобъединения составляет 37,1 млн членов1.
Правовыми основами деятельности и прав профсоюзов в Российской Федерации являются: 1) Конституция РФ, 2) ратифицированные конвенции МОТ и другие международные договоры, содержащие права профсоюзов, 3) законы и иные нормативные правовые акты РФ, 4) законы субъектов РФ, 5) коллективные договоры, трехсторонние и двухсторонние соглашения.
В развитии правовых основ деятельности профсоюзов повышается роль судебных решений. Кроме того, юридическое значение имеют внутрипрофсоюзные нормы, закрепленные в уставах профсоюзов.
Нормы Конституции закрепляют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), равенство всех перед законом, запрещают дискриминацию граждан по признаку членства в общественных объединениях, в число которых входят и профессиональные союзы (ст. 19).
Важнейшими международными договорами, закрепившими права профсоюзов, стали международные пакты о правах человека от 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах1 Так, ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: право каждого человека создавать для осуществления и зашиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.
Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.
Эти же права профсоюзов закреплены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 22).
Конвенции и рекомендации МОТ, другие международные правовые акты имеют большое правовое значение для развития законодательства о профсоюзах, обогащения содержания коллективных договоров и соглашений.
Законодательство РФ как правовая основа деятельности профсоюзов. Базовым законом в сфере осуществления профессиональными союзами своих прав на представительство и защиту интересов работников является Закон о профсоюзах. Именно он закрепляет правовые основы осуществления собственно профсоюзной деятельности как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.
Права профессиональных союзов как представителей и защитников социально-трудовых прав работников закрепляются и в ТК РФ. Кодексом определены права профсоюза как участника системы социального партнерства, его права при подготовке проектов, заключении, изменении и контроле за выполнением коллективных договоров и соглашений, порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации профсоюзами права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. При этом ТК РФ определяет роль профессионального союза как представителя работников в процессе выдвижения требований, проведении примирительных процедур и проведении законной забастовки.
их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации, в том числе и профсоюзов.
В отличие от федерального закона подавляющее большинство субъектов РФ предоставило профсоюзам право законодательной инициативы. Это обстоятельство является дополнительной гарантией их прав на представительство, охрану и защиту интересов работников и свидетельствует о признании профсоюзов законодателями субъектов Федерации равноправными партнерами в регулировании социально-трудовых отношений.
Кстати, МОТ неоднократно обращала внимание на то, что законодательные положения, подробно регламентирующие внутренние дела организаций трудящихся, создают серьезную опасность вмешательства со стороны органов государственной власти. Поэтому государственная регламентация деятельности профсоюзов должна иметь определенные пределы.
Место коллективных договоров и соглашений в правовом регулировании деятельности профсоюзов. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные в законе, могут быть расширены в коллективных договорах и соглашениях. Об этом однозначно заявлено в ст. 9 ТК РФ, которая гласит, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Понятия коллективного договора и соглашения содержатся, соответственно, в ст. 40 и 45 ТК РФ.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам социального партнерства, обеспечения нормальных условий функционирования профсоюза, действующего в организации и представляющего ее работников. Соглашениями могут предусматриваться положения о развитии социального партнерства с участием профсоюзов и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государственная социальная политика в сфере занятости населения
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
В задачи социальной программы входит: Обзор ситуации на рынке труда; Анализ факторов, влияющих на динамику занятости; Прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания; В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.
Три уровня государственной политики занятости : Макроуровень Региональный уровень Местный уровень
Макроуровень 1) Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. 2)Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. 3) Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
В первый блок входят такие разделы как: • Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения); • Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество рабочей силы, в первую очередь новой); • Социальная политика (с точки зрения поддержки слабо защищенных групп: молодежи, женщин, инвалидов и др.); • Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда; • Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные, инвестиционные программы, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях; • Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости;
Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные заказы и закупки продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения; • Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса
В третий блок входят такие разделы ,как : Развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда; Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; Развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.
Региональный уровень Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого); совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию); обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных; поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения; организация общественных и временных работ.
Закон "О занятости населения в Российской Федерации" В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
Борьба с безработицей Создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан.
Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
ГОСТ
Государственная политика в сфере занятости населения – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует комплекс законотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение занятости трудоспособного населения, на получение им дохода от предпринимательской деятельности или заработка от трудовой деятельности.
Для современных государств выработка эффективной государственной политики в сфере занятости осложняется следующими объективными проблемами:
- сокращение потребности производства в рабочей силе;
- отмирание определенных видов профессиональной деятельности и появление запроса на новые специальности;
- рост безработицы и др.
Значение государственной политики в сфере занятости населения
Традиционно занятость определяют как законную трудовую или предпринимательскую деятельность населения, которая позволяет ему удовлетворять личные и социальные потребности, принося доход, заработок.
Приведенное определение не в полной мере отражает социально-экономическую сущность рассматриваемой категории. Занятость решает следующие задачи:
- обеспечивает производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения нужд населения в продукте и для его экспорта;
- обеспечивает развитие экономических, в том числе предпринимательских отношений;
- обеспечивает потребности конкретного физического лица за счет получаемого им дохода, заработка, а также потребности нетрудоспособных членов его семьи;
- обеспечивает налоговые поступления в бюджет и др.
Таким образом, государство, которое нацелено на социально-экономическое развитие, обязано создавать благоприятные условия для реализации трудовых и предпринимательских прав граждан, то есть для занятости трудоспособного населения, поскольку именно через этот инструмент обеспечивается экономическое благополучие общества, его развитие.
Готовые работы на аналогичную тему
Содержание государственной политики в сфере занятости населения
Государственная политика в сфере занятости населения не предполагает точечного воздействия на рынок труда, а представляет собой комплекс мероприятий инвестиционного, кредитного, финансового, социального, законотворческого и иного характера. Усилия государства по обеспечению занятости направлены на:
- оптимизацию производительных сил;
- повышение мобильности трудоспособного населения;
- содействие в развитии и поддержку внедрения гибких режимов трудовой деятельности;
- разработку и реализацию инновационных технологий трудовой деятельности и пр.
Иными словами, усилия государства в сфере занятости направлены на сохранение имеющихся рабочих мест и создание среды для их увеличения посредством развития экономики.
К числу приоритетных задач государственной политики в области занятости населения относятся:
- формирование благоприятной среды для увеличения доходов населения муниципальной территории, региональной территории, государства в целом;
- обеспечение баланса спроса и предложения на отечественном рынке труда, то есть обеспечения оптимальной занятости российского населения;
- формирование благоприятной среды для развития трудовых ресурсов, то есть стимулирования населения к постоянному профессиональному развитию, саморазвитию и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности трудовых ресурсов.
Государственная политика в сфере занятости населения реализуется активными мерами организационного, социального, правового и иного характера для достижения главной цели - сокращения уровня безработицы до ее минимального естественного состояния.
Содержание государственной политики в области занятости должно обуславливаться как стратегическими задачами социально-экономического развития государства в целом, отдельных регионов, муниципалитетов, так и оперативными антикризисными мерами, которые позволят нуждающимся слоям населения сгладить негативные аспекты безработицы.
Мероприятия государственной политики в сфере занятости населения
Государственная политика занятости населения реализуется посредством активных действий должностных лиц и органов публичного управления в экономической, социальной и иных областях публичного управления. К числу основных мероприятий государственной политики по обеспечению занятости российского населения относятся:
- стимулирование российского населения, в том числе на уровне муниципалитетов и регионов, к реализации своих предпринимательских прав, в том числе посредством разработки и реализации целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также инновационного производства и развития непроизводственных сфер;
- реализация мероприятий по стимулированию профессионального развития, получения дополнительного образования, изменения профессиональной квалификации, в том числе в системе государственного и муниципального управления;
- формирование рабочих мест для реализации трудовых прав лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Усилия государства по обеспечению занятости могут находить выражение в пассивной политике, то есть в системе государственных мероприятий, целью которых является нивелирование последствий безработицы. К числу государственных мероприятий по указанному направлению в сфере занятости относятся:
- социально-финансовые мероприятия, которые направлены на поддержку физических лиц, признанных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов безработными;
- мероприятия по сохранению рабочих мест, в том числе по их перепрофилированию и др.
Приоритетную роль в обеспечении занятости населения играют активные мероприятия, поскольку они позволяют создать условия для самостоятельного обеспечения своих потребностей населением, а также для эффективного развития экономики.
Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
- Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
- Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.
Оглавление
3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.
Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:
- свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
- координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.
Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.
Гарантии гражданам РФ 1
Гарантии безработным гражданам
- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
- защита от безработицы;
- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
- информирование о положении на рынке труда.
- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.
Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.
Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.
К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.
3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного
Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.
Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.
Однако безработными не могут быть признаны граждане:
- граждане не достигшие 16-летнего возраста;
- граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.
В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.
Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.
Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,
Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.
Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:
- обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
- являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
- ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.
Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.
3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости
К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.
Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.
Читайте также: