Камерная музыка шуберта сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Инструментальное творчество Шуберта движется по двум широким руслам: крупные циклические формы и малые формы, тесно связанные с традициями бытовой музыки. Основное место среди них занимают танцы: лендлеры, вальсы, экосезы; большинство их – это авторские записи импровизаций на танцевальных вечеринках в бюргерской домашней обстановке. К ним примыкают бесчисленные четырёхручные фортепианные пьесы, также предназначенные для домашнего музицирования: марши, увертюры, фантазии. Все эти жанры относятся к области фортепианной музыки.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его танцах – преимущественно вальсах (с том числе лендлерах) и маршах.

Проникновение вальса в фортепианную литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот танец был завезён в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрёстках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах. Шубертовские вальсы (их около 250) – подлинные камерные миниатюры. Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увесилительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму – так много с нём лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохраняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.

Поразительно, что при огромном количестве шубертовских вальсов практически невозможно выделить какие-то определённые типы – каждый неповторим и индивидуален (и это – один из главных признаков романтической миниатюры). В отличие от крупных инструментальных произведений, вальсы Шуберта сравнительно легко попадали в печать. Они издавались сериями, двенадцать, пятнадцать, семнадцать пьес в каждой.

А между тем фортепианные дуэты образуют интересную область его творчества и содержат высокие художественные ценности. Четырёхручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон (марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры). На одном его полюсе – бытовые миниатюры, на другом – крупные формы вплоть до сочинения, которое, как предполагал Шуман, было эскизом симфонии. Все эти произведения отличаются поэтическим обаянием и великолепной законченностью стиля. Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и полнота тембров связаны со своеобразием четырёхручного исполнения. Шуберт придал этому бытовому жанру небывалое художественное значение, сохранив его специфику как искусства любителя.

Главная тема первой части фантазии – Allegro – имеет характер активный и целеустремлённый, повторение звуков придаёт ей оттенок танцевальности. За нею следуют две темы, интонационно связанные с нею, но песенные. В их изложении вторгается главная тема в тональности второй низкой ступени.

Часть третья – Presto – подобна первой не только в тематическом отношении, но и в структурном, но отличается и жанровой природой тематизма, и тональным планом, а её раздел представляются более самостоятельными. Форма сочетает черты рондо и скерцо.

Четвёртая часть – Allegro – выполняет функцию коды, являет собою фугу на материале главной темы, подытоживающую её развитие. Полифонические приёмы, используемые Шубертом, разнообразны: имитация, контрапунктирование, удвоение и перестановка голосов.

В области крупных форм инструментальной музыки Шуберт оставался верен принципам, сложившимся в конце XVIII века, и обычно строил свои циклические сочинения согласно законам, общепринятым в широкой композиторской практике. Подавляющее большинство его крупных произведений, сольных и ансамблевых, представляет собой классические трёх- или четырёхчастные циклы.

Совершенно особое место в творчестве Шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. Начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы три больших сонаты.

В большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. Но это не обобщённая лирика венских классиков. Подобно другим романтикам, Шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. Его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений.

Шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат Бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. Это соната лирико-жанровая, с преобладающим повествовательным характером развития и песенным тематизмом. Ярким примером шубертовской сонаты является соната A-dur оп.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда Шуберт вместе с Фоглем совершил поездку в Верхнюю Австрию. Это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение.

Он состоит из пяти частей. Каждая – чудо музыкального искусства, а все вместе – неувядаемый шедевр его. С первых же звуков – мощного аккорда всех пяти инструментов и взлетающей вверх стайки рояльных арпеджий – слушатель попадает в светлый мир бодрости и веселья. Молодой, упругой силой веет от музыки первой части квинтета. Она мчится потоком бурлящих пассажей рояля, с благородной сдержанностью, величаво выступает в красивой, округлой и выразительной теме струнных, стремится вперёд в быстром и безостановочном беге наперегонки, в котором с озорной шутливостью состязаются фортепиано и струнные.

Вторая часть контрастна первой, она нетороплива и мечтательна. Но мечтательность её далека о грусти. Это спокойное, безмятежное раздумье. Певучие, широкие темы сменяют одна другую, как бы соревнуясь в изяществе и красоте. Вдруг у рояля возникает грациозная, игриво-шаловливая мелодия и уступает место напевной, задумчивой теме скрипки и виолончели. И снова слушателем завладевают мечты, широкие, безмерные, ничем не омрачаемые.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Мы начинаем говорить про камерную музыку Шуберта.

🤹‍♂️ В 18 веке камерная (для малых составов) музыка считалась чем-то несерьезным. Моцарт и юный Бетховен смотрели на свои камерные работы как на прелестные, изысканные кунштюки для домашней или салонной среды. Камерная материя — например, квартетная — напоминала необременительный галантный разговор.

🦹🏻‍♂️ Все изменилось с начала 1810-х в музыке Бетховена: квартеты становились все более серьезными, атлетическими, труднодоступными; их уровень технической сложности и эмоционального напряжения, экспериментальность формы не позволяли даже помыслить их в качестве средства досуга.

Играет Альбан Берг-квартет

Фрагмент начала квартета. Играет Гевандхаус-квартет.

🌞 Непременно оцените квартет целиком. Он радикален во всем: светлая побочная появляется до странности резко и в далекой тональности; в экспозиции есть влиятельная третья тема — ненадежно и неестественно сочетающая скользящую вниз интонацию главной и доброжелательный тон побочной.

🐝 Самая большая странность — реприза, где отсутствует главная тема (с другой стороны, едва ли тот хаос, которым открывалась часть, можно вообще назвать темой). Не пропустите, однако, ее зловещую реинкарнацию в самом конце квартета. Ломая логику формы, как бы жестоко показывая нам, что весь сюжет, все усилия части были бессмысленны, она снова начинает свое жужжащее движение, приводя опус к концу.

Предлагаем вам отличную видео- и великую аудио-версию.

→ Играет Эшер-квартет

→ Играет квартет им. Бородина в одном из лучших составов, с Михаилом Копельманом (1-я скрипка)

Поет Дитрих Фишер-Дискау.

🖤 Чуть слышные поминальные аккорды, открывающие песню, заранее дают нам понять, чем закончится спор. Они-то и легли в основу второй части квартета, созданного Шубертом через 7 лет после песни. Так, прощание с девушкой, траурное шествие происходит во второй, медленной части (напомним стандартную структуру квартета: 4 части, быстро — медленно — полетное скерцо — динамичный финал).

🥺 Сам разговор между смертью и девушкой, таким образом, логически перемещается в первую часть. В ней не стоит искать прямой программы, но не услышать двух персонажей в первых секундах квартета (смерть, объявляющую приговор, и девушку, которая тихо переспрашивает его) — почти невозможно.

Если удобнее смотреть видео, вот — классическая запись Альбан Берг-квартета.

👂 Послушайте первую часть целиком. Ее структура позволяет нам вспомнить, как строится форма первых частей камерных и симфонических циклов: форма сонатное allegro. Внутри первой части — три раздела:

▪️ Экспозиция, где мы знакомимся с основными темами — главной и побочной.

▪️ Разработка (04.43 видео/09.08 аудио; не удивляйтесь: дело в том, что на этой записи повторяется экспозиция), где они борются и идут в рост.

▪️ Реприза (06.37 видео/11.00 аудио), где события экспозиции проигрываются на новом уровне: темы приходят к согласию, звучат в одной тональности.

🧐 Обратите внимание на разницу между главной и побочной. Создает ли побочная (традиционно более феминная, чем главная) ощущение покоя? Не пропустите момент наибольшего саспенса — конец разработки, когда на пульсации басов две скрипки, переговариваясь с ощущением все большего страха, выходят на повтор главной темы — реплики Смерти.

Шуберт Прекрасная Мельничиха

История создания

Франц Шуберт

Так было положено начало сочинению одного из известнейших вокальных циклов. Но не стоит переживать о том, что Шуберт был вором, спустя несколько дней он вернул книгу с извинениями автору. Франц признался, что не смог удержаться, так как его мысли моментально наполнились новыми музыкальными мотивами и мелодиями, а сама идея показалась вполне воплотимой в жизнь.


Из более чем 70 произведений сочинитель выбрал лишь 20, максимально подходящих по драматургическому развитию. Работа протекала в столице Австрии. Там композитор чувствовал себя спокойно и мог полностью посвятить себя творчеству. Сочинение шло быстро, и уже вначале 1824 года цикл был полностью завершен. После окончания, композитор отправился по приглашению в имение графа Эстерхази в качестве музыкального преподавателя. Там он был представлен другу графа, великолепному тенору Карлу фон Шенштайну. Необходимо отметить, что певец исполнял только итальянскую оперу и редко изменял собственным предпочтениям. Но вокальная музыка Шуберта произвела на него сильное впечатление. В знак уважения и благодарности Франц посвятит цикл именно Шенштайну, и удостоит его чести быть исполнителем композиции. Стоит отметить, что певец прекрасно справился с возложенной на него обязанностью.

Интересно, что по отдельности вокальные миниатюры после сочинения часто исполнялись на светских мероприятиях, но цикл в целом посчастливилось услышать лишь спустя три десятка лет. Произошло это в Вене, публика была в восторге от композиции. Но принимать комплименты было уже некому, так как композитор скончался еще в 1828 году.

Вильгельм Мюллер
Карл фон Шенштайн

Интересные факты

  • Джеральд Мур и Фишер Дискау являются эталонными иностранными исполнителями.
  • Сборник стихотворений Мюллера включает в себя 77 произведений.
  • Многие пианисты незаслуженно упрекали Шуберта за чересчур сложный аккомпанемент. Даже в современном мире считается, что песни композитора достаточно сложны для исполнения.
  • Одним из лучших исполнителей цикла в русскоязычной версии является Эдуард Хиль.
  • Сборник стихов посвящен известнейшему немецкому композитору-романтику Карлу Марии фон Веберу .

Карл Мария фон Вебер

Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках любви без памяти. Кто ищет, тот всегда найдет. Устроившись на мельницу, он влюбляется в дочь хозяина ветряка. Жаль, что столь искреннее и первое чувство не нашло отклика в сердце красавицы. Ей милее смелый и отважный охотник. Это отравляет сердце юноши, он отправляется в путь. Единственным другом становится ручей. Его светлые воды станут утешением романтического героя. Жизнь не кончилась, но сердце уже никогда не станет прежним.


Название вокальной миниатюры

Тональность

Значение в драматургии

Экспозиция и прямая характеристика мельника

Косвенная характеристика охотника

Ревность и гордость

Местная скорбная кульминация

Си мажор (си минор)

Мельник и ручей

Колыбельная песня ручья

  1. №1-10 – Искренние надежды молодого мельника на взаимность;
  2. №11-20 – Рухнувший мир, поглощенный сомнениями, ревностью и глубокой печалью.

Мотив ручья обрамляет композицию, что наиболее ярко проявляется в первом и последнем сочинении. Тем не менее музыка 1 и 20 номера серьезно отличается по настроению.


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель Углубление знаний в области вокальной музыки Ф.Шуберта

Цель Углубление знаний в области вокальной музыки Ф.Шуберта

Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим кол.

Ка́мерная му́зыка (лат. camera — комната) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов.

Франц Пе́тер Шу́берт ( 1797 — 1828) австрийский композитор, один из основопо.

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения одно.

Замысел сочинения цикла у композитора возник в 1827 году после прочтения одноименного сборника стихотворений известного немецкого автора Вильгельма Мюллера.

В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком.

В этот жизненный период судьба сыграла злую шутку с композитором-романтиком. Он находился на пороге к нищей жизни, активно искал постоянное место работы, сочинения не печатались ни в Германии, ни в Швейцарии. Франц получил отказ на получение должности придворного капельмейстера Венской оперы. Ему также было отказано в других местах работы. Шуберт окончательно потерял веру в себя и находился в подавленном состоянии.

Во многом можно считать, что цикл стал трагической развязкой «Прекрасной мель.

В первой части наиболее ярко с точки зрения драматургии выстроены номера «Спо.

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивны.

Произошел окончательный надлом, если в первой части была надежда на позитивный исход, то развитие второй части полностью подтверждает трагическую концепцию. Вторая часть становится воплощением мрака. Тема одиночества в музыке сменяется образом скорой, неизбежной смерти.

Достигли ли мы цели и решили ли задачи? Что такое камерная музыка? Познакомил.

ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов 5 баллов – оценка.

Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cин.

Составь синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Читайте также: