Сообщение о опере война и мир

Обновлено: 30.06.2024

Первое исполнение — концертное, 7 июня 1945 года. Первая постановка на сцене — 12 июня 1946 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

Главные действующие лица: Князь Андрей Болконский — баритон (высокий); Наташа Ростова — лирико-драматическое сопрано; Соня — меццо-сопрано; Марья Дмитриевна Ахросимова — меццо-сопрано; Илья Андреевич Ростов — бас-баритон; Пьер Безухов — тенор; Анатоль Курагин — тенор; Элен Безухова — альт; Долохов — бас; Княжна Марья — меццо-сопрано; Князь Николай Андреевич Болконский — бас; Балага, кучер — бас; Цыганка Матреша — альт; Дуняша, горничная Ростовых — сопрано; Денисов — баритон; Матвеев — бас; Главнокомандующий Кутузов — бас; Наполеон — баритон; Ромбалль — бас; Боне, лейтенант — тенор; Платон Каратаев — тенор. Общее число действующих лиц этой оперы, состоящей из двух частей, превышает 70. Кроме того, на сцене появляется хор и целый ряд второстепенных персонажей.

Действие происходит в России.

Картина первая. Дом в усадьбе Ростовых. У них гостит князь Андрей Болконский. Он ищет отдыха и забвения. Теплой майской ночью, стоя у окна своей комнаты, князь Андрей слышит, как поет в своей комнате Наташа. Ее песня — исповедь чистой, неиспорченной души, отражающая невинные тайны девушки. Слушая пение Наташи, Андрей влюбляется в нее, еще не видя, не зная ее.

Картина третья. Прошло больше года. Наташа уже давно невеста князя Андрея, но по требованию его отца свадьба отложена, а сам Андрей на год уехал за границу. Граф Ростов с Наташей приезжают к старому князю Болконскому, но тот не велит принимать их. Он считает, что ни по своему происхождению, ни по своему состоянию Ростовы не ровня их семье. Наташа глубоко оскорблена недоброжелательным приемом. Напрасно сестра Андрея, княжна Марья, пытается утешить оскорбленную до глубины души Наташу.

Картина пятая. Квартира Долохова, приятеля Анатоля Курагина. Обсуждается план похищения Наташи.

Картина шестая. В доме доброй знакомой Ростовых, старухи Ахросимовой, Наташа ждет Анатоля Курагина, который должен ее увезти. Однако вместо Анатоля появляется Пьер Безухов, узнавший о готовящемся похищении. Пьер сообщает Наташе, что Курагин уже женат и что побег принес бы ей не любовь и счастливое будущее, а стыд и гибель.

Картина седьмая. В доме Пьера собираются гости. Приходит и брат Элен Безуховой, Анатоль Курагин. Пьер строго выговаривает ему за его бездушие по отношению к Наташе и приказывает немедленно покинуть Москву.

Пьер остается один и предается мыслям о собственной судьбе, неудавшейся любви и бесплодно проходящей жизни.

Появление Денисова прерывает его раздумье. Денисов рассказывает Пьеру, что Наполеон стянул к русской границе огромную армию.

Картина восьмая. Стоянка русских войск под Бородином. Крестьяне и солдаты роют окопы, готовясь к предстоящей битве с наполеоновской армией. Князь Андрей Болконский вспоминает о Наташе, о своей любви к ней и горе, что она ему принесла.

Солдаты и крестьяне приветствуют главнокомандующего русской армии Кутузова. Начинается Бородинский бой.

Картина девятая. Штаб-квартира Наполеона. Император следит за сражением, гул которого доносится сюда. Но напрасно ждет он известий о победе: гонцы просят все новых и новых подкреплений.

Внезапно граната разрывает в клочья трехцветное французское знамя.

Картина десятая. Военный совет в Филях. Генералы обсуждают действия, которые должны последовать за Бородинским сражением. Кутузов непоколебимо настаивает на своем плане: полное отступление. Москву надо сдать противнику.

Картина одиннадцатая. Французские солдаты проходят по улицам Москвы. Они едва двигаются под яжестью награбленного добра. Сжав кулаки, смотрят на мародеров жители. Пьер смешивается с толпой. Душой его завладел план: убить Бонапарта. Во имя этого он готов отдать свою жизнь.

Жители поджигают свои дома. Французы арестовывают и уводят первых попавшихся им людей. Вместе с другими арестовывают и Пьера.

Пьеру удивительным образом удается избежать расстрела. Он попадает в толпу пленных, где встречается с простым русским солдатом, мужиком Платоном Каратаевым. Человечность, душевная теплота и простота Каратаева — качества, присущие страждущему, но все же героически борющемуся русскому народу.

Пленных уводят. Яростно бушует пожар. Появляются первые беглецы-французы — придворные актеры Наполеона.

Пораженный неожиданным оборотом событий, Наполеон смотрит на город, горящий, как факел. Такого самоотверженного сопротивления он не ожидал.

Картина двенадцатая. Далеко в тылу, в тесной крестьянской избе устроено нечто вроде маленького лазарета, в котором находится небольшая группа раненых. Среди них и потерявший сознание, бредящий князь Андрей. Он смертельно ранен. В бреду Андрею кажется, что он снова видит Наташу, слышит ее голос, как тогда, в майскую ночь, когда он невольно подслушал ее пение. Но видение становится действительностью. Перед Болконским стоит Наташа. Андрей умирает у нее на руках.

Картина тринадцатая. Разбитая французская армия отступает к Смоленску. Туда же гонят французы и пленных. С еди них Пьер и Каратаев. Больной Платон Каратаев не может дальше идти. Подскочивший к нему французский солдат стреляет в него в упор. Русские партизаны нападают на французскую колонну и освобождают пленных. Пьер узнает от Денисова, что его жена Элен умерла.

На сцене появляется Кутузов и объявляет собравшимся вокруг него солдатам и крестьянам радостную весть: армия Наполеона разгромлена, император французов покинул поле сражения побежденным.

Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л. Н. Толстого.
Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 года, под управлением С. Самосуда.

Действующие лица:

Князь Николай Андреевич Болконский (бас), Князь Андрей Болконский, его сын (баритон), Княжна Марья, сестра князя Андрея (меццо-сопрано), Граф Илья Андреевич Ростов (бас), Наташа, его дочь (сопрано), Соня, кузина Наташи (меццо-сопрано), Ахросимова, родственница Ростовых (меццо-сопрано), Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (бас), Пьер Безухов (тенор), Элен Безухова (контральто), Анатоль Курагин, брат Элен (тенор), Поручик Долохов, приятель Курагина (бас), Ямщик Балага (бас), Цыганка Матреша (контральто), Подполковник Денисов (бас), Платон Каратаев (тенор), Император Александр I (без пения), Перонская (меццо-сопрано), Хозяин бала (тенор), Хозяйка бала (сопрано), Адъютант на балу (баритон), Лакей на балу (тенор), Старый лакей Болконского (баритон), Горничная Болконских (меццо-сопрано), Камердинер Болконских (бас), Дуняша, горничная Ахросимовой (меццо-сопрано), Лакей Гаврила (баритон), Тихон Щербатый (бас), Федор (тенор), Матвеев (баритон), Старостиха Василиса (меццо-сопрано), Тришка (контральто), Вестовой князя Андрея (тенор), Мавра Кузьминична, ключница Ростовых (контральто), Молодой фабричный (тенор), Лавочница (сопрано), Иванов (тенор), Адъютант Кутузова (тенор), Генерал Бенигсен (баритон), Генерал Барклай де Толли (тенор), Генерал Ермолов (бас), Генерал Раевский (баритон), 1-й штабной (тенор), 2-й штабной (бас), Император Франции Наполеон (баритон), Метивье, французский доктор (бас), Французский аббат (тенор), Маршал Бертье (бас), Маршал Коленкур (без пения), Генерал Бельяр (бас), Министр двора де Боссе (тенор), Адъютант Наполеона (бас), Адъютант маршала Мюрата (контральто), Адъютант генерала Кампана (тенор), Адъютант принца Евгения (тенор), Голос за кулисами (тенор), Маршал Даву (бас), Kaпитан Рембаль (бас), Лейтенант Бонне (тенор), Жерар (тенор), Жако (бас), Французский офицер (баритон), 1-я французская актриса (сопрано), 2-я французская актриса (меццо-сопрано), Конвойный без (пения), 1-й немецкий генерал (без пения), 2-й немецкий генерал (без пения), 1-й сумасшедший (тенор), 2-й сумасшедший (бас), 3-й сумасшедший (без пения).
Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год. Хоровой эпиграф.

Картина первая

Вдруг из окна второго этажа слышатся девичьи голоса. Наташа любуется красотой весенней ночи; от восторга ей хочется полететь на небо.

Картина вторая

Новогодний бал у екатерининского вельможи. Поет крепостной хор. Съезжаются гости. Прибывает царь Александр I.

Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс, а Наташу, впервые попавшую на настоящий бал, все еще никто не пригласил танцевать. Она готова заплакать. Но вот Пьер Безухов подводит к Ростовым Андрея Болконского. Князь приглашает Наташу на вальс. Девушка охвачена чувством счастья и полноты жизни. Князь Андрей вспоминает ту поэтичную весеннюю ночь, когда он нечаянно подслушал девичьи мечты.

Граф Ростов приглашает его в гости.

Картина третья

Прошло больше года. Наташа – уже давно невеста князя Андрея, но он, повинуясь воле отца, должен был на год уехать за границу.

Решив познакомиться поближе с будущими родственниками, граф Ростов с Наташей наносят визит Болконским. Но строптивый старик не велел слугам принимать Ростовых. В доме — переполох. Желая загладить неловкость, к гостям выбегает перепуганная княжна Марья, сестра Андрея. Граф Ростов на время уходит, оставив Наташу. Девушки не знают, о чем говорить.

Вдруг в распахнувшейся двери появляется фигура старика в халате и колпаке. Это — князь Болконский. Оглядев Наташу с ног до головы и отпустив несколько язвительных замечаний, он уходит. Девушка оскорблена. Она всей душой стремится к князю Андрею, но ее внезапно охватывает страх перед будущим. Возвращается отец, и Ростовы покидают негостеприимный дом.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. В диванную, отделенную аркой от зала, где происходят танцы, красавица приводит Наташу и, пересыпая свою речь комплиментами, рассказывает девушке о любви к ней своего брата Анатоля. Наташа смущена. Элен ловко уводит подошедшего графа Ростова, и перед Наташей появляется Анатоль, который поражает ее своими самоуверенно-страстными речами. Он вручает Наташе письмо, предлагает бежать с ним, чтобы тайно обвенчаться, и целует ее.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Анатоль, развалясь на диване, мечтает о Наташе; Долохов деловито подсчитывает пачки денег. Все готово для побега.

Анатоль, наполнив бокалы, прощается с друзьями.

Картина шестая

Комната в доме Ахросимовой, у которой оставил Наташу и Соню граф Ростов, вынужденный уехать из Москвы по делам имения. Вечер.

Горничная Дуняша предупреждает Наташу, что Соня рассказала Марье Дмитриевне о предстоящем побеге. Наташа не верит. Через дверь веранды из сада тихо входит Анатоль. Ему преграждает дорогу лакей Гаврила. В саду слышен тревожный крик Долохова. Появившаяся Наташа видит убегающего от лакеев Анатоля.

Картина седьмая

Кабинет в доме Пьера. У Элен гости. Пустая светская болтовня смолкает, когда в кабинет врывается распаленный гневом Пьер. Все уходят, кроме Анатоля, которого Пьер останавливает.

Испуганный яростью Пьера, Анатоль возвращает письма Наташи и соглашается уехать из Москвы. Последнее требование — молчать обо всем, что было, поберечь репутацию девушки. Здесь речь Пьера становится мягкой, умоляющей.

Картина восьмая

Бородинское поле перед сражением. Ополченцы строят бастион. Два офицера, разыскивающие Кутузова, встречаются и знакомятся. Это — князь Андрей Болконский и подполковник Василий Денисов. Последний с увлечением рассказывает о проекте партизанской войны, с которым он пришел к главнокомандующему Встреча с Денисовым, о котором князь Андрей слышал в доме Ростовых, болезненно отозвалась в его сердце, напомнив недавно пережитую душевную драму. Он отдается воспоминаниям о Наташе, о счастье и горе, которые она ему принесла.

Фельдмаршал предлагает Болконскому остаться при штабе. Князь Андрей отказывается от почетного назначения: он привык к полку, полюбил людей и не хочет с ними расстаться.

Солдаты окружают бастион, занимают траншеи, слышны первые орудийные выстрелы. Бородинское сражение началось.

Картина девятая

К ногам императора падает ядро. Все замирают в ужасе. Наполеон ударом ноги откатывает ядро; оно не разорвалось.

Картина десятая

В деревне Фили в просторной избе крестьянина Андрея Севастьянова состоялся исторический совет русского генералитета, решивший судьбу Москвы.

Бенигсен замечает, что оставление столицы произведет неприятное впечатление на иностранные дворы, и тут же выдвигает план сражения. Ожесточенные споры полководцев заключаются взволнованной речью генерала Раевского, который советует в первую очередь беречь войска и ради блага родины пожертвовать Москвой.

Маленькая девочка Малаша, сидевшая на печи во время совета, слезает и подходит к фельдмаршалу. Старик ласково гладит ее по голове. Слышится пение солдат:

С нашим Кутузовым,
С нашим фельдмаршалом,
В бой за отчизну,
Смерть не страшна!

Картина одиннадцатая

Улица Москвы, занятой французами. Хмурый осенний день.

В толпе показывается Пьер Безухов в кучерской одежде — он остался в Москве, чтобы убить Наполеона. Его узнают Дуняша и Мавра Кузьминична. Дуняша рассказывает, как Наташа при отъезде из Москвы заставила родителей бросить вещи и погрузить вместо них на подводы раненых, среди которых оказался князь Андрей. Пьер видит во встрече Наташи с раненым князем Андреем руку судьбы. Пряча под кафтаном заряженный пистолет, он уходит.

Вдали видны первые вспышки пожара. Проходит французский продовольственный отряд, потрепанный партизанами. Мародерам не удалось поживиться: крестьяне сжигают хлеб, избы, угоняют скот, а сами прячутся в лесах.

Появляется маршал Даву с адъютантами. Навстречу ему отряд французских солдат ведет группу пленных, среди которых Пьер. Эти люди обвинены в поджогах, и Даву приказывает расстрелять нескольких для острастки.

Пленный солдат Платон Каратаев берет на себя заботу о Пьере, утешает и уговаривает его. После пережитого ужаса расправы над беззащитными мягкий голос Каратаева воспринимается как голос совести народной, его извечной спокойной мудрости. Французы уводят пленных.

Через город проходит Наполеон. Он останавливается перед морем бушующего огня, пораженный невероятной силой духа русских людей. Навстречу ему движется толпа москвичей, которые несут тела расстрелянных. Над трупами безвинно погибших русские люди в пылающей Москве дают клятву бороться до конца с ненавистными пришельцами.

Картина двенадцатая

Темная изба в Мытищах, где остановились на ночлег Ростовы и едущие вместе с ними раненые.

Но силы оставляют раненого. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бредом уходит жизнь любимого.

Картина тринадцатая

Зима. Лютая метель. По Смоленской дороге идут на запад группы продрогших, измученных людей в лохмотьях. Это — остатки армии Наполеона, позорно бегущей из Москвы.

В конце французской колонны конвой ведет русских пленных. Больной Платон Каратаев тяжело опускается на землю: он не в силах идти. Пьер зовет на помощь, но его гонят прочь. Колонна удаляется, а конвойный выстрелом из ружья убивает Платона.

В. Панкратова, Л. Полякова

История создания

Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Музыка

Прокофьев применил здесь речитативно-декламационные принципы в сочетании с ариозными построениями. Важна в опере роль хоров. После ряда сокращенных постановок, сочинение было, наконец, полностью поставлено (1957) в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Выдающуюся запись оперы осуществил Ростропович (среди солистов Вишневская, Гедда, Гюзелев, и др., Еrato).

Дискография: CD — Philips. Дирижер Гергиев, Андрей Болконский (Гергалов), Наташа (Прокина), Пьер (Григорян), Элен (Бородина), Анатоль (Марусин), Долохов (Морозов), Кутузов (Охотников) и др.

Тип драматургии – лирико-драматический. Здесь есть и лирические сцены мирной светской жизни, и драматические эпизоды войны.

Музыкальная характеристика героев.

В музыкальной характеристике героев широко используется принцип лейтмотивов.

Так, Наташа Ростова характеризуется как поэтичная девушка. Лейттема её звучит во вступлении к первой картине. Звучит флейта, которую сопровождают контрапункты скрипок. Рельефность мелодических линий. Её черты – непосредственность, восторженность, порывистость выражаются в её ариозо. Её жажда счастья выражается в вальсе на балу у екатерининского вельможи.

Система лейтмотивов.

Лейтмотив Наташи звучит во вступлении к первой картине.

Это, например, лейтмотив Родины. Он звучит в арии Кутузова, он звучит в сцене смерти Андрея Болконского, и на этом лейтмотиве построен заключительный хор.

Лейтмотив любви и счастья – это мелодия вальса с бала екатерининского вельможи, который также звучит и в монологе Андрея перед Бородинским сражением, и в сцене смерти Андрея Болконского.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Война и мир — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.

Содержание

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский — басончик
  • Князь Андрей Болконский, его сын — баритон
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея — меццо-сопрано
  • Граф Илья Андреевич Ростов — бас , его дочь — сопрано
  • Соня, кузина Наташи — меццо-сопрано
  • Ахросимова, родственница Ростовых — меццо-сопрано
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов — бас
  • Пьер Безухов — тенор
  • Элен Безухова — контральто
  • Анатоль Курагин, брат Элен — тенор
  • Поручик Долохов, приятель Курагина — бас
  • Ямщик Балага — бас
  • Цыганка Матреша — контральто
  • Подполковник Денисов — бас
  • Платон Каратаев — тенор
  • Император Александр I — без пения
  • Перонская — меццо-сопрано
  • Хозяин бала — тенор
  • Хозяйка бала — сопрано
  • Адъютант на балу — баритон
  • Лакей на балу — тенор
  • Старый лакей Болконского — баритон
  • Горничная Болконских — меццо-сопрано
  • Камердинер Болконских — бас
  • Дуняша, горничная Ахросимовой — меццо-сопрано
  • Лакеи Гаврила — баритон
  • Тихон Щербатый — бас
  • Федор — тенор
  • Матвеев — баритон
  • Старостиха Василиса — меццо-сопрано
  • Тришка — контральто
  • Вестовой князя Андрея — тенор
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых — контральто
  • Молодой фабричный — тенор
  • Лавочница — сопрано
  • Иванов — тенор
  • Адъютант Кутузова — тенор
  • Генерал Бенигсен — баритон
  • Генерал Барклай де Толли — тенор
  • Генерал Ермолов — бас
  • Генерал Раевский — баритон
  • 1-й штабной — тенор
  • 2-й штабной — бас
  • Император Франции Наполеон — баритон
  • Метивье, французский доктор — бас
  • Французский аббат — тенор
  • Маршал Бертье — бас
  • Маршал Коленкур — без пения
  • Генерал Бельяр — бас
  • Министр двора де Боссе — тенор
  • Адъютант Наполеона — бас
  • Адъютант маршала Мюрата — контральто
  • Адъютант генерала Кампана — тенор
  • Адъютант принца Евгения — тенор
  • Голос за кулисами — тенор
  • Маршал Даву — бас
  • Капитан Рембаль — бас
  • Лейтенант Бонне — тенор
  • Жерар — тенор
  • Жако — бас
  • Французский офицер — баритон
  • 1-я французская актриса — сопрано
  • 2-я французская актриса — меццо-сопрано
  • Конвойный — без пения
  • 1-й немецкий генерал — без пения
  • 2-й немецкий генерал — без пения
  • 1-й сумасшедший — тенор
  • 2-й сумасшедший — бас
  • 3-й сумасшедший — без пения
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Краткое содержание

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова. Опечаленный безвременной смертью жены, он полон безрадостных мыслей о будущем. Появление Наташи Ростовой прерывает его печальное раздумье. Наташа, взволнованная красотой весенней ночи, восторженно обращается к своей кузине Соне.

Картина вторая

Великосветский бал. Съезжаются приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы, веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса её приглашает Болконский, Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, но старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая её недостойной своего сына.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших её чувствах.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Её душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов — начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Картина десятая

Деревенская изба в селе Фили. Военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос — рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.

Картина одиннадцатая

Картина двенадцатая

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. В его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительное предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.

Картина тринадцатая

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

Премьеры и исполнения

За рубежом

    — Софийская нар. опера (Наташа Ростова — Попова и Георгиева, князь Андрей — Генов и Янков, Пьер Безухов — Бодуров, Анатоль Курагин — Арсов и Цолов, Ахросимова — Тодорова, Кутузов — Попов; дирижёр Найденов, постановка сов. режиссёра Б. Покровского, худ. Попов). 1973 — Сиднейский оперный театр (первая постановка, произведённая в этом здании с момента постройки).

Известные значимые записи

  • По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007:

Другие записи

ИСПОЛНИТЕЛИ: Наташа — Екатерина Морозова, Андрей — Родерик Вильямс, Пьер — Джастин Лавендер, Кутузов — А.Юинг, Наполеон — Алан Опи, Элен — Елена Ионова, Анатоль — Олег Балашов, Ахросимова — Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр — Ричард Хикокс, 1999 год.

Читайте также: