Сообщение о нечистой силе 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

У наших предков было огромное количество разнообразных существ в которых они веровали. Славяне веровали, что у всякого предмета есть свой дух-покровитель, это касается как лесов, полей, рек и болот, так и домов, сараев, овинов, бань. И именно на нечисти, что обитает очень близко к человеку, мы и хотели бы остановиться.


Высоцкий - В заповедных и дремучих. (Песня про нечисть). Запись 6 марта 1968г.
Песня - сказка о нечисти. (Текст - в конце статьи)

Домашняя нечисть интересна тем, что она всегда находиться рядом с жилищем человека и соответственно и рядом и с самим человеком, и потому очень часто люди были вынуждены взаимодействовать с ней. У наших предков до появления христианства не было чисто негативного отношения к разнообразным духам и мистическим существам да и после принятия христианства такое отношение сохранялось достаточно долго. Но все, же славяне делили нечисть на хорошую и плохую, и домашняя нечисть не стала исключением хотя черта между хорошей и плохой нечистью было достаточно размытой.





2. Баечник (он же перебаечник) - злой домашний дух который появляется после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснется в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.


3. Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (своё логово). Боится света, от которого может погибнуть, и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят! Поэтому в семье магов буки могут не существовать, если взрослые маги поверят в их существование.



4. Злыдни - злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство — способность превращений). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами. Не повезёт тому, кто подцепил семейку этих злых духов, странствующих в поисках очередной жертвы.



5. Овинник (он же гуменник, подовинник) - самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.





7. Домовой-дворовой - получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

8. Наездник – в Бельгии их называют " клудде ", в Шотландии - " ошаэрт ", в Германии - " рэйтер ". Но со всех языков имя этого духа переводится как " наездник ". Подстерегая утомлённых путников на ночных дорогах, они со злобным хихиканьем превращали его во вьючное животное. Вскочив на плечи своей жертве, наездник давил, пригибал человека к земле, душил, расцарапывал лицо, опалял огненным дыханием, заглядывал в глаза и нашёптывал на ухо гадости. Скинуть или стряхнуть его не было никакой возможности, и только лучи рассвета или звон церковных колоколов могли прогнать надоедливого мучителя. По сравнению с таким жутким нечистым, Шиликуны – в славянской мифологии – мелкие хулиганистые духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках, просто маленькие буки. Шиликуны могут столкнуть пьяного в прорубь, по ночам они шалят – шумят и колобродят, а, обратившись в чёрных кошек, лезут под ноги. Ростом они с воробья, ноги у них, как у лошади, – с копытками, изо рта дышат огнём (а может это их угли?). В Крещение уходят в подземный мир.

10. С видениями так же связана Грёза – нечистая сила, видение, привидение, мираж. Упоминание о грёзе встречается в заонежской быличке. Она повествует о парне, убеждённом в том, что девушка, которую не выдают за него замуж, приходит к нему по ночам. Однако девушку эту никто, кроме него, увидеть не мог. Так что вполне возможно, что грёза так же умеет очаровывать или умело подбирает миражи.



1. Баган — дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.



2. Баюнок (Кот-баюн) — домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный. Иногда он выступает в виде Кота-баюна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Волшебные сказки о нечистой силе являются во многом отражением народных мифов, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Лешего, Водяного, которых современные люди считают просто сказочными персонажами, когда-то верили не только дети, но и взрослые.

• При создании сказок о нечистой силе главным было обращение к крестьянскому быту и культуре русского народа. События сказок развиваются в народной среде, в которой суеверия занимают видное место.
Характеристика нечистой силы в сказках двойственная: нечистые могут и погубить, и облагодетельствовать.

Образ нечистой силы в русских волшебных сказках Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства. В большинстве языков слово “сказка” есть синоним слов “ложь”, “враки”, “сказка вся, больше врать нельзя” - так русский сказочник заканчивает свой рассказ. Фантастика - важнейшая черта волшебной сказки. Она связана с мифологическими представлениями первобытного фольклора и вместе с тем выражает их преодоление.

Образ нечистой силы в русских волшебных сказках

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы… Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.

В большинстве языков слово “сказка” есть синоним слов “ложь”, “враки”, “сказка вся, больше врать нельзя” - так русский сказочник заканчивает свой рассказ. Фантастика - важнейшая черта волшебной сказки. Она связана с мифологическими представлениями первобытного фольклора и вместе с тем выражает их преодоление.

Анчутка

Анчутка в славянской мифологии, по сути, тот же чёрт или бес, только маленького роста. Это древнее существо

Игоша - мёртвый ребенок

Игоша в славянской мифологии мертворождённый ребёнок, который воскрес и превратился в демона. В более позной мифологии считается, что

Изображение вурдалака в фильме

Вурдалаки — мифические существа славянской мифологии. Встречаются в поверьях и легендах западных и центральных славян. По своей природе очень

Образ Ховала

Ховала — славянское мифическое существо с двенадцатью глазами. Глаза располагались на голове по кругу, чтобы обзор был 360 градусов.

Ведьма на метле

Босоркун или упырь — персонаж западных славянских веровании. Основное место происхождения Карпатських горы. Мифология раскинулась

Образ богинки

Богинки в славянской мифологии — злобный дух старой женщины. Встречаются персонажи в верованиям поляков и румынов, а также на западных

Бес в фильмах

Бесы — существа потустороннего мира, которых посылает Вий, чтобы они овладевали телом человека и творили тёмные

Образ барабашки

Сейчас Бабой-Ягой можно напугать только маленького ребенка, а несколько веков назад русские люди свято верили в нечистые силы. Если дома терялась какая-то вещь – грешили на домового. Заблудился в лесу – виноват леший. Русалки, банники, вурдалаки – их боялись и взрослые, и дети. Люди рассказывали друг другу страшные истории, от которых кровь застывала в жилах.


Современный человек уже давно не боится нечисти. Он считает все это выдумкой, фантазиями. Конечно, раньше не существовало интернета и телевизора, какие еще развлечения можно было придумать?

Все же не стоит так радикально отвергать существование нечисти. Возможно, это не просто фантазии, иначе люди бы не верили в существование этих созданий много веков подряд. В любом случае это наша история: мифы, предания, поверья.

Ниже представлен список традиционных представителей русской нечисти. Вы сможете познакомиться с ними поближе, узнать их места обитания, характер, а также способы борьбы с ними.


Так раньше называли чертей. Это злой дух маленького роста, покрытый шерстью, с пятачком вместо носа. Отличительной особенностью их является отсутствие пятки. Согласно легенде, одному чертенку волк-оборотень откусил пятку, тогда эта часть тела исчезла и у других анчуток. Их можно встретить в поле, у водоема.

Анчутки не боятся людей и нередко селятся рядом с ними. Черти умеют превращаться в животных и людей, любят проказничать. Часто такие шутки были причинами смертей среди людей.

Характер анчутки зависит от среды его обитания. Самые опасные – водяные анчутки. Они могут затащить человека в болото или реку, утопить.

Банные и полевые считаются менее опасными, они могут пошутить, напугать, но ничего дурного не делают.

Анчутки боятся соли и железа, поэтому раньше люди постоянно носили с собой булавку.


Так называли русалок. Их легко перепутать с обычными русалками, но это уже совершенно другой персонаж. Мавки – утонувшие девушки или дети, погибшие от рук матерей. Эти существа являются людям в разном обличье, в женском или детском. Они обычно очень красивы.

По некоторым поверьям, у мавок на спине сзади нет кожи, и видно все внутренние органы. Мавки довольно безобидны, но ненавидят тех людей, которые виноваты в их гибели. Они активны только в русальную неделю. В это время их можно встретить у водоемов, рек.

Мавки не боятся заклинаний и молитв, есть только два средства борьбы с ними – святая вода и быстрые ноги. Достаточно побрызгать святой водой, и существа исчезнут. Также от них можно просто убежать. Мавки не покидают своего места обитания, не могут уходить далеко от воды.


Кикимора – жена домового, домовой в женском обличье. Кикиморы селятся в жилых домах. Это маленькое худенькое существо, на ней нет одежды и обуви. Большую часть времени она остается невидимой. Если домочадцы ей нравятся, она не причинит им вреда. Может немного пошалить: скрипеть или стучать ночью.

Если же кто-то из домочадцев вызывает у нее неприязнь, ее шутки становятся злыми и даже опасными. Они знают все о страхах людей и насылают на них кошмары подобного содержания.

Кикимора любит прясть, сидя в уголке. Задобрить ее можно, если помыть дома пол с настойкой корней папоротника. Чтобы навсегда прогнать ее из своего жилища, можно воспользоваться специальным заговором.


Так называли умерших людей, душа которых не смогла успокоиться. Вурдалаками становились преступники, некрещенные дети, люди, умершие неестественной смертью. Европейский вампир – красив и аристократичен. В Древней Руси они выглядели несколько иначе. Обычно это полуразложившийся мертвец, который ходил по селам и деревням в поисках жертвы. Ему нужна человеческая кровь.

Вурдалаки активны в ночное время суток, обычно они не разрабатывают тактику, просто набрасываются на жертву. Видимо в Древней Руси очень боялись этих существ. Ка же еще объяснить такое большое количество средств борьбы с ними? Осиновый кол, чеснок, были методы и поинтереснее. У кладбища вечером рассыпали зернышки мака, вурдалаки очень любили считать. Вместо того, чтобы идти на охоту, они практиковали свои познания в математике.


Мифический персонаж, хозяин бани. Мог быть одновременно добрым и злым. Он охраняет баню от злых духов. Выглядит он как маленький старичок с длинной бородой, одежду ему заменяют листочки от веника. Банник не причинял вреда, если люди соблюдали все правила и регулярно задабривали его. Ему приносили хлеб, оставляли мыло и полотенце, чтобы банник тоже попарился.

Тот, кто игнорировал банника и нарушал установленные правила, получал по заслугам. Банник мог ошпарить кипятком, напустить угара, закрыть в бане, кинуть камень. Особенно боялись банника женщины, им запрещено было посещать баню в одиночку. Опять же банник мог помочь в решении многих проблем, к нему обращались с просьбами, просили здоровья и богатства.


В Древней Руси существовало 4 типа этих мифических существ. О мавках мы уже поговорили, оставшиеся три вида отличаются от них более злобным характером. Как выглядели русалки? На этот счет существует очень много мнений. В некоторых преданиях это молодые красивые девушки, в других безобразные старухи.

Многие представляют русалок как девушек с хвостом, но в Древней Руси никакого хвоста у них не было. Лоскотухи – красивые молодые женщины, которые заманивают одиноких мужчин и ласкают их до смерти. Лобаста – полная женщина, старшая, распоряжается остальными русалками. Убивает всех, кто встречается на ее пути. Водяницы – молодые девушки с длинными волосами, добрые, но любят пошутить, от этих шуток нередко погибали люди.


Двоюродный брат черта. Обитает в квартирах и домах, доброжелательно настроен к людям. Не боится жить у набожных людей, его не смущают иконы. Этот маленький старичок в потертой одежде никогда не обидит человека, если тот не причинит ему зла. Наоборот, он защищает дом от вторжения злых духов. Любит шутить, может напакостить, часто прячет вещи.

Домового принято задабривать, оставлять ему молоко, хлеб на блюдечке. В древней Руси существовал обряд привлечения домового. Если в доме была напряженная атмосфера, происходило много странных событий, считалось, что в доме нет домового, зато поселилась нечисть. Люди проводили этот обряд, нечисть исчезала.


Дух, обитающий в водах и защищающий водоемы и озера от посторонних. Старик с длинной бородой, с хвостом вместо ног, зеленой кожей, рыбьими глазами.

Водяной – самый старший среди всех обитателей, ему подчиняются русалки, рыбы, другие обитатели подводного мира. Он управляет водой, течением, создает волны. Он любит пугать народ воплями, мешает рыбакам. Если человек нарушил покой водяного, тот может его утопить.

Если человек попал в руки к водяному у него нет шансов на спасение, в водной стихии ему нет равных.


Дух леса, его хранитель и хозяин. Обычно это старик с бородой в крестьянской одежде наизнанку. В некоторых источниках – волосатое существо, напоминающее огромного зверя.

Лешему иногда становится скучно, тогда он начинает проказничать. Подходит к грибникам, охотникам, задает вопрос. От ответа человека зависит его жизнь. В любом случае просто так леший никого не отпустит, люди долго плутают по лесу, потом леший отпускает их или строго наказывает. Конечно, такое случается редко, но он может открыть двери в параллельный мир. Тогда заблудившийся человек не имеет ни малейшего шанса на возвращение.

Многое зависит от настроения хозяина леса. При встрече с ним нужно раздеться догола, а потом снова одеться, при этом вывернув одежду наизнанку. В некоторых случаях помогает молитва или мат.


Самый знаменитый мифологический персонаж древних славян. Даже самые маленькие дети знают о ее существовании, благодаря русским народным сказкам. Она имеет большую силу, способна перевоплощаться, стать ведьмой, упырем или другим представителем нечисти.

Живет Баба-Яга в избушке. Но вопреки сложившемуся мнению ноги ее не куриные, а курные – столбы, обкуренные дымом, то есть черные. Каждый знает, как выглядит Баба-Яга – старуха в просторном платье.

Людям лучше не попадаться ей на глаза, Баба-Яга склонна к каннибализму. Также она занимается тем, что руководит всеми ведьмами и представителями прочей нечисти, наказывает и поощряет их. Также она поставляет человеческие души в преисподнюю.


Обитатели славянских языческих легенд — это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

Книга Велеса

Единственное имеющееся изображение одной из досок

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит — то есть около 9000 лет до нашей эры.

Славянский Алконост — райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море — и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

Птица Алконост. Лубок, конец XVIII — начало XIX в.

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю — только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis — ядовитая змея.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 14
Бестиарий. Существа славянской мифологии 19

Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами — здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали — оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника — банница, или обдериха. В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Бани были и в Риме и в Турции. Но банник — только у славян.

Бани были и в Риме и в Турции. Но банник — только у славян.

Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.

Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик в представлении В.Таубера

Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.

Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? — Ку. — А чего так ма.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? — Ку. — А чего так ма…?

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен — ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Домовой, рис. Билибина.

Домовой, рис. Билибина.

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует — некоторые считают его животным, другие — птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак — душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном — дрекавак умеет жутко кричать.

Обычно дрекавак — герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот — по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.

Иван Царевич и Жар-птица. Рис. Билибина.

Иван Царевич и Жар-птица. Рис. Билибина.

Злой дух (иногда — жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда — в основном лишь пугает заплутавших путников.

Старушка-кикимора, рис. Билибина.

Старушка-кикимора, рис. Билибина.

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 11
Бестиарий. Существа славянской мифологии 10

Кощей в представлении Васнецова и Билибина.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 6
Бестиарий. Существа славянской мифологии 5

Георгий Милляр — лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой — ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик — растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам — его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно — заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Леший, рис. М. Врубеля.

Леший, рис. М. Врубеля.

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет — это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).

Следует также упомянуть водяницу — разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.

Русалка. Художник Константин Васильев.

Русалка. Художник Константин Васильев.

Водяной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, однако время от времени любит пошалить, утащив зазевавшегося (или обидевшего) купальщика под воду. Иногда водяного наделяли способностью к оборотничеству — превращению в рыб, животных или даже бревна.

Бестиарий. Существа славянской мифологии 7
Бестиарий. Существа славянской мифологии 8

Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.

Нетрудно догадаться, что Сирин — мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин — не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Птица Сирин на виноградном дереве. Рисунок на сундуке, 1710 год.

Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть — чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибина.

Соловей-разбойник и Илья Муромец. Рис. Билибина.

Илья Муромец — единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной церковью.

Избушка Бабы-Яги в Кукобое.

Избушка Бабы-Яги в Кукобое.

Последнее особенно важно, ибо старинные предания быстро забываются, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь изучать славянские легенды — особенно в их изначальных, неадаптированных для детских книг вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордиться, ведь он — один из самых древних в Европе.

Читайте также: