Сообщение на тему связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью

Обновлено: 28.06.2024

1) Введение в теорию физической культуры / Уч. Пособие для ИФК. – М., ФиС, 1983.

2) Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры. М., ФиС, 1991.

3) Учение о тренировке. Под ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971, с. 118 - 129.

Под принципами в ФВ следует понимать основные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания. Принципы являются руководством к действию и общей основой для решения любой частной задачи. Принципы позволяют четко идти к намеченной цели, исключая пути проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

Принципы подразделяются на:

а) наиболее общие, относящиеся ко всей деятельности по ФВ независимо от частных задач, форм и условий;

б) принципы, отражающие методические закономерности (принципы методики ФВ);

в) специфические, отражающие закономерности отдельных направлений и форм ФК (принципы построения спортивной тренировки).

1. Общие принципы системы физического воспитания.Общими они называются потому, что их действие распространяется на все звенья системы ФВ. В них заложены требования общества, государства как к самому процессу ФВ, так и его результату.

Назначение общих принципов ФВ:

· Создание наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач ФВ;

· Обозначение общей направленности процесса ФВ;

· Определение основных путей достижения положительных результатов ФВ (пути реализации их на практике).

а) Принцип всестороннего гармоничного развития личности.

Этот принцип вытекает из закономерности единства физических и психических свойств человека и требует соблюдения взаимосвязи различных видов воспитания: умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического.

Строительство нового общества может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Люди всесторонне развитые не рождаются. Такими они могут стать только под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит воспитанию, в частности физическому.

В процессе ФВ - в силу единства физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного, нравственного, эстетического воспитания. Решение этих задач не только расширяет роль физического воспитания, как фактора всестороннего развития личности, но и обуславливает успех самого физ. воспитания.

Принцип всестороннего гармонического развития личности отражает:

а) целостность развития человека;

К этому принципу предъявляются следующие основные требования:

1. Строго соблюдать единство различных сторон воспитания. Результаты, достигнутые физическим воспитанием, сами по себе еще не выражают идейно-политической готовности человеку к соц. труду и защите Родины. Высокоразвитые физические качества человека, его рекордные достижения в спорте приобретают общественную ценность только в том случае, если процесс их формирования или одновременно с умственным, нравственным, эстетическим, идейно-политическим воспитанием спортсмена.

2. Обеспечивать широкую общую физ. подготовленность. Успех специализации в том или ином деле находится в прямой зависимости от общеобразовательной и физ. подготовки.

Требование всесторонней общей физической подготовленности опирается на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Чем выше уровень развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, чем богаче запас двигательных умений, навыков и крепче здоровье человека, тем лучше может быть осуществлена его специальная подготовка, в том числе и спортивная.

Специализация, построенная на прочном фундаменте разносторонней физ. подготовленности, становится одним из сильнейших средств улучшения качества всестороннего физического воспитания.

Всесторонняя подготовка составляет основу совершенствования в любом виде деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

б) Принцип связи ФВ с трудовой и оборонной практикой.

Этот принцип подчеркивает основную прикладную функцию ФВ. Прикладность – есть выражение прикладной функции ФК. Направления использования прикладности:

Этот принцип выражает основную социальную закономерность физ. воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физ. воспитания эта закономерность находит сое специфическое выражение. Только спорт может создать и сохранить физическое и психическое равновесие человека, которому угрожает последствие индустриализации и механизации.

В осуществлении данного принципа ФВ необходимо исходить из того, что везде, где применяются средства ФВ, в конечном счете, должна предусматриваться подготовка к труду и обороне.

Максимальная автоматизация военной техники и усиление маневренной армии неизменно повысили требования к физической подготовленности офицера и бойца. Война по тем физическим нагрузкам, которым она подвергает человека, была и остается областью чрезвычайно напряженных физических усилий и испытаний. Современная практика боевой подготовки войск также показывает, что чем сложнее военная техника, тем глубже и разностороннее требования к физической подготовке людей.

За рубежом не прекращается дискуссия по вопросу, что важнее для жизни: двигательный навык или физические качества. Вопрос этот в такой постановке неправомерен. Качество и навык изолированно друг от друга не существуют. Человек, подготовленный к жизни – это человек, обладающий высоким уровнем развития физических качеств и большим запасом разнообразных двигательных навыков. ФВ должно обеспечивать соответствующий уровень здоровья членов общества, развития их силы, ловкости, выносливости, быстроты и др. качеств и в тоже время вооружать богатым запасом жизненно важных двигательных навыков.

Принципом связи физ. воспитания с трудовой и военной практикой необходимо руководствоваться при решении всех частных задач физ. воспитания, в том числе и спортивной тренировки, включая в нее физические упражнения, имеющие непосредственно прикладное значение.

в) Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

Здоровье людей – это главная социальная ценность любого государства и общества в целом. ФВ является одним из ведущих средств в борьбе за здоровье. Для реализации этого принципа необходимо грамотное использование закономерностей биологического развития организма, чередования нагрузки и отдыха, соблюдения правил гигиены и закаливания, единства врачебного и педагогического контроля, профилактики предупреждения заболеваний и травматизма. При выборе форм, содержания и методов ФВ необходимо учитывать возраст, пол занимающихся, уровень их подготовленности.

Для реализации этого принципа необходимо соблюдение следующих правил:

1) планировать и регулировать нагрузку, руководствуясь сохранением здоровья. Физ. организации, преподаватели ФВ, тренеры имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся спортом, но и за его укрепление;

2) использовать в занятиях научно обоснованные средства и формы ФК, отвечающие требованиям оздоровительной ценности. Физические упражнения – средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. Неправильное, неумелое применение их может расшатывать здоровье. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями;

3) осуществлять систематический врачебный и педагогический контроль, которые должны дополняться результатами самоконтроля занимающихся. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет индивидуальных особенностей спортсменов. Необходимо иметь в виду, что ни сам спортсмен, ни тренер не могут полностью и вовремя заметить те изменения в организме, которые наступают под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач. Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физкультуре. Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

Принцип оздоровительной направленности системы физ. воспитания требует повседневного, тесного сотрудничества врача, педагога и самого занимающегося.

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков, повышению работоспособности человека, что, в конечном счете, помогает ему успешно трудиться.

Особое значение физической подготовке придается в армии. Боеспособность солдата во многом зависит от того, как он быстро бегает, адаптируется к экстремальным условиям, осваивает воинскую специальность и др. В общеобразовательных школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях необходимо особое внимание уделять допризывной подготовке юношей. У них необходимо воспитывать силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые для успешной службы в армии.

Билет 8

1Принципы спортивной тренировки. Классификация.

Спортивная тренировка строится на основе общедидактических и специфических принципов, представляющих собой педагогические закономерности построения тренировочного процесса.

Общедидактические принципы в основном направлены на обучение двигательным действиям и воспитание личности спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К ним мы относим:

Принцип сознательности и активности- направлен на формирование у спортсменов целевых установок (перспективных и оперативных) для достижения высшего спортивного мастерства.

Принцип наглядности – обеспечивает использование различных анализаторов (зрительных, слуховых и двигательных) в процессе обучения движениям.

Принцип последовательности – базируется на трех дидактических правилах: от освоенного – к неосвоенному; от легкого - к трудному; от простого – к сложному и обеспечивает приемственность при обучении и совершенствовании соревновательного упражнения.

Принцип индивидуализации – обеспечивает индивидуальный подход в тренировочной и соревновательной деятельности. Такая необходимость возникает в связи с различным уровнем физической и технической подготовленности спортсменов, с их половыми и возрастными различиями, с индивидуально-типологическими и личностными особенностями при реагировании на физическую нагрузку и др.

Специфические принципы обеспечивают достижение наивысшего спортивного мастерства в избранном виде спорта. К ним мы относим:

Принцип направленности к высшим достижениям – его реализация обеспечит достижение спортсменом спортивных целей. Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием эффективных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта, повышенным уровнем физических и психических нагрузок и т.д. Спортсмен без четко определенных целей теряет смысл спортивной тренировки и участия в соревнованиях.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка в структурном плане состояла как из общей, так и специальной подготовки. Их единство означает, что ни одну из них нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Высокий эффект в обучении движениям и воспитании физических качеств создается только при систематическом и последовательном выполнении физических упражнений.

Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и восстановления организма. Данная система состоит из четырех фаз

1. Рабочая фаза – в течение которой выполняется определенная физическая нагрузка и расходуются источники энергии (АТФ, гликоген и др.), обеспечивающие движения и снижается работоспособность организма.




2. Фаза относительной нормализации (восстановления). Здесь рабочие сдвиги сменяются восстановлением работоспособности, энергетических веществ и функциональных показателей к до рабочему уровню.

4. Редукционная фаза возникает при достаточно длительном интервале отдыха после физической нагрузки. При этом повышенное состояние работоспособности возвращается к исходному уровню.

4. Принцип прогрессирования физических нагрузок

Рост спортивных результатов закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок и в усложнении техники выполняемых упражнении. В практике возможны три формы постепенного повышения нагрузки

Прямолинейно-восходящая форма предусматривает постепенное повышение нагрузки (от занятия к занятию), при этом прирост тренированности незначителен, а интервалы отдыха между занятиями достаточно большие.

При ступенчатой форме предусматривается более крутое повышение физической нагрузки, причем ее рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких занятий. Это дает возможность подтянуть отстающие приспособительные изменения в организме к данной нагрузке и стабилизировать достигнутые положительные сдвиги.

При волнообразной форме нарастание нагрузки сочетается с ее снижением. Непременным условием повышения тренированности является воспроизведение последующих волн на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.

Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков, повышению работоспособности человека, что, в конечном счете, помогает ему успешно трудиться.

Особое значение физической подготовке придается в армии. Боеспособность солдата во многом зависит от того, как он быстро бегает, адаптируется к экстремальным условиям, осваивает воинскую специальность и др. В общеобразовательных школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях необходимо особое внимание уделять допризывной подготовке юношей. У них необходимо воспитывать силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые для успешной службы в армии.

Билет 8

1Принципы спортивной тренировки. Классификация.

Спортивная тренировка строится на основе общедидактических и специфических принципов, представляющих собой педагогические закономерности построения тренировочного процесса.

Общедидактические принципы в основном направлены на обучение двигательным действиям и воспитание личности спортсмена в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К ним мы относим:

Принцип сознательности и активности- направлен на формирование у спортсменов целевых установок (перспективных и оперативных) для достижения высшего спортивного мастерства.

Принцип наглядности – обеспечивает использование различных анализаторов (зрительных, слуховых и двигательных) в процессе обучения движениям.

Принцип последовательности – базируется на трех дидактических правилах: от освоенного – к неосвоенному; от легкого - к трудному; от простого – к сложному и обеспечивает приемственность при обучении и совершенствовании соревновательного упражнения.

Принцип индивидуализации – обеспечивает индивидуальный подход в тренировочной и соревновательной деятельности. Такая необходимость возникает в связи с различным уровнем физической и технической подготовленности спортсменов, с их половыми и возрастными различиями, с индивидуально-типологическими и личностными особенностями при реагировании на физическую нагрузку и др.

Специфические принципы обеспечивают достижение наивысшего спортивного мастерства в избранном виде спорта. К ним мы относим:

Принцип направленности к высшим достижениям – его реализация обеспечит достижение спортсменом спортивных целей. Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием эффективных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта, повышенным уровнем физических и психических нагрузок и т.д. Спортсмен без четко определенных целей теряет смысл спортивной тренировки и участия в соревнованиях.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка в структурном плане состояла как из общей, так и специальной подготовки. Их единство означает, что ни одну из них нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений.

Принцип непрерывности тренировочного процесса.

Высокий эффект в обучении движениям и воспитании физических качеств создается только при систематическом и последовательном выполнении физических упражнений.

Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха, в основе которой лежат закономерности взаимосвязи процессов утомления и восстановления организма. Данная система состоит из четырех фаз

1. Рабочая фаза – в течение которой выполняется определенная физическая нагрузка и расходуются источники энергии (АТФ, гликоген и др.), обеспечивающие движения и снижается работоспособность организма.

2. Фаза относительной нормализации (восстановления). Здесь рабочие сдвиги сменяются восстановлением работоспособности, энергетических веществ и функциональных показателей к до рабочему уровню.

4. Редукционная фаза возникает при достаточно длительном интервале отдыха после физической нагрузки. При этом повышенное состояние работоспособности возвращается к исходному уровню.

4. Принцип прогрессирования физических нагрузок

Рост спортивных результатов закономерно зависит от величины предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый уровень тренировочных нагрузок и в усложнении техники выполняемых упражнении. В практике возможны три формы постепенного повышения нагрузки

Прямолинейно-восходящая форма предусматривает постепенное повышение нагрузки (от занятия к занятию), при этом прирост тренированности незначителен, а интервалы отдыха между занятиями достаточно большие.

При ступенчатой форме предусматривается более крутое повышение физической нагрузки, причем ее рост чередуется с относительной стабилизацией на протяжении нескольких занятий. Это дает возможность подтянуть отстающие приспособительные изменения в организме к данной нагрузке и стабилизировать достигнутые положительные сдвиги.

При волнообразной форме нарастание нагрузки сочетается с ее снижением. Непременным условием повышения тренированности является воспроизведение последующих волн на более высоком уровне. Эта форма позволяет достигать наибольших тренировочных нагрузок.

1. Хоть какой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его великий продолжительности и напряженности также и фазу понижения трудоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение трудоспособности и производительности труда, содействуют более прыткому возобновленью утраченной в процессе труда нервно-психологической и мышечной энергии.

2. Некие современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) либо локальной нагрузкой на отдельные доли тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания дозволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфичности данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в веской мере исполняют профилактическую функцию и понижают вероятность появления обычных болезней и травм.

4. Ряд видов труда просит специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфичными средствами и способами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся.

Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.

Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную компанию труда (НОТ) является значимой необходимостью. НОТ, основываясь на неизменном использовании достижений науки и передового опыта, предугадывает наилучшее взаимодействие людей и техники в единичном производственном процессе с целью увеличения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется до этого всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора заслуги высочайшей работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Основной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в сообществе является содействие увеличению производительности труда на базе укрепления здоровья и многостороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в последующих специфичных задачках, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в институтах проф образования, училищах, вузах) обеспечить нужный уровень мастерски-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических свойств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и способности).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего денька) содействовать хорошей динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высочайшей трудоспособности и замедлению темпов ее понижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха помогать возрождению трудоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными критериями труда.

От удачного решения перечисленных задач в большой ступени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно нужная активность.

Эти задачки конкретизируются в зависимости от:

содержания и нрава труда (интеллектуальный либо физический, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

необыкновенностей производственных условий (технологических, гигиенических и др.);

необыкновенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (нрав многофункциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые необыкновенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры:

1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе мастерски-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как демонстрируют бессчетные исследования, заметно вырастает производительность труда, убавляются пропуски по хворям, увеличивается трудовое долголетие

Связь физической культуры с трудовой деятельностью. Обеспечение специальной физической подготовленности для отдельных видов труда. Формы производственной гимнастики, ее роль в управлении динамикой работоспособности. Утренняя гимнастика и группы здоровья.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.12.2009
Размер файла 17,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теория и методика физической культуры

Физическая культура в основной период трудовой деятельности

Минск 2009
План
1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
2. Физическая культура в рамках трудового процесса
3. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда
4. Физическая культура в быту трудящихся
Литература
1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.

Связь физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.
1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатывание, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.
2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.
3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.
Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.
Внедрение физической культуры, таким образом, в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда, на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.
Данная цель конкретизирована в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.
1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности.
2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения).
3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.
От успешного решения этих задач зависит здоровье человека, его творческое долголетие и общественно-полезная активность. Эти задачи конкретизируются в зависимости от содержания и характера труда, особенностей производственных условий, пола, возраста трудящихся, уровня физической подготовленности, состояния здоровья.
В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок. 3) вне производства, но в связи с его требованиями.
2. Физическая культура в рамках трудового процесса

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая культура представлена главным образом производственной гимнастикой, которая в основном имеет три формы: вводная гимнастика, физкультурные паузы и физкультминуты. Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих. Оперативная работоспособность человека, как показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. В типичном случае - при достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности рабочего дня - показатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются и в конце снижаются. При этом чередуется три периода (или фазы):

· период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности.
o период относительного и прогрессирующего снижения оперативной работоспособности (период утомления), когда производительность труда уменьшается.
Также динамика работоспособности зависит от характера производственной деятельности, психической нагрузки, гигиенических условий и т.п.
Вводная гимнастика - организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания (содержание см. лекция №14) .
Физкультурная пауза - выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного адаптивного отдыха.
Физкультминуты - представляют собой кратковременные перерывы в работе от 1 до 3 мин, когда выполняются 2-3 физических упражнения.
3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
Из предыдущего видно, что непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для использования всего многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послерабочее время и во время обеденного перерыва, если он достаточно продолжителен.
Ряд факторов физической культуры, которые могут быть применены в дорабочее время с пользой для труда и здоровья трудящихся, пока не получили широкого распространения, если не считать вводной гимнастики. Это объясняется неразработанностью методики производственной физической культуры. В принципе ясно, что целесообразно разработанные комплексы общеподготовительных и специально подготовительных упражнений, более содержательные, чем вводная гимнастика, выполняемые до начала работы могут повысить эффективность физической культуры в системе НОТ.
То же самое можно отнести к использованию факторов физической культуры во время обеденного перерыва. При его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде, занимающем не более половины этого времени, с большой пользой может быть применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных процессов и общую оптимизацию состояния организма. С этой целью применяются прогулочная ходьба, непродолжительные игры и развлечения спортивного характера, не связанные с большой нагрузкой (настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу перерыва - гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия. Используются все шире компоненты физической культуры с восстанавливающей, корригирующей, общеобразовательной направленности в послерабочее время.
В целях ускорения послерабочего восстановления применяют физические упражнения общего и специализированного воздействия.
4. Физическая культура в быту трудящихся
К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся
- базово-пролонгирующая физическая культура;
- гигиеническая и рекреативная физическая культура;
- оздоровительно-реабилитационная физическая культура;
- базовый спорт.
Базово-пролонгирующая физическая культура: Направленность данной формы заключается в том, чтобы пролонгировать ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания в период обучения. Она используется на основе индивидуальных запросов, интересов и потребностей практически здоровыми людьми. Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия.
Секции ОФП создаются для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонность к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в кол-ве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся -3 раза в неделю в среднем по 1,5-2 часа. Главная задача в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и высокую работоспособность. Средствами являются разнообразные физические упражнения из легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр и т.д. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технический. Методика занятий осуществляется в соответствии с методическими принципами физического воспитания. Соблюдается трехступенчатое построение занятий.
Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач - от простой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности до достижения высокой физической подготовленности. Средства - оздоровительный бег, атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг и др. Количество занятий в неделю от 3 до 7 . Недельный объем от 2 до 10 часов.

Занятия с периодичностью менее 3-х раз в неделю не оказывают заметного положительного влияния на состояние организма.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура: Основное назначение данного направления заключается в оперативной оптимизации организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работоспособности после трудового дня - занятия различными видами, такими, как туристические походы, водный туризм, лыжные прогулки и т.д.

Утренняя гимнастика является самой массовой формой занятий физическими упражнениями в быту различных контингентов трудящихся. Ее основное назначение связано с переводом организма от пассивного состояния к деятельному.

Рекреативная форма физической культуры используется в выходные и праздничные дни с целью снятия кумулятивного утомления, восстановления работоспособности, укрепления здоровья, организации культурно-развлекательного досуга. Наиболее массовыми видами физической рекреации являются туризм, спортивные игры, купание, рыбная ловля, поход в лес за грибами.

Оздоровительно-реабилитационное направление представлено следующими основными формами: 1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.; 2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.; 3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе и методике.

Занятия в группах ЛФК осуществляется, как правило, специалистами физкультурно-медицинского профиля.

Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 человек. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и специально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45-90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока - 40-45%, в дальнейшем может постепенно увеличиваться до 60 %.

В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера доступности определяется методистом, врачом и самим занимающимся. Нагрузка считается доступной, если после занятий наблюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеобразовательно-профилактический, так и специально направленный лечебный характер.

Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять циклические формы физических упражнений аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.

Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физической культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разрешения врача и хорошей физической подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.

В возрасте 20-30 лет, организм находится в стадии эволюционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30-40 лет спортивная активность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно заменяется базово-пролонгирующей физической культурой, а в дальнейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991.

2. Теория и методика физического воспитания / Под. ред. Б.А. Ашмарина.-М.: Просвещение, 1990.

3. Теория и методика физического воспитания /Под. ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1979.

4. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов.- Мн.: Тесей,2003.

5. Холодов М.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд. испр. и доп.-М.: Академия, 2001.

6. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2005.

Подобные документы

Значение физической культуры в профессиональной работоспособности. Физическая культура как профилактика заболеваний и травматизма. Характеристика производственной гимнастики, ее роль в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

реферат [44,3 K], добавлен 22.06.2012

Сущность производственной физической культуры, ее основные цели и задачи. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК. Характеристика методики составления и виды комплексов упражнений производственной гимнастики.

реферат [26,8 K], добавлен 12.02.2010

Физическая культура и спорт как общественное явление и как социальные феномены. Компоненты физической культуры. Принципы физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика. Изменение уровня работоспособности под влиянием физических нагрузок.

реферат [238,2 K], добавлен 04.04.2012

Характеристика, приемы и методы обучения немецкой, шведской и сокольской гимнастики. Реформы Петра I и их значение для развития физической культуры в России. Физическая культура и спорт в XIX и ХХ в. Возрождение Олимпийских игр и роль Пьер де Кубертена.

курсовая работа [52,7 K], добавлен 14.01.2011

Основные группы ценностей в физическом воспитании: общественные и личные, их особенности. Специфические функции физической культуры. Мероприятия по правильной постановке обучения, повышению физического здоровья и умственной работоспособности студентов.

реферат [24,1 K], добавлен 24.03.2014

Роль физической культуры в современном обществе. Анализ рынка труда в сфере физической культуры. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности. Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 15.12.2008

Общая характеристика оздоровительной физической культуры, ее описание как средства оздоровления. Анализ методики антистрессовой пластической гимнастики, педагогические основы применения и особенности организации занятий для разных возрастных групп.

Читайте также: