Сообщение на тему политика государства в области занятости населения

Обновлено: 25.06.2024

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:
1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:
совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
создание новых рабочих мест;
поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;
2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:
оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов;
поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;
3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:
углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
содействие развитию самозанятости населения;
активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Государственная политика регулирования занятости в различных странах выработала различные подходы к решению проблемы. Например, в Германии принят закон о содействии занятости, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам, По закону фирме, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты этим работникам. Подобный подход применяется и по отношению к молодежи, В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают предприятия, подлежащие серьезной реорганизации, с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.
Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи:

  1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Мировой исторический опыт развития гражданских обществ убедительно доказывает, что профессиональные союзы являют­ся важнейшим элементом механизма регулирования труда в ус­ловиях рыночной экономики.

Статья 30 Конституции РФ, предоставляя каждому человеку право на объединение, включает и ею право создавать профес­сиональные союзы для защиты своих интересов. Упоминание о профсоюзах в Основном законе свидетельствует об их особом статусе как самых массовых общественных объединениях.

В 1990 г. была создана Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — наиболее крупное среди всех профсоюзных объединений. В нее входят 43 отраслевых, 79 территориальных объединений профсоюзов, более 300 тыс. первичных профсо­юзных организаций, которые действуют во всех отраслях эко­номики, в организациях различных форм собственности и на­считывают в своих рядах 36,2 млн членов. С учетом пяти проф­союзов, сотрудничающих с ФНПР на договорной основе, численность данного профобъединения составляет 37,1 млн членов1.

Правовыми основами деятельности и прав профсоюзов в Рос­сийской Федерации являются: 1) Конституция РФ, 2) ратифици­рованные конвенции МОТ и другие международные договоры, содержащие права профсоюзов, 3) законы и иные нормативные правовые акты РФ, 4) законы субъектов РФ, 5) коллективные до­говоры, трехсторонние и двухсторонние соглашения.

В развитии правовых основ деятельности профсоюзов повы­шается роль судебных решений. Кроме того, юридическое зна­чение имеют внутрипрофсоюзные нормы, закрепленные в уста­вах профсоюзов.

Нормы Конституции закрепляют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), ра­венство всех перед законом, запрещают дискриминацию граж­дан по признаку членства в общественных объединениях, в число которых входят и профессиональные союзы (ст. 19).

Важнейшими международными договорами, закрепившими права профсоюзов, стали международные пакты о правах чело­века от 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах1 Так, ст. 8 Международ­ного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязу­ются обеспечить: право каждого человека создавать для осуществления и зашиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; право профессиональных союзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других; право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны.

Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Эти же права профсоюзов закреплены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 22).

Конвенции и рекомендации МОТ, другие международные правовые акты имеют большое правовое значение для развития законодательства о профсоюзах, обогащения содержания кол­лективных договоров и соглашений.

Законодательство РФ как правовая основа деятельности проф­союзов. Базовым законом в сфере осуществления профессио­нальными союзами своих прав на представительство и защиту интересов работников является Закон о профсоюзах. Именно он закрепляет правовые основы осуществления собственно профсоюзной деятельности как на уровне организации, так и на отраслевом, территориальном и общенациональном уровнях.

Права профессиональных союзов как представителей и за­щитников социально-трудовых прав работников закрепляются и в ТК РФ. Кодексом определены права профсоюза как участ­ника системы социального партнерства, его права при подго­товке проектов, заключении, изменении и контроле за выпол­нением коллективных договоров и соглашений, порядок и спо­собы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации профсоюзами права на за­бастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. При этом ТК РФ определяет роль профессионального союза как представителя работников в процессе выдвижения требова­ний, проведении примирительных процедур и проведении за­конной забастовки.

их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации, в том числе и профсоюзов.

В отличие от федерального закона подавляющее большинст­во субъектов РФ предоставило профсоюзам право законодатель­ной инициативы. Это обстоятельство является дополнительной гарантией их прав на представительство, охрану и защиту инте­ресов работников и свидетельствует о признании профсоюзов законодателями субъектов Федерации равноправными партне­рами в регулировании социально-трудовых отношений.

Кстати, МОТ неоднократно обращала внимание на то, что за­конодательные положения, подробно регламентирующие внут­ренние дела организаций трудящихся, создают серьезную опас­ность вмешательства со стороны органов государственной вла­сти. Поэтому государственная регламентация деятельности профсоюзов должна иметь определенные пределы.

Место коллективных договоров и соглашений в правовом регу­лировании деятельности профсоюзов. Права профсоюзов и га­рантии их деятельности, закрепленные в законе, могут быть расширены в коллективных договорах и соглашениях. Об этом однозначно заявлено в ст. 9 ТК РФ, которая гласит, что регули­рование трудовых отношений и иных непосредственно связан­ных с ними отношений может осуществляться путем заключе­ния, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. По­нятия коллективного договора и соглашения содержатся, соот­ветственно, в ст. 40 и 45 ТК РФ.

В коллективный договор могут включаться взаимные обяза­тельства работодателя и работников по вопросам социального партнерства, обеспечения нормальных условий функциониро­вания профсоюза, действующего в организации и представляю­щего ее работников. Соглашениями могут предусматриваться положения о развитии социального партнерства с участием профсоюзов и трехстороннего сотрудничества, содействии за­ключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Государственная социальная политика в сфере занятости населения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Государственная социальная политика в сфере занятости населения

Государственная социальная политика в сфере занятости населения

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государст.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Цель государственной политики занятости : Программа государственной политики.

В задачи социальной программы входит: Обзор ситуации на рынке труда; Анализ.

В задачи социальной программы входит: Обзор ситуации на рынке труда; Анализ факторов, влияющих на динамику занятости; Прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания; В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Три уровня государственной политики занятости : Макроуровень Региональный уро.

Три уровня государственной политики занятости : Макроуровень Региональный уровень Местный уровень

Макроуровень 1) Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономи.

Макроуровень 1) Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой. 2)Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. 3) Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

В первый блок входят такие разделы как: • Пенсионная политика (регулирование.

В первый блок входят такие разделы как: • Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения); • Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество рабочей силы, в первую очередь новой); • Социальная политика (с точки зрения поддержки слабо защищенных групп: молодежи, женщин, инвалидов и др.); • Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда; • Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;

Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные, инвестиционные.

Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные, инвестиционные программы, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях; • Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости;

Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные заказы и закупки.

Во второй блок входят такие разделы ,как : • Государственные заказы и закупки продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения; • Государственная поддержка развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса

В третий блок входят такие разделы ,как : Развитие качества рабочей силы чере.

В третий блок входят такие разделы ,как : Развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда; Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; Развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп.

Региональный уровень Регионы включают содействие занятости в число основных п.

Региональный уровень Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие. На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: развитие системы подгото.

Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого); совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию); обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости; целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: повышение эффективности.

Проблемы трудоустройства решаются следующим образом: повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных; поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения; организация общественных и временных работ.

Местный уровень На местном уровне политика занятости включает финансовое, нал.

 Закон "О занятости населения в Российской Федерации" В Конституции Российско.

Закон "О занятости населения в Российской Федерации" В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

Борьба с безработицей Создан Государственный фонд занятости населения РФ, кот.

Борьба с безработицей Создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан.

Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональну.

Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Гост

ГОСТ

Государственная политика в сфере занятости населения – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует комплекс законотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение занятости трудоспособного населения, на получение им дохода от предпринимательской деятельности или заработка от трудовой деятельности.

Для современных государств выработка эффективной государственной политики в сфере занятости осложняется следующими объективными проблемами:

  • сокращение потребности производства в рабочей силе;
  • отмирание определенных видов профессиональной деятельности и появление запроса на новые специальности;
  • рост безработицы и др.

Значение государственной политики в сфере занятости населения

Традиционно занятость определяют как законную трудовую или предпринимательскую деятельность населения, которая позволяет ему удовлетворять личные и социальные потребности, принося доход, заработок.

Приведенное определение не в полной мере отражает социально-экономическую сущность рассматриваемой категории. Занятость решает следующие задачи:

  • обеспечивает производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения нужд населения в продукте и для его экспорта;
  • обеспечивает развитие экономических, в том числе предпринимательских отношений;
  • обеспечивает потребности конкретного физического лица за счет получаемого им дохода, заработка, а также потребности нетрудоспособных членов его семьи;
  • обеспечивает налоговые поступления в бюджет и др.

Таким образом, государство, которое нацелено на социально-экономическое развитие, обязано создавать благоприятные условия для реализации трудовых и предпринимательских прав граждан, то есть для занятости трудоспособного населения, поскольку именно через этот инструмент обеспечивается экономическое благополучие общества, его развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание государственной политики в сфере занятости населения

Государственная политика в сфере занятости населения не предполагает точечного воздействия на рынок труда, а представляет собой комплекс мероприятий инвестиционного, кредитного, финансового, социального, законотворческого и иного характера. Усилия государства по обеспечению занятости направлены на:

  • оптимизацию производительных сил;
  • повышение мобильности трудоспособного населения;
  • содействие в развитии и поддержку внедрения гибких режимов трудовой деятельности;
  • разработку и реализацию инновационных технологий трудовой деятельности и пр.

Иными словами, усилия государства в сфере занятости направлены на сохранение имеющихся рабочих мест и создание среды для их увеличения посредством развития экономики.

К числу приоритетных задач государственной политики в области занятости населения относятся:

  • формирование благоприятной среды для увеличения доходов населения муниципальной территории, региональной территории, государства в целом;
  • обеспечение баланса спроса и предложения на отечественном рынке труда, то есть обеспечения оптимальной занятости российского населения;
  • формирование благоприятной среды для развития трудовых ресурсов, то есть стимулирования населения к постоянному профессиональному развитию, саморазвитию и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности трудовых ресурсов.

Государственная политика в сфере занятости населения реализуется активными мерами организационного, социального, правового и иного характера для достижения главной цели - сокращения уровня безработицы до ее минимального естественного состояния.

Содержание государственной политики в области занятости должно обуславливаться как стратегическими задачами социально-экономического развития государства в целом, отдельных регионов, муниципалитетов, так и оперативными антикризисными мерами, которые позволят нуждающимся слоям населения сгладить негативные аспекты безработицы.

Мероприятия государственной политики в сфере занятости населения

Государственная политика занятости населения реализуется посредством активных действий должностных лиц и органов публичного управления в экономической, социальной и иных областях публичного управления. К числу основных мероприятий государственной политики по обеспечению занятости российского населения относятся:

  • стимулирование российского населения, в том числе на уровне муниципалитетов и регионов, к реализации своих предпринимательских прав, в том числе посредством разработки и реализации целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также инновационного производства и развития непроизводственных сфер;
  • реализация мероприятий по стимулированию профессионального развития, получения дополнительного образования, изменения профессиональной квалификации, в том числе в системе государственного и муниципального управления;
  • формирование рабочих мест для реализации трудовых прав лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Усилия государства по обеспечению занятости могут находить выражение в пассивной политике, то есть в системе государственных мероприятий, целью которых является нивелирование последствий безработицы. К числу государственных мероприятий по указанному направлению в сфере занятости относятся:

  • социально-финансовые мероприятия, которые направлены на поддержку физических лиц, признанных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов безработными;
  • мероприятия по сохранению рабочих мест, в том числе по их перепрофилированию и др.

Приоритетную роль в обеспечении занятости населения играют активные мероприятия, поскольку они позволяют создать условия для самостоятельного обеспечения своих потребностей населением, а также для эффективного развития экономики.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о политике государства в сфере занятости и трудоустройства населения, основы ее правовой регламентации.
  2. Разбираться в основных понятиях занятости и трудоустройства и правовом статусе безработного.
  3. Знать правовые основы социальных гарантий граждан РФ в области занятости.

Оглавление

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Гарантии гражданам РФ 1

Гарантии безработным гражданам

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- осуществление мер активной политики 2 занятости населения,

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- информирование о положении на рынке труда.

- компенсация затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Граждане России имеют право на профессиональную деятельность за границей, с этой целью заключаются межгосударственные соглашения, где устанавливается численность мигрантов, их квалификационный состав, условия и сроки найма. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в этой сфере происходит на основании Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 424.

Правовые нормы содержат меры по трудоустройству, под которыми понимается система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. Среди них выделяются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельное или с помощью службы занятости трудоустройство и трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего увольнению без его вины, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся: организованный набор рабочей силы в отъезд, направление безработного по установленной квоте приема – обязательной для работодателя,. трудоустройство для работы за границей по контракту, направление на работу молодых специалистов, заключивших с работодателями договоры о подготовке квалифицированных кадров для их производства.

3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработных и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Для всех безработных общим правом является право на получение помощи от государства в поиске работы и трудоустройства, к которому относятся: право на получение бесплатной информации от органов службы занятости, право на бесплатную профессиональную ориентацию, право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, право на содействие в организации собственного дела, право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц,

Право на социальную поддержку, право на бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Право на сохранение общего и непрерывного стажа; право на приглашение в органы не чаще 1 раза в 2 недели, кроме случаев, когда оно связано с предложением подходящей работы или с участием в специальных программах содействия занятости.

Наряду с правами законодатель закрепляет общие обязанности безработных:

  • обязанность являться в органы службы занятости не чаще 1 раза в 2 недели, для предложения ему работы;
  • являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3 дней после получения направления в службе занятости;
  • ставить немедленно в известность службу занятости о самостоятельном трудоустройстве, изменении места жительства, назначении пенсии по старости или за выслугу лет, о поступлении на очное обучение.

Определенным категориям безработных: инвалидам, гражданам, имеющим на содержании лиц, которым необходим постоянный уход, помощь или надзор, молодежи до 18 лет, впервые ищущей работу, лицам предпенсионного возраста (за 2 года до возникновения права на пенсию по старости), беженцам и вынужденным переселенцам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей- инвалидов и т.д. устанавливаются дополнительные права, которые при реализации повышают их конкурентоспособность на рынке труда, что выражается в предоставлении преимуществ при направлении на работу или обучение, или с повышенным уровнем материального обеспечения.

3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Читайте также: