Сообщение о оренбургском композиторе

Обновлено: 18.05.2024

Александр Иосифович Зельцер - дипломант областного конкурса авторов оренбургской песни. Родился в 1946 году в селе Спасском Саракташского района Оренбургской области. Со школьных лет принимал активное участие в художественной самодеятельности, тогда же начал писать свои первые песни. В 1971 году окончил Оренбургское областное культурно-просветительное училище. Его песни издаются областным государственным методическим Центром народного творчества, звучат на оренбургском радио и телевидении. В 1998 году был издан первый сборник песен "Пою о крае родном". Автор сборников "Мы живем на земле", "Над Уралом зори", "Лейся, песня оренбургская!", "Песня сердца сближает", "Старина Урал". Многие из них полюбились его землякам - их поют на уроках музыки, в детских садах, ими открывают свои концерты творческие коллективы области. Мелодии его песен нежны и красивы, лиричны и проникновенны, в них чувствуется гордость за родные бескрайние оренбургские степи, теплота и любовь к родным местам. Несомненно, что человек, написавший их, горячо любит свой край, предан ему.

Семён Козолупов родился в станице Краснохолмской[1]; в детстве обучался игре на скрипке, но из-за вывиха левой руки не мог продолжить обучение и был вынужден сменить инструмент. Его первым учителем игры на виолончели ещё в Оренбурге стал музыкант-любитель полковник русской армии В. М. фон Кох[2]. В 1904—1907 годах Козолупов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у А. В. Вержбиловича и И. И. Зейферта. С 1908 по 1912 и с 1924 по 1931 год был солистом оркестра Большого театра. В 1911 году выиграл конкурс виолончелистов в Москве, посвящённый 50-летию Русского музыкального общества, участвовал в Московском струнном квартете, играл в камерных ансамблях. В 1912—1916 и в 1921—1922 годах преподавал в Саратовской консерватории (директор консерватории в 1921—1922[3], в 1916—1920 годах — в Киевской консерватории, наконец, с 1922 года до самой смерти — в Московской консерватории (с 1923 года — профессор, в 1936—1954 годах — заведующий кафедрой виолончели). Среди учеников Козолупова — Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Фёдор Лузанов, Валентин Фейгин, Валентин Берлинский и многие другие выдающиеся виолончелисты. Исполнение Козолупова отличалось большой виртуозностью и глубоким, полным звучанием. Под его редакцией были выпущены в печать многие сочинения для виолончели композиторов эпохи барокко и малоизвестных русских авторов. Семён Козолупов умер 18 апреля 1961 года в Москве.

Умер 6 декабря 1936 года.

Джаудат Харисович Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 года в Оренбурге в семье учителя. Значительное влияние на музыкальное развитие Джаудата Файзи оказал его дядя драматург Мирхайдар Файзи, который привил ему любовь к музыке и театру. Начальное музыкальное образование Джаудат Файзи получил в музыкальной школе родного города. В 1925 году семья Джаудата Файзи переехала в Казань. Окончив среднюю школу, Джаудат Файзи работал учителем в деревне Ишеево Нижегородской области. В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета. В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского. Основные творческие интересы Джаудата Файзи были сосредоточены в это время в области песенного жанра. В 1938 году Джаудат Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвратился в Казань. Здесь он, принимая деятельное участие в музыкально-общественной жизни, работал музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала, директором и художественным руководителем татарской филармонии. Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках. Джаудат Файзи умер 2 мая 1973 года в Казани.



95 лет назад
2 марта 1927 года
в Оренбурге была открыта радиовещательная радиостанция



85 лет назад
2 марта 1937 года
родился Анатолий Сергеевич Солодилин (1937-2008)

189 лет назад 21 октября 1833 года
в Оренбург прибыл композитор Александр Александрович Алябьев.


С музыкантами, трубачами и певчими, сто человек.

Важным событием в культурной хронике Оренбурга первой половины XIX столетия явилось пребывание в городе известного русского композитора Алябьева, автора ряда популярных вокальных и камерно-инструментальных произведений. Современник М. Глинки и А. Даргомыжского, музыкант с 1833 по 1835 годы жил и работал в Оренбуржье , своим творчеством оказав серьезное влияние на развитие музыкальной культуры города и губернии.

Оренбургский период жизни занимает особое место в творчестве композитора. Здесь он приобрел множество друзей и влиятельных покровителей, частично скрасивших его печальную участь. Благосклонное отношение к нему местных властей, в частности, военного губернатора В. Перовского, благотворно сказалось на деятельности музыканта, создавшего произведения в различных жанрах: от вокальной миниатюры, хоров, до сочинений крупной формы (сонаты, трио, увертюры) и даже оперы.


Судьба забросила Алябьева в Оренбургский край не случайно. Сын губернатора Тобольского края, участник Отечественной войны 1812 года, соратник Дениса Давыдова по Ахтырскому гусарскому соединению, отставной подполковник, он, в конце 20-х годов, в Москве проходил по делу об убийстве коллежского советника Т. Времева. Вина Алябьева не была полностью доказана, однако, оставшуюся часть жизни музыкант вынужден был провести в изгнании, проживая под надзором полиции в Сибири, на Кавказе, Урале и Подмосковье.

В Оренбург Алябьев прибыл 21 октября 1833 года, как раз спустя месяц после отъезда из города великого русского поэта А.С. Пушкина, посетившего край с целью сбора материалов, связанных с восстанием Емельяна Пугачева. Они не были знакомы, и Алябьев был огорчен по поводу несостоявшейся встречи.

Ссыльный город встретил опального музыканта доброжелательно: губернатор Перовский и его окружение всячески стремились облегчить пребывание Алябьева в чужом и столь отдаленном от Москвы краю. Однако столица степного края даже отдаленно не напоминала ссыльному блестящую светскую Москву.

По просьбе друзей Алябьева Перовский возбуждает перед Николаем I ходатайство о его помиловании. Царь, ненавидевший композитора, отказывает. Однако 18 сентября 1835 года Перовский получает письмо с грифом "Секретно" от министра внутренних дел Блудова: ". Находящемуся в Оренбурге и лишенному чинов и дворянства бывшему подполковнику Алябьеву дозволено жить у родных, с запрещением выезда в обе столицы и с отдалением его под надзор полиции в месте его жительства".

20 марта 1835 года Алябьев уезжает к родным в село Рязанцы Богородского уезда, а в феврале 1836 года неожиданно появляется в Оренбурге. На секретном запросе тульского губернатора Перовский ставит резолюцию:"Уведомить, что г-н Алябьев по пробытии здесь нескольких дней возвратился к месту своего жительства и приезжал сюда по надобности, у него собственно до меня имевшейся". В итоге Перовский добивается у Николая I разрешения "вступить г-ну Алябьеву на гражданскую службу по Оренбургской губернии первым классным чином". В Высочайшем Повелении от 21 августа 1836 года не было указаний о дальнейшем полицейском надзоре и запрете въезда Алябьева "в столицы", и потому Перовский, зачислив ссыльного в свою канцелярию, командирует его в Москву для наблюдения" - за малолетками Оренбургского казачьего и башкиро-мещеряцкого войска, обучавшимся там разным мастерствам". Но это будет позже.

Осенью 1836 года Алябьев уезжает в Москву. Формально он наблюдает "за казачьими малолетками", а фактически все время отдает творчеству. В течение нескольких лет ему удается не быть замеченным московскими обер-полицмейстером и военным генерал-губернатором. Последний 23 января 1841 года посылает Перовскому секретный запрос: "На каком основании композитору разрешено пребывание в Москве?" Узнав об этом запросе, Алябьев просит у Перовского заступничества: "Ваше Превосходительство! От Вас, единственно от Вашего милосердия зависит теперь участь всего моего семейства и собственного моего благосостояния. Помогите и защитите меня от всех предстоящих мне неприятностей со стороны московской полиции, имея в виду данное мне Вашим Превосходительством поручение в Москве по делам службы, не обращает на оное внимания".

Перовский отвечает и Алябьеву, очень завуалировано, прося его быть осмотрительным, и московскому генерал-губернатору: ". Г-н Алябьев командирован в Москву по делам службы и будет отозван. как только получит облегчение от болезни".

Алябьев остается в Москве, но, боясь быть отозванным в любой момент в Оренбург, постоянно пишет Перовскому и жалуется на свое положение.

Алябьеву удалось разжалобить оренбургского военного губернатора, и он возбуждает перед Николаем I ходатайство о помиловании "коллежского регистратора Алябьева и разрешения проживать ему в столице". Но царь непреклонен. Шеф жандармов, всесильный Бенкендорф, 16 июня 1842 года сообщает Перовскому, что "император в отношении просьбы коллежского регистратора Алябьева оставлении его в Москве не изъявил на сие свое соизволение и повелел Алябьева выслать из Москвы на жительство в Коломну, уволить со службы". Перовский же за свое мягкосердечие по отношению к опальному композитору получает выговор.

Хавторин, Б. Александр Алябьев в Оренбургской ссылке. - Оренбург, 2001. - С. 7.

Библиография :

1. Алябьев Александр Александрович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л.Н. Большаков. - Оренбург; М., 2000. - С. 16.

2. Доброхотов, Б.В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М.: Музыка, 1966. - 319 с.

3. Русский соловей: к 225-летию со дня рождения композитора А.А. Алябьева. - Пущино: Фотон-век, [2012]. - 12 с.

4. Трайнин, В.Я. Александр Александрович Алябьев. Краткий очерк жизни и творчества. - Л.: Музыка, 1969. - 94 с.

6. Штейнпресс, Б.С. А.А. Алябьев в изгнании. - М.: Музгиз, 1959. - 148 с.

11. Кожевникова, Н. И вновь Алябьев Зазвучал / фот. В. Соколов //Юж. Урал. - 2001. - 28 апр. - С. 2.

В годы Великой Отечественной войны культурная жизнь Оренбурга не только не затихла, но и заметно оживилась

Как и многие города Урала, тогдашний Чкалов стал местом спасения отечественной культуры и её деятелей. Сюда были эвакуированы Ленинградский академический малый театр оперы и балета (МАЛЕГОТ), известные музыканты, педагоги, исполнители. В городе работали концертные организации, ансамбль песни и пляски Южно-Уральского военного округа, театры, цирк. В 1943 году на базе существовавшего ранее концертно-эстрадного бюро открылась государственная филармония.

Город в степи



Место знаковой встречи

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой мелькнёт за кормой

Знакомый платок голубой.

Когда её стали исполнять на фронте, бойцы просили записать слова. Связисты начали передавать слова и мелодию песни по радио и телефонам. Такого не было ни в одной армии мира.


Фатьянов, в отличие от Соловьёва-Седого, был молод – к приезду в Чкалов ему не было и 23 лет. В 1938 году он закончил театральную школу Центрального театра Красной армии. Когда началась Великая Отечественная война, Фатьянов отправился на фронт. Был рядовым солдатом, корреспондентом фронтовых газет, служил в ансамблях песни и пляски. В наш областной центр прибыл в феврале 1942 года в составе Орловского окружного ансамбля, который вскоре преобразовали в ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа.

К 100-летию со дня рождения знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова и в связи с приближающимся 75-летием Великой Победы в Оренбурге на улице Советской была открыта мемориальная доска, посвящённая творческому дуэту поэта Фатьянова и композитора Соловьёва-Седова.

Ольга Миногина

Ольга Миногина

Ольга Миногина запись закреплена
Саракташский Музей

К юбилею Александра Зельцера !

Читайте также: