Бурятские женские украшения сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Так, в одежде отличительным знаком должен был быть материал верхней мужской и женской одежды (зимней и летней) и в меньшей мере – материал обуви. Главное же отличие подчеркивалось головным убором, различиями материала шапки, вида навершия (дэнзэ). В зависимости от ранга шарик жинчи в навершии изготавливали из маржана (коралл) с подставкой из золота или серебра; из ляпис-лазури, раковины, бирюзы. Женщины должны были носить такие же одежды, как и мужья. Красную шелковую бахрому из крученых ниток – зала привязывали к жинчи или укрепляли под дэнзэ. Социальные различия в костюме строго соблюдались и сохранялись до конца XIX-начала XX в.

Магия украшений

Подвески поясные — haжуурга. Такая одна висит у пояса, с нее свисают поясные принадлежности

Первоначальной функцией украшений у всех народов являлась магическая функция. Обереги обеспечивали тому, кто их носил, защиту от злых духов, опасностей. Вторая функция – декоративная, как выражение эстетических потребностей, самоутверждения, стремления к красоте. Следующую функцию можно назвать социально-различительной, где украшения служили знаком социального отличия, символом материального благополучия. Женские украшения хранились как реликвия, переходя от матери к дочери на протяжении нескольких поколений.

Девичья даруулга — головной убор-коралловый венец, по бокам свисают снизки коралловые, навершие головного убора — дэнзэ с коралловой бусиной

Рассмотрим поближе

Кольца, сережки, браслеты женщины носили ежедневно, не снимая их даже при выполнении домашней работы. Кольцо – знак, имеющий свое символическое выражение у всех народов, во всех культурах. Кольцо – круг – диск Солнца, символ благоденствия, дающий богатство. На эмблематическом уровне это знак бессмертия, вечность. Кроме колец, на руках носили перстни. Кольцо с камнем обеспечивало защиту в зависимости от свойств камня. Кольцо старались передавать из поколения в поколение, считалось, что благодаря этому поддерживается энергетика рода.

К височно-нагрудным украшениям относятся подвески hиихэ, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. Как мы уже отмечали, можно предположить, что для женщин было важно защищать определенные места на теле. Множество цепочек, снизок, бус, соединяющих верхнюю часть украшения, удлиняло ее до 70–75 см. Таким образом, весь перед одежды был нарядно убран (или закрыт, защищен). Украшение hиихэ-хонхо относится к группе украшений-амулетов, в которую входят изделия, так или иначе являвшиеся носителями идеи плодородия, множественности и процветания.

К типу нагрудных украшений относились богато орнаментированные гуу – ладанки, в которых хранили тексты молитв или культовые реликвии, которые, помимо символической, выполняли и эстетическую функцию, занимая видное место в костюме празднично одетой женщины. Гуу носили на шелковых хадаках, шнурках или полосках ткани, некоторые носили их на серебряных цепочках. Эти амулеты-украшения далеко не всегда представляли собой полые футляры, некоторые из них были плоскими, в виде орнаментированной пластины. Видимо, украшения эти, согласно представлениям бурят, могли препятствовать дурному влиянию и без буддийских выписок, лишь магической силой своей формы. Лицевая сторона покрывалась чеканным или гравированным узором, основные сюжеты были связаны с буддийской символикой.

Височные кольца — деталь украшения hиихэ

Наличие большого количества серебра на женщине тоже имело магический смысл, т.к. серебро – белый металл – является символом чистоты, святости. Серебро считается национальным металлом бурят, наделенным магической функцией, это символ красоты, богатства, здоровья.


Серебро дороже золота

Серебро считается национальным металлом у многих, в том числе и монгольских народов. С древности люди заметили, что серебро обладает антибактериальными свойствами. Отсюда и ценность серебряной посуды и украшений. Именно серебряные (белые) монеты принято подносить духам - хозяевам местностей. Покойника через водоемы не перевозили. Если это было неизбежно, бросали в воду серебряные монеты.

Девичьи украшения

Как мы уже писали выше, девушку можно было узнать не только по прическе и одежде, но и по украшениям. Незамужняя носила одну косу и богато украшала ее. Собираясь на игры – наадан, девушка прикрепляла серебряные монеты тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. Сверху 5 - 6 монет достоинством в 100 мунгэ (копеек) диаметром примерно 12 см, затем - 4 - 5 монет стоимостью 50 мунгэ, диаметром 8 см. Внизу утяжеляла косу долларовая монета - яншаа достоинством 100 мунгэ. Яншаа привозили из Монголии, на лицевой стороне была изображена птица Гарууда. Позже использовали российские монеты достоинством в 100 мунгэ с изображением царя Николая.

Прибайкальские и баргузинские бурятки носили юбуун - налобное украшение из серебра или посеребренной пластины, лопатообразной вытянутой формы. Его носили девушки на выданье, прикрепляя к косичкам на висках (hаншаг) и на макушке (саажа). После замужества женщина могла носить юбуун до рождения первого ребенка.

В будние дни девушки удлиняли волосы, вплетая в них гогшоо - искусственную косу из шелковой крученой нити черного цвета. Из украшений девушки могли носить на широкой шелковой ленте нагрудные украшения гуу - серебряные медальоны.

Камни как украшения

Некоторые историки считают, что в древности у всех монгольских народов украшения были чисто серебряными, без вставок из камней. Они пришли с буддизмом из Тибета. Самые дорогие камни были оюун – бирюза и номин – малахит. Маржаан – коралл и хуба - янтарь красного и желтого цветов был дешевле. Многие могли себе позволить целые янтарные ожерелья. Особенно богато украшались камнями украшения замужних женщин. К свадьбе в числе приданого полагался комплект серебряных украшений,с кораллом, янтарем, лазуритом, малахитом и бирюзой. Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял 4 - 5 кг.

Естественно, что этот комплект девушка, выйдя замуж, надевала только по праздникам. Сделанные для нее украшения оберегали ее в замужестве от злых духов.

- Почти для всех бурятских украшений характерна укрупненность объемов и орнаментации. Имело место и социальное расслоение общества, когда наличие богатых украшений выделяло особо знатных: в обычаях старины все должно было быть напоказ, – пишет искусствовед Иннеса Соктоева.

Женские украшения

Женские украшения были нескольких видов. Повседневные – кольца, амулеты, браслеты – не снимали даже во время домашней работы.

Основное головное украшение – это даруулга - коралловый венок из берестяного обруча, обтянутого тканью часто темно-синего цвета. На обруч в три ряда нашивали полудрагоценные камни, преимущественно кораллы. В центре среднего ряда располагали самый крупный камень. По бокам шли камни по убывающей величине. Каждый третий камень выделялся цветом или размером. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам. Такие даруулга особенно богато выглядят у джидинских бурят. Закаменские даруулга немного отличались. На узкую кожаную ленту, обшитую черным бархатом, нашивались кораллы и гирлянды мелких коралловых бусин по бокам лица.

Височно-нагрудные украшения

Как видим, не зря бурятская пословица гласила: женщину сначала слышно, потом видно.

Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.
Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. В костюме они подчинялись формам и пропорциям человеческой фигуры, образуя единый комплекс, в котором каждая деталь обусловлена её местом в композиции. Бляхи и подвески украшений как мужских так и женских, тяготеют к замкнутым формам круга, полусферы как в общей композиции, так и в различных её фрагментах и деталях.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

Бурятские украшения.docx

Министерство образования и науки РБ

Контрольная работа по бурятскому языку:

Выполнил: Босхолова Б.В.

з/о гр. 07100с (ПМНО)

  1. Введение………………………………………………………… ……………2
  2. Девичьи украшения……………………………………………………… …..4
  3. Женские украшения……………………………………………. … ………..5
  4. Головные украшения………………………………………….………… …..6
  5. Ушные украшения…………………….……………………………… ….…..7
  6. Височно-нагрудные украшения….………………….………………………8
  7. Нагркдные украшения……….……………………….…………….… ……..9
  8. Накосные украшения……………..…………………..…………… ………11
  9. Наплечные украшения……………………………………………………. .12
  10. Боковые украшения……………………………………………………… . 13
  11. Поясные украшения……………………………………………. … ………13
  12. Украшения для рук………………………………………………. ……….. 13
  13. Список литературы………………………………………..……… ………..16

Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.

Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. В костюме они подчинялись формам и пропорциям человеческой фигуры, образуя единый комплекс, в котором каждая деталь обусловлена её местом в композиции. Бляхи и подвески украшений как мужских так и женских, тяготеют к замкнутым формам круга, полусферы как в общей композиции, так и в различных её фрагментах и деталях.

Кочевой образ жизни диктовал потребность в минимальном количестве небольших по размерам, многофункциональных, прочных предметов быта. Так как кочевники разводили скот, то численность его не могла быть бесконечной. Буряты обменивали его на хлеб, ткани, металлические изделия или же продавали за деньги в городах Иркутске, Верхнеудинске. На вырученные деньги заказывали, покупали украшения. Есть ценности проходящие, т.е. исчезающие, например, одежда, которая может порваться, выйти из моды и т.д. Украшения же относятся к ценностям вечным, т.е. чем оно древнее, старее, тем оно ценнее. Они компактны. Их можно было хранить в тайниках, укромных местах. Жизнь кочевников была полна непредвиденными ситуациями: скот мог пасть от болезни, бескормицы, его могли угнать недруги, жилище могло быть ограблено, уничтожено огнем. Но человек, имеющий украшения и хранивший их вне дома, всегда мог рассчитывать на свое состояние и выйти из критической ситуации, продав или обменяв их на предметы, необходимые ему.

В бурятском фольклоре им приписывается божественное происхождение и могущество их приравнивается к явлениям вселенского масштаба:

Изделия бурятских мастеров надо рассматривать на фоне национального костюма, воспринимая все как единое целое.

Девичьи украшения

Яншаа привозили из Монголии, на лицевой стороне была изображена птица Гарууда. Вместо яншаа в последние предреволюционные годы использовали монеты достоинством в 100 мунгэ отечественного производства с изображением царя Николая. Монеты к косе привязывали тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. Также вплетали косоплетку (искусственную косу) из шелковой крученой нити черного цвета-гогшоо. Украшение косы было сложным делом, поэтому девушка прибегала к помощи матери, сестры, тети. В обычное время в косу, удлиняя её, полагалось вплетать только косоплетку.

Женские украшения

Женские украшения подразделяются на несколько групп.

Среди них были повседневные, которые не снимались даже при выполнении домашней работы - кольца, амулеты, браслеты. Были и нарядные, которые одевали только с праздничным костюмом.

Полный комплект женских украшений почти у всех народов представлен в праздничных и свадебных нарядах..

Для буряток к свадьбе готовили приданое, в том числе и полный комплект украшений. Основным материалом для поделок служило серебро, в большом количестве использовали кораллы (маржаан), янтарь (хуба), малахит (номин) и бирюзу (оюн). В украшениях иркутских буряток, наряду с этими камнями, использовали перламутр (эржин, эрзин) - в виде круглых пластинок или пуговиц.

Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял 4 -5 кг.

Ювелирные украшения женских комплектов были выполнены в разной технике. Самой распространенной была техника чеканки, филиграни. Мастеров, работающих в этой технике, называли шаблаад хэдэг дархан. Филигрань могла быть накладной и ажурной.

При накладной филиграни серебро вытягивалась в тонкую ровную проволоку, а затем на нее насекалась украшаемая основа в виде всевозможных узоров. При ажурной филиграни основы не было, рисунок в виде завитков и спирали скреплялся между собой в местах соединения или по краям общей композиции. Украшения изделий вставками из разных камней называется инкрустацией.

Головные украшения

Основным головным украшением является даруулга, или коралловый венок. Основа в виде берестяного обруча, слегка расширяющаяся по верхнему краю, приподнятая на лицевой стороне, обтягивается материей, чаще всего темно-синего цвета. На неё нашиваются в три ряда полудрагоценные камни - кораллы, янтарь, лазурит, изредка встречается белый камень. В центре среднего ряда пришивается самый крупный камень, слева и справа от него располагаются другие, по убывающей величине. Каждый третий камень при этом выделяется либо цветом, либо размером. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам.

Даруулга закаменских бурят представлял собой узкую кожаную ленту, обшитую черным бархатом, на которую нашивались коралловые бусины или снизки мелких коралловых бусин тремя рядами гирлянд свисали по обе стороны, обрамляя лоб.

Своеобразным украшением является юбун - налобное украшение из серебра или посеребренной пластины, лопатообразной вытянутой формы. Носили его взрослые девушки на выданье в возрасте 15-16 лет. После замужества молодая женщина могла носить юбун до рождения первого ребенка. Юбун прикреплялись к косичкам на висках (hаншаг) и на макушке (саажа). Встречалось у бурят Прибайкалья, Баргузинских бурят.

В селе Алцаг Джидинского района сохранились полные комплекты головных и накосно-височных украшений, выполненные известным мастером Доржи Чагдуровым. Это целые композиции из коралловых снизок, серебряных подвесок, медальонов - гуу.

Ушные украшения

Среди всех вариантов особо выделялись серьги, сделанные закаменскими мастерами. С именем первой женщины-чеканщицы Бурятии Долгор Логиновой связано представление о продолговатых серьгах с длинными тонкими цепочками, завершающимися на нижних концах колокольчиками. Серьги состояли из двух частей: верхняя оформлена в виде цветка, на тыльной стороне припаян длинный крючок для вдевания в отверстие мочки. Верхняя часть на шарнирах соединяется с нижней основой круглого диска, к которой припаивались круглые колечки - ушки. От них вниз свисали 5 или 7 цепочек с колокольчиками. У закаменского мастера Лубсана Тубшинова концы цепочек завершались серебряными шариками в форме зерен. Нарядные, в то же время строгие по своим пропорциям, композиционно завершенные, они не оставляют равнодушной ни одну женщину и в наши дни.

Височно-нагрудные украшения

К височно-нагрудным украшениям относятся подвески, которые пришиваются к головным уборам в области виска и свисают на грудь, прикрывая лицо, шею и грудь с обеих сторон. На уровне мочек ушей нередко закреплялись круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись несколько снизок коралловых бус, концы снизок завершались мелкими монетами.
hиихэ - подвеска. Основа украшения - массивное литое кольцо ээмэг (диаметр сечения 10-12 см). Множество цепочек, снизок бус, удлиняло украшение до 70-75 см. Таким образом, весь перед одежды был нарядно убран.
hиихэ-хонхо - разновидность украшения. Встречается в Кяхтинском, Селенгинском, Закаменском, Джидинском районах. Основа его - кольцо диаметром 8 см, но более легкое, внутреннее пространство его заполнено ажуром завитков, напоминающих растительных орнамент. К нему припаивали пластину с фигурными краями, филигранью, вставками коралла, эмали, малахита. Эту разновидность отличало своеобразное ожерелье с колокольчиками - хонхо. Хонхо состояло из трех пластин, две небольших соединялись цепочками с третьей, более крупной. На коротких цепочках к ним подвешивались колокольчики.
hиихэ - моор, характерен для кудинских бурят. У эхиритских - ожерелья с серебряными кругами -дисками свисали до уровня пояса, бусы и монеты прикрывали главным образом грудь. Основа украшения - круглая пластина - диаметр 5-6 см с резным орнаментом, представляющая сердцевидную фигуру. От него шли свободно спускающиеся коралловые снизки - 9-10 шт., перехваченных одной-двумя металлическими (кожаными) перемычками.
сэртэбшэ - эта разновидность височно-нагрудного украшения бытовала только у баргузинских бурят. Она состояла из кольца (диаметр 8 см) с уплощенной боковой (лицевой) частью, которая покрывалась чеканным узором, Украшение сэртэбшэ узкой и длинной замкнутой снизкой кораллов опускалось чуть ниже уровня плеч на грудь (длина 22-24 см).
hабига - длинная (50 см) подвеска, составленная из пучка мелких коралловых бусин, закрепляемая к основаниям височных кос девушек или к головному убору. Снизки заканчиваются мелкими монетами.

Прогноз на 2019 год- год жёлтой земляной свиньи от Буха Ноена. Пришедший год ожидается холодным, весна - долгой,продолжительной. Начало лета будет дождливым, середина - сухой, а в конце - дожди и наводнение. Осень богата урожаем, хорошим травостоем; стада будут тучными и принесут добрый приплод. Для детей год неблагоприятен, для пожилых людей - год мягок и доброжелателен. Жёлтая свинья благоволит трудоголикам, людям старательным и работящим, также бизнесменам; обещает отличные доходы. Плодотво

Читайте также: